Условия и факторы формирования характера

    3f2b1ddab00e1844f88ea5bc247b292d

    Как развивается и формируется характер

    Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.

    Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении. Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера. Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.

    Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.

    Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.

    Условия и факторы формирования характера

    Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности. Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер. Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов. В качестве объекта они рассматривают характер личности.

    Развитие характера: основные этапы

    Формирование человеческого характера начинается с первого дня его жизни. Со временем он изменяется. В младенчестве и раннем возрасте индивид подражает поведению и поступкам взрослых. Будучи в дошкольном и младшем возрасте на личность оказывает влияние наследственность и воспитание ребенка. При достижении подросткового возраста человек занимается самовоспитанием.

    Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме

    В первую очередь он корректируется из-за социального поведения личности, на него влияет общественная деятельность и межличностное взаимодействие. Не важно, на каком жизненном этапе находится человек, важно то, как он воспринимает ситуацию.

    Основные этапы развития характера человека впервые выделил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он насчитал 5 этапов, на протяжении которых формируется личность. По учению Фрейда оральный этап относится к возрастному периоду 0 до 1 года. В этом отрезке времени формируются такие черты как манипулятивность, инфантильная, зависть и зависимость. Далее во время анального периода, который длится с 1 до 3 года, в основу личности закладываются такие черты как бережливость, упрямство, аккуратность, жестокость и педантичность. Во время следующего периода, что приходится на возраст от 3 до 5 лет, формируется неуверенность в себе, застенчивость и замкнутость, робость и молчаливость. Во время генитального периода с 11 до 12 лет и до конца жизни и происходит социализация или социальная дезадаптация. Здесь же проявляется эффективность или пассивность в деятельности.

    В сфере психологии часто характер разделяется на возрастные периоды. Каждый из них имеет ведущие факторы и условия, при котором происходит формирование определенных черт. Становление личности у человека начинается с первых лет его жизни. В таком возрасте ребенок посредством эмоций общается со своими родителями, развиваются его психические процессы. Он стремится познать мир, проявляет эмоциональные свойства. Нужно малышу оказывать не столько заботы, сколько показываеть любовь и ласку. Личностное саморазвитие начинается именно с этого жизненного этапа.

    Характер в разные периоды жизни

    Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением. Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда. К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.

    Читайте так же  Супер Ласик (Super Lasik) — операция лазерной коррекции зрения: видео, отзывы и цены, отличие от ЛАСИК.

    Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы. Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми.

    Условия и факторы формирования характера

    Здесь происходит формирование следующих черт характера:

    • доброты и эгоистичности.
    • трудолюбия и лени.
    • аккуратности и неряшливости.
    • отзывчивости и безразличия.
    • общительности и замкнутости.

    Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.

    Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума. Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.

    При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.

    На характер оказывают влияние следующие факторы:

    1. Отношение человека к себе и другим людям.
    2. Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
    3. Информация из СМИ и Интернета.

    Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие. Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать.

    Факторы, влияющие на формирование характера

    Все пути ведут в детство. Психологические исследования показывают, что сензитивным периодом для формирования характера является возраст от 2 до 10 лет. В этот период дети активно общаются с окружающими людьми, они открыты для воздействия извне, всё принимают и во всём подражают как родителям, близким, так и своим сверстникам. В это время важно, что вложат своему ребёнку родители в отношении культуры поведения, чему научат и какие условия создадут для подкрепления нужных форм поведения. Поэтому, модель семейного воспитания является неотъемлемым фактором для формирования характера ребёнка.

    Как относятся мать и отец к своим детям, так и дети в будущем будут относиться к своим. Раньше всех в характере малыша закладываются такие черты как отзывчивость, общительность, доброта и эгоистичность, безразличие, чёрствость. Деловые черты характера складываются несколько позже, когда малыш способен выполнять посильный труд: собирать игрушки, помогать маме и т.д. Они ярко проявятся впоследствие в трудовой деятельности (трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость, ответственность или безалаберность и безответственность).

    Если черты характера, заложенные в раннем детстве в семье, подкрепляются затем в школе, в общении с учителями и сверстниками, то они становятся устойчивыми и мало изменяемыми во взрослой жизни. Если же подкрепления не находится, то происходит ломка характера, которая сопровождается как внутренними, так и внешними конфликтами. Например, при попустительском отношении родителей к малышу в детстве, ребёнку сложно будет выполнять требования учителей в школе и подстраиваться под новый режим.

    В подростковом возрасте формируются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности – нравственные и мировоззренческие. К 16 – 17 годам характер человека можно считать сформированным. Нередко, встречая своих одноклассников через много лет, вы понимаете, что характер их остался неизменным.

    Саморазвитие человека

    На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:

    1. Посредством мнений и суждений других людей.
    2. Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
    3. По результату прочитанных книг.
    4. Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.

    Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.

    Что влияет на формирование человека

    Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.

    Читайте так же  Артелак Всплеск Уно капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    Условия и факторы формирования характера

    У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы

    1. Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет. Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы. Темперамент влияет на личность.
    2. Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте. Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность. Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.
    3. В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности. Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации. Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.
    4. В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность. Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.
    5. В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание. В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.

    Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.

    Особенности формирования характера

    Условия и факторы формирования характера

    Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

    Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

    Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

    Биологические факторы

    Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

    Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

    К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи. В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.

    Читайте так же  Темные круги под глазами – причины и как избавиться

    Самосознание

    В основе самосознания человека лежит его отношение к себе, от которого зависят все остальные отношения. Установки, самооценка, степень уверенности в своих силах, убеждения относительно самого себя становятся отражением нашего поведения по отношению к другим людям.

    Иными словами, самосознание – это фундамент характера.

    Именно из-за самосознания характер ребёнка складывается не в раннем детстве, а ближе к подростковому возрасту. Но стоит сделать оговорку: характер к этому времени формируется не окончательно.

    Поскольку самосознание человека меняется, меняется и его характер. Если вы всю жизнь страдали заниженной самооценкой, а теперь сможете сформировать нормальную – ваш характер изменится.

    Социальные факторы

    Личностное саморазвитие зависит от социума. Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос. Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

    У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

    Условия и факторы формирования характера

    Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

    Как психология влияет на развитие характера

    Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.

    Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности. Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы. В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.

    На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.

    Самовоспитание

    Человек – кузнец своего характера. Возможно, он не имеет абсолютной власти, но влияние всё-таки оказывает, причём значительное.

    Проанализировав себя и определив черты своего характера, вы можете начать работу по их изменению: заняться формированием правильной самооценки, воспитать уверенность в себе, научиться справляться с гневом, изменить модель общения и т.д.

    Вы в силах не только закалить свой характер, но и переплавить его. Работайте над собой, и вы станете тем, кем мечтаете.

    Желаем успехов!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • «Что в характере твоем?»
    • Как занятия боевыми искусствами влияют на характер и мышление человека?
    • Типология Бурно
    • Эффективные методы самопознания
    • Практическая польза самопознания
    • Качества, более важные чем IQ
    • Как лучше узнать себя?
    • Характер
    • Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
    • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера

    Ключевые слова:1Самопознание

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *