Основные научные теории когнитивной психологии

    37d284b513201ea0d5a449116f4ca12e

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Содержание

    Современные перспективы

    Современные перспективы когнитивной психологии вообще обратиться познания как теории двойного процесса , изложенная на по Дэниел Канеман в 2011 году Канеман дифференцированы два стиля обработки более, называя их интуиции и рассуждения. Интуиция (или система 1), аналогичен ассоциативное рассуждение, была определена , чтобы быть быстрыми и автоматическими, как правило , с сильными эмоциональными связи включены в процессе рассуждения. Канеман говорит , что такого рода рассуждения были основаны на сформированных привычек и очень трудно изменить или манипулировать. Обоснование (или система 2) был медленнее и гораздо более неустойчивыми, являющихся предметом сознательных суждений и установок.

    Виды когнитивных процессов

    Низшие или базовые

    Ощущение и восприятие

    Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

    Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

    Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

    Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

    О памяти

    Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

    • Память краткая или кратковременная;
    • Память сенсорного типа;
    • Память семантического вида;
    • Память рабочего характера;
    • Память автобиографического направления и другие.

    Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Внимание и память

    Процессы сложные и высшие

    Интеллект или ум

    Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

    На заметку

    Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

    Мышление

    Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

    Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

    Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Речь

    Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

    Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Мышление и речь

    Общие основы когнитивной психологии

    Замечание 1
    Когнитивная психология занимается изучением процесса получения человеком информации об окружающем его мире, о том, каким образом человек представляет эту информацию, о процессах ее хранения, преобразования во внутреннее знание и ее влиянии на поведение и внимание человека в процессе его жизнедеятельности.

    Когнитивная психология является направлением психологии, основной задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

    Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Задачи когнитивной психологии 470 руб.
    • Реферат Задачи когнитивной психологии 270 руб.
    • Контрольная работа Задачи когнитивной психологии 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией, эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития.

    В процессе своего развития когнитивная психология оказала влияние на все существующие разделы психологии. Основное же внимание исследований в рамках когнитивной психологии сфокусировано на процессе обучения. Последователями данного направления доказано, что эффективное и успешное обучение имеет место быть лишь в том случае если изучение нового материала, который связан с уже имеющимися у человека знаниями и умениями, включен в существующую когнитивную структуру.

    Необычный эксперимент

    С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

    Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

    Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

    Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом

    Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида

    Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

    Развитие когнитивной психологии

    Определение 1
    Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.

    Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.

    Данное направление психологии в 1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного, эмпирического подхода в науке.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Современная когнитивная психология 460 руб.
    • Реферат Современная когнитивная психология 230 руб.
    • Контрольная работа Современная когнитивная психология 220 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка.

    В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы, которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.

    Техники когнитивной психотерапии

    Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

    Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

    — обнаружение собственных негативных автоматических дум;

    — нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

    — нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

    — нахождение более реалистичных трактовок для них;

    — обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

    Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

    Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

    Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

    Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

    [править] Когнитивная психотерапия

    Вот по такому алгоритму, анонимус, и работает твой моск.
    Родилась по аналогии с сабжем. Если мозг — это комп, то в нем есть и баги, верно? Баги назвали когнитивными искажениями и обнаружили сотни их. Например, думает человек «Весь мир говно» — и впадает в депрессию. Но нужно ли наоборот, «программировать себя на позитив»? Думает человек «Весь мир конфетка» — и тоже впадает в депрессию, ибо мир постоянно его разочаровывает. И баги эти правятся так же, как в компьютерах — их заменяют на более адекватные установки типа: «В мире есть и говно, и конфетки, и даже неведомая ёбаная хуйня». Так-то!

    Те самые, которые про мир-говно и мир-конфетку. Просто они пролетают так быстро, столь ВНЕЗАПНО, что человек принимает их не за баги, коими они по сути своей и являются, а за истину, которая истинна лишь потому, что пришла изнутри и не успела подвергнуться сомнению (плюс зачастую они поддержаны сильными эмоциями). «Я случайно» в лучшем виде.

    Другим важным отличием когнитивной психотерапии от других направлений является то, что у психотерапевта есть четкий алгоритм работы на каждой сессии. Что является прямо-таки кощунством по сравнению с классическим психоанализом, где терапевт мог полагаться только на туманные представления корифеев о бессознательном и собственную интуицию.

    Основателями этого направления конкретно в психотерапии являются Альберт Эллис (рационально-эмоционально-поведенческая терапия) и Аарон Бек (когнитивно-поведенческая терапия). Несмотря на разные названия, оба пишут практически одно и то же. Эллис ближе к «простом народу», Бек — к формальной психиатрии. Для лучшего понимания читать рекомендуется обоих. Что характерно, в 1991-м году Эллис и Бек были признаны, соответственно, первым и третьим психологами по степени влияния на человечество (вторым — гуманист Карл Роджерс). Фрейд в тройку не вошел, хотя еще в 1982-м занимал третье место. Что символизирует.

    Если провести аналогии с точными науками, то:

    • Фрейд предлагал «водопроводную» модель психики — типа психические процессы давят на человека, и всё что он может — пускать их по более социально приемлемым каналам. Иначе разорвёт.
    • Далее пришли гештальтисты, и предложили «электрическую» модель психики — дескать, в психике находятся заряды неадеквата, которые надо полностью разрядить, чтобы неадекват ушел.
    • А потом пришли когнитивисты и предложили «компьютерную» модель психики — мышление обрабатывает информацию, и если оно её обрабатывает «неадекватно», то поведение становится неадекватным, следовательно, надо заменить неадекватные методы обработки на адекватные, научить думать здраво.

    Что будет дальше? Наверное, человек-смартфон. Или человек-вован. Такие дела.

    • «Мозг из нейронов-смартфонов» таки реальность: нейроны мозга требуют питания, и потому всё время делать одно эти нейроны таки заёбывает. Южно-итальянский «неторопливый» стиль жизни ВНЕЗАПНО из этого и состоит: люди, которые катаются домой пообедать, устраивая американцам разрыв шаблона, и не спешат туда-сюда с сэндвичами «как все», по факту работают в офисе столько же рабочих часов, что и все — люди тупо остаются допоздна.

    [править] Экспериментальное подтверждение

    Основная статья

    Читайте так же  Когнитивные функции: что это такое

    :
    Когнитивная психология/Психологические эксперименты
    Типичный когнитивный терапист

    Когнитивная психотерапия неоднократно проверялась экспериментально, с достаточно хорошими положительными результатами.

    До этого о психике человека узнавали либо из самонаблюдения, либо из наблюдения за пациентами. Поэтому человек в старых моделях получался либо глубокомысленным, либо наполовину поехавшим.

    Когнитивная психология взялась за постановку экспериментов над простыми смертными. И, пока комиссия по этике до них не добралась, успела получить всякие интересные результаты.

    [править] Долой бессознательное!

    Одно из несомненных достоинств когнитивной психотерапии — это избавление от введенной Фрейдом концепции бессознательного. Если вкратце, то Фрейд считал так:

    1. Существует бессознательное — неведомая ёбаная хуйня в глубинах психики, о которой достоверно не знает никто, включая самого пациента.
    2. Все психологические проблемы находятся именно в этом самом бессознательном.
    3. С помощью шаманских плясок с кушетками и рисунками можно таки узнать, что творится в этом самом бессознательном и даже исправить баги внутри него.

    А когнитивные психотерапевты стали считать так:

    1. Бессознательного либо не существует, либо оно таки существует, но нас не интересует.
    2. Все психологические проблемы находятся в сознании
      человека. Они выглядят как «автоматические мысли» — определенные мысли, быстро проносящиеся в голове у поциента и влияющие на его поведение. Человек на них обычно не обращает внимания, но если обратит, то легко их обнаружит.
    3. Замечая и рационально критикуя свои автоматические мысли, человек может исправить свои баги.

    То есть, вместо неведомой ёбаной хуйни и шаманских плясок появились вполне очевидные (по крайней мере, для самого человека) психические явления, которые легко обнаружить и несложно изменить. Epic win!

    Заодно таким образом был выбит фундамент из под ног различных шизотериков с их «магической силой бессознательного». Что тоже win. А недавние эксперименты дали пищу для ума философам.

    Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека

    Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание

    Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

    Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике.

    Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи.

    В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

    Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт.

    Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

    Кому может помочь когнитивная психология?

    Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения).

    Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение.

    Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

    Зарождение когнитивной психологии

    Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.
    Развитие когнитивной психологии на тот момент можно назвать «когнитивной революцией», которая выступала в качестве своеобразной реакции на идеи бихевиоризма в психологии, превалировавшие на том этапе развития психологической науки. Для бихевиоризма было характерно полное отрицание роли внутренней организации психических процессов в сознании человека.

    Радикальное влияние на процесс развития когнитивной психологии оказало широкое распространение методов математического моделирования и распространение методик и методологии теории информации и кибернетики, которые развивали теории управления сложными системами. Представители теории когнитивного развития личности человека считали, что человек также является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития определённым правилам и нормам.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа История когнитивной психологии 490 руб.
    • Реферат История когнитивной психологии 240 руб.
    • Контрольная работа История когнитивной психологии 240 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
    В своих исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций, качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров.

    Такие психические феномены, как память, внимание, воображение, действие и его планирование стали изучать с применением ЭВМ.

    Немного истории

    Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания. Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

    Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

    • Декарт;
    • Юм;
    • Кант.

    Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

    Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

    Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

    Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

    • бихевиористского течения;
    • изъятия психического элемента из оценки поведения;
    • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

    Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

    Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности. В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

    Основы когнитивной психологии

    Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

    • память;
    • речь;
    • воображение;
    • чувства;
    • мышление.

    В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

    Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

    Недостатки когнитивной психологии

    К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

    1. Недостаток общей концепции личности и общей схемы разъяснения познавательных процессов, озвученные мысли обладают схожестью с осознанием черт характера и особенностей познавательных действий в интроспективной психологии.
    2. Невысокая природная достоверность, то есть соотношение представлений предстоящим мониторингам.
    3. Уровень культуры не рассматривается, как условие воздействия в формировании познавательных возможностей индивидуума.

    На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

    Когнитивная психология на современном этапе развития психологии

    Замечание 1

    На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов.

    Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

    Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.

    Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией, эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития.

    Одним из важнейших открытий последних лет исследователи когнитивной психологии считают процесс установления связи между мыслительными процессами человеческого сознания и соответствующей нейрофизиологической активностью. Данные исследования были проведены во второй половине двадцатого века и получили свое развитие и на современном этапе развития психологической науки. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия.

    Принципы

    Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.

    • Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
    • Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
    • Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
    • Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
    • Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
    • Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Тема 6. Когнитивная психология

    Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражалось в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций. возник­ло понятие «информация» и попытки описать по­знавательную деятельность человека с помощью компьютера. В атмосфере нового духовного климата зароди­лись новые теории, цель которых — изучение и опи­сание познавательных процессов человека с исполь­зованием новой терминологии.

    Понятийный аппарат психологии на­полнился новыми терминами, такими как инфор­мационные входы и выходы, биты информации, ин­формационная емкость канала, помехи при передаче информации, человек как источник и получатель информации, обратная связь, искусственный интел­лект и др. В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. Часы в XX веке перестали быть моделью Вселенной. Потребовалась новая всеобщая метафора. И на эту роль претендует новая машина XX века — компьютер. Психологи все чаще используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. О компьютерах все чаще говорят в связи с проблемой искусственного интеллекта, и наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности. Так, например, способность накапливать информацию называют памятью, коды программирования — языками, а о появлении новых поколений компьютеров говорят, что они эволюционируют (Campbell. 1988; Roszak. 1986)

    Высказывается мысль, что компьютерные программы, которые по существу представляют собой некие инструкции, алгоритмы по обработке определенных символов, действуют точно так же, как сознание человека. И человек, и компьютер получают из окружающей среды огромные массивы информации (стимулов или данных). Далее эта информация подвергается соответствующей обработке, накоплению, на ее основе предпринимаются определенные действия. Таким образом, компьютерные программы выступают как своего рода модель для понимания процессов обработки информации в человеческой психике. Правда, следует оговориться, что такой моделью выступает не сам компьютер как аппарат, а его программное обеспечение (software, а не hardware).

    Когнитивную психологию интересуют прежде всего те физиологические корреляты психических процессов, с помощью которых можно понять способы и закономерности обработки различного рода сигналов, лежащие в основе процесса мышления. Свою главную цель когнитивное направление видит в том, чтобы раскрыть «те совокупности программ, накопленных в памяти человека, при помощи которых индивид понимает звуки речи и сам создает новые слова и предложения, приобретает определенный опыт, способен решать совершенно новые проблемы» (Howard. 1983. P. II).

    Когнитивизм (Ф. Хайдер, У. Найссер, Д. Келли, Д. Миллер) —изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на поведение.вычислительной техники; на смену метафоре «ча­сы», характерной для XVII в., пришла метафора «компьютер» (Шульц Д., Шульц С., 1998).

    Когнитивная психология не появилась на пустом месте. Ее истоки можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что «когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии» (Heamshaw. 1987. P. 272). Интерес к проблеме сознания присутствовал в психологии со дня ее появления, задолго до того, как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля, равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Одним из предшественников когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980), проведшего ряд весьма значительных исследований когнитивного развития ребенка.

    Читайте так же  Уколы для лечения глаз: препараты, в каких случаях делают

    Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации — перехода внешних предмет­ных действий во внутренние умственные действия — стала фундамен­тальной теоретической концепцией современной психологии.Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим миро­вым центром исследования психического развития человека.

    Пиаже создал особое направление в психологии — генетическую эпистемологию— психосоциальную теорию развития познания (от греч. episteme

    — знание) («Психология интеллекта», 1946).

    Пиаже установил, что все психическое развитие ребенка связано с развитием его интеллекта, способности адекватно отражать схему ситуации. Эта схема не дается от рождения, а формируется во взаимодействии спредметами, объективными ситуациями. При этом существенно, чтобы ребенок пользовался устойчивыми, ранее сформированными схемами и был способен видоизменять их по мере накопления опыта (эти процессы названы им ассимиляцией и аккомодацией).

    Пиаже дал периодизацию стадий формирования интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

    К ученым, заложившим своими работами фундамент когнитивной психологии, относятся Джордж Миллер и Джером Брунер.

    Джордж Миллер начал свою научную карьеру с изучения английской филологии и лингвистики в университете штата Алабама. Магистерский диплом он получил в 1941 году также в области лингвистики. Однако, еще будучи студентом, он заинтересовался психологией. В середине 50–х годов он увлекся использованием статистических методов в изучении процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления. В этот период он приходит к выводу, что бихевиоризм, как он выразился, «выдыхается». Сходство между деятельностью мышления и компьютерными операциями настолько потрясло Миллера, что его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии Как раз в то же самое время у него образовалась аллергия на шерсть животных, что означало, что он не может больше работать с лабораторными мышами. Он мог теперь работать только с человеком.

    В 1960 г. совместно с Джеромом Брунером он организовал Центр когнитивных исследований, в котором разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание.

    Выбирая термин «когнитивная», мы сознательно противопоставляли себя бихевиоризму. Поначалу мы хотели использовать нечто связанное с «ментальностью». Но «ментальная психология» — это звучало уж слишком нелепо. «Психология здравого смысла» отсылала бы нас к области антропологических исследований, а «народная психология» слишком уж похоже на вундтовскую социальную психологию Какой термин выбрали бы вы? Мы остановились на термине «когнитивная психологи». (Miller, цит. по: Baars. 1986. P. 210.)

    Впоследствии они вспоминали, что ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же все — таки означает слово «когнитивная» и что из всего этого следует. Собственно, «центр и не создавался для чего — то конкретного, скорее против. В этом «против» и была вся суть» (Norman & Levelt. 1988. P. 101).

    Несмотря на весь революционный дух когнитивной психологии, Миллер все же не считал это настоящей научной революцией. Он пользовался термином «органический рост» — изменение посредством медленного роста или накопления. Он считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление — возврат к психологии здравого смысла, для которого было совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

    Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

    Согласно концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтому можно сказать, что сенсомоторное отображение действительности имеет решающее значение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще один способ – иконическое отображение, термин был введен Дж.Брунером (когда ребенок интериоризует – переход извне внутрь и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов).

    Дж.Брунер обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов. Так как язык это не только средство передачи культурного наследия, но и является регулятором поведения, т.к. слово может вызывать или подавлять то или иное действие.

    Дж.Брунер утверждает, что обучение ведет за собой развитие. «Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования», т. е., опережая развитие, обучение стимулирует его, опираясь, несмотря на это, на актуальное развитие, опираясь на будущее состояние развития ребенка. Противоречия между уже достигнутым уровнем становления способностей человека, его знаний и полученных навыков действий, а также мотивами и способами связи с внешней средой являются движущей силой его психического развития.

    Дж. Брунерпровел фундаментальное сравнительное исследование интеллектуального развития детей в условиях различных культур и сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культуры общества, в котором ребенок живет. По мнению Дж. Брунера, развитие предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений и способами познания одновременно — действием, образом, символом.Сначала ребенок познает мир благодаря привычным действиям. Затем мир представляется в образах относительно свободных от действий. Постепенно появляется новый путь — перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и накладывает отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

    Первая сфера представлений — действие. Предмет и действие слиты, предмет становится как бы продолжением действия. Первоначально действия неразрывно связаны с восприятием, затем эти сферы дифференцируются и отделяются друг от друга. В переходный период ребенок устанавливает соответствие между миром образов и миром последовательных действий и позже освобождает образные представления из-под контроля действий. Между первым и вторым годом ребенок ищет предметы под платком, поднимая другие платки, стремясь увидеть, куда переместился объект после того, как его спрятали, т.е. начинает понимать и интерпретировать скрытые перемещения объекта.

    Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — это образ. В раннем детстве ребенок находится во власти ярких зрительных представлений, он сосредоточен на внешней стороне вещей.

    Третья сфера представлений — символ. Символические представления сначала развиваются на образной основе. Словарный запас включает круг узких, наглядных, знакомых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «не представленные» понятия. Речь ребенка перестраивает все когнитивное развитие, являясь его важнейшим орудием.

    Ульрик Найссер родился в Германии, в г. Киле. В Соединенные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Первоначально он изучал физику в Гарвардском университете. Под впечатлением блестящих лекций одного из молодых профессоров по имени Джордж Миллер Найссер решил, что физика не для него, и переключился на изучение психологии Он прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальтпсихологии

    В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования» (Goleman. 1983. P. 54). Найссер отмечал, что книга носит личный характер, это попытка определить самого себя как психолога, каким он есть или хотел бы быть. В книге также давалось и определение нового подхода в психологии. Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют «отцом» когнитивной психологии. В действительности же у него не было намерения основывать новую школу, но тем не менее, эта книга в значительной мере способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению се к проблемам познания.

    Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности» (Neisser. 1967. P. 4). Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

    Спустя девять лет после выхода в свет своей книги Найссер опубликовал еще одну работу под названием «Познание и реальность» (1976 г.). В этой работе он выражал неудовлетворенность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследования искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Он посчитал себя разочарованным, полагая, что когнитивная психология со времени своего появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом человеческое познание строится в действительности.

    В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитивного движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он стал подвергать сомнению когнитивное движение точно так же, как прежде критиковал бихевиоризм.

    Основные положения когнитивной психологии

    Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

    Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition — познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

    а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной;

    б) изучение атрибутивных процессов;

    в) изучение процессов памяти;

    г) изучение построения когнитивной картины мира;

    д) изучение бессознательного познания и восприятия;

    е) изучение познания у животных и т.д.

    Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие:

    1. источник данных – ментальные образования;

    2. познание определяет поведение;

    3. поведение как молярный (целостный) феномен;

    Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

    Основные концепции

    Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

    Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций

    Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

    Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

    Возникновение отдельного направления когнитивной психологии

    В качестве отдельного направления когнитивная психология возникла в шестидесятые годы XX века. Толчком для ее развития стала книга Найссера «Когнитивная психология», в которой он определил процесс познания как процесс, с помощью которого поступающие в мозг человека сенсорные данные подвергаются процессам трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в процессе его жизнедеятельности.

    Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Замечание 1

    По мнению автора процесс познания присутствует в любых проявлениях человеческой деятельности.

    Таким образом можно сделать вывод о том, что когнитивная психология основными предметами своего изучения имеет познавательные процессы человеческой психики к которым относятся:

    • ощущения;
    • восприятие;
    • воображение;
    • память;
    • мышление и т.д.

    Американский психолог и педагог Джером Брунер считал процесс восприятия человеком окружающего мира активным и непосредственно связанным с человеческой деятельностью в целом.

    В процессе своей исследовательской деятельности он обосновал теорию перцептивных гипотез, которая трактует все познавательные процессы психики человека как накладывание категорий, которые представляют собой определенные правила объединения, на объекты или события.

    Таким образом данный процесс накладывания определенных категорий на явления и объекты окружающего мира включает в себя ряд решений относительно того, присутствуют ли в воспринимаемом объекте наиболее важные для его существования признаки, какой именно объект должен быть проанализирован следующим, и какая именно гипотеза о необходимости того или иного признака необходимо выбрать в следующий раз.

    Замечание 2

    Сущность когнитивной психологии заключается в том, что она рассматривает человека в качестве ученого, который строит гипотезы и схемы и затем проверяет их действенность и оправданность на практике в реальной жизни.

    В исследованиях данного раздела человек представляется в виде своеобразного компьютера, который воспринимает внешние сигналы, поступающие из внешней среды, в виде света, температуры, света и других раздражителей с помощью рецепторов. Обработав поступающие сигналы, человек перерабатывает полученную информацию, анализирует и создает на основе полученных результатов шаблоны, которые позволяют решать стоящие перед ним задачи и проблемы.

    Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

    Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

    Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

    Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

    Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

    Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

    Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

    Читайте так же  Алмаг для глаз: правила использования и преимущества аппарата, показания для терапии

    Когнитивный процесс и когниция

    Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

    В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

    Когнитивная графика

    В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

    Когнитивная психология

    Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

    Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

    Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

    Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Основные научные теории когнитивной психологии

    Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

    Когнитивная психология

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………….2

    1. История развития и основной смысл когнитивной психологии………..3
    2. Значение и задачи когнитивной психологии…………………………….5
    3. Моделирование когнитивных процессов в психологии…………………7
    4. Проблемы восприятия в когнитологии………………………………….10

    Заключение……………………………………………………………………14

    Список использованной литературы………………………………………..15

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время когнитология стала важным элементом психологии, который необходим для решения стратегических задач сознательного управления личностью. Именно в последнее время стал возрастать интерес к изучению познавательных процессов.

    Когнитивная психология занимается изучением получения людьми информации о происходящем в мире, о представлении этой информации человеком, о хранении полученных данных в памяти и преобразовании в знания, а также о влиянии этих знаний на внимание и поведение конкретного человека. Данная отрасль психологии включает в себя весь диапазон психологических процессов: ощущение, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, формирование понятий, мышление, воображение, запоминание, язык, эмоции и процессы развития.

    Современному человеку очень важно быть эрудированным во всех направлениях его жизнедеятельности, так как теперешнее общество требует качественного уровня знаний и образования. [1]

    Знания, полученные с помощью когнитивной психологии, применяются во многих сферах жизнедеятельности человека. Данный элемент психологии позволяет человеку лучше понять и разобраться с признаками нарушения психической деятельности людей, так как изучение познавательных процессов по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.

    1.История развития и основной смысл когнитивной психологии.

    Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Она развивала подход, который основывался на представлении о организме человека как о системе, которая занята активными поисками сведений и переработкой информации, то есть на представлении о том, что люди разными способами и действиями влияют на информацию: занимаются перекодировкой ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают ненужную информацию из системы. Наиболее яркими представителями когнитивной психологии являются Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон, Дж. Келли.

    Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека, то есть взгляд на сущность человеческой природы влияние на разработанную им модель личности. Дж. Келли считал, что концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Его теория личности строится на основе целостной философской позиции — конструктивного альтернативизма.

    Основоположником теории личности, которая возникла в 1955году является Дж. Келли. Он считал, что конструктивный альтернавизм, как один из основных элементов философии, дает людям большое количество возможностей для выбора альтернативы оригинальному. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но каждый человек осознает ее по-своему. Из его теории следует, что ничто в мире не постоянно и не окончательно. Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования.

    Концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что поведение людей полностью никогда не определено и что некоторые человеческие мысли и поведение определены предшествующими событиями. Когнитивная теория построена на принципах свободы и детерминизма. Дж. Келли сконцентрировал внимание на том, как люди используют свой жизненный опыт. Его модель личности основывается на аналогии человека как исследователя. Келли предположил, что все люди − ученые, так как они занимаются формулировкой гипотез и следят за тем, подвергаются они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.

    Книга У. Найссера «Когнитивная психология», опубликованная в 1967 году, стала теоретическим фундаментом нового направления исследования познавательных процессов. Найсер рассматривал познание, как линейно-последовательный процесс переработки информации, которая включает в себя получение данных, их накопление и обработку, и использование. Процесс переработки информации человеком имеет сходство с переработкой информации компьютером. [2]

    Когнитивная психология в большей части основана на сходстве между преобразованием информации в вычислительных машинах и осуществлением познавательных процессов у человека. Таким образом выделяются многочисленные структурные элементы (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

    В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т. д.

    2.Значение и задачи когнитивной психологии.

    Когнитивная психология изучает получение людьми определенной информации о мире, о представлении этой информации человеком, о ее хранении в памяти, преобразовании в знания, которые затем влияют на внимание и поведение индивидуума. Данные исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

    Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, но основное внимание сконцентрировано на обучение, и этим доказано, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

    Основными задачами когнитивной психологии являются:

    — Способность к обнаружению и интерпретации сенсорных стимулов;

    — Детальное изучение физических характеристик окружающей среды;

    — Способность абстрагировать некоторые элементы события и объединять их в хорошо структурированную схему, придающую значение всему событию;

    — Способность к чтению и обработке специальной информации;

    — Способность сохранять в памяти текущие события и объединять их в непрерывную последовательность;

    — Способность использовать мнемонические приемы для воспроизведения информации;

    — Способность решать проблемы;

    — Способность к осмысленным действиям;

    — Способность к быстрому извлечению из долговременной памяти конкретной информации, которая необходима для применения в текущей ситуации.

    Некоторые психологи, особенно представители традиционного бихевиористского подхода, уверены, что всю последовательность событий можно адекватно (и гораздо более детально) описать в таких терминах. Однако, хотя эта точка зрения и подкупает своей простотой, она не в состоянии описать все когнитивные построения, которые принимают участие в подобном обмене информацией. Чтобы это сделать, необходимо в первую очередь определить и проанализировать конкретные компоненты когнитивного процесса и затем объединить их в общую модель. Хотя внешние действия являются важными составляющими, по-видимому, существуют также «внутренние» системы, которые стоят за этими действиями, и именно они привлекают к себе внимание некоторых психологов. С такой позиции когнитивные психологи и исследуют сложные проявления человеческого поведения.[2]

    В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, которые происходят в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.

    Когнитивная психология это подход, который подчеркивает значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания систем.

    3.Моделирование когнитивных процессов в психологии.

    Одним из способов объединить положения в систему более сложного порядка или когнитивную модель выступает модель обработки информации, которая имеет отношение к упорядоченной во времени последовательности событий. В основе модели обработки информации заключены три предположения:

    — познание можно понять, рассматривая его как ряд последовательных этапов;

    — на каждом этапе происходит уникальная обработка поступающей информации;

    — информация передается с предыдущего этапа на следующий, где она подвергается воздействию свойственных данному этапу операций.

    Современная когнитивная психология свои методы выводит из 12 основных областей исследований: когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий и искусственный интеллект.

    Современные исследования познавательных функций доказывают, что инструментами исследования познания могут быть способность к чувственному восприятию и интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.

    Выделяют два методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

    Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).

    Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания, при этом руководствуясь действиями физиологических механизмов.

    Основой когнитивных исследований выступает то, что перед человеком есть две реальности: ментальная и объективная. Объективная реальность постоянна и не меняется в результате познавательного процесса. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в объективной реальности и обеспечивает ему выживание.[3]

    В психологии различают два вида когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный), которые между собой взаимосвязаны.

    Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.

    Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их − врожденными. Современная точка зрения выражает то, что бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.

    Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются разные функциональные схемы, которые построены из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции. Данная схема состоит из таких функциональных блоков:

    — область рецепторов – происходит первичный анализ информации;

    — системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы;

    — память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации. Важный вопрос, который пытаются решить исследователи памяти – это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.

    — репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.

    Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.

    Под нормативным выводом понимают вывод, при котором испытуемый может обосновать выбор модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.

    Эвристический вывод – это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им, индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.[4]

    Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными.

    Основные задачи

    Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации.Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

    Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

    Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

    На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

    Что изучает

    Как ведет себя мужчина который любит по настоящему — психология влюбленности

    Когнитивное направление в психологии можно определить кратко: это изучение познавательных процессов. Поэтому в сферу интересов ученых входят высшие психические функции, эмоциональный интеллект, искусственный интеллект.

    Анализ микроструктуры – вот какой метод является основным в когнитивной психологии. Он основывается на логическом, эмпирическом и прагматическом анализах.

    Специалист рассматривает человека как компьютер и пытается разобраться в работе психики с этой точки зрения. Она объясняет деятельность нервной системы как вычислительной машины, которая проводит точные операции.

    Эта идея позволяет понять, что стимул проходит ряд преобразований в процессе обработки психикой. Поэтому можно предположить, что ресурсы человека ограничены по объему.

    Предмет когнитивной психологии – зависимость поведения индивида от познавательных процессов. Задача заключается в том, чтобы узнать все этапы от получения информации до ее переработки.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *