Возрастная психология: конспект лекций

    a42deca3cf207608993e652a99424987

    Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики. Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

    Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Предмет возрастной психологии 410 руб.
    • Реферат Предмет возрастной психологии 260 руб.
    • Контрольная работа Предмет возрастной психологии 190 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
    Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

    Основные понятия

    Факторы развития личности человека — что к ним относится

    Главные положения, которыми занимается возрастная психология,это:

    • развитие индивида;
    • возраст (период).

    Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию.

    В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Классы коррекции психологического развития

    Развитие человека протекает по следующим направлениям:

    • физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
    • когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
    • психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.

    Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга.

    Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

    • обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
    • невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
    • при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
    • неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
    • зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
    • перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.

    Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе. С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане. Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Аспекты изучения

    Какими аспектами занимается

    Психология личности человека

    Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

    • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
    • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
    • разрешение проблем развития личности человека;
    • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

    К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии

    Тема 1. Возрастная психология как наука

    Вопросы:
    История развития возрастной психологии.

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

    Методы возрастной психологии.

    Основные понятия возрастной психологии.

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

    Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

    Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

    Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

    Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

    На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

    На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении.

    Читайте так же  Знакомый симптом. Что такое анизокория и как часто она встречается

    В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

    Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс — культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

    В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

    Теоретические задачи возрастной психологии:

    — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

    — периодизация психического развития в онтогенезе;

    — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

    Возрастная психология: конспект лекций

    — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

    — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

    Практические задачи возрастной психологии:

    — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

    — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

    — возрастная и клиническая диагностика;

    — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

    — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

    Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

    Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

    Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социо-культурных ситуациях.

    Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

    Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

    Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

    Разделы возрастной психологии (ВП)

    Как унизить человека морально и без мата — психология унижения

    ВП призвана изучить следующие разделы психологии:

    • детство;
    • юношество;
    • средний возраст (взрослый);
    • старость (геронтопсихология).

    В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:

    • младенческая;
    • ранняя;
    • дошкольная;
    • школьника младших классов;
    • подростка.

    Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Структура ВП

    Кстати. На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении. Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.

    В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода. В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:

    • нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
    • образование позиций мировоззрения;
    • изменение самосознания.

    В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.

    Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

    На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:

    • семейное положение;
    • социальный статус;
    • уровень личного психологического развития.

    В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.

    Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко. Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Кризис среднего возраста

    Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.

    Читайте так же  Классификация химических веществ по классам опасности

    Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций. Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:

    • семейных отношений;
    • оценки жизни;
    • социальной активности;
    • профессиональной сферы;
    • тревог и различных фобий.

    На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Старость

    РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Стр 1 из 5Следующая ⇒

    З. Б. Лощенкова Возрастная психология. Шпаргалка

    ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

    Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

    Разделами возрастной психологии являются следующие:

    1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

    2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

    3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

    4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

    Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

    ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.

    1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологическое состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка. Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден.

    2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни. Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

    3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы.

    4. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного). Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).

    5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

    РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

    1) детская психология;

    2) психология юности;

    3) психология зрелого возраста;

    4) геронтопсихология.

    Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

    Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

    Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

    Читайте так же  Можно ли принимать просроченный активированный уголь

    Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

    1Следующая ⇒

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Методы исследования в возрастной психологии

    Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.

    Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:

    • организационные;
    • эмпирические;
    • обработки данных;
    • интерпретационные.

    Организационные методы бывают следующими:

    • сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
    • лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
    • комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.

    Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:

    • наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
    • опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
    • практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
    • моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.

    Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).

    Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:

    • генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
    • структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.

    Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными».

    Возрастная психология: конспект лекций

    Методы ВП

    Периоды развития человека

    Специалисты по психологии утверждают, что изучение психологического развития – это, прежде всего, деление на специальные хронологические периоды жизни индивидуума. Существуют классификации по возрасту, которые можно поделить на группы:

    • частные – рассматривающие отдельные отрезки жизненного цикла;
    • общие – включающие в себя всю жизнь.

    К частной группе можно отнести классификацию становления интеллекта (составитель – Ж. Пиаже). Швейцарский психолог выделил периоды развития интеллекта:

    • от 0 до 2 года – сенсомоторный интеллект;
    • от 3 до 15 лет – организация определённых операций.

    В этот период он выделил два отрезка: от 8 до 11 лет (конкретные операции) и от 12 до 15 лет (формальные операции). Общая классификация, предложенная Д. Бирреном, охватывает интервал от младенчества по старость. Она имеет вид:

    • от 0 до 2 лет – младенчество;
    • от 2 до 5 лет – предшкольный период;
    • от 5 до 12 лет – детство;
    • от 12 до 17 лет – юность;
    • от 18 до 25 лет – период ранней взрослости;
    • от 25 до 50 лет – зрелость;
    • от 51 до 75 лет – поздняя зрелость;
    • от 75 лет до смерти – старость.

    Классификаций много, у каждой есть свои особенности, недостатки и достоинства, но в основе они составляют одну систему.

    Возрастная психология делится на такие разделы

    1) Психология детства — период жизни от 0 до 11 лет. Здесь изучают период новорожденности 0-2 месяца. Младенчества от 2-х месяцев до 1 года, раннее детство от 1-3 года, дошкольный период 3-6,7лет, младшее школьное детство до 11 лет.

    2) Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Этап перестройки личности.

    3) Юность (от 15 до 25 лет). Этап профессионального самоопределения.

    4) Акмеология –наука о зрелом человеке ( с 25 до 60 лет).

    5) Геронтология –наука о старении ( с 60 лет и выше).

    В каждом разделе человек рассматривается с 4 позиций:

    1. Социальная ситуация развития на каждом возрастном этапе — то окружение, которое влияет на психологическое личностное развитие: семья, сверстники, значимые люди, СМИ, социально-культурные традиции (ввел Выгодский).
    2. Психологические новообразования — положительные или отрицательные изменения в личности человека (ввел Выгодский).
    3. Ведущий вид деятельности — та деятельность, которая является доминирующей на определенном этапе жизни (ввел Леонтьев).
    4. Позиция группирования или общения — стремление человека к общению (ввел Петровский).

    В разделах рассматриваются факторы, определяющие психическое развитие:

    1) биологический (наследственный) – конституция тела, сила ЦНС, темперамент, и т.д.

    2) Социальный — воспитание в семье, сверстники, учителя.

    3) Психологический — развитие познавательных возможностей, овладение навыками; развитие личностных основ – произвольность поведения, умение управлять им и т.д.

    И такие факторы: Эпоха, культура, язык, деятельность человека, экология.

    Современная возрастная периодизация

    Опираясь на понятие возраста как предмета, помогающего изучению психологического развития, современные психологи выделили систему, приведённую в таблице ниже.

    Возрастная психология: конспект лекций

    Современная возрастная периодизация

    Возрастная психология помогает психологам и психиатрам правильно ставить диагноз и назначать лечение. С её помощью происходит своевременное выявление отклонений от нормы при развитии человека и последующем его существовании в социуме.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *