Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    f1f7504eae7ff8c33c0ad20a4619b66c

    Определение взрослости встречается очень часто в различной литературе. В психологии это означает наиболее продолжительный период жизни, на протяжении которого человек достигает наивысшего развития Я-концепции.

    То есть он находит гармонию, понимает, как взаимодействовать с окружающим миром, реализовываться. В процессе взросления каждый самоутверждается в той или иной области, обустраивает свою жизнь, заботится не только о себе, но и своих близких. Неизбежными этапами взросления становятся возрастные кризисы, ослабление психофизической функции, изменение мировоззрения.

    Содержание

    Периодизация взрослости

    Специалисты рассматривают разные подходы к периодизации взрослости. Например, если обратиться к наиболее древней из упомянутых концепций, стоит выделить китайскую классификацию.

    Согласно этой периодизации, существует 4 основных периода взросления:

    Период взросленияВозраст
    Вступление в брак20-30 лет
    Выполнение основных общественных обязанностей30-40 лет
    Осознание собственных ошибок и заблуждений40-50 лет
    Заключительный этап творческой реализации50-60

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    В современном мире периодичность зрелости рассматривается немного иначе.

    Например, в 1966 г Д. Б. Бромлей также выделил 4 стадии взросления:

    • раннюю (с 21 до 25 лет);
    • среднюю (25-40 лет);
    • позднюю (40-45 лет);
    • переход к старости (предпенсионный возраст – 55-65 лет).

    Б. Г. Ананьев рассматривает взросление с 18 до 60 лет. Соответственно, по его теории, ранняя взрослость начинается с совершеннолетия человека. У. Г. Крайг раздвигает рамки еще больше и пишет, что заключительная стадия длится до самой смерти, то есть человек взрослеет на протяжении всей жизни, с 21 года (по Крайгу). Отличие разных периодов связано, в первую очередь, с тем, что в разные времена продолжительность жизни человека менялась, так же как и особенности воспитания.

    Тем не менее, все авторы согласны с тем, что взросление бывает ранним, средним и поздним. Расхождение есть только в возрастных границах.

    Если свести все данные вместе, то можно описать 3 этапа следующим образом:

    • Ранняя зрелость. На данном этапе человек только вступает во взрослую жизнь. Также это время характеризуется пиком биологического созревания. Человек начинает планировать профессиональное и личное будущее.
    • Средняя зрелость. Так называемое время расцвета. На этом этапе можно отметить пик творческих, а также профессиональных достижений. С наступлением средней зрелости у человека появляется все больше желания делиться накопленными знаниями. Одновременно он может мучиться, вспоминая все свои нереализованные проекты. На этот период приходится больше всего разводов.
    • Поздняя зрелость. Характеризуется окончанием профессиональной карьеры. На этом этапе человек начинает готовиться к тому, чтобы стать пенсионером. Он переживает от феномена под названием «опустевшее гнездо», когда осознает, что его дети уже выросли. Также в этот период приходит осознание старости.

    Возрастные границы зрелости в таблице

    Взрослость – это в психологии распространенное понятие. Но оно также и одно из самых противоречивых. Удобнее всего рассматривать возрастные границы по авторам, чьи теории являются наиболее востребованными и актуальными.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    АвторРанняя зрелость, летПоздняя зрелость, лет
    Д. Биррен14-2550-75
    В. В. Бунак25-35 (женщины)
    20-30 (мужчины)
    35+
    30+
    Ш. Бюлер20-4545-65
    В. В. Гинзбург24-4045-50
    Б. Г. Ананьев18-2547-60
    Д. Векслер20-3546-53
    Ж. Годфруа20-4040-60

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    Современные психологи рассматривают стадии взросления обобщенно:

    • с 20 до 30 лет – ранняя;
    • с 30 до 40 лет – средняя;
    • с 40 до 60 лет – поздняя.

    Как меняется поведение человека в разные периоды взрослости

    С приходом каждого нового периода взросления можно заметить общие изменения практически у всех людей.

    Изменение психических функций

    В первую очередь происходят изменения в сенсорной сфере:

    • Снижается острота зрения. Максимальная цветовая чувствительность глаз человека наблюдается в возрасте 20-30 лет. После этого зрение снижается.
    • Ухудшается слух. Это не так заметно. Обычно люди отмечают серьезное ухудшение зрения к 50 годам.
    • Снижается внимание. Это начинает происходить с 34 лет (согласно теории Б. Г. Ананьева).
    • Память. Согласно исследованиям, кратковременная, слуховая и прочие типы памяти могут сохраняться на одном уровне в период с 18 до 30 лет. После этого наблюдается ухудшение памяти.
    • Интеллект. Д. Векслер утверждал, что интеллект растет до 20 лет, а потом сохраняется на стабильном уровне. С 30 лет человек учится использовать свои умственные способности более продуктивно. К 60 годам склонность к логическому мышлению начинает постепенно снижаться. Однако есть масса других версий того, как происходит развитие и снижение интеллектуальной деятельности. Например, были исследования, согласно которым часть испытуемых демонстрировали более высокие умственные способности в 47-50 лет.
    • Креативность. Согласно А. К. Канатову, у мужчин креативность способна сохраняться на одном уровне в период с 25 до 55 лет. Заметное снижение способностей наблюдается после этого возраста. У женщин падение уровня креативности не так заметно и происходит постепенно, то есть и после 55 лет данная функция довольно активна. Но так же, как и умственные способности, креативность очень индивидуальна, поэтому сложно привести общую статистику.

    Изменения эмоциональной сферы

    Взрослость – это в психологии довольно противоречивое понятие. Каждый специалист озвучивает свою теорию того, когда происходят наиболее заметные изменения в поведении или восприятии человека.

    Например, к изменениям эмоциональной сферы очень часто относят уровень эмпатии. Большинство психологов склоняются к тому, что уровень сострадания к окружающим растет до 40-50 лет. В этом возрасте эмпатия достигает своего пика. Это означает, что сочувствие у 40-летнего человека значительно выше, чем у 15-летнего подростка.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    После 50 лет у женщин и мужчин в равной степени наблюдается снижение эмпатии. При этом постепенно происходит обратное. У 60-летнего человека уровень сострадания, наоборот, заметно ниже, чем у подростков. Если сравнивать интенсивность эмпатии, то у женщин она выше, чем у мужчин в любом возрасте.

    Также происходит изменение излишней эмоциональной чувствительности (сентиментальности). Данный показатель увеличивается с возрастом. Например, то, что не вызывает у человека никаких эмоций в 15-20 лет, может вызвать умиление или всплеск эмоций у того, кому 50-60 лет. Сентиментальность у мужчин и женщин развивается одинаково.

    Также после 60 лет происходит постепенное угасание этой функции. Примечательно, что у мужчин наблюдаются более активные скачки сентиментальности. Однако из-за нежелания выражать свои эмоции, представители мужского пола реже показывают свои истинные эмоции, чем женщины.

    Изменения мотивационной сферы

    Потребности и интересы человека очень сильно меняются по мере взросления. С возрастом человек может начать заниматься совершенно противоположными вещами, о которых он даже не задумывался раньше. Согласно исследованиям, чем старше становится человек (независимо от его половой принадлежности), тем больше для него становится важна семья, состояние здоровья. В свою очередь, друзья, страсть, влюбленность постепенно отходят на второй план.

    Пик мотивации приходится на 30 лет. Именно в этом возрасте человек начинает всерьез задумываться о будущем и прилагать усилия для того, чтобы добиться желаемого. Красивая жизнь, внешний вид, секундные удовольствия становятся менее важными. Приходит стабильность. После 45-47 лет люди больше времени уделяют здоровью, применяют полученную жизненную мудрость.

    Многие специалисты склоняются к тому, что по мере взросления меняется и активность гормонального фона. То есть в период после 18 лет, люди испытывают повышенное влечение, поэтому им сложнее ставить перед собой более серьезные цели и фокусироваться на них. Когда влечение снижается, появляются другие устремления.

    Изменение психомоторной сферы

    Взрослость в психологии понимается под многими аспектами. Например, это также и развитие мышечной силы. У мужчин она увеличивается до 25 лет, после чего снижается (речь идет о естественной мышечной силе, а не о посещении спортзала). К 50 годам мышечная масса может уменьшиться на 10 кг и более. У женщин максимум приходится на 21-23 года. После этого мышечная сила также уменьшается, но не так радикально как у мужчин.

    Также с 18-28 до 50-60 лет наблюдается сохранение скорости моторных реакций. Только к 70 годам наблюдается заметное снижение скорости движения рук, ног. Некоторые специалисты считают немного иначе. Они утверждают, что моторные функции сохраняются на высоком уровне до 75, а до 80 лет они лишь незначительно снижаются.

    Изменение личностных свойств

    По мере взросления происходит масса изменений личностных свойств:

    • Ответственность. Вырабатывается к 25 годам и сохраняется примерно на одном уровне на протяжении жизни.

      Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    • Агрессивность. Это так называемое интегральное свойство, которое может выражаться по-разному. У женщин агрессивность (она также включает в себя напористость, мстительность и другие качества) снижается по мере взросления. К 60-70 лет она снижается почти в 2 раза. У мужчин динамика немного отличается. Например, к 21 году у них наиболее высокий показатель мстительности, а потом он она снижается незначительно. Также у мужчин наивысший уровень бескомпромиссности приходится на 31-50 лет. Потом он снижается, но к 61 году снова повышается.
    • Комфортность. Данные показатель значительно выше у более взрослых людей. Это связано с тем, что к 25-30 годам человек больше прислушивается к своему мнению и меньше концентрируется на том, что подумают окружающие.

    Развитие личности в период взрослости

    Нормативные кризисы взрослости. Развитие личности в период взрослости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Например, психоаналитические теории сосредоточены скорее на случаях аномалий личности, патологических вариантах. Норма полагается как состояние отсутствия симптомов болезни. Другой подход, развиваемый с позиций гуманистической психологии, абсолютизирует выдающихся представителей человечества, самоактуализирующихся личностей. Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие современные отечественные и зарубежные психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Однако простой констатации этого положения совершенно недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развития. Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости. Н.А. Рыбников в 1920-х гг. предлагал назвать «акмеологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дисциплины акмеологии, исследующей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга. Акмеология и возрастная психология используют биографический метод в разных его формах: сбор и сопоставление биографического материала, спонтанные и спровоцированные автобиографии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для анализа привлекается также литературный и клинический материал.

    Феномен «акме»

    По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно. Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрастов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущих достижений. Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример акме — у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые – энциклопедисты и одновременно как деятели искусства). По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие характеристики феномена акме — время достижения его человеком и продолжительность реализации. Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Преследуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся».

    Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:

    • социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);
    • социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);
    • фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

    По мнению А. А. Бодалева, развитие личности в период взрослости предполагает следующие новообразования:

    1. изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей;
    2. возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями;
    3. появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера;
    4. более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам.

    Существенный момент — не равномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более трудные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает постановку новых целей.

    Значимым направлением исследований является проблема «смысл жизни и возраст». Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в «единую линию жизни».

    Возрастные кризисы взрослости

    В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости.

    Читайте так же  Современные критерии выбора контактных линз для индивидуального ношения

    Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.

    Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о «кризисности» этого периода. Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями. «Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром. Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

    Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

    Левинсон выделил переходы:

    • к ранней взрослости — 17 — 22 года;
    • переход 30-летия — 28 — 33 года;
    • к средней взрослости — 40—45 лет;
    • переход 50-летия — 50—55 лет;
    • переход к поздней взрослости — 60—65 лет.

    Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

    1. увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;
    2. найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
    3. выстроить себе карьеру;
    4. наладить интимные отношения, установив их с «особенной женщиной» (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

    Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

    Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная поисками Левинсона, применила автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона. Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

    Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

    Период после 30 лет — «корни и расширение» — связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались. Кризис середины жизни, кризис 40-летия , получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства не тождественности самому себе, того, что стал иным. По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции. Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием ответственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не такие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распределение сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! -итог поединка в пользу молодости…

    Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий. Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

    Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» и др. Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью).

    «Живите до ста лет, Давид Данилыч, — успокаивала Римма, а все-таки приятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание… ну что бы еще представить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бешеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушующий океан.

    А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемоданах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петюня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными визитами и дикими ее разговорами. … И эпизод забылся. Но, что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хорош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали на будущее, которое не хочет наступать. Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в какой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто сидела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссертацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и вовсе исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую капризную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового отдела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно говорила кому-то по телефону: «Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной язык». «Федя, поедем на юг?» — спросила Римма. «Обязательно», — с готовностью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки поедем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже трудно было различить. «Эй, смотри-ка: Петюня!» — удивленно сказал Федя. На экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице тоже что-то не было видно. Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь показала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожделенный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с торчащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами, покачивающими плевки и бумажки. А дома-старая, замшелая коммуналка, и бессмертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток будущих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, обманно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки».

    Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет, посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и достижений, основанных на деловитости, прагматизме. Это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив на вопрос: «Какова моя действительная задача?». Причем переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейтмотив» жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правильности прежней линии. О собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: «Знание определенных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пережить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детского психиатра, и я руководил большим учреждением. Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел. Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже знающий». Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоит искать кого-то другого на роль «испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой работе, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказанием духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях.

    По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдоблизости.

    Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

    • развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости);
    • смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);
    • противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
    • стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения.
    Читайте так же  Как самостоятельно снять ресницы, если под рукой нет специальной жидкости

    Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, коррекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности. Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реалистичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за профессиональным и личностным становлением которых приносит радость. Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как к угрозе своему положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках». Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых возможностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, отставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в результате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, наступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.

    В современной действительности все яснее осознается роль образования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение. Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу. Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни. Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз выработанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно драматические переходы к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности.

    Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

    • в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;
    • глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;
    • кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;
    • развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;
    • кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, не демонстративно для окружающих;
    • выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку. «Знание нормальных закономерностей хода жизни человека может быть началом выхода из проблем такого рода», — подчеркивал Б. Ливехуд. Таким образом, нормальная зрелая личность — это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.

    В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризуют дефектные формы разрешения внутренних противоречий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности, перестройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невротического развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно — компенсаторных, «паразитарных» деятельностей, ведущих к еще большей консервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности.

    Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

    Если рассматривать раннюю взрослость в период с 20 до 40 лет, то можно выявить несколько изменений.

    Когнитивная сфера

    В этот период психические функции человека развиваются нестабильно и носят больше гетерохронный характер. На протяжении всего периода ранней взрослости у человека активно развиваются психологические и интеллектуальные процессы. Происходит активное развитие памяти. Если кратковременная, словесная и другая память со временем начинает угасать, то образная память практически не подвергается изменениям.

    В 20-40 лет мышление у человека становится комплексным. При этом могут интегрироваться разные виды мышления (теоретическое, практическое, образное, наглядно-образное). Также активно продолжается развитие речи. Меняются ее качественные параметры. Улучшается внимательность, в частности объем внимания. Человек начинает акцентировать его на определенных вещах, которые вызывают у него наибольший интерес. С 20 лет начинается контроль интеллектуального развития. Человек более активно развивается в разных сферах (творческой, профессиональной).

    Аффективная сфера

    Основная проблема 20-40 лет – это достижение необходимой близости, а также идентичности. Дело в том, что близость является единением двух идентичностей. Но без опыта человек не способен при этом оставаться собой, то есть не терять неповторимые особенности, свойственные именно ему. Происходит осознание разницы между любовью, страстью, эмоциями.

    На период ранней взрослости приходятся новые эмоции. Например, к ним относится родительское отношение. Человек впервые испытывает любовь к своему ребенку и начинает переосмысливать то, как к нему относятся его родители.

    Мотивационная сфера

    В период 20-40 лет снижается импульсивность. Человек более рационально начинает оценивать обстоятельства, благодаря чему принимаем взвешенные, а не эмоциональные решения. Происходит осознание своих поступков. Человек делает выводы, нарабатывает опыт.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    При ранней взрослости появляются новые жизненные мотивации. Одной из них является создание семьи, рождение ребенка. Помимо формирования семьи, начинается развитие карьеры. Человек учится совмещать свои личные стремления с нуждами семьи. Последние могут мотивировать его на более активное развитие на работе.

    Я-концепция

    Характеризуется самоактуализацией личности. Я-концепция в этот период формируется за счет полученного опыта. Ее развитие продолжается и далее. При этом человек сталкивается с внутренними и внешними стимулами.

    Я-концепция с 20 до 40 лет выполняет сразу несколько функций:

    • позволяет добиться внутреннего согласования личности;
    • интерпретирует опыт и формирует новые ожидания.

    На этом этапе возникают сложности, так как у женщин и мужчин разные стремления и потребности. Точнее проблему создает то, что люди противоположного пола еще не полностью понимают и воспринимают желания друг друга. Например, для преобладающего количества мужчин на первом месте стоит половое удовлетворение.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    Они рассматривают своего партнера в качестве спутника, с которым можно хорошо проводить время, ожидают от женщин большей ответственности, ведения домашнего хозяйства. Женщины в этот период больше нуждаются в уюте, нежности, стабильности и финансовой поддержки. Все эти интересы начинают совпадать у партнеров значительно позже. Поэтому в 20-40 лет и происходит наибольшее количество разводов.

    Поведение

    Поведенческие особенности зависят от успеха человека, стабильности в профессиональной деятельности, личной жизни. На поведении отражается то, есть ли у человека семья, добился ли он желаемого или недоволен своей жизнью.

    Обычно серьезные поведенческие изменения происходят после рождения детей. Взросление ускоряется и повышается уровень ответственности. Это, в свою, очередь подталкивает к карьерному развитию. В зависимости от этого отличается и досуговая деятельность. Те люди, у которых есть дети, больше концентрируются не на своих потребностях. В свою очередь, у кого еще нет детей, больше времени могут посвящать себе.

    Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.

    Стр 1 из 2Следующая ⇒

    Взрослость.

    Период взрослости — значительный по времени отрезок жизни человека. Взрослость изучается наукой акмеологией.

    Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет – (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов.

    Г. Крайг утверждает, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости — минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека — его целями, установками, опытом, родом занятий [3].

    Так какого же человека тогда можно считать взрослым, зрелым? Согласно А.А. Реан, субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическими рамками, сколько различными факторами.

    К таковым факторам можно отнести [4]:

    1. Физиологические

    , с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Например, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на одном уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

    2. Социальные и юридические

    — возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определённые позиции, получать образование, иметь профессию, нести ответственность за свои решения и поступки.

    3. Психологические

    — с точки зрения отношения человека к своему возрасту и отнесения себя к нему. Важно наличие семьи и опыт родительства.

    Каждый возрастной период ставит перед человеком определенные задачи. Задачи взрослости решаются человеком с учетом двух важным характеристик – генеративности и продолжения рода.

    Генеративность (производительность)

    — заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Сюда относятся также продуктивность и креативность, реализующиеся в трудовой деятельности и творчестве.

    Продолжение рода

    – его целью является оставить после себя потомство, которому бы были переданы знания и опыт поколений.

    Эти характеристики являются определяющими в системе отношений в социуме зрелого человека. Очень важно, чтобы взрослые сумели передать свою мудрость подрастающему поколению, реализуя себя в роли наставников.

    Имеются разные концепции и мнения по определению задач, которые ставит перед нами взрослость.

    Согласно эпигенетической теории Эриксона

    , каждая стадия жизненного пути требует решения определенной задачи, при этом нередко возникают трудности. Так на стадии ранней взрослости это
    — установление интимности, в широком смысле этого слова, то есть установление близких отношений, что так или иначе связано со статусом личности в обществе и с социальным одобрением. То есть результатом развития в период ранней взрослости личности, при нормальной линии развития, является достижение близости: душевная теплота, понимание, доверие, способность делиться с окружающими.
    В. Вайллент

    , разделяя точку зрения Э. Эриксона относительно периодизации жизни личности, вносит дополнение к его теории. Он высказал предположение, что перед установлением близости и развитием генеративности лежит период относимого внутреннего покоя. В. Вайллент назвал эту
    стадию упрочением карьеры (в отечественной психологии Е.А. Климов рассматривает упрочнение карьеры как стадию профессионального самоопределения), так как индивидуум сосредоточивается на учебе, укреплении своего профессионального статуса и обеспечении своей семьи. Как только его карьера сложилась, он вернётся к вопросам идентичности, а именно к генеративности.
    Согласно позиции Д.Левинсона

    , чтобы стать взрослым, мужчина должен справиться с
    четырьмя задачами развития: увязать мечты с реальностью, найти наставника, обеспечить себе карьеру, наладить интимные отношения. Помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом построения карьеры, выходящим за рамки простого выбора профессии. Д. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Э.Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.
    Г.С. Абрамова

    рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости, являются
    создание семьи, достижение интимности, данная точка зрения поддерживается, экзистенциальными психологами и представителями гуманистического направления в психологии [3].
    Необходимо отметить, что основным проблемным вопросом при изучении взрослости принято считать понятие «зрелости» и выделение ее характеристик.

    Б.Г. Ананьев, рассматривая понятие зрелости, пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Так зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в еще большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость.

    А.А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Она выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Саморазвитие является основополагающей составляющей зрелой личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность, что является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения[3].

    В учебнике Е.Е. Сапоговой мы можем найти, что зрелого человека отличают следующие личностные качества [4]:

    1. Умение брать на себя ответственность;

    2. Стремление к власти и организаторские способности;

    3. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

    4. Уверенность в себе и целеустремленность;

    5. Склонность к философским обобщениям;

    6. Защита системы собственных принципов;

    7. Формирование индивидуального жизненного стиля;

    8. Стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

    9. Реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

    10. Стабилизация системы социальных ролей и др.

    Таким образом, взрослость — важный этап жизненного пути человека, связанный с реализацией себя в профессиональном плане и в семейных отношениях, а также с оценкой собственных ожиданий и полученных в ходе реализации этих ожиданий итогов. Именно во взрослости человек впервые становится субъектом своей жизни.

    Читайте так же  Почему болит глаз и появляется резь в глазах после сна — распространенные причины и рекомендации по лечению

    Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.

    Источник: Статья из Вестника Московского Университета. Серия 14. Психология. № 2. 1980. С. 3-12.

    В своей статье Братусь Б.С. продолжает логику Выготского Л.С. и Эльконина Д.Б. Выготский впервые заговорил о нормативных кризисах. А Д.Б. Эльконин рассматривал ведущую деятельность с точки зрения 2-х ее сторон: мотивационно-смысловой и операционально-технической. Согласно Братусь Б.С., «мотив, чтобы оставаться в относительной неизменности, должен соответствовать содержанию, составу операционально-целевой деятельности и находиться с ней в определённом равновесии. Однако в реальной жизни это равновесие достаточно относительно. Мы всегда имеем дело с моментом динамического равновесия, которое может нарушиться уже в следующий момент». Таким образом, кризис взрослости — это разлад операционально-технической и смысловой сфер личности, когда много желаний, но не все получается. Смена ведущей деятельности не такая частая, как в детстве. «Для периода зрелой жизни перечень ведущих деятельностей нередко остается постоянным в отличие от детского возраста…Изменение характера ведущих деятельностей в зрелом возрасте протекает значительно медленнее и более скрытно

    «. Круг деятельности уже освоен взрослым, спектр деятельности один и тот же, но захваченность деятельностью меняется (важнее расставить акценты — какая деятельность дежурная, а какая — значимая). Это происходит не само собой, а с помощью рычага-переключателя, которым является кризис.

    Противоречие

    этого кризиса заключается в расхождении между Я-реальным и Я-идеальным, между наличным и возможным. Прежние мотивы и представления перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям, изменившейся внешней ССР, изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем.

    Выделяют 3 этапа развития противоречия:

    1. Малозаметное изменение прежних отношений к людям, ситуации. Этап подготовки к кризису.

    2. Осознание происшедшего, обозначение его для себя человеком.

    3. Поиск и укоренение нового в мировоззрении.

    Кризис взрослости имеет значительные различия от кризисов детства. Во-первых, они возникают реже (разрыв 7-10 лет). Во-вторых, этот кризис не так привязан к возрасту и более тесно зависит от социальной ситуации развития. В-третьих, кризис взрослости проходит осознанно, скрыто, интериоризированно и не демонстративно.

    Различают кризисы нормативные и невротические. Суть всех нормативных кризисов — в перестройке смысловых структур сознания, в переориентации на новые жизненные задачи, что приводит к смене характера деятельности, взаимоотношений. Невротические кризисы не решают внутренних противоречий, они становятся постоянными, внутренне-конфликтными, порождают компенсаторные, паразитические деятельности (алкоголизм, наркомания и т.д.)

    Таким образом, в ходе преодоления нормативного кризиса, мы имеем перед собой нормативно-зрелую личность, которая не лишена внутренних противоречий, но способна внутренне принимать, осознавать и оценить эти противоречия, способна самостоятельно и продуктивно их разрешать.

    Кризис 30 лет.

    На протекание кризиса могут влиять различные факторы. Основными факторами, связанными с взрослыми возрастами и кризисами, их сопровождающими, являются:

    1. Временная перспектива жизни— это единая структура, складывающаяся в юном возрасте и меняющаяся в дальнейшем с возрастом. Сутью ее является то, как человек воспринимает соотношение своего прошлого, настоящего и будущего.

    2. Физиологические изменения, происходящие с течением возраста в организме.

    Рамки течения и возникновения кризиса имеют разные индивидуальные вариации у разных людей и зависят от условий жизни, уровня самореализации и достигнутых целей.

    Кризис 28-35 лет условно можно назвать кризисом 30 лет. Этот жизненный отрезок времени (30-35 лет) характеризуется как акме — пик расцвета, период максимальной продуктивности (примерно в 33 года). Его также называют переходным периодом. Организм полон энергии и сил, набран необходимый жизненный опыт, есть возможность планирования своего будущего. В возрасте расцвета жизненных сил происходит работа по сопоставлению ожиданий, т.е. того, что хотел в молодости и того, что получилось. Человек перестраивает свои жизненные планы, осознавая, к чему ему стремиться дальше. Таким образом, кризис 30 лет можно охарактеризовать как кризис перестройки своего «Я», поиск себя в будущем.

    Человек понимает свои возможности и силы для реализации своих конкретных планов в будущем. Но могут обостриться “противоречия между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу» как переживание собственной силы может не соответствовать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать реальным возможностям и тому подобное” [Абрамова]. При этом собственная Эго-идентичность либо принимается, либо меняется самим этим человеком.

    Разрешением этого кризиса является перестройка смысловых структур сознаниячерез принятие себя и движение вперед (положительное разрешение кризиса) или же непринятие себя и медленное «самоубийство» (негативное разрешение кризиса, заключающееся в разрушении себя и своей жизни путём употребления алкогольных, наркотических веществ).

    1Следующая ⇒

    ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

    Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

    ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

    Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

    Взрослость – это в психологии то понятие, которое лучше рассматривать в частном порядке. Однако есть определенные характеристики, встречающиеся у большинства людей одного возраста.

    Когнитивные особенности

    В период средней взрослости человек сталкивается с психологическими изменениями. У него уже есть достаточный профессиональный и жизненный опыт, есть взрослые дети, возможно и внуки. Происходят физиологические изменения. Соответственно, приходится приспосабливаться ко многим новым вещам.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    Главная когнитивная особенность средней взрослости – это субъективизм, когда происходит реальная оценка своего возраста. Одновременно с этим человек отмечает, что серьезных изменений, которых он боялся в 20-летнем возрасте, не происходит. Более того, больше развиваются сенсорные функции. Человек лучше ощущает и воспринимает происходящее.

    Аффективная сфера

    Развитие данной сферы происходит неравномерно. Для одних людей данный период становится своеобразным расцветом. Они реализуются творчески, путешествуют. Другие начинают зацикливаться на своем возрасте и осознании своей смертности. Кажется, что время очень быстро уходит, но нет никаких особенных достижений.

    Человек делает больший акцент на труд и развитие. Эмоции начинают оказывать большее влияние на настроение, поседение, могут сказываться даже на профессиональной деятельности. Также в этом возрасте повышается риск стресса, развития депрессии.

    Мотивационная сфера

    В среднем возрасте появляется желание действовать без лишних заминок. Человек хочет изменить жизнь к лучшему, что является довольно сильной мотивацией. Появляется желание не просто реализоваться, но и подготовить базу для следующего поколения, передать свой опыт.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    Это провоцирует переоценку и осмысление жизни. Человек начинает корректировать систему ценностей и концентрируется больше на семье и работе. Если в любой из этих сфер происходит серьезное изменение (например, потеря работы, близкого человека, вынужденный переезд), то это может спровоцировать так называемый мотивационный кризис.

    Я-концепция

    В период среднего взросления происходят основные события, которые формируют новые задачи:

    • достигнуть социальной ответственности и необходимого жизненного уровня;
    • сформировать досуговую деятельность;
    • помочь младшему поколению осознать ответственность;
    • улучшить супружеские отношения;
    • приспособиться к физиологическим изменениям.

    Поведенческие особенности

    Основным видом деятельности остается труд. К этому возрасту человек добивается хорошего результата, растет по карьерной лестнице. Благодаря накопленному опыту растет уверенность в себе. Это позволяет компенсировать протекающие физиологические изменения.

    В семейной жизни отношения становятся более стабильными. Супруги меньше жалуются друг на друга, ссорятся. Налаживаются отношения с детьми, появляется чувство гармонии.

    Поздняя взрослость (60-70 лет и старше)

    Взрослость – это в психологии одно из наиболее спорных понятий, хотя и может показаться иначе. В частности, это касается характеристики позднего периода взросления, который начинается с 60 лет.

    Когнитивные особенности

    Основной особенностью данного периода являются возрастные изменения, то есть старение. Человек отмечает ухудшение слуха и проблемы со здоровьем. Деятельность организма постепенно ослабляется. Люди отмечают заметное угнетение физической силы, запаса энергии. В большинстве ситуаций возникают проблемы с иммунной и сердечно-сосудистой системой. Кожа теряет эластичность, человеку хочется больше отдыхать.

    Аффективная сфера

    Этот период характеризуется специфическими изменениями эмоциональной сферы. Например, люд могут отмечать у себя довольно сильное нервное возбуждение. Иногда появляется беспричинная грусть, хочется плакать просто так.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    У некоторых пожилых людей проявляется эксцентричность. Это обусловлено желанием оставаться молодым. Одновременно с этим снижается чуткость. Человек больше погружается в себя, ему сложнее справляться со сложными жизненными ситуациями.

    Мотивационная сфера

    Если после 60 лет человек по-прежнему обладает хорошим здоровьем, то потребности у него мало отличаются от тех, которые были до этого. Он хочет самореализоваться, передать опыт и активно участвовать в жизни общества. Для людей этого возраста важно быть значимыми для других.

    После 70 лет основной акцент делается на поддержание здоровья. Постепенно снижается потребность в участии в жизни окружающих. Интересы сосредотачиваются на собственном внутреннем мире. Появляются новые хобби (музыка, рисование и другое).

    Я-концепция

    Я-концепция в этот период может формироваться самым разным образом. Обычно люди пытаются интегрировать свое прошлое в настоящее. Если удается связать все события, то жизнь кажется более успешной. На этом этапе человек должен научиться разрешать нормативные кризисы, а также конфликты. В этот период важно адаптироваться к новым условиям и научиться принимать опыт прошлых лет.

    Поведенческие особенности

    Пожилые люди более опасливы. Им начинает постоянно казаться, что везде их ждет опасность. Они с опаской ходят вечером по улице, вздрагивают, когда звонит телефон. За счет этого в значительной мере снижается социальная активность. Некоторые пожилые люди начинают вести затворнический образ жизни. Профессиональная деятельность больше не является важной. Многие в этот период начинают испытывать больший интерес к религии.

    Взрослость в психологии это что, определение, возраст по годам, виды

    Рассматривая взрослость в психологии, нужно понимать, что это понятие имеет множество вариаций. Специалисты до сих пор не могут сойтись во мнении касательно периодов взросления. Также есть масса нюансов, которые характеризуют тот или иной этап взросления.

    Взрослость и зрелость.

    Самый продолжительный отрезок жизни человека, располагающийся между детством и старостью, именуется взрослостью. Именно в этот период человек достигает максимума своих возможностей, основные достижения также приходятся на это время. Но когда же начинается взрослость? Какими характеристиками она может быть определена и всегда ли идет рука об руку со зрелостью?..

    Взрослость или взрослый возраст достаточно чётко описывается в психофизиологическом контексте, а также в контексте различных умений, достижений, способностей. В качестве основных из них можно назвать следующие:

    • готовность и способность брать на себя ответственность, принимать решения;
    • способность обеспечить себя;
    • уверенность в себе и целеустремленность;
    • реализм и рационализм в суждениях и оценках;
    • защита системы собственных принципов, идеалов и жизненных ценностей и ряд других.

    Исходя из этих характеристик взрослость можно считать мерой социальной адаптации человека. Но помимо этого есть ещё и так называемые экзистенциально-психологические контексты рассмотрения взрослого возраста, которые по определению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ Е.Е.Сапоговой «…уже в тридцать лет могут превратить нас в умудрённых жизнью и вполне состоявшихся людей или и в пятьдесят оставить инфантильными, беспомощными и нелепыми».

    Именно взаимопереплетение взрослости и зрелости даёт нам возможность управлять своей жизнью, осознавая свою аутентичность, избирать стратегии и тактики для достижения своих целей, заботиться о себе, принимать ответственность за свои поступки и реализацию жизненного пути, который мы выбираем, а также способствовать развитию и самореализации окружающих людей.

    Американский психолог и разработчик теории черт личности Г.Олпорт, определяя созревание человека как непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, разграничивал зрелую и незрелую (невротическую) личность. В качестве характеристик психологически зрелого человека Олпорт выделял следующие:

    1. Широкие границы «Я». Такой человек вовлекается в большое количество социальных связей (семейных, трудовых и.т.д), активно участвует во всем, что считает значимым, не ограничивая себя в том, что кажется интересным. То есть, открыт миру и переживает себя в качестве его составной части.
    2. Способность к тёплым и сердечным социальным отношениям. Олпорт выделяет две их разновидности — дружескую интимность и сочувствие. Дружески-интимный аспект таких отношений заключается в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям без чувства ревности или собственничества. Сочувствие же выражается в способности быть терпимым к различиям между собой и другими, что позволяет демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции и является залогом общности со всеми людьми.
    3. Принятие себя и своих чувств, отсутствие эмоциональных барьеров и умение справляться с собственными эмоциями. Зрелый человек имеет положительное представление о себе, относится к себе с уважением, жизненные трудности переносит без эмоциональных срывов и саморазрушения.
    4. Реалистичное восприятие действительности и притязаний. Зрелый человек видит вещи, события и отношения такими, какие они есть, а не такими, какими бы их хотелось видеть, имеет здоровое чувство реальности без искажений и передёргивания фактов в угоду своим потребностям. Такой человек ставит перед собой значимые для него и реалистичные цели.
    5. Способность к самопознанию и чувство юмора. Зрелого человека характеризует четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, способность посмеяться над собой.
    6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.

    Немаловажной чертой взрослости и зрелости является появление интереса и вкуса к жизни как таковой, счастье от каждого жизненного мгновения, от возможности распорядиться им по своему усмотрению, радость от самых простых и обычных явлений: дождя, живописного неба, шелеста листвы, интересной книги, фильма, любимой музыки, бокала вина за разговором с дорогим тебе человеком и миллиона других вещей, моментов и событий, которыми наполнена жизнь. Что и создаёт неповторимое чувство сродненности с жизнью, включенности в неё.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *