Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    5191b86b946ef9755f4613f028459463

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    Зачастую люди реагируют на стрессовые события неосознанно, крайне иррационально и даже деструктивно. Оказывается, это происходит из-за физиологической реакции на стресс, которая является инстинктивной и присуща не только всем животным, но и людям. В данной статье мы рассмотрим, что такое стресс, как наш организм реагирует на него с точки зрения физиологии, к каким негативным последствиям приводит эта реакция, и что можно и нужно сделать, чтобы их избежать.

    Содержание

    Возникновение и становление науки о стрессе

    Чтобы разобраться в физиологической реакции организма на стресс, сначала необходимо понять, что такое стресс, почему он возникает и к каким последствиям приводит.

    Основоположником науки о стрессе является венгерский эндокринолог Ганс Селье. Экспериментальным путем он пришел к выводу, что любое неблагоприятное воздействие на организм со стороны неизменно приводит к негативным последствиям: ухудшению здоровья, возникновению различных болезней, а иногда даже к смерти.

    Селье выявил, что люди точно так же, как и животные, страдают от сильных физических нагрузок, шума, перепада температур и других вредных факторов, оказывающих на них влияние. И такие симптомы, как лихорадка, слабость и апатия у физически здоровых людей вызваны не скрытыми заболеваниями, а именно этими самыми негативными раздражителями.

    Селье назвал само это состояние и физиологическую реакцию организма на это состояние словом «стресс». А после этого сделал еще один колоссальный шаг в развитии науки, дав стрессу совершенно неожиданное определение: «стресс – это реакция организма на любое оказываемое на него воздействие». Селье утверждал, что стресс – это реакция не только на жестокие и болезненные воздействия со стороны, а на абсолютно любое воздействие со стороны, требующее адаптации и каких-либо ответных действий.

    Вслед за Селье многие ученые проводили экспериментальные исследования стресса с помощью животных. Одним из таких ученых был физиолог Уолтер Кэннон, который занимался изучением влияния страха и злости на их физиологию.

    В 1929 году Уолтер Кэннон опубликовал свою научную работу Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage: An Account of Recent Research into the Function of Emotional Excitement, Appleton-Century-Crofts («Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости: отчет о недавних исследованиях функции эмоционального возбуждения компании Appleton-Century-Crofts»), в которой впервые было введено понятие физиологической реакции «Freeze (замри) – Flight (беги) – Fight (борись) – Forfeit (сдавайся)».

    Агрессивное поведение детей и подростков

    С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости. Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию. Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции. Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.). Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес. Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей. Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека. Причины возникновения агрессивного поведения В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию. Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

    • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
    • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
    • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
    • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

    Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости. Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению. Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали. Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее. Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности. Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций. Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

    • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
    • провоцируют агрессивные фантазии;
    • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
    • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
    • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

    Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей. Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное. Семья Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение. Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности. На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим. Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии. Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы. Школа Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы. В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение. Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом. Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд». Данута Филари, Польша

    Физиологическая реакция на стресс по Уолтеру Кэннону

    Согласно теории Уолтера Кэннона, при возникновении стрессовой ситуации организм проходит четыре последовательных этапа реакций, которые являются врожденными и инстинктивными, т.е. присущи всем животным и людям:

    • Этап 1. Обнаружение угрозы. При возникновении угрозы у организма срабатывает реакция «замри», отключающая чувствительность и повышающая бдительность. Это позволяет ему оценить потенциальную ситуацию прежде, чем переходить к каким-либо действиям. В состоянии испуга организм выделяет адреналин, вследствие чего наблюдается состояние повышенной симпатической активности: ритм сердца и дыхание учащаются, мышцы всего тела напрягаются, а вот необязательные физиологические функции организма замедляются или останавливаются вовсе. Так тело готовится к действию, активизируя необходимые функции и накапливая энергию. Таким образом, сталкиваясь с угрозой, организм приходит в состояние крайнего возбуждения, в «боевую готовность».
    • Этап 2. Бегство от угрозы. Теперь, когда угроза обнаружена, включается реакция «беги», цель которой – любой ценой избежать угрозы, вернее, избежать прямого столкновения с ней. Если шансы на победу оцениваются как минимальные, единственным правильным выходом кажется бегство.
    • Этап 3. Драка с угрозой. Однако бегство от угрозы не всегда возможно. Что происходит тогда? Правильно, наступает стадия реакции на стресс «бей», характеризующаяся состоянием крайней возбужденности, безрассудства, агрессии. Организм принимает решение бороться за свою жизнь любыми доступными способами.
    • Этап 4. Смирение. Но что, если победить угрозу невозможно? Не хватает сил, времени, любых других ресурсов. Тогда наступает стадия «замри». Организм ощущает себя максимально беспомощным, и единственный выход, который он видит в сложившейся ситуации, это сдаться, опустить руки, стать неподвижным, перестать бороться и смириться со своей судьбой. Если реакция «замри» – это остановка, подготовка к действию, то реакция «сдавайся» – это уже полный отказ от действий.

    Важно отметить, что, хотя стадии реакции на стресс всегда идут в таком порядке, иногда организм может «перепрыгивать» с одной реакции на другую. Например, сразу сдаться. Все это напрямую зависит от степени угрозы.

    Физиологическая реакция «замри-беги-бей-сдавайся» направлена на спасение жизни и поэтому устойчиво сохраняется в эволюции в нашей ДНК. И животные, и люди прибегают к ней, поскольку она является инстинктивной и автоматически срабатывает, как только наш организм чувствует опасность.

    Но является ли данная реакция одинаково полезной и для людей, и для животных? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ее в жизни людей и животных более детально.

    Читайте так же  Аниридия что это такое отсутствие радужной оболочки глаза

    Общие причины агрессии – и у мужчин и у женщин

    Психологи сформулировали модель заполнения эмоциями, на примере кувшина. В этой модели, ”кувшине”, есть 4 слоя, где нижний слой является причиной появления верхнего слоя над ним.

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    Рисунок “Причины негативного поведения” взят из книги Ю.Гиппенрейтер

    Эти слои возникают в порядке от нижнего к верхнему, но увидеть и затем ”убрать” эти слои можно лишь в обратном порядке – от верхнего к нижнему.

    Первый слой ”кувшина” – самый верхний, который лежит на поверхности и его можно наблюдать ”не вооруженным глазом”. Этот верхний слой буквально выплескивается из кувшина, плещет через край.

    Чтобы увидеть проявления второго и более глубоких слоев, нужно понаблюдать за собой, за своим поведением, мыслями, реакциями. И только тогда можно найти в себе те чувства, состояния и эмоции, которые относятся к этим более глубоким слоям.

    1 слой. Гнев, злость, агрессия

    Сюда относится такое поведение, как протест, борьба, возмущение, сопротивление, действия ”назло”, ”дать сдачи”, ”отомстить”, заставить, накричать, надавить, дожать, ссоры, противостояние, негодование, наказание, обзывание, оскорбление и др.

    При этом, агрессивное поведение может быть как ярко выраженным, проявленным внешне, так и только на уровне мыслей, внутреннего состояния.

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    Кроме того, оно может быть направлено как на другого человека, так и на себя самого. Если вы заметили за собой, что ведете себя агрессивно по отношению к другим, значит совершенно точно, хотя бы мысленно, вы делаете то же самое по отношению и к себе, возможно в других ситуациях.

    2 слой. Боль, обида, страх, стыд, вина

    Это и есть причина, почему проявляется агрессивное поведение. Этот слой – причина того, что лежит выше, в 1 слое.

    Исследования психологов подтверждают, что ”гнев и агрессия – чувства вторичные, и происходят они от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида.” (Ю.Гиппенрейтер)

    Всегда, под проявлениями гнева и агрессии, параллельно или незадолго до этого, человеком проживается боль, страх, обида, причиной которых может быть стыд, вина, обида, ненависть к самому себе, разочарование, “я должен был”, “я не справился” и тд.

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    Примеры из консультаций по методу Реинкарнационика

    Пример 1. Женщина приходит в новый коллектив на работе и чувствует агрессивный настрой от коллег. Внутри у нее конкурентный настрой, ”Я вам покажу кто я такая, вы меня будете уважать!”. Еще глубже под этим состоянием — у нее стыд за саму себя. Эти два слоя легко обнаруживаются в состоянии погружения у клиента, когда клиент замедляется в медитации и фокус внимания направлен внутрь самого себя. Стыд за саму себя появился у нее еще в детстве, а в школьные годы был особенно проявленным. Стыд за саму себя у нее — старая привычка, еще с детства, но на самом деле, родом из прошлых жизней.

    Пример 2. Женщина на свидании с мужчиной, который ей нравится. Он что-то сделал, что не входило в ее понимание ”как мужчина должен себя вести, если женщина ему нравится”. В результате, она почувствовала негодование, еще ничего ему не сказала, но сделала вид, что у нее важная работа в телефоне и углубилась в телефон, предоставив мужчину самому себе. Но одновременно с негодованием на мужчину у нее было чувство ненависти к самой себе — за то, что мужчина ведет себя неуважительно по отношению к ней, поскольку она именно так оценила его поступок.

    Пример 3. Мужчина разговаривает по телефону, собеседник сообщает ему, что не может вернуть долг сегодня. Мужчина разразился на него гневом, оскорбил собеседника. Одновременно с гневом, у него включилась ненависть к самому себе — за то, что был таким непредусмотрительным и дал ему в долг, а также за то, что уже пообещал отдать эти деньги другому человеку. По сути, ненависть на себя за два неправильно принятых решения. Эта ненависть к себе и вырвалась на собеседника.

    3 слой. Потребности в любви, внимании, уважении, свободе, независимости, важности, значимости, успехе

    Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.

    При этом, потребности бывают физические – потребности физического тела в еде, сне, тепле, сексе, физической безопасности и тд.

    А также, поскольку ”человек – это общественное животное” (Аристотель), то есть у человека еще и потребности, которые связаны с проявлением себя в социуме, во взаимодействии с другими людьми. И эти потребности считаются психологами более высокого уровня, нежели физические потребности.

    Вот эти потребности:

    • чтобы человека любили, понимали, принимали, было чувство близости
    • чтобы человека признавали, уважали
    • чтобы у человека был успех в том, что он делает
    • чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя

    За любым негативным переживанием всегда стоит какая-то неудовлетворенная потребность из вышеперечисленных.

    4 слой. Базисные стремления БЫТЬ хорошим, любимым, чувствовать себя могущим, иметь право на жизнь и существование

    Если вышеперечисленные потребности не удовлетворяются, то именно в отношении к самому себе вы найдете причину. То, насколько вы принимаете себя, со всеми своими достоинствами, видите ли вы в себе ”недостатки”, боитесь ли реализовать себя, потому что боитесь совершить ошибку и тд.

    Все это влияет на то, РАЗРЕШАЕТЕ ЛИ ВЫ САМИ СЕБЕ быть успешным, любимым, счастливым. Если разрешаете, то будете, если нет – то скорее всего будете искать ”виноватых”.

    Отношение к самому себе сформировалось еще в детстве. На основании того, как с вами обращались ваши близкие и значимые для вас люди, прежде всего родители. Но с точки зрения реинкарнации, отношение к самому себе формировалось еще в прошлых жизнях – в каждой, в разной степени.

    Если вы в текущей жизни боитесь проявить себя, реализовать себя, потому что боитесь совершить ошибку, то скорее всего вы это уже делали в прошлой жизни, в одной или нескольких. Вполне возможно, что это и не было никакой ошибкой, но вы так посчитали, сами дали себе ”оценку”. Или ошибка все-таки была, но вы не смогли сделать правильных выводов из этого опыта. И вместо того, чтобы действовать с учетом ошибки, вы совсем отказываетесь от этой деятельности.

    Если вы сами не принимаете себя, то у вас внутри формируется напряжение по поводу себя, окружающие люди это подсознательно улавливают. Даже если вы говорите, ”У меня все получается, за что я ни возьмусь”, а внутри у вас внутренний дребезг и напряжение, то собеседник это уловит. Потому что вербальная коммуникация дает нам лишь 10-20% информации о человеке, остальные же 80-90% информации мы получаем через невербальную коммуникацию (интонации голоса, паузы, мимика, осанка, жесты, движения тела и тд).

    В прошлых жизнях у нас уже накопился опыт, благодаря которому мы либо разрешаем себе быть успешными или не разрешаем (”Я плохой”, ”Я ошибусь”, ”Я не справлюсь”, ”У меня не получится” и тд). Ведь именно поэтому мы приходим в новое воплощение именно к тем родителям, которые своим поведением будут демонстрировать нам именно такое отношение. Ведь эту задачу вы сами НЕ решили еще в прошлых жизнях, поэтому сейчас – самое время ее решить!

    Что делать с этим сейчас

    Отношение к самому себе – это основа основ психического благополучия человека, а значит и успешности. Почитайте биографии успешных людей – ругают ли они сами себя? Возможно, вы удивитесь, но нет, не ругают! Именно поэтому они успешны – они верят в себя.

    Если вас не хвалили в детстве, не поддерживали, не говорили, что вас любят, что у вас все получится, то самое время начать говорить САМОМУ СЕБЕ эти слова. Например такие:

    • Я безусловно принимаю свой поступок! (любой!)
    • Я с радостью уделяю себе время и внимание! (и делать это! каждый день!)
    • Я радуюсь своим успехам! (а не считаю их чем-то само собой разумеющимися и делаю вид, что ничего особенного не произошло!)
    • Я делюсь своими чувствами с близкими людьми! (а значит — доверяю им!)
    • Я рада себе!
    • Я рада, что я есть!
    • Я рада, что я именно такая, какая я уже есть!
    • Я рада тебя видеть! (каждый раз(!), когда видите себя в зеркале, отражение в витрине и тд)
    • Ты моя хорошая! (СЕБЕ!)
    • Я, конечно, справлюсь! А как я это сделаю — я еще подумаю, но я обязательно справлюсь!

    Важно самому поверить в то, что у вас все получится, вы любимы, счастливы, впереди вас ждет счастливое будущее и вы, конечно же, справитесь!

    Роль физиологической реакции на стресс в жизни животных

    Реакция «замри-беги-бей-сдавайся» изначально сформировалась у животных, чтобы они смогли выжить в диких условиях.

    Представим газель, которая умиротворенно жует травку, ее организм находится в этот момент в абсолютно спокойном состоянии, а все реакции в нем протекают в размеренном темпе. Вдруг она замечает, что недалеко от нее находится лев. Что происходит дальше?

    Газель видит льва и замирает: сейчас ей нужно за считанные секунды решить, что ей делать, чтобы спасти свою жизнь. Тогда ее организм входит в такое состояние, которое позволит ей принять это решение: ее сердечный ритм учащается, потоотделение увеличивается, поле зрение сужается, легкие начинают усиленно перегонять кислород в кровь, мышцы тела максимально напрягаются. Это позволяет ей сосредоточиться на внешних обстоятельствах и решить, что делать в конкретной ситуации: бежать, бить или сразу сдаваться.

    Газель знает свое главное преимущество – она быстрее льва. Но она так же знает, что он гораздо сильнее нее, поэтому прямая атака бесполезна. Если лев ее еще не заметил и находится далеко, она побежит. Если он уже готов ее атаковать, она попробует оказать сопротивление, чтобы выбраться и все-таки попробовать убежать. Если она поймет, что шансов убежать нет, она притворится мертвой, потому что хищники обходят стороной мертвое тело.

    Таким образом, животным такая реакция, безусловно, приносит только пользу. В животном мире существует только реальная угроза жизни и здоровью организма. Там нет «проблем» во взаимодействии, Лев никогда не подойдет к газели, чтобы сделать ей замечание и указать на ее недостатки. Он идет к ней с единственной целью – убить ее. Поэтому ее реакция «замри-бей-беги-сдавайся» единственно верная, она помогает ей выжить.

    Другое дело – мир людей. В нашей жизни реальные угрозы здоровью и жизни, к счастью, встречаются намного реже. А основным источником наших проблем являются гораздо менее опасные объекты, взаимодействие с которыми не угрожает нашей жизни, а лишь заставляет нас испытывать негативные эмоции. Например, ссора с близким человеком, необходимость выступить на публике и т.д.

    Скрытая агрессия

    «Мой муж ушел с работы, потому что не мог выдержать придирок начальницы. Странно, в 90-е годы он не боялся разговоров с «серьезными людьми». А тут испугался какую-то пигалицу» — Татьяна Н. по e-mail

    — Женская агрессия специфична. У нее есть особые добавки, которые мужчина не может переварить.

    Агрессия появляется на разных этапах нашего развития. Мужская формируется в возрасте от полутора до трех лет, когда ребенок уже может что-то сказать, объяснить. А женская — в период до полутора лет. Эта агрессия идет из тела, и когда женщина злится, она своими флюидами пронизывает все тело противника. Это ощущается так ужасно, будто вас бросили в яму со змеями. Если женщина ненавидит, она просто уничтожает соперника, стирает его в порошок.

    На некоторых древнегреческих храмах была надпись: «Да молчит жена в собрании». Это говорит вовсе не только о разнице в правах мужчины и женщины. Дело в том, что если представительница прекрасного пола открывала рот, она своими чувствами заполняла все пространство. А в таком состоянии трудно думать головой и принимать решения.

    Возможно, ваш муж правильно сделал, что ушел от такой начальницы. Агрессивная женщина морально кастрирует мужчину. И если бы он подчинился ей, то мог бы просто сломаться.

    «Видела на улице безобразную сцену. Мать кричала на пятилетнего ребенка так, что, казалось, еще миг — и она просто убьет его. А всего-то дело в том, что он не надел шарфик в холодный день. То есть, это был ее промах, она не уследила» — Мария В., г. Петрозаводск

    — Агрессия на ребенка всегда связана с беспомощностью женщины. Она не получает удовольствия от своего материнства. Потому что если ты любишь ребенка, то, когда злишься, фоном идут другие чувства — умиление, нежность. И агрессия быстро «сдувается». Мама в таком случае сказала бы: «Ну, ладно. На вот, надень мой шарфик».

    Женщина, которая не состоялась как мать, не испытывает нежных чувств к своему ребенку. Она все время думает, что он — какой-то не такой как надо. Она стыдится его, он ее раздражает.

    Я бы посоветовала такой даме разобраться с ее отношениями с собственной матерью. Возможно, они были весьма сложными. Иногда женщина говорит: «Я буду воспитывать своего ребенка иначе, чем это делала моя мать». Но если она не проработала свои отношения с ней, не простила ее, то, скорее всего, будет обращаться со своим дитем точно так же.

    «Невестка постоянно пилит моего сына: мало зарабатываешь, не купил то, не сделал это. Он все время ходит виноватый» — Ирина В., г. Мурманск

    — Это особая форма женской агрессии, своего рода садизм, цель которого — иметь власть над мужчиной. Помните старый мультфильм: приходит муж домой и превращается в бревно. А жена его постоянно пилит: сначала маникюрной пилочкой, потом лобзиком, потом пилой и наконец — бензопилой.

    Что происходит в такой семье? Как правило, здесь нарушены отношения между мужчиной и женщиной. Я имею в виду — не только в плане интимной близости. У них нет эмоциональной, душевной связи друг с другом.

    Женская агрессия связана с такими чувствами, как обида, разочарование. А поскольку они тоже имеют корни в самом раннем периоде развития ребенка, то мужчина просто не понимает, что делать с этими ощущениями женщины. Он — в полнейшем ступоре.

    Возможно, к этому бесконечному «пилению» вашу невестку привела цепь каких-то взаимных конфликтов. Где-то, в чем-то они не договорились. И началась эта скрытая месть друг другу. Она попросила о чем-то — он забыл, поскольку подсознательно хотел ей сделать больно. Жена в ответ включила свою «бензопилу».

    Что нужно сделать супругам? Садиться за стол переговоров и разбираться, что у них не так. Это не выяснение отношений, а честный разговор о том, что между ними происходит.

    «Моя начальница, когда входит в раж, начинает не просто орать, а крыть всех матом, как какой-нибудь грузчик со стройки. Она считает, что иначе общаться с подчиненными сегодня нельзя» — Марина З., г. Москва

    — Эта дама подсознательно не может смириться, что принадлежит к прекрасному полу. Женщина — это всегда уязвимость, это тонкие кружева, нежнейшие цветы, шелка. Это что-то хрупкое, что надо беречь. По этому пути идет настоящая женщина.

    Читайте так же  Парез глазодвигательного нерва: лечение, симптомы, причины

    Ваша начальница выбрала другую стезю. Она жаждет власти над людьми. И превращается в мужчину, заимствуя атрибуты его поведения. Однако понимая, что никогда не станет окончательно представителем противоположного пола, эта дама испытывает глубокое разочарование в себе. И окружающие люди становятся экраном для вымещения ее агрессивных чувств.

    Скорее всего, она завидует женщинам, у которых есть мужчина. И именно против них у нее чаще всего направлена злость. Ваша начальница на глубинном подсознательном уровне, возможно, понимает, что ее женская судьба — неполноценная. И ничего с этим не может или не хочет делать.

    Стиль руководства бывает разным. Чтобы коллектив достиг успеха, необязательно сотрудников крыть матом. Женщина со своей интуицией, склонностью к поискам компромиссов, избеганием неоправданных рисков, точностью, обязательностью и высокой работоспособностью может добиться даже большего, чем мужчина.

    «У нас на работе есть две подруги — ужасные сплетницы. Они постоянно плетут интриги, кого-то выживают, против кого-то дружат» — Лариса М., г. Братск

    — Они неслучайно нашли друг друга. Обе эти женщины переполнены агрессией. И им обязательно нужны внешние объекты, чтобы переработать это чувство. Иначе они просто взорвутся.

    Ваши сотрудницы не чувствуют себя хорошими, поэтому им обязательно надо доказать, прежде всего, себе, что другие — еще хуже. Отсюда и сплетни, и интриги, и выживания кого-либо из коллектива. Они никого не любят. А где нет любви, там вырастает ненависть. Эта злоба энергетически подпитывает их, позволяет им чувствовать себя живыми.

    От таких людей надо просто держаться подальше. Они и сами деструктивные, и играют в игры разрушительные, и других втягивают в свою орбиту, как в воронку.

    «Я начала замечать, что стала чересчур раздражительной. Да и другие мне об этом часто говорят. Что делать?» — Надежда С., г. Белгород

    — Это уже большой шаг вперед — почувствовать в себе излишнюю агрессию. Если вы это поняли, то начнете задавать себе вопросы: почему? что меня не устраивает в жизни? И скорее всего, найдете ответ.

    Женщинам вообще надо быть внимательными к своему эмоциональному фону. И отслеживать уровень своей тревожности и агрессии. Мы часто работаем на должностях, связанных с общением с людьми. И от того, насколько я раздражена, зависит состояние воспитанников, учеников, пациентов, клиентов, зависящих от меня. Люди будут просто страдать, если женщина начнет выплескивать на них свою неосознанную злобу.

    Мужчины агрессивны внешне — на поведенческом уровне. У женщин враждебность скрытая, теневая. Мужчина может в ярости разбить чашку. А женщина шепотом скажет такое слово, что другой человек взовьется от боли, пойдет и повесится. Стрела женской агрессии не видна, пока летит. Зато бьет она точно в цель.

    И понимая, что мы владеем таким оружием, мы должны все время контролировать его использование.
    Марта КУБАС

    Роль физиологической реакции на стресс в жизни человека

    Из-за своих животных инстинктов человек реагирует на простые жизненные трудности, с которыми он может легко справиться, так, будто это реальная угроза его жизни и здоровью. Рассмотрим то, как протекает физиологическая реакция на стресс у людей:

    1. «Замри» – Возбуждение. Эта стадия одинаково проявляется и у людей, и у животных. Организм приходит в состояние возбуждения, чтобы сконцентрироваться на проблеме, оценить размер угрозы и выбрать оптимальную стратегию поведения.
    2. «Бей» – Гиперкомпенсация. Человек ощущает себя уязвимым и слабым, он отказывается это принимать и вступает в борьбу с тем, что его ранит, встает в жесткую оппозицию. Он начинает «защищаться» любыми доступными способами, лишь бы доказать свою значимость.
    3. «Беги» – Избегание. Если «сломить» оппонента не получилось, человек, почувствовав себя недостаточно сильным для того, чтобы доказать свою важность, принимает решение «спрятаться от всего мира», уйти от источника негативных эмоций.
    4. «Сдавайся» – Капитуляция. Заключительный этап поведения в стрессовой ситуации – это просто сдаться. Человек уже не пытается доказать обратное или отрицать то, что ему говорят. Он принимает свое поражение и больше не предпринимает попыток что-либо доказать или исправить.

    Ни одна из этих стратегий не способна решить проблему человека, помочь человеку найти правильный выход из ситуации и сделать его счастливым.

    Однако самое опасное для человека – это не наличие вышеперечисленных реакций, а стойкая фиксация на одной из них.

    Ваш психолог. Работа психолога в школе.

    Методики разрешения конфликтных ситуаций
    Техники понимающего и директивного общения
    Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
    Самоконтроль усвоения темы. Приложение
    Все страницы

    Страница 5 из 6

    АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

    Как говорилось ранее, одним из конфликтогенов является агрессивность как свойство личности. Агрессивное поведение зачастую приводит к возникновению конфликта, утяжеляет его течение и заставляет искать новые пути разрешения конфликтных ситуаций. Исходя из этого, разберем данный феномен подробнее. В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в разных смыслах, например: любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Х. Дельгадо); проявление влечения к смерти (З. Фрейд); реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер); инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц) и т. д. Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Мы остановимся на определении агрессии, которое дал А. А. Реан, предложивший развести понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников предлагают выделить также агрессивное поведение. Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агрессией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие. Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения. К. Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, активно эксплуатирует человеческие чувства, паразитирует на человеческом интеллекте и многократно усиливается использованием оружия. Агрессивное поведение формируется в семье по трем механизмам: 1) подражание и идентификация с агрессором; 2) защитная реакция в случае агрессии со стороны; 3) протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение. На практике для определения меры ответственности и вида наказания различают патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Патологическая форма связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, приводящих к неадекватным реакциям на фоне снижения способности осознавать и контролировать свои действия. Выделяют общие критерии патологической формы агрессивного поведения: – агрессивное поведение не адекватно ситуации; – оно чрезмерно выражено (носит характер брутальных действий); – оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей; – оно необычно, вычурно; – личность не способна осознавать собственные действия и адекватно оценивать происходящее; – существенно снижена способность волевого контроля действий; – агрессивное поведение не вызывает переживаний или вызывает положительные чувства. Ассертивное поведение — это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других (от англ. assert — отстаивать права, быть напористым; утверждать, доказывать, защищать).

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ

    Роль хромосом в агрессии. Вызывает интерес роль Y-хромосомы в отношении агрессии из-за более высокого уровня агрессии у мужчин и того факта, что гены Y-хромосомы ответственны за продукцию тестостерона. Мужчины с аномальным набором половых хромосом послужили причиной возникновения гипотезы, что лица мужского пола с хромосомным комплексом типа XYY (синдром XYY-трисомия по половой хромосоме) могут быть более агрессивными. Это предположение строится на основании небольшого относительного преобладания мужчин с таким хромосомным комплексом в тюрьмах. Нейроанатомические основы агрессивного поведения. В головном мозге формируется поведение, в том числе и агрессивное. В формировании агрессивного поведения задействованы различные системы головного мозга — от сенсорного восприятия стимулов, провоцирующих агрессию, до адекватной (или неадекватной) двигательной реакции. Мозговые механизмы необходимы для того, чтобы распознать у других людей социальные стимулы, вызывающие агрессию, определить контекст, в котором это происходит, организовать двигательные и эндокринные реакции, а также деятельность вегетативной нервной системы, что характерно для типичных агрессивных действий и для учета опыта агрессивного противостояния. Внутривидовые агрессивные реакции зависят от восприятия и обработки сложных социальных стимулов, которые воспринимаются зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной сенсорными системами. Таким образом, нерационально устанавливать очень четкие границы мозговых систем, участвующих в формировании агрессии; понятно, что многие отделы головного мозга (миндалина, гипоталамус, перегородка, вентральная зона стриатума, гиппокамп, лобный неокортекс) участвуют в этой сложной форме поведения. В рамках этих процессов прошлый опыт, состояние человека и социальный контекст влияют на то, как человек воспринимает поступающие стимулы и как реагирует на них. Биологические теории: 1. Антропологическая (К. Ломброзо): агрессивность — врожденное, передающееся по наследству свойство (особое строение черепа, преступники родители — преступники дети). 2. Теория инстинкта (К. Лоренц): агрессия как один из основных инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции (защита имущества, территории, инстинкт охотника, инстинкт размножения). Психологические теории: 1. Теория фрустрации (Д. Доллард): агрессия как ответная реакция на неразрешимую проблему или противоречие (проигрыш на соревнованиях, неудачи в учении, ожидание неуспеха, соперничество с более сильными) 2. Теория развития (А. Бандура, Д. Уолтерс): агрессивность — качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса (кризисы 3, 6–7, 14–15 лет; конфликтное поведение подростков, лавирование между «запрещено» и «разрешено»). 3. Теория влечения (З. Фрейд): агрессивность как отражение и результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве (развод родителей, потеря близкого человека, пережитое насилие). Социологические теории: 1. Теория социального научения (А. Бандура): агрессия и насилие формируются под влиянием агрессивного социального окружения, отрицательных образцов поведения (агрессивные родители, насилие в СМИ, общественная пропаганда). 2. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон): агрессия индивида рассматривается в рамках общественных изменений, катаклизмов, вследствие которых ослабляются механизмы государственного контроля над поведением отдельных индивидов (конфликты поколений, революции). 3. Теория субкультур (С. Ламнек): ценности и нормы группы, банды в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам (молодежное движение протеста, уголовная субкультура). 4. Теория индивидуализации (А. Адлер): модернизация и усложнение общественных отношений порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграции (безработица вследствие компьютерной модернизации, дифференциация на бедных и богатых). 5. Ролевая теория (Д. Майерс): агрессия мужчины в семье как специфика полоролевых отношений в обществе (мужчина — «мачо», защитник и покровитель; насилие — мужской феномен). 6. Теория деятельности (Р. Додж, С. Крик): агрессия используется как инструмент достижения цели, профессионального статуса (агрессивная реклама, избирательная компания). 7. Теория стигматизации (Т. Шефф): приклеивание отрицательных ярлыков определенным индивидам, группам (по прошествии определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем — «клоун», «хулиган»). КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИИ

    Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной цели. Люди, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели имеют высокий интеллект и коммуникативные, организаторские способности. Враждебная агрессия — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве. Люди, обладающие враждебной деструктивностью имеют низкий интеллект или психическое расстройство. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица (толчки, драки, укусы, подножки). Вербальная агрессия — выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злые шутки, ирония, сарказм, сплетни, распускание слухов); обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии. Деструктивная агрессия — не просто злобное и враждебное поведение, а желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Деструктивная агрессия генерируется и активизируется в результате сильных, длительных и неприятных переживаний. Позитивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата (освобождает от страха, помогает отстаивать cвои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации). Гетероагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение окружающим вреда в психической и физической сферах (убийства, нанесение побоев, угрозы). Аутоагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в психической и физической сферах (самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания). Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт). Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). СВОЙСТВА АГРЕССИИ

    Цель агрессии: причинение боли жертве, ее страдания; месть за перенесенное страдание; причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения); защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания. Характеристики агрессии: 1) направленность (на внешние объекты — людей или предметы; на себя — тело или личность); 2) формы проявления (конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы, деструктивные фантазии, уход от контактов, бездействие); 3) интенсивность. Можно выделить пять уровней интенсивности агрессии: – 0-й уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты; – 1-й уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях, адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, отсутствие деструктивности; – 2-й уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей, неадекватное использование агрессии в критических ситуациях, небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции; – 3-й уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу, выраженная степень деструкции; – 4-й уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим, поведение неадекватно ситуации и представляет высокую угрозу для жизни окружающих. На появление и потенцирование агрессии влияют многие факторы, в том числе возраст, пол, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия развития личности. Возрастной фактор. В младенческом возрасте агрессия может проявляться в форме отказа от еды, резкого плача, отказа от контакта с окружающими. Для дошкольного периода характерны упрямство, кусание, щипание, разрушение игрушек и предметов обихода, драки. В младшем школьном возрасте агрессия приобретает форму ругательств, словесных оскорблений, насмешек, жестокого обращения с животными, издевательств над младшими. Подростки склонны направлять свою агрессию на взрослых, на аутсайдеров. Их агрессия связана с групповой динамикой и достигает высокой степени жестокости. Половой (гендерный) фактор. Мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины — косвенной и вербальной. Индивидуальный фактор. К индивидуальным особенностям относятся подозрительность, раздражительность, склонность к предрассудкам, склонность испытывать чувство стыда вместо вины, экстернальность (склонность возлагать ответственность за происходящее на других людей), убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином судеб и имеет положительное отношение к агрессии. Внешние физические условия. К ним могут относиться шум, теснота, жара, метеоусловия, экологические проблемы. Социальные условия развития личности. Это влияние СМИ, семейные факторы.

    Читайте так же  Нормофтал — аналоги и заменители последнего поколения

    ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ

    Особенности семей, которые с большей вероятностью приводят к детско-подростковой агрессии: 1) физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку; 2) жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, грубость, оскорбления, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной активности); 3) фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (недостаточно заботливая, холодная мать, суровый отец); 4) фрустрация других базовых потребностей ребенка; 5) хронические конфликты в семье; 6) острая травма или утрата с фиксацией на травматических событиях (смерть родителя, болезнь, развод); 7) слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и ребенка;

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    негативное влияние сиблингов (неприятие, жестокость со стороны братьев или сестер); 9) личностные особенности родителей (психические заболевания у родителей, раздражительная мать, жестокий психопатичный отец); 10) несогласованность требований к ребенку, вследствие чего не возникает четкого понимания норм поведения; 11) гиперпротекция (повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное количество указаний); 12) научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрирующим власть или агрессивное поведение (избиение матери отцом); 13) скученность проживания, невозможность уединиться, побыть одному; 14) недостаток стимулов, скука. Переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Агрессивное поведение закрепляется. Признаки агрессивности: упрямство; постоянные возражения; отказ даже от легких поручений; драчливость; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; длительная подавленность, раздраженность; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять других; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка; жестокое обращение с животными. Причины возникновения детской агрессивности: 1) заболевание ЦНС (эпилепсия, шизофрения); 2) агрессивность как средство психологической защиты (защита от сознательного или бессознательного неприятия детей родителями или другими членами семьи, и тогда агрессивность служит проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения — отсутствия «базового доверия к миру»); 3) агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания (неприятие детей родителями, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к ребенку, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, разрушение эмоциональных связей в семье, запрет на физическую активность, отказ в праве на личную свободу); 4) нарушенная исследовательская активность ребенка. Иногда ошибочно за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет.

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ Методы диагностики агрессивности, агрессивных проявлений: 1) фрейбургская анкета агрессивности; 2) методика диагностики агрессивности А. Ассингера; 3) методика диагностики враждебности, цинизма, агрессивности Кука–Медлей (см. прил.); 4) методика диагностики агрессивных проявлений А. Басса и А. Дарки; 5) тест «Несуществующее животное»; 6) тест «Руки»; 7) тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (Методика изучения фрустрационных реакций). Агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Она может замещаться (сублимироваться) в различных социально-полезных формах деятельности — учебе, спорте, лидерстве, бизнесе и т. д. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды). Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например культовых фигур или национальных героев. Идентифицируясь с ними, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на позитивные цели. В связи с этим приобрело актуальность обучение молодого поколения ассертивному поведению в форме свободного самовыражения и защиты собственных интересов без насилия или причинения иного ущерба окружающим людям.

    ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ Выделяют следующие технологии нейтрализации агрессивных проявлений: – игнорирование незначительной агрессии; – акцентирование внимания на поведении, а не на личности; – контролирование собственных негативных эмоций; – снятие напряжения ситуации (типичные ошибки: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти; агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки; передразнивание; крик, негодование; настаивание на своей правоте; втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему; нотации, проповеди; команды, жесткие требования, давление) — выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание); – тайм-аут (предоставление возможности успокоиться наедине); – использование юмора; – внушение спокойствия невербальными средствами; – признание чувств и интересов собеседника; – апелляция к правилам; – обсуждение агрессивного поведения (когда обе стороны успокоятся); – сохранение положительной репутации обидчика (самоуважение); – демонстрирование модели неагрессивного поведения. Способы психологической коррекции непатологической формы агрессивного поведения: 1) через игру; 2) изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу; 3) творческое самовыражение (занятие музыкой, рисованием и т. д.); 4) сублимирование агрессии в социально одобряемой деятельности; 5) участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения; 6) поведенческие методы. Методы психотерапии патологической формы агрессивного поведения: – индивидуальная личностно-ориентированная терапия; – групповая личностно-ориентированная терапия; – поведенческая терапия; – проблемно-ориентированный тренинг; – семейная терапия; – ориентированная на окружение терапия. Несмотря на то, что взаимоотношениям с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Помните о том, что «мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково» (Высказывание Константина Мелихана.).

    << Предыдущая — Следующая >>

    Фиксация на одном из этапов физиологической реакции

    Если сначала эти реакции у человека чередуются, то со временем, к зрелому возрасту, одна из них становится решающей и всецело определяет поведение индивида в стрессовых ситуациях. При любой опасности человек, не задумываясь о том, насколько логично и продуктивно его поведение, будет поступать только так и никак иначе: он будет всегда выбирать только одну стратегию – убегать от проблем, биться с оппонентом или сразу же сдаваться.

    Так что же происходит при фиксации организма на той или иной стратегии, и к каким последствиям это приводит?

    • Человек с фиксацией на стратегии «беги» всегда будет реагировать на стресс отстранением, физическим или эмоциональным, т.е. убегать в прямом или переносном смысле. Такой человек вынужден изолировать себя от общества. У него есть два пути: либо «спрятаться в своей раковине», либо быть среди людей, держась от них на дистанции. Очевидно, что ни о какой эмоциональной близости не может быть и речи, ведь для такого человека подпустить кого-то к себе равнозначно самостоятельно обречь себя на душевные страдания. Люди с такой стратегией реакции на стресс практически всегда становятся заложниками различных зависимостей, т.к. для них это единственный способ получать эмоции, «не выходя в реальный мир».
    • Человек с фиксацией на стратегии «бей» всегда будет реагировать на стресс нападением. Он будет вставать в оппозицию и обороняться со всех сил любыми способами независимо от того, прав ли он. Он будет обвинять других людей и внешние обстоятельства, но никогда не признает свою вину и не попытается извиниться и исправить сложившуюся ситуацию. Такие люди агрессивны, жестки и не способны к проявлению гибкости. Они также одиноки, т.к. не умеют решать проблемы мирным путем и договариваться.
    • Человек с фиксацией на стратегии «сдавайся» никогда не будет предпринимать хоть каких-то действий в стрессовой ситуации, он не будет делать абсолютно ничего. Эта реакция является самой опасной и обычно возникает в случае возникновения поистине шоковых для человека эмоций. Подобно тому, как при невыносимой физической боли человек теряет сознание, при эмоциональной боли этого уровня интенсивности психика просто «выключает» чувства человека, чтобы он смог выжить. Такая реакция не наносит вреда организму, если она происходит однократно. Но если человек «застывает» в таком состоянии, он впадает в депрессию: постоянно ощущает нехватку энергии, подавленность, апатию, нежелание что-либо делать. В результате этого человек перестает жить нормальной жизнью и куда-либо двигаться, другими словами, можно сказать, что он «эмоционально умирает».

    Очевидно, что фиксация человека на одной из вышеперечисленных стратегий реакции на стресс не только мешает жить полноценной жизнью в обществе, но и оказывает крайне деструктивное воздействие на личность.

    Женщина-агрессор: кто она и как с ней жить?

    Присоединиться к нашему Telegram

    Агрессия – одна из характеристик поведения человека, направленная на причинение вреда другому человеку за счёт применения своей силы. Зачастую агрессорами в отношениях между мужчиной и женщиной выступают мужчины, поэтому термин “женщина-агрессор” звучит непривычно и выходит за рамки восприятия.

    Как отличить женщину-агрессора от обычной женщины, в чем особенности ее поведения и как справиться с этими негативными проявлениями, продолжая находиться рядом с ней?

    Женщина-агрессор – кто она?

    Главное отличие женщины-агрессора от обычной женщины является то, что для первой главным и единственным интересом является защита и сохранение собственных границ и интересов, а для второй – границ и интересов находящихся рядом с ней людей, пусть то ее собственный муж или ребенок. Женщина-агрессор абсолютно равнодушна к потребностям и интересам других людей и свято следит за исполнением собственных желаний и потребностей. И, если кто-то нарушает ее зону комфорта, тут и начинают проявляться все признаки агрессии в отношении злостного нарушителя.

    Как это выглядит в реальной жизни?

    Уставшая после долгого рабочего дня женщина возвращается домой, она хочет побыть в одиночестве и отдохнуть, но тут и муж, и дети, которые требуют ее внимания, тем самым нарушая границы ее личного пространства. Как поступает женщина-агрессор? Да очень просто. Она вступает в конфликт, отгоняя от себя напуганных агрессивным поведением домочадцев. Все разбегаются со словами: “Мама сегодня не в духе” и не беспокоят ее. Таким образом, вступая в конфликты, женщина-агрессор отвоевывает свое право на личное пространство и свободу действий.

    И таким образом, проявляя агрессию, женщина добивается иных целей и получает желаемое.

    Неконтролируемая агрессия, самоизоляция и бездействие: влияние физиологической реакции организма на поведение человека

    johnhain / Pixabay

    Причины агрессии

    Почему она стала такой? Ведь не все женщины склонны проявлять агрессию при нарушении их границ или отказе от исполнения их просьб. Как и большинство психологических проблем личности, все тянется из детства, то есть периода становления личности человека. Причинами проявления агрессии могут быть особенности взаимоотношений девочки (будущей женщина-агрессора) с матерью, отцом, братьями и сестрами, друзьями, то есть теми людьми, которые являлись ближайшим окружением ребенка. Привыкшая отстаивать интересы с помощью конфликтов, женщина проносит эта привычку через всю свою жизнь и уже считает нормой поведения.

    Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

    Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

    О нас/Назначить встречу

    Как жить с женщиной-агрессором?

    Если поведение женщины с годами не меняется, она постоянно использует агрессию и негатив для отстаивания своей позиции, легко ли находиться рядом с ней? Всем хочется, чтобы их интересы учитывались, для этого иногда приходится идти на жертвы, но женщина-агрессор ни при каких условиях не пойдет на жертвы для соблюдения своих интересов. Она будет устраивать истерики, использовать нецензурную речь, возможно, даже применять физическое насилие только потому, что она таким образом привыкла отстаивать свои права. Как помочь ей? Просто уйти? Это не выход, поскольку, от этого ее характер не изменится, а пострадать могут другие близкие люди, продолжающие жить с ней бок о бок.

    На помощь придет психотерапия, предложение которой также может стать причиной конфликта и полнейшего отрицания. Но, если женщина дорожит отношениями и готова меняться или хотя бы попробовать измениться, поход к психологу станет первым и очень важным шагом на пути излечения от агрессивного поведения.

    Подписаться на мой youtube-канал

    Найти подход можно к любому человеку, для этого нужно просто постараться и, возможно, набраться максимума выдержки и терпения, чтобы помочь человеку, который нуждается в этой помощи. Женщина-агрессор – это не норма современного общества, как и проявление любого вида агрессии по отношению к людям.

    • Об авторе
    • Авторские материалы

    psy-zoom

    Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom О нас/Назначить встречу

    Последние материалы: (Смотреть все)

    • Три типа людей, которые делают селфи. Кто вы? — 29 июля, 2021
    • Как научиться говорить правду? — 29 июля, 2021
    • Отношения с мужчиной: уйти, или остаться? — 28 июля, 2021

    Еще:

    Пять качеств партнера, которые важны для счастливых отношений

    Как его забыть? Несколько полезных идей.

    Видео: может ли абьюзер измениться в других отношениях?

    Как исцелить эмоциональную травму после отношений с абьюзерами

    Поделись:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *