Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    275e3b68b2da7f653999abf053eb2596

    Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

    Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

    Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

    Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

    В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

    В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

    Логотерапия Франкла: кратко

    Методика австрийского психиатра является разновидностью психотерапии. Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово «логос» здесь используется в значении «смысл». Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

    Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла. Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум. Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

    Текст книги «Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу»

    Группы дерефлексии

    О технике логотерапии, которую В. Франкл назвал дерефлексия, еще пойдет речь в разделе, посвященном имажинации. Дерефлексия отлично действует при индивидуальной терапии, но, как показывает опыт, особенно яркие результаты этой техники проявляются во время занятий дерефлексии в группах.
    В нашей стране успешно развивают это направление логотерапевты Жанна и Андрей Титовы, чьи лекции и семинары очень информативны и полезны.

    Ниже предлагаются аспекты работы группы дерефлексии.

    Название для группы можно подобрать любое, главное, оно должно мотивировать участников укрепить здоровую часть личности. В данном случае для примера дано следующее название:

    «Светлые стороны моей жизни»

    Группа рекомендована всем, кто настроен посмотреть на свою жизнь, отыскивая и отмечая в ней светлые стороны. Логотерапия считает нецелесообразным подробное самокопание в проблемных событиях прошлого. Вместо этого у человека есть возможность рассмотреть собственную жизнь и жизнь окружающих, находя в ней достоинства и ресурсы для своего дальнейшего пути.

    Что же предлагается вместо этого?

    Открыто, честно вглядеться в жизнь конкретного человека, созидательно утвердиться в ее достоинствах, а не в стремлениях к чужим и широко распропагандированным целям.

    Основные аспекты групп дерефлексии

    «Человек становится человеком только тогда, когда отдает себя другим», – эти слова Ясперса Франкл часто приводил, говоря о методе дерефлексии. Еще он называл дерефлексию лечением с помощью забвения самого себя. Антропологическая предпосылка метода дерефлексии базируется на способности человека к самотрансценденции. При дерефлексии внимание пациента переключается с симптома на новую цель. По Э. Лукас дерефлексия помогает человеку нейтрализовать чрезмерную замкнутость на себе, симптомах и проблемах с помощью концентрации на его жизненных задачах, на позитивных аспектах его существования.

    Цель этого метода – достижение здоровой составляющей. Терапевт не акцентирует внимание на больной части пациента. Речь идет о здоровой его части. Задача – выявить и поддержать духовное, которое не болеет, как бы ни был поражен человек физически или психически.

    Группы дерефлексии очень эффективны. В них участники приобретают навык делиться позитивным опытом; говорить о проблемах в ключе их решений; думать в первую очередь о хорошем, радостном.

    Как выразилась Э. Лукас: «Зачем вы стоите в саду своей жизни и поливаете сорняки вместо цветов?» Это, казалось бы, простая истина. Но как же трудно бывает порой человеку в одиночку переключаться с сорняков на цветы своего сада!

    Э. Лукас сформулировала главную цель метода дерефлексии так: «Помочь человеку нейтрализовать чрезмерную замкнутость на себе, симптомах и проблемах с помощью концентрации на его жизненных задачах, на позитивных аспектах его существования».

    При этом мы не выясняем негативные проблемы, которые обобщенно сводятся к перечню: «не уверен, не умею, не понимаю, не знаю, что делать, не имею, не справляюсь сам», коротко говоря: «все плохо – что делать?»

    В группе делается акцент на здоровой составляющей человека, чтобы он сам поверил в себя, сформулировал жизненные задачи.

    Длительность сессии – 3 академических часа.

    Количество сессий – 8-10.

    Правила группы:

    1) Открываемся радости общения.

    2) Если и говорим о проблемах, то только с точки зрения того, как проблема помогла стать сильнее и обнаружить собственные положительные стороны.

    3) Мы делимся радостными переживаниями, хорошим настроением.

    4) Мы обсуждаем успешные стратегии.

    5) Мы ищем и находим свои возможности.

    6) Мы разбираемся в своих желаниях.

    7) Мы определяем свои истинные цели.

    Преимущества групповых занятий:

    – В группе можно ощутить, как другие реагируют на ваши положительные черты.

    – Группа дает чувство безопасности и поддержки.

    – Новая информация, полученная в группе, переходит в повседневную жизнь участника и зачастую полностью меняет ее.

    – Групповая терапия зачастую эффективнее индивидуальных занятий с психологом. Процесс терапии в группе идет гораздо интенсивнее.

    – Групповые занятия придают человеку силу. Он чувствует поддержку других. Он приобретает мужество быть собой.

    – Группа помогает человеку раскрыть в себе те сокровища, в существование которых он не мог поверить до этого.

    Примечание. Проводя групповые занятия, я каждую сессию предваряю словами Франкла, соответствующими теме. Эти слова задают определенный настрой. Их можно прочитать перед сессией, а можно и просто для себя руководствоваться ими, так как в них сформулирована задача каждой сессии.

    Ниже приводятся упражнения, которые используются в группах дерефлексии.

    Упражнение 1. Каждый участник произносит короткий комплимент другим участникам группы.

    Это упражнение обычно вызывает заминку. Участники не сразу находят слова, некоторым трудно преодолеть замкнутость. Но эффект этого упражнения поразительный. Люди расцветают на глазах. Одна участница такой группы, пережившая тяжелое расставание с партнером, после первого занятия сказала, что от произнесенных в ее адрес комплиментов она почувствовала себя настолько счастливой, что полночи не могла заснуть, вспоминая добрые слова, сказанные ей.

    После этого упражнения, когда участники убеждаются в силе положительного слова, можно сказать о позитивном и негативном взгляде на окружающее. И как от того или иного взгляда на мир меняется общее состояние человека. Предлагается по утрам, когда приходится ехать на работу в общественном транспорте, отыскивать в каждом пассажире положительные черты. Это – «копилка позитива». Если эту привычку довести до автоматизма, хорошее настроение по утрам гарантировано. На следующей сессии можно попросить участников, как они выполняют это задание и что открыли для себя.

    Упражнение 2. «Я счастлив(а), когда…» Нужно продолжить эту фразу (причем – в положительном ключе).

    10 минут. Создание позитивного настроя.

    Упражнение 3. Позитивное восприятие себя и других. Ведущий зачитывает слова Макса Фрая: «Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям». Задание группе: каждый должен похвалить себя за что-то (перечень поводов для похвалы не ограничен). После того, как каждый участник похвалит себя, каждый участник группы добавляет «хвалу себе», произнося: «а по-моему вы еще и…» Это должна быть яркая и положительная характеристика по ощущению.

    Это упражнение дается трудно. И занимает не менее часа.

    Упражнение 4. За что я благодарен жизни. Каждый участник говорит о своей благодарности чему-либо в его жизни.

    Упражнение 5. Говорим о сотрудничестве. Сотрудничество помогает людям сосуществовать. Что лучше – видеть вокруг мрачные, унылые лица, реагировать грубостью на неприятности или видеть людей в хорошем свете, ценить даже мимолетные отношения с людьми, поддерживать друг друга? Разумеется, мы выбираем второе. А как это у нас получится на практике? Попробуем сочинить предельно краткий рекламный слоган о каждом участнике группы.

    Упражнение 6. Каждый участник группы говорит о том приятном впечатлении (событии), которое они получили (пережили) в этот день.

    Упражнение 7. Учимся понимать друг друга. Участники группы ходят по комнате, каждый в своем произвольном ри. Они останавливаются перед тем, кто оказался ближе к нему. Нужно за очень короткое время вглядеться в человека (мимика, дыхание, выражение глаз, весь облик) и ощутить его эмоциональное состояние. Надо почувствовать и свое собственное состояние. Потом партнеры делятся впечатлениями (коротко).

    Читайте так же  СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

    Потом можно продолжить упражнение и попробовать себя с другим партнером.

    Заключительные вопросы:

    – удалось ли понять эмоциональное состояние партнера? И в какой мере это получилось?

    – почему важно учиться понимать состояние другого человека?

    15 минут.

    Упражнение 8. О чем мне говорит твоя рука? (не менее 40 мин.)

    Это не игра в хиромантию! Участник группы подходит к другому участнику, берет его за руку, рассматривает ее, держит в своей руке, а потом говорит то хорошее, что он ощутил – то есть, что рассказала рука партнера. Постепенно каждый участник оказывается сначала в роли тех, кому рассказывают о его руке, а потом и сам слушает, что говорит ему рука партнера.

    Упражнение 9. По-моему, тебе нужно… Один из участников говорит остальным членам группы: «По-моему, тебе нужно понять, как ты красива». И т. п. Рекомендации только положительные, уважительные, подчеркивающие исключительно положительные черты партнера.

    Упражнение выполняет каждый по очереди.

    Около 30 минут.

    Упражнение трудное.

    Упражнение 10. Наши реакции. Выбираем форму общения с другими людьми.

    Записываем на листе бумаги выражения:

    – сколько еще можно тебя просить…

    – ты что, оглох…

    – когда ты поднимешь свой зад с дивана и сделаешь…

    и т. п.

    Вопрос: употребляли ли участники группы эти выражения? А по отношению к ним – употреблялись ли подобные фразы? Каково отношение к ним? Чем можно заменить эти фразы? Например:

    – ты не мог (вы не могли бы) сделать то-то и то-то? Если не сейчас, то я еще напомню…

    – наверное, ты меня не услышал…

    – помоги мне, пожалуйста…

    Список фраз может быть дополнен.

    Около 30 минут.

    Упражнение 11. Для закрепления нового позитивного опыта отвечаем на вопросы:

    – Какие стороны – положительные или отрицательные – вы замечаете в людях, как только знакомитесь с ними?

    – Кем считаете себя – пессимистом или оптимистом?

    – Какое чувство вы хотели бы вызывать в других – уважение, страх, симпатию, агрессию, любопытство?

    – Как вы реагируете на комплименты и положительные отзывы о себе?

    – Сохраняете ли вы присутствие духа, если чувствуете, что вами недовольны окружающие?

    – Насколько легко задеть вас словом?

    И обобщая:

    – Что вам мешает, что помогает?

    Упражнение 12. Каждый участник начинает свое выступление словами: «Мне бы очень хотелось (стать, сделать, осуществить)»; «У меня это получится, потому что… (перечисление собственных качеств, которые могут способствовать осуществлению задуманного)». Другие участники дополняют: «А еще это получится, потому что вы…» – (достаточно привести одну положительную характеристику).

    Упражнение 13. «Я особенный? Это хорошо!» Каждый участник группы рассказывает, в чем он чувствует свое отличие от остальных людей.

    Это может быть все что угодно, вплоть до дня рождения, путешествий и т. п… Нужно перечислить как можно больше своих особенностей. Присутствующие дополняют.

    Упражнение 14. В чем мой полет? Что я могу сделать, чтобы полететь?

    На эти вопросы отвечает каждый участник.

    Упражнения 12–14 помогают обнаружить собственные ресурсы.

    Упражнение 15. Кто внутри? Участники садятся друг против друга. Смотрят друг другу в глаза. Один участник спрашивает другого: «Кто внутри?» Тот, кого спросили, отвечает спрашивающему, какого человека он видит внутри спрашивающего. Потом тот дополняет ответ, говоря о своих чувствах и ощущениях по поводу себя самого.

    Это очень сильное упражнение. Инструкция участникам: выявляем положительные черты.

    Упражнение 16. Как тебе удается?… (поднятие самооценки) Каждый участник обращается к другим (поочередно) с вопросом, который начинается со слов: «Как тебе удается… (так хорошо всегда выглядеть, так помогать другим, так красиво двигаться, быть такой доброй…)». Это надо принять и на это надо ответить.

    Упражнение 17. История моей удачи. Каждый участник рассказывает о любой удаче своей жизни.

    Упражнение 18. История моей победы. Рассказ о том, как хоть раз в жизни удавалось или удается что-то в себе (или в обстоятельствах) победить.

    Упражнение 19. Мои возможные задачи (то, что можно осуществить легко) и мои должные задачи, и какое усилие придется приложить, чтобы осуществить должное.

    Упражнение 20. У меня так много всего! Каждый участник говорит о том, чем – из того, что у него уже имеется, можно воспользоваться в дальнейшей жизни.

    Цель упражнений 16–20: подготовка к преодолению, с опорой на имеющиеся внутренние ресурсы.

    Упражнение 21. Портрет группы. Обсуждаем вопросы о том, как обстоят дела у участников, кто себя проявил в группе и как.

    Даем только положительные характеристики.

    Упражнение 22. Даем каждому участнику «красиво имя» (это может быть цветок, драгоценный камень – все, что угодно, в положительном ключе).

    Упражнение 23. Участники берут лист ватмана и рисуют групповой портрет, обсуждая друг с другом, каким символом можно обозначить того или иного участник (и ведущего тоже). Это может быть все что угодно – зайчик, солнышко, высокая гора, космонавт, дерево. Обсуждение, кого и куда поместить. Фото получившейся картины.

    Имажинации при использовании методов логотерапии
    Имажинация как воплощение свободы человека

    Итак, свобода, по Франклу, – это область духовного в человеке.

    Процессы имажинации можно считать воплощением человеческой свободы духа.

    * С помощью собственного воображения (имажинации) человек может самым естественным путем преодолевать пространство и время и, что очень важно, – проживать собственные возможности, которые он еще не воплощал в жизнь.

    * Процесс имажинации может быть обращен в прошлое. И тогда это пространство воспоминаний. Анализируя воспоминания, можно менять свое отношение к ним: что-то осознавать, с чем-то смиряться, что-то принимать, от чего-то отказываться. Зачем это нужно, если прошлое все равно никак не вернуть и не превратить в настоящее?

    * Ради будущего в процессе имажинации мы можем прожить несколько (неограниченное количество) воображаемых ситуаций. И свобода нашего выбора даст нам возможность воплотить в жизнь одну из них.

    В процессе имажинации человек проживает свои желания, стремления, страхи, творческие способности. Имажинация, кроме того, дает возможность переселиться в души других людей, представить себе, что они чувствуют в той или иной ситуации, осознать, чем продиктован их выбор.

    Имажинация может в буквальном смысле спасти жизнь человека, не дать ему сломаться в самых невыносимых условиях. Яркое свидетельство тому – факты биографии В. Франкла, изложенные им в книге «Сказать жизни «Да!». В тяжелые часы изнурительной и бессмысленной работы в концлагере он спасался тем, что с помощью воображения уносился далеко от тех мест, в которых царила смерть. Он представлял себе жену, ее безграничную любовь. Или большой светлый зал, в котором он, стоя за кафедрой, делает доклад многочисленным заинтересованным коллегам. Именно эти воображаемые картины давали ему силы жить дальше и делать свой выбор в пользу жизни. Или все тот же эпизод со смешными ситуациями, которые требовал вспоминать Франкл от своего друга в концлагере – они воображаемы, но давали и силы выдерживать невыносимое, и – надежду. Таким образом, внутренний мир человека (если он направлен на созидание) может защитить его от картин мира внешнего (в том случае, если мир внешний несет разрушение).

    Имажинация, кроме того, успешно помогает человеку изменить собственные деструктивные установки, то есть преодолеть границы, установленные его собственным сознанием.

    Виктор Франкл в своем сборнике статей, подводящем итоги его шестидесятилетнего труда, приводит слова своей ученицы профессора Элизабет Лукас: «Во всей истории психотерапии не было ни одной системы, которая была бы настолько свободна от догм, как логотерапия»[47]47

    Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus sechs Jahrzehnten. Beltz. 2010, с. 257.

    [Закрыть]. Логотерапия – живая и развивающаяся система, со своими четко определенными методами и техниками, призванными помочь человеку в поисках смысла жизни, который уникален для каждого. Имажинации широко используются в дерефлексии, кроме того, бесспорен эффект имажинации при работе над сменами установок, при прорабатывании биографии, развернутой во времени, и др.

    С помощью имажинаций можно:

    – обнаружить природу страха, понять причины его возникновения и научиться сосуществовать с ним, извлекая из этого пользу для себя;

    – имажинация подскажет, как проживать каждый день с радостью;

    – она поможет понять, что такое подлинное достижение человека, можно ли избежать страдания и вины, как относиться к смерти;

    – имажинации будут полезны в поисках ответа на вопросы, кто и каким образом может помешать человеку найти и осуществить смысл собственной жизни; что приносит человеку каждый этап его существования – от детства до старости; что можно изменить и бывает ли поздно что-то менять; как понимать завет Франкла: «Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить. Следуя этой фантазии, человек моментально осознает всю величину ответственности, которую он несет в каждый момент своей жизни»[48]48

    Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus sechs Jahrzehnten. Beltz. 2010, с. 143.

    [Закрыть], и чему помогает такая фантазия о собственной биографии.

    Методы логотерапии

    1.1. Самотрансценденция
    Духовная составляющая человеческой личности проявляется в способности к самотрансценденции и самодистанцированию.

    Самотрансценденция – это трансценденция внутреннего мира человека, выход за границы своего «я». Понятие самотрансценденции, по Франклу, тесно связано с поиском наполненных смыслом целей и задач. Именно в той мере, в какой человек выходит за рамки своего «я», он осуществляет себя как личность – по отношению к творчеству, к любви, жизни в целом. Способность к самотрансценденции – источник целительной силы для человека. Пример. У молодой матери серьезно болен трехлетний ребенок. После его госпитализации она оставила работу и находилась с ним в больнице, охваченная чувствами тоски и безнадежности, с которыми у нее почти не оставалось сил бороться. В отделении она обратила внимание на одинокого малыша в возрасте ее сына. Ребенок целыми днями плакал и звал маму. Женщина стала уделять внимание не только своему сыну, но и этому чужому мальчику. Эта любовная забота о двух детях что-то изменила в ней. Она впервые почувствовала надежду и тихую радость.

    Читайте так же  Анизометропия у детей и взрослых: методики лечения и осложнения патологии

    Самотрансценденция усиливает сильные стороны и таланты человека, которые он направляет на службу другим. На самотрансценденции основана техника дерефлексии, о которой уже шла речь ранее.
    1.2. Самодистанцирование
    Свобода человека в ноэтическом плане связана с его способностью отойти на дистанцию от телесного и психического, в результате чего человек может воспринимать себя «рулевым своей психофизической лодки». Эту способность, благодаря которой создается пространство для внутренней свободы, Франкл назвал самодистанцированием. По Франклу, самодистанцирование – это духовная способность человека занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе. По Э. Лукас, самодистанцирование – это взгляд с далекой горной вершины на свой родной дом, который в этом случае станет виден в иной перспективе (более реальной), к тому же издалека можно лучше распознать реальное соотношение его размера и значения. Ведь тот, кто никогда не выйдет за пределы своей деревеньки, так и будет считать, что она и есть – целый мир.

    Самодистанцирование и дает человеку возможность проявить упрямство духа, которое позволяет совершать то, что кажется невозможным. Наглядно иллюстрирует действие самодистанцирования рассуждение Франкла об его горных восхождениях: «Что меня привело к восхождениям? Говоря открыто – страх восхождений. Но я часто спрашиваю своих пациентов, которые ко мне обращаются со своими невротическими опасениями: должен ли человек с удовольствием принимать все и от себя самого? Не сможет ли он стать сильнее собственного страха? Разве не задал вопрос уже Нестрой в пьесе «Юдифь и Олоферн»: «Теперь я любопытствую, кто сильнее – я или я?» И точно так же я спрашивал самого себя, когда боялся перед восхождением: кто сильнее – я или тот трус во мне? Ведь я могу дать ему отпор. Ведь в человеке есть нечто, что я бы назвал «силой упрямства духа», противостоящее слабостям и опасениям души. В боевых видах спорта соперничество идет с конкурентами и противниками, тогда как единственным конкурентом и соперником альпиниста является он сам»[49]49

    Erben Karel Jaromir. Pohadky. Praha. Dobrovsky. 2014, с. 11–12.

    [Закрыть].

    В логотерапевтической практике помочь клиенту самодистанцироваться можно, предложив ему говорить о себе в 3-м лице: «Говорите о себе так, словно рассказываете о ком-то другом. Начните с того, что знаете одного человека (одну женщину), который…» Иногда этот способ позволяет увидеть себя и оценить свои поступки совсем с другой стороны, открыть в себе незнакомые черты.

    На самодистанцировании основана техника парадоксальной интенции.
    1.3. Модификация установок
    Главным критерием профессиональной успешности прежде считался интеллектуальный потенциал личности. В настоящее время в качестве главного условия успеха лидируют установки человека по отношению к себе, к жизни, к миру. Интеллектуальный потенциал, безусловно, важен, но лидируют установки. Потому что иначе – никакой потенциал ни во что не воплотится!

    Цитирую проф. Э. Лукас:

    «Если клиент находится во власти гнева и чувства бессилия по отношению к своим родителям в период его детства или нынешнего руководителя на работе и т. п., нужно выделить определенное время на рассказ о душевных ранах, обманах и т. п. Только после этого обнаружится пространство для новых установок.

    По Лукас, смена установок проходит четыре фазы:

    1. Пробуждение и побуждение к самодистанцированию. Без самодистанцирования человек чувствует себя неразрывно связанным со своими симптомами и трудностями.

    2. Изменение установок (переход от нездоровых к здоровым установкам).

    «В ошибке прекрасно то, что человек не должен повторять ее дважды».
    Эдисон

    3. Ослабление симптома и закрепление новой стабильности.

    4. Расширение ориентации на смысл через ощущения (сенсибилизацию) ради новых возможностей смысла.

    Имажинации занимают главенствующее место при модификации установок

    .

    1) Дорога по времени.

    а) Эта техника позволяет клиенту, находящемуся в стрессовой ситуации, отступить от данного момента жизни и взглянуть на актуальную ситуацию из перспективы будущего. Клиент представляет себя стариком и с позиций опыта, мудрости, понимания оценивает смысл происходящего.

    б) Другая форма дороги по времени подходит для тех, кто находится в состоянии принятия решения. Клиенту предлагается представить себя старым, мудрым и, протянув руку этому старому человеку, задать вопрос, который волнует в данный момент. Советы приходят. И это советы, которые придают сил: «Ты выберешь правильную дорогу. Ты сможешь».

    в) В этом случае клиенту предлагается представить себе, что его ситуацию проживает его ребенок. Что бы он мог посоветовать ему? Совет ребенку – это совет любимому человеку, которому не посоветуешь то, что пойдет во вред.

    2) Имажинация последствий.

    Этот вид имажинации помогает справляться со страхом. В процессе имажинации последствий клиент может прийти к самодистанцированию и страх вытеснится улыбкой. Используются простые вопросы, как, например: «И что будет потом?» В процессе имажинации после многократных ответов на простой вопрос, ситуация предстает в истинном свете, страх уходит.

    Основы логотерапии

    Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

    Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

    Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

    Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Основные концепции

    Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

    Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенционалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

    В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

    С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

    • созидание;
    • получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
    • нахождение смысла в страданиях.

    Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

    Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: «Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?» Он ответил: «О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!» После чего я заметил: «Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её». Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.

    — Виктор Франкл, «Man’s Search for Meaning»

    Цели логотерапии

    Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

    Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

    Читайте так же  Бленнорея у новорожденных: профилактика патологии и особенности диагностики, лечебные мероприятия

    Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

    Основные положения

    Согласно Франклу, логотерапия не декларирует определенный общий смысл жизни, а наоборот подразумевает под собой то, что человек призван осуществить и распознать смысл каждой данной ситуации, что бы сделать из самого себя лучшее из возможного. Исходя из этого, можно утверждать, что идея и цель существования уникальна и специфична и находится в постоянном изменении. В ходе логотерапии основным назначением пациента оказывается стремление к поиску жизненной задачи и ее переориентация даже в критических обстоятельствах. Франкл вводит такое понятие, как экзистенциальная фрустрация, под которой подразумевает утрату смысла жизни, следствием чего могут служить утрата интереса к жизни, психические заболевания, такие как агрессия, апатия, невроз или депрессия. Так же он говорит о распространенном феномене – экзистенциальном вакууме, которое возникает в состоянии скуки. Именно этим явлением Виктор Франкл объясняет преступность, алкоголизм, кризисы пожилых людей и др.

    Задача логотерапии состоит в помощи поиска жизненного предназначения человека и поддержке на этом пути. В.Франкл описывает три подхода, к обнаружению смысла жизни:

    1. Совершеная подвиг (путь осуществления цели);
    2. Переживая ценности (смысл любви);
    3. Путем страдания (принятие неизбежности страдать).

    Австрийский психолог говорит: «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»4. Следствием осуществления смысла жизни является самоактуализация. Франкл указывает на то, что человек сам определяет, каким будет его жизнь, и в своих поступках непредсказуем, т.е. человек самодетерминирован. Так же следует упомянуть, что в соответствии с логотерапией, человек – существо самотрансцендирующее или, другими словами, человек отличается способностью преодолеть самого себя, выйти за свои пределы.

    По Франклу, логотерапия «направлена на то, чтобы довести до сознания человека ответственность как основу основ человеческого бытия»5.

    Логотерапия Франкла: основные принципы

    Франкл утверждал в своих работах, что человек — создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения. Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента. Именно до этой основы необходимо «достучаться» логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

    В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

    1. Свобода воли.

    В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

    Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

    2. Воля к смыслу.

    Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места. Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности. Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

    Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

    3. Смысл жизни.

    Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности. Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств. Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.

    Принципы, значения и инструменты логотерапии

    Логотерапия держится на трёх столпах:

    • Свобода воли, которая реализуется через уникальную человеческую способность — самоотчуждение. Это навык воспринимать себя отдельно от окружающей среды, инстинктов и наследственности, быть свободным от внешних условий и самостоятельно распоряжаться свободой. Каждый несет ответственность за реализацию своих желаний и ценностей.
    • Воля к смыслу, тесно связанная с самопревосходством. Человеку всегда тесно внутри тюрьмы, в которую он себя заключил. В логотерапии удовольствие — это следствие, а не цель. Это объясняет, почему люди, отчаянно желающие жить в роскоши, покупать самые дорогие машины и носить самую модную одежду, получая это, испытывают разочарование.
    • Смысл жизни. Логотерапия борется с самым главным страхом человека — страхом смерти. Она говорит о том, что завершение жизненного пути вызывает ужас только у тех, кто не знает, чем заполнить отведённое ему время.

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Фото автора Anna Shvets: Pexels
    Для раскрытия смысла логотерапия использует три одинаково важных элемента.

    • Творчество — то, что ты отдаешь миру, благодаря своей работе, хобби и саморазвитию. Это становится своеобразным даром мудрости другим.
    • Опыт — то, что ты получаешь из внешнего мира, взаимодействуя с людьми, природой и животными.
    • Отношение — ты не можешь повлиять на то, возникнет ли определённая ситуация или нет, но можешь выбрать, как на неё реагировать.

    Смысл логотерапии заключается в постоянном напоминании, что у каждого человека есть право выбора даже перед лицом «трагической триады» боли, вины и смерти, обозначенной Франклом.

    • Ты можешь превратить боль и страдание в стремление;
    • Ты можешь превратить чувство вины в возможность измениться к лучшему;
    • Ты можешь рассматривать неизбежность смерти, как стимул к достойной жизни.

    Как это работает на практике? Например, когда в семье Анны родился ребёнок-аутист, она пришла в ужас от своей беспомощности, когда поняла, что её любимой дочери никогда не будет доступно всё то, чего с лёгкостью добьются её сверстники.

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Фото автора EKATERINA BOLOVTSOVA: Pexels

    Он не сможет поступить в университет, сделать карьеру, выйти замуж. Но осознание, с какой бедой она столкнулась, помогло ей правильно использовать свои природные задатки. Анна стала проводником для семей, которые столкнулись с аутизмом. Её поддержка и сочувствие помогли объединить таких людей, научить их, чем они могут помочь своим близким.

    Это позволило многим детям получить водительские права, закончить учёбу в школе, устроиться на лёгкую работу. Её собственная семья нашла свой смысл существования через трагические события, которые невозможно изменить.

    Смысловые системы Франкла

    В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

    • творчество;
    • переживания;
    • отношения.

    Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов. Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной. Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

    Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Техники логотерапии

    Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами. Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента. Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

    • парадоксальной интенцией;
    • дерефлексией;
    • логоанализом.

    Каждая технология заслуживает пристального внимания.

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Психолог в концлагере: как появилась логотерапия и за что мы её ценим

    Парадоксальная интенция

    Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

    Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *