Основные виды и функции воли в психологии

    f8bce93068713782400e647eb9c35838

    Одной из составляющих человеческого характера является воля, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека.

    Волей принято считать черту характера, при помощи которой человек способен преодолевать жизненные сложности, принимать решения и воплощать их в жизнь, вести правильный и надлежащий образ жизни.

    Данная черта характера не относится к разряду врожденных, каждый человек самостоятельно воспитывает и развивает силу воли, поэтому, она проявляется у людей не в равной степени. Например, у одного индивида может быть более сильный и волевой характер, нежели у другого.

    Что такое самовоспитание? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Характеристика основных понятий

    Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.

    Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.

    Все эти понятия имеют одну общую черту , необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.

    Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.

    Акт

    Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.

    Такой акт характеризуется следующими признаками:

    1. Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
    2. Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
    3. Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
    4. Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.

    Действия

    Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.

    Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.

    Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.

    Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.

    Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.

    Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.

    Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).

    Усилие

    Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.

    Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.

    И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.

    Такие усилия всегда связаны с мотивацией.

    Человеческая природа такова, что чтобы совершать какие-либо движения, индивид должен всегда знать, что за этим всегда следует награда, в частности, наступление желаемых последствий.

    Это является мотивацией, позволяющей стремиться к заданному результату.

    Основные виды и функции воли в психологии

    Основные виды и функции воли в психологии

    Основные виды и функции воли в психологии

    Основные виды и функции воли в психологии

    Основные виды и функции воли в психологии

    Что нужно знать о воле

    Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.

    С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.

    Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.

    Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.

    Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.

    Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.

    Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.

    1

    Развивайте моральные качества

    Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».

    Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.

    2

    Не тратьте волю попусту

    Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.

    Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.

    Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.

    Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.

    3

    Проведите сеанс саморефлексии

    Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:

    • Во время работы я постоянно отвлекаюсь на новостные сайты.
    • Во время чтения я люблю отвлекаться на свой телефон.
    • Во время разговора я фокусируюсь на том, что хочу сказать, а не на словах собеседника.

    Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.

    Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.

    Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.

    На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.

    4

    Останавливайтесь на три секунды

    Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.

    На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.

    Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.

    Желаем вам удачи!

    Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

    Читайте так же  Поляризационные очки: как работают, недостатки применения

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Преодоление негативного поведения
    • Все о привычках +Марафон!
    • Волевые качества личности
    • Как пересмотреть свои успехи за последние шесть месяцев
    • Стратегия для преодоления плохих привычек
    • Сферы личности
    • Что такое реализация намерения
    • 21 волшебный день: как легко за три недели выработать привычку
    • Формирование полезных привычек
    • Психические процессы: виды и краткая характеристика

    Ключевые слова:1Психорегуляция, 4Психорегуляция

    В чем заключается волевое усилие?

    Подобное понятие заключается в выполнении определенных намерений, направленных на преодоление препятствий и преград на пути к желаемому эффекту. Это сила воли , способность, которая формируется у человека на протяжении всей жизни.

    На этот процесс оказывает влияние множество факторов, в частности, привычки, социальные условия проживания, восприятие окружающего мира (позитивное или негативное), скорость психических реакций (способность быстро принимать решения).

    Человек обладает разумом, а значит, он понимает, что прилагать усилия необходимо только тогда, когда это действительно необходимо.

    Это понимание считается своеобразным защитным механизмом, ограждающим индивида от выполнения бессмысленных дел, которые ни к чему не приведут.

    А значит данный аспект имеет 2 важные особенности:

    1. Наличие цели, то есть необходимость действовать возникает только в том случае, когда человеку действительно необходимо добиться того или иного результата.
    2. Жизненные проблемы. Человек способен прикладывать волевые усилия не только по собственному желанию, но и для того, чтобы преодолеть возникающие жизненные неурядицы.

    Есть ли место волевым усилиям при интегральном взаимодействии человека с группой:

    Эмоциональные и волевые психические процессы

    5.1. Эмоциональные процессы

    Эмоциональный процесс

    – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.

    Эмоциональный интеллект

    (англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

    Классификация эмоциональных процессов

    по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:

    • аффекты
      (англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма;
    • эмоции
      (англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
      ,
      которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными;
    • чувства
      (англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает;
    • настроения
      (англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

    Страсть

    (англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.

    Физиологическая основа

    эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.

    Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.

    В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.

    Основные виды и функции воли в психологии

    Рис. 5.1.
    Классификация эмоциональных психических процессов

    Аффекты

    Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.

    Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.

    Отличительные черты аффекта:

    ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.

    Формы проявления аффекта:

    гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.

    Эмоции

    Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.

    Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.

    Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:

    гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).

    Компоненты
    эмоций
    :

    • импрессивный –
      внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления);
    • экспрессивный
      – внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).

    Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.

    Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.

    Составляющие эмоций:

    • когнитивная оценка событий и ситуаций.
    • физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
    • тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
    • экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
    • чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.

    Психологические теории эмоций:

    1. Эволюционная теория происхождения эмоций
      , автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма.
    2. Рудиментарная теория эмоций
      , авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных.
    3. Структурная теория эмоций
      , автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система.
    4. Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
      , авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций.
    5. Теория эмоций Кеннона-Барда
      , авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма.
    6. Активационная теория Линдсея-Хебба
      , авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания.
    7. Двухфакторная теория эмоций
      , авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения).
    8. Биологическая теория эмоций
      , автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции.
    9. Потребностно-информационная теория эмоций
      , автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
      Формула эмоции
      «, предложенная П.В. Симоновым:
      Э = П_(Ис – Ин)
      , где
      Э
      – эмоция (сила, качество, знак),
      П
      – потребность,
      Ин
      – информация, необходимая для ее удовлетворения,
      Ис
      – информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
    10. Теория когнитивного диссонанса
      , автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
      когнитивным диссонансом
      (расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
      когнитивным консонансом
      (совпадением ожидаемого и действительного).
    11. Единая концепция сознания и эмоций
      (Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.

    Функции эмоций:

    • отражательно-оценочная
      – позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне;
    • сигнальная
      – психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде;
    • подкрепляющая
      – эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию;
    • коммуникативная
      – эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта;
    • управляющая
      – эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения;
    • мобилизующая
      – физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида;
    • компенсаторная
      – эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.
    Читайте так же  Биография и теория психосинтеза Роберто Ассаджиоли

    Классификация видов эмоций

    1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
      • низшие
        – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
      • высшие
        – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.

    2. По валентности
      (
      тону
      ) эмоции могут быть
      положительными
      (радость, интерес) или
      отрицательными
      (страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

      Амбивалентность

      – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

    3. По интенсивности
      (
      силе
      ) выделяют
      сильные
      и
      слабые
      эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты.
    4. По влиянию на активность
      различают виды эмоций:
      • стенические
        (от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
      • астенические
        (от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.).

    Нарушения эмоций

    Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:

    • аффективная возбудимость
      – склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации;
    • аффективная слабость
      – чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости;
    • аффективная вялость
      – ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью;
    • аффективная истощаемостъ –
      кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.

    Виды волевых действий

    Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.

    Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.

    Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).

    Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.

    Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.

    Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.

    В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.

    Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.

    Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.

    После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.

    Этапы акта воли

    Акт воли считается сложным процессом, осуществление которого предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

    Крайними точками этого процесса принято считать постановку цели и ее достижение, но между этими процессами есть и несколько промежуточных пунктов.

    К числу ступеней акта в психологии относят:

    1. Разработку конкретного плана, необходимого для получения результата.
    2. Развитие мотивации, выбор приоритетного мотива.
    3. Принятие решения о том, что желаемая цель действительно необходима человеку, и ради ее достижения он готов приложить усилия. На этом этапе человек испытывает различные эмоции, они могут быть как приятными, в частности, чувство облегчения из-за того, что он наконец-то принял нужное решение, либо неприятными, например, беспокойство из-за трудностей, которые могут возникать на пути достижения нужной цели.
    4. Исполнение , реализация намеченного ранее плана.

    Волевое действие является неотъемлемым этапом для достижения необходимого эффекта, начинается оно всегда с принятия осознанного решения, когда человек понимает, что данный эффект ему необходим и для его получения нужно приложить определенные усилия и выполнить ряд действий.

    Воля и волевые свойства личности

    Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

    Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

    Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

    1) при выполнении физической и умственной работы;

    2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

    3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

    Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

    1) возникновение побуждения и постановка цели;

    2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

    3) принятие решения;

    4) исполнение.

    На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

    Физиологические механизмы

    произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).

    В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

    Волевая и эмоциональная

    регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

    Волевые качества личности

    рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

    Читайте так же  Фото: Радужные круги вокруг солнца — гало в небе над Бишкеком

    Психологическая структура

    Любой акт воли имеет определенную структуру, которая зависит от его сложности.

    Так, простые действия представляют собой процесс, при котором человек принимает решение, а затем совершает определенные действия для его реализации.

    Сложные действия более многообразны. Здесь также выделяют 2 этапа: подготовительный и реализующий.

    Подготовительный этап включает в себя постановку цели, определение мотивов (и их борьба, когда человек находится в раздумьях, действительно ли ему нужна данная цель) и возможностей, позволяющих добиться результата.

    Реализующий этап предполагает наличие особой деятельности, например, разработку плана действий и их осуществление.

    Простые и сложные действия: отличия

    Чем простое волевое действие отличается от сложного?

    Волевой акт состоит из определенных элементов, таких как постановка цели, побуждение к действию (мотивация), оценка имеющихся возможностей для ее достижения, разработка конкретного плана действий и их последующая реализация.

    Это является примером сложного волевого акта, направленного на получение более труднодоступного результата.

    Простые цели не требуют такого большого количества психологических и физических действий, следовательно, структура волевого акта, направленного на их получение, менее многоступенчатая.

    Таким образом, человек задумывает простое желание и начинает реализовывать его. В этом состоит отличие сложных и простых волевых действий.

    Структура волевого акта. Волевое усилие и его роль в принятии решения. Конформность и внушаемость.

    Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и

    особенности и включает:

    — побуждение к совершению волевого действия;

    — представление и осмысление цели действия;

    — представление средств, необходимых для достижения намеченной цели;

    — намерение осуществить данное действие;

    — выполнение принятого решения.

    1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

    2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

    3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

    4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это, значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

    5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее. Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Например, одному школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому — необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенсивность его будет различной. Разная степень волевого усилия может проявиться и у одной личности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отражаясь в сознании,» порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно, либо отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого усилия преодолеть их в практической деятельности.

    Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены все указанные пять звеньев.

    Внушаемость— это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам. Это безотчетное изменение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями, взглядами и привычками других людей.

    Конформность— это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. В то же время если намерение или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет.

    Воля и ее функции. Характеристика волевого процесса. Понятие о локусе контроля.

    Понятие воли подразумевает в себе четко определенную и чрезвычайно важную личностную силу в человеке, которая состоит из набора определенных качеств, которые вполне способны к развитию в процессе как спонтанных, так и специальных тренировок.

    Функции воли:

    Выбор мотивов, целей, постановка задач.

    Регулирование побуждений к действиям, когда мотивация их недостаточна или избыточна.

    Психические процессы воля организует в систему, которая адекватна выполняемой деятельности.

    Стягивание в единство физических и психических возможностей при одолении препятствий в достижении цели.

    Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

    Понятие о внимании. Общая характеристика, значение и функции внимания: отбор, удержание, контроль. Проблема развития внимания.

    Внимание —избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специ­фического содержания; оно призвано обеспечивать функционирование всех других познавательных процессов и, вообще, психической активности.

    Функции:

    1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

    2. Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    3. Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

    4. Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности).

    Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы «глупые» ошибки из – за невнимательности. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *