Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    6290b513039a8dc632de6a3d11563cd3

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Сколько существует общество, столько лет и ломают взрослые голову, каким должно быть правильное воспитание детей. Для каждой отдельной эпохи и цивилизации характерен свой взгляд на эту проблему. В Древней Персии, например, ребёнка, которому уже исполнилось 7 лет и который смел ослушаться три раза, казнили. В Спарте следы от розог носили с гордостью и мальчики, и девочки. В Швеции уже в 5 лет малыши полностью проинформированы о различиях и отношениях между полами.

    Поэтому на протяжении многих тысячелетий великие умы педагогики и психологии пытались сформировать концепцию воспитания, единую для всех времён и народов. На сегодняшний день данная задача остаётся до сих пор не выполненной. Так что же делать родителям, какими идеями и принципами руководствоваться?

    Определения

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.

    Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.

    Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином.

    Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.

    Для западных психолого-педагогических концепций взросление — не прогресс, а регресс, потому что ребёнок приобщается к порочному миру наркотиков, насилия, социального неравноправия и зла. Взрослый изначально воспринимается как грешник, который не имеет права воспитывать чистых и невинных маленьких «ангелочков». Он способен только обучать. Этим, собственно, и занимаются педагоги в многочисленных кружках, секциях, студиях и, конечно, школе.

    Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.

    Воспитание сына – как вырастить настоящего мужчину?

    Ответ­ствен­ные роди­тели все­гда зада­ва­лись вопро­сом: как пра­вильно вос­пи­тать сына? А глав­ное, как вырас­тить из сына насто­я­щего муж­чину? Эта про­блема осо­бенно остро стоит в совре­мен­ном обще­стве: посто­ян­ная заня­тость роди­те­лей предо­ста­вила ребёнка самому себе.

    Во все вре­мена народы и куль­туры не раз­де­ляли спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие обще­ства и раз­ви­тие буду­щего поко­ле­ния мужчин.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    А между тем этот вопрос – очень серьёз­ный. Из несмыш­лё­ного малыша нужно вырас­тить защит­ника, добыт­чика, любя­щего отца и супруга. Сло­вом, надёж­ного муж­чину. Такого, с кото­рым без­опасно, кто пози­тивно смот­рит на жизнь, твёрдо стоит на ногах и смо­жет обес­пе­чить сча­стье близких.

    Три шага к мужчине

    Чтобы напра­вить вос­пи­та­ние маль­чика в вер­ное русло, обес­пе­чить его все­сто­рон­нее и гар­мо­нич­ное раз­ви­тие, стоит знать, что, вне зави­си­мо­сти от вре­мени и окру­же­ния, его взрос­ле­ние про­хо­дит в три этапа:

    • Ста­дия неж­но­сти. Длится до шести­лет­него воз­раста. У ребёнка любого пола в это время сохра­ня­ется очень силь­ная связь с мате­рью. Маль­чик сей­час – мамень­кин сынок, даже если отец участ­вует в про­цессе его воспитания.
    • Ста­дия пути к муже­ствен­но­сти. Про­дол­жа­ется до 14 лет. Теперь ребе­нок больше при­смат­ри­ва­ется к отцу: что он делает, как ведёт себя в раз­ных ситу­а­циях, каковы его увле­че­ния. Силь­ная связь с мате­рью начи­нает посте­пенно утра­чи­ваться. На смену ей при­хо­дят инте­ресы из окру­жа­ю­щей жизни.
    • Ста­дия ста­нов­ле­ния лич­но­сти. Про­дол­жа­ется до совер­шен­но­ле­тия. Здесь как нико­гда нужен муж­ской при­мер со сто­роны. Роди­тели отхо­дят на зад­ний план. Повзрос­лев­шему сыну сей­час тре­бу­ется обще­ние с достой­ным взрос­лым чело­ве­ком. Ровес­ники не в счёт, у них нет жиз­нен­ного опыта.

    Зная осо­бен­но­сти раз­ви­тия маль­чика на опре­де­лен­ной ста­дии, роди­тели смо­гут выра­бо­тать про­грамму дей­ствий, под­ска­зать, помочь, научить, под­дер­жать. Каж­дый дол­жен сде­лать это для сво­его ребёнка.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Качества, которые необходимо заложить

    Сам по себе маль­чик не повзрос­леет. Роди­тель­ская забота, кото­рая заклю­ча­ется в корм­ле­нии и гиги­е­ни­че­ском уходе, достой­ного муж­чину из него не сделает.

    По мере взрос­ле­ния ребенка, необ­хо­димо при­вить ему опре­де­лён­ные при­вычки, зало­жить навыки и зна­ния. В первую оче­редь это дол­жен сде­лать отец.

    В ран­нем воз­расте маль­чик полу­чает от обоих роди­те­лей так необ­хо­ди­мую ему пор­цию любви и неж­но­сти, чув­ство без­опас­но­сти, пози­тив­ный заряд на всю жизнь.

    Потом добы­вает необ­хо­ди­мые зна­ния и раз­ви­вает спо­соб­но­сти. В это время сле­дует вос­пи­ты­вать в нём доб­роту и отзыв­чи­вость, учить гар­мо­нич­ному раз­ви­тию личности.

    Не рас­те­ряться во взрос­лой жизни, обре­сти само­ува­же­ние и ответ­ствен­ность маль­чику в боль­шей сте­пени помо­жет отец, так как для сво­его сына явля­ется моде­лью взрос­лого мужчины.

    «Я делаю также, как и папа…»

    Каж­дый маль­чик будет рад ска­зать эти слова. И кто, как не отец, помо­жет ему в этом. Есть стан­дарт­ный муж­ской набор качеств, кото­рые нужно вос­пи­ты­вать в малыше с дет­ства. Папа может объ­яс­нить, пока­зать на своём при­мере, добиться успе­хов в вос­пи­та­нии, и тогда сын вырас­тет уве­рен­ным и спо­соб­ным про­явить себя с луч­шей стороны.

    Роль отца в вос­пи­та­нии сына велика. На пра­вах роди­теля, име­ю­щего жиз­нен­ный опыт, он дол­жен научить маль­чика быть само­сто­я­тель­ным, ответ­ствен­ным и реши­тель­ным. Не давить и застав­лять, а пока­зы­вать. При­мер отца очень важен. Ребё­нок будет повто­рять за ним. Прой­дёт время, и опре­де­лён­ные дей­ствия ста­нут при­выч­ными. Только так можно вырас­тить мужчину.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    В отли­чие от мамы, кото­рая может пойти на ком­про­мисс с ребён­ком, папе стоит про­яв­лять твёр­дость и настой­чи­вость, не пере­ходя гра­ницы доз­во­лен­ного. Тогда сын научится доби­ваться цели.

    И ещё очень важно, чтобы отец объ­яс­нил, а потом своим при­ме­ром пока­зал, что не всё в жизни реша­ется кула­ками. Есть много спо­со­бов устра­нить про­блему мир­ным путём, и нужно научиться дого­ва­ри­ваться. Именно эти каче­ства роди­тели хотят видеть в своём взрос­лом ребенке.

    Если папа все­гда дер­жит слово, то сын будет его слу­шать, ува­жать и ста­раться быть похо­жим на него.

    Читайте так же  Киста конъюнктивы: лечение, диагностика, прогноз

    Заповеди для родителей мальчика

    Вос­пи­та­ние — серьёз­ный и дли­тель­ный процесс.

    То, что хочется видеть в ребёнке, при­ви­ва­ется посте­пенно. Хоро­шие поступки, мысли, жела­ния тре­буют больше вре­мени и сил на их осу­ществ­ле­ние. Но ста­ра­ния роди­те­лей не прой­дут даром. Сын ста­нет достой­ным мужчиной.

    Все пра­вила вос­пи­та­ния сво­дятся к одному: дети — отра­же­ние роди­те­лей. Поэтому сле­дует чаще смот­реть на себя со сто­роны и при обще­нии с сыном соблю­дать такие заповеди:

    • Учить маль­чика самому при­ни­мать реше­ния и брать ини­ци­а­тиву в свои руки. Сего­дня без этих качеств не обойтись.
    • Фор­ми­ро­вать в нём ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к жен­щине – сын дол­жен научиться помо­гать маме.
    • Закре­пить за ним опре­де­лен­ную работу по дому, это помо­жет вырас­тить из него ответ­ствен­ного мужчину.
    • Не помо­гать в мело­чах, пусть делает сам, совер­шает при этом ошибки, исправ­ляет их, тогда он ста­нет насто­я­щим помощ­ни­ком для близких.
    • Вос­пи­ты­вать в сыне чув­ство доб­роты, это воз­можно, когда он видит любовь и ласку со сто­роны обоих родителей.
    • Хва­лить за любые дости­же­ния – это сде­лает ребенка силь­ным и успешным.
    • Отме­чать поступки, в кото­рых маль­чик повёл себя по-муж­ски (защи­тил сла­бого, про­явил сме­лость и т. д.).

    Эти про­стые советы помо­гут вырас­тить насто­я­щего мужчину.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Под запретом

    Роди­тели, име­ю­щие под­рас­та­ю­щего сына, должны пом­нить о тех вещах, кото­рые делать нельзя. Иначе насто­я­щего ответ­ствен­ного чело­века им не вос­пи­тать. На что же нужно обра­тить внимание?

    Ни в коем слу­чае не пре­ры­вайте ини­ци­а­тиву ребенка, даже при усло­вии, что его дей­ствия неверны, оши­бочны. Нельзя ругать и кри­чать — пусть он уви­дит сам, что это непра­вильно и под­час опасно. Лучше потом про­ком­мен­ти­ро­вать и объ­яс­нить все доступ­ным ему язы­ком. И все­гда нужно быть рядом, сле­дить и под­стра­хо­вы­вать. Тогда маль­чик пой­мёт, что не всё так про­сто, как кажется, и научится думать и пред­ви­деть последствия.

    Не надо излишне бало­вать, иначе может уве­ли­читься риск вос­пи­тать каприз­ную натуру. Такой сын, в буду­щем муж и отец, будет невни­ма­те­лен к своей семье.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Боль­шую ошибку совер­шают роди­тели, кото­рые при­дер­жи­ва­ется опре­де­лен­ной системы вос­пи­та­ния. В этом слу­чае жизнь ребёнка пре­вра­ща­ется в ад. Любая книга на такую тему даёт лишь реко­мен­да­ции. На деле их нужно под­ве­сти к кон­крет­ной лич­но­сти малень­кого муж­чины. Живя по стро­гому режиму, от пра­вил кото­рого отсту­пать нельзя, он вырас­тет нена­ви­дя­щим женщин.

    Един­ствен­ное, что может и все­гда дол­жен делать роди­тель – любить сво­его ребенка.

    Практические советы психолога

    Книга по пси­хо­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям вос­пи­та­ния детей тоже может ока­зать содей­ствие роди­те­лям. Несколько дей­ствен­ных при­ё­мов со сто­роны взрос­лых помо­гут маль­чику вырасти доб­рым, ответ­ствен­ным, забот­ли­вым, каким и дол­жен быть буду­щий семьянин.

    Один из мето­дов, при помощи кото­рого можно при­вить важ­ные каче­ства: Сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников

    Если малыш ломает игрушки, пач­кает одежду, дерётся – не стоит злиться каж­дый раз и одёр­ги­вать его, нужно про­сто объ­яс­нять, как это плохо. При­дёт время, и он пой­мёт сам, без дав­ле­ния на него, что так делать нельзя.

    Любой роди­тель, осо­бенно отец, обя­зан знать, что про­ис­хо­дит в жизни ребёнка. Так можно под­дер­жать его и огра­дить от неприятностей.

    Отдель­ная тема — научить буду­щего муж­чину про­иг­ры­вать. Ведь не будешь все­гда быть пер­вым. Нельзя сда­ваться, нерв­ни­чать, пани­ко­вать, нужно спо­койно реа­ги­ро­вать на про­иг­рыш — вот чему дол­жен научиться маль­чик. Тогда он вырас­тет достой­ным человеком.

    Видео: о вос­пи­та­нии муж­чин рас­ска­жет дет­ский педа­гог и пси­хо­лог – Татьяна Шишкова

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Мужественность сегодня

    Глав­ным каче­ством пред­ста­ви­теля силь­ного пола счи­та­ется муже­ствен­ность. Издавна она ассо­ци­и­ро­ва­лась с вои­ном, надёж­ным защитником.

    Сего­дня нет потреб­но­сти защи­щать дом и семью с ору­жием в руках. Но муже­ствен­но­сти силь­ного пола теперь предъ­яв­ля­ются иные тре­бо­ва­ния. Маль­чик, вырас­тая, дол­жен это пони­мать, иначе успеха он не добьется.

    Клас­си­че­ская муже­ствен­ность посте­пенно при­об­ре­тает новые оттенки. Пред­ста­ви­тель силь­ного пола сего­дня поко­рит окру­жа­ю­щих своей общи­тель­но­стью, уме­нием сочув­ство­вать и улав­ли­вать настроение.

    Маль­чик дол­жен уметь счи­таться с неза­ви­си­мо­стью дру­гих людей. Упрям­ство и прин­ци­пи­аль­ность в его харак­тере жела­тельно допол­нить уме­нием манев­ри­ро­вать, быть гиб­ким и чутким.

    Если роди­тели серьёзно отно­сятся к вос­пи­та­нию ребёнка, то он вырас­тет здо­ро­вым и успешным.

    Источ­ник: https://rearchildren.ru

    Воспитательные системы

    На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

    • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
    • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
    • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
    • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

    Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

    Воспитание ребёнка до года

    Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

    В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие. Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада. Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения.

    Формы

    Чтобы воспитать ребёнка полноценной и успешной личностью, его нужно развивать многосторонне. Если, например, делать основной акцент на трудотерапии, то в стороне останутся нравственный, умственный, патриотический и многие другие аспекты. Поэтому изначально в занятия с малых лет нужно включать разные формы воспитания.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитатели в детских садах и педагоги в школах стараются использовать разные формы воспитания для развития многосторонней личности. Однако каждой из них в равной мере должны уделять внимание и родители дома.

    Методы

    Воспитательные методы — это те способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное влияние взрослого (родителя, воспитателя, педагога, родственника, психолога) на сознание и поведение детей.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Выбор методов воспитания во многом зависит от возраста. Например, для организации деятельности дошкольников целесообразнее применять иллюстрации, а более старших — инструктаж.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Стили

    Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

    Читайте так же  Гетерохромия глаз у людей — фото, виды, причины

    Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

    Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

    Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

    Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

    Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

    Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

    Хаотический (непоследовательный)

    Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

    Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

    Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

    Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

    Правильное воспитание детей — несколько советов

    Чтобы воспитание вашего ребенка приносило радость и положительные результаты, необходимо руководствоваться лишь тремя советами.

    Не стоит забывать об эмоциональном восприятии мальчика и девочки. Если ребенок нашкодил, то девочке лучше в спокойной форме объяснить свое недовольство, а с мальчиком следует говорить предельно убедительно и кратко.

    Нельзя ставить другого знакомого ребенка ему в пример, у которого, может, что-то получается несколько лучше. Не думайте, что ваш малыш не слишком смышленый. Сравнивая его с кем-либо, вы можете очень ранить ребенка. У него может не только пропасть желание заниматься чем бы то ни было, но и возникнуть комплекс неполноценности. Не ругайте свое чадо, не выводите из себя и тем более не наказывайте.

    Для малышей это норма — чего-то не знать и ошибаться. Процесс исправления ошибок превратите в какую-нибудь увлекательную игру. Ведь малыши любят учиться, и, если ему станет интересно, возможно, многие узнают еще одного Менделеева или Эйнштейна.

    В воспитании ребенка самое главное помнить, что мы все сами родом из детства.

    Достаточно вернуться назад и просмотреть, каким образом проходил процесс вашего воспитания, состоявшимся сознанием выявить все ошибки, которые совершали ваши родители, и ни в коем случае не допускать их.

    Очень важно понимать, что воспитательный процесс это не только то, что хотите вы, но то, что думает ребенок, которому все нужно разъяснять на его понятном языке и ни в коем случае не ругать, а направлять. Необходимо проявлять интерес ко всему, к чему проявляет его ребенок, относится к нему как к личности — с любовью и уважением.

    Возрастные особенности

    Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения. Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

    • до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
    • в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
    • в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
    • в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
    • в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.

    Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

    Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

    С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия. Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии.

    Психология ребенка и его развитие до 5 лет

    Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

    Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

    • развитие опорно-двигательной системы;
    • изучение мира и языка;
    • эмоциональное развитие;
    • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

    В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

    Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

    Читайте так же  Рак глаза у детей и взрослых: первые симптомы, причины, фото и лечение

    На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

    Общие рекомендации родителям

    Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

    Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

    Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.

    Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

    Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

    • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
    • обучайте ораторскому искусство;
    • доверьте выполнение домашних обязанностей;
    • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
    • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
    • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
    • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

    Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

    Стабильные периоды и кризисы

    Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

    Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

    Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

    • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
    • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
    • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

    Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

    Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов. Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

    Проблемы

    Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:

    • отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
    • повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
    • повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
    • большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
    • власть денег;
    • социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.

    В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.

    Литература

    Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

    1. Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
    2. М. Ибука «После трёх уже поздно».
    3. О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
    4. Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
    5. Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.

    Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.

    Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.

    Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *