Психологическая характеристика способностей человека

    0fd71dadce37777f1cbc8a5d7a430d6b

    Как особые задатки можно рассматривать общую активность нервной системы, ее уравновешенность, повышенную чувствительность нервных структур, специальную предрасположенность к восприятию звуков, палитры красок, пространственных форм, к установлению причинно-следственных связей и отношений, к синтезу и анализу и т. д.

    Однако обладание определенными задатками не гарантирует человеку их развития в соответствующие способности. Кроме того, отсутствие необходимых задатков к развитию одних способностей (их дефицит) может быть восполнено путем более сильного развития других задатков. Особенно важно, что развитие определенных задатков является социально обусловленным процессом, связанным с условиями воспитания и особенностями развития общества.

    Типология способностей

    Основное разделение способностей в психологии включает общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность человека в самых разнообразных видах деятельности. К ним можно отнести умственные способности, развитую память, совершенную речь, тонкость и точность движений рук, способности в установлении и поддержании контактов с другими людьми. Специальные способности построены на задатках особого рода и их развитии, определяют успехи личности в специфических видах деятельности (музыке, математике, лингвистике, технике и т. д.).

    Опираясь на другую классификацию, способности делятся на актуальные и потенциальные.

    Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, они могут актуализироваться при изменении имеющихся социальных условий. К актуальным, то есть реализованным, способностям относятся не только те, которые используются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и применяются в настоящем.

    Предлагается и другое разделение способностей на несколько групп, в зависимости от того, свойственны они всем людям или только отдельно взятым личностям.

    Первую группу составляют элементарные общие способности, присущие в различной мере всем людям. Они выражены основными формами психического отражения окружающего мира, в том числе: в способности ощущать и воспринимать, запоминать и переживать, мыслить и принимать несложные решения и др.

    Вторую группу представляют элементарные частные способности, присущие отдельным людям и являющиеся более сложными свойствами личности. К ним относятся: глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, настойчивость и др.

    Третья группа включает в себя сложные общие способности, присущие в определенной мере всем людям. Они проявляются в способностях к общечеловеческим массовым видам деятельности, к таким, как труд, учение, игра, общение друг с другом, нравственное отношение к другим, эстетическое восприятие окружающей объективной реальности.

    Четвертая группа связана со сложными способностями к определенным видам деятельности. Например, к таким профессиям, как: врач, скульптор, балерина и др.

    Особое значение проблема описания способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.

    Психологическая характеристика способностей

    Способности – свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности. Взаимоотношения наследственности и внешней среды:

    а) задатки психических свойств являются наследственными;

    б) значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;

    в) внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;

    г) очень сильные задатки проявляются в любой среде.

    Выделяют способности общие

    и
    специальные
    , а по уровню:

    а) средние

    способности (подражательно-стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительная деятельность);

    б) одаренность

    (начало творчества в какой-либо сфере деятельности, которая приближается к среднему уровню культуры, науки, и т.п. данного общества);

    в) талант

    (творческая способность в одном ограниченном направлении: И.Е.Репин – талантливый художник, Г.Гегель и И.Кант – талантливые философы и т.д.);

    г) гениальность

    (синтез нескольких талантов с увеличением на основе мепредметных связей способности к более крупномасштабным обобщениям; Аристотель – философ, логик, психолог, естествоиспытатель; Леонардо да Винчи – живописец, техник, естествоиспытатель, философ; М.Ломоносов — поэт, художник, естествоиспытатель; за всю историю человечества было всего около 400 гениев).

    Темы рефератов:

    1. Физиологические основы темперамента.
    2. Темперамент и способности человека.
    3. Формирование характера у детей.
    4. Современные теории личности.
    5. Природа человеческих способностей.
    6. Гуморальные теории темперамента.
    7. Конструктивные теории темперамента
    8. Акцентуальные теории характера.

    Рекомендуемая литература:

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2003. – 336 с.

    2. Дубровина И.В. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 464 с.

    3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер-М, 2005. – 592 с.

    4. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский , 2005. – 352с.

    5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-М , 2005 – 608 с.

    Практические задания:

    Задание 1.

    ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА)

    Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет – знак «-» (нет).Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

    № п/пСуждениеДа /нет
    1.У вас чаще веселое и беззаботное настроение?
    2.Вы чувствительны к оскорблениям?
    3.Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, беседе и т.п.?
    4.Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
    5.В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?
    6.Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
    7.Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?
    8.Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
    9.Вы серьезный человек?
    10.Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-то?
    11.Предприимчивы ли Вы?
    12.Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?
    13.Мягкосердечны ли Вы?
    14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
    15.Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?
    16.Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?
    17.Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
    18.Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?
    19.Любят ли Вас Ваши знакомые?
    20.Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
    21.У Вас часто несколько подавленное настроение?
    22.Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв
    23.Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
    24.Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы оттаиваете свои интересы?
    25.Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
    26.Раздражает ли Вас, если дома скатерть или занавес висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?
    27.Вы в детстве боялись оставаться один дома?
    28.Часто ли у Вас бывают колебания настроения?
    29.Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
    30.Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
    31.Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?
    32.Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?
    33.Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?
    34.Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
    35.Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?
    36.Вы любите работу с высокой личной ответственностью?
    37.Склонны ли Вы, выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?
    38.В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
    39.Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
    40.Общительны ли Вы?
    41.В школе Вы охотно декламировали стихи?
    42.Убегали ли Вы в детстве из дома?
    43.Кажется ли Вам жизнь трудной?
    44.Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?
    45.Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?
    46.Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?
    47.Вы очень любите животных?
    48.Возвращаетесь Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?
    49.Преследует ли Вас иногда мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?
    50.Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
    51.Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
    52.Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
    53.У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
    54.Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
    55.Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
    56.Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
    57.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
    58.Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня и будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
    59.В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
    60.Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?
    61.Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была всегда на одном и том же месте?
    62.Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
    63.Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
    64.Бывают ли у Вас головные боли?
    65.Вы часто смеетесь?
    66.Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?
    67.Вы подвижный человек?
    68.Вы очень переживаете из-за несправедливости?
    69.Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?
    70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?
    71.Вы очень боязливы?
    72.Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
    73.В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?
    74.Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
    75.Часто ли Вас тянет путешествовать?
    76.Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?
    77.Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?
    78.Долго ли Вы переживаете обиду?
    79.Долго ли Вы переживаете горести других людей?
    80.Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?
    81.Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
    82.Часто ли Вы видите страшные сны?
    83.Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
    84.В веселой компании Вы обычно веселы?
    85.Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
    86.Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?
    87.В беседе Вы скудны на слова?
    88.Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, что бы позабыть о том, что это только игра?
    Читайте так же  Роговица глаза: функции, строение, аномалии и заболевания

    При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются паталогическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

    КЛЮЧ

    1. Гипертимные x3 + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 — нет6. Циклотивные x3 + 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 — нет
    2. Возбудимые x2 + 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 — 12, 46, 597. Демонстративные x2 + 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 — 51
    3. Эмотивные x3 + 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 — 258. Неуравновешенные x3 + 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 — нет
    4. Педантичные x2 + 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 — 369. Дистимные x3 + 9, 21, 43, 75, 87 — 31, 53, 65
    5. Тревожные x3 + 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 — 510. Экзальтированные x6 + 10, 32, 54, 76 — нет

    ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ

    Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

    Тест содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации». Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый

    ) и
    акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный,эмотивный
    ).

    1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

    Читайте так же  Левоксимед — капли для глаз: инструкция по применению и описание препарата, цена в аптеке

    2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

    3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

    4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

    5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

    6. Дистимический тип.Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

    7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

    8 . Экзальтированный тип. Яркая черта этого типаспособность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

    9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

    10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании.

    Читайте так же  Глазные капли Пилокарпин: инструкция по применению, показания для использования и действие лекарства

    Одаренность

    На протяжении длительного времени одаренность выступала синонимом способности. Однако С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность характеризуется совокупностью свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

    Исследования одаренных детей, которые были проведены Н. С. Лейтесом, позволили ученому выявить некоторые особенно важные способности, образующие структуру интеллектуальной одаренности:

    1. высокая концентрация внимания, сосредоточенность, собранность;
    2. готовность к длительной и напряженной работе, которая перерастает в своеобразную склонность к труду;
    3. некоторые особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, развитые навыки анализа и синтеза, гибкость ума, склонность к систематизированию и т. д.).

    Однако проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется практически невозможным.

    Способности как психическое свойство личности

    Способности –психические свойства личности, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности.

    Виды способностей:

    -общие (интеллект, креативность, обучаемость)

    — специальные (математические, музыкальные, литературные, спортивные и др.)

    Формирование способностей происходит на основе задатков, которые выступают как врожденные предпосылки, неспецифичные по отношению к конкретным способностям.

    Неспецифичность задатков –один и тот же задаток может в зависимости от социальных и индивидуальных условий реализоваться в разных способностях.

    При неблагоприятных условияхзадаток может вообще не реализоваться и остаться потенцией, не воплощенной в способности.

    Сверхкомпенсация по Адлеру:травмирующее переживание своей неполноценности в какой либо области может стать стимулом для достижения успеха именно в ней.

    Сверхкомпенсация– процесс преодоления «комплекса неполноценности».

    Факторы формирования способностей

    Основные особенности одаренности

    Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

    В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении – нонконформизм.

    Одаренными можно считать детей если они:

    • часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;

    • у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

    • рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;

    • у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;

    • способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;

    • они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;

    • в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;

    • легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;

    • способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.

    Общая характеристика мотивационной сферы

    Мотивация –психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.

    Проблема мотивации:

    1) В аналогичной ситуации 2 человека ведут себя по разному(кошелек) :

    С1 = С2, П1 =П2

    2) В разных ситуациях человек ведет себя одинаково (всегда говорит правду) :

    С1=С2, П1=П2

    В обеих ситуациях человек находится под воздействием ряда внутренних условий.

    Леонтьев : Личностный смысл = мотив/цель

    Общая характеристика потребностей

    Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

    Основные классификации потребностей:

    1) По критерию притягательности( позитивные и негативные мотивы)

    По критерию стабильности

    -постоянные (кислород)

    — циклические (пища)

    — ситуативные

    3) По интенсивности субъектного переживания потребности:

    — сильные – умеренные – слабые

    Базовая специфика человеческих потребностей:

    1)Способность производить новые предметы для удовлетворения потребностей

    2)Возможность произвольной регуляции потребностей (голодовка)

    3)Постоянное формирование новых потребностей

    4)Динамика опредмечивания потребностей и ее изменение

    Уровни развития способностей

    Способности – это в психологии свойства личности, влияющие на возможность человека осваивать необходимые умения и навыки в определенной сфере деятельности.

    Развитие способностей состоит из 3-х следующих уровней:

    1. Определение и развитие задатков.
    2. Определение и развитие склонностей.
    3. Развитие способностей.

    В результате исследований развития способностей человека выяснилось, что разные способности проявляются в разные возрастные периоды в течение раннего детского возраста. Например, в 2-4 года у ребенка проявляется способность к обучению речи. В 5-6 лет возникает способность к чтению. В младшем и среднем школьном возрасте у ребенка проявляются склонности к творческому развитию.

    Психологическая характеристика способностей человека

    Если в нужные моменты времени не помочь ребенку в развитии соответствующих базовых способностей, это негативно может сказаться на дальнейшем его развитии. Эти моменты времени онтогенетического развития называются сензитивными периодами.

    Для успешного развития способностей огромную роль играет фактор внешней социальной среды и качество обучения. Наличие задатков и склонностей само по себе не может сформировать необходимые способности у человека.

    Формирование конкретных способностей происходит в результате целенаправленного процесса обучения преподавателями или родителями (если они компетентны в соответствующей сфере деятельности).

    Кроме фактора среды, эффективность развития способностей зависит и от фактора личной активности самого человека. Правильно выработанное отношение к выбранной трудовой деятельности и формирование интереса к ней, позволяют достигать успеха более эффективно.

    Очень важно на раннем этапе развития ребенка максимально заинтересовать его той деятельностью, к которой у него в этот период проявляются задатки и склонности.

    Если у человека в детстве будут сформированы способности к самоорганизации и личной заинтересованности в развитии каких-либо способностей, то в дальнейшем ему легче будет ориентироваться в мире и достигать необходимых успехов в достижении поставленных им целей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *