Поговорим о личности ребенка

    dd1dae0c13de90c8cbf0998a1bf55ba5

    Поговорим о личности ребенка

    Поговорим о личности ребенка

    Поговорим о личности ребенка

    Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

    Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

    Формирование и развитие личности ребенка

    Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

    Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

    Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

    Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

    Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

    • малыш полноценно применяет личные местоимения;
    • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
    • ребенок владеет навыками самоконтроля;
    • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

    Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

    Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

    Основные этапы развития личности ребенка

    Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

    Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

    • ранний детский, от рождения до 3 лет;
    • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
    • отрочество – 12-15 лет;
    • юность – 16-18 лет.

    Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

    В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

    • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
    • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
    • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

    При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

    Формирование личности ребенка в семье

    Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

    Читайте так же  Люксфен капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

    В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

    Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

    Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

    Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

    Личность ребенка в процессе воспитания

    Никогда, просто запомните, никогда не делайте ребенка смыслом своей жизни. Ничего хорошего из этого не может выйти. Личность ребенка в процессе воспитания не должна быть перегружена ожиданиями родителей. Неужели вы действительно хотите, чтобы ребенок всегда чувствовал себя должником, как будто он должен продолжить ваше дело, исполнить ваши мечты и ни на шаг не отходить, чтоб хоть не обидеть дорогого родителя. Если да, то сходите к психологу. Если нет, то покажите ребенку, что он может и даже должен выбрать свой путь, помогите ему на этом пути, подтолкните и будьте рядом. А когда он начнет справляться сам, то просто отпустите. Вот увидите, в этом случае ваше чадо вас точно не забудет и с уважением отнесется к таким любящим и мудрым родителям.

    Другая крайность, когда детей делают центром вселенной. Они вырастают с ужасающей мыслью, что им все что-то должны. Но ведь это не так, и со временем они это точно узнают. Люди, которые живут только собой и ни о чем другом не думают, вряд ли смогут добиться чего-то хорошего в жизни. Лучше поставьте перед детьми вопрос, что они могут дать этому миру, а не что могут получить.

    Поговорим о личности ребенка

    Некоторые не совсем компетентные родители пытаются всячески оберегать свое дитя. При чем оберегать от всего, вплоть до катания на велосипеде и посещения секции карате. Почему? Потому что любимой маме так спокойнее. Зачем же ребенку так ее волновать? Пусть лучше сядет вон там, где его хорошо видно и играет вот этой мягкой безопасной игрушкой. Ребенок в таком случае научится только одному – страха нужно избегать. Любой ценой. А разве это самый лучший урок, который вы можете ему дать? Из такого малыша вырастет безынициативный, слабый, трусливый и серый человек. Научите же его, что нет ничего лучше, чем пойти страху навстречу, победить его. Только из таких людей вырастают те, кто может что-то принести в этот мир.

    Сейчас для кого-то может быть откровение, но знайте, что дети не бывают идеальными. Никогда. Они будут ошибаться, будут спотыкаться, делать неправильный выбор и забывать выученный стих. Это нормально, даже прекрасно. Ведь только так можно научится. Другого способа у нас нет. Если вы хотите, чтобы ребенок был всегда и во всем идеальным, учился на отлично и собирал все грамоты и дипломы, то вряд ли вы воспитаете кого-то, кроме человека с неврозом. Позвольте своим детям быть собой, быть нормальными, и тогда они вас точно порадуют своими успехами в будущем.

    Читайте так же  Сульфацил натрия от конъюнктивита

    Воспитание и формирование личности ребенка

    Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

    Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

    Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

    Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

    Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

    Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

    Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

    Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

    Поговорим о личности ребенка

    Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

    Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

    И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

    Личность – это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты. Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

    Темперамент — проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

    Типы темпераментов

    В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

    Сангвиники – отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

    Флегматики – отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

    Холерики – отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

    Меланхолики — отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

    Характер — набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет семейное воспитание и личный пример родителей.

    Так, при авторитарном стиле воспитания (жесткий контроль, высокая требовательность) у ребенка развивается заниженная самооценка, неуверенность в себе, нерешительность, боязнь всего нового.

    Читайте так же  Что делать, если вас укусила собака?

    При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку – ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

    Ребенок может обладать следующими чертами характера:

    Отношение ребенка к самому себе — чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот — самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

    Отношение ребенка к людям — общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот — замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

    Отношение ребенка к труду — трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот — лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

    Отношение ребенка к окружающим предметам – аккуратность, бережливость; или наоборот — неряшливость, небрежность.

    Способности – индивидуально – психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

    У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

    Способности делятся на:

    Общие – интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

    Специальные – определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

    Мотивация – это причины, управляющие поведением ребенка.

    Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову – ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

    Существует два типа мотивации

    Внешняя – основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру – соревнование – кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

    Внутренняя — проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать — им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

    И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» (кружок английского, кружок рисования, спортивная секция), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

    Воспитание ребенка в семье

    Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

    И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать. В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике – вы можете решить сами. Автор: Дарья Колдина

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *