Речевая культура делового общения

    431298932c78e1fd6425293abf3cb05f

    Задачи этикета

    Поведение на работе подразумевает моменты, касающиеся сотрудников в команде, и внешние контакты (между коллективами и общение с клиентами).

    Речевой этикет в деловом общении выполняет следующие задачи:

    • создаёт здоровую атмосферу;
    • повышает производительность;
    • побуждает к выполнению обязанностей.

    Когда соблюдаются нормы делового общения, в коллективе постоянно ощущается приятная, располагающая атмосфера. Важно, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от проделанной работы, стремился выполнить её как можно лучше.

    Этика делового общения разработана для применения на практике и для урегулирования рабочих ситуаций. Команду, в которой этикет делового общения стоит на первом месте, отличает уважение руководства к работникам, умение найти выход из конфликтной ситуации, принятие правильных решений в рабочих моментах.

    Речевой этикет в деловом общении включает в себя несколько составляющих:

    • беседы;
    • переговоры с представителями других компаний;
    • презентации;
    • переписку;
    • собрания;
    • конференции;
    • разговоры по телефону;
    • консультации;
    • интервью;
    • собеседования.

    В этих вариантах устанавливаются рабочие контакты, принимаются решения, происходит обмен информацией. Этика делового общения помогает установить чёткие границы, в пределах которых решаются деловые проблемы. При соблюдении правил поведения в мире бизнеса отдаются и принимаются распоряжения, сохраняется дружеская, профессиональная атмосфера.

    Мудрый руководитель, применяя на практике этикет делового общения, добивается высокой производительности в компании. У сотрудников появляется мотивация, они готовы выполнять поставленные цели. Культура делового общения и грамотное применение её принципов создаёт позитивное настроение в команде.

    Виды поведений в команде

    Известно три варианта рабочего общения в коллективе:

    • сверху вниз;
    • снизу вверх;
    • по горизонтали.

    Варианты рабочих контактов содержат общие правила. Каждый работник должен чувствовать уважение, независимо от занимаемой должности. Мудрый начальник стремится создать в команде дружелюбную атмосферу, придерживается корректного обращения с сотрудниками. Но в то же время не исключается субординация.

    Культура делового общения включает в себя разговоры по телефону:

    1. Находясь на рабочем месте, недопустимо приветствовать человека обыкновенным «алло» или «да». Подняв трубку, нужно представиться, назвав компанию и занимаемую должность. В некоторых организациях к приветствию сотрудник добавляет своё имя.
    2. В процессе разговора следует быть как можно внимательнее. Клиенту приятно, когда к нему обращаются по имени.
    3. Ответы должны быть чёткими и по существу.
    4. В случае невозможности вести разговор, нужно обязательно извиниться, предложив перенести его на другое время.

    Деловой язык

    Деловой стиль речи используется в профессионально-деловом пространстве. Необходимо изучить специфику делового языка:

    • лаконичность;
    • обязательность для всех индивидов;
    • специфическая терминология, канцеляризмы;
    • недопустимость эмоционально-экспрессивных выражений.

    Речь человека оценивают по несколькими показателям. Среди них:

    • словарный запас (большой словарь делает речь точной и выразительной);
    • словарный состав (не стоит употреблять наречия, жаргонизмы и другие слова, недопустимые в бизнес-среде);
    • произношение (в разных организациях используется государственный или английский язык; в устном взаимодействии большую роль играет грамотное произношение);
    • грамматика (грамотный порядок слов, отсутствие повторов, слов-паразитов).
    Читайте так же  Предрасположенность к близорукости: можно ли предупредить

    ЧИТАТЬ Манипуляция – техники управления человеческим сознанием

    Контакты руководителя с подчинённым

    Если начальник хочет, чтобы в коллективе соблюдались нормы делового общения, то он должен на личном примере показать, как это работает. Отдать распоряжение можно несколькими способами. Сделать это можно в строгой форме или в виде просьбы. Как прозвучит распоряжение, зависит от того, насколько грамотно руководитель владеет этикетом при деловом общении.

    Мудрый руководитель знает и ценит своих работников, прислушивается к их мнению и советам, готов пойти на компромиссы (не в ущерб работе).

    Хороший начальник справедлив — этого требует этика делового общения. Если подчинённый допустил промах или неточность при исполнении обязанностей, то штрафы должны соответствовать размеру упущения. Так же и с поощрениями — выполненная работа требует вознаграждения.

    Речевой этикет в деловом общении подразумевает сам разговор, и то, каким тоном произносятся фразы. Одно и то же распоряжение можно отдать разным тембром голоса, и в результате меняется его восприятие. Поэтому важны первые фразы, произнесённые для привлечения внимания собеседника. Культура делового общения предписывает приветствия, которые выбираются в зависимости от статуса, возраста и пола сотрудника.

    Речевой этикет и культура делового общения: общие правила

    Правила делового речевого этикета предписывают человеку быть сдержанным, вежливым и внимательным. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что к разговору предъявляются более серьезные требования, чем к обычной личной беседе.

    Речевой этикет в деловом общении устанавливает следующие стандарты:

    • правильное сочетание речи и жестов. Всегда следите за своими манерами, если общаетесь с потенциальным партнером. Помните о принципе уместности ситуации и не используйте лишние фразы во время разговора;
    • применяйте понятные слова. Особенности делового речевого этикета предписывают использовать деловую лексику при общении. Разрешено пользоваться специфичными терминами, но только в том случаев, если и ваш собеседник понимает, о чем идет речь. В прочих ситуациях нужно подстроиться под партнера и говорить так, чтобы он вас понял;
    • будьте достоверны и информативны. Не отступайте от темы и не углубляйтесь в нее, если того не требует специфика беседы. Оперируйте только проверенными фактами и ни в коем случае не приводите заведомо ложные сведения;
    • помните об умеренности. Речевой этикет в деловой сфере подразумевает, что вы не будете злоупотреблять временем партнера, и изложите свои доводы быстро и информативно. Однако скудность представленных фактов тоже может сказать не в вашу пользу. Поэтому важно соблюдать баланс;
    • слушайте, что говорит собеседник. Это необходимо не только для того, чтобы проявить вежливость и произвести хорошее впечатление. Умение внимательно слушать и запоминать позволит вам лучше понять намерения потенциальных партнеров.
    Читайте так же  Косоглазие — может ли передаваться по наследству и как рожать?

    Контакт подчинённого с руководителем

    Речевая культура делового общения

    Одно из главных правил, которые предписывает этикет делового общения — уважение подчинёнными руководителя. Это не означает, что ему нужно льстить или во всём соглашаться.

    Сотрудник со своим взглядом и мнением на вопросы, касающиеся рабочих моментов, и умеющий преподнести это в корректной форме — хороший сотрудник. Такие подчинённые преданы своей компании и не пренебрегают речевым этикетом в деловом общении.

    При разговоре с начальником не рекомендуется указывать в резкой форме на обнаруженные недочёты. Культура делового общения при таком контакте сводится к умению подчинённого без лести, лжи и хитрости донести до руководителя нужную информацию. При спокойной и доброжелательной обстановке в коллективе сделать это несложно. Отношения подчинённых и руководителя, построенные на доверии, это применение правил этики в деловом общении.

    Если подчинённый хочет внести предложения для улучшения работы компании, то не следует сразу идти к высшему руководителю компании. Сначала нужно обратиться к ближайшему начальнику, иначе нарушится субординация. В дальнейшем такое поведение подчинённого внесёт разлад в коллективе.

    Правила делового общения

    У каждого сотрудника есть права и обязанности. Хороший начальник равномерно распределяет нагрузку между подчинёнными. Хотя каждый сотрудник выполняет свою работу, он обязательно сталкивается и контактирует с другими коллегами.

    Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, мешающих рабочему процессу, важна культура делового общения:

    1. На презентациях или митингах в компании иногда возникают непредвиденные ситуации. Чтобы избежать конфликта и перехода на личности, соблюдают этикет делового общения. Руководствуясь правилами, недопустимо перебивать коллег, а если возникнут вопросы или замечания, то задавать их можно только в корректной форме.
    2. В погоне за похвалой начальника, некоторые подчинённые допускают ошибки. Это проявляется в виде пустых обещаний, либо работник берёт на себя больше обязанностей, с которыми впоследствии не справляется.
    3. Многие не умеют выслушать собеседника. Но в рабочие моменты без этого навыка не обойтись. Речевой этикет в деловом общении помогает правильно распорядиться рабочим временем, слушать и правильно понимать собеседника.
    4. Некоторые компании принимают у себя иностранных представителей стран, устраивают в их честь фуршеты. На таких переговорах важно соблюдать этикет делового общения. Зная правила и грамотно их применяя, можно добиться желаемого результата на переговорах. Располагающая атмосфера, умение заинтересовать собеседника приводит к достижению желаемой цели.
    5. Правила рабочих контактов во время переговоров или другого делового процесса запрещают прикосновения к собеседнику. Но для каждого правила есть исключения, и здесь это — рукопожатие. Такой жест должен быть кратким и деловым, а рука — сухой и не холодной. На переговорах избегают лишних жестов и мимики. Если человек неуверенный, суетится, прячет взгляд, то вряд ли он добьётся доверия у собеседника.
    Читайте так же  Глазные капли «Айсотин»: отзывы врачей, состав и инструкция по применению

    Важно как сотрудники приветствуют друг друга. Этика делового общения позволяет использовать следующие приёмы:

    • приветливый взгляд;
    • улыбка;
    • уместные комплименты;
    • проявление заинтересованности;
    • уважение;
    • подчёркивание значимости работника;
    • тёплые слова.

    Такие варианты помогают создать спокойную, рабочую обстановку в коллективе.

    Формы и виды делового общения

    Стоит различать виды такого взаимодействия. Выделяют:

    • прямую коммуникацию (по телефону или друг перед другом);
    • заочную (переписка электронная, диалог в соцсетях или обычные письма).

    Прямое влияние считается более действенным, поскольку используются психологические приемы. Косвенное общение – более формальное, ведь участники не контактируют лично. Наиболее популярное прямое средство деловой коммуникации – беседа. Цель – партнерство и решение актуальных трудностей.

    Важно выбрать подходящую форму общения. Это может быть:

    • беседа (только если темы важны для всей компании; эта форма полезна и для сотрудников, и для директоров; во время таких бесед можно выявить малозаметные детали, участники могут озвучить проблемы и найти решения);
    • переписка (письма необходимо оформлять лаконично, грамотно; автор должен указать сроки ожидания ответа; по стилю ведения переписки формируется представление о собеседнике);
    • речь перед слушателями (если нужно ознакомить большую аудиторию с важными фактами, провести презентацию; выступающий обязан хорошо изучить тему, уметь ее донести; для этого важны такие качества: уверенность, грамотность, терпеливость, четкая речь, умение формулировать мысли последовательно; структура ораторской речи: вступление, изложение сути, заключение);
    • совещание (важно проводить с коллективом не только общие обсуждения, но и тематические совещания; к ним прибегают, если назревают проблемы, которые срочно необходимо решить);
    • дискуссия (не принято высказывать мнения, противоречащие моральным устоям; но допускается конструктивная дискуссия в рамках моральных норм; в ходе спора озвучиваются неожиданные взгляды, которые могут положительно повлиять на развитие фирмы).

    ЧИТАТЬ О чем можно поговорить с парнем по телефону: темы для разговора

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *