Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    6f832b99946e3d783f107b840a4645be

    Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    В человеке изначально заложено несколько систем, и их посредством он осуществляет контроль своих действий, что позволяет ему правильно расценивать собственные силы и приниматься за решение только тех проблем, с которыми он может справиться. Самооценка и уровень притязаний личности относятся как раз к таким механизмам, благодаря которым индивидуум способен расценивать правильность выбора цели и понимать, может ли он справиться с данной задачей. Уровень притязаний обозначает еще и настойчивость, с которой человек будет идти к своей цели.

    Что такое самооценка и уровень притязаний личности

    Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    Уровень притязаний — своего рода, высота, к которой стремится индивид в жизни. Это продвижение по карьерной лестнице, достижение определенного социального статуса или благосостояния, или все то, что человек обозначает для себя главным. Успехом, в этом случае, считается достижение одной из поставленных «идеальных» целей. Уровень притязаний личности и самооценка связаны напрямую и полностью зависят друг от друга. Снижая свои притязания, можно повысить самооценку и наоборот.

    Статьи по теме

    • Распорядок дня успешного человека: как проявить свои способности 12.07.2021
    • Мотивация на успех на каждый день — короткий путь к достижению цели 12.07.2021
    • Как стать счастливой женщиной и жить в гармонии со всем миром 07.06.2021
    • Как самостоятельно бросить пить алкоголь женщине: основные методики 07.06.2021

    Чем выше требования предъявляет к себе человек, тем ниже в итоге окажется его самооценка, если он не сумеет выполнить поставленные цели достаточно быстро. Также она может повышаться при высокой результативности действий.

    Самооценка может оказаться завышенной, адекватной и низкой. При высокой самооценке человек приобретает особые черты поведения, такие как:

    • игнорирование неудач ради поддержания психологического комфорта;
    • толкование слабых сторон как сильных;
    • приобретение комплекса превосходства;
    • потеря обратной связи с окружающими;
    • недоверчивое отношение к критике;
    • постановка невыполнимых целей;
    • подчеркнуто независимое поведение.

    При низкой самооценке возможны следующие изменения в характере:

    • неуверенность и нерешительность, излишняя осторожность;
    • приобретение комплекса неполноценности;
    • преувеличение роли неприятностей в жизни;
    • замкнутость;
    • занудство, вплоть до конфликтов в семье и на работе;
    • острая нужда в поддержке от окружающих и близких людей;
    • очень низкий уровень притязаний, выражается в постановке заведомо более низких целей, чем человек способен достичь.

      Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    Самооценка человека зависит от самоуважения. Без любви к себе человек не способен добиваться поставленных целей. Уважающая себя личность обладает уравновешенностью, неагрессивностью и независимостью, планомерно выстраивает свою, особенную линию поведения.

    Самосознание и Я — концепция личности. Самооценка и уровень притязаний.

    Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок Я-Концепция — это обобщение нашего опыта, которая дает вам знание того, кто вы есть ( или более точно, как вы о себе думаете), созданная из множества разных качеств. Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция — это »теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

    Читайте так же  Люди с разным цветом глаз: почему так происходит

    Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.

    Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

    С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах.

    Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

    Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

    Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

    Самооценка основывается на вашей оценке (+/-) вашей Я-концепции на соответствие вашим ценностям. Если вам нравится содержание вашей Я-концепции, то у вас «высокая» самооценка, если оно вам не нравится, то ваша самооценка низкая. (Самооценка находится на более высоком логическом уровне, чем Я-Концепция, поскольку это обобщение в отношении обобщения).

    Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

    — оценка других людей;

    — круг значимых других или референтная группа;

    — актуальное сравнение с другими;

    — сравнение реального и идеального Я;

    — измерение результатов своей деятельности.

    Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

    К чему может привести низкий уровень притязаний или постоянные провалы

    Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    Человеческая психика устроена таким образом, что для полноценной работы ей нужно систематическое развитие. Необходимо двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Именно этого требует от человека и современное общество. Нужно всегда быть успешным, подниматься вверх.

    Стоит отметить, что когда человек терпит неудачу, урон его самооценке всегда наносится гораздо больший, чем при сравнимом успехе. А уже от самооценки и уровня притязаний личности зависит общий настрой и эмоции. При частых неудачах возможно появление фрустрации. Выражаться она может в угрожающем поведении в отношении себя, либо окружающих людей.

    Впадение во фрустрацию часто становится причиной изменения характера, способствует проявлениям вялости, безынициативности и комплексу неполноценности. Если это состояние длится долго, то это может вызвать невроз, а также различные психологические проблемы.

    Самооценка и уровень притязаний личности: особенности данной взаимосвязи

    Фактически, уровень притязаний зависит от самооценки весьма косвенно. Однако они все же взаимосвязаны. Так, при постоянном снижении самооценки уровень притязаний может неожиданно увеличиться. Как правило, это происходит при переходе от высокой самооценки к адекватной. В данном случае человек, скорее всего, хочет отыграться за свои неудачи, либо снизить разочарование от вероятных потерь.

    Читайте так же  Гимнастика Бейтса для глаз: описание, преимущества и недостатки метода

    Самосознание и уровень притязаний. Самооценка личности

    Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

    Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, назы­вается самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я». Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира че­ловека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Вся­кое изменение положения человека в общественной, трудовой, личной жизни изменяет не только его деятельность, но и отно­шение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

    В самосознании человека можно выделить следующие ком­поненты:

    1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

    2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2—3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».

    3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэто­му предполагает достаточный уровень развития мышления.

    4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе об­щения и деятельности.

    Задумываясь над своим внутренним ми­ром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «об­раз-Я» как своеобразная установка по отношению к самому себе.

    Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный —

    знание себя, представление о сво­их качествах и свойствах;
    эмоциональный —
    оценка этих качеств и связанные с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чув­ства и
    поведенческий,
    т.е. практическое отношение к себе. С возра­стом происходит значительное изменение «образа-Я».

    Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является са мооценка. Это оценка личностью самой себя, своих возможнос­тей, качеств и места среди других людей. С ее помощью проис­ходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет, доволен человек собой или нет.

    Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она по­рождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и пове­дение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвое­ния моральных принципов данного общества, в процессе обще­ния с другими людьми. Оценка окружающих — важный источ­ник формирования оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль снижается. И все большее значе­ние в поведении человека начинают приобретать собственные оценки результатов деятельности. Возникает личностное отно­шение к собственным возможностям, поступкам при непрерыв­ной сверке с оценками окружающих.

    Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завы­шенной и заниженной).

    В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притя­зание — это стремление к достижению целей той степени слож­ности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохране­ние которой стало для человека потребностью.

    Понятие уровня притязаний было введено немецким психоло­гом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспе­риментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Од­нако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. форми­рование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успеху в различных видах деятельности. В психологии такое со­стояние личности рассматривается как мотив достижения.

    Читайте так же  Что делать мужчинам, когда перепады настроения у женщин

    Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотива­цию поведения ученика.

    В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возмож­ностям — одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие — источник возникновения разных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности.

    Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные пове­денческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.

    «Я-концепция» способствует достижению внутренней согласо­ванности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

    Особенности развития и формиро­вания личности художника

    Развитие личности художника, как и любой другой личности, определяют общественные отно­шения.

    Для того чтобы выбирать актуальные темы, уметь разбираться в сложных явлениях жизни, художник должен много знать и постоянно обогащать свой ум зна­ниями из различных областей науки и практики.

    Формирование личности художника представляет со­бой постоянное усвоение им новых знаний, умений, навыков и на этой основе успешное развитие его личности.

    О пользе и необходимости общего образования для художника указывали многие выдающиеся мас­тера изобразительного искусства. Так, И.Н. Крамской не один раз повторял, что он, к сожалению, не полу­чил достаточного образования и старался по возмож­ности восполнить этот пробел чтением самой раз­нообразной литературы, общением с людьми различ­ных профессий. В одном из писем он признавался: «Повесть моя будет не окончена, если я не прибав­лю, что никогда и никому я так не завидовал (в са­мом широком смысле этого слова), как человеку дей­ствительно образованному».

    Специфика твор­ческой деятельности художника требует постоянно­го обогащения художника новыми знаниями, застав­ляет художника быть «вечным учеником». И.Н.Крамской подчеркивал, что в деле искусства и старые, и молодые – всегда ученики; одни – успев­шие больше, другие – меньше.

    Художник постоянно учится у жизни, усваивая весь комплекс сложных взаимоотношений предме­тов и явлений действительности. Подобно губке, он впитывает в себя весь огромный запас впечатлений, которые получает от соприкосновения с окружаю­щим миром.

    Так, в процессе формирования личности худож­ника, под воздействием условий практической дея­тельности развиваются высшие духовные потребно­сти, возникают стойкие интересы, которыми и ру­ководствуется художник в своей деятельности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *