Предпосылки школьной дезадаптации (стр. 1 из 5)

    d3e8ae4577e629dbf864036a54c728e2

    Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

    С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

    Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

    В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

    Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

    Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

    Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

    Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

    Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

    • эмоциональной неустойчивостью;
    • частым отсутствием на школьных занятиях;
    • резким переходам от пассивности в активность;
    • частыми жалобами на плохое самочувствие;
    • отставанием от учебного курса.

    Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

    • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
    • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
    • — негативизму и протесту;
    • — проявлению характера через внешний вид;
    • — могут не отставать от учебного курса.

    Предпосылки школьной дезадаптации (стр. 1 из 5)

    Понятие школьной дезадаптации

    Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.
    Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.

    В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.

    Помощь со студенческой работой на тему Социальная и школьная дезадаптация

    Курсовая работа 410 ₽ Реферат 240 ₽ Контрольная работа 250 ₽
    Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

    Читайте так же  По каким признакам можно заподозрить у себя апноэ?

    Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.

    Причины школьной дезадаптации

    Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

    • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
    • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
    • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
    • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
    • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

    Суть школьной дезадаптации

    Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:

    • недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
    • проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
    • недостатки семейного воспитания;
    • сложность и интенсивность образовательных программ.

    Признаки

    Дезадаптация оценивается по следующей таблице.

    Уровень адаптацииХарактеристика ученика
    НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
    СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
    ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

    Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

    Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.

    Формы дезадаптации

    Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:

    • неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
    • болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.

    Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.

    • К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
    • Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.

    Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.

    Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.

    Типы проявления школьной дезадаптации

    1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

    2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

    3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

    Предпосылки школьной дезадаптации (стр. 1 из 5)

    Профилактика школьной дезадаптации

    Вот ряд рекомендаций для родителей.

    • Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом.
    • Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.
    • С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям.
    • Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в

      Предпосылки школьной дезадаптации (стр. 1 из 5)

      различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить.

    • Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
    • Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
    • Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
    • Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма.
    • Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок.
    • Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы.
    • На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность.
    • Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

    Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

    Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

    В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

    Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

    Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

    Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

    • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
    • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
    • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
    • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
    • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

    Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

    Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

    В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

    Понятие и сущность школьной дезадаптации у первоклассников

    Определение 1
    Школьная дезадаптация – это достаточно распространенное явление среди учащихся первых классов, характеризующееся психологическим дискомфортом, который испытывает ученик при посещении школы.

    Школьная дезапатация среди учащихся первых классов явление частое. Связано это с тем, что еще вчерашние дошкольники, посещавшие детский сад с заботливыми воспитателями и нянями, попадают в школьную среду, где совершенно иные правила, новый коллектив и абсолютно другой режим дня. Не всем первоклассникам удается приспособиться к новым жизненным условиям.

    В особо сложных ситуациях учащиеся первых классов испытывают не только сильный дискомфорт при посещении школы, но и отрицательные эмоции, блокирующие познавательную деятельность, тем самым тормозя развитие ребенка. Именно поэтому проблему школьной дезадаптации учащихся первых классов нельзя оставлять без внимания.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Проблема школьной дезадаптации у первоклассников 450 ₽ Реферат Проблема школьной дезадаптации у первоклассников 240 ₽ Контрольная работа Проблема школьной дезадаптации у первоклассников 200 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Школьная дезадаптация состоит из трех компонентов:

    1. Когнитивный компонент – ребенок, понимает, что теперь он школьник и у него новая социальная роль, однако он не может приспособиться к ней. Справиться с дезадаптацией на данном уровне помогает осознание и принятие ребенком новых правил, своих обязанностей и прав.
    2. Эмоциональный компонент — связан с самооценкой ребенка и уровнем его притязаний. Проблема заключается в том, что ребенок не способен в полной мере управлять своим поведением, у него проявляются школьные фобии. В том случае, если у ребенка адекватная самооценка и низкий уровень притязаний, то справиться со школьной дезадаптацией ему будет проще.
    3. Поведенческий компонент – включает в себя особенности поведения ребенка в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, владение правилами и нормами поведения в социуме. В том случае, если ребенок не достаточно воспитан, у него есть стремление нарушать правила, и он их нарушает, то процесс адаптации к обучению в школе протекает сложно и, как правило, возникает дезадаптация.

    Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *