Типы памяти и техники эффективного запоминания

    d19432c493650165da713e2eab019159

    Как улучшить память

    Мнемотехника для развития памяти — часть искусства, связанного с умением запоминать, называемого мнемоникой. Она включает ряд приемов, составляющих единую методику. По сути одного из способов абстрактный объект при разучивании (например, текста) превращается в визуальный (звуковой, чувственный). Ассоциации укрепляют усвоение получаемых данных. Яркие образы развивают воображение. Прочитывая книги и четко представляя описанное в них, легче запомнить содержание.

    • Способы развития памяти будут реализовываться успешнее у лиц с хорошим воображением. Ведь они привязывают информацию к образам.
    • Развитие памяти может зависеть от индивидуальных особенностей. Некоторым удобнее использовать звуки, музыку или чувства. Театрализованная деятельность как средство развития памяти, предполагает привязку материала к реальным сценам и ситуациям.
    • Упражнения для развития памяти также включают запоминание последовательности образов при соединении их между собой в картину. Такой прием эффективен при освоении больших объемов информации с ее систематизированием. Рассмотрим подробнее конкретные способы.

    Метод Цицерона или римской комнаты

    Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.

    1. Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
    2. Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
    3. Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
    4. Применяем правила запоминания.
    • Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
    • Превращаем большое в маленькое и наоборот.
    • Придаем динамику, шевелим образ.

    Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.

    Почему ухудшается память?

    Причины нарушения памяти:

    • Болезни, связанные с нарушением работы мозга и кровообращения, например, атеросклероз — недуг, в результате которого полностью нарушается кровоток, то есть существенно уменьшается количество крови, поступающее в мозг, вследствие чего происходят серьёзные нарушения с памятью и вниманием и мышлением в целом.
    • При сахарном диабете также поражаются кровеносные сосуды, в том числе и сосуды мозга.
    • Менингит и энцефалит поражают всю нервную систему.
    • Очень часто провоцируют ухудшение памяти болезни, связанные с черепно мозговыми травмами, точнее, с их последствиями.
    • Болезнь Альцгеймера. Враг пожилых людей, резкое понижение интеллекта, потеря памяти, потеря ориентации в пространстве.
    • Недостаток сна очень негативно и отрицательно влияет на память, снижается жизненная энергия. Недосып — это серьёзный враг для мозга, это рассеянность, невозможность сконцентрироваться, снижение многих реакций организма. Последствия могут быть катастрофичными.
    • Стрессы, долгие переживания, беспокойство и тревожность также влияют не только на качество жизни, но и на нарушения в памяти.
    • Алкоголь. Жесточайшим образом разрушает мозг и его работоспособность, все мыслительные процессы, в том числе память, человек становится рассеянным и теряет способность к нормальному, адекватному восприятию мира и всех действий в нём. Похожее действие оказывают на мозг и антидепрессанты.
    • Курение. Никотин. Страшная отрава, которая ослабляет функции памяти.
    • Нехватка важных микроэлементов, витаминов в организме человека, связанные, например, с неправильным питанием, очень негативно отражаются на работе головного мозга и всех его функциях, какие-то процессы замедляются или искажаются.
    • Бесконечная спешка, суетливость приводит к рассеянности, человек просто не в состоянии сконцентрироваться, а невнимательность может привести к самым негативным м последствиям. Очень часто собственная безопасность и безопасность близких зависит от нашей собранности и внимания.

    Дети и подростки

    Память начинает формироваться ещё в младенческом возрасте, тогда же стремительно развивается мозг. Тем не менее человек, как правило, не помнит себя и что с ним происходило до трёх лет, а с 3 до 7, 8 лет воспоминания крайне нечёткие. Учёные объясняют это понятием «младенческая амнезия».

    В раннем возрасте быстро растёт и формируется мозг, новые нейроны образовываются намного быстрее, чем у взрослых, а вместе с ними образуются и новые связи, таким образом, большая часть информации как бы перезаписывается, а старая стирается. Также у детей память в этом возрасте сама по себе ещё слабо развита, в особенности словесно-логическая из-за недостаточно развитой речи, поэтому, грубо говоря, ребёнку нечем записать свои первичные воспоминания — слов для этого ещё нет.

    У подростков начинает активно расти и развиваться префронтальная кора головного мозга, она как раз отвечает за рабочую память, принятие решений, планирование. Именно поэтому в этом возрасте человек максимально впитывает информацию и гораздо больше усваивает, его способность изучать и обучаться новому на пике активности и реализации.

    20-25 лет

    Специалисты считают, что 20-25 лет это самый продуктивный возраст, в этот период мозг человека работает по полной программе, на максимальной скорости, выдавая хорошую продуктивность. Он способен легко и быстро посчитать в уме, запомнить большое количество имён, номеров и так далее. Но даже в этом возрасте, в самом расцвете сил, по данным учёных каждый седьмой плохо запоминает информацию. Чаще всего это связано с многофункциональностью, многозадачностью, которая наполнила современный мир.

    Читайте так же  Ретинопатии сетчатки глаза

    Человек пытается успеть везде, часто отвлекается на посторонние действия и предметы, концентрация снижается, по итогу он забывает и теряет важные вещи или не успевает сделать что-либо. Однако мелкая рассеянность, например, не выключить утюг, возможна даже в этом возрасте, но отклонением от нормы это не является.

    30+ лет

    В 30 лет мозг работает также на высокой скорости, но постепенно его функции начинают ослабевать. Впервые можно заметить за собой забывчивость, более того, такие эпизоды начинают возникать с определённой регулярностью. С этого возраста объём мозга медленно, но верно начинается уменьшаться, те самые нейронные связи начинают ослабевать, клетки коры начинают отмирать, соответственно наблюдаются первые нарушения памяти.

    С каждым годом становится всё сложнее учиться, запоминать новую информацию. Женщины, переступившие рубеж 30- летия, как правило, становятся матерями, имеют как минимум одного ребёнка, и ухудшения памяти, рассеянность очень часто связана именно с этим. По данным специалистов на фоне изменения гормонального фона, вследствие беременности и лактации, происходит некоторое «умственное деградирование» женщины, проявляющееся в первую очередь в форме забывчивости.

    Гормон окситоцин, который вырабатывается в этот период у женщины, ухудшает некоторые функции мозга. Считается, что природа просто позаботилась таким образом о ребёнке, ведь матери сейчас необходимо сосредоточиться именно на нём.

    После 40

    лет продолжается уменьшение гиппокампа, также ослабевает связь между нейронами головного мозга, этот обратный процесс будет продолжаться до 65 лет. Тем не менее в этот период начинает развиваться гибкость мышления, другим языком —накопленный опыт за годы жизни и полученные знания наделяют человека житейской мудростью. На первый план выходит словесно-логическая память. Взрослый человек, возможно, не может слово в слово пересказать прочитанную статью, но зато он очень хорошо и быстро схватывает и запоминает её смысл, в том числе и скрытый.

    После 50

    лет ухудшается кровоснабжение головного мозга, уменьшается префронтальная кора, появляются проблемы с краткосрочной памятью. Именно поэтому люди за 50, с лёгкостью помнят, что было в их юности, но забывают, что произошло вчера. В этом есть свои плюсы, ведь теперь многие с успехом решают школьные задачи, разгадывают всевозможные кроссворды.

    В период после 60

    лет ослабевают многие связи между разными частями головного мозга, проявляется всё больше регулярная забывчивость. Теряются в памяти имена, фамилии, слова. Это естественный процесс ослабления нейронных связей мозга, связанный с возрастом.

    А вот после 70, 80

    лет нарушается уже визуальная память. В этот период память страдает всё сильнее. Деменция, слабоумие, болезнь Альцгеймера и многие другие проблемы могут возникнуть, но, тем не менее, старческое слабоумие в этом возрасте наблюдается только у каждого шестого пенсионера.

    Применение эмоций в качестве метода улучшения памяти

    Другие рекомендации по развитию памяти — приведение запоминаемой информации в соответствие с эмоциями. Так можно освоить довольно большие ее объемы. В веселом настроении легко воспринимается позитив. А грустные тексты лучше заучивать в меланхолическом состоянии, процесс усвоения проходит успешнее. Если необходимо освоить информацию в ближайшие сроки, нужно изменить свое настроение на совпадающее с ней. Музыка для развития подобных навыков может оказаться очень кстати, ведь ее можно выбрать по обстоятельствам.

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    Использование стресса

    Негативные факты хорошо воспринимаются под умеренный стресс. Мозг эффективнее мобилизует ресурсы, информация воспринимается также, как угроза. Активная работа интеллекта при этом содействует обеспечению долговременной памяти. Информация, загруженная в сознание, как важная, легко может быть извлечена впоследствии.

    Развитие интеллекта и памяти таким способом — тонкий инструмент, применить который может не каждый. Некоторые люди наоборот забывают все происходящее в подобных ситуациях. Поэтому совместное развитие интеллекта и памяти группой лиц данным способом не практикуется (к примеру, учителями в школе). В психологии известно, что доза стресса индивидуальна для каждого, как и способ погружения в такое состояние. Тренинг осуществляется по следующим правилам:

    • выбор способа вхождения в стресс;
    • определение его дозы (с короткой продолжительностью);
    • наблюдение за периодом эффективной работы мозга;
    • весь процесс контролируется.

    Можно опустить руки в холодную воду или вспомнить плохую ситуацию, к которой затем привязывается информация для запоминания. Четверть или половину часа после полученных ощущений материал осваивается спокойно, после чего параметры памяти ухудшаются.

    Виды

    Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

    • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
    • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

    Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

    • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
    • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

    Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

    В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

    • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
    • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
    • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
    • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.
    Читайте так же  Флоксал мазь глазная — инструкция, цена, отзывы

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    Организация внимания

    Внимательно сосредоточившись, человек способен запомнить большое количество информации с подробностями и деталями. Сознание действует избирательно, останавливаясь на наиболее важном. Для тренировки в спокойном состоянии нужно постараться вспомнить какой-либо предмет или рисунок на нем — развитие зрительной памяти. В следующий раз тренируемся на сложной технике: перечисляем функции мобильного телефона. Вырабатывая привычку делать описания, человек тренирует внимание, наблюдательность, улучшая способность запоминать.

    Тренировка

    Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

    Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

    Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

    • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
    • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
    • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
    • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
    • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
    • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    • Во время быстрого чтения газетной статьи выделяйте маркером определенную букву или слог. Усложнить задание можно, используя скорочтение.

    Развитие памяти через метод осмысления

    Понимание того, что мы запоминаем, обеспечивает развитие надежной долговременной памяти. Можно прочитать текст и пересказать его без осмысления, что дает мало толку и не применяется в жизни. Но если осознавать материал с возможностью дальнейшего практического использования знаний, процесс усложняется, приобретая качество. Он происходит с соблюдением ряда следующих правил.

    1. Предсказание информации: нужно представить, о чем написана книга, которую нужно прочитать и запомнить. Выделяя главное, не следует придавать внимания деталям, а при ознакомлении с материалом сравнить его с прогнозом.
    2. Размышление по возникающим вопросам (активизация мышления), помогающее мозгу выделять главное.
    3. Установление причинных связей, подключение логики. С таким подходом можно легко сложить одно целое из фрагментов.
    4. Разбивая осваиваемый объем на фрагменты, а затем собирая в единое целое (анализ и синтез) помогаем себе осмысленно изучить его.
    5. Понять изучаемое поможет возможность практического применения знаний, когда информация увязывается с реальностью. Приносящий пользу процесс помогает запоминанию, способствует активизации оперативной памяти (такого ее вида, который применим к действию при достижении целей).
    Читайте так же  Линзы пролонгированного ношения: противопоказания

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    Другие эффективные методы

    Иные методы, которые включает мнемотехника, также основываются на восприимчивости человека. Реализуется главный принцип — применение визуальных, звуковых и чувственных представлений, абстрактных объектов и понятий.

    • Метод повышенного интереса предполагает, что наиболее отчетливо запоминаются вещи и события, вызывающие любопытство. Продуктивно запоминается информация, которая может принести пользу. В плане реализации оперативной памяти нужно оценить выгоды от освоения материала.
    • Повторение — наиболее популярный способ тренировки памяти. Его плохая сторона в том, что развивается не долговременная, а кратковременная память. Но для некоторых случаев это самая подходящая методика. Упражнение на развитие слуховой памяти может осуществляться именно при повторении.
    • Сущность метода сбора и накопления информации — запоминать сведения из различных источников об одном и том же. Примером является изучение предмета по нескольким учебникам. Иначе изложенная информация дополняет предыдущую, обеспечивая лучшее понимание и восприятие. В плане достижения цели запоминания происходит развитие оперативной и долговременной памяти.

    Рекомендации для видов памяти

    Известно, что память бывает нескольких разновидностей: зрительная, слуховая, двигательная способности запоминать. У некоторых людей преобладает один из типов, который он и избирает для наилучшего запоминания. Но также тот или иной вид можно развить.

    • Развитие зрительной памяти осуществляется переработкой впечатлений дня перед сном. Другое упражнение для развития памяти — закрывать глаза и перечислять увиденные предметы. Также нужно стараться запоминать лица новых знакомых, сравнивая их черты лица.
    • Слуховая память развивается повторением фраз за дикторами, включая интонации. Полезно учить стихи, фрагменты песен, исполняемых артистами. А также поможет музыка, воспроизведенная для развития мозга и памяти на слух.
    • Укрепление двигательной способности запоминать — это занятие танцами, а также пальцевая гимнастика для развития памяти отличное упражнение. Нужно воспроизводить увиденные ломаные и кривые на бумаге и сравнивать результат с исходной линией. Либо копировать иностранные буквы. Особенно эффективна такая пальцевая гимнастика для развития памяти в отношении иероглифов.
    • Скороговорки для развития памяти основаны на специфической мнемотехнике. Для тренировки можно сначала быстро прочитывать надписи под картинками с запоминанием изображений. После этого глаза следует закрыть и повторить скороговорку по зрительному образу, а не по тексту. Запоминаемость хорошая, если получилось с первого раза.

    Как улучшить память в детском возрасте?

    Типы памяти и техники эффективного запоминания

    В детском возрасте память необходимо развивать. От правильной натренированности мозга в детстве зависят многие его функции во взрослой жизни. Для этого есть масса различных игр на развитие и улучшение памяти, произвольного внимания.

    • Интеллектуальные игры, например, в слова — лучший способ тренировки для растущего и развивающегося мозга.
    • Однозадачность. Необходимо научить ребёнка сосредотачиваться на одной задаче, не отвлекаясь на посторонние звуки или предметы, а также не стараться выполнить несколько дел одновременно.
    • Хорошая тренировка памяти это визуализация. Пусть ребёнок попробует нарисовать или воссоздать какую-то ситуацию или сцену.
    • Объяснения. Малыш подробно рассказывает или объясняет, как играть в ту или иную игру, или чем он занимался целый день в детском садике.
    • Невозможно не акцентировать на здоровом сне, прогулках на свежем воздухе. Полноценный отдых очень важен для детского организма и мозга. Ограничивайте гаджеты и просмотр телевизора, особенно перед сном. Это лишает ребёнка возможности спокойно выспаться и набраться сил, а значит и воспринимать новую информацию ему будет сложнее.
    • Правильное питание, регулярные физические нагрузки. Мозгу необходимы питательные вещества, многие из которых можно получить только из пищи. Занятия спортом, двигательная активность значительно повышает работу мозга.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *