Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    fe3149b48ba46966e7bd22428cf73810

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.

    Содержание

    У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

    Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

    • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
    • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
    • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

    Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Понятие об образном мышлении

    Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

    Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.

    Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом.

    Анализ — это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

    Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

    Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

    Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно — действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

    С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

    Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

    В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

    Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

    Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

    Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

    Образное мышление у деток дошкольного возраста

    Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

    Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат – с формой поверхности стола.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Образное мышление у ребенка

    Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

    Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

    Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Оригами

    Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Какие существуют виды мышления у детей?

    Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.

    Затем вырабатывается наглядно-образное мышление. Чтобы мыслить, в голове должны быть «заготовлены» образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.

    А словесно-логическое мышление появляется уже у подростков.

    Образное мышление. Младшая школа

    Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

    • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
    • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
    • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
    • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
    • Семейные праздники, путешествия.
    • Прогулки на природе.

    Что такое образное мышление

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Если же принять во внимание, что мышление человека — это процесс познания мира путем обработки и анализа информации полученной из внешней среды, то вполне можно прийти к выводу, что у каждого человека это происходит совершенно индивидуально.

    В этой связи способность человека создавать в своем сознании образы предметов, событий, явлений и оперировать ими в соответствии со своими представлениями и предпочтениями можно называть образным мышлением.

    Чтобы в дальнейшем больше не возвращаться к формулировкам необходимых нам понятий, а просто использовать их в своих рассуждениях, предлагаю определиться прямо сейчас с понятием информационного образа.

    Итак, попробуем под образом понимать такую информационную единицу, которая возникает и существует только в сознании человека и предшествует воплощенному состоянию в материальном мире соответствующего предмета, явления или события.

    Способы восприятия информационных образов

    Понятно, что отношение к таким информационным образам полностью зависит от личных свойств и качеств каждого конкретного человека, поскольку каждый из нас единственный и неповторимый в своем роде.

    Поэтому всех людей по степени восприимчивости к собственным или посторонним образам делят на три большие группы: кинестетики, визуалы и аудиалы. Внимание кинестетиков по большей части направлено на собственные чувства и ощущения, вызванные теми или иными событиями в их жизни.

    Для аудиалов первостепенное значение имеет звуковая составляющая поступающей в их распоряжение информации. Благодаря их стараниям мы сегодня имеем в своем распоряжении выдающиеся музыкальные произведения в их многочисленных и разнообразных жанрах и направлениях.

    Для визуала решающим оказывается тот визуальный образ, который возникает в его сознании. Подобный способ восприятия информации позволяет ему видеть предмет со всех сторон в мельчайших подробностях, которые оказываются незамеченными другими людьми.

    Виды образного мышления

    Если в процессе получения, обработки и анализа информация продолжает существовать в виде логической модели, то говорят о словесно-логическом мышлении. Но если все эти процессы приводят к рождению соответствующих образов, то используют понятие наглядно- или предметно-образного мышления.

    Поэтому говорят о таких видах образного мышления, как наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Если в первом случае речь идет о непосредственном процессе рождения и развития конкретного образа в сознании человека, то во втором внимание уделяется процессу взаимодействия этого образа с окружающим пространством.

    Кроме того, для решения практических научных задач используют такие виды образного мышления, как пространственное и ассоциативное, конкретно-образное (наглядное) и визуальное, художественное и символическое.

    Думаю, что на этом, в принципе, можно и закончить рассмотрение классификации видов образного мышления, так как это занятие, как мне кажется, больше интересно узким специалистам в своей области.

    Лично для меня, думаю со мной согласится большинство читателей, наибольший интерес представляет прикладной и чисто практический характер понятия образное мышление.

    Отличие образного мышления от воображения

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Честно говоря, для меня стало настоящим открытием смешивание понятий образного мышления и воображения человека. Оказывается, для многих людей, считающих себя специалистами в этом вопросе, данные понятия являются чуть ли не синонимами.

    Хотя я лично отношусь к разряду людей только интересующихся тем, как можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, но уже понимаю, что воображение человека представляет собой процесс создания желаемого мыслеобраза и является составной частью общего понятия мышления человека.

    Приношу свои извинения за присутствие в тексте заметки большого количества аналогий и ассоциаций, но без них, как мне кажется, рассмотрение нашей темы будет выглядеть очень сереньким и бедненьким.

    Так вот, по моему глубокому убеждению воображение человека похоже на буквы в азбуке, каждой из которых соответствует свой неповторимый образ. В то время как образное мышление — это уже целый набор методов и приемов для составления из данных букв слов, предложений и целых литературных произведений.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Ведь когда малыш только учится читать, он сталкивается только с конкретным образом, стоящим за известной ему буквой. При этом он просто не видит всей перспективы которую ему предоставляет владение искусством чтения.

    Читайте так же  Дексодем ФИТО крем-гель 10 мл для век, лица, тела при демодекозе

    Но постепенно приобретенные в чтении навыки позволяют ему обрести настоящую почву под ногами, чтобы занять свое достойное место под солнцем и решать на самом высоком уровне любые возникающие перед ним задачи.

    Игра «На что это похоже?»

    Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Что всем следует знать про образы и образное мышление?

    Воображение — это способность души формировать различные условия, с целью прожить желаемый для себя опыт.

    Сергей Перекрёстов

    Мы многое слышали про воображение… Знаем, что это прикольная и полезная штука, и как важно сознательно включать воображение в реализации своих планов и мечт.

    Почему же у одних воображение развито и, что называется, работает на человека, у других оно может вообще отсутствовать (как они думают), а у третьих может быть «больным» (когда человек не управляет им и в голову лезет всякая чепуха и страшилки)?

    Словом, сегодня мы поговорим про воображение, образы и образное мышление. Ну, обо всем по порядку…

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Воображение — это способность души формировать различные условия, с целью прожить желаемый для себя опыт

    С помощью воображения мы привлекаем желаемые события в свою жизнь, формируем своё тело, притягиваем деньги и т.д.

    Понятно, что сила воображения у нас разная. Она зависит от уровня сознания, соединённости с душой, внутренней гармонии, воли, принятии чувств и эмоций…

    Признаём ли мы эту свою супер способность, используем или игнорируем, напрямую отражает тот уровень жизни, который каждый из нас имеет.

    Образы являются продуктом воображения и содержат в себе:

    • идею создателя,
    • чувства,
    • желание,
    • состояние,
    • опыт, который человек ассоциирует с этим образом.

    Получая опыт, окрашиваемый различными чувствами и переживаниями, мы создаём в своём внутреннем пространстве несметное число образов.

    Зачем необходимо образное мышление взрослому

    Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях – например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Зачем нужно образное мышление?

    Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

    Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

    Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

    нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем; образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит; визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

    В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Образное мышление: как развить взрослому

    Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

    Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Образное мышление у взрослого

    Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

    Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, игры и упражнения для развития мозга полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

    Бином фантазии

    Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор – знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь — пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

    Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

    Развитие образного мышления

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Пламенный привет, дорогие хабравчане!
    В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий. Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга. Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

    Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

    Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

    Друдлы

    Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

    Кляксы

    В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:

    Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Образное выражение

    Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте. Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:
    Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop
    Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Автор werebober
    Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

    По образному подобию

    В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка ~ талия ~ бутылка.

    Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

    Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

    Калейдоскоп

    Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

    Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Из дембельского альбома Бритни

    Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.

    Эксперимент сказочника

    Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Развитие мышления: способы тренировки мозга

    Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

    Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

    Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

    • Наглядно-образное мышление;
    • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
    • Наглядно-действенное мышление;
    • Логическое мышление;
    • Творческое мышление.

    Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

    Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

    При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

    Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

    • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
    • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
    • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
    • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
    • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?
    Читайте так же  По каким причинам гноится глаз у новорожденного, что советует Комаровский и чем можно лечиться

    Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

    Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

    Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

    Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

    • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
    • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
    • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

    Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

    • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
    • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
    • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
    • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
    • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

    Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

    Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

    Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

    Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

    • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
    • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
    • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
    • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

    В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

    Логическое мышление и упражнения на его развитие

    Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

    Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

    Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

    • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
    • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
    • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

    Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

    Творческое мышление и упражнения на его развитие

    Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

    Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

    • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
    • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
    • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
    • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
    • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
    • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

    Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

    А теперь давайте поговорим об упражнениях:

    • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
    • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
    • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
    • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
    • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
    • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
    • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
    • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
    • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
    • Составьте список 100 своих жизненных целей.
    • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

    Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

    В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

    В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Игры на развитие мышления
    • Познавательные процессы
    • Кубики Кооса
    • Комбинаторное мышление
    • Язык и мышление
    • Лучшие материалы блога в 2021 году: развитие мышления, тренировка мозга, самообразование
    • Техники мышления
    • Логика vs интуиция
    • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
    • Виды мышления

    Ключевые слова:_D1025, 1Когнитивистика

    Другие методы

    Еще несколько способов развития образного мышления:

    • Работа с друдлами – каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность – его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    • Еще один способ – пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
    • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
    • Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
    • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

    Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

    Как развить образное мышление

    Наглядно-образное мышление — это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.

    Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. Воображение же — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

    Как у вас обстоят дела с образным мышлением? Посмотрите на ладонь вашей левой руки. Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

    Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

    Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

    Если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно форму, текстуру, размер, цвет.

    Чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, просто смотреть, но не описывать его словами.

    Читайте так же  Код DS4520 в направлении к офтальмологу

    Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. Предлагаем вам далее несколько упражнений для развития образного мышления.

    1. Мысленный образ праздничного ужина

    Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились. Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

    Затем ответьте на следующие вопросы:

    • Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
    • Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
    • Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
    • Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
    • Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
    • Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
    • Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
    • Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека — и все это в одно и то же время?
    • Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
    • Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?

    2. Реальный предмет

    Представьте каждый из перечисленных далее предметов:

    • лицо человека;
    • друг детства;
    • бегущая собака;
    • ваша спальня;
    • закат;
    • летящий орел;
    • журчащий ручей;
    • капля росы;
    • перистые облака;
    • клавиатура компьютера;
    • дубрава;
    • снежная вершина;
    • зубная щетка;
    • ваша любимая пара обуви.

    Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.

    3. Не очень реальный предмет

    Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

    • единорог;
    • шоколадная река;
    • шестирукий бог;
    • говорящий жираф;
    • тридцатиногий муравей;
    • хор ангелов;
    • четырехмерная сфера;
    • хоббит;
    • пятилистный клевер.

    4. Квадраты бокового зрения

    Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение,чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части. Выберите квадрат и проанализируйте каждую деталь в этом квадрате, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадратом.

    5. Пять мысленных картин

    • Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги…).
    • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной…
    • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы «А» (артишок, амфора…).
    • Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
    • Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка…).
    • Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд…).
    • Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви…).
    • Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу…).

    6. Зрительный след

    Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти. Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.

    7. Периферическое мысленное зрение

    Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве — так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.

    8. Мысленные портреты

    Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.

    9. Геометрические тела

    Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из перечисленных далее трехмерных тел:

    • сфера;
    • куб;
    • призма;
    • тетраэдр;
    • пирамида;
    • додекаэдр;
    • октаэдр;
    • икосаэдр.

    Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.

    10. Чувства и ничего, кроме чувств

    Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

    11. Настройка телевизора

    Выберите какой-нибудь определенный объект, например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения — так же, как, нажимая на кнопки, вы настраиваете телевизор.

    Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным. Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким — насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым. Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.

    12. Образы идей

    Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения? Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

    Функции воображения

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

    Прогностическая функция

    Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

    Познавательная функция

    Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

    Функция преобразования

    Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

    Функция планирования

    Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

    Психотерапевтическая или компенсаторная функция

    На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

    Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

    • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
    • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
    • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

    Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

    Репродуктивное воображение

    Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

    • представление дома по его подробному плану;
    • рисунка вязки по схеме;
    • образа героя книги по описанию;
    • кулинарного шедевра по рецепту.

    Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

    То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

    Творческое воображение

    Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

    Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

    Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

    В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

    Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

    Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

    Упражнения для детей

    Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

    С какого возраста начинать занятия?

    Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

    Все дети разные, но средний возраст для начала занятий — 2-4 года.

    Особенности для детей дошкольного возраста

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет. Существует три категории мышления детей:

    1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
    2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
    3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

    Для чего нужно развивать?

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга. Оно помогает:

    • легче решать проблемы;
    • нестандартно подходить к решению вопросов;
    • успокаивать нервы;
    • чётко визуализировать образы;
    • «рисовать» нужную картинку в воображении;
    • расширять ассоциативный ряд.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *