Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    700378ff60926cb46b3c5eea5ddc10cb

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория когнитивного развития Пиаже — это всеобъемлющая концепция о природе и развитии человеческого интеллекта. Она была сформулирована швейцарский психологом и философом. Звали которого Жан Пиаже. Она имеет дело с природой самого знания и с тем, как люди постепенно начинают его приобретать, конструировать и использовать. Теория Пиаже в основном известна как теория стадий развития.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Заслуги психолога

    Пиаже был первым психологом, который систематически изучал когнитивное развитие. Его вклад включает в себя сценическую теорию когнитивного развития ребенка, подробные обсервационные исследования познания у детей и серию простых, но гениальных тестов для выявления различных когнитивных способностей.

    Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и прочего.

    До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети — просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Ученый показал, что маленькие дети думают по-разному по сравнению со взрослыми.

    Согласно Пиаже, дети рождаются с очень простой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания. Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, посредством которых ребенок развивается в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.

    Стадии развития интеллекта по Жану Пиаже

    По мнению Ж. Пиаже центральным стержнем развития психики ребенка является интеллект. В процессе развития у ребенка формируется с каждым разом все более адекватная схема происходящей вокруг него ситуации. Все это способствует тому, что в процессе взаимодействия с окружающей средой ребенок постепенно к ней адаптируется. Во время данного процесса он начинает постепенно понимает определенные жизненные законы, действующие в мире людей и вещей.

    Помощь со студенческой работой на тему Сколько стадий интеллекта обозначил Пиаже

    Курсовая работа 400 ₽ Реферат 260 ₽ Контрольная работа 250 ₽

    Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    Каждый этап развития интеллекта характеризуется рядом типичных ошибок мышления (ограничениями).

    Ж. Пиаже разработал концепцию, в соответствии с которой развитие интеллекта ребенка проходит несколько последовательных стадий, каждая из которых объясняет его развитие как непрерывный процесс.

    Для того, чтобы интеллект был развит полноценно, прохождение данных стадий обязательно. Последовательность прохождения стадий – неизменяемая и стабильная, а процесс перехода от одной этапа к другой – незаметен. Каждая стадия характеризуется тем, что ребенок приобретает все более сложные познавательные способности.

    В том случае, если у ребенка переход из одной стадии в другую происходит не так как у других, то в этом случае нельзя говорить о каком-то отклонении в развитии, просто данный ребенок развивается несколько иначе и стадии у него проходят в индивидуальном темпе.

    Важным в прохождении стадий является не то, во сколько лет наступает каждая из них, а их последовательность. Например, абстрактное мышление развивается только после того как ребенок выучил все конкретные предметы.

    Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Замечание 2

    Изначально Ж. Пиаже предполагал, что на развитие ребенка оказывает влияние внешняя среда и родители. Однако в последующем он понял и доказал, что как бы родители не поощряли и «торопили» развитие ребенка, он не будет развиваться в нужном им темпе и направлении, пока у него не наступит необходимая психологическая и физическая готовность.

    Основная идея

    По мнению Пиаже, взросление — это развитие психических процессов, возникающих в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети создают понимание окружающего их мира, испытывают расхождения между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своей среде, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в результате когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.

    Критика основных положений теории Пиаже

    Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».

    Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.

    Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.

    Автор статьи: Жирухина Я.В.

    Философские и теоретические основы

    Теория Пиаже отмечает, что реальность — это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.

    Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.

    Читайте так же  Как вытащить линзу из глаза: методы, что запрещено делать

    Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.

    Оперативный и образный интеллект

    Оперативный интеллект является активным аспектом интеллекта. Он включает в себя все действия, явные или скрытые, предпринятые для того, чтобы проследить, восстановить или предвидеть преобразования объектов или лиц, представляющих интерес. Теория развития Пиаже настаивает, что фигуративные или репрезентативные аспекты интеллекта подчиняются его оперативным и динамическим аспектам. И, следовательно, это понимание по существу вытекает из оперативного аспекта интеллекта.

    В любое время оперативный интеллект формирует понимание мира, и он меняется, если понимание не увенчалось успехом. Теория развития Ж. Пиаже утверждает, что этот процесс понимания и изменения включает в себя две основные функции: ассимиляцию и приспособление. Они являются движущей силой развития разума.

    Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия

    Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.

    Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.

    Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.

    Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.

    Аккомодация — преобразование схемы действий.

    Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны абсолютно новые схемы.

    Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.

    Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.

    Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.

    Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.

    Педагогика

    Когнитивная теория Пиаже прямо не связана с образованием, хотя более поздние исследователи объяснили, как особенности концепции могут быть применены к преподаванию и обучению.

    Ученый оказал огромное влияние на развитие образовательной политики и педагогической практики. Например, обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании в 1966 году, основывался на теории Пиаже. Результат этого обзора привел к публикации отчета Plowden (1967).

    Обучение через изучение — идея о том, что дети учатся лучше всего, делая и активно изучая, — рассматривалось как центральное место в преобразовании учебной программы начальной школы.

    Периодическими темами доклада являются индивидуальное обучение, гибкость в учебной программе, центральная роль игры в обучении детей, использование среды, обучение на основе открытий и важность оценки прогресса детей — учителя не должны предполагать, что только то, что измеримое ценно.

    Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовность». Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции. Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.

    Согласно мнению ученого (1958), ассимиляция и приспособление требуют активного ученика, а не пассивного, потому что навыки решения проблем не могут быть изучены, они должны быть обнаружены.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Как Пиаже разработал теорию?

    Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

    Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум – это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

    Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

    Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект – это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

    Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

    Так просто! Об этом мог подумать только гений!

    Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

    Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

    Первая стадия

    Согласно теории Жана Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений. Постоянство объекта — это понимание ребенком того, что объект продолжает существовать. Даже если они не могут видеть или слышать его. Peek-a-boo — игра, в которой дети, которым еще предстоит полностью развить постоянство объекта, реагируют на внезапное сокрытие и раскрытие лица.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Вторая стадия

    Предоперационная стадия редкая и логически неадекватная в отношении умственных операций. Ребенок способен формировать устойчивые понятия, а также волшебные убеждения. Мышление на этой стадии все еще эгоцентрично, что означает, что ребенку трудно видеть точку зрения других.

    Предоперационная стадия разделена на подэтап символьной функции и подэтап интуитивного мышления. Первый — когда дети могут понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в своем уме, не имея объекта перед собой. А интуитивно понятый этап мышления — когда дети склонны задавать вопросы: «почему?» и «как получилось?». На этом этапе дети хотят все понять. Теория интеллекта Пиаже очень интересна именно такими выводами.

    Читайте так же  Детокс-чистка кожи лица: очищение от шлаков и токсинов

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

    Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

    Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

    Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

    Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www.youtube.com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

    Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

    Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

    На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

    Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

    Удачи!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Подборка курсов для детей и родителей
    • Когнитивная сфера личности
    • Генетическая психология
    • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
    • Теория когнитивного развития Пиаже
    • Когнитивное развитие. Часть 2
    • Факторы интеллектуального развития ребёнка
    • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
    • Понятийное мышление: по ступеням познания
    • Теории мышления

    Ключевые слова:1Когнитивистика

    Третья стадия (операционная)

    В возрасте от 2 до 4 лет дети еще не могут манипулировать и преобразовывать мыслеформы, мыслить образами и символами. Другими примерами умственных способностей являются язык и притворная игра. Кроме того, качество их символической игры может иметь последствия для их дальнейшего развития. Например, маленькие дети, чьи символические игры носят насильственный характер, более склонны проявлять антисоциальные тенденции в последующие годы. Это нам доказывает интеллектуальная теория Пиаже.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Третья стадия и анимизм

    Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действиям и имеют жизненные качества. Примером может служить ребенок, который верит, что тротуар сошел с ума и заставил его упасть. Искусственность относится к убеждению, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны человеческим действиям или вмешательствам. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или облака белые, потому что кто-то покрасил их в такой цвет. Наконец, предубежденное мышление, согласно теории интеллектуального развития Пиаже, классифицируется по трансдуктивному мышлению.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория интеллектуального развития Пиаже

    Когда Пиаже только начинал работать над своей теорией, его подход резко отличался от всего, что ученые и исследователи делали в этом направлении до него.

    • Вместо того чтобы изучать всех научающихся, он сосредоточил внимание на детях.
    • Теория касалась научения не конкретному поведению или знаниям, в ней рассматривалось развитие в целом.
    • Вопреки общепринятому в то время мнению, что развитие психики представляет собой постепенный процесс, в ходе которого поведение человека становится все более сложным, Пиаже выделил несколько отдельных стадий, описав их четкими количественными характеристиками.

    Пиаже считал, что дети — не просто менее компетентные мыслители, чем взрослые, но они рождаются с базовой психической организацией, которая представляет собой набор генетических и эволюционных признаков, и их научение и знания суть производные от этой структуры.

    Исходя из этой предпосылки, ученый попытался объяснить процессы и механизмы работы психики у младенцев и детей постарше, которые со временем позволяют им научиться мыслить логически и оперировать гипотезами.

    По мнению Пиаже, понимание окружающей среды развивается у детей постепенно, и они неизбежно сталкиваются с расхождениями между тем, что им уже известно, и тем, что они узнают.

    Читайте так же  Пренацид капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    В теории интеллектуального развития Пиаже можно выделить три отдельных компонента.

    Схемы действия

    Схемы действия — это основные строительные блоки знаний, объединяющие объекты по сходству и различию. Каждая схема касается какой-то одной части знаний об окружающем мире — например действий, объектов или концепций — и представляет собой ряд взаимосвязанных представлений, которые используются для понимания конкретной ситуации и выбора реакции на нее. Скажем, если ребенку показывают картинку с изображенной на ней собакой, он создает для себя схему внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши и так далее.

    Если ребенок может объяснить то, что он ощущает и воспринимает, с помощью уже имеющейся у него схемы, он пребывает в состоянии психологического равновесия.

    Схемы действия сохраняются в памяти ребенка и при необходимости используются им в дальнейшем. Например, оказавшись в первый раз в ресторане, ребенок создает новую схему действий, связанную с заказом блюд. Оказавшись в таком заведении в следующий раз, он уже сможет применить имеющиеся знания в новой, но похожей ситуации.

    Пиаже также утверждал, что некоторые схемы действий запрограммированы в детях генетически, например стремление маленького ребенка сосать все, что попадается под руку.

    Процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую

    Пиаже верил, что интеллектуальное развитие есть результат адаптации знаний и стремления человека к равновесию. Адаптация знаний осуществляется двумя способами:

    • Ассимиляция — использование уже существующей схемы действий и применение ее в новой ситуации.
    • Аккомодация — изменение существующей схемы действий с целью приобретения новой информации.

    Чтобы лучше понять, как работают ассимиляция и аккомодация, вернемся к вышеописанному примеру с изображением собаки. Теперь у ребенка имеется схема внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши. Но когда к нему на улице подойдет настоящий пес, он увидит и другие характеристики, не входящие в его схему.

    Оказывается, собака покрыта шерстью, она лижет руку, она лает. Поскольку в исходной схеме всех этих признаков нет, возникает дисбаланс, и ребенок начинает конструировать собственный смысл. Если родитель подтверждает, что новая информация тоже относится к собаке, происходит ассимиляция и равновесие восстанавливается, поскольку ребенок успешно включает новые данные в существующую схему.

    Но что, если ребенок увидит на улице не собаку, а кота? Некоторые характеристики совпадают, хотя это и разные животные. Кот мяукает, он умеет лазать по деревьям, он двигается и ведет себя совсем не так, как собака. Увидев кота, ребенок выходит из состояния равновесия, и ему нужно согласовать (аккомодировать) новую информацию, поэтому он создает новую схему, возвращаясь в уравновешенное состояние.

    Стадии развития интеллекта

    Пиаже считал, что психическое развитие ребенка проходит четыре стадии. Это свойственно всем детям, к какой бы культуре они ни принадлежали, в какой бы части земного шара ни жили. Однако последние стадии проходят не все дети.

    • Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

    Ребенок познаёт мир посредством органов чувств, а также орудуя предметами. К концу этой стадии он понимает, что предметы и люди не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

    • Дооперационная стадия (от двух до семи лет)

    Это стадия эгоцентрического мышления, по выражению Пиаже.

    В этот период жизни дети еще не способны понимать точку зрения других людей. У них есть только свое видение.

    • Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет)

    На этой стадии происходит накопление знаний. Хотя ребенок по-прежнему не способен понимать абстрактные или гипотетические идеи, он уже начинает логически осмысливать конкретные события.

    • Стадия формальных операций (от одиннадцати лет и старше)

    На этой стадии развивается способность ребенка манипулировать идеями в голове, то есть мыслить абстрактно. Именно в этот период у детей развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению и систематическому планированию.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Четвертая стадия (формально-операционная, логическая)

    В возрасте от 4 до 7 лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Возникает интерес к рассуждению и желанию узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивным подэтапом», потому что дети понимают, что обладают огромным количеством знаний, но не знают, как они приобрели его. Центрирование, сохранение, необратимость, включение в класс и переходный вывод — все это характеристики предоперационного мышления.

    Теория Пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

    Центрирование

    Центрирование — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные. Сохранение — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и выставочной концентрации. Как центрирование, так и сохранение можно легче понять, ознакомившись с гипотезой на практике. А сделать это можно, просто понаблюдав за своими детьми после прочтения этой статьи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *