Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста

    d3ef2f06ce7a41acfce1fa1087099479

    Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

    В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

    К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году — до 90-95%.

    Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени — лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

    Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

    К моменту рождения головной мозг ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры — 1/8 — 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 — 1/12 к 5 годам — 1/13-1/14 и у взрослого человека — приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

    Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

    Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 — 40 лет.

    Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного давления, поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

    Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

    С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество воды, увеличивается сухой остаток, мозговые ткани наполняются белковым компонентом.

    Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 — 12 месяцам, утроение — к 3 — 5 годам. У взрослого длина спинного мозга равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

    У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 — 40 капель в минуту.

    Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

    Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов — плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

    В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

    Закономерности развития статомоторной активности детей

    Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные рефлексы, или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

    Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

    Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

    В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы движения новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2—3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1—1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3—3,5 месяцев — удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7—8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9—10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12—13 месяцам совершенствуется.

    Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4—5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5—6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

    Затем ребенок начинает ползать, и к 7—8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8—9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10—11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10—12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2—3,5 годам). К 4—5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

    Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

    У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40—50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

    Читайте так же  Почему закисают глаза после сна и как с этим бороться?

    В 2—3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

    В 4—6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

    В 7—9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

    В 10—12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

    Развитие нервной системы новорожденного

    В материнской утробе эмбрион получает все, что ему нужно. В период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток. Маме важно вести здоровый образ жизни, чтобы у младенца сформировалась здоровая нервная система.

    5 фактов о нервной системе новорожденного:

    1. К концу внутриутробного периода центральная нервная система ребенка полностью сформирована, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.
    2. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.
    3. Только после рождения происходит развитие ткани головного мозга. Количество нервных клеток в нем после рождения не увеличивается.
    4. У новорожденного практически сформированы все извилины, но они слабо выражены.
    5. Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг.

    Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов и систем организма.

    Поскольку она еще не зрелая, у новорожденного могут появиться различные проблемы: колики у ребенка, нерегулярный стул, беспокойство. По мере созревания нервной системы новорожденного все нормализуется.

    ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Мама и ребенок: влияние психологического состояния женщины на малыша

    Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста

    Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

    Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

    На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

    К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

    Как новорожденный воспринимает мир

    Здоровые младенцы реагируют на сенсорную информацию, которая поступает из внешнего мира. Новорожденные близоруки, но острота зрения развивается быстро.

    Хотя детское зрение не такое четкое, как взрослое, они реагируют на образы с самого рождения.

    Младенцев особенно привлекают контрастные предметы светло-темных оттенков. Человеческое лицо также вызывает интерес. Новорожденные даже различают счастливые и грустные выражения.

    Как развивается зрение ребенка в первый год жизни (видео)>>

    Новорожденные также могут реагировать на вкусы, запахи и звуки, особенно на звук человеческого голоса. С рождения ребенок знает голос своей матери и узнает звуки историй, если она читала книги вслух, пока он еще был в утробе.

    Полагаясь на зрение, запахи и звуки, ребенок с первых дней отличает родителей от других людей. Младенческие сенсорные способности значительно улучшаются в течение первого года.

    Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста

    Развитие речи

    Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

    В развитии речи выделяют несколько этапов.

    Подготовительный этап

    . Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

    Этап возникновения сенсорной речи

    . Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7—8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», — начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10—12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

    Этап возникновения моторной речи

    . Первые слова ребенок произносит в 10—11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака — «ав-ав», кошка — «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30—40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

    Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

    У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

    Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

    Читайте так же  Операции при близорукости: лазерная коррекция, иол, кератомилез

    Тип нервной системы ребенка и его успехи в развитии

    Волков Б.С., канд. биол. наук, профессор кафедры психологии развития личности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Москва

    Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы: почему в одинаковых условиях воспитания и обучения не все дети одинаково успешны? Почему ребенок старается, но желаемого результата не достигает? На успешность, результативность, правильность поведения ребенка влияет тип его нервной системы. Родители и воспитатели должны знать и учитывать особенности детей, помогать им использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.

    Понятие «тип нервной системы» ввел русский физиолог И.П. Павлов. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность нервных клеток и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в «запредельное» торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. Эта характеристика лежит в основе деления типов нервной системы на сильный (подвижный и инертный) и слабый. Они различаются прежде всего работоспособностью, оптимальной только при определенных условиях, что и необходимо учитывать в воспитательно-образовательной деятельности.

    Учет индивидуальных проявлений свойств нервной системы при обучении и воспитании ребенка дает возможность выстроить персональный подход к нему. А воспитатели и родители, зная проявления свойств нервной системы, могут использовать приемы, облегчающие взаимодействие взрослых с детьми.

    Усвоению нового материала в большей степени способствуют особенности детей со слабым типом нервной системы, которые по правильности понимания и применения знаний чаще превосходят детей с сильным ее типом.

    Приемы работы с дошкольниками со слабым и сильным типом нервной системы

    Дети со слабым типом нервной системы менее выносливы, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий. Также необходим более продолжительный отдых, чтобы восстановить вовлеченные в работу нервные клетки. Кроме того, детям со слабым типом нервной системы нужна деятельность с недлительными и качественно разнородными действиями. Например, при заучивании текста помогут приемы: «мысленное» рисование картинок к тексту; повторение текста с использованием картинок, расположенных вперемешку (воспроизводя правильную последовательность).

    Психологи заметили: ребенок со слабым типом нервной системы, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в различных ситуациях.

    Рекомендуется:

    • давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку к занятиям, игре;
    • поощрять в ходе деятельности, формируя чувство уверенности: «хорошо», «молодец» и т.п.;
    • осторожно оценивать неудачи, поощряя за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;
    • вовлекать ребенка в более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности. Узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются лучше.

    Не рекомендуется:

    • ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
    • быстро переключать внимание ребенка на другие виды деятельности;
    • без необходимости отвлекать ребенка от выполняемой работы (игры, занятия);
    • поддерживать переживания ребенка по поводу eго неудач.

    Какой должна быть тактика родителей по отношению к детям с сильным типом нервной системы

    В целом дети с сильным типом нервной системы хорошо приспособлены к разнообразным условиям деятельности.

    Надеясь на свои способности, они:

    • недостаточно глубоко и качественно овладевают знаниями;
    • менее организованы в самостоятельной деятельности;
    • усваивают материал легко, поверхностно и быстро забывают;
    • глубоко не вникают в суть окружающих явлений без помощи взрослого;
    • не любят повторять им уже известное, чтобы установить новые взаимосвязи.

    Что может сделать взрослый, чтобы облегчить детям с сильным типом нервной системы перестройку малоэффективных способов работы, нейтрализовать психологические особенности, затрудняющие обучение?

    В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на таких детей особое внимание, по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности.

    Полезно специально тренировать детей с сильным типом нервной системы, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает, — особенно во время конструирования, когда следует точно выполнять инструкцию, работать по схеме (а это уже доступно детям 5—7 лет). Например, изготовление мебели из бумаги, цветов и использование конструктора типа Лего. Однако объем работы не должен быть таким, чтобы ребенок уставал. Если деятельность монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, истощение умственных сил, пресыщение детей с сильным типом нервной системы наступает быстрее. Развивая усидчивость, следует разрешать ребенку непродолжительные перерывы, по возможности меняя виды деятельности.

    Как отмечают психологи, лю­ди с сильным типом нервной системы обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача взрослого убедить ребенка в важности этого.

    Специальные приемы работы с инертными и подвижными детьми

    Детям с подвижным типом нервной системы трудно быть сдержанными. Возникают определенные трудности там, где они должны действовать строго по правилам (дидактические игры), в ситуации учебной деятельности (например, во время занятий). У таких детей может угасать активность, утрачивается интерес к выполняемой деятельности, что выражается в частых отвлечениях, особенно если возникают затруднения в получении ожидаемого результата.

    Нужны задания с разнообразием повторений, варьированием, чтобы сохранить за­интересованность (например, если ребенок выкладывает узор из мозаики, усложнение должно быть постепенным: «Выложи одного цыпленка» (по указанию или схеме). Затем предложите самостоятельно выложить второго, «чтобы ему не было скучно».

    Необходимо организовывать деятельность ребенка так, чтобы выполнение задания требовало внимательности. Например, дидактические игры: «Перепутанные варежки», «Как найти дорогу зайке, чтобы его не поймала лиса». В этих случаях ребенок внимателен, и от него не надо требовать внимания и дисциплины.

    Ситуация. Можно наблюдать, как дети с подвижным типом нервной системы, особенно 5—6 лет, будучи предоставленные сами себе, никак не могут приняться за работу (как дома, так и в детском саду).

    Как помочь таким детям включиться в работу?

    Решение. Психологи считают, что одним из действенных способов может быть сокраще­ние объема работы на первых порах. Например, отложить только прямоугольники или квадраты, а после того как намеченная часть работы выполнена и оценена взрослым положительно (найдите, за что похвалить), можно предложить продолжить работу (выбрать круги). Но если ребенок отказывается, не настаивать. В таких случаях взрослый включается сам или зовет других детей. Объем надо увеличивать постепенно, чтобы задание выполнялось до конца.

    Ситуация. Самую большую трудность дети с подвижным типом нервной системы испытывают при выполнении однообразной работы. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают отвлекаться, смотреть в окно, рассматривать картинки. Задают вопросы не по существу, а чтобы привлечь к себе внимание.

    Как поступать в таких случаях?

    Решение. Можно предложить ребенку иные способы выполнения задания. Можно задавать вопросы, чтобы ребенок рассмотрел ситуацию с разных точек зрения. Например, при рассматривании картины «Собака со щенками», предлагать: «Сколько здесь щенков?», «Какой характер у каждого из них?», «Выбери себе щенка и от его имени составь рассказ». Можно использовать так называемые «лже-загадки» (термин О.В. Дыбиной). Например, «Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?», «Что едят крокодилы в Арктике?».

    Между «слабыми» и «сильными», подвижными и инертными детьми, т.е. между пред­ставителями крайних типов, многочисленную группу составляют дети со средней представ­ленностью этих свойств. Их природные динамические особенности, с одной стороны, и требования взрослых — с другой, чаще всего не вступают в резкие противоречия друг с дру­гом; приспособление к ситуациям происходит относительно гладко.

    Читайте так же  Сыпь под глазами у взрослых и детей: причины, лечение

    Следует обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только в сочетании с учетом возрастных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения и воспитания конкретного ребенка, нужно принимать во внимание ее возможную типичность для данного возраста.

    Сон

    Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

    Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

    Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

    В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

    Зрение

    От рождения до 3 — 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка — 124 мг и у взрослого — 170 мг.

    В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9—12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

    Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

    В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 —9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого — 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

    Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

    У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

    Здоровье ребенка после рождения:

    Младенцы (от рождения до 1 года) и малыши (в возрасте от 1 до 2 лет) быстро растут.

    Физическое развитие в младенчестве и детстве, подразумевает изменения в теле и работе внутренних органов, развитие рефлексов, двигательных навыков, ощущений. Ребенок знакомится с окружающим миром, изучает себя, получает новый опыт.

    Первые 4 недели жизни называются неонатальным периодом или периодом новорожденности.

    Он начинается с момента обрезания пуповины и длится 28 дней. Делится на ранний неонатальный (первые 7 дней жизни младенца) и поздний неонатальный период (длится с 8-го по 28-й день).

    В педиатрии ранний неонтальный период считается критичным в жизни новорожденного. Организм адаптируется к окружающей среде – ребенок учится сам дышать, в кишечном тракте появляются микроорганизмы для переваривания пищи, тело и органы приспосабливаются к новым условиям терморегуляции.

    В первые 7 дней жизни младенец много спит. Нервная система еще незрелая, поэтому процессы возбуждения практически незаметны.

    В раннем неонтальном периоде у малыша могут наблюдаться следующие проблемы со здоровьем:

    • эритема, которая в виде высыпа6ний и покраснений на коже
    • потеря веса
    • желтуха
    • половой или гормональный криз
    • транзиторная лихорадка проявляется в виде повышенной температуры, которая может держаться от 3 часов до нескольких дней.

    У новорожденных появление подобных состояний считается естественным явлением, однако младенец должен находится под наблюдением врачей.

    ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развитие новорожденного: соня, обжоркин и сопелкин

    В позднем неонатальном периоде организм ребенка продолжает адаптироваться к изменениям. Пассивный иммунитет, который был сформирован еще в утробе благодаря антителам из материнского организма, защищает младенца от инфекций.

    Важно в этот период создать спокойную атмосферу в доме и комфортные условия для ребенка, чтобы он набирал вес, а нервная система продолжала развиваться.

    Развитие мозга плода и новорожденных также происходит быстро. Сначала развиваются нижние или подкорковые области мозга (ответственные за основные жизненные функции, такие как дыхание), затем развиваются области коры, ответственные за мышление и планирование.

    Большинство изменений в мозге ребенка происходит после рождения.

    При рождении мозг новорожденного весит всего 25% от мозга взрослого мозга.

    К концу второго года мозг весит около 80%.

    К половому созреванию, мозг весит почти 100 % от взрослого мозга.

    Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста

    Слух

    Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

    Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на звук, он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

    Обоняние

    У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

    Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *