Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    b161bc33d054a1b921b77175970685e7

    Причины зрительного утомления

    Многие офтальмологи уверены, что практически все глазные заболевания связаны с негативным воздействием компьютера:

    • Изображение на мониторе подается в виде микроскопических точек, а не сплошных линий.
    • Компьютерный свет негативно воздействует на глаза и вредит головному мозгу.
    • Мониторы отличаются низкой контрастностью, поэтому глаза начинают напрягаться и сильно уставать.
    • На зрении негативно отражается мониторное мерцание. Когда вы смотрите долгое время на мигающую лампу, замечаете, как она раздражает глаза, также действует и компьютер.
    • Мониторные блики значительно ухудшают зрение.
    • Неорганизованное рабочее место: неправильно расположен компьютер, неудобный стол, стул.

    Можно выделить такие факторы, провоцирующие развитие астенопии:

    • Постоянная работа за компьютером.
    • Чтение электронных книг.
    • Вождение авто в темноте.
    • Чтение.
    • Долговременный просмотр телевизора.
    • Неподходящие очки.

    Внимание! Чаще всего зрительное утомление возникает при работе с компьютерной графикой.

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Терапия

    Даже без совета доктора становится очевидным, что для снятия напряжения органа зрения ему необходим перерыв. С этой целью принципиально важно чередовать режим отдыха и работы зрительного аппарата.

    Снизить нагрузку на глаз помогают такие упражнения:

    • Выполнить вращательные движения глазными яблоками по часовой стрелке, а затем — против нее. Количество повторений – 10 раз.
    • Поморгать глазом 50 раз. Это стимулирует выработку слезы и устраняет сухость.
    • Крепко сжать и разжать веки. Кратность выполнения – 20 раз.

    В комплексе рекомендуется использовать специальные глазные капли:

    • Окутиарз. Капли содержат компоненты слезы человека и гиалуроновую кислоту. За счет такого состава есть возможность устранить сухость глаз.
    • Катионорм. Это катионная эмульсия, которая используется для увлажнения органа зрения.
    • Визин. Лекарство обладает сосудосуживающим эффектом, благодаря чему можно снять покраснение глаз, отечность. Препарат не рекомендуется использовать более 4 дней.
    • Ликонтин Комфорт. Обладает антисептическим действием, устраняет сухость глаз. Показан при использовании контактных линз.
    • Хилозар-комод. Средство рекомендуется для увлажнения глаз. Дополнительно стимулирует регенерацию в поврежденной роговице.

    Нередко для снятия усталости зрительного аппарата используются народные средства. Особую популярность получили маски и компрессы, которые можно сделать в домашних условиях:

    • Свежий картофель в измельченном виде смешивают с мукой и молоком. Полученный состав доводят до сметаноподобной консистенции. Маску наносят вокруг органа зрения и выдерживают в течение 20 минут.
    • Заваривают мяту и промокают в растворе ватные тампоны. Последние нужно приложить на 15 минут к глазам.
    • Огуречные дольки прикладывают на закрытые глаза в течение 15 минут.

    Обязательно перед началом лечения следует проконсультироваться с офтальмологом. Доктор может определить имеющиеся у пациента нарушения зрения и подобрать необходимые линзы или очки.

    Усталость глаз от компьютера

    Длительные занятия за экраном компьютера провоцируют напряженную работу органа зрения. Это связано с тем, что изображение от монитора периодически мерцает, а зрительному аппарату человеку нужны определенные усилия, чтобы адаптироваться к таким изменениям.

    Работа глаз находится в интенсивном режиме, что требует повышенной поставки крови к органу зрения и глазному нерву. В связи с этим сосуды расширяются, чтобы в целях компенсации улучшить транспортировку питательных веществ и кислорода. Внешне у такого человека отмечаются покрасневшие белки глаз. Данный симптом является доказательством того, что пользователю устройства необходимо сделать перерыв.

    Для уменьшения вреда при работе с компьютером следует придерживаться таких правил:

    • Освещение на рабочем месте должно быть равномерным и не сильно интенсивным.
    • Во время занятий следует делать перерывы.
    • При работе с компьютером можно использовать специальные очки, которые уменьшают нагрузку на зрительный аппарат.
    • Расстояние от глаз до экрана должно составлять от 30 до 40 см.

    Симптомы

    Признаки заболевания могут быть разными. Но чаще всего пациент жалуется на такие симптомы:

    • Сильная резь в глазах.
    • Возникает чувство песка, инородного тела.
    • Глаза быстро устают.
    • Может двоиться в глазах.
    • Затуманивается зрение.
    • Беспокоят головные боли.
    • Повышается слезотечение.

    Обращаем внимание, что чаще всего астенопия появляется при работе за компьютером, а также езде на автомобиле, автобусе ночью. Довольно часто глаза сильно устают при работе с видеотерминалами, корректировке текста и шитье.

    Окулисты выделяют несколько астенопий, которые зависят от основной причины развития заболевания.

    Методические рекомендации по обеспечению зрительных нагрузокучащихся школы-интерната
    Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

    Повышение зрительной работоспособности происходит прижизненно, в условиях физического и психического развития ребенка. Способность продолжительно и результативно решать зрительные задачи без наступления утомления, прежде всего зависит от состояния зрения. Однако состояние зрения (нормальное, ослабленное, нарушенное) – это не единственный фактор, влияющий на зрительную работоспособность индивида. Другими сильными факторами выступают: интенсивность и длительность умственной нагрузки, наличие и выраженность хронических соматических заболеваний, ослабляющих деятельность организма, внешние условия зрительного труда.

    Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает: чередование работы глаз с их отдыхом; целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, чтения, трудовых операций под контролем зрения; подбор объектов восприятия по размеру цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения.

    Педагогу необходимо помнить, что нарушение временного регламента образовательной нагрузки является фактором риска по снижению зрительных функций у младших школьников, овладевающих умениями, навыками чтения и письма; у дошкольников и школьников, имеющих наследственную предрасположенность к снижению зрения.

    Взрослым важно знать симптомы проявления зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок:

    — общая усталость;

    — головные боли;

    — снижение внимания;

    — падение работоспособности;

    — потеря функциональных характеристик;

    — возникновение и прогрессирование близорукости.

    Педагогам следует помнить, что усталость, головная боль, снижение работоспособности, отвлекаемость ребенка по причине зрительного утомления, а не по другим причинам, проявляются либо в процессе деятельности, либо сразу после ее завершения. Чаще всего они проявляются как раз при постоянном нарушении регламента образовательной нагрузки в следующих ситуациях: если педагог заранее не продумал ход чередования зрительной работы и отдыха глаз; по расписанию образовательного процесса подряд следует 2-3 урока познавательного плана и статического характера; ребенок выполняет домашнее задание с незначительным перерывом после школьных занятий, ребенок делает домашние уроки продолжительное время без перерывов для снятия общего и зрительного утомления. Пределы выполнения домашнего задания:
    (не должны превышать)

    • для учащихся 2-3 классов – 1,5 ч.
    • для учащихся 4-5 классов – 2 часов;
    • для учащихся 6-8 классов – 2,5 ч
    • для учащихся 9-11 классов – 3,5 ч.
    • Каждые 30 – 40 минут – перерыв, гимнастика для глаз

    Гигиенические требования к освещению:
    1. Достаточный уровень освещенности.

    2. Равномерное распределение яркости в поле зрения.

    3. Отсутствие слепящего действия от источника света.

    4. Отсутствие резких теней в поле зрения.

    Дневной свет должен проникать в классное помещение беспрепятственно, для этого оконные стекла необходимо содержать в чистоте, на подоконниках не должно быть ветвистых комнатных растений, наглядных пособий. Для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей используют шторы светлых тонов или жалюзи. Режим зрительных нагрузок предполагает в образовательном процессе не только временное ограничение зрительной работы, но и использование педагогом разнообразных приемов профилактики и снятия зрительного утомления. Такие приемы можно разделить на группы. К первой группе

    относятся приемы, которые можно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п. Во многих современных брошюрах вслед за У. Бейтсом такие простейшие упражнения для снятия визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности определяются как релаксационный комплекс (Г.Г. Демирчоглян). В педагогической практике такие приемы следует рассматривать как целесообразное прерывание напряженной зрительной работы, а не как релаксацию.

    Приемы этой группы можно использовать в процессе рисования, чтения, длительного наблюдения, просмотра телепередач, работы на компьютере и т.п. Важно, чтобы выполнение этих простых манипуляцией стало привычкой. Привычка как форма поведения вырабатывается в условиях постоянства, поэтому взрослым важно на каждом уроке в процессе решения детьми зрительной задачи предлагать им выполнять обозначенные выше движения.

    Для достижения наибольшего эффекта в плане снятия напряжения с глаз офтальмологи рекомендуют накрывать глаза ладонями (без надавливания), добиваясь максимального отдыха глаз в условиях темноты (пальминг). «Чем более черный цвет перед закрытыми глазами тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых». Например, прикрытие глаз актуально использовать после зрительного сравнения двух или нескольких объектов между собой, при рассматривании иллюстрации, сюжетной картинки и выполнения геометрических заданий и т.д.

    Частое моргание предлагается использовать в процессе чтения, работы на компьютере. Этот прием считается простым, но эффективным для снятия напряжения. Важно выработать привычку моргать регулярно и часто (1-2 раза каждые 10 секунд), но без каких-либо усилий, что отмечается при тяжелых дефектах зрения, когда глаза становятся напряженными и неподвижными, а моргание осуществляется с усилиями и судорожно.

    Вторая группа приемов

    – это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы. Офтальмологи, рекомендующие упражнения для глаз, отмечают, что они пригодны как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения.

    Педагогу и родителям следует помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если ребенок его выполняет произвольно, в определенном ритме и темпе, систематически.

    Профилактика зрительного утомления, поддержание работоспособности, успешность решения зрительных задач обеспечивается также соблюдением требований к оптико-физической характеристике наглядности (объемные и графические объекты восприятия), школьных принадлежностей (учебники, тетради, книги).

    Размер шрифта в книгах и учебниках для учащихся начальных классов должен быть достаточно крупного размера, а количество знаков на странице увеличиваться постепенно, также важно попеременное распределение текста и иллюстраций на книжной странице. Тетради подбираются с хорошо различимым клеточным или линейным полем. Детям группы риска по снижению зрения на фоне рефракционных нарушений или слабости аккомодационных мышц в обязательном порядке предлагаем тетради в крупную клетку и линейку с достаточным, но не чрезмерным контрастом. Плохо различаемая графика тетради провоцирует наклон головы в процессе выполнения письменных работ, в результате чего в процессе продолжительной работы происходит напряжение и утомление аккомодационного аппарата глаз.
    Соотношение остроты зрения, величины объекта и отдельных его деталей

    Расстояние от глаз до объекта
    Острота зрения25см33см
    Величина объекта, ммВеличина отдельной детали, ммВеличина объекта, ммВеличина отдельной детали, мм
    0,0059414,512619
    0,01477,2649,6
    0,02243,6324,8
    0,03162,4213,2
    0,04121,8162,4
    0,058,71,3121,9
    0,068,01,2101,6
    0,076,71,09,31,4
    0,086,00,98,01,2
    0,095,30,87,31,1
    0,104,60,76,00,9
    0,201,30,33,30,5

    Итак, размер объектов восприятия, его деталей (в условиях его достаточной освещенности) должен обеспечивать четкость и точность различения слабовидящими без напряжения аккомодации с расстояния 25-33 см.

    В школах для слабовидящих детей рекомендуется использовать специальные тетради. В первые три года обучения применяются тетради в две линии. Для первого класса высота рабочей строки 1 см, расстояние между строками 1,5 см, для второго класса – 0,6 и 1,2 см. В третьем классе учащиеся переходят на письмо в тетрадях с одной линейкой и расстоянием между линиями 1,5 см. Насыщенность окраски линий в тетрадях для слабовидящих должна быть усилена в три раза по сравнению с тетрадями для учеников массовой школы. Слабовидящие пишут черными чернилами как наиболее контрастными, безнаклонным письмом. Тетрадь для математических работ должна быть в крупную клетку с четкой графикой.

    Для снятия зрительного напряжения слабовидящих детей в образовательном процессе актуально периодически использовать поля зеленого цвета для восприятия их детьми. Как утверждают физиологи, зеленый цвет полезен для глаз. При восприятии этого цвета организм быстро реагирует на раздражители, он понижает внутреннее давление, нормализует кровообращение в глазных сосудах, уменьшает слепое пятно сетчатки. А.У. Гнеушева отмечает, что для лиц, имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. В индивидуальных карточках для списывания или чтения, которые готовит учитель для каждого учащегося, рекомендуется писать зеленой пастой.

    Режим зрительной нагрузки.

    З.Г. Ермолович (тифлопедагог кандидат психологических наук) отмечает, что непрерывная зрительная работа слабовидящих учащихся младших классов не должна превышать 10 минут, частичнозрячих — 5 минут. В средних и старших классах для слабовидящих допускается зрительная нагрузка не более 15 минут, а для частичнозрячих 5-7 минут.

    Э.С. Аветисов указывает, что при прогрессировании близорукости необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее пяти минут отдыха. При высокой степени близорукости целесообразно сокращать время непрерывной зрительной работы до 15 минут, а время отдыха увеличивать до 10 минут.

    При хроническом конъюнктивите во время зрительной работы через каждые 30 минут глаза должны отдыхать 5-10 минут.

    В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева определяет следующую допустимую зрительную нагрузку для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций.

    1. При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной – со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе – без применения зрения.

    2. При врожденной катаракте, афакии, подвывихах и вывихах хрусталика – со зрительным контролем в течение 10-15 минут.

    3. При врожденной глаукоме — со зрительным контролем 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе. В то же время Э.С. Аветисов указывает, что зрительная работа при глаукоме на близком расстоянии (чтение, письмо, рисование, шитье и т.п.), если она не приводит к переутомлению, вполне допустима и даже полезна.

    4. При атрофии зрительного нерва – со зрительным контролем, индивидуальная 10-15-20 минут.

    5. При тапеторетинальной дегенерации – со зрительным контролем: 10 — 15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.

    6. При воспалительных заболеваниях сетчатки, сосудистой оболочки, врожденных дефектах развития сосудистой оболочки и сетчатки – со зрительным контролем 10-15-20 минут, индивидуальная.

    Относительно высокая зрительная работоспособность у слабовидящих учащихся с близорукостью объясняется наличием больших приспособительных возможностей зрительного анализатора. Следует помнить, что учащимся с осложненной и врожденной миопией противопоказана мелкая работа, требующая значительного напряжения или связанная с длительным пребыванием в согнутом положении и наклоном головы вниз.

    У детей с дальнозоркостью, осложненной амблиопией, и афакией напряженная зрительная работа вблизи часто вызывает зрительное утомление, что следует учитывать и исключать продолжительную непрерывную работу.

    У школьников с заболеваниями зрительного нерва и сетчатки низкий уровень их зрительной работоспособности является одной из причин быстрой утомляемости в процессе занятий. Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения щадящего режима в отношении школьников, страдающих заболеваниями нервно-зрительного аппарата, при проведении занятий и должно учитываться при выборе профессии.

    Детям, страдающим нистагмом, нельзя поручать работы, выполнение которых требует сосредоточенности на мелких предметах и длительного зрительного напряжения. Им трудно оформлять стенные газеты, заниматься конструированием с использованием мелких деталей, переписыванием длинных текстов и др.

    Скорость выполнения заданий у слепых в два раза, а у слабовидящих на 60 % ниже по сравнению с аналогичными показателями зрячих, они быстрее утомляются и теряют работоспособность.
    Тифлопедагог Л.А. Ломоносова

    Аккомодационный вид зрительной утомляемости

    Проблема возникает при дальнозоркости, возрастном ослаблении зрения, а также при астигматизме. Зрительное утомление происходит в результате напряжения цилиарной мышцы. Что представляет собой эта мышца? Она находится внутри глаза, и когда начинает расслабляться, сокращаться, происходят изменения в форме хрусталика. Именно за счет этой мышцы человек хорошо видит на разном расстоянии.

    Как правило, впервые астенопия возникает еще в школе, но из-за того, что глазное яблоко растет, повышается работоспособность цилиарной мышцы, утомление проходит. У взрослых аккомодационная астенопия появляется, как правило, после 40 лет. Именно в этом возрасте ослабевает зрение вблизи.

    У вас появились первые симптомы зрительного утомления? Сразу же обращайтесь к офтальмологу, он внимательно исследует зрение, поможет расслабить цилиарную мышцу за счет специальных капель для глаз.

    Если у вас обнаружат дальнозоркость, астигматизм, врач назначит вам контактные линзы, очки. Кроме этого, вам придется уменьшить нагрузку на глаза, правильно организовать свое рабочее место, также не забывать за перерывы при постоянной зрительной нагрузке. Очень хорошо выполнять гимнастику для глаз.

    Детям будут подобраны очки, которые они должны постоянно носить. А вот взрослым постоянно ходить в очках необязательно, их достаточно будет использовать для работы за компьютером, просмотра телевизора и чтения.

    Астеническая астенопия

    Астеническая астенопия возникает в результате общих заболеваний организма, инфекционных болезнях, интоксикациях, чрезмерном умственном и физическом перенапряжении, неправильном режиме труда и отдыха. А значит, мерами коррекции является лечение общей патологии организма, общеукрепляющие мероприятия, витаминотерапия, рациональный режим труда и отдыха.

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Симптоматическая астенопия

    Симптоматическая астенопия появляется как симптом, сопровождающий некоторые воспалительные заболевания глаза, уха, придаточных пазух носа и так далее. Иногда симптоматическая астенопия бывает первым признаком начинающегося внутриглазного воспаления, так как страдает при этом цилиарная мышца. Адекватное и своевременное лечение воспаления позволит избавить пациента от симптомов астенопии.

    Мышечный вид астенопии

    При несвоевременном лечении близорукости на близком расстоянии перестает напрягаться цилиарная мышца. В норме она должна напрягаться и менять форму хрусталика. Астенопия в данном случае появляется из-за несоответствия напряжения глазодвигательной мышцы и расслабления цилиарной мышцы.

    Иногда заболевание спровоцировано скрытым косоглазием. Сразу о косоглазии узнать невозможно. Для его диагностики нужно прикрыть один глаз. При заболевании закрытый глаз немного отклонится в сторону, а открытый будет смотреть четко прямо. В данном случае глаза начинают быстро утомляться и развивается астенопия. Если своевременно не обратить внимание на проблему, косоглазие будет прогрессировать.

    Как лечится мышечная астенопия? Офтальмолог назначает раннюю оптическую коррекцию близорукости. Чтобы натренировать мышцы при скрытом косоглазии используется синоптофор. Курс лечения помогает снять симптоматику зрительного утомления.

    Причины усталости глаз

    Астенопия — это быстро наступающее утомление органа зрения во время его работы, особенно при рассмотрении объектов на близком расстоянии. Данное чувство не является патологией, однако если им пренебречь, то это может сформировать серьезные нарушения зрительного аппарата.

    Наиболее частые причины развития астенопии:

    • Длительное перенапряжение органа зрения.
    • Просмотр телевизора, работа с компьютером, гаджетами.
    • Продолжительное чтение книг в электронном или бумажном варианте.
    • Неправильно подобранные линзы или очки.
    • Неполноценное освещение рабочего места.
    • Пребывание на улице или в помещении с сухим воздухом.

    Вышеназванные факторы отражают только погрешности в гигиене зрения, нарушение которой способствует формированию чувства усталости глаза. Принципиально важную роль в развитии данного состояния играют уже имеющиеся патологии зрительного аппарата и организма человека в целом.

    Исходя из этого выделяют 5 видов астенопии:

    • Аккомодационная.
    • Мышечная.
    • Астеническая.
    • Симптоматическая.
    • Нервная.

    Аккомодационная астенопия

    Причинами этой формы усталости органа зрения являются:

    • Некорригированная дальнозоркость.
    • Возрастное снижение зрения на близком расстоянии (чаще старше 40 лет).
    • Астигматизм.

    Из-за вышеназванных заболеваний происходит напряжение ресничной (цилиарной) мышцы глаза, которая регулирует форму хрусталика. Вследствие этого отмечаются:

    • Переутомление мышцы.
    • Уменьшение силы ее сокращения.
    • Ослабевание способности глаза нормально рассматривать разноудаленные объекты.

    В детском возрасте иногда возникают симптомы астенопии, но по мере развития ребенка они могут исчезать за счет увеличения размеров глазного яблока и улучшения работоспособности цилиарной мышцы.

    Мышечная форма усталости глаз

    В нормальных условиях при рассмотрении близкорасположенных объектов в органе зрения происходят 2 важных процесса:

    • Сокращение цилиарной мышцы. Это приводит к изменению формы хрусталика, вследствие чего свет попадает четко на сетчатку, создавая тем самым качественное изображение.
    • Сокращение глазодвигательных мышц. Их напряжение приводит к сведению (конвергенции) глаз к рассматриваемому вблизи предмету и формированию объемной картинки на каждом из органов (бинокулярное зрение).

    При данном виде астенопии происходит напряжение глазодвигательных мышц, в то время как ресничные могут пребывать в расслабленном состоянии. Из-за подобного несоответствия в их работе глаз вынужден трудиться в ‘изнуряющем’ режиме, что провоцирует появление симптомов его усталости.

    Мышечная астенопия сопровождает людей с близорукостью.

    Астеническая форма

    Возникает вследствие общих патологий организма, инфекционных процессов, при умственном и физическом перенапряжении, некорректном режиме отдыха и труда.

    Симптоматический вид астенопии

    О данной форме говорят в том случае, когда астенопия служит одним из симптомов воспалительного или другого патологического процесса в органе зрения. Нередко именно усталость зрительного аппарата является первым признаком серьезного офтальмологического заболевания.

    Симптомы астенопии могут возникать при воспалительных процессах в ушах или придаточных пазухах носа. Это связано с близким расположением анатомических структур.

    Нервная усталость глаз

    Является диагнозом исключения, когда в результате обследований были вычеркнуты все вышеизложенные причины данного состояния.

    Возникать эта форма утомления глаз может вследствие неврозов, стрессов, неврастении, истерии. Лечение в данном случае проводится психиатром или неврологом.

    Профилактика заболевания

    Прежде всего нужно наладить свой режим. Во время работы за компьютером, а также при чтении, ваши глаза должны отдыхать через каждый час по 10 минут. Обязательно выполняйте такое упражнение: посмотрите на объекты, которые расположены далеко, затем закройте глаза и расслабьтесь.

    Обратите внимание на освещенность своего рабочего места, а также стол, стул – они должны быть удобными. Немаловажное значение имеет питание: старайтесь употреблять продукты, в которых много микроэлементов, витаминов. Как правило, офтальмолог назначает поливитаминные препараты.

    Таким образом, при соблюдении всех основных рекомендаций, у вас не возникнет проблем с глазами. Будьте осторожны!

    Профилактика астенопии

    Для профилактики астенопии необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха: через каждый час зрительной работы давать глазам отдых на 10-15 минут, посмотреть в окно на далеко расположенные объекты, посидеть с закрытыми глазами.

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Освещенность рабочего места должна быть достаточной, высота рабочего стола и стула должны соответствовать, рабочее место должно быть максимально удобным.

    Очень важно рациональное питание, содержащее натуральные продукты, богатые витаминами, микроэлементами, прием поливитаминных препаратов.

    Зрительные нагрузки при высокой степени близорукости

    Особое внимание продолжительности зрительной работы необходимо уделять людям с высокой степенью миопии. При близорукости более 6D важно максимально сократить зрительные нагрузки. Режим работы обязательно должен включать перерывы. Окулисты рекомендуют проводить за компьютером или чтением книг не более 30 минут подряд. После получаса работы необходимо давать глазам время на отдых. Лучше всего выполнить несколько упражнений зрительной гимнастики. Можно на 10 минут закрыть глаза, поморгать. Это поможет расслабить глазные мышцы. После этого можно вернуться к работе. Если условия работы не позволяют отдыхать каждые полчаса, то следует придерживаться правила «20-20-20». Через каждые 20 минут нужно делать небольшой перерыв, продолжительность которого составляет 20 секунд. В это время следует моргать глазами 20 раз. Это простое упражнение является хорошей профилактикой прогрессирующей близорукости. Оно позволяет улучшить кровоток и облегчить работу цилиарной мышцы глаза. Ученые доказали, что спазм аккомодации не проходит во время сна, поэтому зрительные нагрузки следует исключить перед сном.

    Один из признаков высокой степени миопии — это частые головные боли. Возникают они из-за несоблюдения режима нагрузки на зрительные органы. Не следует читать книги лежа на боку. В лежачем положении нарушается уровень освещения. Из-за это может растягиваться задний полюс глаза и диск зрительного нерва. Выполнение зрительной работы лежа на боку быстро приводит к утомляемости и часто становится причиной астенопии. Это состояние не относится к категории заболеваний, но все равно довольно опасно.

    Режим зрительной нагрузки при работе за компьютером

    Обойтись без компьютера и других гаджетов сегодня очень трудно взрослым и детям. Но можно соблюдать режим, рекомендованный для зрительной работы. Взрослый человек может проводить за компьютером не более 6 часов в день. Спустя каждые полчаса рекомендуется выполнять зрительную гимнастику. Это хорошая профилактика проблем со зрением. Работать за монитором можно не более 2 часов подряд. После этого необходимо делать перерыв минимум на 20 минут. В это время желательно пройтись, при возможности — выйти на улицу. Для детей режим нагрузки зрительных органов более жесткий. Время, которое ребенок может проводить за компьютером, зависит от возраста. Окулисты не советуют давать ребенку до 5 лет смартфоны или планшеты. Ученики начальной школы могут пользоваться компьютером не более 30 минут в день. Во время работы важно делать перерывы каждые 10 минут и выполнять несколько простых упражнений гимнастики для глаз. Ученикам средней школы разрешено проводить за компьютером около часа. Перерывы в работе обязательны. Делать их следует каждый 20 минут.

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Продолжительность зрительной нагрузки должна зависеть от того, как оборудовано рабочее место. Желательно, чтобы монитор компьютера располагался на 15-20 см ниже уровня глаз. Расстояние от зрительных органов до экрана должно быть не менее 50-70 см. При близорукости важно, чтобы высота стула и стола были отрегулированы. Рабочее место должно хорошо освещаться и при возможности находиться возле окна. Для правшей свет должен падать с левой стороны. Для левшей — наоборот. В глаза свет не должен попадать.

    Основные понятия

    В этом разделе рассмотрим основные термины. Итак, для поддержания нормального функционирования органов зрения сотрудников производственное освещение устанавливается согласно действующим санитарным и строительным нормам:

    • СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» ввел термин «разряд зрительной работы». Это отношение минимального размера объекта различения с фоном к расстоянию от органов зрения до объекта различения;
    • СНиП 23–05–95 (с изм. № 1, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29.05.2003 № 44) «Естественное и искусственное освещение» разъясняет, чем характеризуется разряд и подразряд зрительной работы.

    Рассмотрим, что говорит про разряд зрительных работ СНиП 23-05-95 (с изм. № 1, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29.05.2003 № 44):

    • разряд зрительной работы определяется размером объекта различения, то есть он зависит от точности выполняемой зрительной работы;
    • ее подразряд определяется сочетанием контраста объекта различения с фоном и светлоты фона;
    • для большинства разрядов существуют по четыре подразряда: а, б, в, г. Например, подразряд «а» означает, что контраст объекта различения с фоном — малый, а характеристика фона — темный.

    Теперь поговорим о том, как определить разряд зрительной работы. Значение определяется на основании расчетов, в которых принимают участие следующие показатели:

    • наименьшая величина объекта, который необходимо различать зрением в ходе выполнения работы. В приведенном нормативном акте этот показатель обозначается символом d;
    • расстояние, на котором указанный объект находится от уровня глаз сотрудника. В приведенном нормативном акте этот показатель обозначается символом I.

    Чтобы определить актуальное значение разряда, необходимо найти соотношение d / I, величина которого покажет категорию сложности зрительного труда, выполняемого сотрудником.

    Гимнастика для глаз при близорукости

    При высоких нагрузках и нарушении зрительного режима очень важно выполнять гимнастику для глаз. Физические упражнения помогают тренировать глазные мышцы. Это препятствует развитию спазма аккомодации, который часто приводит к миопии. Упражнения рекомендуется повторять каждый день. Лучше всего, если их выполнение будет комплексным. Посвящать время зарядке для глаз можно во время перерывов в работе, при выполнении домашних дел и т. д. Чтобы дать глазам отдохнуть, можно поморгать в течение 1-2 минут. Это поможет зрительным органам немного расслабиться. Хорошо помогает снять усталость массаж век. Одно из эффективных упражнений — это «восьмерка».

    Профилактика зрительного утомления ребенка в мире современных компьютерных технологий статья на тему

    Для его выполнения нужно закрыть глаза и попытаться взглядом «нарисовать» цифру восемь. Двигать головой при этом нельзя. Упражнение следует выполнять медленно, без резких движений. Для достижения большего эффекта окулисты рекомендуют повторять упражнение не менее 5 раз.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *