Психология конфликта и его роль в жизни человека

    47077a7ac380ea75d4161754801c90dc

    Социальная психология конфликта

    Конфликт – способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта (обычно сопровождается негативными эмоциями).

    Необходимые условия для возникновения конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

    Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.

    Характеристики конфликта

    :

    — структура,

    — динамика,

    — функция,

    — типология конфликтов.

    Конфликт может иметь и деструктивные, и конструктивные функции.

    Конструктивные функции:

    — полностью или частично удаляются противоречия, которые возникли из – за плохо организованной деятельности.

    — можно более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей.

    — способствует ослаблению психологической напряженности.

    — источник развития личности, межличностных отношений.

    — способствует самоутверждению личности.

    Деструктивные функции:

    — негативно действует на психическое состояние участников.

    — может сопровождаться психологическим и физическим насилием оппонентов.

    — сопровождается стрессом.

    — формирует негативный образ другого – «образ врага».

    Структура социального конфликта:

    Объективные составляющие:

    — участники конфликта

    — объект конфликта (собственно причина противоречия, ресурс, идея, власть или др.)

    — инцидент (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта

    — микро – среда – ближайшее окружение сторон

    — макро – среда – социальные группы, представителями которых являются учстники конфликта.

    Субъективные составляющие: позиции участников конфликта, их восприятие конфликтной ситуации, образ конфликтной ситуации.

    Когда человеку (группе) препятствуют в удовлетворении какой – либо потребности, возникает фрустрация. Человек может отступить от намеченных целей или же фрустрация перейдет в агрессию. При возникновение агрессии, развивается социальный конфликт.

    Классификация социальных конфликтов:

    Г. Зиммель и Л. Козер, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

    А. Рапопорт выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.

    Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

    По сфере проявления: социальные, экономические, политические конфликты и организационные.

    По направленности воздействия: вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные конфликты (подчиненный – подчиненный, начальник – начальник).

    По степени выраженности противостояния: открытые и закрытые.

    По количеству участников: внутриличностные («плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус»), межличностные, межгрупповые.

    Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

    В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами».

    1) «Подлинный конфликт».

    Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

    2) «Случайный, или условный, конфликт».

    Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, одна ко, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

    Психология конфликта и его роль в жизни человека

    3)«Смещенный конфликт».

    В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

    4) «Неверно приписанный конфликт».

    Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

    5)«Латентный конфликт».

    Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

    6) «Ложный конфликт».

    Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

    Наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа.

    Динамика конфликта:

    а) возникновение объективной конфликтной ситуации;

    б) осознание объективной конфликтной ситуации;

    в) переход к конфликтному поведению;

    г) разрешение конфликта.

    Разрешение конфликта:

    — за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации

    — за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

    Способы разрешения конфликта:

    — Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.

    — Посредничество (медиация, организация переговорного процесса).

    — Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.).

    Реферат на тему «Социальная психология конфликта»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………3

    1 Конфликты………………………………………………………………….6

    1.1 Понятие и сущность конфликтов………………………………………..6

    2 Переговорный процесс……………………………………………………13

    2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов…………13

    2.2 Основное содержание переговорного процесса……………………….16

    Заключение……………………………………………………………………19

    Список литературы………………………………………………………….20

    ВВЕДЕНИЕ

    Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта.

    Конфликт – это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.

    Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие.[1, с.36]

    Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.

    Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам. К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают. В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон.

    Читайте так же  Ученые создали искусственный электрохимический глаз, способный различать буквы. Почему это важно?

    Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.[1]

    С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение самой возможности конфликта свидетельствует о сбое в системе управленческой деятельности, результатом несоблюдения её основных норм.

    Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов.

    Цель данной курсовой работы – рассмотреть переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

    Цель определяет следующие задачи:

    — проанализировать литературу русских и зарубежных авторов по данной проблеме;

    — проанализировать характеристику концепций социального конфликта и методы разрешения конфликтов;

    — рассмотреть методику переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.

    Предмет исследования – конфликты (технологии предупреждения).

    Объект исследования – переговорный процесс.

    1 КОНФЛИКТЫ

    1.1 Понятие и сущность конфликтов

    Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

    Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда довольно длительное время.

    В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии[1, с.59]:

    1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

    2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

    3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

    4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

    Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

    Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта. [3, с.28]

    Первым этапом анализа конфликта является его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним.

    Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

    • предмет конфликта и его объект;

    • состав участников;

    • исторические корни;

    • непосредственный повод;

    • уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

    Схематично это показано в приложении 1

    Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.

    Объект конфликта. Еще одним обязательным элементом конфликта является его объект, который сразу выделить в каждом случае не всегда удается. Легче определяется основное противоречие или предмет конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, стремящихся к контролю над ней. Существует мнение, что конфликт может и не иметь явного объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Так, конфликт может начаться из-за того, что случайный прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, обладать которым хотели бы оба субъекта, скорее один нарушает нравственные представления другого. К таким конфликтам можно отнести ситуацию, в которой отношения индивидов пропитаны беспричинной взаимной ненавистью и даже стремлением уничтожить друг друга. [4, с.37]

    Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта; определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

    Например, анализ международного конфликта требует учесть подробно характеристики всех участников с различных точек зрения, а именно:

    — ресурсы (силы);

    — уровни притязаний и целей.

    При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ресурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологические (морально-политическое единство народа, готовность защищать интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, вооружение); политические (тип государства, политический режим, стабильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

    Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит оценить собственные ресурсы (силы), ресурсы (силы) противника и его возможные реакции.[2]

    Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

    Непосредственный повод конфликта — это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

    Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность — это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

    Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают конфликт на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в стадию кризиса.

    Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. [7, с.68]

    На представленном графике отображено внезапное обострение конфликта, которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

    Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

    Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.

    Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

    Прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

    Читайте так же  Нормакс капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    Прогнозирование — это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

    В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события?

    Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких, как страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

    Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

    Таким образом, проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

    1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

    Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

    · разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

    · неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

    · разлад между ожиданиями и поступками людей;

    · недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

    · недостаток и некачественность информации;

    · несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

    Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]

    Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

    Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

    Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.

    Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]

    Известны различные классификации конфликтов:

    1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

    • индивидов, между ними;

    • групп индивидов;

    • крупных систем (или подсистем);

    • деления общества на классы и слои;

    • общества в целом;

    • на региональном или глобальном уровнях.

    2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

    • внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

    • межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);

    • между личностью и организацией, в которую она входит;

    • между организациями или группами одного или различного статусов.

    3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:

    • по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

    • по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

    • смешанные (в которых представлены и те, и другие).

    Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 — 80 % от всех остальных конфликтов.

    2 ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС

    2.1Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

    Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

    Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

    В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:

    1. «Достижение соглашения», являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу;

    2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

    В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

    Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

    Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение.

    В принципе руководителю, занимающему позицию «третейского судьи», безразлично, о чем договорятся конфликтующие стороны. Важно, чтобы был достигнут нужный для этих сторон результат, который затем воплотился бы в определенное соглашение между ними.

    Если соглашение не оформляется из-за больших расхождений сторон, то тогда руководителю следует убедить стороны в продолжении контактов, но на более сложной ступени посредничества. Руководитель же может перейти от тактики представителя третьей стороны к тактике посредника.

    Арбитр — также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

    Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

    Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит: сбор фактических данных; определение предмета спора; выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде; нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.[9, с.59]

    Переговоры являются смесью четырех видов деятельности:

    => достижения реальных результатов;

    => изменения или влияния на баланс сил;

    => поддержания конструктивного климата;

    => достижения процедурной гибкости.

    Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; постепенного движения к компромиссу и уступок обеим сторонам.

    Основные правила ведения дискуссии:

    -Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (не важно, чью сторону он при этом представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

    Уже одна эта привычка требует значительной сосредоточенности сторон.

    -Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.

    За столом переговоров исчезает авторитет власти и остается власть авторитета. Сила позиции — в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из сложившейся ситуации.

    В этой связи В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя четыре ее составляющих[4] :

    1. Ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;

    2. Обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;

    3. Вариативность: темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;

    4. Эмоциональную, слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.

    -Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:

    • сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;

    • определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение («Правильно ли я Вас понял?»), затем критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;

    • очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем — другая;

    Читайте так же  Мужское одиночество: причины и способы преодоления

    • ограничение выступлений во времени;

    • поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучший вариант: через каждый час), обеспечение питания и пр.

    -Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.

    -Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого необходимо выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр.[5]

    Таким образом, существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

    Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

    2.2
    Основное содержание переговорного процесса
    Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами.

    1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п.

    2. Начало переговоров. На этом этапе осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы и т. п.

    3. Поиск приемлемого решения. На этом этапе обсуждаются варианты решения проблемы, уточняются позиции и мотивы субъектов конфликта, прорабатываются компромиссные варианты, пути движения к консенсусу и др.

    4. Завершение переговоров. На этом этапе уточняются детали договора, определяются сроки выполнения обязательств, распределяются обязанности, устанавливаются формы контроля и т. п. Все это, как правило, находит свое отражение в принятом в качестве документа соглашении. В том случае, если участники переговоров не пришли к договору по разрешению конфликта, может быть принято соглашение в устной или письменной форме о переносе обсуждения проблемы на другой срок.

    Существенным моментом в технологиях переговорного процесса является оценка форм и способов участия в конфликте посредника (медиатора). В литературе выделяют три варианта посредничества:

    1. Дизъюнктивный (разъединительный).

    2. Конъюнктивный (объединительный).

    3. Смешанный.

    Схематично эти варианты можно представить следующим образом:

    5, и 52 — субъекты конфликта, П — посредник

    Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.[15, с.150-152]

    Таким образом, Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

    Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта. В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны. Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

    Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами: подготовительный этап, начало переговоров, поиск приемлемого решения, завершение переговоров.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Чаще всего анализируется структура или, как принято называть, «анатомия» конфликта определенной системы, а также структура движущих сил развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявления их функциональной роли в жизни общества.

    Конфликт — это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.

    Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.

    Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.

    Несмотря на сложность, существует реальная возможность прогнозирования поведения участников конфликта, так как поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.

    Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации, т.е. такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами.

    Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.

    Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.

    Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

    Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.

    В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.

    Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает и соответствует его масштабам.

    Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Единой системы завершения не существует.

    Предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, которые оцениваются исключительно положительно. Однако эффективность предупреждения конфликтов невелика, поскольку существует ряд объективных причин, мешающих этому.

    Предупреждение конфликтов представляет собой воздействие на элементы конфликта до начала противостояния. Наиболее эффективными формами предупреждения конфликтов являются: устранение их причин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализация отношений и принятие нормативных механизмов, а также использование юмора в конфликтной ситуации.

    Каждая форма предупреждения конфликтов предполагает выбор эффективных методов, применение которых позволяет значительно стабилизировать ситуацию.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М., 1999.

    2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1999.

    3. Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1998.

    4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 2000.

    5. Аппенинский A.M. Человек и бизнес: путь совершенства. — М., 1999.

    6. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. — М., 1998.

    7. Бородкам Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск, 1997.

    8. Браим К.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. — Минск, 1999.

    9. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. — М., 1999.

    10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М., 1998.

    11. Виханский О. С., Наумов A.M. Менеджмент. — М., 2000.

    12. Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. — М., 2001.

    13. Громова О.Н. Конфликтология: Учеб. пособие. — М., 1999.

    14. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Канторов, М.Д. Канторов. — М., 1999.

    15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/2-е изд. Доп. – СПб: Питер, 2005

    20

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *