Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    5b5b1d1d00b97b02fb1e76117173126f

    Дословно слово «шизофрения» переводится с греческого как «расщепление /раскалывание ума/мышления». При этом заболевании человек утрачивает способность адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. Форм и видов у данной патологии много. Для каждой из них характерны свои симптомы. Нарушение мышления при шизофрении наблюдается практически во всех случаях. В статье рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

    В этой статье

    • Основные особенности
    • Что такое мышление
    • Операциональный аспект
    • Мотивационный аспект
    • Когнитивная сфера при шизофрении

    Основные особенности

    Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности. Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.

    Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:

    • Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
    • Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
    • Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
    • Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:

    • Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
    • Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
    • Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
    • Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.

    Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».

    Что такое мышление

    Мышление определяется по-разному в зависимости от методологии исследования и дисциплины, в рамках которой оно изучается. Причем данная категория волновала многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Если говорить простыми словами, то мышление является психическим процессом выявления закономерностей в окружающем мире на основе ценностей и суждений, которые заложены в головной мозг.

    Однако возможны и другие определения. Так, мышление может пониматься в качестве высшего этапа обработки информации или процесса нахождения связей между объектами. В нейронауках под этим понятием подразумевается создание сложных интеллектуальных объектов из простых. Практически во всех дисциплинах мышление изучается как одна из высших психических функций.

    В контексте психиатрических расстройств медиков интересуют, прежде всего, такие аспекты, как операциональность, мотивация, а также способность к ассоциативному, абстрактному и другим видам мыслительного процесса.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    При этом мышление при шизофрении нарушено практически всегда. Если внимательно изучить симптоматику заболевания, частично описанную ранее, то становится видно, что большая часть его симптомов прямо или косвенно затрагивает мыслительной процесс или иные когнитивные способности.

    Узнаем, как именно шизофрения влияет на разные аспекты мышления, прежде всего, операциональный и мотивационный.

    Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

    Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

    Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости:

    • легкую,
    • умеренную,
    • тяжелую,
    • глубокую.

    В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию [27, с. 134].

    Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

    Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.

    У малыша с умеренной умственной отсталостью к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста: не формируются или недостаточно формируются первые формы общения со взрослым; практически отсутствует овладение предметной деятельностью; первые социальные эмоции стерты, сформированы недостаточно; не развивается первое «предличностное» новообразование — активность; познавательная сфера не получает достаточных стимулов для развития.

    К трем годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.

    Таким образом, к концу раннего возраста малыши с интеллектуальными нарушениями имеют значительное отставание в психическом, речевом, социальном развитии, а также в развитии предметной деятельности.

    В дошкольном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

    Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач» [28, с. 36].

    К началу школьного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируется новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. «Если ребенок в конце раннего возраста говорит «Я большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т. е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную» [31, с. 37].

    Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Своевременно нескорригированные нарушения в психическом развитии усугубляются, становятся более выраженными, яркими.

    Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

    Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.

    В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания. Например, известно, что для учащихся специальной (коррекционной) школы особые трудности представляет заучивание результатов табличного умножения и деления. Повторяя таблицы из урока в урок, из года в год некоторые учащиеся к IX классу все же не знают табличного умножения и деления. Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Таким образом, приобретенные учениками знания упрощаются в их сознании. Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.

    У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

    Как следствие всего вышеперечисленного, у школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.

    Известно, что основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений. Часто в обобщении используются внешне близкие по временным и пространственным раздражителям признаки — это обобщение по ситуационной близости (стол и стул, колготки и ботинки, чашка и блюдце). Обобщения детей с нарушением интеллекта очень широкие, недостаточно дифференцированные. Эти особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать при организации обучения. Чтобы сформировать у них правильные обобщения, следует затормозить все лишние связи, которые «маскируют», затрудняют узнавание общего, и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе.

    Читайте так же  Таблетки для чистки линз — обзор, отзывы

    Особенно затрудняет учеников изменение однажды выделенного принципа обобщения, например, если классификация проводилась с учетом цвета, то учащимся специальной (коррекционной) школы трудно переключиться на другую классификацию — по форме.

    Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Дети с нарушением интеллекта затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявить составляющие их элементы. Это приводит к нарушению ориентировочной основы деятельности. Так, учащимся трудно выделить элементы, из которых состоит буква, цифра. С другой стороны, у детей с нарушением интеллекта не развито умение «свести отдельные элементы информации в интегрированную целостность, собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» с установлением значимости различных связей, что лежит в основе понимания целого». Несформированность операции абстрагирования выражается у учащихся специальных (коррекционных) школ в неумении отделить существенные признаки от несущественных. При сравнении младшие школьники с нарушением интеллектуального развития часто соотносят между собой несопоставимые признаки предметов. В ходе сравнения обнаруживается характерное для этой категории детей «соскальзывание»: сравнивая два предмета, ученики выделяют один-два отличительных признака, а затем «соскальзывают» на более простой вид деятельности — переходят к описанию одного из объектов. При сравнении школьники неправомерно широко отождествляют сходные объекты [23, с. 57].

    Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью. Школьники не могут перенести свои знания в новые условия. Например, запомнив результаты табличного умножения на уроках математики, ученики затрудняются их использовать на уроках труда.

    Б. И.Пинский выявил у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии нарушение строения и мотивации деятельности. Так, им отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов. Часто дети с нарушением интеллекта подменяют или упрощают цель, руководствуются своей задачей. Как правило, поставленную задачу школьники с нарушением интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных и требований.

    Исследования Б. И. Пинского, Ж. И. Шиф, М. Н. Перовой и других отмечают легкость подхода школьников с нарушением интеллекта к выполнению задания. Приняв задание и проявив большую активность и желание осуществить его, ученики в то же время проявляют беззаботное отношение к способу действия, ведущему к желаемой цели. В ряде случаев они, имея все необходимые знания и навыки для решения поставленной задачи, оказываются не в состоянии решить ее из-за того, что эти знания и навыки не актуализируются в нужный момент. Ряд учеников не в состоянии составить план своей деятельности.

    При выполнении заданий учащиеся часто затрудняются переключиться с одного действия на другое.

    К получаемым в процессе деятельности результатам школьники относятся недостаточно критически. Это выражается в том, что результаты не соотносятся ими с требованиями задачи с целью проверки их правильности, а также в том, что они не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов.

    В процессе учебной деятельности у школьников с нарушением интеллекта формируются познавательные интересы. Для них в первый год обучения в школе свойственно почти полное отсутствие интересов или же их интересы неглубоки, односторонни, неустойчивы. Личные интересы на начальном этапе обучения преобладают над всеми остальными.

    Таким образом, мышление характеризуется как познавательная деятельность «высшего уровня», поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации.

    Мышление это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.

    Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

    У младших школьников с умеренной умственной отсталостью наблюдается недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.), и как следствие, значительно нарушено мышление.

    Основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений.

    Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.

    Литература:

    1. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1999
    2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 1999
    3. Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001
    4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997

    Операциональный аспект

    Операциональность мышления — это способность к обобщению доступных суждений. При анализе данного критерия учитываются такие параметры, как:

    • снижение уровня обобщения;
    • искажения процесса обобщения;
    • ослабление категориального строя мышления.

    Разберем каждый показатель отдельно.

    Снижение уровня обобщения

    При наличии первого признака человек не может сравнивать объекты друг с другом, проводить анализ ситуации и обобщать полученную информацию, работая со сложными терминами. Он просто оперирует общими признаками, оказываясь неспособным выявить нечто важное или конкретное для того, чтобы полноценно раскрыть содержание понятия.

    Для шизофреников снижение уровня обобщения не характерно, особенно на ранней стадии развития шизофрении. Обычно подобные симптомы типичны для пациентов с олигофреническим типом расстройства или больных, принимающих нейролептики, которые и отражаются на операциональной стороне мышления.

    Для получения подобных показателей применяются простые методики:

    • «Классификация предметов». Человеку дают группу карточек и просят распределить их по тем или иным признакам.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    В тяжелых случаях пациент не может освоить инструкцию к заданию. В более легких — формирует классы по нехарактерным свойствам — удлиненные, желтые или начинающиеся на букву «м». В подобных обобщениях нет четкой закономерности, которая выявляла бы истинное содержание понятий. Так, испытуемый может объединить в один класс ножницы, катушку и трубку на основании того, что у всех этих предметов есть отверстия. Дать название сформированной группе он не может.

    • «Исключение предметов». Пациент исключает объекты из класса по несущественным признакам («здесь нет стекла»). В итоге он справляется только с очень простыми заданиями, когда из четырех карточек, на которых изображены три растения и один кот, нужно исключить животное. Как и в первом случае, имеются проблемы с названием групп.
    • «Пиктограммы». Больному предлагается список слов, которые он должен запомнить. При этом ему необходимо изобразить на бумаге что-нибудь такое, что поможет ему правильно воспроизвести полученный список. При шизофрении пациенты демонстрируют конкретику с личным опытом, например, «я пришел с работы, разделся, поставил чайник, лег на диван» и т.д. У здорового человека рисунок получится более лаконичным.

    Эти методики разработаны не только для шизофреников. Ими могут пользоваться и для обследования здоровых людей, в том числе детей.

    Искажение процесса обобщения

    Данный признак наблюдается на более поздней стадии шизофрении. Связан он с качественными характеристиками предметов и понятий. Больной может оперировать сложными интеллектуальными объектами, но опирается при этом на латентные их свойства. Это значит, что они присущи явлению, но не имеют прямого отношения к его содержательности.

    В качестве примера можно привести следующую методику. Пациенту дают карточки с изображениями жука, самолета, птицы и бабочки. Здоровый человек будет ориентироваться на такие понятия, как «одушевленный / неодушевленный», «техника / животное» и т.д. Однако при шизофрении больной может исключить из группы жука только за то, что он изображен на черно-белой карточке.

    У одного пациента могут наблюдаться признаки искажения процесса обобщения, но при этом отсутствовать симптомы снижения уровня обобщений.

    Если применяется методика «пиктограмма», то у больного возникают сложности с абстракциями — «печаль», «сомнение», «мука». В подобных случаях в качестве латентных признаков выступают фонетические особенности терминов. В итоге пациент, чтобы запомнить их, рисует предметы, созвучные с предложенными словами, например, печать («печаль»), рыба сом («сомнение») и мешок муки («мука»).

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    Расстройство категориального мышления

    Расстройство или ослабление категориального мышления наблюдается в тех случаях, когда происходит уход от правильной мысли. Данный феномен называется соскальзыванием. В целом пациент выносит верные суждения, но допускает единичные ошибки. Он формулирует цепочку умозаключений, но в какой-то момент сбивается. Далее он восстанавливает мыслительный процесс и продолжает рассуждение, но без исправления ошибочного звена.

    Мотивационный аспект

    Мотивационно-личностный компонент мышления является одним из важнейших при изучении психических расстройств. Так, почти при любой форме шизофрении, особенно на ранней стадии или перед приступом, имеются такие симптомы, как апатия и безынициативность. Любой человек должен быть заинтересован в своей судьбе. Если же озабоченности будущим нет, то и мотивации делать что-либо для его достижения не будет.

    Читайте так же  Как обойтись без очков при возрастной дальнозоркости (пресбиопии)?

    Причем важно отметить, что существуют два аспекта апатии. Первый связан с полным бесчувствием, каковое наблюдается у тяжелых пациентов. Второй характерен для более мягких случаев, когда апатичность рассматривается в качестве обычного отсутствия мотивации. С первым все понятно и без экспертизы, однако пациента второго типа отправляют к экспертам на обследование, в ходе которого оцениваются три основных критерия:

    • разноплановость суждений;
    • резонерство;
    • нарушения критичности.

    Остановимся подробнее на каждом.

    Разноплановость суждений

    При шизофрении суждения человека приобретают противоречивый характер. Их мыслительный процесс может протекать в разных плоскостях, при этом больной не воспринимает подобные логические противоречия в качестве ошибок. Связано это с отсутствием четкой цели, для которой и формируется умозаключение.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    По сути, у больного есть несколько планов для решения одной задачи, каждый из которых может быть абсолютно не связан с другим. Более того, один из них может противоречить второму, но при этом пациент этого не понимает. Зачастую одна цель продиктована желанием выполнить задание, а вторая связана с личными предпочтениями.

    В качестве примера можно указать следующий случай. Больного просят распределить карточки по группам. Сначала он это делает верно, объясняя все понятно и логически, так как процесс обобщения суждений, в принципе, работает хорошо. Затем он меняет свое решение и исключает из группы грибы на основе того, что однажды ими отравился, а потому больше их не ест.

    В данном случае прослеживается отсутствие целеполагания. В обыденной жизни это будет мешать принимать решения. В итоге человек вообще может отказаться от выполнения тех или иных действий.

    Частным примером разноплановости мышления является его разорванность, когда речь больного превращается в «словесный салат». Начало фразы относится к одной ситуации, середина — к другой, а конец — к третьей. При легкой форме шизофрении пациент может временно уходить от темы из-за различных ассоциаций. Однако он еще способен вернуться к теме, особенно при поддержке со стороны специалиста.

    На основании одной беседы с человеком сделать вывод о разорванности или разноплановости мышления нельзя. Необходимо проведение различных методик, в том числе «классификации» и «исключения предметов». Если противоречия появляются при выполнении большей части задач, делаются соответствующие заключения о нарушениях мышления.

    Резонерство

    Резонерство — это типичное пустословие, склонность к бессмысленным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, которое не приводит к формированию полноценного интеллектуального продукта. Подобное явление свойственно не только больным, но и здоровым людям.

    В качестве примера можно упомянуть неуверенный ответ студента на экзамене, когда он не знает чем заполнить незнание того или иного предмета. В таких случаях он просто говорит о том, что приходит в голову, лишь бы не молчать. В целом это адекватная реакция человека на сложную и непредсказуемую ситуацию. В каком-то смысле он просто выигрывает время.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    При шизофрении пустословие возникает без какой-либо цели, на пустом месте. При этом больной обычно говорит вычурно, пафосно или манерно, пытаясь произвести впечатление. Он может говорить с умным видом совершенные банальности, которые не требуют мудрствования. К мнению других людей в такие моменты он не прислушивается. Ему просто важно говорить, особенно на темы, которые связаны с ним напрямую. В итоге речь превращается в длинный и пространный монолог, не имеющий четкого содержания.

    Нарушения критичности

    Некритичность характеризуется утратой целенаправленности мышления, его незавершенностью. Мыслительный процесс перестает быть регулятором, который ограничивает и контролирует действия человека.

    Чтобы оценить критичность, проводится простой тест, или проба Эббингауза. Пациенту предлагают текст с пробелами, которые он должен заполнить словами. Понятия он подбирает сам, основываясь на субъективном мнении. Однако в итоге он должен подготовить логически связанный и понятный текст.

    Далее его читает эксперт. При обнаружении противоречий, он просит больного самому их найти и исправить. Затем начинается оценка скорости исправления ошибок. Если же испытуемый не видит ошибок, на них указывает экспериментатор, но внести исправления пациент все равно должен самостоятельно.

    Специалисты выделяют три вида критичности:

    • к наличию у себя болезни или конкретных симптомов;
    • личностная;
    • к эффективности своей деятельности в ходе экспериментов.

    Непосредственно к мышлению прямое отношение имеет последний тип критичности. Врач указывает на ошибки, а пациент исправляет. Здоровый человек должен быть в этом заинтересован, так как у него есть цель и ему важна его судьба. Шизофреник же обычно равнодушен к замечаниям. Если ему сказали, что он сделал что-то неправильно, он с этим согласится и ничего не предпримет. Иными словами, ему все равно — «что воля, что неволя».

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    Описанный комплекс симптомов поражения мышления наблюдается не у всех пациентов. Все зависит от конкретной формы патологии и ее стадии.

    Шизофрения поражает не только мышление, но и другие когнитивные способности человека — восприятие, внимание и память. Коснемся и их, так как они во многом связаны с рассматриваемым в статье предметом — мыслительным процессом.

    Нарушения мышления и интеллекта

    Нарушение мышления и интеллекта, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

    Одну из важнейших черт мышления представляет собой понимание. В понимании, как и в других мыслительных процессах, используются ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.

    У ряда больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной нервной системы и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления.

    Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

    При больших поражениях в области лобных долей мозга отмечается патологическая склонность к «шутливости», однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной тяжелым соматическим заболеванием часто бывает неспособен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью ободрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоянием, не располагает к юмору. Поэтому медицинский работник должен знать, с кем и как нужно шутить.

    Основными характеристиками мышления (ассоциативного процесса) являются:

    1. темп, скорость,
    2. стройность (грамматическая и логическая),
    3. целенаправленность,
    4. продуктивность.

    В соответствии с этой характеристикой психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики.

    Кроме того, может наблюдаться нарушение продуктивности мышления, когда речь бессвязна, представляет набор логически несвязанных слов и предложений.

    Нарушение мышления и интеллекта по В.Ф. Матвееву: I. По темпу

    1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).
    2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).

    II. По стройности

    1. Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).
    2. Бессвязность (нет связи между словами).
    3. Инкогеренция (нет связи между слогами).
    4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).
    5. Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).
    6. Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).

    III. По целенаправленности

    1. Резонерство (бесплодное мудрствование).
    2. Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).
    3. Персеверация (застревание на одной ассоциации).
    4. Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).
    5. Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

    IV. По продуктивности

    1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).
    2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).
    3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).
    4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

    Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

    Нарушение динамики мыслительной деятельности может выражаться в лабильности мышления — чередование адекватных и неадекватных решений. Противоположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.

    Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с бездумным манипулированием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам.

    Читайте так же  Инструкция по применению «Анаприлина»: показания, дозы, совместимость и аналоги

    Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

    При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы.

    Следует отметить, что иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние.

    Нарушения интеллекта

    Основными формами нарушения интеллекта являются; олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).

    Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебильность, имбецильность, идиотию.

    Дебильность — легкая степень олигофрении. При дебильности сохраняются некоторые способности к обучению в специальных школах. У лиц, страдающих дебильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстракции снижена. Дебилы безынициативны и способны только к малоквалифицированному физическому труду.

    Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они практически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пределах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложпой работе под постоянным контролем и наблюдением.

    Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психика и речь у этих больных практически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.

    Деменция — приобретенное слабоумие. Оно разделяется на глобарное (тотальное, диффузное) и очаговое (лакунарное).

    При тотальном (полном) слабоумии отмечается не только грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарная деменция может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.

    При частичном слабоумии интеллект нарушается частично, однако мыслительные процессы замедляются, отмечается умеренное снижение памяти. Критическое отношение больных к своему состоянию сохранено. Лакунарное слабоумие отмечается при церебральном атеросклерозе в предстарческом возрасте, при тяжелых соматических заболеваниях.

    Больные с нарушениями интеллекта доставляют много хлопот при их обслуживании. Они нередко неправильно понимают или истолковывают обращенный к ним вопрос. Неадекватные их высказывания и поступки вызывают раздражение окружающих. Большой выдержки и высокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.

    Когнитивная сфера при шизофрении

    Прежде всего шизофрения отражается на восприятии окружающей действительности. Изменения в этой сфере могут свидетельствовать о начале развития психопатологического процесса, который впоследствии отразится на мышлении и эмоциональности человека. Он начинает воспринимать мир слишком субъективно, что приводит к ограниченности суждений, нереалистичности или фантастичности представлений.

    Изменения восприятия оцениваются с помощью теста Роршаха, который состоит из демонстрации пациенту картинок с необычными изображениями. Испытуемый должен сказать, что именно он видит на карточках. Как правило, ему показывают три вида образов:

    • дефицитарные — «человек без головы»;
    • диссоциативные — «расплющенная кошка»;
    • символические — «наказание зла».

    Анализ теста достаточно сложный. Его можно пройти в интернете, однако делать какие-либо выводы не стоит. Нормальную оценку может дать только специалист.

    Внимание тоже имеет свои отличительные особенности при шизофрении. Оно нарушается даже при сохранении памяти и высоком интеллектуальном уровне пациента. Исследуется данный показатель при помощи теста Шульте, или «счета с переключением», в ходе которого определяется, насколько быстро человек произвольно или непроизвольно переключается с одного объекта на другой. Обычно при шизофрении больше страдает произвольное внимание. При этом на указываемых ошибках испытуемый не задерживается, а на реакции экспериментатора практически не реагирует.

    Нарушение мышления при шизофрении: основные аспекты

    Память при шизофрении может пострадать при снижении мотивации. Но данный феномен тоже является достаточно сложным. У одних пациентов она сохраняется в полном объеме, у других — пропадает частично или полностью. Иногда больной не может точно сказать, происходило то или иное событие или нет.

    Также существует такой признак шизофрении, как конфабуляция, когда мозг заполняется ложными воспоминаниями. Текущая способность к запоминанию, то есть кратковременная память, проверяется с помощью тестов, в том числе методики «пиктограмма».

    Шизофрения может развиваться годами. До первого приступа человек почти всегда не понимает о том, что болен. Когда его доставляют в клинику, что происходит во время обострения заболевания, наблюдается уже комплекс симптомов. Часть из них связана с формальными расстройствами мышления, в том числе содержательностью, гибкостью и критичностью. Степень поражения мозга определяется видом шизофрении и интенсивностью ее развития.

    Многозадачность плюсы и минусы

    Многозадачность, наряду со спешкой, по свидетельству врачей, вызывает усиление выработки организмом психологического наркотика, дофамина. Этот гормон выделяется в нашем организме в ответ на сделанную работу, вызывая удовлетворение, расслабление, удовольствие. Из-за него мы ощущаем себя активными, бодрыми, пребывая в иллюзии, что за меньшее время успеваем больше. Дофамин вырабатывается организмом всякий раз, когда мы выполняем какое-то дело. Это своего рода удовлетворение, награда мозга. Хорошо, но ненадолго. Стоит задуматься о том, что, привыкнув к порции дофамина, организм хочет получать его снова и снова: чем больше задач выполняем – тем чаще испытываем удовольствие.

    Зависимость от делания дел мешает задумываться о действительно важных вопросах: просто некогда. Правильно ли выбран путь в жизни, достаточно ли времени уделяем своим детям, наполнена ли наша жизнь смыслом – нам зачастую не хватает времени и условий для анализа этих вопросов, важных в жизни любого человека.

    Есть опасность того, что при клиповом мышлении и многозадачности возникают трудности с концентрацией внимания. Если трудно собраться с мыслями и выделить нужную информацию, игнорируя «информационный мусор», то следствием станет снижение работоспособности.

    Результаты исследований, проведённых учёными Сассекского университета, показали: во время одновременного выполнения нескольких задач у испытуемых отмечается снижение уровня IQ, опускающееся до уровня людей, употребляющих марихуану или страдающих постоянным недосыпанием. При сканировании мозга людей, часто использующих одновременно несколько гаджетов, в передней поясной коре головного мозга уменьшается плотность серого вещества, а ведь эта зона ответственна за функции контроля над эмоциями и за руководство познавательными функциями.

    Многозадачность вызывает большую усталость, ведь на переключение с одного дела на другое уходит дополнительная энергия. Гораздо эффективнее организовать своё время, уделяя большую его часть на выполнение главного задания, а не многих дел сразу.

    Многозадачность хороша при выполнении рутинных, простых дел. Умение быстро переключать внимание и одновременно выполнять задачи, не требующие высокой концентрации и глубокого анализа, может пригодиться и даже сэкономить время, но не должно становиться привычкой. Но, пребывая под действием дофамина, легко забыть о необходимости восстановления баланса химических элементов во время серотониновой паузы и в результате потерять не в одной только эффективности.

    Кроме того, привычка к многозадачности вызывает отвыкание и сложности при попытке сосредоточиться, в связи с ослабеванием нейронных связей, отвечающих за устойчивое внимание. Значит, будет сложно концентрироваться на проблеме и учиться новому. Распыление внимания, переключение с одного дела на другое не только отвлекают от главного занятия, но и приводят со временем к снижению концентрации внимания на чем-либо в течение длительного времени.

    Задумайтесь о том, что Вы можете сказать о качестве своего мыслительного процесса? Если Вас отвлекли – быстро ли удаётся восстановить цепочку рассуждений и продолжить, быстро сфокусировавшись? От уровня развития мышления зависят наши успехи и неудачи в жизни, качество принимаемых решений и, как следствие, качество самой жизни.

    Развивать мышление – значит значительно расширить круг своих возможностей, сделать свою жизнь интереснее. Это труд, но благодарный.

    Умение сконцентрироваться, приложить усилия, а также усидчивость и терпение – составные части глубокого мышления.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *