Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    50821ff8ff0ed3879e7fdfebb5fc8b2d

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Содержание

    Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

    Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

    У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.

    Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников

    В любом возрасте будут полезны детские игры на развитие логики. Вот несколько примеров таких игр и упражнений.

    «Игра наоборот»

    Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым маленьким понятно, что на фразу «Снег горячий» нужно сразу ответить: «Холодный»; «Помидор синий» — «Красный». А дети постарше уже могут сравнивать и на фразу «Слон меньше комара» ответят: «Больше».

    Эта игра хороша тем, что в нее могут играть неограниченное количество детей. Кроме того, малыши всегда очень весело и с готовностью «исправляют» взрослых.

    «Лишний предмет»

    Игра «Найди лишнее» — также подходящее для любого возраста веселое занятие.

    Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому-то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его и нужно выявить и назвать.

    Задания могут быть совсем простыми и более сложными. К примеру, малышам можно в коробку с фруктами подкинуть мячик, а для старших детей в те же фрукты положить овощ.

    В данном случае в игровой форме ребенок учится анализировать предметы, выделять общие и разные черты, приобретает навыки классификации.

    «На что похоже?»

    Поиграйте с ребенком в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать можно с самого простого (апельсин — мячик, картофелина — камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котенок, варежка, стол?.. Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем лучше.

    Не пытайтесь подсказать ребенку тривиальный ответ: даже если вам не кажется, что мороженое похоже на воздушный шарик, — не страшно, важно, чтобы у ребенка рождались свои образы.

    Эта игра больше подходит средним «дошколятам».

    «Что это значит?»

    Облегченный вариант полноценной логической игры.

    Предложите ребенку продолжить фразу, причем как можно большим количеством способов: «Я взял со стола конфету. Что это значит?» Вариантами, например, могут быть: «На столе больше нет конфеты», «Конфета теперь у меня в руке (кармане)», «Конфет на столе стало меньше», «Я испачкал шоколадом руку»…

    Чем больше рождается вариантов, тем они удивительнее. Эта игра не для самых маленьких, но в 4-5 лет дети играют в нее уже с удовольствием.

    «Дорисуй рисунок»

    Самая простая творческая задача. Вы можете нарисовать на листе любую фигуру (закорючку) и предложить ребенку дорисовать, так, чтобы эта фигура обязательно была задействована. Для детей помладше можно изобразить что-то вполне узнаваемое, но не дорисованное, а для детей постарше — не ограничивать свою фантазию.

    «Найди пару»

    Составьте пары из картинок, логически связанных между собой. Разложите на две кучки. Пусть ребенок найдет для каждого предмета его пару.

    Детям помладше можно подбирать простые варианты: дерево — листик, рыбка — аквариум. Дети постарше могут справиться и с более сложным заданием — например, «подберут» доктору шприц.

    Читайте так же  Воспаление радужной оболочки глаза: особенности лечения и симптомы патологии

    «Описание предмета»

    Вы называете предмет, а ребенок должен подобрать как можно больше эпитетов к нему. К примеру, елка: колючая, высокая, красивая, нарядная, зеленая.

    Интересен и обратный вариант. Что может быть колючим? Та же елка, ежик, иголка, снег, шарф… Чем больше ассоциаций, тем лучше.

    Игра, конечно, не для самых маленьких.

    «Найди последовательность»

    Для детей, которые умеют считать хотя бы до 10, можно составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше/меньше предыдущего (на определенное число).

    2 — 4 — 6 — …Что дальше?

    9 — 7 — 5 — …Что дальше?

    Старшим дошкольникам понравятся игры на поиск закономерностей не только с числами, но и с картинками.

    «Самые нужные предметы»

    Предложите ребенку собраться на дачу / необитаемый остров / в кругосветное путешествие, взяв с собой только вещи, например, на букву «к» или зеленого цвета, причем не больше 10 штук. Пусть объяснит, зачем ему та или иная вещь.

    Помимо того, что это весело, это еще и хороший способ проверить, как ребенок прогнозирует варианты развития событий.

    Видов развивающих занятий очень много. Какой из них выбрать — зависит только от фантазии взрослых и склонностей детей. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в словесной форме, другие — через иллюстрации. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он включился в процесс поиска решения, начал думать: «Почему это так?» и «Что будет, если?»

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Логика и математика для детей

    Развиваем логическое мышление, учим работать с информацией и принимать верные решения в интерактивном игровом формате
    узнать подробнее

    Типы мышления: этапы развития ребенка

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

    • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
    • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
    • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

    Предметно-действенное мышление

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

    Наглядно-образный тип мышления

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

    Словесно-логическое мышление

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

    Абстрактно-символическое

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

    Творческое мышление (креативность)

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

    Виды мыслительной деятельности у дошкольников ↑

    В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

    Виды мышления, характерные для детей до школы:

    • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
    • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
    • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

    Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

    Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

    • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
    • запоминают соотнесение предмета с другими;
    • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.
    Читайте так же  Внутренний ячмень на нижнем веке — причины, лечение

    В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

    Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

    • начало экспериментов;
    • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
    • поиск взаимосвязей между явлениями;
    • активное обобщение собственного опыта.

    Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.

    Развитие образного мышления у дошкольника

    Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

    Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

    Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

    Хороши такие устные игры как:

    • «Сочиняем сказку»

    В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

    • «Да и нет»

    Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

    • «Ассоциация»

    В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

    белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

    С использованием наглядных материалов:

    • Составлять фигуры из счетных палочек.
    • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
    • По иллюстрациям придумывать историю.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления

    Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    • найти в кляксе знакомые образы,
    • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
    • на разных картинках находить одни и те же признаки,
    • угадать, что за предмет, по устному описанию.
    • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

    Развитие пространственного мышления

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

    • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
    • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
    • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
    • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

    РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

    Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно-действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления.

    При нормальном развитии ребенка первые проявления наглядно-действенного мышления наблюдаются в конце первого – в начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок способен решать доступные для него практические задачи, во многих случаях он может самостоятельно найти выход в той или иной проблемной ситуации. Однако для совершенствования наглядно-действенного мышления даже у нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация деятельности, при которой успешно происходит обучение способам ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с предметами.

    Без специального обучения наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей значительно отстает в развитии. В результате чего далеко не всем детям к концу дошкольного периода доступно выполнение даже таких практических задач, как перемещение предмета рукой, его использование или элементарное изменение. Между тем дети с нормальным интеллектом легко решают эти задачи уже в младшем дошкольном возрасте.

    Умственно отсталые дети часто не осознают наличие проблемной ситуации, а если и понимают ее, то не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Так, ложка, ножницы, лопатка и др. созданы человеком как вспомогательные средства или орудия, овладение которыми не всегда правильно осмысливается детьми. Когда они с помощью взрослого применяют эти средства, то недостаточно еще обобщают собственный опыт действия и не могут использовать его в решении новых задач в отсутствие предмета.

    У детей с нарушением интеллекта отсутствует активный поиск, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех случаях, когда задача игровая.

    Читайте так же  Синяк под глазом или параорбитальная гематома. Как быстро убрать?

    Умственно отсталый дошкольник в отличие от нормально развивающегося сверстника недостаточно ориентируется в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объекта и отношения между ними, испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у детей-олигофренов весьма затруднена, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия, т. е. фактически у них отсутствуют подлинные пробы, в то время как метод проб и ошибок – основной в решении новых наглядно-действенных задач.

    Предлагаемая система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений дана в порядке нарастающей сложности, что позволяет познакомить детей со способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную деятельность.

    Педагог должен научить детей выполнять действия со вспомогательными предметами-орудиями. Индивидуальный опыт складывается в результате самостоятельных действий и подражания взрослому при словесном обобщении этих действий педагогом и ребенком. Необходимо стремиться разбудить интерес к решению простейших мыслительных задач, активизировать мыслительную деятельность ребенка.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ, ИМЕЮЩИХ ФИКСИРОВАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

    Покорми мишку

    Цель. Познакомить детей с орудиями, имеющими фиксированное назначение.

    Оборудование. Мишка, детская мебель и посуда.

    Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол мишку, ставит перед ним тарелку и предлагает детям покормить его «кашей». В случае, если они не догадываются, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает: «Чем будете набирать кашу? Чем вы едите кашу?» Затем просит кого-либо взять ложку из буфета и покормить мишку. Если дети затрудняются передать игровые действия, педагог показывает, как надо кормить мишку. И в конце игры уточняет, что люди едят ложкой, мишек и кукол тоже надо кормить ложкой.

    Угостим кукол

    Цель. Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

    Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.

    Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.

    Покатай зайку

    Цель. Та же.

    Оборудование. Два зайчика и две машинки.

    Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.

    Испечем пироги

    Цель. Та же.

    Оборудование. Набор формочек.

    Ход игры. В теплую погоду педагог располагает детей около песочницы и просит их испечь «пироги» для кукол, раздает детям формочки. Если они не обращают внимания, что нет совочков, и начинают брать песок руками, педагог останавливает их и говорит: «Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?» Затем раздает совочки, показывает, как ими действовать. В заключение педагог обобщает действия детей, уточняя, что в игре с песком надо использовать совочек.

    Полей цветок (занятие)

    Цель. Та же.

    Оборудование. Комнатное растение, ведро с водой, лейка.

    Ход занятия. Перед детьми на столе стоит комнатное растение. На другой стороне комнаты ведро с водой. Педагог говорит детям, что надо полить растение. Вызывает одного ребенка и просит выполнить это. Если он бездействует, то вызывает другого ребенка. Если никто из детей не догадается, какие вспомогательные предметы надо взять, чтобы набрать воды, педагог спрашивает: «Руками можно полить растение? (Показывает, что вода из рук вытекает.) Руками воду носить нельзя. Во что можно набрать воды, чтобы полить растение?» Дети отвечают и поливают, используя при этом разные вспомогательные средства. А педагог обобщает полученные ответы: «Воду можно брать чашкой, лейкой»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *