Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    0d825692945d54a3da95f55a1f9f67b1

    Потребность в самореализации и самоактуализации – высшая потребность, согласно пирамиде Маслоу. Самореализация – это раскрытие талантов, реализация желаний, применение на практике навыков и способностей. Сюда же относится постоянное саморазвитие и расширение личностных возможностей. Самоактуализация – применение на практике того, что уже есть в личности, то есть самовыражение. Но ни самореализация, ни самоактуализация невозможна без самоопределения. Прежде чем выбрать путь самореализации и идти по нему, человек должен понять, что он может и чего хочет.

    Что такое самоопределение личности

    Самоопределение – это сознательный поиск и поддержание внутренней позиции, убеждений, желаний, взглядов. Это ответ на вопросы «кто я?», «какой я?», «чего хочу?», «что могу?», «в чем смысл моей жизни?», «для чего я живу?». Проще говоря, это поиск самого себя, путь к себе. В ходе самоопределения человеку предстоит решить, в каких условиях он хочет жить, чем хочет заниматься, какому мировоззрению, ценностям и установкам следовать. Это осознанный выбор жизненного пути.

    Самоопределение бывает личностным, жизненным (социальным) и профессиональным:

    1. Личностное самоопределение («я как личность»), или построение Я-концепции, развитие самосознания. Это формирование человека как личности, познание и принятие особенностей характера, психики, темперамента. Коррекция тех качеств, которые можно изменить, и принятие тех особенностей, которые не поддаются коррекции.
    2. Профессиональное самоопределение («я как профессионал»), или выбор профессии. Это поиск призвания, той сферы труда, в которой личность сможет непрерывно развиваться, реализовывать свой потенциал, получать удовольствие от результатов деятельности. Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным, ведь у взрослого человека работа занимает основную часть времени. Потому важно, чтобы работа совмещала в себе три компонента: хочу, могу, надо.
    3. Жизненное самоопределение («я как человек»), или выбор социальных ролей и стереотипов, образа и стиля жизни. Сюда же относятся установки и представления о том образе жизни, которого придерживаются референтные группы. Это определение места в системе групповых и общественных отношений, выбор жизненных целей и средств их достижения, поиск оптимальных средств и методов самовыражения. То есть человек определяет, что мир ему готов дать, что он хочет от мира взять и что сам готов и может дать миру.

    Кроме того, можно выделить сексуальное самоопределение, самоопределение в группе, индивидуальное, семейное, нравственное, духовное, эстетическое самоопределение и т. д. Каждый выбор, который приходится делать человеку, является самоопределением. Люди выбирают и познают свою сексуальную ориентацию, гендерную принадлежность, предпочтения в досуге и еде, стиль поведения и т. д.

    Мы постоянно и непрерывно познаем себя, проходим процесс идентификации (самоидентификации). Мы сравниваем себя с другими людьми и определяем, к какой группе относимся. Это еще одна базовая потребность каждой личности – потребность в принадлежности, сопричастности, наличии «своих» и «чужих». Но вместе с тем каждый человек хочет сохранить свою уникальность, не потеряться в серой массе. А если человек не смог понять себя или растворился в других, то его терзает мысль: не знаю, чего хочу.

    Как разобраться в своих мыслях и изменить действительность?

    «Действия людей — лучшие переводчики их мыслей». Локк Джон.

    Порой нам трудно разобраться во всём информационном потоке и разложить свои же мысли по полочкам. Мысли часто бывают запутанными и противоположными друг другу. И оказывают существенное влияние на нашу жизнь и поведение. Как нам научиться определять все свои мысли и находить между ними противоречия, чтобы изменить свою жизнь?

    Простой пример, вы стоите у прилавка в кондитерской, вы сытно пообедали, и вдруг в вашей голове возникает одна мысль: «Хочу съесть пирожное с кремом», — но в то же время возникает и другая мысль о том, что «обжорство — это не хорошо, и я уже сыт, и пирожное точно будет лишним». И вот вы стоите перед прилавком, и вас начинает разрывать. Какой выбор сделать? Ну, не растолстею же от маленького кусочка, нет же? Нет, растолстею! Дал же себе слово — никакого мучного! Ступор. Как поступить? Какой мысли довериться? Ведь они обе мои?

    Случай из практики. Одна девушка думала, что в жизни важен комфорт, и при любой возможности окружала себя комфортом, уютом, избегая малейшего напряжения. Но в то же время она хотела и считала правильным для себя, что нужно много достигать и быть успешной. Если с первым представлением у неё всё получилось, и комфорта было много, то со вторым как-то не клеилось. Что, в общем-то, не удивительно. Большие достижения требовали от неё большого труда, упорства и риска. К сожалению, её стремление к комфорту не совместимо с риском и упорством. Поэтому она очень часто при выборе между комфортом и риском выбирала комфорт и, тем самым, отказывалась от достижений. Например, она не звонила клиентам на работе, которые ей были не приятны, так как они вызывали у неё дискомфорт. А каждый клиент — это её потерянные деньги и, соответственно, недостигнутый результат.

    Как разобраться в противоречиях в мышлении и изменить своё поведение

    • Опишите свою проблемную область. Попробуйте свести эту проблему к одной конкретной мысли, выразите её одним коротким предложением. Что вам мешает в жизни?

    Рассмотрим на примерах. Был один молодой человек, который хотел быть богатым и много зарабатывать, но у него это плохо получалось. Денег по-прежнему было недостаточно. Короткая фраза его проблемы звучала так: мне нужно быть богатым.

    Или ещё один случай. Молодая женщина считала, что у неё не те отношения с окружающими людьми, какие ей бы хотелось. Ей хотелось больше близости и доверия, а его не было в полной мере. Короткая фраза её звучала так: хочется тёплых и близких отношений с определёнными людьми.

    • Ближайшую неделю собирайте все возможные ваши и не ваши размышления, короткие мысли по той, проблеме, которую вы озвучили.
    Читайте так же  Тревожность у младшего школьника. статья (3 класс) по теме

    Здесь важно писать всё подряд и не допускать критики. Это могут быть не только ваши мысли по данной проблеме. Важно ещё смотреть, что говорят другие на ту же самую тему, которую вы себе описали ранее.

    Вернёмся к нашим героям. Молодому человеку, который хочет много зарабатывать и быть богатым, и женщина, которая хотела близости с определёнными людьми. Они в течение недели составляли список коротких мыслей и высказываний, которые вспоминали сами или которые слышали от других людей, соответственно, про деньги и богатство, про отношение и людей. И каждый из них набрал такой список, состоявший из нескольких десятков фраз. Это были поговорки, которые существуют в обществе, это были высказывания известных предпринимателей, мысли о деньгах всех друзей молодого человека и его соседей, лозунги из рекламы про богатство и деньги, размышления об одиночестве и важных людей вокруг и многое другое.

    • Через неделю после того, как вы насобирали достаточно разных мыслей про обозначенную вами тему, вам необходимо ко всем этим мыслям отнестись.

    Что лично вы думаете по поводу этой мысли? Она вам близка или нет? Она вам нравится или нет? Вы также считаете, как и ваши друзья? Здесь важно не обманывать самого себя и быть предельно честным со всеми мыслями, которые вы собрали, потому многие собранные мысли могут быть и вашими тоже. В качестве одной из проверок вы можете себе задать вопрос: «А соответствует ли моё поведение данной фразе?». Если в большинстве случаев соответствует, то можете записать своё согласие с этим убеждением, даже если оно вам кажется глупым или ошибочным.

    И снова наши герои. Молодой человек начал к каждой написанной мысли относиться со своей позиции. И что он обнаружил? Он обнаружил удивительную вещь. Были две мысли, которые одновременно про него, но они противоречивы. Одна, что «мне важно быть богатым», а вторая — «деньги — это зло», а значит, все богатые — это нечестные и неприличные люди, которые наживаются на других.

    И вот перед ним две его мысли. Одна говорит о том, что богатым быть важно и нужно, а вторая о том, что богатые — это нечестные люди, а он хочет быть честным. Смотря на эти две мысли, сразу не трудно понять, почему к тому моменту, когда он выполнял это упражнение, всё ещё не разбогател? Потому что его вторая мысль не давала это ему сделать.

    С женщиной было не менее интересней. Потому как у неё было тоже несколько противоречивых суждений, к которым она относилась примерно одинаково. Она считала, что, с одной стороны, в жизни «нельзя оставаться одной», и «важны близкие люди», а с другой, «людям нельзя доверять», потому что они могут предать. Недоверие к людям у неё было сформировано очень давно, и она каждый раз с опаской относилась к различным контактам, как будто ждала подвоха и поэтому не шла на доверительный контакт. Все время ожидала инициативы от другой стороны. Но даже в случаи инициативы не всегда получались у неё близкие отношения с этими людьми, так как недоверие всё равно оставалось и не давало покоя.

    • Самый трудный этап. К каждой такой мысли нужно задать вопросы.

    Зачем мне это нужно? Почему я так думаю? Что потеряете, если этих мыслей у вас не будет?

    Зададим вопросы молодому человеку: зачем ему нужно быть богатым? Зачем ему думать, что деньги — это зло? Его ответы были следующими: «Мне нужно быть богатым для того, чтобы позволять себе покупать дорогие вещи». А это зачем? «Дорогие вещи мне нужны для того, чтобы меня замечали, для того, чтобы иметь престижный статус». И что будет, если этого не будет? «Не будет внимания других, а оно мне необходимо для собственного подтверждения. Сам я в себе не уверен».

    Отсюда вывод: «Мне нужно быть богатым, чтобы быть уверенным в себе». Далее точно также рассуждал молодой человек про вторую свою мысль — «Деньги — это зло». Зададим вопрос: почему? «Потому что хочу быть принятым моим окружением. В моём окружении люди склонны думать, что деньги приносят вред, разрушают отношения между людьми, поэтому деньги — это зло». И что тогда? «Тогда окружающие меня люди от меня отвернутся. А они мне важны. Получается, я с ними и разделяю мысль о том, что деньги — это зло, и сам в это верю».

    И вот тут начинается интересное. Посмотрите внимательно на ответы молодого человека. Чего хочет этот молодой человек? Он хочет уверенности в себе, ему её не хватает. Именно поэтому ему важно быть принятым окружением, и он два раза об этом говорит, когда рассуждает на тему — «зачем ему так думать?» Он не уверен в себе. Богатство для него всего лишь атрибут уверенности. Вся его проблема кроется в отсутствии уверенности в себе. Следовательно, ему необходимо работать со своей уверенностью. Забегая вперёд, можно сказать только одно о нашем герое, он проделал не малый путь, чтобы достичь желаемого результата, и работал над своей уверенностью. А что касается доходов, то они возросли, а вот прежний круг знакомых не сохранился. Его стали окружать совсем другие люди.

    А что касается женщины. Её вопросы: зачем ей думать, что нельзя быть одной? Зачем близкие отношения? Зачем думать, что верить людям не стоит? Ответы были такими: «Близкие отношения нужны, чтобы как раз не быть одной». И тут цепочка замкнулась. «А нельзя быть одной для того, чтобы разделять с кем-то своё одиночество и быть близкой». «Людям не стоит доверять для того, чтобы не быть ими преданной. Предательство — это отказ от меня, это не выбор меня. Предательство — это признак того, что я ошиблась в людях». Вывод из этих фраз не сложен. Близости хочется, но очень страшно ошибиться, страшно сделать что-то не так. И страх ошибок как раз являлся для неё камнем преткновения для создания тех отношений, которые ей были нужны. Работа с ней впоследствии велась на тему страха ошибок и всё, что с этим связано. В случае с этой женщиной важно подчеркнуть то, что недоверие к людям было связано с её собственным страхом её же ошибок. А люди здесь были совершенно не причём.

    Читайте так же  Заразен ли ячмень на глазу: пути заражения, что делать

    В заключение ещё раз хочется обратить внимание на то, что очень важно отслеживать и фиксировать свои мысли. Их очень много, и порой мы не в состоянии увидеть противоречия. А за простыми короткими мыслями могут быть скрыты другие мысли, так называемые глубинные убеждения, которые являются причиной наших повседневных проблем. Стоит только поразмышлять на тему же своих собственных мыслей, как многое нам открывается иначе. Мысли наши помощники. Ведь в них скрыты многие ответы. К мыслям нужно только присмотреться чуть внимательней.

    Кризис самоидентификации

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Кризис в самоопределении, или кризис самоидентификации – переломный момент, выражающийся внутренним противоречием между компонентами самоопределения (хочу и могу, хочу и должен, прошлое и настоящее или будущее, профессиональное и личностное самоопределение и т. д.). Это кризисная ситуация, еще один сложный выбор.

    Кризис идентичности – нормальное явление в ходе самореализации и самоопределения. С этим сталкиваются все люди. Это такой же обязательный элемент развития, как возрастные кризисы. Проблемой это становится в том случае, если не осознается человеком или если индивид не может конструктивно преодолеть кризис.

    Причины неопределенности:

    • трудная жизненная ситуация, смена привычных условий;
    • кризис (личностный, возрастной);
    • депрессия, невроз, другое расстройство или заболевание;
    • ссоры, конфликты, проблемы в отношениях на работе, с друзьями, в личной жизни;
    • крах надежд, неудачи;
    • неудовлетворенность собой на фоне сравнения с другими людьми (вон Петька, ровесник мой, чего уже добился, а я что…).

    Изменения личности и условий среды, смена отношения к себе или миру, осознание неудовлетворенности от профессии – все это и многое другое приводит к кризису. И тогда человеку снова приходится разбираться в своих желаниях и возможностях, заново искать себя.

    А бывает и такое, что виноват стиль семейного воспитания. Авторитарные или гиперопекающие родители одинаково вредят ребенку. В обоих случаях он растет подавленным. В результате он даже не имеет возможности разобраться в своих желаниях, потребностях. Давайте рассмотрим подробнее, что делать в каждом случае.

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Как разобраться в своих желаниях

    Разобраться в желаниях и целях поможет рефлексия, то есть самоанализ. Подумайте и честно ответьте на следующие вопросы:

    1. Устраивает ли вас нынешнее положение вещей, ваш образ жизни, работа или место учебы? Если нет, если вы явно страдаете, просыпаетесь с нежеланием выходить из дома, то, вероятно, вы живете по чужому сценарию. Кто-то сделал выбор за вас. Постарайтесь понять, что именно вас не устраивает. Это позволит сузить план работы до конкретной точки (сферы). Возможно, их будет несколько. Тогда в каждой сфере постарайтесь добавить конкретики еще больше. Может быть, вас устраивает профессия, но не устраивает место работы.
    2. Определите свои ценности. Для этого можно воспользоваться одной из психологических методик, например, тестом Шварца или Must-тестом (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова).
    3. Закройте глаза и представьте свое будущее через 5 лет. Кем вы себя видите, где вы, кто рядом с вами? Постарайтесь сосредоточиться и увидеть картину будущего. Это позволит вам уловить направление своих желаний.
    4. Прямо сейчас выпишите на листок все мечты и мысли, которые были у вас хоть когда-то. Чем больше напишете, тем лучше. Вспомните свое детство или выпуск из школы. Наверняка вы хотели чем-то заниматься, но послушались чужого совета. А потому теперь оказались истощенным и потерянным.
    5. Проанализируйте каждую строку из тех, что записали. Что из этого можно превратить в цель? То есть чего можно достичь (пока гипотетически). А теперь напротив этих целей укажите свои актуальные (опыт, знания, умения, качества) и потенциальные (чему можете научиться при должной мотивации) возможности.
    6. Составляя список желаний, постоянно задавайте вопрос: «этого хочу я или кто-то другой, это полезно мне или кому-то другому?»
    7. Теперь составьте несколько списков из того, что получился в итоге: чем бы вы стали заниматься даже без денежного вознаграждения, чем готовы заниматься только за деньги, чем будете заниматься как ради дохода, так и просто так. Дела из первого списка – идеал, к которому нужно стремиться. Это ваши самые сильные желания. Осталось выяснить, какие инструменты нужны для их осуществления. Если вы дальше составите правильный план действий, то сможете найти свое призвание и обрести в жизни счастье. Ведь первый список объединяет ваше «хочу», «могу» и «должен».
    8. Теперь проанализируйте второй список. Представьте, что вам не нужно больше обеспечивать себя, средств у вас более чем достаточно. От чего вы тогда откажетесь? Это и есть ваше уязвимое место, которое высасывает энергию в настоящее время. Может быть, вы скажете, что уволитесь с работы или разведетесь. Это значит, что вы состоите в зависимых отношениях и находитесь не на своем месте. Внесите это в план действий.
    9. Действуйте. Четкое понимание цели, определенный план действий и визуализация будущего – это ваша мотивация. Но все это так и останется на бумаге и в мечтах, если вы не будете каждый день делать шаги навстречу осознанной жизни. Например, выучить иностранный язык можно, уделяя этому по 30 минут каждый день. Получить новую профессию можно удаленно, не выходя из дома, нужно только определиться с профессией и курсом, записаться на него, не пропускать вебинары и выполнять задания.

    Часто люди не знают, чего хотят, потому что жили по навязанному сценарию, а решения за них принимали другие люди. Избавиться от навязанного сценария можно, но на это уйдет много времени. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий». А пока можете попробовать следующие упражнения.

    Читайте так же  Адаптация глаза: темновая, световая, цветовая

    Проблема: строгие родители, запрет на «хочу»

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Разрешите себе желать, составьте список «хочу». Запишите туда все, что вспомните: хочу купить, хочу услышать, хочу узнать и т. д. Носите этот список с собой, постоянно пополняйте. Вечером анализируйте список и составляйте план на следующий день. Каждый день заменяйте одно «должен» на «хочу». А один или два дня в месяц устраивайте день своих желаний, исключите все «должен». Постоянно анализируйте свое состояние, оценивайте список. Постепенно вы сможете написать крупные желания, влияющие на будущее. Ну а дальше останется только составить план действий.

    Проблема: опекающие родители, вседозволенность

    Найдите то, чего у вас нет. Добейтесь этого, оцените свое состояние. Принесло ли вам это удовлетворение? Пробуйте себя в самых неожиданных сферах и делах. Если что-то вызовет положительные эмоции, двигайтесь в этом направлении.

    Проблема: истощение, вызванное долгим и болезненным достижением цели

    Возможно, вы долгие годы работали над каким-то проектом или вам пришлось ухаживать за больным родственником, или вы состояли в зависимых отношениях, что вызвало истощение и апатию. Пора отдохнуть:

    1. Для начала устройте себе праздник, поблагодарите и похвалите себя, выскажите комплименты.
    2. Устройте отпуск, который будет полной противоположностью привычного образа жизни. Это нужно для перезагрузки и свежего взгляда на следующем этапе.
    3. Составьте список отличий старого образа жизни от отпуска. Что вам понравилось там и там, что бы вы хотели оставить в своей жизни, а к чему не хотите никогда возвращаться?
    4. Действуйте.

    Проблема: резкая смена социальной среды, условий развития

    Примите ситуацию, признайте изменения. Затем оцените свои ресурсы (материальные и нематериальные). Найдите то, что не изменилось, или то, что вы можете в данный момент контролировать. Это может быть любая мелочь или ваше хобби. Составьте список желаний и представьте свое будущее в рамках новых условий. Сравните новую ситуацию и старую, найдите общие элементы. Подсказка: большая часть ресурсов и база, необходимая для построения новой жизни, находится внутри вас, а не во внешнем мире.

    Проблема: застой в жизни, однообразие

    Вспомните, о чем вы мечтали в детстве, предположите, что вы можете попробовать сейчас. Начните ежедневно вносить коррективы в привычный образ жизни. Начните с малого и двигайтесь по нарастающей: приготовьте новое блюдо, смените гардероб и прическу, посетите новое заведение, съездите в соседний город. Попросите друзей и родных поддерживать вас, подсказывать варианты для проб. Вам нужно вырваться из рутины, оказаться в любых новых условиях, чтобы встряхнуться. Это освежит взгляд, дальше мозг сам начнет генерировать идеи.

    Общий совет

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Выбирая, чем заняться в жизни, мы так или иначе смотрим на других людей. Мы видим, как они увлечены чем-то и счастливы, решаем, что и нам нужно именно это. Пробуем, а в процессе выясняем, что это снова не то. Проблема в том, что единственное, чего хотят все люди – быть счастливым и успешным. Но каждый человек уникален. Что нравится одному, не понравится другому. Что легко дается одному (за счет склонностей и способностей), ни за что не получится у другого. Совет и решение только одно – следовать своей природе. Определите и примите свои особенности психики, темперамента, задатков и т. д. Учитывая принцип природосообразности, вы неизбежно пойдете по своему пути в сторону счастливой жизни.

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Не знаю, чего хочу: как разобраться в своих желаниях

    Желание или обязанность?

    Каждый человек наряду с желаниями имеет обязанности, так называемые, хочу и надо. Вам предстоит четко разграничить эти категории, понять, что нужно и чего вы хотите. Почему это так важно? Приведем простой пример.

    Обычный студент юридического факультета на первом курсе абсолютно уверен в том, что юриспруденция – это именно то направление, в котором ему хочется двигаться на протяжении всей жизни. Он оканчивает университет, с энтузиазмом приступает к работе. И вот проходит несколько лет. Теперь ему совершенно неинтересно заниматься применением юридических знаний. Именно в этот момент его желание превратилось в обязанность, а отношение к работе резко изменилось. Что делать в таких случаях?

    Порой достаточно на время отойти от наскучившей работы, иногда нужно поменять что-то в работе, универсальным способом же остается, что нужно менять себя, ведь отношение к миру происходит изнутри нас. Как менять? Опять же, работать над своими мыслями, менять поведение. Турбо-Суслик в помощь.

    Резюме

    Самоопределение – это устойчивая субъективная позиция личности в отношении себя и мира. Показатель гармоничного самоопределения – единство слов и дела, желаний и обязанностей. Человек с четкой позицией ориентируется только на себя, он не колеблется в трудных ситуациях выбора, не поддается чужому мнению и влиянию.

    Гармоничное самоопределение включает в себя ценностно-смысловое ядро (потребности, интересы, ценности личности), пространство для самореализации индивида, творческий характер самореализации, планирование будущего и перспективы, смысл жизни, позитивный взгляд на мир.

    Образ жизни, который тормозит развитие личности и основывается на ценностях, порицаемых обществом, называется иллюзорным самоопределением. Пример: жизнь вора или разгульный образ жизни человека, живущего одним днем. Продуктивная самореализация, основанная на социально одобряемых ценностях и способствующая развитию личности, называется реальным самоопределением.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *