Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    b7bed8ac321c77fb3eb52918ef495d4f

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

    Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

    Причины агрессивного поведения детей

    Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

    • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
    • намерение получить желанную вещь;
    • желание всегда и во всем быть главным;
    • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
    • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Агрессивное поведение у малышей – желание добиться своего
    Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

    Воспитание волевого поведения ребенка

    Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства – гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

    Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

    Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Возрастные особенности воли у детей разного возраста

    Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

    Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Виды агрессии у детей

    Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

    Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Что такое тревожность – определение

    Основные причины детской тревожности

    Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

    Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

    • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
    • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
    • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
    • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
    • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
    • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Типы тревожных детей – характеристика
    Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

    Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

    Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Способы снижения тревожности на групповых занятиях

    В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

    Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

    • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
    • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
    Читайте так же  Контейнер для хранения линз, как выбрать, уход

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Общение с детьми – развеивает страхи
    Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

    Диагностика девиантного поведения подростка

    Елена Федоровна, по каким критериям определяется уровень сложности проблемы, психологическое состояние подростка – как диагностируется такое поведение?

    – Каждый ребенок, подросток постепенно осмысливает и «врастает» в цивилизацию, этот процесс направлен на преодоление разного рода трудностей, поэтому психологу необходимо провести анализ, диагностику, психологических задач для конкретного ребенка и путей их разрешения. Проблема девиантности – это совокупность различных уровней взаимодействия подростка: атмосфера в семье, школьное воспитание, отношение к себе в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо проведение системного анализа индивидуальных особенностей подростка, социально-психологических, психолого-педагогических, личностных факторов, влияющих на социальное отклонение в поведении. Проводится диагностика по нескольким показателям, с учетом которых составляется коррекционная программа и осуществляется воспитательно-профилактическая работа. С помощью диагностики выявляются причины, обуславливающие состояние подростка, почему с подростком происходят подобные изменения поведения, а также уровень его воспитанности с точки зрения общественных норм и возможность психологической коррекции.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    На этапе диагностики девиантного поведения подростка проводится сначала консультация родителей совместно с подростком, затем отдельно с ребенком, а после еще раз с одним из родителей, но без присутствия подростка. Первичная диагностика направлена на выявление уровня отношений «родители-подросток», уровня социализации, усвоение подростком норм, знаний, культуры, системы ценностей. На следующем этапе проводится диагностика непосредственно подростка, где с помощью специальных тестов исследуется уровень эмоционально-волевой сферы, когнитивные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Используются общеизвестные методики – опросник родительского отношения (Варга, Столин), дети о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников, рисуночные тесты «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране», изучение идентификации с родителями (Захаров).

    Для вычленения и оценки возможных нарушений в развитии подростка, девиантного поведения, рекомендуется изучить познавательные потребности ребенка, работу его высшей нервной деятельности: память, внимание, мышление; а также направленность на приобретение учебных знаний, навыков и их использование, отношение к обучению и учебным предметам. Здесь используется методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста «Направленность на отметку», тест животных Заззо, тест школьной тревожности Филипса. Для определения психо-эмоционального состояния подростка и его индивидуальных особенностей используется методика Дембо-Рубинштейна, особенности личности изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (детский вариант, юношеский вариант – 14 F), по тесту-опроснику Шмишека, по методике цветовых выборов Люшера. Для оценки волевых качеств используем методики выявления уровня смелости (Г.А. Калашникова), «Оценка силы волевых качеств».

    После проведения необходимой диагностики подростку составляется индивидуальная коррекционная программа, с которой впоследствии и будут работать узкие специалисты, социальный педагог, дефектолог, невролог, педагог-психолог. Коррекционные занятия должны проводиться не менее двух раз в неделю и включать в себя работу над конкретными чертами отклонения. Очень важным моментом является сотрудничество с родителями, с их помощью добиться результата гораздо быстрее. Хотя работа над эмоционально-волевой сферой подростка в любом случае процесс длительный, результаты становятся заметными только через полгода и более коррекционной работы, включающей в себя моделирование схожих проблемных ситуаций.

    Разновидности асоциального поведения подростков

    В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Формы асоциального поведения подростков

    Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

    Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

    Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

    Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Причины нарушений поведения у подростков

    Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

    Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Конфликтная форма поведения – нарушение запретов

    В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

    Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

    К такой разновидности поведения относятся следующие:

    • периодические побеги из дома, бродяжничество;
    • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
    • различные суицидальные действия;
    • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
    • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
    • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Поведенческие нарушения у подростков
    Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Условия возникновения агрессии

    Причины девиантного поведения

    Характер подростка формируется под воздействием различных факторов социальной среды, однако не следует сбрасывать со счетов и физиологическую основу отклонений.

    Медико-биологические факторы

    1. Наследственность. От родителей ребенку могут передаваться отрицательные черты характера, склонность к разного рода зависимостям.
    2. Проблемы с центральной нервной системой. Возникают при ранних нарушениях работы мозга, черепно-мозговых травмах в раннем детстве.
    3. Особенности «переходного возраста». Пубертатный период сопровождается гормональной перестройкой организма, формированием психики, что часто может проявляться асоциальным поведением.
    Читайте так же  Астигматизм глаз у детей: причины и методы лечения

    Социальные причины

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Последствия неправильного подхода к воспитанию

    1. Конфликтная семья. В условиях постоянной эмоциональной напряженности ребенок будет искать отдушину в сторонних связях, что нередко приводит подростков в «плохие» компании со склонностью к запрещенным веществам и аморальному, а то и преступному, поведению.
    2. Неполная семья. У одного родителя зачастую не хватает времени на полноценное общение с ребенком или же он становится слишком требовательным, заставляя подростка беспрекословно подчиняться.
    3. Педагогические ошибки. Ребенок, имеющий сложности в коммуникации, часто реагирует протестом на требования школы, что влечет за собой снижение успеваемости, конфликты с учителями и более успешными сверстниками. Это в свою очередь может стать причиной попадания в «дурную» компанию.

    Важная психологическая помощь: советы родителям

    Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

    Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Проблемы в семье – частая причина агрессивности

    Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Мотивация для подростков – важный фактор устранения агрессивности

    Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

    Психолого — педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

    Основные способы коррекции тревожности

    Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

    Подписывайся

    Detki.guru в Telegram
    Оставить комментарий

    Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

     В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

    Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст

    В современном мире, в том числе и в Казахстане, обнаруживается резкое увеличение числа подростков, имеющих различные девиантные формы поведения или отклонения от общепринятых социальных норм. При этом девинтность в подростковом возрасте преимущественно проявляется в пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, наркомании и токсикомании, а так же в суицидальном поведении.

    В социально-психологической науке с этим выделяются три основных типа девиантного поведения среди подростков [1]:

    – конформное поведение — приспособление подростка к требованиям референтной для него группы, отличающейся от приятых в обществе норм, взглядов;

    – импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения, вопреки свойственным стандартам поведения и сопровождаемое временной утратой самоконтроля со стороны сознания;

    – «компульсивное» поведение — особый вид принудительного поведения подростка, возникающий под воздействием систематических оскорблений, либо наркотиков как защитная реакция организма.

    Часто в психолого-педагогической литературе наряду с термином «девиантное поведение» используются такие понятия как «патологическое поведение», «аморальное поведение» «асоциальное поведение» и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что на современном этапе развития общества понятие «девиантное поведение» заметно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых, тик и у психически больных людей. Но в любом случае, термин «девиантное поведение» связан с понятием «социальная норма», т. е. с ее нарушением.

    В самом общем виде «социальная норма» трактуется как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет та или социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления поведения (деятельности) установленного типа (образца) [2].

    Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику, обусловленную рядом разнонаправленных факторов, среди которых можно выделить: социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические.

    На наш взгляд, наиболее значимую роль среди перечисленных факторов играют особенности характера подростка, определяющие его особенности поведения, так как именно в характере закрепляются привычные формы поведения личности по отношению к социуму, самому себе, к вещам и деятельности.

    Важной характеристикой подросткового возраста служит завершение процесса формирования характера с заострением некоторых его черт, так как именно в данный возрастной период чаще всего проявляются акцентуации характера, которые представляют собой крайние варианты нормы.

    В обычных условиях, наличие какой-либо акцентуации характера, может и не проявляется в повседневном поведении подростков, но под влиянием различных стрессовых и проблемных ситуаций поведение подростков с акцентуациями характера может стать девиантным [3].

    Различные аспекты акцентуаций характера в подростковом возрасте были изучены такими учеными как Э. Кречмер, К.Леонгард, П. Б. Ганнумкина, В. В. Ковалева, А.Е Личко и др.

    В рамках данной статьи, рассмотрим определение акцентуации характера А. Е. Личко. Автор под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Следует отметить, что к подростковому возрасту, акцентуации характера, как правило, со временем компенсируются, но при сложных стрессовых ситуациях, длительно воздействующих на подростка, могут не только стать основой для острых аффективных реакций, но и послужить условием формирования психопатического развития в будущем [4].

    Так как акцентуации характера граничат с соответствующими им видами психопатических расстройств личности, их типология базируется на предложенной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически нормального индивида.

    Читайте так же  Причины и симптомы неврита зрительного нерва и его лечение

    В психологической науке выделяют две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

    Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации. Часто подростков данной категории относят к группе «трудных» детей.

    Скрытая акцентуация характера отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем в поведении подростка, но в то же время черты этого типа ярко проявляются под воздействием сложных жизненных ситуаций. Кроме того, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска», так как они очень чувствительны к определенным негативным влияниям окружающей социальной среды или стрессовым ситуациям, при этом нормализация травмирующей ситуации, как правило, возвращает их в обычное нормальное состояния. Но неразрешенная длительный отрезок времени стрессовая ситуация, может привезти к повторению психопатических реакций у подростка и перерасти в психопатию характера в целом [5].

    У современных подростков отмечаются частые нарушения на фоне акцентуаций характера в транзиторных непсихологических девиациях. К таким нарушениям можно отнести деликвентность, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, суицидальное поведение и т. д.

    Существует множество спорных мнений о причинах возникновения психопатии характера в подростковом возрасте. Так, например, В. М. Бехтерев отмечал, что психопатию характера могут вызывать как отрицательная наследственность, так и неблагоприятные социальные условия, т. е., неправильное воспитание, отрицательный пример родителей.

    П. Б. Ганнушкина выделила следующие факторы возникновения и развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте:

    1) биологические факторы:

    – действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных негативных воздействий (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, соматические заболевания);

    – неблагоприятная наследственность (алкоголизм или наркомания родителей);

    – органические повреждения головного мозга (черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т. д.);

    – «пубертатный кризис» (неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, повышенная активность эндокринной системы, гормональные нарушения).

    2) социально-психологические факторы:

    – нарушения воспитательных норм подростка в семье (гиперопека, попустительство, авторитаризм и т. д.);

    – школьная дезадаптация (депрессивное состояние, тревожность, эмоциональное напряжение и т. п.);

    – подростковый кризис (усиленное развитие самосознания, стремление к самоутверждению, наличие межличностных и внутриличностных конфликтов);

    – психические травмы (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т. д.) [6].

    Кроме того, данные группы факторов воздействуют на подростка не по отдельности, а тесно взаимодействуют.

    В психологической науке предложены две классификации типов акцентуаций характера, авторами которых являются К. Леонгард и А. Е. Личко. Данные классификации отличаются своими названиями групп акцентуаций, но имеют в своем содержании много общего. Так, например, в классификации предложенной К. Леонгардом отсутствуют достаточно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, а в классификации А. Е. Личко не встречаются дистимический и застревающий типы.

    Надо отметить, что у подростков кроме «чистых» наблюдаются и смешанные (промежуточные) типы акцентуации характера. Например, конформно-гипертимный, лабильно-циклоидный, шизоидно-сенситивный типы акцентуации и т. д. Промежуточный тип акцентуации характера может сформироваться как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо постоянно действующих психогенных факторов.

    Российский ученый А. Е. Личко [7] считает, что именно акцентуации характера определяют «трудности» подросткового возраста. Следовательно вопрос о распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков является очень актуальным в современной психолого-педагогической науке.

    В исследованиях И. А. Горьковой [8] отмечается, в конце ХХ века акцентуации характера фиксировались у 52–62 % социально-адаптированных подростков, XXI века уже у 96 % подростков. Таким образом, можно говорить о том, что наличие акцентуаций характера являются характерной особенностью современных подростков.

    Как было отмечено выше, именно акцентуации характера вызывают девиантное поведение в подростковом возрасте. По результатам исследований проведенных А. А. Реан [9], наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

    Следует констатировать, что в динамике акцентуаций характера в подростковом возрасте существует такой феномен как заострение определенных черт в характере и наличие на этом фоне девиаций в поведении подростков.

    Литература:

    1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1987. — 309 с.

    2. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 140 с.

    3. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. — М.: Просвещение, 1995. — 124 с.

    4. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: изд-во Логос, 1981. — 439 с.

    5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.

    6. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Наука, 2003.- 348с.

    7. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.

    8. Горькова И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 1994.- № 2.- С.44–47.

    9. Реан А. А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 139–144.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *