Повышение концентрации внимания: практические советы

    4593e1a8c12a10c15e429d3c5113b5a5

    Большинство людей устроены так, что не могут одновременно заниматься двумя или больше разными делами. Мы можем сосредоточиться только на чем-то одном. Но иногда нам не хватает сил даже на то, чтобы полностью сконцентрироваться на деле. Для предотвращения такой рассеянности стоит практиковать развитие концентрации внимания. Многолетние изучения работы головного мозга позволили разработать множество способов укрепления памяти и внимания. Благодаря этому, каждый человек может подобрать для себя упражнение, которое позволит совершенствоваться и развиваться. Ниже мы предлагаем ознакомиться с самыми действенными способами развития собственных способностей сосредотачиваться.

    Причины ухудшения концентрации

    Снижение внимания и рассеянность вызывает недостаток кислорода, который поступает к головному мозгу. Также причиной может быть обычная усталость или перегрузка новой информацией. Это достаточно распространенные причины, от которых легко избавиться. Достаточно просто хорошо отдохнуть.
    Но есть и другая ситуация, которая выражается потерей сосредоточенности. Астенический синдром, или нарушение функции головного мозга — это результат небрежного отношения к собственному здоровью. Причин появления этого неприятного процесса обусловлено несколькими причинами.

    • Частые стрессы и волнения вызывают истощение нервной системы.
    • Недостаточно поступление в организм витамина В12.
    • Проблемы с эндокринной системой негативно влияют на работу мозга.
    • Снижение и ослабление иммунитета.
    • Отмирание клеток мозга после травмы или в результате болезни Альцгеймера.

    Повышение концентрации внимания: практические советы

    Как работают специалисты

    В нашей клиники работают опытные специалисты, которые знают, как эффективно подойти к решению данных проблем. С пациентом проводят тренинги, после которых укрепляется память, внимание и улучшается мышление. Современные тесты направлены на повторение слов; составление единого рисунка из нескольких абстрактных понятий; анализа текстов; решение задач «на смекалку».

    При необходимости специалистами будет подобран комплекс витаминов и лекарственных препаратов, необходимых для устранения проблемы, которые подбираются в индивидуальном порядке, в зависимости от причины и стадии проявления нарушений.

    Цель работы наших специалистов – разработка комплекса мер по восстановлению жизненно-важных функций. Мы стремимся полностью изменить образ жизни пациента, сделав его наиболее благоприятным для выздоровления.

    Как улучшить память и внимание

    Правильная фокусировка на определенной мысли, цели или предмете зависит от трех важных факторов:

    1. Комфортное окружение. Отсутствие внешних и внутренних раздражителей, удобство, необходимые предметы обстановки.
    2. Питание и здоровый образ жизни. Обязательные прогулки на свежем воздухе, достаточное количество воды и еда, насыщенная витаминами.
    3. Образ мышления. Умение фокусироваться на одном деле, выделение приоритетных задач.

    Эти три пункта обеспечивают надежную работу мозговых центров. Но даже при наличии всех необходимых условий, иногда бывает рассеянность внимания и забывчивость.Тогда следует задуматься, как улучшить память и заставить мозг концентрироваться на нужном нам объекте беспрекословно.

    Статья:

    В статье представлена возможная модификация тестов по обследованию внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР 3 ур. Представлен сопоставительный анализ результатов обследования у детей с ОНР и без речевого недоразвития. Приводятся примеры некоторых игр и упражнений по развитию зрительного восприятия и внимания.
    ***

    Интерес исследователей к проблеме внимания и зрительного восприятия у детей с речевым недоразвитием достаточно высок, но до настоящего времени в теоретическом осмыслении проблемы нет единства. Так, в общей психологии внимание трактуется как независимое психическое состояние человека, имеющее свои особенности, не сводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования этой точки зрения сторонники этого мнения указывали на то, что в мозге человека выделяются особого рода структуры, имеющие отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. К таковым структурам относят ретикулярную формацию или ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм, а также доминанту, исследованную и описанную А.Ухтомским. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо(6), который считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Т. Рибо , предполагал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

    По мнению Е.Д.Хомской, А.Р.Лурии и др. внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса, так как оно не имеет своего содержания, продукта. Внимание характеризует динамику любого психического процесса; это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности – как простой, так и сложной. Такой подход, по нашему мнению, отличается от общепринятого в психологии и представляется нам обоснованным.

    Из всех существующих определений понятия внимания и его классификации мы считаем наиболее точными и емкими определения, предложенные А.Р.Лурией (7). По его мнению, внимание – это фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых. Он различает несколько форм внимания, соответственно тем процессам, в которых оно реализуется. К этим формам относятся:

    1.Сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.)

    2.Двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции.

    3.эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами.

    4.Интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности.

    Ряд авторов подчеркивают, что многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Если все же рассматривать внимание как высшую психическую функцию, «обслуживающую» все остальные психические процессы, то становится очевидным, что невозможно овладеть каким-либо навыком, знанием или умением без сформированных показателей внимания. К таким показателям А.Л.Венгер, М.В.Ермолаева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др. относят:

    — концентрацию внимания (способность работать не отвлекаясь),

    -распределение (способность выполнять две или более деятельности),

    -переключение (легкость перехода от одной деятельности к другой, умение отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором),

    -устойчивость (способность внимания сохраняться на одном и том же уровне в течение длительного периода времени),

    — объем (это количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания человека).

    Н.Н. Трагуготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость. По данным Ю.А.Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. В.И.Селиверстов к нарушениями внимания у детей с ОНР относит:

    — неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

    — снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

    — повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое;

    — снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно

    Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных признаках. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, их слуховая функция истощается.

    Значение внимания для регуляции деятельности ребенка трудно переоценить. М.Монтессори отмечала, что способность ребенка к поляризации (концентрации) внимания очень важна как для развития познавательных процессов, так и личности в целом. Поляризацию внимания М. Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в психике ребенка (4). И.В.Дубровина полагает, что различные свойства внимания вносят «неодинаковый» вклад в успешность обучения по разным направлениям дошкольного образования. Так, при овладении навыком чтения ведущая роль принадлежит устойчивости внимания .

    Для более полного понимания проблемы зрительного восприятия у детей с ОНР мы проанализировали труды нейропсихологов, физиологов, педагогов и психологов и убедились, что этот психический процесс изучен в наши дни недостаточно. Зрительная система представляет собой сложный нейронный аппарат, от нейронов сетчатки до высших корковых зон, синтетическая работа которых порождает адекватный, целостный зрительный образ. Функциональные механизмы способностей зрительного восприятия существуют во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта посредством образования, дифференцирования и генерализации условных связей, в которых и осуществялется тренировка функции. Свойство функциональной системы воспринимать проявляется в определенных показателях продуктивности: точности восприятия, т.е. соответствия возникшего образа характеристикам воспринимаемого объекта; полноты восприятия, т.е. степень отмеченного выше соответствия; объема восприятия, т.е. количество объектов, которое может воспринять человек в строго фиксированное время; быстрота восприятия,т.е. времени, необходимого для адекватного восприятия предметов и явлений.

    Зрительный процесс является категоризированным, т.е. опосредуется значениями. Теоретические разработки проблемы категоризации, значений представлены в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Брунера и др.

    Мы разделяем точку зрения большинства исследователей, что зрительное восприятие неразрывно связано с мышлением и не может рассматриваться отдельно от него. Следовательно, изучая особенности зрительного восприятия у детей – дошкольников, невозможно дифференцировать тестовый материал строго по исследованию той или иной психической функции. Изучение зрительного восприятия всегда будет выявлять и состояние логического мышления.

    Читайте так же  Опасная встреча: что важно знать о змеях

    Ряд исследователей отмечает у детей с общим недоразвитием речи значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия картины как отраженного пространства. Это связано со сниженной способностью таких детей к знаковому преобразованию действительности.. Несмотря на то, что специальных исследований развития восприятия изображений у детей с ОНР проводилось недостаточно, во многих работах имеются указания на трудности, которые испытывают эти дети при восприятии наглядного материала ( Т.Б.Филичева, 1993; Г.В.Чиркина, 1993; В.П.Глухов, 1986; В.К.Воробьева, 1989; С.Н.Шаховская, 1992).Несмотря на единство мнений в плане физиологии процесса зрительного восприятия, мы выявили разногласия среди исследователей относительно его роли в процессе обучения и своеобразии у детей с ОНР.

    Целью нашего констатирующего эксперимента являлось сопоставительное изучение процессов внимания и зрительного восприятия у 60 детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у 30 детей с нормальной речью, слухом, зрением и интеллектом.

    Для изучения внимания и зрительного восприятия нами были использованы традиционные психологические методики, позволяющие изучить каждое из свойств этих психических процессов. Ряд тестов был модифицирован нами. Необходимость модификации была вызвана, в первую очередь, наличием достаточно сложных заданий и многоступенчатых инструкций, что затруднило бы исследование в силу особенностей мышления, мотивации и произвольности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также наличием не всегда универсального аналитического инструментария. Для получения сопоставительных данных результаты теста, проведенного с детьми с ОНР и с детьми с нормально развивающейся речью обрабатывались нами следующим образом. В зависимости от уровня выполнения задания дети получали баллы:

    3 балла – тест выполнен без ошибок.

    2 балла – ребенок допустил ошибки и/или требовалась помощь взрослого.

    3 балла – ребенок не справился с заданием удовлетворительно (допустил очень много ошибок).

    Исследование особенностей распределения и переключаемости внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 1,5, тогда как у детей с нормальной речью — 2,7.

    Таким образом, исследование показало, что у детей с ОНР имеется недостаточность внимания, его специфичность и истощаемость. Сравнительный анализ результатов доказал, что разница между состоянием внимания детей с речевым недоразвитием и без него достаточно большая. Выявлена вариативность среди испытуемых с ОНР при выполнении теста: дети условно разделились на 2 почти равные группы в зависимости от уровня распределения и переключаемости внимания.

    2..Исследование особенностей объема внимания «Точки».

    Ход эксперимента. Испытуемому на короткое время (5 сек) предъявлялась по одной каждая из 3 карточек с изображением от двух до 4 точек (см. рис.) Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки дается 20 секунд.

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 1,8 , тогда как у детей с нормальной речью -2,5.

    Исследование подтвердило, что объем внимания у детей с нормальным развитием речи и при речевом недоразвитии сильно различаются. С одной стороны, дети обеих групп одинаково хорошо следовали инструкции, удерживали в памяти программу действий, само задание. С другой стороны, недостаточный объем внимания приводил у детей с недоразвитием речи к ошибкам уже на этапе первого, самого простого задания. Большое количество ошибок у этих детей мы связываем и с дополнительными оптико-пространственными нарушениями, что показал детальный анализ характера ошибок. По нашим наблюдениям, у детей без речевого недоразвития почти не встречается «зеркальное» отображения точек в пространстве листа. Большой разброс в результатах внутри группы детей с ОНР позволил условно разделить детей на сильную и слабую подгруппы для дальнейшего обучения.

    3.Исследование особенностей произвольности внимания. Методика «Домик».

    Ход эксперимента: методика «Домик», предложенная Н.И.Гуткиной, представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 1,7, тогда как у детей с нормальной речью -2,5.

    Исследование выявило очень большой разброс в показателях, что доказывает недостаточность произвольного внимания у детей с ОНР. Мы солидарны с исследователями, считающие недостаточность произвольности у детей с ОНР следствием нарушения регулирующей функции речи (помимо и других психофизиологических причин). Сопоставительный анализ с детьми без речевого недоразвития показал, что необходимо поднимать уровень произвольности у детей с ОНР до максимально возможного. Несмотря на то, что эта функция и в норме также несовершенна и формируется в течение всего дошкольного и школьного детства, задания и упражнения по ее развитию у детей с ОНР должны проникать во весь коррекционно-образовательный процесс. Только при таких условиях, на наш взгляд, и возможна компенсация этого нарушения и приведение детей с ОНР к относительному нормальному развитию.

    4. Исследование устойчивости внимания.Тест «Переплетенные линии»

    Ход эксперимента: карточка с изображением переплетенных линий (8 линий) с четко обозначенным началом и концом. Испытуемый должен провести пальцем от начала каждой линии и до конца.

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 2,1 , тогда как у детей с нормальной речью -2,7.

    Мы сделали вывод, что трудности в овладении учебными навыками в процессе коррекционной работы детей с ОНР связаны во многом с недостаточностью этой характеристики внимания. Также мы отметили при выполнении задания и нарушения зрительно-моторной координации при относительно сохранном данном параметре внимания, что в итоге приводило к отрицательному результату теста (нет ни одного ребенка с ОНР в нашей выборке, выполнившего задание полностью).

    5.Исследование целостности восприятия. Тест «Что не дорисовано?»

    Ход эксперимента: Испытуемому демонстрируются 6 картинок с изображением контуров предметов и просят посмотреть на каждую картинку и сказать, что это»

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 2,1 , тогда как у детей с нормальной речью -2,8.

    Тестовый материал (альбом Н.Я.Семаго) подобран таким образом, что наряду с обиходными изображениями (ведро, чайник) предлагаются для опознания редко встречающиеся в жизни детей предметы (клещи, булавка). Именно поэтому, на наш взгляд, многие дети затруднились с опознанием именно в двух случаях: картинок с половинным изображением клещей и английской булавки. Однако этот тест выявляет словарный запас детей и их знания об окружающем мире. При изучении детей с нормальной речью достаточно было обратиться к их опыту («Вспомни, у папы наверняка есть такой инструмент»), как нужный зрительный образ сразу всплывал в их памяти. Детям с ОНР этот прием не помогал – они действительно не узнавали нарисованный предмет. Это позволяет сделать вывод о недостаточности целостности восприятия у детей с речевой патологией с принципиально большой разницей в показателях.

    6. Изучение дифференцированности восприятия. Тест «Найди квадрат».

    Ход экперимента: рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Испытуемому предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 1,5, тогда как у детей с нормальной речью -2,8.

    Сравнительный анализ показал, что не указали ни на один квадрат 33 ребенка с ОНР (19%), тогда как среди испытуемых без речевого недоразвития таких детей не оказалось. Столь сильный разброс в количественных оценках между детьми с нарушениями речевого развития и без него привел нас к убеждению, что дифференцированность зрительного восприятия — одна из тех его характеристик, которой необходимо заниматься целенаправленно.

    7.Тест «Фигуры Поппельрейтера» (наложенные изображения)

    Ход эксперимента: Испытуемому предлагается карточка с изображением контуров, знакомых детям предметов, наложенных друг на друга: большое ведро, в котором сложены лопата, яблоко, бутылка и т.д. Ребенок должен рассмотреть картинку и назвать изображения (9 рисунков).В случае, если некоторые картинки оказались не названными, ему предлагается рассмотреть ряд вырезанных по контуру этих же изображений. «Найди на первой, общей картинке такие же рисунки» (субтест).

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 2,1 , тогда как у детей с нормальной речью -3.

    Исследование выявило трудности детей с ОНР при назывании предметов (например, многие дети кружку называли чайником, яблоко с листиком опознавали по отдельности и проч.). Отмечена специфика восприятия, заключающаяся в ограничении движения глазных яблок. Большинство детей с ОНР, в отличие от детей с нормальной речью, концентрировали взгляд в центре изображения, поля зрения были сужены (самая распространенная ошибка при выполнении теста – дети не «видят» самого ведра, в котором находятся предметы и не называют его, а также не сразу «видят» выходящие за контуры ведра части предметов). Поэтому мы считаем, что комплексная методика коррекции речевого недоразвития должна решать проблему ограниченного движения глаз, что необходимо помогать глазу совершать широкие движения, охватывающие большее информационное пространство. При соблюдении этого условия обучения, восприятие изображения не будет столь фрагментарным.

    8. Тест «Зашумленные изображения»

    Читайте так же  Центрифуги для разделения крови. Особенности центрифужного плазмафереза.

    Ход эксперимента: Контуры 6 изображений, перечеркнутые линиями (прямыми и волнистыми). Испытуемому предлагается рассмотреть и назвать картинки.

    При оценке детей по балльной системе мы получили средний балл: у детей с ОНР — 2,7 , тогда как у детей с нормальной речью -3.

    Поскольку с тестом дети с ОНР справились удовлетворительно, мы сделали вывод о том, что у детей сохранна способность отвлекаться от раздражителя (в данном случае – линии) и опознавать предмет, соотнося его с эталоном в зрительной памяти. Это опровергает данные о том, что задания по выявлению состояния предметного гнозиса у детей с ОНР в условиях, усложняющих восприятие и узнавание, они выполняют с трудом из-за неузнавания изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона. В литературе детально описан феномен компенсации первичного дефекта; данный тест иллюстрирует это. Мы считаем, что при обучении детей с ОНР нужно не только опираться на данную сохранную характеристику восприятия, но и развивать ее. Именно поэтому нам кажется верным разделение изученной группы детей с ОНР на две подгруппы – сильную и слабую, что обеспечит дифференцированный подход к обучению.

    Выводы.

    Таким образом, исследование внимания и зрительного восприятия выявило существенные расхождения у детей с ОНР и с нормальной речью. Изучение детей с ОНР выявило вариативность нарушений этих психических процессов. По общим результатам всех тестов мы условно разделили всех испытуемых детей с ОНР на 2 равные подгруппы – сильную и слабую.

    Наше исследование имеет практическую значимость. Этими тестами может пользоваться любой логопед на этапе обследования речи и психических процессов у детей с ОНР для дальнейшего распределения их в подгруппы по уровню сформированности зрительного восприятия и внимания.

    Для более эффективной работы логопеда нами были разработаны игры и упражнения для целенаправленного развития зрительного восприятия и внимания. Каждая игра проводится в течение 5-8 минут перед началом индивидуального или подгруппового занятия.

    Примеры некоторых игр:

    1.Игра «Чего не хватает?»

    Цель: развитие целостности зрительного восприятия.

    Ход. Коллективное рисование. Логопед рисует на доске мелом или на большом листе фломастером предмет или животное. Дети подсказывают, чего не хватает, чтобы закончить рисунок, что необходимо дорисовать (например, при рисовании коровы дети должны вспомнить такие части ее тела, как рога, копыта, хвост, вымя). В некоторых случаях логопед пользуется подсказками — фигурками, по которым дети определяют части. В процессе называния детьми недостающих частей картины, логопед их дорисовывает. Для повышения мотивации некоторые простые части рисуют сами дети.

    2.Игры с мелкими предметами.

    Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия.

    Ход. Логопед подбирает множество мелких игрушек или предметов (из «Киндер-сюрприза, из тематических наборов и т.д.)

    — логопед на листе бумаги рисует контуры нескольких предметов, например, морковки, машинки, звездочки, ботинка и т.д. по размеру мелких предметов. Затем просит ребенка наложить на контур соответствующий предмет. Количество контуров-предметов постепенно увеличивается.

    — перед ребенком лежат 5-6 мелких предметов. По просьбе логопеда ребенок берет только те из них, которые он назовет и в точно такой же последовательности. Игрушки ставятся в ряд по порядку. Например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок».Количество предметов постепенно увеличивается.

    3. Игра «Палочки».

    Цель: развитие зрительного восприятия.

    Ход. Логопед рисует на листе палочки разной высоты. Две или три должны быть одной высоты (всего 10-12 палочек). Ребенок находит палочки одинаковой высоты.

    4.Логопедические наложенные картинки.

    Цель: развитие зрительного восприятия в процессе работы над коррекцией звукопроизношения.

    Ход: На листе нарисованы наложенные контуры известных ребенку картинок (ведро, молоток, гриб и т.д.). Картинки подобраны так, чтобы решалась задача по автоматизации звука, а затем – развитию зрительного восприятия. К каждой картинке прилагаются такие же, вырезанные из картона (бумаги) для накладывания на контур. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и угадать, что на ней нарисовано, четко произнося заданный звук (например, Р).Если ребенок не видит каких-то картинок, ему даются такие же, вырезанные из бумаги. Задача ребенка — соотнести нарисованную картинку и образец в руках и наложить вырезанную на ее контур.

    5.Логопедические разрезные картинки.

    Цель: развитие зрительного восприятия в процессе работы над коррекцией звукопроизношения.

    Ход. Для автоматизации звуков изготавливаются по 2 картинки: одна целая и одна – с линиями для разреза (6-8 частей).

    — Логопед предлагает ребенку собрать разрезанную картинку и назвать ее. Если ребенок затрудняется – логопед предлагает образец (целую картинку). Собрав по образцу, картинка называется, звук произносится утрированно.

    — Картинка собирается без образца, звук так же называется

    — Логопед предлагает ребенку вперемежку несколько разрезанных картинок (например, на звук Ш и Ж). Задача ребенка — собрать (по образцу или без) и назвать эти слова, четко проговаривая звуки Ш и Ж.

    Способы повышения концентрации и внимания

    Взрослый человек нуждается в том, чтобы постоянно оставаться собранным и иметь достаточный уровень фокусировки на цели. Есть немало различных вариантов, как повысить концентрацию внимания. Каждый из них направлен на то, чтобы использовать ресурсы мозга на все 100%. Выполняя нужные указания регулярно, вы сможете значительно увеличить свой внутренний потенциал.

    Планирование

    Приучите себя составлять планы действий прежде чем приступать к любому новому делу. Следуя пунктам плана, вы не только научитесь концентрироваться на задаче. Это поможет следить и за продвижением к цели, что положительно влияет на уровень самоконтроля.
    Благодаря тщательно продуманным шагам, вы сможете не распыляться на ненужные дела. Кроме того, четко представляя нужный результат, вы будете более точно концентрироваться на задаче. Практический подход будет усиливать ваше внимание с каждым выполненным пунктом.

    Помимо необходимых действий, не забывайте также про временные рамки. Это поможет мобилизовать собственные силы, чтобы уложиться в запланированное время. Организованность и собранность вам обеспечена, если вы будете заставлять себя следовать плану без отклонений и поблажек.

    Устанавливайте цели

    Начинайте свое утро с четкого представления целей на сегодня. Это могут быть самые обычные задачи, которые вы выполняете не задумываясь. Тем не менее, привычка идти к намеченному результату положительно отразится на выполнении более грандиозных задумок.
    Благодаря воспитанию в себе правильного направления к целям, легко усилить концентрацию внимания. Вы и не заметите, как спустя некоторое время с легкостью сможете быстро и четко решать задачи, которые раньше казались невообразимо сложными.

    Повышение концентрации внимания: практические советы

    Медитация

    Простой и действенный способ обеспечить правильную работу мозга — это медитирование. Спокойствие, правильная осанка и контроль дыхания успешно помогают одновременно расслабиться и сконцентрироваться. Важно, чтобы в это время вас не беспокоили никакие посторонние звуки или запахи. На начальных этапах вы не сможете самостоятельно абстрагироваться от них.
    Достаточно 20 минут медитации в день, чтобы повысить внимание у взрослого человека. Также контроль собственного дыхания помогает учиться концентрироваться только на одно задаче и игнорировать все остальные. Именно это является залогом успешной работы мозга.

    Правильный сон

    Чтобы иметь возможность полноценно отдыхать, следует обеспечить себе комфортные условия для сна. В первую очередь позаботьтесь об удобном “лежбище”. Стоит выбросить старые, комковатые и продавленные матрасы с выступающими пружинами. Идеальный вариант — это современная ортопедическая основа, которая удобно подстраивается под параметры вашего тела.
    Не забывайте и о том, что готовится ко сну нужно правильно.

    • Откажитесь от использования гаджетов, просмотров фильмов и компьютерных игр как минимум за час до сна.
    • Не переедайте. Пищеварительная система должна успеть отдохнуть за ночь. К тому же, легкое чувство голода подарит вам спокойные сны, которые не будоражат нервную систему.
    • Проветривайте помещение. Даже в морозную погоду обязательно нужно приоткрыть окно на 10-15 минут. Свежий воздух благоприятно влияет на здоровый сон.
    • Приучите себя ложиться и вставать в одно и то же время. Таким образом организм научиться полноценно отдыхать за отведенное время, и не придется задаваться вопросом: как увеличить ясность ума?

    Повышение концентрации внимания: практические советы

    Правильное питание

    Выбирая здоровую и полезную еду вы повышаете общее здоровье и возможности организма. Но для мозга основное топливо — это глюкоза. Важно следить за уровнем сахара в крови, не допуская сильного отклонения его от нормы. Для поддержания работоспособности и повышения концентрации внимания обязательно включайте в свой рацион следующие продукты:

    • Жирная рыба: тунец, скумбрия, лосось, сардины.
    • Какао и горький шоколад.
    • Выпечка из муки грубого помола.
    • Брокколи и цветная капуста.
    • Яйца.
    • Семена льна и тыквы.

    Упражнения для мозга

    Задаваясь вопросом, как улучшить концентрацию в условиях небольшого количества свободного времени, обратите внимание на несколько полезных упражнений.

    1. Используйте мытье посуды как способ заставить мозг сосредоточиться на задаче. Отмывая предмет, фиксируйте и мысленно описывайте ваши действия. Таким образом вы научитесь полностью погружаться в рабочий процесс без посторонних мыслей.
    2. Занимаясь рабочими делами или читая книгу, держите рядом с собой лист бумаги и ручку. Каждый раз, когда ваши мысли отклоняются от выполняемой задачи, ставьте на листе отметку. Это поможет контролировать уровень вашей сосредоточенности. Через некоторое время таких действий, вы будете замечать, что отметок становится все меньше. Это называется осознанность концентрации.
    3. Во время ходьбы сосредоточьтесь на том, что происходит рядом с вами, будь то объект или явление. Все моменты проговаривайте мысленно. Например “Пробежал лохматый пес в черном ошейнике. За ним идет хозяин.” или “Прошел мимо машины, у нее спущено колесо.”
    Читайте так же  Доза облучения при флюорографии: нормативные показатели, возможные риски

    Генетика и наследственность

    Учеными отмечено, что способность человека концентрироваться без особых усилий может передаваться на генетическом уровне. Исследуя особенность набора генов, можно определить, насколько сложно вам будет заставлять свой мозг фокусироваться. Благодаря современной аппаратуре, провести подобный анализ не составляет труда.
    Таким образом, благодаря генетическим исследованиям, вы сможете определить свой уровень устойчивости к отвлекающим факторам. Благодаря этому, можно построить план тренировки мозговых центров, чтобы повысить продуктивность работы.

    Организация рабочего процесса: отказ от многозадачности

    Не старайтесь хвататься сразу за все, что вам доступно. Выполняя одновременно несколько задач, вы рискуете провалить все. Только в очень редких случаях и при крайне удачном стечении обстоятельств удается справиться со всей выполняемой одновременно работой.
    Научитесь продуктивно планировать процесс выполнения задач. Обучение себя собранности и последовательности очень полезно. Расставляйте приоритеты важности и срочности. Не стоит начинать новое дело, предварительно не доведя до конца предыдущее.

    Правильное рабочее место

    Ваш личный стол или кабинет на работе — это место, где ничто не должно вас отвлекать от выполнения поставленных задач. Не стоит захламлять рабочую поверхность посторонними предметами, не имеющими отношения к вашей специализации. Так вам будет легче сфокусироваться и значительно повысить продуктивность.
    Наличие постоянного рабочего места дома — это очень правильный подход к выработке концентрации. Нужно организовать зону, где вы будете выполнять свою работу или учиться. Каждый предмет в этой зоне должен нести определенную функциональность. При этом помните, что работать где-либо еще в доме категорически нельзя.

    Избавьтесь от раздражителей

    Избегайте слишком громкой и ритмичной музыки во время работы. Если вы не можете заниматься в тишине — выбирайте плавные мелодии без вокального сопровождения. Дома предупреждайте родных, что будете заняты определенное время и отвлекать вас не нужно. В офисе, занимаясь важной задачей, постарайтесь отключать звонок на телефоне.

    Делайте перерывы

    Если продвижение к вашей цели предполагает большое количество времени — не забывайте делать перерывы на отдых. Это может быть короткая прогулка или кофе-брейк. После неподвижной работы за столом нужно потянуться и сделать несколько простых упражнений, чтобы улучшить циркуляцию крови. В противном случае вам грозит перенапряжение и ослабление мозговой деятельности.

    Повышение концентрации внимания: практические советы

    Медикаментозная терапия при рассеянности и нарушении внимания

    Для того чтобы избавить пациента от рассеянности и нарушения внимания неврологи назначают ноотропные препараты. Они стимулирую мозговую деятельность. Ноотропы улучшают процесс обучения, повышают концентрацию внимания. К этой группе лекарственных средств относятся следующие фармакологические препараты:

    1. Нобен – содержит синтетический коэнзим Q10. При наращивании концентрации этого вещества в головном мозге происходит стимуляция памяти, улучшается концентрация внимания;
    2. Билобил – основным действующим веществом является экстракт гинкго билоба, который оказывает вазоактивное действие, стимулирует нервные клетки головного мозга и оказывает слабое и антидепрессивное воздействие;
    3. Глицин – является заменимой аминокислотой, которая легко проникает в вещество головного мозга, обладает успокаивающим эффектом, повышает концентрацию внимания, способствует улучшению процесса усвоения информации;
    4. Аминалон – активным ингредиентом препарата является гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы, способствует ускорению реабилитационного периода после инсульта, повышает концентрацию внимания.

    Для укрепления нервной системы пациентам с нарушением внимания назначают комплексный витаминный препарат биотредин. Он содержит витамин В6 и аминокислота треонина. Укрепляет нервную систему, тем самым повышая внимательность. Для улучшения концентрации внимания неврологи назначают пирацетам, энцефабол, фенотропил, фезам. Пациентам пожилого возраста показан витаминный комплекс витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Он способен улучшать память и концентрацию внимания, уменьшать рассеянность. Неврологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают каждому пациенту наиболее эффективные и безопасные препараты.

    Психические и физиологические причины развития патологий

    На развитие патологий памяти влияют заболевания головного мозга. Это могут быть как дегенеративные процессы (прогрессирующая болезнь), так и нейроэндокринные дефекты (врожденная или приобретенная особенность). Часто причина развития патологии — психотическое расстройство. К таким заболеваниям относятся:

    • депрессия;
    • эпилепсия;
    • шизофрения;
    • неврастения;
    • невроз.

    Одно из типичных заболеваний, проявляющихся в раннем детском возрасте — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не способен контролировать свои действия и долго находиться на одном месте. Его нельзя увлечь игрой и другой однообразной деятельностью. Он хаотично двигается, разбрасывает игрушки, капризен и часто агрессивен.

    Проблемы с концентрацией могут возникнуть в стрессовой ситуации. Чаще они проходят самостоятельно, как только заканчивается воздействие стресс-фактора, но могут перейти в хроническую форму. В этом случае потребуется лечение.

    Виды

    Выделяют 3 вида расстройств, которые влияют на качество, объем и скорость обработки информации:

    1. Снижение устойчивости. Когда концентрация внимания снижается, начинается и ухудшение устойчивости. Эти процессы связаны. Сначала возникают сложности с непроизвольным вниманием, но вскоре человек обнаруживает, что не может целенаправленно сфокусироваться на объекте. Снижение устойчивости затрудняет познавательную деятельность, вызывает проблемы в мышлении. Особенно заметным и сильным снижение становится к концу насыщенного учебного или рабочего дня, в течение которого требовалась усиленная концентрация.
    2. Уменьшение объема. Это явление не позволяет оценивать предмет целостно, снижая способность человека отмечать детали. Он видит предмет фрагментарно, замечая цвет и размер, но не замечая его формы. При рассматривании нескольких предметов внимание фокусируется только на одном из них, или переключается с одного на другой, но отмечаются только отдельные детали. Например, человек может заметить, что одна часть предметов — синего цвета, а другая — зеленого, но назвать их количество он не сможет.
    3. Нарушение переключения. При неспособности распределять внимание между предметами человек теряет способность адекватно реагировать на изменения. Частая смена объектов вызывает чувство заторможенности или панику: человек видит предметы, но не в состоянии вовремя сфокусироваться на нужном. Так, ребенок с подобным нарушением не может выбрать из ряда предметов названный учителем, потому что он уже сфокусировался на том, который он заметил первым.

    Помимо основных патологий также отмечают побочные, дополняющие или сопровождающие нарушения внимания. Эти отклонения называют синдромами.

    Синдромы нарушения внимания

    Типы:

    1. Рассеянность — снижение концентрации, способности сосредотачиваться и переходить от одного предмета к другому, задерживаясь на каждом из них. Чаще имеет временный характер и проявляется при повышенной утомляемости, астении, неврозе, депрессии.
    2. Повышенная отвлекаемость — активное хаотичное перемещение внимания. Человек с таким синдромом начинает несколько дел одновременно, но не доводит их до конца. Наблюдается при маниакальных состояниях.
    3. Инертность — заторможенность внимания, снижение функции переключения. Человек фокусируется на предмете, и не может отвлечься от него.

    Согласно одной из классификаций, к синдромам нарушения внимания относится апрозексия — полная потеря внимания.

    Развитие произвольного внимания ребёнка

    Важнейшую роль в развитии произвольного внимания ребёнка играет… игра. Именно она вызывает эмоциональный интерес, т.е. стимулирует непроизвольное внимание, на основе которого затем выстроится внимание произвольное. Во время игры у ребёнка формируются основные элементы волевых действий, таких как постановка цели, принятие самостоятельного решения, составление плана действий и его выполнение, приложение усилий для преодоления препятствий и, наконец, оценка конечного результата своих действий.

    Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Уровень формирования речи напрямую связан с уровнем развития произвольного внимания, и поэтому игры на формирование речи благоприятствуют развитию произвольного внимания. Во время игры условия и требования, озвученные взрослым, помогают ребёнку овладеть произвольным вниманием.

    Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным – от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.

    Однако опираться только на интерес в работе с детьми старшего дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса. Неумение работать приведёт к плохому усвоению материала на последующих занятиях в школе. Ребёнок может понимать, что быть внимательным – это важно, но этого недостаточно, произвольному вниманию нужно учиться. Для дошкольника это означает научиться:

    • принимать все усложняющиеся инструкции,
    • удерживать их, сохраняя внимание, в течение всего занятия,
    • развивать в себе навыки самоконтроля.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *