Шизоидное расстройство личности

    7b95faf167a705b6562909f6c685f789

    Шизоидное расстройство личности

    Шизоидное расстройство личности

    Шизоидное расстройство личности

    Особенности течения у женщин

    Природно женский пол считается (статистически) более общительным. Это обусловлено материнством, вынашиванием ребенка. Женщина отличается повышенной эмоциональной контактностью, чем мужчина. Поэтому и женщины с ШРЛ демонстрируют менее яркие симптомы патологии. Субъективный дискомфорт от наличия расстройства ниже у женщин.
    Скрытность и отстраненность носителей расстройства объясняются не робостью, а тем, что у них отсутствует внутренняя нужда во взаимодействии с людьми. Свободные часы такие люди предпочитают тратить на чтение, выращивание растений, рыбалке — занятиям, не предполагающим контактов. Носителя расстройства можно легко определить по моторике, движениям — они выглядят не пластичными, неестественными. Походка угловата, мимика ограничивается стандартными реакциями, голос монотонный.

    Если шизоид и проявляет эмоции, то они у него отличаются крайностью — он либо слишком восхищен, либо полностью равнодушен. Среди увлечений встречаются очень оригинальные занятия. Носители патологии нередко создают ценные научные концепции, произведения искусства. Однако это делается не во благо общества, поскольку к социуму они равнодушны.

    Проявления у подростков и детей

    По данным Т. П. Симеон (1958), Г. Е. Сухаревой (1959), дети в раннем возрасте, имея ШРЛ, выделяются менее активной позицией. Они не привязываются к родителям, отдают предпочтение уединенным занятиям. Часто наблюдается картина, когда у шизоидного ребенка присутствует ускоренное умственное развитие и замедленное физическое. Несмотря на то, что дети часто подвижны и активны, шизоидный ребенок не проявляет активности в двигательной сфере.

    Пассивность не касается моторики. Дети-шизоиды нередко вырастают талантливыми пианистами, мастерами ручных видов деятельности. В подростковом возрасте у ребенка присутствует высокая заинтересованность в философских проблемах. Склонность размышлять в принципе свойственна подростку, но подросток-шизоид демонстрирует чрезмерную увлеченность философствованиями. На простой вопрос такой ребенок может ответить очень нестандартно.

    Школьный возраст ребенка с патологией заключает в себе следующие особенности:

    • доминирует логическое мышление;
    • нередко — высокие способности в математических дисциплинах;
    • низкая приспособленность к бытовой жизни, низкие навыки самообслуживания;
    • у подростков нет потребности общения со сверстниками;
    • такие дети не желают принимать участие в коллективных мероприятиях;
    • плохая адаптация к новым условиям жизни (новая школа, переезд в новый дом и пр.).

    У ребенка-шизоида присутствуют проблемы в становлении речи — она отстает. Также очень поздно формируются элементарные навыки самообслуживания (самостоятельное принятие пищи, купание и пр.). В детском возрасте шизоидное расстройство личности легко перепутать с аутизмом, поскольку отрешенность от социума проявляется ярче, чем у взрослых. Проблема усугубляется при непросвещенности родителей, неправильном подходе к воспитательному процессу.

    Шизоидная психопатия (Шизоидное расстройство личности)

    Первые признаки шизоидного расстройства личности становятся заметными уже в возрасте 3-4 лет. Дети с шизоидной психопатией предпочитают тихие одинокие игры. Они равнодушны к совместным активным играм, стараются находиться ближе к взрослым, но при этом держатся достаточно отстраненно, слушают разговоры взрослых между собой, не вступая в эмоциональный контакт. Маленькие пациенты редко делятся с кем-то своими переживаниями, проявляют несвойственную возрасту холодность и сдержанность в чувствах.

    У больных шизоидной психопатией рано обнаруживается склонность к абстрактному мышлению. Как правило, они хорошо учатся, но демонстрируют беспомощность в обычных житейских вопросах. С возрастом замкнутость и дистанция в общении с другими людьми становится все более заметной. В подростковом возрасте больные шизоидной психопатией по возможности уклоняются как от любых коллективных школьных мероприятий, так и от неформального общения с ровесниками. Они проводят время в одиночестве, погрузившись в фантазии и размышления. Мало интересуются сексом в реальной жизни, при этом нередко активно фантазируют об интимной близости.

    Для взрослых пациентов с шизоидной психопатией характерны парадоксальность внешнего облика и поведения. Движения угловатые, не пластичные, мимика и интонации бедные, однообразные. Эмоциональная жизнь лишена полутонов и тонких оттенков, в чувствах выделяются только градации «восхищение», «равнодушие» и «ненависть».

    Больные шизоидной психопатией уделяют значительную часть своего времени увлечениям, подчас – весьма необычным. Они могут интересоваться определенной эпохой, философским направлением, научными исследованиями в какой-то области. Часто встречается коллекционирование. Некоторые пациенты, страдающие шизоидной психопатией, отдают предпочтение «телесным» хобби (йоге, занятиями индивидуальными видами спорта), которые помогают сгладить присущую шизоидам неуклюжесть, сделать движения более пластичными и гармоничными.

    Читайте так же  Монокулярное зрение и бинокулярное – как прсто проверить у человека

    Увлечения больных шизоидной психопатией могут быть как полезными для общества, так и малозначительными, но в том и в другом случае их отличает высокая устойчивость и избирательность. Глубокие познания в определенной теоретической области сочетаются с равнодушием к общению, практическим житейским вопросам и потребностям близких людей. Пациенты с шизоидной психопатией предпочитают работать в одиночестве. При необходимости они могут устанавливать неблизкие деловые контакты, однако стараются минимизировать общение в процессе работы и отдыха. Больные часто не имеют семьи.

    Отличительной чертой шизоидной психопатии является колебание между двумя полюсами – эмоциональной холодностью и чрезмерной чувствительностью. При преобладании чрезмерной чувствительности говорят о сенситивной шизоидной психопатии, при преобладании эмоциональной холодности – об экспансивной. Эта градация достаточно условна, поскольку наряду с пациентами, проявляющими ярко выраженные черты того или другого подтипа, можно наблюдать множество переходных вариантов.

    Сенситивная шизоидная психопатия

    Больные сенситивной шизоидной психопатией – мимозоподобные, ранимые, очень чувствительные, болезненно самолюбивые. Долго и тяжело переживают любые обиды, при малейших неприятностях стараются «спрятаться» от реальности, погружаясь в фантазии. Имеют несколько постоянных привязанностей, к остальным людям относятся весьма настороженно. Пациенты с этой формой шизоидной психопатии обычно очень добросовестны. Предпочитают жить в своем постоянном, ограниченном, спокойном мире, изолированном от внешних страстей и бурных перемен. Тяжело страдают при этических конфликтах, уходят в себя, теряют сон и аппетит.

    Экспансивная шизоидная психопатия

    Больные экспансивной шизоидной психопатией – решительные, волевые, бесстрашные, непоколебимые, малоспособные к сопереживанию, не считающиеся с мнением и интересами окружающих. Иногда отличаются высокомерием и даже жестокостью по отношению к другим людям, могут быть желчными, капризными. Внешняя жесткость сочетается с внутренней ранимостью и уязвимостью. Пациенты с этой формой шизоидной психопатии склонны к бурным реакциям в ситуациях конфликта. При возникновении проблем становятся раздражительными и суетливыми, при дальнейшем усугублении психотравмирующей ситуации либо погружаются в фантазирование, либо проявляют параноидальные тенденции.

    Лечение

    Полноценно и бесповоротно устранить все симптомы расстройства — невозможная задача. Но психотерапевтическое воздействие необходимо. Лечение включает в себя обучение носителя расстройства социальным навыкам. Лекарственная терапия ШРЛ — метод, научно не подтвержденный, его эффективность спорная.

    Носители расстройства редко обращаются за психиатрической помощью. Чаще всего они оказываются в кабинете врача, когда возникают психологические трудности на работе или в семейной жизни.

    Шизоидное расстройство личности без психотической симптоматики не требует стационарного и медикаментозного лечения. Однако в запущенных случаях, отягощенных психотическими патологиями, терапия происходит с участием психотропных препаратов. Чаще назначаются препараты антипсихотического спектра действия.

    Ярко выраженные симптомы ШРЛ купируются малыми дозировками препаратов-антипсихотиков (сульпирид, амисульприд, арипипразол и др.). При комбинациях расстройства личности шизоидного типа с депрессивным эпизодом в план лечения добавляют антидепрессанты, нормотимики.

    Однако ключевую роль играет психотерапия состояния. Она решает внутриличностные и межличностные конфликты, неудовлетворенные потребности (у шизоидов чаще касаемо сферы самореализации). Госпитализация актуальна лишь в том случае, если ШРЛ отягощено психотравмой, суицидальными намерениями (часто), психотическими реакциями.

    Задача психотерапевта — мягко обратить внимание пациента на негативные последствия ярко выраженного неадекватного поведения. Предоставляются рекомендации о том, как соблюдать нормы общества, правила. Специалист придерживается цели обратить внимание пациента на окружающую реальность. Важный момент состоит в том, чтобы в процесс терапии были вовлечены члены семьи пациента. В этом случае проводится групповая и семейная консультация.

    В ходе лечения полезными оказываются общеукрепляющие, расслабляющие процедуры — сеансы массажа, физиотерапевтические методы, ЛФК. Психотерапевтическое воздействие не выполняет задачу в корне перевернуть характер пациента – это невозможно. Цель состоит лишь в том, чтобы помочь выработать адаптивность к окружающей реальности, облегчить профессиональное становление.

    Когнитивно-поведенческая терапия — отличный вариант при данной патологии. Она смягчит симптомы дезадаптации, безрассудства, изоляции. Терапия повышает уверенность в собственных силах, корректирует приступы аффективных вспышек. Коррекция состояния — длительный и трудоемкий процесс, расстройство не часто поддается терапии.

    Карьера мужчины шизоида.

    Мышление мужчины-шизоидного типа, очень странное и отличается от обычных людей. Он сможет работать только в том месте, в котором ему будет интересно, и только в том случае, если его никто не будет отвлекать. Такие мужчины не ставят перед собой цель. Они плывут по течению со словами-«будь как будет». Им тяжело находить общий язык с другими людьми, поэтому ни о каком карьерном росте и речи быть не может.

    Читайте так же  Капли «Деринат»: отзывы, инструкция по применению

    Следует вывод:

    мужчина-шизоид не опасен для внешнего мира и окружающих людей. С ним можно создать семью, но для того что бы в ней все были счастливы, необходимо придерживаться вышеуказанных правил. Для такого типа мужчин это очень важно.

    Шизоидное расстройство личности

    Шизоидное расстройство личности

    Шизоидное расстройство личности

    Шизоидное расстройство личности

    Последствия при отсутствии лечения

    При отсутствии медицинской или психотерапевтической помощи носители шизоидного расстройства личности страдают от проблем в профессиональной, учебной, общественной сфере. Со временем негативные симптомы расстройства становятся более яркими. Возникают серьезные проблемы с адаптацией, возрастает риск суицида.

    Нередко к ШРЛ присоединяются вторичные психопатологические расстройства. У пациентов часто наблюдаются симптомы обсессивно-компульсивного расстройства, депрессии, патологические аддикции (зависимости) химического и нехимического типа. Также у носителей ШРЛ нередко нарастают пугающие, мучительные фобии. Замкнутость в себе вызывает трудности в бытовой жизни и в существовании среди людей. Без взаимодействия с людьми сложно найти работу, обучиться новым вещам и т.д. Иногда расстройство окрашивается новыми симптомами — к примеру, возникают проблемы с запоминанием, провалы в памяти.

    Осложнения

    ШРЛ нередко сочетается с повышенным риском суицидального поведения. Суицид люди с расстройством шизоидного типа чаще совершают удачный — они тщательно планируют и скрывают собственные намерения. Наличие множественных внутриличностных конфликтов, проблемы семейного и профессионального характера нередко толкают людей с расстройством на такой поступок. Демонстративный суицид редко присущ носителям шизоидного расстройства. Суицидальные мысли и намерения скрываются от внешнего мира.

    Второе осложнение патологии состоит в том, что она иногда трансформируется в прогредиентное расстройство. Высок риск развития шизофрении или шизотипической патологии. Более 55% пациентов с шизофренией ранее были носителями ШРЛ. Этап перехода ШРЛ в прогредиентную патологию сложно заметить. Во время трансформации начинают нарастать симптомы шизофрении (бредовые идеи, бред преследования, галлюцинация, нарушения речи и пр.).

    Классификация

    Синдром Аспергера относится к общим расстройствам развития или расстройствам аутистического спектра, представляющим собой состояние, характеризующееся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, значительно влияющими на функционирование индивидуума, а также ограниченными и повторяющимися интересами и линиями поведения. Как и другие нарушения психического развития, синдром начинается в младенчестве или раннем детстве, характеризуется стабильным течением без ремиссий и приводит к нарушениям тех функций, которые тесно связаны с биологическим взрослением центральной нервной системы[15]. Синдром Аспергера является подмножеством более широкого аутистического фенотипа, к которому относят всех, кто имеет выраженные аутистические черты, например, социальные дефициты[16]. Из четырёх других расстройств аутистического спектра ближе всего к синдрому Аспергера по симптоматике и, вероятно, по причинам, детский аутизм, но его диагноз требует нарушений коммуникации и допускает умственную отсталость; синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство имеют несколько общих черт с детским аутизмом, но, возможно, совершенно другие причины; диагноз «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» ставится, когда критерии других диагнозов не удовлетворены[17].

    В английском языке синдром Аспергера называется Asperger syndrome, Asperger’s syndrome, Asperger (или Asperger’s) disorder[18][19] и просто Asperger’s[20] (syndrome — синдром, disorder — болезнь, расстройство). Нет консенсуса по поводу того, должно ли название кончаться на syndrome или disorder[7].

    Отличия от высокофункционального аутизма

    Нынешняя классификация расстройств аутистического спектра в известной степени определяется историей открытия раннего детского аутизма[21] и может не отражать истинной природы спектра[22]; с самого начала концепция «синдрома Аспергера» как самостоятельного диагноза сталкивалась с методологическими проблемами[23][24]. Диагноз «синдром Аспергера» был исключён из новой редакции DSM (см. DSM-5), которая была опубликована в мае 2013 года[25]. Вместо этого появился диагноз «расстройство аутистического спектра». Как и предыдущий диагноз[26], изменение вызывает споры[27], и вместо него предлагалось расширить диагностические критерии синдрома[26].

    Хотя лица с синдромом Аспергера имеют тенденцию к лучшему когнитивному функционированию, чем аутисты, степень пересечения синдрома Аспергера с высокофункциональным аутизмом остаётся неясной[7][28]. В целом, между синдромом Аспергера и детским аутизмом относительно мало различий в параметрах, связанных с их причинами. Стандартное предположение заключается в том, что синдром Аспергера и детский аутизм имеют общую причину и являются разными проявлениями одного и того же нарушения[29]. В опубликованном в 2008 году обзоре классификационных исследований делается вывод, что результаты исследований в целом не поддерживают различия между диагнозами, а самые заметные отличия групп происходят от различий в [28]. Нынешняя классификация нарушений аутистического спектра может не отражать истинную природу состояний[30]. На конференции 2008 года нозологическая самостоятельность синдрома Аспергера по отношению к высокофункциональному аутизму была поставлена под сомнение. Было указано, что у родственников пациентов с синдромом Аспергера часто встречается высокофункциональный аутизм, и наоборот; что дети с аутизмом и развитой речью и дети с синдромом Аспергера имеют сходные прогнозы; высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера становятся неразличимы к школьному возрасту; и хотя исследования подтверждают лучшие лингвистические навыки и вербальный IQ у лиц с синдромом Аспергера, многочисленные исследования не нашли других нейропсихологических различий между двумя нарушениями. Две из трёх созданных в рамках конференции групп (breakout groups) рекомендовали исключить синдром Аспергера как самостоятельный диагноз[31].

    Читайте так же  Как одевать и снимать линзы: правила, что делать если не снимается

    С другой стороны, в 2003 году был предложен нейропсихологический профиль, который, в случае подтверждения, мог бы дифференцировать синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм и помочь дифференциальной диагностике[32]. По сравнению с высокофункциональным аутизмом, синдром Аспергера характеризуется дефицитами в невербальных способностях, таких как решение зрительно-пространственных проблем и зрительно-моторная координация[33], но более высокими вербальными способностями[34]. В нескольких исследованиях было найдено, что синдром Аспергера характеризуется нарушением невербального обучения, но несколько других исследований это не подтвердили[33]. Обзор литературы по теме не обнаруживает невербальных слабостей или более тяжёлых пространственных или моторных проблем при синдроме Аспергера по сравнению с высокофункциональным аутизмом. При одинаковом IQ, уровень моторного, зрительно-пространственного и исполнительного функционирования у пациентов с синдромом Аспергера и с высокофункциональным аутизмом совпадал (за исключением небольшого отставания в мелкой моторике, находящегося на пределе значимости, у лиц с синдромом Аспергера)[35].

    Профилактика

    Практически все расстройства личности — приобретенные патологии. Их причины не выявлены окончательно, научно не доказаны. Считается, что причины заключают в себе биологические, генетические и психологические факторы. Поэтому наблюдаются сложность с научными методами предупреждения расстройства.

    Профилактическая деятельность особо важна для семей, в которых ранее наблюдались родственники с шизофренией. Главными условиями в таком случае выступают:

    • минимизация стрессовых факторов для ребенка еще с периода вынашивания;
    • педагогическая просвещенность родителей — желательно проконсультироваться с психотерапевтом в вопросе воспитания ребенка-шизоида;
    • обучение подростка базовым вещам — тому, как правильно эмоционально реагировать на некоторые ситуации в обществе;
    • соблюдение режима труда-отдыха, здорового рациона питания ребенка;
    • прослушивание расслабляющей музыки с раннего детского возраста, иные релаксирующие занятия.

    Важно правильно реагировать на поведение и особенности ребенка с расстройством. Следует помнить, что такого малыша не нужно перегружать эмоциональными проявлениями. Несмотря на то, что его поведение внешне выглядит безрассудно, в нем присутствует внутренняя, субъективная логика. В спорных ситуациях нужно прямолинейно спросить ребенка «почему ты поступил именно так?» прежде чем наказывать или ругать его.

    Отягощающим обстоятельством становится эмоциональная холодность родителей ребенка-носителя шизоидного склада психики. Недопустимо пренебрежительное отношение матери, отца или других родственников. Несмотря на отсутствие отзывчивости, к такому малышу важно относиться с уважением, заботой, вниманием и моральной теплотой (как и к любому другому ребенку).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *