Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    e47042cd981cc0ebe8886bee7c7da46f

    Что такое сказкотерапия

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

    Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов. Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе.

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Возрастные страхи и сказкотерапия

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Существует ориентировочная классификация возрастных страхов, которым подвержены дети в дошкольном возрасте:

    • 2-3 года – ребенок боится, преимущественно в ночное время, разных животных: крокодила, волка, медведя. Усугубить страх могут потешки и колыбельные с описанием «злых» животных.
    • 4 года – малыши испытывают страх перед негативными сказочными персонажами (Баба-яга, злой царь и т. д.), также они боятся насекомых и пауков.
    • 5-6 лет – появляются страхи стихийных бедствий, катастроф, несчастий. Особенно остро дети переживают, если видят что-то по телевизору или в мультике.
    • 7-8 лет – возникает страх смерти и потери близких. Это глубокий страх, который дети не всегда осознают.

    Метод сказкотерапии позволяет в игровой форме избавляться от разных страхов. Если правильно подобрана сказка, она может сделать чудо – «вылечить» ребенка от страха.

    Цели сказкотерапии

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Сказкотерапия помогает ребенку уделить внимание конкретной проблеме, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.

    Сказкотерапия как метод психологической коррекции предполагает своей целью налаживание связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также приобретение нового эмоционального и поведенческого опыта.

    Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.

    Методическая разработка по сказкотерапии

    Сказкотерапия для дошкольников

    Автор: Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель дошкольной группы, МБОУ СОШ №1 г. Кедрового.
    Описание работы: Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии. В ходе трехдневного тренинга дети осваивают способы саморегуляции поведения, способы неконфликтного общения, получают заряд эмпатийного развития. Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения довольно часто возникают конфликты. Отношения людей обязательно походят проверку на прочность средствами ссор и конфликтов. На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека. Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования. Одной из главных задач взрослых заключается в том, чтобы научить детей эффективному взаимодействию в этом мире. Но, исходя из практики, могу с уверенностью заявить, что имеющиеся теоретические знания у детей о правилах неконфликтного поведения не обеспечивают сокращения конфликтных ситуаций и могут охватывать разные сферы детских отношений, приводящих в той или иной степени к психологическим проблемам. Наблюдая эту ситуацию, появилась идея провести психологический тренинг с установкой на сплочение детей подготовительной группы и познакомить детей с некоторыми способами саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций. Уже известно, что через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. К примеру, релаксация помогает высвободить ту энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло. Раскрывая функциональную сторону релаксации, пантомимы, можно сказать, что работа с телом через движения помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в наш мозг различного рода импульсы, не характерные для его (тела) привычного состояния. Специально организованные движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне. Когда движения нашего тела закончены, пластичны и плавны, у нас появляется тенденция к завершенному действию, плавному течению мыслей. Происходит психологическое раскрепощение и появляется чувство радости. Продумывая занятия тренинга, я стремилась к тому, чтобы опыт, полученный детьми, был перенесен в реальную жизнь и стал верным помощником в решении неблагоприятных ситуаций. I день. Тема: Дружба делает чудеса. Введение в сказку. Разминка 1. «Мое настроение» (передавая игрушку по кругу) 2. «Доброе тепло» (взявшись за руки, передавать пожатие руки по кругу) 3. «Березка» : Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. (По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение). Ведущий: Ребята, вы сейчас ощутили, как растет дерево. Но, ведь не только деревья, вырастая корнями, держатся за землю, но и другие растения. Почему, как вы думаете, герои сказки не могли вытянуть репку? (Репка крепко держалась за землю). А герои, наверное, были слабы и не очень дружны. Ведь, как известно, дружба делает чудеса, помогает справиться даже с самыми большими трудностями! Сегодня мы с вами познакомимся с героями этой сказки, а еще придумаем старую сказку на новый лад. Но, для начала, давайте вспомним сказку «Репка» как она есть. (Рассказываю). Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашем садике Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок…)
    Мы с тобой подружим, Маленькие пальчики.
    (ритмичные касания пальцев обеих рук)
    Пять, четыре, три, два, раз.
    (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
    Мы подружимся сейчас.
    (сжать сильно руки в замке, расслабить, встряхнуть кистями).Ведущий: А теперь нам нужно попасть в сказочный мир и познакомиться с героями (Ритуал входа в сказку – перешагнуть волшебный пень (тоннель), взявшись за руки). (Дети занимают любое место в групповой комнате). Эмпатийное рассказывание (Я-Репка) Я беру игрушку–репку, рассказываю о ней – наделяю ее особенностями, характером от ее лица: «Я – репка. Посмотрите, какая я большая, спелая, сочная, сахарная. Кажется, положишь кусочек меня в рот, и я растаю. Меня весной посадил дед – бросил крошечную семечку в землю, прихлопнул ладошкой и полил из лейки. В земле мне стало тепло, влажно и темно. От влаги я начала разбухать до тех пор, пока не треснула скорлупка, и не появился росточек. От темноты мне хотелось убежать, но у меня нет ножек. Тогда я стала тянуть стебелек вверх, откуда чувствовалось солнечное тепло, и в то же время под землей я выпустила корни, чтобы всасывать влагу и питание из земли и удерживать слабенький росток. Так прошло лето. Дождик омывал мои листочки и подпитывал корешки, солнышко согревало ласковыми лучами, ветерок нашептывал мне разные истории, принесенные из чужих стран. Так незаметно я и выросла». Проводится игра по типу «Паровозик» с элементом социометрического исследования. Я записываю цепочку выбора. Ребенок, к которому подъезжает «паровозик», выбирает героя и дает ему характеристику, рассказывает какое у него настроение и почему (от лица героя; эмпатийное рассказывание). Это настроение может быть созвучно с его – самого ребенка – настроением. Возвращаемся из сказочного путешествия с помощью того же ритуала: взявшись за руки, перешагиваем волшебный пень или, взявшись за руки, пройти по тоннелю, выставленного из стульчиков. Садимся на коврик вкруг и начинаем коротко обсуждение характеристики и настроения выбранных героев. Вывод: от нашего настроения зависят наши поступки, а по нашим поступкам судят о нас. Игра «Лабиринт» (по типу «Слепой и поводырь»), дети выбирают в свою пару того, кому они доверяют. Итог: Дружат с теми, кому доверяют. Без доверия дружбы нет. II день. Тема: Эмоции и конфликты, разрушающие жизнь. Разрешение конфликтов. «Мое настроение» 1. Какое бывает настроение? 1.1 пиктограммы страха, удивления, грусти, злости, радости. 1.2 мимика эмоции. Как себя чувствует человек, испытывая ту или иную эмоцию: мышечный тонус, частота сердечных ударов, психологическое напряжение. «Доброе тепло» — Сейчас возьмите своих героев, вспомните, что вы рассказывали о них. Пантомима «Что любит делать твой герой?» Мы их возьмем с собой в сказку, и там вы сами будете играть роль героя. Для того чтобы вы ясно поняли, что нужно делать, послушайте меня (рассказываю от имени Репки (Колобка) – эмпатийное рассказывание). Ритуал перехода в сказку – под музыку разные движения в разном темпе. (Берем с собой колобок). (Дети с героями на пальце занимают определенные места в группе). Я, выполняя роль колобка, обегаю всех героев, которые рассказывают о своей жизни – записываю – и то, с каким героем он не хотел бы встречаться в этой сказке? Смоделировать ситуацию встречи таких героев — Выяснить, в чем причина конфликта (записываю) — Собираю информацию (метод пересечения сюжетных линий: бабка, дед, внучка — ленивая; кошка, собака – задиристые, не хотят уступать; мыши и кошка – жертва и палач; заяц – слабый, волк — сильный; цыпленок и утенок – глупый и умный; медведь и львенок – две силы противостояния). Ритуал возвращения из сказки – в кругу Релаксация под лучами солнца №6. В кругу, сидя на ковре, под спокойную мелодию ведущий говорит спокойным голосом мелодично: — Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила, выдох – уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вы говорите себе: «Я спокоен, уверен в себе, я сильный и мудрый. Свою силу я готов направить на добрые дела!». Теперь пошевелите пальцами, руками, откройте глаза и произнесите: «Я сильный и мудрый». — Отдохнули? А теперь давайте вспомним, что у нас происходило в сказке: у нас создались конфликтные ситуации между определенными героями. Почему? Основная причина конфликтов в том, что их желания не совпадали. А ведь нам нужно их всех подружить, чтобы они дружно вытянули репку. Скажу вам по секрету, в последний раз в сказке «Репка» эту самую репку вытянуть так и не смогли даже с мышкой. Поэтому нам придется наших героев звать на подмогу. Вот почему необходимо из подружить. Проводится игра «Сладкая проблема». — Воссоединитесь в те группы, в которых вы состояли в сказке и сядьте напротив друг друга. Между вами я положу на салфетку конфету…. Пожалуйста, пока не трогайте. Дело в том, что вам с партнером надо решить одну проблему. Вы можете получить конфету только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст вам это. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять конфету без согласия своего партнера. А теперь я дам каждой паре еще одну конфету. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот раз? А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший пример сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первой конфетой, а что со второй? (Подвести к пониманию, что тот, кто сумел уступить, он может стать хорошим надежным другом. Такой человек не станет раздумывать о своей выгоде, а просто поможет другу в беде). Итог: (Колобок по кругу) Расскажите колобку о том, что вам понравилось в сегодняшней игре и какое на этот момент настроение? III день. Тема: Мы сами можем делать чудеса. Упражнение «Мое настроение». Пальчиковая игра «На блины»: Стала Маша гостей собирать: И Иван приди, (хлопки)
    И Степан приди,
    (кончик указательного
    И Андрей приди,
    пальца правой руки
    И Матвей приди,
    зацепляет полусогнутые
    А Митрошечка:
    пальцы левой руки)
    Ну, пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин,
    (ладонь левой руки раскрыта)
    И Степану блин,
    (указательный палец правой
    И Андрею блин,
    нажимает на подушечки
    И Матвею блин,
    пальцев)
    А Митрошечке: Мятный пряничек! Стала Маша гостей провожать: Прощевай, Иван!
    (правой рукой
    Прощевай, Степан!
    загибаем
    Прощевай, Андрей!
    пальцы левой)
    Прощевай, Матвей! А ты, Митрошечка,
    (мизинчик
    Моя крошечка,
    массажируем,
    Побудь со мной
    поглаживая)
    Еще немножечко! «Разбуди дух» Встаньте широким кругом и, не сгибая колени, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но, чем выше будут подниматься руки, тем бодрее будет становиться ваш Дух! Готовы? Начали! (Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от 1 до 10). — На прошлой игре мы с вами учились решать конфликтные ситуации. Сегодня мы будем учиться вступать в контакт с другими «героями» в сказке. Как вы помните, в сказке «Репка», если кого-то позвали на подмогу, он тут же бросал все свои дела и бежал на подмогу. Но у нас с вами необычная сказка. Во-первых, тут много разных героев, которые в этой сказке никогда не участвовали. Да и вряд ли им нужна репка, которую еще вдобавок надо вытянуть. Так вот, в сказке вы, играя роль своего героя, должны будете убедить другого героя в том, что если он поможет, то он только выиграет от этого. А в чем он выиграет – это вы сами должны придумать. (Пример). Берите героев и в путь! Ритуал перехода в сказку – «Сороконожка». (Оказавшись в сказке, дети надевают пальчиковые куклы себе на палец, Репка занимает свое место). Репка начинает убеждать деда, что она уже поспела, что она такая вкусная, ароматная и т.д., чтобы дед ее вытащил. Когда «дед» соглашается и идет тянуть, пробует – не получается, репка не поддается. Предлагаю сходить за бабкой и уговорить ее помочь и т.д. Когда все герои встанут в ряд – начинают тянуть. Нужно делать синхронные движения дружно, вместе. Наконец Репка поддается и благодарит за помощь всех. Упражнение на сплочение: «Аплодисменты» — с одного хлопка, добавляется еще один, далее еще и так один хлопок превращается в аплодисменты. Ритуал возвращения из сказки – «Сороконожка». — Молодцы, ребята! Анализируем события в сказке. Что было трудно? Что понравилось? (Возвращение кукол) Игра «Акулы и матросы» Часть детей становится в очерченный круг «корабль»- это матросы. Другая часть детей – акулы, находятся вне круга. Задача «акул» выдернуть из круга «матросов». (Правило – браться только за руки) Итог игры: В дружном сплоченном коллективе нет ссор, обид и драк потому, что каждый уважает всех своих одногруппников, даже если кто-то из них не является ему другом, даже если чем-то он не нравится – уважать его мнение надо. Надо к другим относиться так, как хотели бы, чтобы к вам относились – главное правило жизни в обществе.

    Читайте так же  Как пожарить тыкву на сковороде с медом. Жареная тыква с медом

    Используемая литература:

    1.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» — М.: Генезис, 2006 2.Чурикова А., Снегирёв В. «Копилка для тренера»: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006

    Рекомендуем посмотреть:

    Сказкотерапия для детей 5-8 лет Внеклассное мероприятие для учащихся 7-10 классов. Цветочная симфония Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов: «ВИЧ/СПИД – миф и реальность» Сказкотерапия с песком

    Похожие статьи:

    Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

    Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

    Сказкотерапия для дошкольников

    Сказкотерапия в семье

    Психологические игры для детей дошкольного возраста

    Направления сказкотерапии

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Существует несколько направлений сказкотерапии:

    • выход из различных жизненных ситуаций через выбор поведения героя сказки, который приводит к различным последствиям;
    • определение и решение проблемы малыша в доступной ему форме;
    • передача жизненного опыта и житейской мудрости через сюжет сказки;
    • развитие мышления, воображения и памяти во время обсуждения произведения и анализа поступков и характеров героев;
    • корректировка поведения посредством соотнесения себя с главным героем, выявления его негативных поступков и черт личности;
    • психопрофилактика возможных проблем.

    Функции сказкотерапии

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.

    К функциям сказкотерапии относится следующее:

    • быстрое налаживание контакта с ребенком;
    • выявление проблем психики, которые скрыты в подсознании;
    • рассмотрение различных вариантов поведения на примере героя сказки;
    • помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
    • выяснение информации, которую ребенок намеренно не сообщает.

    Виды сказок

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

    Художественные

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

    Психокоррекционные

    Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

    Психотерапевтические

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

    Медитативные

    Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

    Дидактические

    Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

    Методики сказкотерапии

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

    • Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
    • Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
    • Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации — такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
    • Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
    • «Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Мой университет

    Итак, что же такое сказкотерапия?

    Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

    Сказкотерапия это: 1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём; 2. процесс переноса сказочных символов в реальность; 3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; 4. терапия средой, особой сказочной обстановкой; 5. выявление и развитие творческого потенциала; 6. снижение уровня тревожности и агрессивности; 7. развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации; 8. развитие умения преодолевать трудности и страхи; 9. формирование навыков адекватного выражения эмоций; 10. укрепление союза «Ребенок-Родитель-Педагог».

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

    ЭтапНазначениеСодержание этапа
    1. Ритуал «входа» в сказкуСоздать настрой на совместную работу. Войти в сказку.Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик
    или совершается иное «сплачивающее» действие.
    2. ПовторениеВспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
    3. РасширениеРасширить представления ребенка о чем-либо.Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
    4. ЗакреплениеПриобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.
    5. ИнтеграцияСвязать новый опыт с реальной жизнью.Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.
    6. РезюмированиеОбобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
    7. Ритуал «выхода» из сказкиЗакрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

    Выводы:

    По моему мнению, сказкотерапия эффективна при работе с детьми потому что:

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    Литература:

    1. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста «Зерек бала». – Астана, 2012. — 68 с. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. — СПб. Речь, 2006. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб. Речь, 2006. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. Речь, 2002

    Читайте так же  Окувайт Лютеин (Форте) — инструкция, цена, отзывы

    С какого возраста применять сказкотерапию

    Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

    Для дошкольников

    В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.

    Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

    В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

    В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

    К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

    Для младших школьников

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию.

    В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

    Для подростков

    В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

    Конспект занятия «Я и другие» для детей 6-7 лет с элементами сказкотерапии

    Структурное подразделение «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Конспект занятия «Я и другие»
    для детей 6-7лет с элементами сказкотерапии
    Составила:

    Педагог-психолог Кирина Т.В.

    План

    1. Организационный момент

    упражнение «Давайте поздороваемся».2. Чтение сказки «Роза и Ромашка».3. Обсуждение сказки.4. Физминутка — Игра «Дотронься до… »5. Коммуникативная игра «Подари камешек».6. Релаксационная игра: «На полянке».7. Работа детей «Цветок».8. Итог (вывод).

    Цель:

    — развивать у детей основы нравственности через содержание сказки;

    — способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе;

    — формировать у детей умение выражать собственное мнение;

    — развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Предварительная работа

    : игры на развитие коммуникативных навыков, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.

    Оборудование к занятию:

    музыкальное сопровождение, камешки, цветы (роза и ромашка), нить, листок бумаги формата А4 на каждого ребенка, чернила разного цвета, «цветочная полянка» (на ковре цветы, вырезанные из бумаги)

    Ход занятия:

    — Здравствуйте, я рада вас видеть. Хочу сегодня поздороваться с вами необычным способом, а игра так и называется «Давайте поздороваемся».

    Упражнение «Давайте поздороваемся»

    Цель :создать психологически непринужденную атмосферуВ начале упражнения дети вспоминают разные способы приветствия, реально существующие и шуточные. Детям предлагается поздороваться:
    плечом, спиной, локтями, носами, лбом, пятками, придумать собственный необычный способ приветствия
    для сегодняшнего занятия и поздороваться.

    — Давайте, в качестве приветствия, подарим друг другу улыбки.

    — Ребята, у меня в руках цветы, кто знает, как они называются? (роза и ромашка)

    — Я хочу пригласить вас в сказочную страну и познакомить с удивительной сказкой.

    Вхождение в сказку.

    Чтобы попасть в сказочную страну, нам надо превратиться в бабочек. Бабочка вылупляется из гусеницы, а гусеница находится в коконе. Давайте представим, что мы гусеницы в коконе (предложить детям лечь на ковер, согнуть ноги и обхватить их руками). Под спокойную музыку дети распрямляют ноги, разводят руки в стороны и , встают на ноги. Вот вы и превратились в красивых бабочек. Бабочки расправили крылышки и полетели на цветочную полянку, нашли цветок и присели на него.

    Примеры сказок

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:

    • бытовые («Каша из топора», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
    • волшебные («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и др.);
    • поучительные («Федины игрушки», «Золотая рыбка», «Федорино горе», «Мужик и медведь» и др.);
    • героические («Сивка-бурка», «Илья Муромец» и др.).

    Важные моменты, на которые следует обратить внимание при подборе или придумывании сказки:

    1. Ребенка должны интересовать герои, лучше всего подойдут ровесники или животные.
    2. Персонажи должны быть с ярко выраженными положительными или отрицательными качествами — только так малыш сможет проанализировать их характер и поступки.
    3. Тема сказки должна быть актуальной. Ее нужно подбирать под настоящий момент, чтобы вовремя решить проблемы детей (страхи, застенчивость, агрессия и др.).
    4. Произведение обязательно должно заканчиваться развязкой, чтобы ребенок знал конкретно, как нужно или не нужно поступать.

    Структура занятия

    Занятие по сказкотерапии обычно в следующей последовательности:

    1. Погружение в занятие. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
    2. Чтение текста. Лучше, если текст будет читать взрослый человек, но допустимо и прослушивание аудиозаписи диктора.
    3. Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка.
    4. Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
    5. Выход из сказки. Еще один ритуал, который символизирует возвращение в реальность.
    6. Итоги занятия. Беседа о том, что ребенок усвоил с занятия и как это пригодится ему в жизни.

    Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

    Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ

    Марина Аликаева

    Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ

    «Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ»

    Сказкотерапия — это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

    В младшем школьном возрасте сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни.

    Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально — ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама.

    Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

    Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности. Сказкотерапия предоставляет возможность самопознания, самовыражения, позволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.

    Идеи для сказкотерапии

    1. Окружающий нас мир — живой. Эта идея важна для бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает (люди, растения, вещи)

    .

    2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.

    3. Разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

    4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизмов целеполагания и терпения.

    5 Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру

    Перечисленные философские идеи могут являться темами обсуждения.

    Основные типы сказок

    Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем.

    Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются»

    и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для ма-леньких детей в большинстве своем обходят острые проблемы. Выделяют несколько видов народных
    сказок.
    Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.

    Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки)

    .

    Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки- страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет)

    .

    Волшебные сказки. Эти сказки — кладезь жизненной мудрости, через них в бессознательное поступает информация о духовном развитии человека, возможности изменений, превращений. Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей старше 5 лет.

    Каждый знает или хотя бы чувствует, что большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. В сказке легко заменить Ивана- царевича на Аленушку или Мальчика-с-пальчика, молодильные яблоки — на волшебную дудочку или сапоги-скороходы — структура сказки, ее сюжет и окончание от этого не изменятся. Наиболее удачное исследование структуры волшебной сказки принадлежит русскому лингвисту Владимиру Яковлевичу Проппу. В качестве основания морфологии «волшебной»
    сказки он ввел понятие функции. Функция — это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. В результате исследований 100 русских сказок из сборника Афанасьева В. Я. Пропп пришел к выводу, что волшебной сказкой называется произведение,в котором действуют все или несколько из семи героев: царевна — искомый персонаж, отправитель, герой, даритель, помощник, антагонист, ложный герой, а сюжет содержит в себе 31 функцию в строго определенной последовательности. Причем эта структура относится и ко многим сказкам о животных, бытовым сказкам.
    Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют лич-ностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка»

    Х. К. Андерсена может формировать комплекс
    «жертвы»
    и
    «несчастливой любви»
    . Но это не так, просто данные
    сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя. Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости.
    Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки»

    учебного материала. При этом абстрактные символы
    (цифры, буквы, ноты, арифметические действия)
    одушевляются, создается
    сказочный образ мира, в котором они живут. Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний,умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т. д.
    При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т. п.

    Читайте так же  Шизоидное расстройство личности

    Сказка только тогда становится психокоррекционной, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Поэтому психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, солдат и пр. При работе с детьми 5-6 лет лучше всего опираться на волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи.

    Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении.

    Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы

    Сказкотерапияможет проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Причем групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и считается более эффективной, так как она динамичнее, позволяет использовать большее количество игр, драматизаций, импровизаций.

    Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек)

    . Частота встреч — 2 раза в неделю по 25-30 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12-14 человек. Частота встреч — 1 раз в неделю по 60-90 мин.
    Возможен вариант интенсивного тренинга по 5-6 час.
    Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которой можно пользоваться при составлении коррекционных программ.Алгоритм каждого занятия включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть представляет собой ритуал «входа»

    в занятие, который помогает создать настрой на совместную работу и обсуждение темы занятия. Основная часть представляет собой непосредственно коррекционно-развивающую работу с использованием
    сказкотерапевтических методов и приемов. Заключительная часть включает подведение итогов того, что происходило на занятии, и ритуал «выхода»
    из занятия. С подробным вариантом структуры
    сказкотерапевтического занятия можно познакомиться в работе.
    Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии, что позволяет использовать ее для работы с широким спектром проблем и с людьми практически всех возрастов, поскольку сказку можно рассказывать, анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, в том числе с помощью кукол, медитировать на сказку.

    Рассказывание сказок.

    Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок в сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Различают индивидуальное рассказывание (рассказывание от 1-го или от 3-го лица)

    и групповое
    рассказывание (придумывание сказки «по кругу»
    ,
    рассказывание «по кругу»
    известной
    сказки).
    Рассказывание от 3-го или 1-го лица (рассказывает ведущий)

    . В этом случае нужны актерские умения и навыки. Нужно вжиться в образы героев
    сказки: передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Психокоррекционный смысл такого рассказываниязаключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций и то, какие из них способствуют развитию человека или разрешению проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его личностный рост.
    К основным правилам организации данного процесса относятся:

    • Создание для ребенка «зоны безопасности»

    . В сюжете
    сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, тогда у ребенка будет сохраняться ощущение, что это понарошку, что позволит ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать смущения.
    Сказку надо рассказывать непреднамеренно, как будто случайно. Например, в ходе консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, или во время случайного перерыва).

    • У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами: «Сегодня утром я видела по телевизору передачу.»

    или:
    «У одной моей знакомой девочки тоже есть.»
    • Нельзя обсуждать и анализировать сказку сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами. Можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку на следующей встрече.

    • Нельзя перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он «не утратил к ним чувствительность»

    .

    Групповое рассказывание «по кругу»

    известной всем
    сказки (с 5,5-6 лет)
    . В этом случае
    рассказчиком является не один человек, а группа детей (подростков, взрослых)
    . Каждый участник группы по очереди
    рассказывает маленький кусочек сказки. Повество-вание разбивается на отрывки произвольно и спонтанно. В детской группе ведущий участвует в данном процессе.
    Групповое придумывание сказок «по кругу»
    (с 4-х лет)
    . Тот, кто начинает, говорит первую фразу (
    например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был.»
    , следующий участник присоединяет одну-две фразы и т. д. Желательно, чтобы групповая
    сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец
    Сочинение сказок.Здесь также подразумеваются различные формы работы: переписывание сказок, дописывание сказок, сочинение новых сказок и историй.

    Групповое рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана «по кругу»

    , участники придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку, причем последний участник должен закончить
    сказку.
    Индивидуальное придумывание, переписывание или дописывание сказки. В первую очередь, это важный диагностический материал. Подростки и взрослые сами сочиняют сказку. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе с психологом. Так, Р. М. Стиртцингер предложил метод «общего сочинения историй»

    ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю
    рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые»
    способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски.

    Индивидуальное придумывание и рисование сказки. Преимущественно эффективно в работе с детьми с 6 лет. Здесь также используется метод «общего сочинения историй»

    ребенком и психологом. Ребенок начинает придумывать историю и сразу ее рисует, психолог подключается к рисованию, вводя в
    сказку или новый персонаж, или принимая на себя роль одного из персонажей ранее озвученных ребенком. В процессе совместного сочинения и рисования психолог вводит в рассказ проблемную ситуацию, показывает негативные последствия для героя его поведения в этой ситуации и стимулирует ребенка найти наиболее адекватный выход из нее. При этом можно использовать неограниченное количество рисунков, в результате получается целая история в картинках. Преимущество такой формы работы перед простым придумыванием сказки в том, что она дает психологу больше времени для обдумывания и направления сюжета в психотерапевтическую сторону.
    Кроме того, образы сказки материализуются на листе бумаги, становятся зримыми и с ними можно наглядно производить позитивную трансформацию.

    Групповое придумывание и рассказывание нарисованной сказки.Для занятия требуются: большой лист ватмана, краски, кисти, спокойная музыка. Дети по очереди рисуют на ватмане свой кусочек сказочной страны, затем внимательно смотрят на общий готовый рисунок и могут еще что-нибудь добавить. Процесс группового рисования дает важную информацию о групповой сплоченности, распределении ролей в группе.

    После того как сказочная страна нарисована,есть два варианта работы:

    — начать придумывать по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет там происходить;

    — попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной сказочной стране.

    Сказочная куклотерапия.

    Куклы в сказкотерапии — это реальное воплощение образов. Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мульфильма, она применяется для разрешения внешних и внутренних конфликтов, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, психотравмами.

    В сказочнойкуклотерапии используются несколько вариантов кукол: марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные.

    Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

    1) изготовление кукол (в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы — процесс творения новой сказочной жизни);

    2) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

    Кукла-марионетка. Обычно состоит из головы и платья с вшитыми кистями рук, она очень проста в управлении (одна нить служит для управления головой, другая — руками)

    и достаточно самостоятельна, так как находится на расстоянии от кукловода. Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером его наделяет. Кукла может иметь или одно лицо, или сменные лица, позволяющие моделировать различные эмоции, или вообще не иметь лица, стимулируя фантазию ребенка о ее на-строении, что позволяет диагностировать его актуальные проблемы. Манипуляция такой куклой дает ребенку
    возможность проявлять через нее свои эмоции, состояния, которые он испытывает, но по каким-либо причинам не проявляет в реальности.
    Пальчиковые куклы. Самым простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Можно изготавливать такие куклы и в виде цилиндров из плотного картона, соответствующих размеру пальцев ребенка.

    Теневые куклы изготавливаются из черного или темного картона или бумаги и используются преимущественно для работы с детскими страхами. Обычно страх невидим, материализация же в кукле лишает его пугающей составляющей, снижает эмоциональную напряженность, ведь ребенок может делать со своей «куклой-страхом»

    все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

    Можно использовать эти куклы в теневом театре, проецируя их на экран — большую коробку с вырезанным дном и прозрачной бумагой вместо него. Ребенок может играть на экране своей куклой, рассказывать ее историю.

    Веревочные куклы. Используются для работы с проблемами идентификации, общения, высокой тревожности у детей.Такая кукла обычно бывает в рост ребенка и довольно проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы, что позволяет ребенку имитировать движение куклы вместе с собственными движениями.

    Плоскостные куклы. Обычно их вырезают из плотного картона или фанеры, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и могут свободно двигаться. Такая кукла может иметь набор лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Как правило, используются для работы с детьми, у которых имеются пробле мы в общении, поведении, с нарушением образа Я.

    В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми оптимально использовать систему комплексной сказкотерапии, многообразие методов и форм работы которой позволяет работать с широким спектром проблем, при этом дает возможность делать каждое занятие особенным, интересным, не похожим на другие. Эффективность комплексной сказкотерапевтической программы, направленной на работу с детьми с высоким уровнем тревожности, включающей методы индивидуального и группового рассказывания сказок, их анализ, драматизацию, рисование медитации на сказку, сказочную куклотерапию, была доказана экспериментально.

    Какие проблемы можно решить сказкотерапией

    Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста«Академия чувств и эмоций»

    Сказкотерапия – один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. К самым частым из них относятся:

    • капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур;
    • неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах;
    • агрессивность, плохое отношение к другим детям;
    • застенчивость, неуверенность в себе, робость.

    Мои советы родителям

    1. Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
    2. Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения. Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
    3. Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
    4. В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
    5. Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе. Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *