Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

    887456e5c9325dee521cc6b8e187743e

    .

    Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.

    Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

    Страх школы — не то же самое, что банальная лень

    Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.

    Причины дидаскалейнофобии

    Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

    Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

    • издевательства одноклассников (буллинг);
    • конфликты с учителями;
    • частые конфликты с одноклассниками;
    • позиция изгоя;
    • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
    • строгость и давление учителей;
    • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
    • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

    К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

    Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия. Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.

    Признаки и симптомы наличия фобии

    Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

    Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

    • припадки асфиксии;
    • прерывающееся дыхание;
    • слишком частый пульс и сердечный ритм;
    • сильное потовыделение;
    • озноб и содрогание;
    • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.

    Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

    Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

    Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

    Читайте так же  Какие линзы для очков лучше выбрать: виды, марки

    Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

    Асфиксия — один из признаков фобии

    Проявление боязни школы

    Можно заметить психосоматические проявления фобии:

    • чувство удушья;
    • проблемы с дыханием;
    • тахикардия и аритмия;
    • повышенная потливость;
    • дрожь;
    • головокружение и головная боль;
    • слабость в ногах;
    • боль и напряжение в мышцах;
    • боль в груди;
    • обморок;
    • диспепсия;
    • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
    • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
    • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
    • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

    Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

    Дидаскалейнофобия: симптомы

    Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:

    • нехватка воздуха, асфиксия;
    • учащенное сердцебиение;
    • повышенная потливость;
    • тремор;
    • слабость в мышцах;
    • потеря сознания;
    • чувство тяжести в грудной клетке;
    • расстройство пищеварительной системы;
    • тошнота;
    • головные боли.

    На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.

    Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

    На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:

    • Нервное хождение из стороны в сторону.
    • Оцепенение, эмоциональный ступор.
    • Синдром рассеянного внимания.
    • Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).

    Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.

    Как избавиться, перестать бояться школы

    Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

    Помощь психолога

    В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

    Арт-терапия

    Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

    Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

    1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
    2. Почему ты боишься одноклассников?
    3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
    4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
    5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
    6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?
    Читайте так же  Какие продукты задерживают в организме воду: таблица

    Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

    Примеры домашних заданий:

    • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
    • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
    • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
    • поучаствовать в школьном мероприятии;
    • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

    Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

    Помощь родителей

    В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

    Что еще должны сделать родители:

    1. Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
    2. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
    3. Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

    Психотерапия

    Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

    Арт-терапия

    Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

    • хореография;
    • пение;
    • игра на музыкальном инструменте;
    • рисование песком;
    • собирание конструкторов;
    • рукоделие и т.д.

    Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.

    Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

    Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.

    Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

    Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

    Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

    Психотерапевт задает пациенту вопросы:

    • что случится, если ты сходишь в школу;
    • почему ты боишься своих одноклассников;
    • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
    • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
    • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
    • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.
    Читайте так же  Эктопия хрусталика глаза — причины и эффективное лечение в Москве

    Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

    Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

    Примеры домашних заданий:

    • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
    • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
    • принять участие в школьном мероприятии;
    • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
    • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

    Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

    Почему возникает боязнь школы, как избавиться от страха

    Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

    Профилактика страха перед школой

    Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

    Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

    Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *