Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    f61afad63b83a479e2fc36797dd14e5c

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Общая информация о видах восприятия

    Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

    1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
    2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
    3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
    4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

    Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

    Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

    • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
    • влияние ведущего канала восприятия на характер;
    • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
    • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

    Характеристика визуалов

    Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

    • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
    • вверх и вправо при фантазировании;
    • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

    Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

    Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

    Для визуалов характерны следующие особенности:

    • восприятие информации через образы;
    • выраженная жестикуляция;
    • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
    • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
    • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
    • хорошее воображение.

    Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

    Читайте так же  Сосудосуживающие капли для глаз — список лучших

    Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

    Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

    Характеристика аудиалов

    Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Для аудиала характерны следующие признаки:

    • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
    • хорошее восприятие музыки, бесед;
    • неплохой слух;
    • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
    • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
    • большая любовь к музыке;
    • чувствительность к разговорам;
    • хорошая слуховая память.

    Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

    Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

    Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

    Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

    Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

    Как найти подход к ребенку аудиалу

    Как показала практика, аудиалам сложнее воспринимать современный мир, чем, например, визуалам.

    В школах многие образовательные программы в большей степени ориентированы на визуальное восприятие, поэтому ребенок, воспринимающий информацию на слух, сталкивается с определенными трудностями. Чтобы аудиалу было проще понять материал одновременно со сверстниками, к нему нужен определенный подход в обучении.

    Ребенок не воспринимает наставления преподавателя, если он занят изучением материала. Аудиал полностью погружается в процесс, шевелит губами, постоянно что-то бормочет. Только так он гарантированно сможет все усвоить. При разговоре с ним важно следить за своей артикуляцией и поведением во время беседы — четко проговаривать информацию с определенной интонацией, повышать голос на особо важных моментах, делать паузы, когда это нужно.

    Читайте так же  Конъюнктивит: симптомы и лечение народными средствами

    Если ребенок нарушает дисциплину, сначала следует привлечь его внимание голосом. И только после того, как вы убедились, что он обратил на вас внимание, сделать ему замечание. При этом быстрее привлечь внимание удастся каким-то нестандартным звуком, а не просто повышением голоса.

    Если в процессе беседы с аудиалом прикасаться к нему или слишком пристально смотреть, он просто выключится из диалога, так как его внимание будет все время переключаться на прикосновения. В попытках распознать жесты, он перестанет слушать собеседника.

    Ребенок лучше выражает свои мысли словами, нежели с помощью каких-то других инструментов типа рисунков или моделирования. Это следует учитывать педагогам, поскольку ребенок рискует нахватать плохих оценок за некачественное выполнение или вообще отказ от выполнения творческих заданий.

    Чтобы хорошо выполнить домашнее задание, для школьника-аудиала необходимо обеспечить полную тишину. Любые посторонние звуки переключат внимание, вернуться к выполнению домашнего задания ему будет довольно сложно. Не стоит отвлекать ребенка вопросами, которые не касаются уроков. Если, выполняя домашнее задание, он сам не попросит помощи, не надо проявлять инициативу и вмешиваться в процесс подготовки уроков.

    У ребенка-аудиала отлично складываются отношения с математическими предметами. Они умеют логически мыслить, разбираться в алгоритмах и даже применять их на практике. Если вдруг у ребенка возникли какие-то сложности с пониманием, помочь ему можно только объяснением. При этом важно не забывать об интонации и голосовых акцентах.

    Если с заучиванием стихов у аудиала проблем не возникает никогда, то проблем с почерком и рисованием ему трудно избежать: такова их природа — визуальный канал восприятия у аудиалов развит хуже, чем слуховой. Отнеситесь с пониманием к этому, не ругайте ребенка.

    У аудиалов никогда не возникает проблем с занятиями музыкой и изучением иностранных языков. Не секрет, что среди современных музыкантов немало аудиалов. Пусть ребенок занимается вокалом, играет на инструментах, сочиняет музыку… Такие занятия не только доставят ему большое удовольствие, но и принесут огромную пользу. Вы увидите, что и музыкой, и языками ребенок займется с радостью, без лишних уговоров и наставлений.

    Описание кинестетика

    Определить такого человека можно по ряду признаков:

    • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
    • частые прикосновения к собеседнику;
    • близкая дистанция с человеком при разговоре;
    • непоседливость;
    • эмоциональность;
    • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

    Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

    Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

    Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

    Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

    Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

    Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

    Читайте так же  Демазол — аналоги и заменители последнего поколения

    Как определить ребенка-визуала

    Такие дети, рассказывая о чем-то, всегда использует глагол со значением «видеть». Они отличаются особой усидчивостью, их трудно переключить. Визуалы способны часами заниматься тем, что им действительно нравится.

    Когда ребенок-визуал разговаривает, то предпочитает смотреть прямо в глаза или чуть выше головы. Не стоит переживать, если у него во время обучения отсутствующий взгляд. Это значит, что он полностью поглощен размышлениями. Что-то вспоминая, визуал устремляет свой взгляд вверх.

    Учатся визуалы хорошо, так как во время уроков они отлично запоминают информацию, которую преподает учитель. Во время перемен предпочитают посидеть за партой в тишине…

    У визуалов хороший глазомер, они не испытывают трудностей при изучении геометрии и черчения, хорошо конструируют, рисуют, лепят, вырезают, без проблем осваивают компьютер.

    Как показывает практика, если визуал не контактирует глазами с собеседником, он перестает его слышать. Именно по этой причине визуалы не любят разговаривать по телефону, а предпочитают общение в мессенджерах. При беседе ребенок старается находиться от собеседника на достаточно большом расстоянии. Это вовсе не означает, что он пренебрежительно к нему относится или чего-то боится: так визуал пытается рассмотреть собеседника как можно лучше.

    Визуалы — большие модники и тщательно сами выбирают себе гардероб, красивую одежду предпочитают удобной, всегда ходят выпрямившись, как будто демонстрируя себя окружающим. В подростковом возрасте часто склонны к комплексам по поводу своей внешности и одежды. Даже если окружающим кажется, что выглядит ребенок отлично, он все равно найдет в своем облике какие-то изъяны или же постоянно будет обеспокоен: не растрепалась ли прическа, не помялась ли кофточка…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *