Сознательные и бессознательные процессы в психике

    d7b1a948c1edd4c2217d5613096da1f9

    Бессознательное — это все психические процессы, явления, которые не осознаются субъектом и не контролируются сознательной частью психики. Термин “бессознательное” используется специалистами в разных областях науки — в психологии и психоанализе, психиатрии, философии, юриспруденции. Понятия “сознательное” и “бессознательное” — трактуются, как антонимы, а также разные уровни структуры психики человека.

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Суть и описание

    Понятием бессознательного оперируют не в узких кругах, но и обычные люди в повседневной жизни. Часто можно услышать о таких понятиях, которые связаны с тем, что находится за пределами сознания — интуиции, духовности, сверхсознании, подсознании.

    Трактование бессознательного в философии у разных представителей этой науки отличается. Так, Рене Декарт разделяет понятия сознания и психики. Другие философские течения рассматривают бессознательное, как комплекс феноменов, которые могут проявляться:

    • самостоятельной, непостижимой для разума человека сущностью (трактование романтиков и мистиков);
    • аффектами и смутными идеями (Спиноза);
    • началом, порождающим все сущее (Шеллинг);
    • незаметными восприятиями (Лейбниц);
    • принципом свободной деятельности (Фихте);
    • стремлением обладать властью (Ницше);
    • духовным началом Вселенной с опорой на способность всего сущего к ощущению (Гартман);
    • интуитивными идеями, восприятиями (Бергсон).

    Большинство философских трактований касались онтологических, находящихся за пределами психологии, вопросов бессознательного. С появлением психоанализа этому термину стали все чаще придавать смысл, который отражал психические процессы.

    Бессознательное в глубинной психологии

    Изу­че­ние Б. в рус­ле пси­хо­те­ра­пии бы­ло про­дол­же­но З. Фрей­дом, под­твер­див­шим связь ме­ж­ду нев­ро­тич. сим­пто­ма­ми и пе­ре­жи­ва­ния­ми трав­ма­тич. ха­рак­те­ра, ко­то­рые не осоз­на­ют­ся в си­лу дей­ст­вия за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти – вы­тес­не­ния, про­ек­ции, ра­цио­на­ли­за­ции и др. Фрейд пред­ло­жил ра­ди­каль­но но­вое по­ни­ма­ние Б. как осо­бой про­ти­во­стоя­щей соз­на­нию сис­те­мы пси­хи­ки, яв­ляю­щей­ся ис­точ­ни­ком ин­стинк­тив­ных вле­че­ний, пре­ж­де все­го сек­су­аль­ных (ли­би­до), хра­ни­ли­щем вы­тес­нен­ных пе­ре­жи­ва­ний и вро­ж­дён­ных «пер­во­фан­та­зий». Со­дер­жа­ние Б. – ти­пи­че­ское, в осн. это об­щие для всех лю­дей связ­ные груп­пы пе­ре­жи­ва­ний (ком­плек­сы), боль­шей ча­стью фор­ми­рую­щие­ся в дет­ст­ве и со­хра­няю­щие ин­фан­тиль­ный ха­рак­тер.

    Пси­хи­ка вы­сту­па­ет у З. Фрей­да как ди­на­мич. сис­те­ма про­ти­во­бор­ст­вую­щих сил. Мо­ти­ва­ци­он­ным энер­ги­ям Б., стре­мя­щим­ся раз­ря­дить своё на­пря­же­ние в дей­ст­ви­ях или фан­та­зи­ях че­ло­ве­ка («прин­цип удо­воль­ст­вия»), пре­пят­ст­ву­ет «цен­зу­ра», по­дав­ляю­щая и ис­ка­жаю­щая не­при­ем­ле­мое для соз­на­ния со­дер­жа­ние. Дей­ст­вие цен­зу­ры ос­лаб­ля­ет­ся во вре­мя сна, опь­я­не­ния, в гип­но­тич. тран­се, творч. со­стоя­ни­ях и др. из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния. Осн. ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний о Б. слу­жат сно­ви­де­ния, ост­ро­ты и ошиб­ки, пси­хо­па­то­ло­гич. сим­п­то­мы, про­дук­ты твор­че­ст­ва, по­ток сво­бод­ных ас­со­циа­ций (всё это «ком­про­мисс­ные», т. е. ис­ка­жён­ные цен­зу­рой об­ра­зо­ва­ния, функ­ция ко­то­рых – реа­ли­за­ция вле­че­ний). Со­дер­жа­ние Б. мо­жет вы­яв­лять­ся и ста­вить­ся под кон­т­роль соз­на­ния в про­цес­се его по­втор­но­го про­жи­ва­ния (ка­тар­си­са) с по­мо­щью тех­ни­ки пси­хо­ана­ли­за. Ме­ж­ду соз­на­ни­ем и Б. рас­по­ла­га­ет­ся пред­соз­на­тель­ное, вклю­чаю­щее со­дер­жа­ния, не осо­зна­вае­мые в дан­ный мо­мент, но ак­туа­ли­зи­рую­щие­ся по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти.

    В позд­них ра­бо­тах З. Фрейд на­ря­ду с Я и Б. (Оно) ввёл ещё од­ну не­осоз­на­вае­мую пси­хич. ин­стан­цию, от­вет­ст­вен­ную за цен­зу­ру и вы­тес­не­ние, – Сверх-Я, ис­точ­ник мо­ра­ли, про­яв­ляю­щий­ся в чув­ст­ве ви­ны, дол­га и т. п. В Б. Фрейд вы­де­лил два фун­дам. ин­стинк­та – Эрос (си­лы жиз­ни, сек­су­аль­но­сти и са­мо­со­хра­не­ния) и Та­на­тос (вле­че­ние к смер­ти, раз­ру­ше­нию и аг­рес­сии), ме­ж­ду ко­то­ры­ми идёт борь­ба.

    В ин­тер­пре­та­ции фрей­дов­ско­го уче­ния у Ж. Ла­ка­на Б. пред­ста­ёт как лин­г­вис­тич. фе­но­мен – се­ман­тич. по­ле, «си­ло­вые ли­нии» ко­то­ро­го пред­ше­ст­ву­ют опы­ту и ор­га­ни­зу­ют его. Ак­тив­ность Б. опи­сы­ва­ет­ся Ла­ка­ном как осо­бый вид ре­чи, го­во­ря­щей о не­реа­ли­зо­ван­ных же­ла­ни­ях язы­ком сим­пто­мов и др. «ком­п­ро­мисс­ных об­ра­зо­ва­ний», ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой «раз­ры­вы» в субъ­ек­те (т. е. в ос­мыс­лен­ной связ­ной ре­чи). Вслед за Ла­ка­ном Б. на­чи­на­ют рас­смат­ри­вать как ин­тер­субъ­ек­тив­ный фе­но­мен, для изу­че­ния ко­то­ро­го при­вле­ка­ет­ся лин­гвис­ти­ка и се­мио­ти­ка. Ис­сле­до­ва­ние Б. ста­ло по­ни­мать­ся как осо­бая «глу­бин­ная гер­ме­нев­ти­ка» – рас­шиф­ров­ка и ин­тер­пре­та­ция скры­то­го смыс­ла ре­чи-соз­на­ния (или сим­пто­мов, по­ни­мае­мых как со­об­ще­ние).

    В. Райх счи­тал, что в фор­ми­ро­ва­нии Б. уча­ст­ву­ют «мы­шеч­ные за­жи­мы» – хро­нические на­пря­же­ния в те­ле, по­сред­ст­вом ко­то­рых че­ло­век бло­ки­ру­ет тре­во­гу, гнев и сек­су­аль­ное воз­бу­ж­де­ние. Мы­шеч­ный пан­цирь, пре­пят­ст­вую­щий раз­ряд­ке энер­гии ли­би­до, и сис­те­ма лич­ност­ных за­щит че­ло­ве­ка – это од­на и та же струк­ту­ра, фор­ми­рую­щая Б. и вы­зы­ваю­щая пси­хо­со­ма­тические за­бо­ле­ва­ния.

    В ра­бо­тах ря­да уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей З. Фрей­да, ото­шед­ших от пси­хо­ана­ли­за, при рас­смот­ре­нии Б. ак­цен­ты бы­ли сме­ще­ны с по­дав­лен­ной сек­су­аль­но­сти на ши­ро­кий спектр кон­фликт­ных си­туа­ций, обу­слов­лен­ных со­цио­куль­тур­ны­ми при­чи­на­ми. Напр., А. Ад­лер счи­тал ос­но­вой Б. сфор­ми­ро­вав­ший­ся в дет­ст­ве ком­плекс не­пол­но­цен­но­сти и свя­зан­ное с ним стрем­ле­ние к пре­вос­ход­ст­ву над др. людь­ми. Со­глас­но Э. Бёр­ну, лю­ди не осоз­на­ют сво­их жиз­нен­ных «сце­на­ри­ев» и иг­ра­ют в при­выч­ные «иг­ры», пы­та­ясь удов­ле­тво­рить свои не­осоз­на­вае­мые же­ла­ния.

    В ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Г. Юн­га лич­ное Б., опи­сан­ное З. Фрей­дом, – лишь пред­две­рие к «океа­ну» кол­лек­тив­но­го Б., об­ще­го для всех пси­хич. про­стран­ст­ва, не за­ви­ся­ще­го от куль­туры и ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей пси­хи­ки. Струк­тур­ны­ми еди­ни­ца­ми кол­лек­тив­но­го Б. яв­ля­ют­ся ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные схе­мы фор­ми­ро­ва­ния об­ра­зов, пе­ре­жи­ва­ний, жиз­нен­ных си­туа­ций. По Юн­гу, глу­бин­ные слои Б. лишь в сла­бой сте­пе­ни объ­яс­ни­мы ра­цио­наль­ны­ми сред­ст­ва­ми; вме­сто по­пы­ток объ­ек­ти­ви­ро­вать Б. пси­хо­те­ра­пев­ту сле­ду­ет на­ла­дить диа­лог с ним как с парт­нё­ром. У Юн­га Б. вы­сту­па­ет как со­зи­да­тель­ная творч. си­ла, на­прав­ляю­щая пси­хич. энер­гию на ин­ди­ви­дуа­цию (диа­ло­гич. со­еди­не­ние соз­на­ния и Б., обес­пе­чи­ваю­щее пол­но­ту рас­кры­тия лич­но­сти) и сво­ей ра­бо­той ком­пен­си­рую­щая од­но­сто­рон­ность соз­на­тель­ных ре­ше­ний и по­ступ­ков. Эго, соз­на­тель­ное Я, с ко­то­рым ото­жде­ст­в­ля­ет се­бя совр. че­ло­век, – лишь со­ци­аль­ная роль, «мас­ка» (в тер­ми­нах Юн­га – «пер­со­на»), а под­лин­ный центр пси­хи­ки, транс­цен­дент­ный ис­точ­ник осоз­на­ния – «Са­мость» – при­над­ле­жит к Б., по­доб­но гла­зу, не спо­соб­но­му уви­деть се­бя.

    Вслед за К. Г. Юн­гом «выс­шее Я» вы­де­лял Р. Ас­сад­жо­ли, рас­по­ла­гая его в ещё од­ной об­лас­ти Б. – «сверх­соз­на­нии», сфе­ре ин­туи­ции, вдох­но­ве­ния, ис­точ­ни­ке творч. про­цес­сов, люб­ви и выс­ших чувств. Ис­сле­до­ва­ния сверх­соз­на­тель­но­го ожи­ви­лись в 1960-х гг. в рус­ле транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии в свя­зи с мно­же­ст­вом но­вых дан­ных, по­лу­чен­ных при изу­че­нии пси­хо­де­лич. опы­та. С. Гроф вы­де­ля­ет три об­лас­ти Б.: лич­ное Б. (в осн. опи­сан­ное З. Фрей­дом); транс­пер­со­наль­ное Б. (час­тич­но опи­сан­ное Юн­гом, его мно­го­числ. «кар­то­гра­фии» пред­став­ле­ны в ре­лиг. и мис­тич. кар­ти­нах ми­ра); пе­ри­на­таль­ное Б., на­пол­нен­ное сим­во­ла­ми и кон­крет­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми смер­ти и ро­ж­де­ния (уче­ние о ро­до­вой трав­ме как ос­но­ве Б. бы­ло раз­ра­бо­та­но О. Ран­ком) и яв­ляю­щее­ся как бы «мос­том» ме­ж­ду лич­ным и транс­пер­со­наль­ным Б.

    Читайте так же  Индийские капли для глаз — список лучших, отзывы

    Историческая сводка

    Первые мысли, касающиеся бессознательного, высказывал в своих трудах Платон (трактат “О познании и воспоминании”).

    В 17 столетии Рене Декарт высказывал идею о том, что сознание и психика тождественны. Это стало основой для формирования представлений о том, что вне сознательного никаких психических процессов не может быть — существует только физиологическая функция мозга.

    В начале 18 века Лейбниц в своем учении “Монадология” объяснял бессознательное, как форму душевных проявлений самого низшего порядка. Согласно Лейбницу, оно находится за гранью осознаваемых представлений, которые, подобно островками, возвышаются над бескрайними просторами темных восприятий.

    Чисто материальное трактование первым пытался дать бессознательному английский ученый Д. Хартли. Он ассоциировал бессознательное с нервной системой.

    Немецкие философы связывали бессознательное с интуицией, чувственным познанием.

    В середине 19 ст. Гербарт высказал идею о том, что идеи, несовместимые между собой, конфликтуют. Более слабые отодвигаются за пределы сознания, но все равно оказывают на него влияние и сохраняют свои динамические свойства.

    Читать далее: Самоутверждение — я есть, я достоин, я могу!

    Работы Ж Шарко, других представителей французской психиатрической школы, дали объяснение бессознательного. Они считали его психической деятельностью, которая отличается от сознательной и не осознается самим человеком. Лебон писал о коллективном бессознательном, как о расовой базе, которая дает толчок всем человеческим проявлениям. Особенно, по мнению Лебона, велика роль бессознательного в возникновении массовых действий, которые приводят к серьезным социальным последствиям.

    Зигмунд Фрейд рассматривал бессознательное вне парадигмы метафизики, мистики, естественно-научного натурализма. Он придал понятию статус самостоятельного предмета, достойного научного изучения и связал его смысл с типичным, повторяющимся и таким, которое можно объяснить. Психоанализ, родоначальником которого стал Фрейд, перевел акцент на бессознательное, как на часть психики, которую необходимо изучать и использовать для лечения.

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Бессознательные процессы

    Сфера бессознательного интересовала ученых еще до выхода в свет работ Фрейда (Freud, 1900), которые совершили революцию в психологии. За два века до этого Лейбниц утверждал, что на наш опыт влияет неосознаваемое восприятие (см. Merikle & Reingold, 1992). Еще до Фрейда многие авторы XIX века указывали на то, что неосознаваемые сексуальные побуждения играют роль в возникновении невроза (Ellenberger, 1970; Perry & Laurence, 1984). Жане (Janet, 1889) анализировал выход некоторых идей и эмоций за пределы сознания и их действие в сфере бессознательного еще до того, как Фрейд предложил свою «гидравлическую» модель бессознательного. Тем не менее вклад Фрейда в изучение этой проблемы остается наиболее весомым. Он раскрыл феномены, имеющие принципиальное значение, создал объясняющую их теорию и косвенно стимулировал разработку альтернативных теорий динамического психического функционирования. Хотя в свете современных знаний отдельные элементы психоаналитической теории представляются ошибочными, некоторые психоаналитические постулаты либо подтверждаются, либо продолжают указывать перспективные направления исследования, игнорируемые в других теориях (Westen, 1991, 1998). Как отмечалось в главе 2, психология личности многим обязана психоанализу, в частности выявлением фундаментальных научных проблем, которые прежде упускались из виду.

    Психоаналитические теории бессознательного были скептически встречены психологами. В лабораторных условиях оказалось трудно доказать наличие бессознательных феноменов. Поэтому исследователи сомневались в возможности существования психических феноменов за пределами сознания. Однако ряд интеллектуальных движений после Второй мировой войны способствовал возрождению интереса к бессознательному. В исследовательской программе «Новый взгляд» (Bruner & Postman, 1947) предлагался конструктивистский подход к изучению перцептивных процессов, что стимулировало систематическое исследование защитных процессов в восприятии (Bruner, 1992). В 1970-1980-х годах, Эрдели (Erdelyi, 1974; 1985) и другие исследователи (Bower & Meichenbaum, 1984; Shervin & Dickman, 1980) попытались объединить традиционные психодинамические представления о влиянии бессознательного с теорией переработки информации. Это заставило когнитивных психологов обратить внимание на возможность изучения бессознательных процессов без использования необоснованных позиций психоанализа, а когнитивно-поведенческих терапевтов — на возможность понять клинические феномены бессознательного в рамках когнитивной теории (Meichenbaum & Gilmore, 1984). Гринвальд (Greenwald, 1992) отмечает, что 1990-е годы ознаменовались появлением третьего поколения исследований — «Нового взгляда-3». На этом этапе было убедительно доказано существование бессознательных когнитивных процессов, бессознательные феномены были объяснены с помощью современных коннекционистских* моделей мышления, и в то же время было установлено, что эти процессы несколько отличаются от того, что в это понятие вкладывалось традиционным психоанализом. Бессознательные процессы оказались сравнительно простыми и незамысловатыми по сравнению со сложным бессознательным в его психоаналитической трактовке (Greenwald, 1992).

    Возобновлению интереса психологии к бессознательным процессам также способствовали открытия нейропсихологии. Нейропсихологические данные о том, что стимул, явно не осознаваемый пациентами, может оказывать на них воздействие, развеивают все сомнения в существовании бессознательных когнитивных процессов. Например, при феномене «слепого видения» лица с повреждениями зрительных областей коры сообщали об отсутствии в их зрительном поле каких-либо объектов. Но если их просили выдвинуть предположение о том, что это за объекты, ответы указывали на наличие имплицитных представлений о предъявленных стимулах (Humphrey, 1984). Слепое видение можно объяснить, проследив нервные пути, идущие от сетчатки. Информация с сетчатки проецируется не только на первичные зрительные области коры, но и на множество других участков мозга, что делает возможным зрительное различение при отсутствии осознания (Weiskrantz, 1995).

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Вопрос, следовательно, теперь не в том, возможна ли когнитивная деятельность вне сознания. Важными становятся вопросы, касающиеся диапазона феноменов, которые могут присутствовать в сфере неосознаваемого, выполняемых ими функций и характера взаимодействия между бессознательными процессами и сознательным опытом.

    *В рамках коннекционизма система «мозг или психика» рассматривается как сеть взаимосвязанных друг с другом узлов, каждый из которых имеет свой уровень активации. Активация одного из узлов приводит к возбуждению или торможению других, что обеспечивает динамичность всей системы в Целом. Таким образом, система поддерживает определенный уровень активности и усиливает различные связи между узлами, пока в нее поступают раздражители. — Примеч. науч. ред.

    Уровни

    Бессознательное в личности человека имеет несколько уровней:

    • высшее;
    • среднее;
    • низшее;
    • личное;
    • коллективное.

    Психология до сих пор не дает окончательного ответа, какие еще компоненты может включать структура бессознательного. В разных методологических подходах ее компоненты могут отличаться. Кроме того, надежных, абсолютно достоверных методик для изучения этой части психики человека, тоже не существует.

    Читайте так же  По каким причинам гноится глаз у новорожденного, что советует Комаровский и чем можно лечиться

    Та дифференциация уровней бессознательной сферы, которым пользуются современные психологи, отражает качественные характеристики.

    Виды

    Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует. Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже.

    Набор врожденных или приобретенных в первый год жизни ассоциаций, эмоциональных реакций называют природной бессознательной базой. К ней причисляют все процессы, которые происходят в психике вне сознательного контроля. Они взаимодействуют между собой и сознанием, регулируют реакции эмоционального характера, влияют на принятые решения и поведение.

    Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.

    Читать далее: Аддикции — откуда они берутся и какими бывают

    Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.

    Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.

    Фундамент концепции

    Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.

    Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.

    Характеристики теории

    Теории бессознательного, в своем большинстве основываются на фрейдовском трактовании этой части личности. Исследователи, которые занимались изучением бессознательного поведения позже, модифицировали, дополняли видение австрийского ученого.

    По Фрейду

    Теория личности Фрейда рассматривает бессознательное, как наиболее глубокий и самый обширный пласт психики. Бессознательное — это первоначальная предпосылка и связующее звено для всех событий, которые отражаются в психике. Иногда человеку кажется, что его мысли или воспоминания не имеют ничего общего, они фрагментарны. Если бессознательная связь выявляется, то бессвязность исчезает.

    Сложность бессознательного Фрейд видел в том, что оно является психическим процессом, который люди только предполагают, выводят его по каким-то причинам из следствий, но ничего конкретно не знают.

    В бессознательном пласте психики содержатся инстинктивные элементы. Они никогда не осознавались и полностью недоступны для сознания. Также, имеется отделенный от сознания, подвергшийся “цензуре” и подавленный материал. Он не потерян, не забыт, но психика не допускает его в воспоминания.

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Материал, хранящийся в бессознательном, очень жизненный и непосредственный. Даже спустя десятилетия, воспоминания, которые удается вернуть в сознание, обладают колоссальной энергией, которая не теряет свою силу.

    По Юнгу

    Карл Густав Юнг расширил понятие бессознательного. В созданном ним направлении аналитической психологии был введен термин коллективного бессознательного. Согласно юнгианской теории, бессознательное состоит из двух слоев — личного и коллективного.

    Они представляют собой совокупность форм, которые не меняются. К ним Юнг причислял архетипы — врожденные образы, которые могут актуализироваться в определенный момент. Изначально они имеют только форму, но не наполнены содержанием. За наполнение архетипов “отвечает” коллективное бессознательное.

    Читать далее: Как полюбить себя: советы к действию

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Личное бессознательное содержит информацию, накопленную в процессе жизни конкретного человека. Образы, из которых состоит наполнение личного бессознательного, не приняты или приняты сознанием частично. Именно поэтому они активно влияют на него.

    По Лакану

    Трактование бессознательного от основоположника французского психоанализа Жака Лакана не совпадает с пониманием Фрейда. Для Лакана бессознательное столь же четко структурировано, как и речь. Психоаналитик считает, что язык родственен бессознательному, поэтому при помощи языковых конструкций можно лечить людей. Если фрейдовский психоанализ ставит целью излечить анализанта (пациента), то лакановский помогает научиться справляться с беспокоящими симптомами, обрести умение направлять свою психическую энергию в безопасное русло.

    Сам процесс лечения происходит посредством разговора. Когда человек слышит речь, у него всплывают определенные образы (бессознательные), о которых он рассказывает психоаналитику.

    Характеристики сознания

    Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

    1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
    2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
    3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
    4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

    Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

    Читайте так же  Конъюнктива глаза: строение, функции, анатомия

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Бессознательное в психике человека

    Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.
    Виды бессознательных явлений:

    • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
    • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
    • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
    • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

    Неосознаваемые механизмы сознания

    Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

    • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
    • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

    Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.
    Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий. Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

    Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

    Связь с сознательным

    Понятия Сознательного и бессознательного тесно связаны между собой. По теории Фрейда, из сознательного вытесняются тяжелые воспоминания, недопустимые желание, эмоции. Они не теряют своей энергии и дают о себе знать напряжением в теле, неконтролируемыми движениями, мимикой, интонацией, внезапными реакциями в ответ на “нейтральные” события. Отголоски бессознательного переходят в сознание, когда человек видит сны, допускает ошибки, оговорки, у него появляются инсайты активизируется интуиция.

    Между бессознательным и сознанием есть еще один слой, своеобразная буферная зона, в которой происходят когнитивные процессы — подсознание.

    Сознательное в психике человека

    Определение 1
    Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.

    Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.

    Сознательные и бессознательные процессы в психике

    Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 410 ₽ Реферат Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 260 ₽ Контрольная работа Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека 190 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.

    Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.

    Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:

    • дает возможность различать субъект и объект, обеспечивает формирование целей деятельности, содержит совокупность знаний об окружающем мире;
    • дает возможность предварительного мысленного построения действий;
    • оказывает помощь в предвидении результатов действий;
    • регулирует поведение человека и его деятельность;
    • эмоционально оценивает межличностные отношения.

    Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.

    В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.

    Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.

    Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.

    Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.

    Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.

    Проблематика

    Ученые точно знают, что бессознательное существует и оказывает влияние на жизнь человека. Процессы, протекающие в неосознаваемой части психики, заставляют испытывать напряжение. Снизить его интенсивность удастся только, если перевести информацию из слоя бессознательного в сознательный. Этому могут препятствовать защитные механизмы — сопротивление, вытеснение. Специалистам в работе с клиентами не всегда удается быстро преодолеть их.

    Проблему удается разрешить через использование методик, которые позволяют максимально снизить контроль со стороны сознания — гипноза, проективных техник.

    Ирина Шербул

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *