Проявление гнева у ребёнка и как на него правильно реагировать взрослому

    65d1c8d74e954fbe15336a5a3504815a

    Мы часто задаемся вопросом, почему многие «благополучные» дети в определенный момент начинают прогуливать уроки, грубить всем подряд, принимать наркотики, впадают в депрессию и оказываются беременными в 14 лет. Росс Кэмпбелл в книге «Как справляться с гневом ребенка» утверждает, что причина кроется в накопленном и часто неосознаваемом гневе, который ребенок не умеет правильно выражать. Задача родителей – не подавлять гнев ребенка, а научить направлять его в безопасное русло. Как же это сделать?

    Способность гневаться – огромное преимущество человека над другими живыми существами. Выражая свое недовольство сложившимся положением вещей, человек осознает необходимость перемен, получает возможность самому управлять своей жизнью.

    В нашем обществе детям часто запрещают ярко выражать негативные эмоции, их учат подавлять свой гнев. Тогда он находит выход через деструктивное поведение, направленное против родителей, общества, законов, духовных ценностей. Любой гнев должен выйти. Вопрос в том, выйдет он через слова, или через плохое поведение.

    Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка выражать гнев адекватными способами. Росс Кэмпбелл в «Как справляться с гневом ребенка» пишет, что идеальный способ для выражения гнева – словами в вежливой форме. Иногда детский гнев приобретает такие обличья, что невооруженным взглядом его не разглядеть. Росс Кэмпбелл приводит истории детей, которые не умели выражать гнев разумно, поэтому проявляли его как могли. Четырехлетняя девочка отказалась от горшка и стала пачкать штанишки. Восьмилетний ребенок обижает младших братьев, девятилетний мальчик перестал учиться, тринадцатилетняя девочка стала очень замкнутой и отдалилась от родителей. Пятнадцатилетняя девушка стала употреблять наркотики и забеременела.

    У гнева есть одна замечательная черта – он мобилизует ресурсы организма. Наша задача – направить эти ресурсы в конструктивное русло. Наверное, всем знакома ситуация, когда творческая личность не может найти свое место под солнцем, а ее близкие подливают масла в огонь, считая этого человека неудачником. Часто гнев, направленный против близких, становится мощным двигателем, позволяющим добиться неожиданных высот.

    Самые распространенные формы выражения детского гнева – это агрессивность, всплески эмоций и бессознательные проявления.

    Пассивная агрессия у детей

    Пассивная агрессия – это попытки манипулировать людьми при помощи своей слабости. Выявить ее не так легко. Признаки пассивной агрессии:

    Пассивно-агрессивное поведение не поддается логике, оно иррационально. Человек может действовать так подсознательно. Как правило, его поступки противоположны тем, которых от него ждут.

    Цель пассивно-агрессивного поведения – расстроить родителей или других авторитетных лиц. Чем активнее родители пытаются исправить поведение ребенка, чем больше они оказывают на него давление, тем сильнее противодействие со стороны ребенка. Чем больше нервничают родители, тем больше удовольствия получает от этого ребенок. Чаще всего интересы детей и родителей пересекаются в вопросах оценок и жизненных ценностей. Родители требуют, чтобы ребенок брал на себя ответственность за свои поступки, он же избегает ответственности.

    Крайняя степень пассивно-агрессивного поведения может проявляться как наркозависимость, алкогольная зависимость, болезни, гомосексуальные связи без природной к этому склонности и даже суицид. Подойдет все, что поможет расшатать нервы родителям.

    Пассивная агрессия произрастает из ситуаций, когда взрослые сливают гнев на ребенка, а ему выражать свой гнев в адрес взрослых запрещают. Таким образом, ребенок становится бессильным против гнева родителя. Если ребенок не научится выражать свой гнев зрелыми способами и не станет зрелой личностью, то во взрослой жизни они будут направлять пассивную агрессию не только на родителей, которые стали причиной ее появления, а и на супруга, друзей, близких, сотрудников.

    Некоторые проявления пассивной агрессии можно считать нормальными в подростковом возрасте. Беспорядок, лень, шум, плохая успеваемость, неадекватный внешний вид – это нормальные проявления, и хорошо если ребенок ими и ограничится. Это проявления незрелости личности, человек таким образом демонстрирует авторитетным людям, что не собирается нести ответственность за свои поступки и вообще имел в виду все авторитеты. Главное – помнить, что это все лишь бунт, это этап, который нужно прожить с минимальным уроном для отношений в семье. Но в то же время не следует поддаваться провокациям ребенка и брать на себя ответственность за его проделки, пускай сам отвечает за них.

    Росс Кэмпбелл в книге «Как справляться с гневом ребенка» приводит такой пример из отношений со своим сыном. Когда сын учился в девятом классе, его оценки сильно ухудшились. Родители решили не реагировать на это. Мальчик подружился со старшими на несколько лет ребятами, которые собирались поступать после школы в хорошие колледжи, и заинтересовался, какой проходной балл в колледжах. Когда он оценил свои шансы на поступление, то понял, что образование ему не светит и он вынужден будет идти работать. Но у него было еще три года обучения, он успел улучшить свои показатели и тоже поступил в колледж, как и его друзья. Росс Кэмпбелл говорит, что если бы они с женой пилили сына за плохие отметки, он бы, наверное, никогда не приложил усилий для улучшения оценок.

    Родителям подростков зачастую сложно удержаться от того, чтобы проявить свое раздражение в ответ на раздражение ребенка. Таким образом они порождают замкнутый круг агрессии, направленной друг на друга. Чтобы преодолеть его, взрослые должны быть мудрее, собрать волю в кулак и относиться к ребенку доброжелательнее. Если это не получается сделать естественным образом, можно использовать такой прием. Обычно фразы, которые носят обвинительный характер или сердитый тон, заканчиваются понижением тона. Когда разговариваете с ребенком, старайтесь завершать фразы повышением тона. Это избавит ваши слова от негативного оттенка, который так раздражает ребенка. И не забываем, что проявить свою любовь мы можем при помощи любящего взгляда и физического контакта — обнимашек, например.

    Гнев у ребенка и как с этим бороться

    Гнев – это сильная негативная эмоция, которая часто сопровождается агрессией. В стрессовых ситуациях гнев только усугубляет проблему и пагубно влияет на отношение с окружающими. Чтобы не терять душевного равновесия и не ухудшать своё физическое самочувствие, надо учиться справляться с гневом с детства. Ниже приведены семь способов того, как помочь побороть гнев ребёнку и научить его управлять им:

    Читайте так же  Применяемые препараты для детоксикации организма от алкоголя капельницей

    1. Объясните ребёнку, что такое гнев.

    Прежде всего, вы должны объяснить ребёнку, как называется то, что он чувствует и как эти чувства влияют на организм. Обратите внимание ребёнка на то, что ситуация, которая его злит, может быть исправлена. Для этого нужно спокойно обдумать свои действия. Вместо того, чтобы угрожать наказанием, попробуйте договориться с ним. Дайте понять, что криком он не добьется от вас ничего, и говорите с ним, только когда он общается спокойно.

    Когда люди кричат, они отдаляются и поэтому не слышат друг друга. Чтобы вас услышали, попытайтесь говорить тише.

    2. Реагируйте правильно.

    Вы можете заметить, что детские истерики учащаются, когда вы уделяете им много внимания. Если отвечать теми же эмоциями, можно подлить масла в огонь. Реагируйте правильно. Дайте ребёнку остыть, выпустить пар. На время оставшись наедине с собой, ребёнок успокоится и может попросить у вас прощения. Игнорируйте гнев и истерики, показывая их бессмысленность, но не самого ребёнка.

    3. Создайте атмосферу.

    После истерики следует длительный разговор. Важно создать дружескую атмосферу. Дайте ребёнку понять, что вы готовы его выслушать и найти компромисс. При этом, чем старше ребёнок, тем выше должен быть уровень лояльности к нему. Предлагайте несколько вариантов решения проблемы, позвольте выбрать. Задавайте много вопросов, чтобы ребёнок сам смог понять, чего он хочет. Фраза: «Ты будешь делать так, потому что я так сказала!» – не действует.

    Проявление гнева у ребёнка и как на него правильно реагировать взрослому

    4. Установите правила игры.

    После того, как вам удалось договориться с ребёнком, установите правила, которые гласят о том, что злость и плохое поведение недопустимы. Конструктивно наказывайте ребенка, давая ему понять, что вы не потерпите подобного поведения. Старайтесь поддерживать баланс между авторитетом и дружбой с ребенком. Не забывайте, что вы должны оставаться примером, не нарушая своих же правил.

    Пример:

    • Мы с уважением относимся друг к другу. Когда нас что-то не устраивает, мы не кричим и не устраиваем истерик. Мы спокойно объясняем, что нас огорчает и вместе ищем выход.
    • Если мы договорились о конкретной ситуации и пришли к компромиссу, она не должна повторятся. Когда наши правила нарушаются, следует наказание.
    • Мы не игнорируем друг друга. Мы умеем слушать и слышать.
    • Когда с эмоциями сложно справиться, мы даём друг другу время.

    5. Используйте момент отвлечения внимания.

    Дети могут концентрироваться на чем-то только очень короткое время. Вы можете использовать это, отвлекая его внимание от раздражителя. Если ребенок сердится из-за того, что не может получить то, что хочет – заинтересуйте его чем-то другим. Момент отвлечения больше помогает в младшем возрасте.

    6. Чаще просите ребёнка о помощи.

    Это поможет вам установить доверительное отношение. Способность в любой момент прийти друг другу на помощь учит ребёнка преданности и ответственности. Подобные моменты способствуют развитию эмпатии. Ребёнок со временем делает выводы: как бы я себя не чувствовал, есть люди, которым я нужен, и я должен уметь совладать собой, чтобы вовремя прийти на помощь; я должен быть внимательным к окружающим и их самочувствию, а не только к своим эмоциям.

    7. Будьте примером.

    Это самое главное. Перед тем как начать управлять гневом ребенка, вы должны научиться управлять своим гневом. Ребенок получит многое от вас, когда поймет, что гнев не поможет решить ни одной проблемы. Вы должны показать это ребёнку, научив его быть дипломатичнее и сдержаннее.

    Не воспитывайте детей. Они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

    Держите себя в руках, когда имеете дело с разгневанным ребенком. Вам необходимо много терпения, любви и понимания, чтобы бороться с этим. То, как вы справитесь с гневом ребенка на ранней стадии его развития, окажет значительное влияние на формирование его личности в будущем.

    Лестница гнева

    Лестница гнева Кэмпбелла – это схематичное изображение способов выражения гнева от незрелых до зрелых. Если вы поставите себе цель научить ребенка зрелому выражению гнева, учтите, что он не сможет пропустить ступеньку, перепрыгнуть какой-то этап. Вы будете двигаться шаг за шагом снизу вверх и каждый шаг потребует какого-то времени для закрепления успехов.

    Итак, ступеньки лестницы гнева:

    Позитивные способы выражения гнева – верхние ступеньки

    1. Вежливость; стремление к поиску решения; гнев направляется на вызвавший его объект. Проговаривается основная претензия, без отклонений в сторону; логическое мышление.

    2. Вежливость; гнев направляется на вызвавший его объект; Проговаривается основная претензия, без отклонений в сторону; логическое мышление.

    Сочетание позитивных и негативных способов выражения гнева

    3. Ярость направляется на вызвавший его объект; выдвигается основная претензия. Без отклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме.

    4. Выражается основная претензия, без уклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты.

    5. Гнев направляется на вызвавший его объект; выражается основная жалоба, без уклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; словесные оскорбления.

    6. Логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу.

    В основном негативные способы выражения гнева

    7. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; эмоционально-разрушительное поведение.

    8. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

    9. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

    10. Гнев направляется на вызвавший его объект; гнев выражается а громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; бросание предметов; эмоционально-разрушительное поведение.

    Читайте так же  Методические рекомендации для преподавателя ПМ 04 на тему «Промывание желудка»

    11. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; бросание предметов; эмоционально-разрушительное поведение.

    Негативные способы выражения гнева

    12. Гнев направляется на вызвавший его объект; гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; разрушение предметов; словесные оскорбления; эмоционально разрушительное поведение.

    13. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смешается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; разрушение предметов; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

    14. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; разрушение предметов; словесные оскорбления; физические оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

    15. Пассивно-агрессивное поведение.

    На нижней, пятнадцатой ступеньке находится пассивная агрессия, именно она является самым деструктивным способом выразить свой гнев. Поскольку для подростков это типичное явление, задача родителей – не дать ему укорениться.

    Чтобы понять, на какой ступеньке лестницы гнева находится ваш ребенок, дайте ему проявить свой гнев, не подавляйте его. Пока гнев находится внутри ребенка, он движет ситуацией. Когда ребенок выпустит его, он почувствует себя глупо и родитель может взять ситуацию в свои руки. Кроме того, чем меньше гнева останется в вашем ребенке, тем меньше его потом проявится через деструктивное поведение и дурные наклонности.

    Главное помнить, что позволяя ребенку выпустить гнев, мы не провоцируем развитие вседозволенности и не занимаемся попустительством. Мы делаем выбор между здоровым выходом гнева – словами, и нездоровым – через поведение. Вам не удастся научить ребенка выражать свой гнев в вежливой форме, если вы запретите ему выражать его в принципе.

    Если ребенок выражает свой гнев словами, но не вежливыми, не воспринимайте это как оскорбление или вызов. Пока он не умеет иначе и ваша задача – научить его этому. Решающую роль играет выдержка родителей, а также наши приемы для выражения любви – зрительный и физический контакт.

    Бывает, что ребенок только тем и занимается, что гневается, бурно и по-хамски это выражая. Если нет реальных поводов для этого, значит это обычная манипуляция родителями, которую необходимо вежливо, но твердо пресекать.

    Как научить ребенка выражать свой гнев

    Если во время приступа гнева у ребенка вы вели себя как настоящий хозяин своих нервов — не перебивали, не повышали голос и всячески показывали, что любите безусловно, то дело за малым: корректировать проявления детского гнева после семейной сцены. Приступайте к этому только тогда, когда все участники действа успокоятся, но не затягивайте – надо сделать это по горячим следам.

    1. Дайте понять ребенку, что не осуждаете его. Это обязательно, потому что если ребенок этого не узнает, в следующий раз он может скрыть свой гнев, а наша задача – сделать так, чтобы он его всегда проявлял, и мы имели возможность его корректировать. Скажите наследнику, что если он сердится, вы хотите знать об этом.
    2. Похвалите чадо за то, что он правильно сделал. «Ты показал мне, что раздражен, и это хорошо. Ты не слил свои эмоции на учительницу или кота, не хлопал дверью и не бил посуду». Такое проговаривание поможет в следующий раз ребенку также выражать гнев без разрушений.
    3. Третий ваш шаг должен помочь ребенку улучшить свое проявление гнева, то есть подняться на ступеньку выше по лестнице гнева. Надо обратиться к нему с просьбой (только не с запретом!). Вместо того, чтобы сказать «Никогда больше не толкай сестру!» говорит «Пожалуйста, постарайся больше не задевать сестру, ей неприятно. Хорошо?». Возможно, вашу просьбу с первого раза не выполнят, но ваш упорный труд в этом направлении позволит достичь успехов со временем.

    Заодно сами научитесь выражать свой гнев, чтобы подавать ребенку правильный пример в действии.

    Незрелые способы выражения гнева

    Агрессия у ребенка

    Агрессия ребенка направлена на причинение вреда человеку, нескольким людям или предметам. Может проявляться словами или действиями. Причины детской агрессии кроются в стрессах, СДВГ, импульсивности и недостаточно развитом механизме самоконтроля. Сначала дети не в состоянии контролировать свое состояние, потом они понимают, что при помощи такого поведения можно манипулировать родителями. Такие дети обычно ищут, на кого бы свалить свою вину. Агрессия просыпается в ребенке в тех случаях, когда возникает угроза его имиджу, статусу, когда его успехи недостаточно хороши для той социальной роли, которую он пытается выполнять, когда ему бросают вызов или ставят под сомнение его власть. Дисциплина и установка границ – вот лекарство от агрессии.

    Выплескивание гнева

    Это словесное выражение гнева, не ставящее целью причинение вреда другому. Человек просто хочет выговориться. Он может кричать, бормотать, ругаться, жаловаться, спорить и т.д. Для коррекции просто придерживайтесь трех правил обучения выражению гнева, описанных выше.

    Придирки и отказы

    Придирки – способ выражения гнева, который и родители часто используют. Придирки влияют на отношения внутри семьи разрушительным образом и обязательно заставят вашего ребенка бунтовать.

    Отказы в каких-то благах и развлечениях могут быть способом повысить дисциплину ребенка. В этом случае родитель применяет отказ без цели обидеть ребенка и во время отказа не изливает на него негатив. Но рассерженный родитель может отказать ребенку в собственном внимании, чтобы показать, как сильно он раздосадован. Это опасно и приводит к развитию пассивной агрессии у детей.

    Молчание и самоустранение

    Это уход от обсуждения ситуации и нежелание работать над разрешением проблемы. Особенно опасен этот прием для родителей. Если они его применяют, они этим говорят ребенку, что любят его только иногда, когда не рассержены и не обижены. Здоровым отношениям нужна безусловная любовь. Всегда помните, что ребенок – хороший и любимый, даже если его поступок плохой.

    Перемещение гнева

    Целью такого гнева становится человек, который ни в чем не виноват, просто под горячую руку подвернулся. Следите, чтобы жертвой вашего гнева не становился ребенок. Помните, что у детей нет защиты от родительской ярости, они не в состоянии ее переносить.

    Читайте так же  Консервативное лечение катаракты глаза — лучшие методы, опытные специалисты,доступные цены

    Подавление гнева

    Подавление разрушительно, но учтите, что проявление эмоций должно быть контролируемо. Иногда, выплескивая гнев, люди заводятся еще больше.

    Саморазрушение

    Большинство из тех, кто загоняет свой гнев внутрь, перестают его ощущать. Они чувствуют душевную боль. Во всех происшествиях они винят себя, их самооценка ниже некуда. Это может стать причиной депрессий, ощущений беспомощности, безнадежности и привести к болезням.

    У книги «Как справляться с гневом ребенка» есть одна особенность, которая может некоторым читателям показаться недостатком. Росс Кэмпбелл является верующим и много внимания уделяет вопросам отношений с церковью, воспитания в семьях верующих. Для неверующего читателя эта информация скорее всего будет бесполезной.

    Обуздайте свой гнев и научите этому своих детей!

    Консультация для родителей и педагогов «Гнев ребёнка»

    Консультация «Гнев ребенка»

    Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться или никак не выражать своих переживаний. И тогда всякий раз, когда ребенок испытывает гнев (а не испытывать его он не может – это физиологический механизм, запускающийся в любой ситуации, не удовлетворяющей человека), он начинает думать, что с ним что-то не то, стыдится себя и, как следствие, впадает в еще большую злость. Однако в зависимости от темперамента и личностных особенностей кто-то злится в основном на себя, а кто-то – исключительно на окружающих. Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать, из-за чего они переживают, и цивилизованно выражать гнев?

    Шаг первый: назвать вслух

    Если ребенок пришел злой из школы или с улицы, то очень важно назвать вслух то, что вы видите: «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то». Школьник, во всем обвиняющий других, скорее всего, довольно быстро расскажет в красках, какие плохие люди его окружают. Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто происходит из-за того, что он опасается родительского осуждения, так что придется приложить усилия, чтобы его «разговорить». Можно прямо сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь».

    Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка

    К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу переходим к советам. Потом, правда, очень удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем вопль: «Ты меня не понимаешь!» Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка, мы реально помогаем от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как бы хотел отомстить обидчику. Другой вариант поведения – искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один – умереть. И то, и другое на самом деле являются показателями сильных переживаний. Родителям стоит озвучить понимание этих сильных эмоций. Например: «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей». Или: «Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всего класса, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда». Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь. А с другой, расширяют его представления о том, что действительно задело и явилось причиной гнева. Ведь дети часто не очень понимают, что именно их так сильно разозлило.

    Шаг третий: выразить гнев

    Еще раз повторю, злость заложена в нас природой для того, чтобы человек мог себя защитить в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, школьник начинает хуже учиться. Поэтому так важно вовремя «освободиться» от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы реальное действие было произведено. Можно попросить ребенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, избиение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется также взять мел или карандаш в левую руку (или в обе) и нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Здорово, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится и будет готов к обдумыванию, как жить дальше.

    Шаг четвертый: обсудить случившееся

    Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают в школьном коридоре, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и так далее. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения. Важно также научиться выражать свою злость «законным способом». Можно, например, рисовать карикатуры на своего обидчика. Или найти в нем что-то по- настоящему смешное и рассказать с юмором об этом дома маме. Или еще раз вспомнить всю ситуацию и придумать, как она по-разному может закончиться. Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним, собственно, происходит, и сумеет объяснять это другим. Он будет уметь выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя различные варианты выхода из сложной ситуации.

    Журнал «Здоровье школьника», № 06, 2009

    3

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *