Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    70172b5bd6f880f7436de4dab22fcd89

    Введение в теорию диссонанса

    Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера – об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.

    В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс – это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.

    Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.

    Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?

    Причины когнитивного диссонанса

    Когнитивный диссонанс возникает по следующим причинам:

    1. Расхождение личных убеждений с установками общества или группы, в которой человек находится.
    2. Несоответствие понятий и идей, которыми оперирует человек.
    3. Противоречие общественным нормам и этническим правилам, особенно если они не соответствуют закону или личным желаниям.
    4. Несоответствие опыта, который имеется у человека, с той информацией, которую он получает в новых условиях. Другими словами, прежний опыт не помогает в решении новой ситуации, которая похожа на предыдущую.

    У каждого человека появляются знания и опыт, который он получает по мере своей жизни. Однако новые ситуации могут указывать на то, что его имеющиеся убеждения вовсе не соответствуют действительности либо не всегда срабатывают. Поскольку человек вынужден решать проблемы, он начинает выбирать лучшее из худшего. А чтобы достичь внутреннего баланса, находит различные оправдания своему выбору.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Фестингер пытался объяснить природу возникновения когнитивного диссонанса, а также пути его устранения. И здесь выделяется мотивация, которая и диктует человеку, какой выбор им будет сделан. Сильнейшая мотивация говорит человеку, от какой идеи следует отказаться ради реализации другой. А затем, чтобы сохранить равновесие в новом пути, человек должен оправдать свой поступок.

    Значение понятия

    Когнитивный диссонанс – это психологическое явление, которое сопровождается возникновением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, зачастую в своих действиях человеку приходится либо пренебречь общественными установками, либо же поступиться личными принципами. Из-за этого возникает определенное разногласие между действием и убеждением.

    В результате наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков или заблуждений, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. В ином случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы мнению окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Биография

    Леон Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон. В 1939 году получил бакалаврскую степень в Сити-колледже Городского университета Нью-Йорка. В 1940 году окончил магистратуру Университета Айовы. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин, у которого Фестингер впоследствии работал ассистентом в исследовательском Центре групповой динамики. В период с 1940 по 1942 год работал клиническим психологом в психиатрической больнице штата Айова, затем около года проработал психологом и научным сотрудником в Центре изучения ребёнка Университета штата Айова, а с 1943 по 1945 год — психологом в Университете Рочестера. В 1945 — 1948 годы был профессором Центра групповой динамики, основанный Куртом Левином в 1945 году при Массачусетсском технологическом институте. После смерти Левина в 1947 году Фестингер стал профессором Мичиганского университета, с 1951 года — профессором Университета Миннесоты, с 1955 года — профессором Стэнфордского университета. С 1968 года и до своей смерти в 1989 году — профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Фестингер преподавал различные дисциплины, в том числе клиническую и социальную психологию.

    Участие в научных организациях

    В 1959 — 1962 годы Фестингер был членом отделения антропологии и психологии Национального научного совета. Учёный также являлся членом Американской антропологической ассоциации, Американской психологической ассоциации и Американской академии искусств и наук.

    Награды и премии

    В 1959 году Фестингер был награждён премией Американской психологической ассоциации «за выдающийся научный вклад».

    Теория когнитивного диссонанса — Леон Фестингер

    Предисловие Дорогой читатель! Вы держите перед собой Великую книгу. За 150 лет самостоятельного существования психологии написано море книг. Прочесть все невозможно. Читать надо лучшее, в первую очередь классику. А кто бы ни составлял перечень самых влиятельных книг по психологии, он обязательно включил бы в нее эту работу Леона Фестингера, впервые опубликованную в 1957 году. Великие книги не устаревают.

    Л. Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон, там же в 1939 году стал бакалавром, в 1940-м — магистром в университете штата Айова, где начал работать научным сотрудником в Центре изучения ребенка. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин (несомненно влияние теории поля Левина и вообще гештальтистов на творчество Фестингера). В годы Второй мировой войны (1942–1945) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 году включается в работу группы Левина в Массачусетском технологическом институте, позднее, в 1947 году, после смерти Левина, перемещается вместе с группой в Мичиганский университет. В 1951 году он работает в университете Миннесоты, в 1955-м переходит в Стэнфорд. И, наконец, с 1968 года и до своей смерти в 1989 году — профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. В течение жизни получает множество премий и наград (включая престижную премию «Выдающемуся ученому» Американской психологической ассоциации в 1959 году).

    Психологи обычно изучают удивительные феномены нашей психической жизни и пытаются найти им объяснения. Великие психологи идут дальше — они видят за этими феноменами человека во всей его неразгаданной полноте. Леон Фестингер даже на фоне самых великих выделялся широтой интересов — он занимался принятием решений, проблемой потери индивидуальности в группе, способами, которыми люди сравнивают себя с другими, психологическими аспектами технологии изготовления доисторических орудий, зрительным восприятием и движением глаз, групповой динамикой и т. д. Но главным его достижением все же стало создание теории когнитивного диссонанса.

    Л. Фестингер произвел когнитивный переворот еще даже до возникновения когнитивной психологии, причем в области социальной психологии, максимально удаленной от когнитивных исследований. Он вывел закон: если два элемента мышления противоречат друг другу (находятся в диссонансе), то это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. То, что человек стремится жить в рациональном мире и избавляться от противоречий, постулировалось еще философами Нового времени. В конце XIX века И. Бернгейм в экспериментах с постгипнотическим внушением продемонстрировал, что человек стремится найти разумное, пусть даже неправильное, объяснение собственному поведению, которое — о чем сам человек не догадывался — было внушено ему в гипнозе. З. Фрейд наблюдал эксперименты Бернгейма и описал в рамках построенной им теории неосознаваемые механизмы борьбы человека с противоречиями (среди них — вытеснение и рационализация). Но объяснения оставались во многом спекулятивными, а в построениях Фрейда к тому же с сильным мифологическим привкусом.

    Фестингер в специально сконструированных условиях показывает: если человек совершает поступок, противоречащий его убеждениям, то возникает когнитивный диссонанс. Для ликвидации диссонанса используется внешнее оправдание (меня заставили, приказали или хорошо заплатили). Но если поводов для внешнего оправдания мало, то человек ищет внутреннее оправдание этому своему поступку, например, не осознавая этого, изменяет собственные убеждения, т. е., как говорит Фестингер, сглаживает когнитивный диссонанс. Порожденные им идеи и экспериментальные замыслы произвели настолько сильное впечатление, что породили волну последователей, проводивших удивительно остроумные экспериментальные исследования (см., например, обзорные работы Э. Аронсона, который именно под воздействием книги, которую вы держите перед глазами, пришел к решению изучать социальную психологию).

    Приведу пример, показывающий эвристическое значение теории Фестингера даже в той зоне, где он сам, скорее всего, не ожидал бы увидеть проявление своих теоретических построений. В наших исследованиях в Санкт-Петербургском университете было обнаружено, что если человек совершает ошибки в простых когнитивных задачах (ошибается при складывании цифр, делает опечатки и т. д.), то оказывается, что он имеет тенденцию повторять собственные ошибки, даже если сам их не замечает. Эффект повторения ошибок явно напоминает сглаживание когнитивного диссонанса — сделав ошибку, человек, не осознавая этого, как бы принимает решение: раз под воздействием определенных условий он сделал ошибку, то это вовсе и не ошибка, его поведение оправданно, а потому он вправе ее повторить.

    Фестингер не только создал теорию, которая опирается на общие основания, но и сумел вывести следствия, которые можно подвергнуть экспериментальной проверке. Его теория оказалась эвристичной — другие исследователи обнаруживали предсказываемые теорией феномены даже там, где сам Фестингер вряд ли ожидал бы их увидеть. Тем самым он создал подлинно научную теорию. А его книга учит нас самому главному — тому, как надо делать настоящую науку.
    Виктор Аллахвердов,профессор, доктор психологических наук,заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ
    Предисловие автора

    Это предисловие главным образом посвящено истории возникновения идей, положенных в основу этой книги. Выбранная мной хронологическая форма — наилучший способ отдать должное коллегам, оказавшим мне существенную помощь в ходе работы над книгой, а также объяснить, что побудило меня к ее написанию и какие цели я исходно преследовал.

    Поздней осенью 1951 года Бернард Берелсон, директор Центра изучения поведения при Фонде Форда, спросил меня, не будет ли мне интересна работа по составлению аналитического обзора [1] такой важной научной области, как изучение «коммуникации и социального влияния». В этой сфере был накоплен огромный фактический материал, до сих пор никем не обобщенный и не проработанный на теоретическом уровне. Он охватывал круг исследований от изучения влияния средств массовой информации до анализа межличностного общения. Если бы удалось извлечь из этого материала систему теоретических утверждений, которые связывали бы между собой множество уже известных в этой области фактов и позволяли бы делать новые предсказания, то это была бы работа, представляющая несомненную ценность.

    Читайте так же  Очки при астигматизме — подбор очков

    Когнитивный диссонанс и психическое здоровье

    Наш мозг всячески пытается избежать дискомфорта, связанного с когнитивным диссонансом. Для этого зачастую он прибегает к так называемым когнитивным искажениям, которые мы упоминали выше. Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не всегда способен корректно обработать всю поступающую извне информацию и стремится “упростить её”. Это приводит к тому, что нам кажется правильным то, что легко и понятно, а сложное и запутанное воспринимается как ошибка. Другими словами, когнитивные искажения — это попытка сознания убедить нас в том, что на самом деле не является действительностью.

    Ниже мы рассмотрим случаи депрессии и патологической зависимости от азартных игр как примеры психических расстройств, при которых когнитивные искажения служат в качестве корректирующей системы для снижения дискомфорта при когнитивном диссонансе.

    Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при депрессии

    Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:

    селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали — например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется); дихотомия (события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”);чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”… и т.п.); катастрофизм; персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе); чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает); эмоциональное рассуждение ( человек полагает, что то, что он чувствует, верно независимо от представленных доказательств).

    Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при “патологической игре”

    При патологической зависимости от азартных игр (“патологическая игра”) когнитивные искажения способствуют поддержанию аддиктивного поведения. Когнитивные искажения присутствуют как у хронических игроков, так и у обычных — разница лишь в степени их выраженности. К наиболее распространённым когнитивным диссонансам, превратившимся в когнитивные искажения, в данном случае относятся:

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    • иллюзия контроля (“Я контролирую результат”);
    • предсказание результата (“Я выиграю”);
    • азарт как процесс самокоррекции (“Я не могу продолжать проигрывать”);
    • удача как ответственная за результат (“Я чувствую, что выиграю”);
    • объяснения постфактум (“Не получилось, потому что….);
    • гибкая атрибуция (“Если выигрываю я, это потому, что я отличный игрок, но если я проигрываю — то игра нечестная, в игровом автомате что-то “подкрутили” и т.д.);
    • почти выиграть (“Я поставил на ноль, а выпала единица”);
    • Иллюзия корреляции и суеверия (“Чтобы выиграть, я должен одеть что-то чёрное”);
    • Фиксация на абсолютной частоте выигрыша (Игрок фиксируется на том, что за год выиграл 3 раза, однако не учитывает количество проигрышей);
    • Доступность (Игрок помнит о выигрышах, но забывает о проигрышах);
    • Персонализация игрового автомата (“Давай, помоги мне….”)

    Порядок в голове

    Модное в последние годы выражение «когнитивный диссонанс» означает психологический дискомфорт от некоего несоответствия. Если в сознании человека сталкиваются две конфликтующие идеи, если происходящее не укладывается в рамки логики, если действительность не совпадает с ожиданиями и противоречит прошлому опыту, возникает состояние когнитивного диссонанса.

    По поводу когнитивного диссонанса есть целая научная теория, которую создал американский психолог Леон Фестингер. Работать над ней он начал в 1950-е годы, после того как обнаружил один странный феномен, связанный с человеческим сознанием. В то время в одном из американских штатов случилось несколько землетрясений. После того как все закончилось, в соседнем штате прошла волна слухов о том, что то же самое вскоре случится и у них. Эти слухи не имели под собой совершенно никаких оснований.

    Фестингер пришел к выводу, что слухи возникли как оправдание страха и тревоги, которые испытывали люди. Они беспокоились, не знали, как справиться со своим беспокойством и как его объяснить, поэтому и распространяли тревожные слухи.

    Подобное происходит постоянно. Люди любыми способами стремятся восстановить внутренний баланс между своими ощущениями и тем, что происходит в окружающем мире. И очень часто вместо поиска истины просто принимают на веру более удобную точку зрения.

    Гипотезы теории

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных гипотезах, которые звучат следующим образом:

    • ввиду того что возникновение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пытаться преодолеть данное несоответствие;
    • из первого пункта можно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать ситуаций, которые могут ввергнуть его в подобное состояние.

    Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но также и поясняет пути выхода из данного состояния. Кроме того, ученый рассматривает ряд реальных случаев, которые являются наиболее типичными примерами в психологии.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Автор теории когнитивного диссонанса

    Считается, что автором теории когнитивного диссонанса является американский психолог Леон Фестингер. Он объяснил сущность, причины и закономерности этого явления на основе принципа равновесия. Главное его рассуждение заключается в следующем: индивид стремится всеми силами к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Возникающее противоречие между знанием и действием он пытается привести в равновесие. В своем исследовании автор заменил термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку именно такая терминология раскрывает основные положения его теории:

    • Диссонанс может возникать между когнитивными (познавательными) элементами.
    • Наличие диссонанса вызывает стремление уменьшить или препятствовать его росту.
    • Желание уменьшить диссонансные явления приводит к трем вариантам: изменению поведения, изменению знаний, избирательному отношению к новой информации.

    В качестве примера – классическая ситуация с курильщиком, который знает, что курение вредно. В результате возникает дисгармония, из которой можно выйти, если: поменять стиль поведения, бросив привычку курить; изменить мышление, убедив себя, что вся опасность преувеличена; игнорировать информацию о вреде курения. Теория Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но и раскрывает пути выхода из данного состояния.

    Уменьшить влияние диссонанса можно путем изменения поведения, знаний и избирательного подхода к информации

    Способы уменьшения когнитивного диссонанса

    Когнитивный диссонанс можно уменьшить тремя способами. Какой из них выберет человек, зависит от его характера, ситуации, предоставленной информации и представленных аргументов. Конечно, многое зависит от психики данного человека, его рефлексивности и уверенности в себе. Часто даже правильная аргументация не может заставить человека использовать другой метод уменьшения диссонанса, потому что он поддерживает свои аргументы любой ценой.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    схема Способы уменьшения когнитивного диссонанса

    оспаривать одно из доказательств или аргументов — метод заключается в отклонении наиболее важного или единственного аргумента другой стороны, считая его непроверенным, подтасованным или неубедительным. Примером такого сокращения может быть ситуация, когда одна сторона представляет в качестве аргумента научное исследование, доказывающее вред сигарет

    Второй человек отвергает их признание, утверждая, что они слишком двусмысленны и выполнены неправильно.

    контратака — этот способ уменьшения когнитивного диссонанса можно наблюдать, особенно когда человек, испытывающий это явление, чувствует себя как бы загнанным в угол и как бы атакованным с другой стороны. Затем человек прибегает к простейшей форме защиты — к контратаке. Например, курильщик, на которого словесно нападает другой человек, прервет обсуждение словами «Я люблю курить и все!», «Моё здоровье — это моё дело!». Он также может перейти в контрнаступление, прямо напав на другого человека: «Моё курение менее вредно, чем ваше питье вина с друзьями каждую субботу».

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    признание ошибки — этот тип редукции заключается в размышлении над аргументами другого человека, принятии его точки зрения и адаптации к ней. Используя этот метод уменьшения когнитивного диссонанса, курильщик решает бросить пагубную зависимость и начать конкретные действия в этом направлении.

    Примеры когнитивного диссонанса

    Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса

    При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет

    Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

    Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

    При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

    – изменив поведение – бросить курить;

    – изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

    – воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их. Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам

    Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

    Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.

    Читайте так же  Мазок из глаза на инфекции: как берут, виды, результаты

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

    Теория когнитивного диссонанса

    Возникновение и устойчивость диссонанса

    Когда и почему возникает диссонанс? Почему иногда люди обнаруживают, что они совершают поступки, не соответствующие их мыслям, или что у них есть какое-либо убеждение, отличное от всех остальных имеющихся у них убеждений? Ответ на этот вопрос может быть найден при анализе двух типичных ситуаций, в которых может возникнуть диссонанс.

    1. В ситуации, когда человек становится очевидцем новых событий или когда ему становится известна какая-либо новая информация, может возникать по меньшей мере сиюминутный диссонанс с существующими знаниями, мнениями или представлениями о своем поведении. Поскольку человек не может полностью контролировать события, происходящие в окружающем его мире, и поступающую к нему информацию, подобный диссонанс возникает легко.

    Так, например, человек планирует поездку на пикник в полной уверенности, что погода будет теплой и солнечной. Однако перед самым его выездом может начаться дождь. Знание о том, что идет дождь, вступит в диссонанс с его уверенностью, что день солнечный, и с его планами съездить за город. Или другой пример. Представьте себе, что человек, совершенно уверенный в неэффективности автоматической коробки передач, случайно наталкивается на статью с убедительным описанием ее преимуществ. И снова в системе знаний индивида, как минимум на короткое мгновение, возникнет диссонанс.

    2. Даже в отсутствие новых, непредвиденных событий или информации диссонанс, несомненно, является повседневным феноменом. Очень мало на свете вещей, полностью черных или белых. Очень мало в жизни ситуаций настолько очевидных, чтобы поведение в них или мнение о них не было бы до некоторой степени противоречивым. Так, некий американский фермер со Среднего Запада может являться республиканцем и при этом может быть не согласен с позицией его партии по поводу программы государственной поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Человек, покупающий новый автомобиль, может отдать предпочтение экономичности одной модели и в то же время дизайну другой. Предприниматель, желающий выгодно вложить свободные денежные средства, знает, что результат его капиталовложения зависит от экономических условий, на которые он не в состоянии повлиять. В любой ситуации, которая требует от человека сформулировать свое мнение или сделать какой-либо выбор, неизбежно создается диссонанс между знанием, соответствующим осуществленному поступку, и теми знаниями и мнениями, которые связаны с другими возможными вариантами действий.

    Таким образом, спектр ситуаций, в которых диссонанс почти неизбежен, довольно широк, но наша задача состоит в том, чтобы исследовать обстоятельства, при которых диссонанс, однажды возникнув, сохраняется, то есть ответить на вопрос, при каких условиях диссонанс перестает быть мимолетным. Если изложенная выше гипотеза верна, то вместе с диссонансом возникнут и силы, направленные на его уменьшение. Чтобы ответить на наш вопрос, рассмотрим различные возможные способы, с помощью которых диссонанс может быть уменьшен.

    Далее в этой главе мы рассмотрим этот вопрос более формально, а начнем с иллюстрации на примере заядлого курильщика, который столкнулся с информацией о том, что курение вредно для здоровья. Возможно, он прочитал об этом в газете или журнале, услышал от друзей или от врача. Это новое знание будет, конечно, противоречить тому факту, что он продолжает курить. Если гипотеза о стремлении уменьшить диссонанс верна, то каким в этом случае будет поведение нашего воображаемого курильщика?

    Во-первых, он может изменить знание о своем поведении за счет того, что изменит поведение, то есть бросит курить, и тогда его представление о своем новом поведении будет согласовано (находиться в состоянии консонанса) со знанием о том, что курение вредно для здоровья.

    Во-вторых, он может попытаться изменить свое «знание» относительно последствий курения, что звучит достаточно странно, но зато хорошо отражает суть происходящего. Он либо просто перестанет признавать то, что курение наносит ему вред, либо попытается найти информацию, свидетельствующую о пользе курения, тем самым уменьшая значимость информации о его негативных последствиях. Если этот индивид сумеет изменить свою систему знаний каким-либо из этих способов, он может уменьшить или даже полностью устранить диссонанс между тем, что он знает, и тем, что он делает.

    Достаточно очевидно, что курильщик из приведенного выше примера может столкнуться с трудностями в попытке изменить как свое поведение, так и свои представления. И именно по этой причине диссонанс, однажды возникнув, способен достаточно долго сохраняться. Нет никаких гарантий того, что человек будет в состоянии уменьшить или устранить возникший диссонанс. Гипотетический курильщик может обнаружить, что процесс отказа от курения слишком болезнен для него, чтобы он мог это выдержать. Он может попытаться найти конкретные факты или мнения других людей, поддерживающие точку зрения, что курение не приносит такого уж большого вреда, однако эти поиски могут закончиться неудачей. Тем самым он окажется в таком положении, когда он будет продолжать курить, вместе с тем хорошо сознавая, что курение вредно. Если это произойдет, то его усилия, направленные на уменьшение диссонанса, не прекратятся.

    Есть определенные области познания, где существование значительного диссонанса — самая обычная вещь. Это может происходить, когда два — или более — устоявшихся убеждения или две ценности, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, противоречат друг другу. Другими словами, нельзя придерживаться такого мнения или осуществлять такое поведение, которое не противоречило бы по крайней мере одному из устоявшихся убеждений. Мирдал[2] в приложении к своей классической книге демонстрирует это совершенно отчетливо, рассматривая примеры поведения по отношению к черным американцам. Обсуждая одновременное существование взглядов относительно человека вообще, афроамериканцев вообще, конкретных групп черных американцев и так далее, Мирдал пишет:

    «Человек или группа, чьи несоответствия в оценках будут публично обнаружены, будет испытывать необходимость уменьшения этого несоответствия… Потребность в логической непротиворечивости внутри иерархии моральных оценок… в той степени ее интенсивности, которая наблюдается в настоящее время, является довольно новым явлением. Люди предыдущих поколений, жившие в условиях меньшей мобильности, меньшей интеллектуальной коммуникации и меньшего публичного обсуждения проблем, в гораздо меньшей степени оказывались свидетелями конфликтов ценностей друг друга»[3].

    Хотя я не согласен с Мирдалом в его оценке важности роли публичного обсуждения для возникновения диссонанса, мне кажется, что это очень хорошее указание на ряд причин, по которым в этой области существует сильный диссонанс.

    Понятия, которые мы рассмотрели, не являются абсолютно новыми; многие, сходные с ними, уже предлагались ранее. Следует упомянуть две работы, в которых приводятся формулировки, наиболее близкие к моим собственным. Хайдер[4] в пока еще не изданной рукописи обсуждает взаимоотношения между людьми и соотношения между чувствами. Он пишет:

    «Подводя итоги нашего обсуждения сбалансированных, или гармоничных, состояний, мы можем сказать, что эти состояния характеризуются двумя или несколькими связями, которые соответствуют друг другу. Если сбалансированное состояние отсутствует, то возникает стремление к его установлению. Появляется или тенденция изменить затронутые чувства, либо же отношение между соответствующими элементами будет сбалансировано посредством действия или когнитивной реорганизации. Если изменение невозможно, то состояние дисбаланса вызовет напряженность; сбалансированные состояния будут более предпочтительны, нежели несбалансированные» (часть II).

    Если заменить слово «сбалансированный» на слово «консонантный» и слово «дисбаланс» на слово «диссонанс», приведенное выше утверждение Хайдера можно рассматривать как описание того же самого процесса, обсуждением которого мы до сих пор занимались.

    Осгуд и Танненбаум[5] недавно опубликовали статью, в которой они также сформулировали идеи, касающиеся изменений мнений и социальных установок. Рассматривая «принцип конгруэнтности», как они обозначили его в своей работе, эти авторы пишут: «Изменения в оценке всегда происходят в направлении увеличения конгруэнтности с существующей системой ориентиров»[6].

    Тот особенный вид «неконгруэнтности», или когнитивного диссонанса, который они анализируют в своей работе, возникает в том случае, когда некий человек или иной источник информации, которого субъект оценивает положительно, поддерживает мнение, которое субъект при этом оценивает отрицательно (или, наоборот, источник информации оценивается отрицательно, а выражаемое им мнение положительно). Далее авторы показывают, что при таких обстоятельствах возникает ярко выраженная тенденция изменить либо оценку мнения, либо оценку источника информации в том направлении, которое уменьшило бы диссонанс. Таким образом, если источник информации был оценен положительно, а мнение оценено отрицательно, индивид может начать хуже относиться к источнику информации или лучше к предмету обсуждения. Из данных, приведенных в статье, становится ясно, что результат в каждом конкретном случае зависит от того, что изначально было более твердо закреплено в системе знаний человека: оценка источника информации или оценка проблемы. Если его социальные установки в отношении источника информации «поляризованы», то более вероятным является изменение мнения, и наоборот. Тщательно измерив изначальные социальные установки по отношению к источнику информации и высказываемому суждению, а также степень податливости каждой из установок к изменению до того, как диссонанс был инициирован, авторы исследования оказались в состоянии достаточно точно предсказать направление, а иногда и степень наступавших изменений в оценках.

    Важным здесь является то, что существует стремление к установлению консонантных отношений в когнитивной системе и стремление к избеганию и уменьшению диссонанса. Многие исследователи отмечали этот факт, хотя очень немногие из них сформулировали его так точно и сжато, как Хайдер, Осгуд и Танненбаум. Задача этой книги состоит в том, чтобы сформулировать теорию диссонанса в максимально точной и по возможности общеприменимой форме, показать возможности ее использования для анализа широкого спектра ситуаций и представить эмпирические данные в поддержку этой теории.

    Суть теории

    Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида. Можно сказать, что именно идеи и убеждения во многом влияют на действия человека, а также на его жизненную позицию. Таким образом, нельзя трактовать знания только лишь как набор определенных фактов. Это прежде всего мотивационные факторы, которые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных ситуациях.

    Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них – это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, а также отношения к ним. Вторая – это аффект, то есть реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, когда человек перестает находить связь или ощущает внутренние противоречия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

    Читайте так же  Покраснение глаз при простуде: что делать, причины

    Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться или же испытывать угрызений совести. Причем произойти это может спустя значительный промежуток времени. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку или же некоторые факты, которые могут смягчить его вину.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Что такое когнитивный диссонанс?

    Когнитивный диссонанс относится сайтом психологической помощи psymedcare.ru к негативным состояниям, при котором индивид ощущает дискомфорт из-за противоречивых знаний, мировоззрений, учений, идей, ценностей, целей, поведенческих установок и верований. В противоречие вступают зачастую опыт и то, что человек должен сделать, привычки и необходимое, личное и общественное.

    Когнитивный диссонанс – это конфронтация двух когниций, которые не одинаково значимы для самого человека, однако одинаково возможны при решении определенного вопроса. И человек встает перед выбором, к примеру, между удовлетворением физических желаний или моральных ценностей.

    Для того чтобы преодолеть когнитивный диссонанс человек делает выбор между опытом и действиями, а затем начинает находить рациональное зерно в том, что он выбрал, чтобы объяснить себе и окружающим людям свой выбор, который может кому-то показаться неправильным. Таким образом человек достигает внутреннего баланса, сглаженности. Такую теорию выдвигает основоположник Леон Фестингер, который отмечал, что наиболее комфортным состоянием для человека является когнитивная слаженность. И если индивид выбирает что-то одно, то для достижения внутренней гармонии он начинает искать оправдания собственному выбору.

    Как облегчить состояние когнитивного диссонанса

    Упомянутый Леон Фестингер, изучая явление когнитивного диссонанса, выдвинул два утверждения. Первое гласит, что при возникновении диссонанса человек будет всеми силами пытаться снизить несоответствие между двумя явлениями, ибо диссонанс причиняет психологический дискомфорт. Второе утверждение, подтверждая первое, говорит, что в дальнейшем человек будет избегать ситуаций, в которых может возникнуть когнитивный диссонанс. Личность будет стремиться к консонансу, поскольку только он соответствует общепринятым представлениям о порядке.

    Когнитивный диссонанс приводит к тому, что человек меняет какие-либо свои убеждения по поводу того, что вызвало этот диссонанс. Человек нуждается в том, чтобы его знания были согласованы, ведь это позволяет ему быть уверенным в себе.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Как же устранить или облегчить состояние диссонанса? Во-первых, нужно изменить свои убеждения и тактику своих действий. Во-вторых, следует критически оценивать поступающую информацию. Последнее – это как раз то, чего очень не хватает многим людям, из-за чего они склонны постоянно «оставаться в дураках», видя несоответствие в самых разных жизненных проявлениях.

    К примеру, человек сталкивается с тем, что ему нужно выучить иностранный язык. Это вызывает дискомфорт – его формальное состояние противоречит его глубинной сущности. Чтобы устранить это противоречие, человек должен начать изучать язык или найти множество причин, по которым ему не нужно этого делать: у него, может, нет способностей, времени, денег на пособия или репетиторов. В этом отношении, кстати, понятно, почему многие люди склонны оправдывать свои ошибки и заблуждения: они находят массу фактов (реальных или мнимых), из-за которых ошибка выглядит небольшой и не страшной, и тем самым снижают чувство дискомфорта.

    Но тогда возникает страх диссонанса, а это может привести к когнитивным расстройствам, стрессу, неврозам и другим расстройствам. И тогда избавляться нужно уже от этого нового чувства. Чтобы не возникало боязни когнитивного диссонанса, нужно просто признать, что такое явление имеет место быть. А в этом хорошо помогает банальная эрудиция, расширение кругозора и понимание того, как устроено человеческое знание. В мире ничего нет постоянного, это же относится и к нашим сведениям о мире. Те знания, которыми мы владеем сейчас, скорее всего, являются неполными или даже совсем поверхностными, и нужно быть заранее готовым принять новую информацию.

    Развитие критического мышления — тоже важный фактор в борьбе с чувством диссонанса. Следует стремиться всё анализировать и проверять, а не принимать на веру. Конечно, на практике это не так просто, как кажется: мыслить шаблонами мы привыкли. Строго говоря, готовые шаблоны необходимы человеческому мышлению, чтобы на их основе оно могло расширять и углублять знания; однако время от времени необходимо перетряхивать свой багаж представлений и установок, проверяя их на соответствие истине. И состояние когнитивного диссонанса в этом смысле способно оказать помощь: оно указывает нам, где в наших рассуждениях допущена ошибка, и побуждает нас к поиску этой ошибки.

    Пребывать в «постоянном диссонансе» склонны люди, которые считают свои убеждения и представления единственно верными. Это могут быть, в частности, люди с психическими расстройствами и заболеваниями – например, с синдромом Аспергера и другими болезнями аутистического спектра. Часто это просто «узколобые» люди, которые считают себя центром вселенной, хотя их кругозор меньше маковой росинки. Такой человек вполне комфортно чувствует себя в пределах своего маленького мирка, однако рано или поздно ему приходится выйти за его пределы. И тогда начинаются психологические мучения, ведь «большой» мир оказывается совсем не таким, как его собственная маленькая вселенная. И если в своём мире этот человек чувствовал себя хозяином положения, то теперь он ощущает собственное ничтожество, а этого ему совсем не хочется.

    Вот пример того, как можно выйти из ощущения диссонанса. Допустим, человек постоянно и много курит. Кто-то ему сообщил, что курить очень вредно – это может быть врач, знакомый, статья в газете и т. д. У него возникает диссонанс, и чтобы его преодолеть, он должен или бросить курить, или убедить себя, что все, кто сообщает о вреде курения, преувеличивают проблему, или вовсе игнорировать эти сообщения.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Когнитивный диссонанс — что это значит?

    Когнитивный диссонанс — это состояние психического напряжения у человека, который одновременно испытывает два когнитивных элемента. Несовместимость, заключающаяся в конфликте между, например, имеющимися знаниями и новой информацией, вызывает у человека внутренний дискомфорт. Эта концепция также известна как когнитивный, социальный или эмоциональный диссонанс.

    Когнитивный диссонанс возникает также, когда вновь усвоенные факты или информация не соответствуют мировоззрению и убеждениям человека. Чем больше вы видите разницу между двумя позициями, тем больше вы ее чувствуете.

    Люди, которые испытывают когнитивный диссонанс, часто реагируют по-разному. Чаще всего они стремятся как можно быстрее снизить напряжение, вызванное конфликтом текущих взглядов с новой информацией. По этой причине реакции, которые вызывает когнитивный диссонанс, могут варьироваться от гнева, упрощения, до рассмотрения аргументов другой стороны как мудрых и рациональных.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

    Информация к размышлению и выводы

    Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.

    1. Теория когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру. Если вам интересно более углубленное и научное объяснение феномена когнитивного диссонанса, то можно обратиться к авторскому первоисточнику («Теория когнитивного диссонанса» / «A theory of cognitive dissonance»).
    2. Экспериментально доказано, что алкоголь предупреждает и устраняет ощущение внутреннего дисбаланса. Именно отсюда вытекает присказка, что «нужно выпить» в трудной ситуации. Однако, уважаемый читатель, следует понимать, что выпивка не решит проблему (вместе с трезвостью диссонанс вернется). Но этот факт объясняет многие истории опущения людей на социальное дно. При определенных свойствах психики и внешних обстоятельствах человек с внутренним конфликтом может погрязнуть в аддиктивном (зависимом) поведении, которое разрушает личность.
    3. Экспериментально также была доказана фраза «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Некоторые люди используют алкоголь как средство для того, чтобы быть собой и не испытывать внутреннего дискомфорта, а потом сказать: «Я был пьян».
    4. Когнитивный диссонанс – явление неоднозначное. Так, у сектантов или участников каких-либо малых групп его может вызвать привычное в общепринятом понимании поведение. Например, по закону криминальной группировки нельзя оставлять свидетелей, но один из ее участников нарушил этот принцип. После чего испытывает внутреннее противоречие.
    5. Размер когнитивного диссонанса может отличаться и не всегда однозначно понимается разными людьми. Например, срыв с диеты (всего одна конфетка) способен вызвать реальный дисбаланс у девушки, но фразу «это же всего конфетка, дурью не страдай» со стороны.
    6. Через многочисленные когнитивные диссонансы происходит изменение личности (регресс либо прогресс). Чем чаще человек меняет свои убеждения в соответствие своим поступкам, тем проще повторять эти поступки снова и снова. Этот факт одинаково верен как в отношении «падения» личности, так и в плане перевоспитания. Например, с каждой ситуацией проще врать, но также отпетому лгуну говорить правду, если он поймет, что она приносит больше положительных лично для него результатов.
    7. Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
    8. Нередко после возникновения когнитивного диссонанса речь идет уже не о рациональности поведения, а о манипуляциях для его логического объяснения.
    9. Как правило, аргументы человек придумывает не только в пользу выбранного варианта, но и против отвергнутых.

    Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.

    И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.

    Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *