Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    30c62163226cce4683ebaff193e3b3f2

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Кризисы возраста у человека

    Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

    • Первого года;
    • Трех лет;
    • 6-7 лет;
    • 13-15 лет;
    • 18 лет;
    • 30 лет;
    • 40-45 лет;
    • после 55 лет (предпенсионный).

    Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

    • 1) Докризисный период.
    • 2) Собственно кризис.
    • 3) Посткризисный период.

    Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

    Последовательность появления:

    • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
    • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

    • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
    • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
    • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Взрослые часто не понимают подростков

    • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
    • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Кризис среднего возраста

    • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
    • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

    Кризис юношеского возраста

    Становление мировоззрения Читать далее: Саморегуляция в юношеском возрасте

    1.3 Кризис юношеского возраста

    Юношейский возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит самостоятельно, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. [11;57]

    Психические проявления пубертатного криза, отчасти обусловленные гормональными изменениями в организме, бывают весьма выраженными: повышенный уровень тревожности, эмоциональное напряжение, которые юноши стремятся «выплеснуть» наружу. В связи с этим им свойственны раздражительность, конфликтность, нередко драчливость. Для снятия эмоционального напряжения юноши используют посещение шумных дискотек и рок-концертов, нередко прибегают к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Врачи, особенно педиатры, должны знать наиболее типичные поведенческие реакции юношей, которые, еще не являясь патологией, таят в себе опасность формирования в дальнейшем аномалий личностного развития.

    Наиболее распространенные поведенческие реакции подросткового и юношеского возраста: [21;30]

    · Реакция «оппозиции» – активный протест в ответ на предъявляемые юноше требования взрослых.

    · Реакция «эмансипации» – стремление освободиться от покровительства и контроля взрослых. Эмансипация связана с самоутверждением себя как личности, стремлением «сделать все по-своему». Крайним вариантом стремления освобождения от опеки родных являются побеги и уходы из дома.

    · Реакция «имитации» – стремление подражать определенному образцу или идеалу, который находит признание в компании сверстников.

    · Реакция «гиперкомпенсации» – настойчивое стремление юноши найти признание и достичь успеха в той области деятельности, в которой он наименее способен (физические занятия, различного рода «хобби» и др.).

    · Реакция «группирования» – участие в группах, объединенных различными мотивациями: от простого общения, увлечения музыкой, спортом («рокеры», «металлисты», «фанаты») до криминальных сообществ, групп наркоманов и т. п.

    В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Главное психологическое приобретение данного этапа – открытие своего внутреннего мира, но оно вызывает много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. С открытием «Я» связаны осознание своей уникальности, неповторимости и чувство одиночества. [26;59] Юношеское «Я» неопределенно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении. Юноши нередко оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

    Для юношеского периода характерны глубокие психологические и личностные изменения, не связанные напрямую с гормональной перестройкой. Они выражаются в формировании нового самосознания, чувства дружбы и любви, переоценке собственных возможностей и способностей. Обостренное чувство собственного достоинства часто приводит к столкновениям с реальной действительностью и проявляется юношеским негативизмом. Этому способствуют завышенные притязания, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной самостоятельности (отсутствие ряда гражданских прав, нахождение на иждивении у родителей и др.) оказывается невозможным. [27;46] Нередко возникают конфликты с родителями, эмоциональная связь с которыми ослабевает, и юноша стремится освободиться от их опеки. Одна из главных тенденций юношеского возраста – автономизация от взрослых и переориентация на ровесников. Некоторые психологи считают общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Потребность в общении и группировании вызвана чувством одиночества, неприкаянности, желанием найти признание собственной значимости.

    Причинами кризиса являются, во-первых, ценностно-смысловая саморегуляция поведения, а, во-вторых, проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: [28;96]

    · У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.

    · Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

    Читайте так же  Конфликт интересов на работе — что это такое?

    · Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

    · Выбор профессии.

    Смысл (новообразования): выбор внутренней позиции, профессиональное самоопределение, а также овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.

    Становление мировоззрения Читать далее: Саморегуляция в юношеском возрасте

    Информация о работе «Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте»

    Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 75616 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

    Похожие работы

    Новообразования старшего школьного возраста

    19414

    … борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко). Ведущая деятельность Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — …

    Возрастная психология

    318722

    2

    3

    … в психоанализ. Лекции. — М., 1989. 47. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. — М., 1994. 48. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М, 2002. 49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. 50. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип — 1995 51. Ярошевский М.Г. История …

    Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

    93665

    2

    … нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.[2;286] Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у …

    Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте

    151703

    5

    6

    … ХАРАКТЕРИСТИК РАННЕЙ ЮНОСТИ И ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ 3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности. Объект исследования – личностные особенности в ранней юности. Предмет исследования – временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности …

    Причины появления

    Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

    Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

    Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

    Кризисы в психическом развитии

    Определение 1
    Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального равновесия под влиянием угрозы, которая исходит от внешних обстоятельств.

    С внешней стороны эти кризисы характеризуются чертами, обратными по отношению к периодам стабильного состояния.

    У детей в этот период могут возникнуть неврозы и психосоматические заболевания.

    Возрастные кризисы детства имеют психологические особенности, связанные с перестройкой внутреннего переживания по отношению к среде, изменение потребностей и побуждений, влияющих на поведение ребенка, резкие и капитальные сдвиги и смещения в личности ребенка.

    Неравномерность развития ребенка, наличие особых моментов становления личности отмечалась в детской психологии многими авторами. Зарубежные исследователи эти моменты рассматривали как болезни развития, как негативный результат столкновения личности с социальной действительностью.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии 430 ₽ Реферат Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии 250 ₽ Контрольная работа Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии 240 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Зарубежные психологи, рассматривавшие возрастные кризисы как формы отклонения психического развития от нормы, пришли к выводу о том, что в развитии этих кризисов может и не быть.

    Отечественный психолог П.П. Блонский дал первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты, обратив внимание на переходный возраст и, оценив его как трудный в педагогическом отношении. Он указывает на неустойчивость нервной системы ребенка, на немотивированное поведение в критические периоды.

    Выготский к анализу возрастной динамики и месту кризисов подходит со стороны общей теоретической модели развития, опираясь при этом на представления Блонского. В своей работе «Проблема возраста» он вводит теоретическое представление о критическом и стабильном возрасте.

    Замечание 1

    На протяжении короткого времени в кризисные периоды происходят кардинальные изменения в личности ребенка – в короткий срок ребенок меняется весь в целом.

    Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    В течение длительного времени в отечественной психологии проблема кризисов рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства. Кризис, по мнению Л.С. Выготского, является временем качественных позитивных изменений, связанных с переходом личности на более высокую ступень развития.

    Он назвал основные характеристики кризисных периодов:

    • в короткий отрезок времени происходят резкие изменения;
    • границы кризиса проявляются неотчетливо, поэтому трудно определить момент его наступления и окончания;
    • ребенок трудновоспитуем, конфликтует с окружающими, выпадает из системы педагогического воздействия;
    • всё, что образовалось в предшествующую стадию, отмирает, свёртывается, распадается.

    Как понять, что наступил кризис возраста

    Когда бросаешь курить что происходит с организмом по дням и месяцам

    Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

    Признаки кризиса:

    • меняется поведение;
    • возникает желание бросить хорошую работу;
    • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
    • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
    • раздражительность или неожиданный гнев;
    • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
    • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
    • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
    • изучение нового;
    • изменение режима сна (как правило, меньше);
    • появляются мысли о смерти, о ее природе;
    • внешние изменения.

    Понятие возрастного кризиса

    Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

    За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому кризис среднего возраста и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

    Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

    Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

    Возможно ли преодоление

    Как поднять себе настроение быстро когда тебе плохо — способы и советы

    Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

    Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

    Читайте так же  Капли для глаз с гиалуроновой кислотой — список лучших, отзывы

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Кризисы взросления

    Основные кризисы

    Основные кризисы и их особенности представлены в таблице:

    ЧИТАТЬ Как понять женщину: теория и практика

    КризисПризнакиРекомендации
    новорожденностьадаптация к новому миру, проявление безусловных рефлексовразвивать через прямые контакты (касания, разговоры, пение, улыбка)
    1 годрост потребностей, проявление самостоятельности, импульсивностьпозволять проявлять самостоятельность
    3 годаупрямство, непостоянство эмоций, желание командоватьне стоит корректировать проявления ребенка; дать возможность быть самостоятельным, организовать деятельность малыша
    7 летбольше наигранных эмоций, замкнутость, неконтролируемостьлучше пересмотреть запреты, в отдельных сферах дать больше свободы; общаться серьезно, как со взрослым; учитывать мнения малыша; нужно больше положительной мотивации и меньше «метода кнута»
    пубертатный периодчастые конфликты, потеря авторитета взрослых, стремление казаться взрослее, формирование собственных ценностейсоздать атмосферу понимания и доверия; интересоваться потребностями и увлечениями; поддерживать стремления
    17 летуход в себя, отстраненность, чувство одиночествареже контролировать, чаще поддерживать; помогать в выборе профессии, не навязывая
    30 летпереоценка ценностей, более трезвые взгляды, потребность в стабильностифизическое развитие, самообразование, реализация давних целей
    40 – 45 летсформировано критическое мышление, устойчивое чувство самоуважения, иллюзии остаются в прошлом, болезненные переживания по поводу нереализованных целейпутешествовать с родными, сменить обстановку, заняться физическим саморазвитием, победить вредные привычки, наслаждаться моментом, не отстраняться от семьи
    пенсионныйпассивность, ностальгия, мудрость, замедленный ритм жизни, ухудшение здоровьяпринять ситуацию, заняться приятной деятельностью (можно общественной или творческой), доброжелательно общаться, не отстраняться от родных, воплотить скрытое давнее желание (возможно, экстремальное)

    Новорожденность

    Условия жизни новорожденного резко поменялись. Он попадает в новое пространство, в котором ему выживать помогают безусловные рефлексы. Благодаря им малыш ориентируется в пространстве, употребляет пищу, защищается. Ребенок интенсивно начинает адаптироваться к изменившимся условиям.

    1 год

    Это переходный этап между младенчеством и ранним детством, который длится около 3 лет. Основные особенности:

    • увеличение возможностей малыша;
    • возникновение новых потребностей;
    • проявление самостоятельности;
    • острые эмоциональные реакции;
    • усвоение понятия «границы»;
    • возможные нарушения сна;
    • потребность словесно выражать желания;
    • внутренний конфликт, связанный с необходимостью победить стыд и сомнения;
    • интенсивное развитие речи;
    • формирование самосознания;
    • развитие способности контролировать движения;
    • борьба за собственные границы.

    ЧИТАТЬ Хобби для женщин: интересные способы провести досуг с пользой

    3 года

    Личностные метаморфозы малыша влияют на контакты со взрослыми. Ребенок осознает свою отдельность от других, анализирует собственные возможности, видит в себе источник воли. Малыш сравнивает себя с родителями (и другими взрослыми). Появляется потребность подражать взрослым. Типичные для возраста характеристики: упрямство, своенравность, негативизм, желание бунтовать, жестокость. Такие реакции связаны с потребностью в признании.

    Школьный возраст 7 лет

    Меняется социальная ситуация. Ребенок должен выстраивать отношения с ровесниками, которые осуществляют непривычную для него, но обязательную полезную деятельность. Прошлые социальные контакты исчерпались. К этому возрасту возникает естественная потребность искать новые. Несмотря на такое желание, не каждый ребенок готов к учебе.

    Пубертатный период 11-15 лет

    Он длится дольше, чем остальные кризисные этапы. Интенсивно развиваются интеллект, психика и сам организм. Возникает конфликт между личностной и социальной зрелостью подростка. Можно коротко охарактеризовать этот этап: резко меняются отношения подростка с окружением. Он становится более требовательным ко взрослым и к себе самому. Не соглашается с покровительственным, снисходительным отношением.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Даже послушный ребенок в этот период может стать грубым, неконтролируемым, дерзким, упрямым и замкнутым. Если взрослые проявят терпение и понимание, отнесутся с уважением к потребностям подростка – переходный этап пройдет менее болезненно для всех сторон.

    Характер ребенка в это время определяют факторы внешнего мира и внутренние процессы. К внешним раздражителям относятся: зависимость от взрослых, контроль и чрезмерная опека с их стороны. Он мечтает освободиться, уверен в своем умении принимать зрелые решения. Ребенок частично прав: он резко повзрослел, но сохранил детские качества (непостоянство, безответственность, несамостоятельность). Поэтому взрослые не видят в ребенке равного, и он это чувствует.

    На протяжении пубертатного этапа взрослым следует перестроить свою коммуникацию с подростком. Иначе он ответит сопротивлением, агрессией, которая может перерасти в серьезный конфликт. Это приводит к нарушениям психического развития. Маленькая личность чувствует себя ненужной, отвергнутой, непонятой. Усиливается апатия. Родители теряют возможность влиять на подростка. Чтобы избежать этих последствий, важно общаться доверительно, уважительно, по-дружески. Но фальшь ребенок почувствует. Важно вместе заниматься увлекательной полезной деятельностью.

    Подросток критически воспринимает свои недостатки, преувеличивает их. Переживает из-за неумения выстраивать отношения. Критические высказывания воспринимает болезненно.

    Еще одна особенность – сильное желание «попробовать все», стремление рисковать. Интересует все запретное. Из любопытства может попробовать наркотики, спиртные напитки, никотин. Может развиться как физическая, так и психологическая зависимость.

    ЧИТАТЬ Что делать, если все бесит: полезные советы

    Юношеский 17 лет

    Переломные этапы зрелости проходят более скрыто, чем в детстве. При этом происходит глубокая перестройка сознания, переосмысление жизненных задач. Все это определяет формирование зрелой личности.

    Индивид уже считается достаточно взрослым. Стремится доказать это себе и окружающим. Начинается по-настоящему автономная жизнь, пропитанная мечтами и надеждами. Основная деятельность: обучение, построение личной жизни, карьеры. Стремление найти себя и свой путь ведет к определению собственной социальной, половой и профессиональной роли. Часто эти роли смешиваются, происходит путаница.

    Средний возраст 30 лет

    Юность позади, человек анализирует сделанное, взгляды становятся более трезвыми. Появляется потребность в постоянстве, спокойствии. Кто-то сосредотачивается на карьере, другие – на личной жизни. Основная цель: определить собственный смысл жизни.

    Зрелый 40-45 лет

    Человек отчетливо видит свое старение, усиливается страх смерти. Организм теряет силу, углубляются морщины, седеют волосы, одолевают заболевания. Это первый этап психологической борьбы со старостью. Люди погружаются в мир любовных приключений, пытаются забыться в работе, впервые решаются на экстремальные развлечения. Кого-то «спасает» религия, философия, эзотерика. А пассивные личности просто становятся циниками.

    Пенсионный 60-70 лет

    Наступает этап поздней взрослости. На пенсии индивид часто не знает, чем занять время. Его угнетает плохое здоровье, отсутствие друзей. Осознание, что путь почти пройден, кажется невыносимым. Обостряется чувство потерянности, бесполезности. Возможные последствия: потеря интереса к окружающему миру, депрессия.

    Возрастные кризисы – неизбежны. А в большинстве случаев – непродолжительны. Они необходимы для становления полноценной личности. Нужно осмыслить свой новый статус и настроиться на положительные изменения.

    Основные возрастные кризисы в таблице

    В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

    Основные возрастные кризисы в жизни

    КризисПризнаки периодаЧто делать
    1 годаУвеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых.Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
    3 летРебенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения.Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
    7 летДети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы.Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность. Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать. Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
    Предподростковый (11 лет)Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе.Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
    ПубертатныйВсе чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности.Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
    18 летВ этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким.Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
    30 летПроисходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности.Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
    40-45 летЧеловек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает.Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
    ПредпенсионныйОсобенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического).Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.
    Читайте так же  Ребенку поставлен диагноз близорукость — что делать?

    Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

    Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

    В каком возрасте случаются кризисы?

    Кризис 1-го года. К концу первого года самостоятельность ребенка значительно повышается. Он владеет ходьбой, хватанием, причем эти действия представлены в генерализованном виде — идет везде, хватает всё. Ребенок впервые сталкивается с запретом. Это вызывает недовольство, яркие эмоциональные взрывы. Во внутреннем плане происходит разрушение ситуации «мы», ситуации тесного единства. Взрослый был продолжение ребенка. А на 1 году взрослый говорит «нельзя», первый этап психологического отделения ребенка от взрослого. Кроме того, к 1 году у ребенка формируется высокая потребность в общении, а средство общения (речь) практически не развито.

    Кризис 3-х лет. Ребенок отделяет себя от окружающие, начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои чувства, желания, возможности. Начинает использовать местоимение «Я». Он отделяет свои действия от совместных действий со взрослыми и начинает противопоставлять действия. «Я сам», — классическая фраза 3-х лет. Ребенок пытается определить границы своего «Я», ищет границы своих возможностей, опробует ситуации. Кризис 3- х лет это кризис социальных отношений ребенка со взрослым. Ребенка не устраивают прежние формы опеки и контроля, он нуждается в изменении отношения к нему.

    Кризис 7-ми лет. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Его перестал устраивать дошкольный образ жизни, он стремится заняться социально значимой деятельностью, приобрести новый статус. Ребенок чувствует, что детский сад это как-то несерьезно, нестатусно. Самооценка ребенка перестает быть абсолютно высокой и становится мотивированной (это показатель зрелости, готовности к школе). Основная особенность этого периода — потеря непосредственности, в поведении ребенка появляется что-то искусственное, нарочитое. Внутренняя причина этих изменнеий — обобщение переживаний. Повторяющиеся ситуации образуют чувства, которые вклиниваются в поведение ребенка, опосредуют это поведение.

    Пубертантный кризис 11-15 лет. Происходит мощнейшая перестройка организма — половое созревание. Подросток сравнивает себя с другими, с идеалами, навязанными обществом. Это повышает его тревожность, неуверенность в себе. На этом этапе решается важная личностная задача — осознание единства и непрерывности своего «Я», осознание ценности своей личности. У подростка появляется представление о себе как о взрослом человеке, он требует изменения отношения к себе. Ведущая деятельность на этом этапе — общение со сверстниками. В этом общении идет формирование личности, понимание себя, построение Я-концепции, закладывается модель будущих социальных отношений.

    Кризис 17 лет. Возникает на рубеже привычной школьной жизни и взрослой жизни. Изменяется социальная ситуация развития, появляется задача самоопределения, в том числе, профессионального. У подростка возникает необходимость делать выбор. Самоопределение продолжается в течение жизни, но базовые личностные установки формируются на этом этапе. На данном этапе появляются новые психологические структуры — формирующееся мировоззрение и нравственное самосознание. Нравственные мотивы, идеалы, ценности начинают выстраиваться в систему, благодаря чему поведение становится более устойчивым и менее зависимым от ситуации и обстоятельств.

    Кризис 30 лет. Этот кризис еще называют кризисом смысла жизни. Человек оценивает свои достижения за последние 10 лет жизни, а также решения, принятые в юности. Человек часто чувствует, что благополучие жизни больше внешнее, кажущееся, что жизнь не соответствует его настоящим потребностям, что он хотел не этого. Происходит переоценка ценностей. Возникают переживания, связанные с уходом молодости. Восприятие времени меняется, темп времени субъективно ускоряется, появляется страх не успеть.

    Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

    Кризис 40 лет. Человек, с одной стороны, переживает чувство стабильности, а, с другой стороны, сомнения в том, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Появляются вопросы:

    • Для чего я живу?
    • В чем смысл жизни?
    • Неужели для этого я родился?
    • Неужели ничего больше в жизни не будет?

    Такие мысли вызывают отрицательные эмоции и даже депрессию. Человек понимает, что наиболее активный, продуктивный период уже в прошлом, а общество ждет результатов. Физические силы, внешняя привлекательность идут на убывание. Появляются проблемы со здоровьем, требующие изменения ритма жизни. Считается, что этот кризис острее переживают мужчины, поскольку общество ждет от них больше результатов. Возникает чувство, что сейчас последняя возможность все изменить, начать заново.

    Кризис ухода на пенсию. Происходит резкая потеря значимого социального статуса. Меняется привычный уклад при сохранившейся трудоспособности. Дети и внуки выросли и перестали нуждаться в опеке. Человек часто чувствует себя оказавшимся на обочине жизни. Проблемы со здоровьем начинают напоминать о себе все чаще. Возникают мысли об ограниченном времени жизни.

    Любой кризис дает возможность переосмыслить ситуацию и привнести изменения в свою жизнь.

    Кризис 7-ми лет

    Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

    Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

    Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

    Признаки этого кризиса:

    • Начал кривляться, манерничать;
    • Активно вступает в спор с родителями;
    • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
    • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
    • Подражание поведению и манерам взрослых;
    • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
    • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
    • Появление самостоятельных занятий.

    Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

    Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

    Совет!
    Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.
    В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

    Разрешайте спорить с вами.

    Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *