Упражнения для развития памяти у младших школьников

    04ae4f6ad7b9ccc02c46e0aab45970e0

    Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально. Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

    Какие бывают виды памяти

    Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

    1. По длительности:
    • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
    • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
    • оперативная (информация удерживается некоторое время).
    1. По типу:
    • слуховая (лучше запоминается услышанное);
    • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
    • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
    • образная (эмоциональная, ассоциативная);
    1. По степени приложения усилий:
    • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
    • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
    • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
    • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

    Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

    Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

    • запоминание;
    • хранение информации;
    • извлечение (воспроизведение) данных.

    Виды внимания

    Внимание — избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это особое состояние, при котором ребенок или взрослый способны сосредоточить познавательные процессы на конкретных предметах

    Существуют различные классификации внимания. Наиболее традиционной из них является по признаку произвольности:

    Непроизвольное внимание. Не требует от объекта каких-либо усилий, а привлекается сильным раздражителем

    Основная функция — моментальная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Также такой вид внимания называют эмоциональным или пассивным.

    Произвольное внимание. Свойственно только для человека и характеризуется волевыми усилиями. Данный вид называют активным или волевым вниманием. Возникает в тех ситуациях, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно прорабатывает для этого алгоритм действий. Основная функция — активное регулирование психических процессов. Произвольное внимание тесно связано с волей.

    Послепроизвольное внимание. Обнаруживается в тех ситуациях, когда человек обо всем забывает и с головой погружается в работу. Волевая направленность сочетается с благоприятными условиями деятельности. Внимание связано с сознательной целью и поддерживается сознательным интересом.

    Как развить долговременную память?

    Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

    Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

    • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

      Упражнения для развития памяти у младших школьников

    • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
    • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
    • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

    Тренируем слуховую память

    Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

    • Добавь свое

    Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

    • Запомни ритм

    Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

    • Поем песенки

    Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

    • Ищем пару

    Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

    • Играем в ассоциации

    Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

    Полезные советы по развитию внимания у детей

    Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе

    Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.

    Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.

    Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.

    Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.

    Читайте далее:

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Развиваем внимание у трёхлетнего ребёнка правильно

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Методики раннего развития детей до года и дальше

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Лучшие методики по развитию дошкольников

    Зрительная память

    Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

    • Цветные картинки

    Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

    • Геометрические фигуры

    Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    • Опиши картинку

    Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

    Виды внимания

    Ученые выделяют несколько видов внимания:

    непроизвольное – которое возникает само по себе

    Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах; произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет

    Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы. послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.

    Читайте так же  Сухость глаз и нарушение зрения после лечения Хеликобактер Пилори

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Почему происходит нарушение внимания

    Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:

    СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами

    Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно; хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть; ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют

    Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;

    • слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
    • усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;

    Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело

    Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно

    Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга

    Развиваем ассоциативную память

    Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Как улучшить память школьника?

    Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

    • Читайте хорошую литературу

    Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

    • Осваивайте новое

    Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

    • Развивайте словарный запас

    Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

    • Учите на память

    Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

    • Запоминайте числа

    Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

    • Правильно отдыхайте

    Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

    Развитие памяти у детей младшего школьного возраста статья по психологии

    Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

    В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

    Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

    Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

    Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», — ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

    По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

    Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

    Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

    Особенности памяти младшего школьника были предметом исследования многих отечественных психологов, таких, как Э.А. Голубева, которая исследовала индивидуальные особенности памяти человека [7]. Зинченко П.И., Середа Г.К., в своих работах выявляли значение памяти в обучении [8], Баданина Л.П. исследовала особенности процессов памяти в младшем школьном возрасте [3] Смирнов А.А. и многие другие.

    Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах.

    Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. В это время происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

    Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

    Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [7].

    Читайте так же  Как вытащить соринку из под верхнего века, что делать если что-то попало в глаз

    Учебная деятельность предъявляет всё более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной памяти учащихся. Умение управлять своей памятью — необходимое условие сознательного и прочного усвоения знаний, формирования различных навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только начальными умениями произвольной памяти: их словесно-логическая память носит конкретный характер и тесно связана с образной памятью. Развивая у младших школьников конкретную словесно-логическую память, необходимо создавать основу для развития отвлечённой словесно-логической памяти у школьников средних классов, совершенствуя её в дальнейшем у старших школьников.

    Важно учитывать значение произвольной и непроизвольной памяти в учебной работе и взаимосвязи между ними. Если ориентироваться на произвольную память, не используя в полной мере закономерности непроизвольной памяти, то это часто приводит к формальному усвоению школьниками знаний и к недостаткам в развитии самой памяти. В условиях оптимальной организации учебного материала непроизвольная память достигает высокой продуктивности в процессе усвоения определённых знаний, умений и навыков; своими результатами она готовит почву и для продуктивной работы произвольной памяти. Только в этих условиях исключаются зубрёжка и формализм в усвоении знаний.

    Непроизвольная логическая память успешно развивается в результате систематического выполнения учащимися учебных, познавательных задач. Её совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логическая память развивается в результате выполнения мнемических задач, а её совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приёмов запоминания и воспроизведения. Развитие мышления, являясь непосредственным условием развития непроизвольной памяти, служит вместе с тем необходимой предпосылкой развития произвольной П. До того как применять классификацию объектов в целях запоминания, ученик должен сначала научиться классифицировать в процессе выполнения познавательных задач.

    Л.Ф.Обухова в ходе своих исследований сделала вывод, что основной путь развития непроизвольной и произвольной логической памяти (в конкретной и отвлечённой её форме) заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познавательных умственных действий, доведение их до обобщённых умений и навыков и применение в качестве приёмов запоминания и воспроизведения [17]. В целях рационального использования непроизвольной и произвольной памяти в усвоении учащимися знаний и создания условий успешного развития этих основных видов памяти необходимо учить школьников различать познавательные и мнемические задачи (понять, разобраться в материале и запомнить его) и вооружить их умением по-разному их выполнять. При этом учитывается, что у младших школьников установка на запоминание обычно доминирует над установкой на понимание, поэтому последняя часто подменяется первой (понимание для них является более трудным, чем запоминание, если последнее осуществляется путём простого повторения). Такая подмена приводит к формальному характеру знаний, привычке механического запоминания, задержке развития логической памяти. Между тем механическое запоминание, связанное только с повторением материала, без его понимания, не является неизбежным. Оно — результат недостатков в руководстве развитием и воспитанием памяти у детей. Воспитание памяти необходимо связывать с воспитанием всех сторон личности школьников, с воспитанием мотивов учения, чувства долга и ответственности, привычек к волевым усилиям и так далее.

    На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.

    Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль.

    Первоклассники как правило проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания, когда ученик, прочитывая повторно, испытывает чувство знакомости.

    Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением.

    В результате исследования А. А. Смирнов установил, что прием прочитывания имеет индивидуальные особенности, особенно в первые годы обучения. Наименее способные ученики ограничиваются однообразным чтением текста. В связи с тем — что они не владеют техникой чтения, их внимание направляется на то, чтобы правильно прочитать текст. Мысленное воспроизведение текста, т. е. рассказ самому себе, у этих школьников отсутствует. Наиболее сильные учащиеся вносят в запоминание некоторое разнообразие. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Исследование А. А. Смирнова показывает, что при запоминании второклассники не разбивают текст на смысловые части и даже более старшие школьники пользуются этим приемом очень редко. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности. Это чисто техническое деление текста. Его основная задача—наметить порядок заучивания отдельных частей и установить объем того, что надо запомнить в один прием [5].

    Характерной особенностью членения текста учащимися младших классов является то, что оно протекает значительно легче при непосредственном восприятии текста (его чтения учениками), чем по памяти. При этом деление на части первоначально отличается большой дробностью; в качестве самостоятельных частей иногда выделяются даже некоторые отдельные предложения. Во фразах, близких по содержанию, учащиеся часто вовсе не усматривают ничего общего. Заголовки, которые они дают к намеченным частям, не являются результатом обобщающей работы мысли. Это чаще всего слова или предложения, взятые из полученной части. Такая разбивка текста на части не может быть эффективным приемом запоминания, так как не выполняет своих основных функции: не выделяет смысловых опорных пунктов, которые вели бы за собой все остальное содержание. Все это говорит о том, что деление текста на смысловые части, требующее сложной мыслительной деятельности, представляет для младших школьников значительную трудность и что сам собой этот прием не возникает. Нужна специальная организация работы учащихся по овладению данным приемом.

    Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приемов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение — в целом виде и по частям — при заучивании правил. Они запоминают их лишь в целом, поэтому понимают хуже. Членение па части учащиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строчкам.

    Это, естественно, приводит к механическому запоминанию. Большинство детей при заучивании наизусть не распределяют повторения во времени, не заучивают материал в несколько приемов. После специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять рациональные приемы заучивания наизусть, используют комбинированный или целостный прием запоминания, повторения распределяют во времени.

    Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем — либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем — на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А. Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста и студентами.

    В первой группе опытов материал для запоминания (бессмысленные слоги и отдельные осмысленные слова) предлагался испытуемым обычным способом, без подсобного средства, которое могло быть использовано как опора для запоминания.

    Во второй группе опытов использовался подсобный материал — набор картинок. В инструкции указывалось, что при назывании слова надо выбрать ту картинку, которая поможет припомнить слово. В результате эксперимента были получены следующие данные. Дети дошкольного возраста к картинкам как средству запоминания не обращаются. Запоминание остается непосредственным, «натуральным». Младшие школьники уже используют картинки как средство, облегчающее запоминание. В дальнейшем картинки при запоминании используются в меньшей степени — опосредствование теперь осуществляется не внешними средствами (картинками), а внутренними, речевыми.

    Процессы соотнесения и сопоставления материала и средств запоминания изучались также А. А. Смирновым. Он исследовал, как используется соотнесение в процессе запоминания детьми связных, осмысленных текстов. В результате исследования выяснили, что даже ученики 4 класса соотнесением почти не пользовались.

    Исследуя особенности воспроизведения детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующему выводу. В младшем школьном возрасте воспроизведения представляет большие трудности в связи с тем, что требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения.

    Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают «то, что свежо сохранилось в их памяти». Указывая на эту особенность, К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу» (26, с. 429.).

    С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.

    Читайте так же  «Ципрофлоксацин», капли глазные: инструкция по применению, аналоги и отзывы

    В исследовании Т. А. Корман обнаружено, что младшие школьники полнее воспроизводили научно — популярный текст через семь месяцев после запоминания, чем непосредственно после чтения. Например, непосредственное воспроизведение Наташи В: «Над морем птицы летя быстрее, чем над сушей». Отсроченное воспроизведение: «Над морем они летят быстрее, чтобы преодолеть скорее путь, и лететь над сушей, потому что над сушей они находят корм, над морем редко попадается корм».

    Улучшение отсроченного воспроизведения (реминисценция) С. Л. Рубинштейн связывает с осмыслением материала. Оно у младших школьников осуществляется не сразу, а постепенно. Младшие дети, по мнению С. Л. Рубинштейна, более обобщенно воспроизводят материал лишь спустя некоторое время. С физиологической точки зрения это объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания [7].

    Исследуя процесс забывания исследователи пришли к выводу, что оно зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и так далее. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.

    В исследованиях советских психологов установлено, что на запоминание конкретных и абстрактных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики прочно сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы и необходим для понимания того, что запоминается (например, географические названия, обозначенные на карте). Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия, не связанные с картон, описания) и не является значимым при усвоении тою, что запоминается.

    Абстрактный материал также запоминается различно. Лучше запоминается абстрактный материал, обобщающий ряд фактов (например, взаимосвязи между отдельными географическими явлениями). И наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на конкретном материале (например, определения понятии, если их не подкреплять примерами).

    Конкретно — образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.

    Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса. [7].

    Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у младших школьников на начальных этапах учебного процесса преобладает непроизвольное запоминание, но на протяжении всего младшего школьного возраста развивается произвольность и осмысленность запоминания. Наглядно-образная память более развита, чем словесно-логическая. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Поэтому учителю особенно важно научить ребенка способам рационального запоминания, вследствие чего воспроизведение выученной информации у детей будет проходить более осмысленно и облегченно.

    Литература

    1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема личного обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.

    2. Голубева. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.

    3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

    4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М., 1985.

    5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.

    6. Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998

    7. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — Москва: ВЛАДОС, 1996.

    8. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Исследование личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

    9. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

    Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

    Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

    • пройти регистрацию в системе;
    • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

    После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

    Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

    Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

    Рекомендации по развитию памяти младших школьников

    Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

    • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
    • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
    • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
    • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
    • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
    • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
    • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

    Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

    Виды внимания

    Психологи выделяют три вида.

    Первичное непроизвольное внимание

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание

    Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.

    Вторичное непроизвольное внимание

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество

    Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.

    Произвольное внимание

    Упражнения для развития памяти у младших школьников

    Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю

    Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.

    • Развитие восприятия у дошкольников
    • Развитие памяти у дошкольников

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *