Психические познавательные процессы — краткое описание

    e7dca13ea69a1a16300babdf70e1e7e2

    Познание – неотъемлемая часть развития человека. Оно влияет на умственную работу, настроение, общение и т. д. Познавательные процессы развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с младенческого возраста.

    Психические познавательные процессы — краткое описание

    Познавание начинается во младенчестве

    Определение можно выразить кратким описанием. Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

    Виды психических познавательных процессов

    Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

    Ниже описаны примеры того, какие психические процессы относятся к познавательным:

    1. Начальная ступень познания – это ощущение, т.е. отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Возникает ощущение ввиду раздражимости нервной ткани мозга, которая с ходом эволюции переросла в чувствительность.
    2. Восприятие может быть процессом либо результатом познавательной деятельности. Оно отражает целостность мира, создает картины действительности. Итогом восприятия является целостный образ окружающего мира, возникший при воздействии раздражителей на органы чувств индивида.
    3. Представление – это воспроизведение образов, появившихся в результате полученного ранее опыта. Результат представления – извлеченные из памяти сигналы, образы. Это связующее звено между такими процессами, как образы ощущений и восприятия. Однако человеку свойственно иметь только поверхностные представления, которые не всегда совпадают с действительностью.
    4. Воображение – это создание образа объекта, явления посредством перестройки имеющихся представлений.

    Обратите внимание! Воображение является комбинацией образного и абстрактного содержаний.

    Психические познавательные процессы — краткое описание

    Воображение – важная составляющая познания

    Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Данный процесс происходит по разным направлениям:

    • путем создания образов, соединяя части, свойства и качества некого предмета или явления;
    • выделяя определенную часть из единого целого;
    • создавая конкретный эпизод, формируя целый литературный образ.
    1. С помощью мышления отражается действительность. Она может быть как процессом, так и иметь результат. Индивид способен сформировать и усвоить какое-то понятие, а также решить некие задачи с его помощью. Мышление бывает теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

    Сенсорно-перцептивная сфера

    В основе психики заложено ощущение, т.е.сенсорно-перцептивнаясфера, призванная обеспечить правильные отражение и восприятие действительности внешнего и внутреннего мира.

    Обратите внимание! Процесс познания происходит наряду с использованием речи.

    Ощущение и восприятие, как части сенсорно-перцептивной сферы, составляют единство познания, чувственно отображая объективную реальность. При этом ощущение первично, хотя и определяется восприятием.

    Высший уровень познавательных процессов

    К высшему уровню познания относят мышление, которое помогает понять суть предметов и явлений. Они, в свою очередь, могут быть опознаны непосредственно или с помощью ощущений и восприятия. Мышление имеет ряд особенностей, среди которых выделяют:

    1. Опосредованный характер. То, что не может быть изучено непосредственно, индивид изучает косвенно, с помощью теоретических знаний.
    2. Обобщенность. Свойства некоторых предметов связаны между собой. Выражается в форме речи, языка, иногда ограничивается наглядностью (если обобщенное мышление представлено образами).
    Читайте так же  Неотложная помощь при ранениях и контузиях органа зрения

    Результат познавательной деятельности – это понятие, отражающее характер признаков предмета. Понятие возникает на основе суждений, выводом которых выступает умозаключение.

    Внимание и память

    Вниманием называют направленность психической деятельности человека на некий объект. Сюда относят следующие его виды:

    1. Непроизвольное, при котором человек отвлекается на что-либо без усилий.
    2. Произвольное, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на объекте.
    3. Послепроизвольное – индивид сосредоточен на объекте интереса, и ничто его не отвлекает.

    Психические познавательные процессы — краткое описание

    Умение сосредоточить внимание помогает в работе

    Внимание обладает свойствами, определяющими способности, возможности человека:

    • концентрированность характеризует уровень сосредоточенности индивида, предполагая образование фокуса его психологической активности;
    • интенсивность, она же – эффективность мышления, памяти;
    • устойчивость – высокий уровень концентрации, определяется темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности личности;
    • объем – количество объектов, находящихся в фокусе индивида одновременно (у взрослого – 4-6 элементов, у ребенка – до 3);
    • переключение – умение переводить внимание от объекта к объекту без излишнего стресса.

    Память – это способность закреплять, сохранять и по необходимости воспроизводить полученные опыт и знания. Ее основная особенность – связывать прошлое субъекта с настоящим и будущим.

    Показатель хорошей памяти определяется по уровню развития таких ее элементов, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Обратите внимание! Люди пользуются разными методами запоминания информации.

    В пример можно привести ассоциативную память. Чтобы запомнить цвета радуги, была придумана песенка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это первая буква цвета. Следуя цепочке ассоциаций, можно получить «красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый».

    Структура и функции познавательных процессов

    Определение 1
    Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение, воспроизведение информации о явлениях и объектах из окружающей среды.

    Способности, талант, уровень развития – это задатки, с которыми человек рождается. В раннем возрасте они используются неосознанно. Если человек научится использовать эти задатки правильно, то сможет добиться самых амбициозных целей.

    В психологии познавательные процессы относятся к самым «молодым», к тому же даже центры этих процессов находятся в самой молодой части головного мозга – неокортексе. Исключение составляют центры внимания и памяти.

    Психологические процессы выполняют целый ряд важных функций:

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Психология познавательных процессов 420 ₽ Реферат Психология познавательных процессов 250 ₽ Контрольная работа Психология познавательных процессов 200 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    • принимают и дифференцируют новую информацию через зрительный, слуховой, обонятельный и другие каналы;
    • ведут обработку первичной информации и создают целостные субъективные образы;
    • хранят полученную и переработанную информацию;
    • устанавливают связи между сенсорной информацией, понятиями, образами, между имеющейся информацией и полученной новой;
    • создают понятия и знаки, являющиеся основой речи, устанавливают закономерности между явлениями и процессами окружающего мира;
    • создают мотивы стратегии поведения;
    • формируют цели и задачи деятельности на перспективу;
    • обладают способностью предвидеть результаты действий и планировать поведение.
    Читайте так же  Что делать, если духи попали в глаз взрослому или ребенку?

    Замечание 1

    От эффективности выполнения познавательными процессами своих функций зависит уровень интеллекта человека.

    Совершенно понятно, что познание окружающего мира не может происходить стихийно – новая информация поступает в мозг и обрабатывается с помощью анализа, синтеза, сравнения обобщения, а полученные сведения запоминаются и сохраняются.

    — — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

    В виде образов и понятий создается новая информация из той, которую получил мозг. Сложные операции с данными осуществляются на высшем уровне познания, включая операции прогностического характера.

    Возникли познавательные процессы не все сразу они делятся на высшие и низшие.

    К группе высших познавательных процессов относятся сенсорно-перцептивные функции – это ощущения, восприятие, представление. Данные процессы характерны не только ля человека, но и для животных. У человека они являются начальной степенью познания, в то время как у животных это будет максимальная степень познания. Эти функции самые надежные и эффективные, потому что именно они обеспечивают поступление любой информации.

    Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь, характерные только для человека, потому что управляются и организуются сознательно.

    Обладатель низших познавательных функций является пассивным наблюдателем окружающего мира, в то время как высшие познавательные функции дают возможность принимать активное участие в событиях окружающего мира. К процессам познания относятся память и внимание, свойственные даже примитивным существам. Оба эти процесса играют вспомогательную роль и, как бы, обслуживают все остальные познавательные функции.

    Развитие познавательных психических процессов

    Темперамент — что это такое, описание

    Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

    Психические познавательные процессы — краткое описание

    Познание развивают на протяжении всей жизни

    О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др. Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.

    Психология познавательных процессов

    Важнейшей частью деятельности человека являются познавательные процессы.

    Людей со сниженной познавательной способностью считали неполноценными, приклеивали клеймо «недееспособного» в умственном смысле, а это говорит о том, что с давних времен познавательные процессы очень высоко ценились.

    Читайте так же  Выведение из организма наркотика мефедрон

    Психика человека не только получает и обрабатывает информацию, руководит поведением человека и принимает решения, но и создает внутренний мир. Личность человека связана с реальным миром и взаимодействует с ним с помощью познавательных процессов.

    Замечание 2

    Таким образом, можно сказать, что содержание психики человека является результатом его познавательной деятельности.

    Психика отражает окружающий мир и, в частности, те его элементы, с которыми человек взаимодействует.

    За развитие познавательных процессов отвечает серое вещество, обеспечивающее высшую нервную деятельность. Его доля по мере эволюции увеличивалась.

    У низших животных серое вещество занимает небольшую часть мозга. У высших приматов и человека серое вещество является основной частью мозга, а отсюда и высокий уровень психических познавательных процессов.

    При нарушении познавательных процессов человек действительно становится в какой-то степени несамостоятельным и не может занять в обществе достойное место.

    Более серьезные нарушения познавательных процессов несут угрозу физическому здоровью и жизни.

    У каждого психологического процесса есть собственная организация и собственная характеристика.

    Протекают психические процессы одновременно и взаимодействуют друг с другом очень слаженно и незаметно для человека, поэтому мир воспринимается не как нагромождение цветов, оттенков, запахов, форм, а как мир, который находится вне человека и наполнен звуками, запахами, предметами, людьми, мир, имеющий перспективу.

    Психические познавательные процессы взаимосвязаны – если будет нарушена память, то не будет представления и воображения.

    Внимание повышает эффективность познавательных процессов, ощущения становятся более отчетливыми, а восприятие более точным.

    Мышление и речь тоже связаны между собой, мысль, оформленная речью, становится точнее.

    Все психологические познавательные процессы принимают участие в познании действительности, регуляции деятельности, в формировании знаний, умений личности.

    В основе всех познавательных процессов лежат ощущения, благодаря которым человек ориентируется и живет в этом мире. Именно через ощущения человек познает свойства и признаки окружающих предметов и явлений и получает полную картину мира.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *