Развитие слухового вида памяти у первоклассников

    d2064020340e955021bac51b39561b44

    Что такое слуховая память

    Под слуховой памятью понимают способность человека запомнить определенный порядок звуков, после чего его воспроизвести.

    Выделяют кратковременную слуховую память – разновидность памяти, благодаря которому индивидуум понимает смысл сказанного и быстро обрабатывает поступившую информацию.

    Полученная звуковая информация попадает из фонетической в семантическую область, которая связана уже с долговременной памятью (здесь информация хранится либо несколько минут, либо длительное время).

    Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

     С каждым годом жизни у ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной и слуховой памятью является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам [2]. Как мы знаем, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.

    Большинство ученых таких, как: Блонский П.П, Выготский Л.С, З. М. Жане, О. С. Истомина, Лурия А.Р, Волкова Л.С, Шаховская С.Н, Пиаже Ж, Волосовец Т.В, Леонтьев А.Н, которые занимались исследованием памяти, выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью [4]. Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу.

    В связи с этим, целью исследования является экспериментальным способом выявить особенности запоминания и воспроизведения зрительной и слуховой информации детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

    Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что память — является основой психической деятельности. Поэтому, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обуславливает некоторые специфические особенности памяти, в том числе зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Проявляется это в замедленном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения.

    На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

    Исследование зрительной и слуховой памяти детей проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения — «Детский сад № 217» г. Казани. В круг исследования было включено 20 детей в возрасте 5–6 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек.

    Экспериментальную группу (ЭГ) составили10 детей 5–6 года жизни, в личных делах которых по результатам психолого- медико- педагогической комиссии имеется заключение общее недоразвитие речи ΙΙI уровня.

    Контрольную группу (КГ) составили 10 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.

    Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А. Р. Лурия «10 слов», которое направлено на изучение особенностей слуховой памяти детей и методике Р. С. Немова «Запомни рисунки», направленное на изучение особенностей зрительной памяти детей [1], [3]. Обе методики имеют свои критерии оценки.

    В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Лурия Р.Е мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием по-разному. Все дети поняли инструкцию с первого раза. Дети с нормальным речевым развитием более внимательны, в отличии от детей с общим недоразвитием речи III уровня. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличается.

    У детей с нормальным речевым развитием с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, дети с общим недоразвитием речи III уровня с каждой попыткой воспроизводят на одно — два слова больше, часто встречается большое количество «лишних» слов, из-за которых происходит застревание и наблюдаются замены слов.

    После первого прочтения дети с нормальным развитием воспроизвели в среднем 3–5 слов, дети с ОНР III уровня по 2–3 слова. Это говорит о том, что уровень кратковременной слухо-речевой памяти у детей с нормальным речевым развитием можно сказать в 2 раза выше. Во второй и третьей пробе дети с ОНР III уровня воспроизводят примерно 4–5 слов, в то время как у детей с нормальным речевым развитием количество слов увеличивается до 6–7 слов.

    В последней пробе у детей с нормальным развитием количество воспроизведенных слов держится в пределах 7–8 слов. А у детей с ОНР III уровня количество воспроизведенных слов осталось таким же как в 3 пробе.

    При сравнении детей с нормальным развитием мы выявили, что память детей с ОНР III уровня обладает такими особенностями как: замедленность, непрочность и неточность воспроизведения, так же можно отметить такую особенность, как привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию, а также смысловые замены. Например: вместо слова «лес» называли слово «дерево», вместо слова «окно» называли «стекло», «конь» заменяли на «лошадь», слово «мед» заменяли на «пчелы» и т. д.

    Для наглядности был составлен график (рисунок 1), в котором мы вычислили среднее значение воспроизведенных слов по каждой пробе экспериментальной и контрольной группы.

    Развитие слухового вида памяти у первоклассников

    Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов обследования слуховой памяти контрольной и экспериментальной групп

    По критериям оценки данной методики мы также выявили уровень слуховой памяти детей экспериментальной и контрольной групп. Данные представлены на диаграмме (рисунок 2).

    Развитие слухового вида памяти у первоклассников

    Рис. 2. Уровень развития слуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп

    Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 80 %(8детей) детей низкий уровень развития слухо — речевой памяти, у 20 %(2 детей) — выявлен очень низкий уровень слухо — речевой памяти. У детей с нормальным речевым развитием у 70 % выявлен низкий уровень и у 30 % выявлен средний уровень слуховой памяти.

    В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения зрительной информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Немова Р. С. мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием практически на одном уровне. Все дети поняли инструкцию с первого раза, все дети были очень заинтересованы заданием. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличалась.

    После первой пробы (30 секунд) дети с нормальным речевым развитием узнали в среднем 6–8 фигур как и дети с ОНР III уровня. Это говорит о том, что уровень зрительной памяти у детей с ОНР III уровня соответствует уровню слуховой памяти детей с нормальным речевым развитием.

    Во второй пробе, т. е. спустя еще 30 секунд 30 % детей с ОНР III уровня и 50 % детей с нормальным речевым развитием узнали все 9 фигур. И уже на третьей пробе все дети экспериментальной и контрольной группы узнают все фигуры.

    Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 30 %(3 детей) детей высокий уровень развития зрительной памяти, у 70 %(7 детей) — выявлен средний уровень зрительной памяти.

    У детей с нормальным речевым развитием мы наблюдаем следующее, что у 50 %(5 детей) выявлен высокий уровень зрительной памяти и у другой половины 50 % детей выявлен средний уровень зрительной памяти.

    Читайте так же  Хориоретинит с кровоизлиянием в сетчатку — как восстановить зрение

    При сравнении детей экспериментальной и контрольной групп, мы выявили, что зрительная память детей с ОНР III уровня практически соответствует уровню зрительной памяти детей с нормальным речевым развитием.

    Для наглядности была составлена диаграмма уровней зрительной памяти экспериментальной и контрольной групп (рисунок 3).

    Развитие слухового вида памяти у первоклассников

    Рис. 3 Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп

    Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили особенности слуховой и зрительной памяти детей с общим недоразвитием III уровня.

    У дошкольников с ОНР III уровня в речи наиболее развита зрительная память, а наименее — слуховая, а она, как известно, во многом зависит от уровня развития речи. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по скорости запоминания. Можно сказать, что для детей с ОНР III уровня типичен средний уровень сформированности зрительной памяти и низкий уровень слуховой памяти.

    Мы выявили, что у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны памяти: концентрация, объем и устойчивость запоминания. Так, после первого предъявления на слух дети с ОНРIII уровня точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова из-за которых происходило застревание. Допущенные ошибки при воспроизведении слов дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Также у детей экспериментальной группы наблюдались смысловые замены.

    Все выявленные нами особенности говорят о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию зрительной и слуховой памяти в обеих группах испытуемых для их дальнейшего успешного обучения в школе.

    Литература:

    1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Издательство московского университета, 1968. — 88 с.
    2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
    3. Немов Р. С. Психология Кн.3 Психодиагностика/ Р. С. Немов. — ВЛАДОС, 2001–640 с.
    4. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология памяти.3-е изд. — М.: “ЧеРо”, 2002. — 816 с

    Тестирование на слуховую память

    Во время определения того, насколько развита слуховая память у ребенка, используется тест Дэвида Весклера:

    1. Ребенок повторяет в точной последовательности ряд чисел: 5, 7, 1; 8, 2, 4, 2; 6, 9, 5, 7, 3.
    2. Малыш должен назвать числа в обратной последовательности: 2, 4; 4, 7, 8; 5, 9, 3, 6.
    3. Дошкольник должен повторить слова в правильном порядке; луг, крот, ночь, кот, лук, кит, борщ, стол, хворост, буква, арбуз.

    Повторять числа и слова можно несколько раз, пока ребенок их не запомнит и повторит. Но если он и после 6-7 повторений не смог их запомнить и озвучить, то необходимо обратиться за консультацией к невропатологу

    Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

    В данной статье представлены способы экспериментального исследования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. В ней описаны некоторые методики коррекционной работы, направленные на развитие образной памяти детей данной категории, а также представлены варианты обработки и оценки результатов. Приемы и методы, представленные в статье, могут быть применены практическими работниками в дошкольных учреждениях на занятиях и во внеурочной деятельности.

    Ключевые слова:
    дети с нарушениями слуха; старший дошкольный возраст; образная память; коррекционная работа; социальная адаптация.
    Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как и другие высшие психические функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания.

    Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Исключительно сильная образность лежит в основе феноменальной памяти. Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов.

    В настоящее время в детской психологии и педагогике, проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка, за счёт подсознательной переработки поступающей информации. Осуществленный в этом направлении поиск позволил ведущим ученым-дефектологам, таким, как Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Байкина, P.M. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и др., внести весомый вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребёнка с нарушениями слуха, большую роль играет развитие образной памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.

    Образная память у неслышащих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что неслышащие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Неслышащие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. У слышащих детей эти два вида познания предметов развиваются одновременно, что приводит к всевозрастающему у них числу «ступеней разноспецифического узнавания». Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение.

    Нами было проведено экспериментальное исследование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада компенсирующего вида и для сравнения мы исследовали детей с сохранным слухом. В экспериментальном исследовании было задействовано восемь детей с нарушениями слуха и восемь детей с сохранным слухом. Для обследования нами были подобраны и модифицированы методики: Р.С. Немова; Т.Е. Рыбакова; Т.Е. Розановой; С.Д. Забрамной, О.В. Боровик. Выбранные нами методики исследования образной памяти подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

    «Запомни фигуры».

    (Р.С. Немов.)

    Цель: Определить особенности зрительной памяти.

    Оборудование: Доска, мел, листочки бумаги, ручки;

    Условия игры: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

    Ход занятия: Мы повторяем с ребёнком геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 — 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.

    Оценка результата: высокий уровень – когда ребёнок по памяти рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний – 5 и 4 в разнобой; низкий – 3 и т.д.

    «Узнавание фигур»

    (Т. Е. Рыбаков).

    Цель: Определить уровень развития произвольной образной памяти;

    Оборудование: Рисунок (А) и рисунок (Б).

    Читайте так же  Рвота и понос у взрослого без температуры

    Рис.А Рис.Б

    Ход занятия: Наглядный материал представлен на (рис.А). Мы используем наглядный материал, подготовленный, для данной методики в течение 10 сек. Показываем ребёнку рисунок (А) (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убираем, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые девять фигур.

    Оценка результата: высокий – когда ребёнок без ошибок показывает 9 — 8 фигур; средний – 7 -5; низкий 4 и т.д.

    «Весёлые картинки»

    (Т.В. Розановой).

    Цель: Изучение кратковременной памяти;

    Оборудование: Набор карточек со словами, достаточно хорошо знакомыми глухим детям. На одних карточках помещается 2 слова, на других – от 3 до 7 слов (всего 27): 1) лампа, санки; 2) книга, мясо, лодка; 3) волк, стул, молоко, бумага; 4) нос, вода, ботинки, дом, лопата; 5) подарок, мел, диван, птица, машина, забор; 6) мороз, дерево, кукла, парта, день, картина, погода.

    Ход занятия: Ребёнку предъявляем сначала карточки с двумя словами, мы прочитываем вслух слова на карточках (слова после этого убираются) и сразу ребёнок воспроизводит слова вслух. Таким путем выясняются возможности детей старшего дошкольного возраста удержать в памяти 2, 3, 4, 5, и 7 слов при их одноразовом предъявлении.

    Оценка результата: Каждое слово — это один балл. Всего 27слов.

    Высокий уровень: 27 – 25 баллов; средний уровень: 24 – 17 баллов; низкий уровень – 16 баллов.

    «Восстанови рисунок по памяти».

    Цель: Определение объёма зрительной памяти;

    Оборудование: один большой лист, разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой.

    Ход занятия: На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл задания заключается в том, что ребёнок в течение минуты должен запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки. Оценка результата: высокий уровень – все 6 клеточек; средний – 5 и 4; низкий 3 и т.д.

    «Особенности зрительной памяти».
    (
    С.Д. Забрамная, О.В.Боровик). Цель: Определить особенности зрительной памяти;

    Оборудование: девять картинок;

    Ход занятия: Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезаются и наклеиваются на картон. Перед ребёнком кладём 9 картинок. Даём инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается следующая инструкция: «Возьми картинки и положи их, так как они лежали в самом начале».

    Оценка результата: высокий уровень – ребёнок все картинки положил, так как они и лежали; средний – 1- 2 ошибки; низкий 3 – 4 ошибки.

    «Весёлые рисунки».

    Цель: Определить объём образной памяти;

    Оборудование: картинка с изображением предмета; лист бумаги и карандаши и фломастеры;

    Ход занятия: Ребёнку показывается картинка с предметом. Спрашивают: «Это что?». Потом дают инструкцию: «Посмотри и запомни, что на картинке изображено». Через тридцать секунд убирается картинка, и ребёнок должен нарисовать что запомнил.

    Оценка результата: высокий уровень – точно изображён предоставленный предмет; средний — не точно; низкий – отказался или не нарисовал.

    В результате нашего исследования, мы определили, что дети с сохранным слухом справились с методиками лучше, чем дети с нарушениями слуха. Нами было выявлено, что у 76% детей с сохранным слухом имеют высокий уровень зрительной памяти, 24% средний уровень зрительной памяти. А у детей с нарушениями слуха высокий уровень зрительной памяти составляет 35%, 40% средний уровень и 25% низкий уровень зрительной памяти.

    Проведённое нами исследование показало, что у детей с нарушениями слуха имеются следующие особенности образной памяти: они реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти; сложившиеся системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у их слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В отличии от слышащих детей, дети с нарушениями слуха часто путали места расположения предметов, сами изображения предметов. Дети с нарушениями слуха запоминают неточно образы, или смешивают их со сходными образами (предметами).

    Таким образом, для развития образной памяти необходимо совершенствовать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение, абстракцию. На основе проведенного диагностического эксперимента разработана система коррекционно-развивающей работы по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Подробное описание методик формирующего эксперимента планируется в следующей публикации.

    Литература:

    1.Бертынь Г.П., Рознова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1993. — №1.

    2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979.

    3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

    4. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.

    5. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. — М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.

    6. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для обследования психолого – педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. – М., 2005.

    Упражнения для развития слуховой памяти

    У каждого человека есть слуховая память, только она по-разному развита. Улучшить ее можно с помощью упражнений, которые нужно регулярно повторять.

    Способы развить слуховую память с помощью упражнений:

    1. Повторить в правильной очередности ряд чисел. В начале они состоят из 2-х чисел, затем – из 5-6. Усложнить задание можно, если попросить повторить числа в обратном порядке.
    2. Включить музыкальную композицию. Прослушать ее, затем выключить и повторить ее ритм, хлопая в ладоши.
    3. Написание текстов под диктовку также развивает слуховую память.
    4. Полезно быть в уединении, для этого необходимо выключить телевизор, радио. Сесть, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам, к примеру: к шуму улицы. Также можно делать это упражнение свежем воздухе, слушая звуки природы.
    5. Повторить прохлопанный ритм, который постепенно усложняется.
    6. Прочитайте небольшой отрывок текста, после перескажите его своими словами.
    7. Прослушивание радиопередач, особенно спектаклей, аудиокниг хорошо тренирует слуховую память. Анализируя и повторяя отдельные отрывки дополнительно можно тренировать память, внимание.
    8. Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихотворения разного объема тренируют слуховую память.
    9. Определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит.

    Классификация видов памяти

    Память

    1.Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.

    Виды памяти.

    Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

    В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

    1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    2) по характеру целей деятельности—на непроизвольную и произвольную;

    3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

    Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память— это память на чувства.

    Образная память— это память на представления, на картины природы в жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

    Читайте так же  Acuvue — обзор всех моделей контактных линз

    Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких специально прилагаемых усилий.

    Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

    Долговременная память( то что удерживается более 30 минут) — память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. — Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.

    Кратковременная память — хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.

    Оперативная память — память рассчитана на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

    3.Процессы памяти: запоминание (запечатление в сознании чел-ка полученной инф-ции, кот явл необходимым условием обогащения опыта чел-ка новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени), воспроизведение (это активизация закрепленного ранее содержания психики), узнавание (сопровождающие процессы памяти явления психики, позволяющие им более эффективно функционировать). Память в целом и конкретного чел-ка в частности имеет свои особенности , свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой чел-ком информации; 2. быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования. 3. точность – хар-ка П, кот показывает способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности чел-ка удерживать опред-ное время в своем сознании нужную инф-цию (КП,ДП,ОП) 5. готовность — свидетельствует о предрасположенности чел-ка и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную инф-цию.

    4.Закономерности памяти: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

    Классификация видов памяти

    Существуют различные типологии памяти:

    · по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

    · по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

    · по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

    · по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

    · по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

    · по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

    · по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

    · по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

    КритерийВид
    Содержание· образная память · словесно-логическая память · сенсорная память · эмоциональная память
    Время· кратковременная память · долговременная память · оперативная · промежуточная
    Организация запоминания· эпизодическая память · семантическая память · процедурная память

    На стыке между эпизодической и семантической памятью выделяют автобиографическую память, включающую в себя черты обоих.

    Можно построить иную классификацию по содержанию памяти:

    Процедурная (память на действия) и декларативная (память на названия). В рамках последней выделяют эпизодическую (память на события и явления индивидуальной жизни человека) и семантическую (знание вещей, не зависящих от индивидуальной жизни человека) [1].

    Законы памяти.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).

    7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

    8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

    9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

    10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

    11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

    13.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *