Основные функции общения в психологии

    332a09b5dbba64e08d2a555bbeff378d

    Основные функции общения в психологии

    Основные функции общения в психологии

    Основные функции общения в психологии

    Содержательный компонент процесса общения

    Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

    1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
    2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
    3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
    4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
    5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

    Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

    По средствам общение может быть:

    3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

    3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

    3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

    3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

    Уровни общения:

    Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

    1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

    2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

    3. Обсуждение интересующей проблемы.

    4. Решение проблемы.

    5. Завершение контакта (выход из него).

    Функции общения :

    1) инструментальная функция

    характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

    2) интегративная функция

    раскрывает общение как средство объединения людей;

    3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

    4) трансляционная функция

    выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

    Средства общения

    – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

    вербальные

    (общение осуществляется посредством речи)
    невербальные
    (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

    Цели общения

    Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

    1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
    2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

    Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

    Составляющие общения и его разновидности

    Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

    К ним относятся:

    • цель,
    • средства,
    • субъекты (участники взаимодействия),
    • тип связи между субъектами,
    • стиль,
    • тактика,
    • техники, методы,
    • результат.

    В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

    • эмоциональное – обмен эмоциями;
    • когнитивное – обмен знаниями;
    • деятельностное – обмен навыками и умениями;
    • мотивационное – обмен желаниями и целями;
    • материальное – обмен предметами или продуктами.
    Читайте так же  В чем преимущества контактных линз Оптима FW сроком ношения на 3 месяца: характеристики и мнение пользователей

    Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

    Средства общения

    Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

    1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
    2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
    3. Прямое — люди общаются между собой лично.
    4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

    Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

    • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
    • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

    Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

    Общение — это…

    Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

    В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

    Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

    1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.
      Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
    2. Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

      Основные функции общения в психологии

      У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

    3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности.
      Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

    Другие виды общения

    Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

    • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
    • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
    • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
    • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
    • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

    Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

    Читайте так же  Полисорб от прыщей – внутреннее и внешнее очищение кожи

    Количество участников в процессе коммуникации

    Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

    1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
    2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
    3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

    Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

    Понятие общения

    Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

    В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

    Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

    Помощь со студенческой работой на тему Функции общения

    Курсовая работа 430 ₽ Реферат 260 ₽ Контрольная работа 200 ₽
    Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Классификация по Е.И. Рогову

    Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

    Императивное

    В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

    Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

    Манипулятивное

    Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

    Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

    Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

    • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
    • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
    • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
    • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

    Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

    Читайте так же  Токсины делят на 2 группы: эндотоксины и экзотоксины

    Диалогическое

    Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

    • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
    • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
    • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
    • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
    • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

    Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

    Дополнение

    Основные функции общения в психологии

    Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

    • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
    • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
    • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
    • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
    • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
    • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
    • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
    • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
    • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *