Мотивационные возможности предметных эмоций

    74d21a5fcdc40a448c2995cac971e583

    Структура эмоций

    Впервые идея сложности психологической структуры эмо­ций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, струк­тура эмоции включает три основных измерения:

    1) удовольствие/неудовольствие;

    2) возбуждение/успокоение;

    3) напряжение/разрешение.

    Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были разви­ты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

    1) импрессивный

    (внутреннее переживание);

    2) экспрессивный

    (поведение, мимика, двигательная и рече­ вая активность);

    3) физиологический

    (вегетативные изменения).

    Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются мно­гие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).

    Каждый из этих компонентов при различных формах эмо­ционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

    Имнрессивный компонент эмоционального реагирования (пере­живание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфи­ческое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно C.JL Ру­бинштейну, переживание — это неповторимое событие внут­ренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следо­вательно, основной функцией переживаний является образова­ние специфического, субъективного опыта человека, направ­ленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

    В современной психологии существует несколько под­ходов к определению понятия «переживание»:

    1) через его противопоставление объективному знанию.

    Так, согласно Л.М. Веккеру, переживание — это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

    2) через лингвистический анализ слов «переживание», «пере­ жить».

    Это характерно для деятельностной теории пережива­ ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо — зна­ чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри­ тической ситуацией, а переживание — это «особая деятель­ ность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия меж­ ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы­ шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря­ мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи­ ческой деятельности;

    3) через критерий осмысленности.

    М.И. Дьяченко и Л А. Кан- дыбович дают следующее определение переживанию: это «осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи­ мым объективным .событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ­ ной функцией переживаний является сигнализация о личност­ ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-

    реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;

    4) через критерий значимости:

    насколько те или иные собы­тия или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вред­ны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие мо­жет приобретать для человека «значение» другого типа, «опос­редованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.

    Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку пере­живания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результа­та, продукта процесса переживания.

    Мотивационные возможности предметных эмоций

    Таким образом, переживание


    это проявление субъективно­го отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необ­ходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.
    Различные ученые по-разному определяют характер и сте­пень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.

    Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

    Эмоциональные переживания имеют определенное выраже­ние во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомими­ке, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вмес­те с тем человек не способен полностью управлять, контроли­ровать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, ха­рактерное для одного вида эмоций, и одновременно пережи­вать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказыва­ется неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдержива­ние) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в

    ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т. п.) обычно приводит к появлению состояния эмоци­онального напряжения.

    Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические

    (выразительные движения лица),
    речевые
    (инто­нация и др.),
    звуковые
    (смех, плач и др.),
    жестикуляционные
    (выразительные движения рук) и
    пантомимические
    (вырази­тельные движения всего тела).

    Мимические средства эмоциональной экспрессии.

    Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных пе­реживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распозна­вания эмоциональных состояний у других людей.

    Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 г. немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое вы­ражение можно охарактеризовать при помощи нескольких эле­ментарных выразительных движений, и в подтверждение со­ставляет множество схематических рисунков мимических реак­ций (рис. 66).

    Однако систематическое изучение эмоциональной экспрес­сии началось с работ Ч. Дарвина, в которых был сформулиро­ван тезис об универсальности

    мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений ли­ца, отражающим основные, выработанные в процессе эволю­ции адаптивные модели. Например, злоба выражается нахму­ренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) — так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросскультур-ных исследований, а также изучение мимических реакций при­матов в целом подтверждают данное предположение Ч. Дарви­на, однако мимическое выражение не полностью детерминиро­вано врожденными факторами.

    Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций:

    1) врожденные

    видотипичные мимические схемы, соответ­ствующие определенным эмоциональным состояниям;

    Мотивационные возможности предметных эмоций

    Рис. 66.

    Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):

    а

    — удовольствие;
    б—
    настороженность;
    в —
    ожесточение;
    г
    — гнев;
    д
    — презрение;
    е —
    веселость;
    ж —
    сильный смех; з — печаль

    2) приобретенные,

    заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

    3) индивидуальные

    экспрессивные особенности, свойствен­ ные только данному индивиду.

    То, что человек рождается с уже готовым механизмом выра­жения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследо­ваниях Г. Остера и П. Экмана: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выраже­ния лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Од­нако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных со­переживаний, возникающих в общении с другими людьми и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая потенциальная мими­ка

    как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный толь­ко для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в

    самых различных ситуациях: закрывать или широко раскры­вать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

    Первой же попыткой создания шкалы, системы мимиче­ских выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса. Он предложил все многообразие эмоциональной экспрессии ми­мики категоризировать с помощью линейной шкалы со следу­ющими шестью ступенями:

    1) любовь, радость, счастье;

    2) удивление;

    3) страх, страдание;

    4) гнев, решимость;

    5) отвращение;

    6) презрение.

    Г. Шлосберг, применив классификационную схему Р. Вуд­вортса при анализе фотографий людей с различными выраже­ниями лица, предположил, что представление шкалы Р. Вуд­вортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (рис. 67): удовольствие/неудовольствие, принятие/непринятие (отвержение).

    Рис. 67.
    Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу)

    Чем больше расстояние между отдельными эмоциональны­ми категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие

    им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимическо­го выражения эмоции.

    Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица:

    1) область лба и бровей;

    2) область глаз (глаза, веки, основание носа);

    3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В.А. Барабанщикова и Т.Н. Мал-

    ковой (1988), наиболее ^выразительные мимические проявле­ния локализуются преимущественно в нижней части лица, а на­именее выразительные — в области лба, бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мими­ческих изменений верхней и нижней частей. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха — область глаз, гнева — верхняя часть лица, ра­дости и отвращения — нижняя часть лица.

    Во временном аспекте каждая мимическая реакция соглас­но К. Изарду протекает следующим образом:

    1) латентный период

    — интервал времени от момента стиму­ ляции до начала видимых проявлений реакции;

    2) период развертывания —

    интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня про­ явления;

    3) период кульминации —

    максимальный уровень эмоцио­ нальных проявлений;

    4) период спада

    — интервал времени от кульминации до пол­ ного угасания.

    Оценив одну или несколько временных характеристик ми­мической реакции, можно довольно легко отличить искрен­нюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выраже­ние базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 с. Мимиче­ские выражения, длящиеся меньше 1/3 с и больше 10 с, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изоб­ражает» эмоцию.

    Речевые средства эмоциональной экспрессии.

    Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмо­ций с помощью различных речевых средств. При этом речь мо­жет иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

    о

    Мотивационные возможности предметных эмоций

    В статье раскрывается мотивационная проблематика предметных и беспредметных эмоций, переживаемых студентами вуза в адрес учебно-профессиональной деятельности. Беспредметными эмоциями выступают переживания человека, не имеющие конкретной привязки к предметному миру человека. В свою очередь, предметные эмоции всегда связаны с конкретными сторонами жизнедеятельности человека.

    Гипотезой исследования выступило предположение о мотивационном доминировании предметных эмоций студентов, переживаемых в адрес учебно-профессиональной деятельности.В частности, одни эмоции, такие, как радость, интерес, и злость, переживаемые в адрес учебно-профессиональной деятельности, побуждают студентов к освоению этой деятельности, а такие, как эмоции страха, печали и разочарования побуждают к уходу, отказу от деятельности.

    Предметные эмоции привязаны к конкретным событиям, явлениям, вещам, окружающим человека. В свою очередь, беспредметные эмоции преимущественно спонтанные, эпизодические; возникают сами по себе, т.е. беспочвенно; выступают фоном текущей деятельности, обеспечивая ее энергетикой; участвуют в процессе удовлетворения человеком его потребностей.

    В отечественной психологии эмоции видятся преимущественно беспредметными, т.е. не привязанными к конкретному предмету, явлению, событию. Исключением стали современные работы А.М. Прихожан, которая рассматривает предметные эмоции на примере страха детей – сирот: страх одиночества, пауков, закрытых пространств [10]. В свою очередь, автор концепции смыслообразующих мотивов А.Н. Леонтьев эмоции видел беспредметными, т.е. не привязанными к предметному миру. В его научной концепции эмоции выполняют только регулятивную функцию и сопровождают процесс удовлетворения человеком его потребностей [7].

    В целом можно сказать, что эмоции в отечественной психологии изучались с «отрывом» от их предметного содержания. Эмоции в таком ракурсе представлены в работах Г. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, и многих других [1;2;3;6;7]. В научных конструкциях названных авторов эмоции появляются неожиданно и так же исчезают. Исследователи согласились с ситуативностью и непостоянством эмоций, принимая это как отличительный знак. Однако совершенно упускается, что этими качествами грешат подавляющее число психических явлений от потребностей до интеллекта.

    Дискуссия о предметности и беспредметности эмоций широко представлена в зарубежной научной литературе. По этому поводу в разные годы высказывались такие исследователи эмоций, как К. Изард, Р.У. Липер, С. Томкинс, Я. Рейковский, П. Экман, и многие другие [5;8;9;13;16].

    С. Томкинса и Р.У. Липера можно смело отнести к исследователям беспредметных эмоций. Также их объединяет убежденность в мотивационной функции эмоций, которая экспериментально ими не изучалась. Позиции предметности эмоций придерживаются ныне активно и плодотворно работающие над формами их внешнего выражения П. Экман и К. Изард. Важно отметить, что оба исследователя соглашаются с мотивационной функцией эмоций.

    Современный авторитетный исследователь эмоций К. Изард преимущественно говорит о беспредметности эмоций. Он называет их базовыми на основании их врожденности [5]; эти же эмоции Г. Бреслав называет «базальными» [1]; французский исследователь XIX-го века Т. Рибо называл их «первичными» или «до-сознательной чувствительностью» [14, c. 7]. По словам К. Изарда базовые эмоции (страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение) представляют собой эмоциональные черты личности, участвующие в регуляции поведения человека [5].

    Общеизвестно, что эмоции по отношению к предмету могут занимать три позиции: относимые к концу активности человека, к процессу активности и к его началу. Первая, самая распространенная позиция, представлена в концепции отечественного психолога Б.И. Додонова, а в прошлом З. Фрейда. Для первого исследователя эмоции выступают ценностями, на которые человек ориентируется. Нахождение и обнаружение искомой эмоции превращает ее из простой и элементарной в эмоцию – ценность или мотив [4; 15].

    Эмоции, относимые к процессу активности человека, широко представлены в концепции А.Н. Леонтьева. В этом качестве эмоция своей энергетикой питает активность человека по поиску предметов его биологических потребностей. По идее автора теории эмоция не является мотивом, но помогает потребности этот мотив обнаружить [7].

    Читайте так же  Неванак — глазные капли: инструкция по применению, состав и аналоги лекарства

    Эмоции, относимые к началу активности, рассматриваются в настоящей статье с мотивационных позиций. Это эмоции, выступающие причиной активности человека в сторону его предметного мира. Мотивационная схема с участием эмоций выглядит следующим образом. Находясь в начале активности, как бы предвосхищая предмет, эмоция, закрепленная за предметом, переживается человеком, что рождает некоторую энергетику, реализуемую в непреднамеренных действиях. Это иногда неосознаваемые, импульсивные, даже реактивные, но часто вполне развернутые действия, направленные на предмет. Характер непреднамеренных действий зависит от модальности переживаемых эмоций. Так, эмоция радости осуществляет в адрес предмета непреднамеренные действия по укреплению связи с ним, а эмоция печали реализуется в действиях, «оплакивающих» разрыв связи с предметом.

    Связь эмоции с предметом проходит длительный путь взаимодействия, который сохраняется в психике на некоторое время в форме аффективного образа. Восприятие предмета активирует эмоцию, хранившуюся в долговременной памяти. С появлением эмоции в адрес предмета разворачиваются непреднамеренные действия, отвечающие мотивационной специализации каждой эмоции. Так, эмоция злости активирует непреднамеренные действия, препятствующие разрыву с предметом: эмоция печали «оплакивает» разрыв связи; эмоция радости, являясь показателем устойчивой связи, направляет усилия непреднамеренных действий на укрепление связи человека с предметом и т.д.

    В свою очередь, беспредметные эмоции сложно рассматривать в качестве мотивационных. Основная причина этого в том, что трудно найти ориентир для их предметного выражения. Однако давно известно, что переживание эмоции радости ведет к созиданию; переживание эмоции страха – к бегству; переживание эмоции печали побуждает приводить вещи и мысли в порядок и т.д.

    Мотивационная функция эмоций отличается большим разнообразием, зависящим от многообразия их переживания. Однако все эмоции можно условно поделить на мотивационные, отвечающие за притяжение к предмету и демотивационные, т.е. отталкивающие от предмета. В свою очередь, мотивационные эмоции способствуют эффективности деятельности, а демотивационные, наоборот, препятствуют этой эффективности. К первым, мотивационным, можно отнести эмоции интереса, радости, даже злости, ко вторым – эмоции страха, печали, разочарования.Демотивационные эмоции уводят человека от предмета, заставляют его забыть, переключают на другие предметы и явления. Вместе с тем, вне зависимости от характера эмоционального побудителя и эффекта, который объективируется в результатах активности, все эмоции следует признать мотивационными.

    Схема настоящего исследования строится по следующему плану. На первом этапе эксперимента определяются доминирующие беспредметные эмоции, переживаемые студентами вуза; на втором этапе находятся предметные эмоции этих же студентов; на третьем, завершающем этапе, осуществляется проверка действенности эмоций, способных в качестве мотива выступать побудителем учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. На третьем этапе осуществлялось установление взаимосвязи между предметными и беспредметными эмоциями с одной стороны и показателями эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов, с другой стороны.

    Методиками исследования выступили:

    1. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (автор К. Изард) [5];

    2. «Тест цветовых ассоциаций» (автор Е.А. Пырьев) [12];

    3. Коэффициент линейной корреляции Браве-Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

    Выборка исследования составила пятьдесят девять (59) человек. Это студенты факультета психологии Оренбургского государственного педагогического университета очной и заочной форм обучения. По возрастам и гендерному признаку респонденты не различались.

    На первом этапе исследования осуществлялась диагностика беспредметных эмоций. Это эмоции студентов, ставшие эмоциональными чертами их характера. В психике человека данных явлений ограничено, например, одна, две эмоциональные доминирующие черты. В качестве методики исследования беспредметных эмоций студентов использована шкала дифференциальных эмоций К. Изарда. Она представляет собой два варианта одной методики. В первом варианте «Шкалы» испытуемым предлагают для оценки выраженности у себя 30 эмоций, а во втором – 10. Второй вариант, это базовые эмоции, которые К. Изард представляет эмоциональными чертами характера, напомним, что это: интерес, отвращение, радость, презрение, удивление, страх, горе, стыд, гнев, вина [5]. Данные эмоции автор выводит из 30-ти элементарных эмоций, представленных в первом варианте «Шкалы» и выступающих специфическим психологическим содержанием базовых. В частности, базовая эмоция интереса наполнена следующими элементарными эмоциями: внимательный, концентрированный, собранный; базовая эмоция страха состоит из: пугающий, страшный, сеющий панику и т.д. На основе данного подхода было принято решение о проверке авторского списка, состоящего из восьми базовых эмоций: интерес, радость, удовольствие, печаль, злость, разочарование, равнодушие, страх [11].

    Проверка мотивационных возможностей эмоцийосуществлялась в три приема. На первом проверялся авторский список базовых эмоций. Затем эти эмоции экспериментально находились у студентов вуза. На третьем, завершающем этапе проверялась мотивационная функция предметных и беспредметных эмоций.

    Для работы над авторским списком беспредметных эмоций проведен расчет корреляции ответов студентов между базовой эмоцией и элементарной, входящей в первую. Так, эмоция интереса проверялась на основе корреляции с элементарной эмоцией удивления. Коэффициент корреляции по Браве-Пирсону между эмоцией интереса и удивления составил 0,348, при n=59. Это коэффициент статистически значимый в пределах 99 % данных случайной выборки. Другие коэффициенты корреляции переменных также статистически значимые. Так, эмоция счастья и радости связаны на уровне 0,467; печаль – уныние (0,363); злость – негодование (0,534); разочарование – сомнение (0,446); равнодушие – отвращение (0,517); паника – страх (0,551); удовольствие – покой (0,694).Таким образом, корреляция базовой эмоции с элементарной, но похожей, позволила подтвердить наличие авторского списка эмоций.

    Во второй части первого эксперимента измерялись беспредметные эмоции студентов, доминирование в психике этих эмоций. Каждую из восьми базовых эмоций студенты оценивали по пятибальной шкале по следующим показателям: «1» – эмоция совсем не подходит; «2» –наверное не подходит; «3»- подходит с некоторыми оговорками; «4» – очевидно подходит; «5» – совершенно подходит.

    Показатели выраженности беспредметных эмоций студентов вуза представлены в Таблице 1.

    Таблица 1. Количество студентов, переживающих беспредметные эмоции (в %)

    Эмоции Удовольствие Интерес Злость Радость Равнодушие Разочарование Страх Печаль
    Количество студентов, задействованных в эксперименте 19 % 15 % 9 % 20 % 11 % 6 % 12 % 8 %

    Поверхностный взгляд на таблицу 1 говорит о преимущественном переживании студентами положительных эмоций. Так, на переживание эмоций интереса, радости, и удовольствия приходится 54 %. В свою очередь, переживание отрицательных эмоций печали, страха и разочарования составляет 26 %. На первом месте по переживанию беспредметная эмоция радости (20 %), на втором – эмоция удовольствия (19 %), на третьем – эмоция интереса (15 %), далее, на четвертом – эмоция страха (12 %), потом эмоция равнодушия (11 %); эмоция злости (9 %) на шестом месте, а замыкает список эмоция печали (8 %) и разочарования (6 %), находящиеся на седьмом и восьмом местах.

    Предметные эмоции в настоящем эксперименте получены посредством авторской методики Е.А. Пырьева «Тест цветовых ассоциаций».В основе теста цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Данный диагностический подход отвечает теоретическим конструктам, изложенным выше. Изучение цветовых ассоциаций студентов в адрес учебно-профессиональной деятельности, а также ее различных сторон, позволяет раскрыть особенности переживаемых эмоций, а также мотивации, построенной на этих эмоциях.

    Итак, при исследовании предметных эмоций с помощью «Цветового ассоциативного теста» мы исходили из следующих психологических значений цветов, отражающих мотивационную функцию авторских базовых эмоций.

    Ассоциация с синим цветом говорит о переживании студентами в адрес своей учебы нейтральных эмоций: покоя и удовольствия; ассоциация с зеленым цветом говорит о переживании студентами в адрес своей учебы эмоции интереса. Данная эмоция реализуется в стремлении к освоению учебных знаний и навыков; ассоциация явления с красным цветом говорит о переживании эмоции злости. Данная эмоция характеризует стремление человека к достижению, обладанию, лидерству. Эмоция злости реализуется в наступательной агрессивности, целенаправленности, высокой поисковой активности; ассоциация желтого цвета с деятельностью говорит о переживании эмоции радости в ее адрес. Данный цвет ассоциируют с учебой студенты, ищущие разные способы разрядки возбужденного напряжения. Эмоция радости побуждает к самораскрытию, к достижению желаемого; ассоциация учебы с фиолетовым цветом свидетельствует о переживании эмоции равнодушия. Данная эмоция мотивирует на пассивное времяпрепровождение, это характеристика иррациональности притязаний, нереальных, часто пассивных требований к учебе, субъективизм; ассоциация учебы с коричневым цветом говорит об эмоции разочарования в адрес учебно-профессиональной деятельности. Данная эмоция мотивирует на уход от деятельности, поиск других ее видов; черный цвет является показателем эмоции страха. Ассоциация черного цвета с учебно-профессиональной деятельностью говорит о защитном поведении. Такое поведение часто не соответствует реальности (деятельности), т.е. может быть неадекватным; серый цвет в ассоциации символизирует переживание в адрес явления эмоций печали, горя и страдания. Испытуемый, выбирающий серый цвет в ассоциации, утомлен и не готов к активному эмоциональному реагированию в адрес предмета ассоциации.

    Студентам предлагалось провести ассоциацию цвета, отраженного на карточке, со своей учебно-профессиональной деятельностью. По замыслу эксперимента цветовая ассоциация позволяет выявить неосознаваемые эмоции, переживаемые в адрес деятельности, что также показывает объективность настоящего исследования. В качестве цветового выбора предлагались две переменные: «учеба в высшем учебном заведении» и «профессия, на которую учусь». Ассоциация цвета с конкретной стороной учебно-профессиональной деятельности оценивалась по следующей шкале: желтый цвет – 10 баллов; зеленый – 9; красный – 8; синий – 6; фиолетовый – 5; черный – 3; коричневый – 2; серый – 1 балл.

    Результаты диагностики количества респондентов, переживающих предметные эмоции, в процентах к общему количеству респондентов (n=59), нашли отражение в таблице 2. Также в таблице нашли отражение данные беспредметных эмоций, представленные в таблице 1 (они включены в таблицу 2 для сравнения).

    Таблица 2. Данные предметных и беспредметных эмоций, переживаемых студентами высшего учебного заведения (в %)

    Эмоции 1 2 3 4 5 6 7 8
    Удовольствие Интерес Злость Радость Равнодушие Разочарование Страх Печаль
    Предметные эмоции 12 % 15 % 9 % 12 % 20 % 14 % 11 % 7 %
    Беспредметные эмоции 19 % 15 % 9 % 20 % 11 % 6 % 12 % 8 %

    Важно подчеркнуть, что в таблице 2 нашли отражение предметные эмоции, переживаемые студентами только в адрес «учеба в высшем учебном заведении». По данным таблицы 2 первое место по количеству респондентов (студентов), переживающих эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности заняла группа эмоции «равнодушие» (пункт пятый) – (20 %); на втором месте группа эмоции «интерес» (пункт второй) – 15 %; на третьем месте эмоция «разочарование» (пункт шестой) – 14 % респондентов; на четвертом месте с 11 % группа эмоций «страх» (пункт седьмой) и «удовольствие»; пятое место заняла группа эмоции «радость» – 11 %; далее идет эмоция «злость» – 9 %, а замыкает таблицу эмоция «печаль» – 7 % респондентов.

    Сравнение данных таблицы 2 позволяет говорить о различии в процентном соотношении предметных и беспредметных эмоций. Процентное различие просматривается по всем эмоциям, кроме эмоции злости и интереса. Существенно различие в эмоции радости. Так, каждому пятому студенту свойственна эмоциональная черта радости (20 %), но только 12 % всех респондентов переживают данную эмоцию в адрес своей учебы в вузе. Похожие цифры по эмоции удовольствия: 19 % беспредметных эмоций и 12 % – предметных. Интересно различие по эмоции равнодушия. Так, 20 % студентов переживают эмоцию равнодушия в адрес своей учебно-профессиональной деятельности и только 11 % обладают данной эмоциональной чертой.

    На следующем этапе эксперимента было решено проверить математически достоверность различия предметных и беспредметных эмоций. Для этого использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. По двум независимым переменным – предметные и беспредметные эмоции, коэффициент составил – 0,143, при n=59. Этот показатель вне зоны значимости. Таким образом, между двумя независимыми переменными настоящего исследования взаимосвязь отсутствует, что говорит об их самостоятельности и независимости друг от друга.

    На заключительном этапе исследования определялись показатели коэффициентов ранговой корреляции между независимой и зависимой переменной. В настоящем исследовании две независимые переменные – «предметные» и «беспредметные эмоции», а также три зависимых: «академическая успеваемость», «удовлетворенность учебой в вузе», «удовлетворенность выбором профессии». В таблице 3 представлены данные коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между зависимыми и независимыми переменные настоящего исследования.

    Таблица 3 Данные коэффициента корреляции эмоций студентов с объективными показателями их учебно-профессиональной деятельности

    Эмоции Академическая успеваемость Удовлетворенность учебой в вузе Удовлетворенность выбором профессии
    Беспредметные эмоции
    1.Эмоциональные черты характера студентов 0,128 0,081 0,169
    Предметные эмоции
    1.Эмоции студентов в адрес учебы в вузе 0,526 0,491 0,603
    2.Эмоции студентов в адрес профессии по специальности 0,472 0,364 0,628

    Данные таблицы 3 говорят о том, что все коэффициенты корреляции предметных эмоций студентов с объективными показателями их учебно-профессиональной деятельности, статистически значимые. В частности, «эмоции студентов в адрес учебы в вузе» коррелируют с их «академической успеваемостью» в 99,9 процентов случаев (0,526); та же независимая переменная коррелирует «с удовлетворенностью от учебы» и «удовлетворенностью выбором профессии». Коэффициенты корреляции, соответственно – 0,491 и 0,603. Тот же эффект наблюдается со второй независимой предметных эмоций – «Эмоции студентов в адрес профессии по специальности». Коэффициенты корреляции составили: 0,472; 0,364; 0,628.

    Показатели коэффициента корреляции беспредметных эмоций с объективными показателями учебно-профессиональной деятельности студентов вуза оказались вне зоны значимости.

    Таким образом, мотивационная функция предметных и беспредметных эмоций была проверена экспериментально. Для этого использован математический аппарат в форме коэффициента корреляции Браве-Пирсона и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Было установлено, что предметные эмоции, переживаемые студентами в адрес учебно-профессиональной деятельности специфически организуют эту деятельность. Так, эмоции интереса, радости и злости побуждают студентов в адрес установления связи с их учебно-профессиональной деятельностью. В свою очередь, эмоции страха, печали и разочарования, наоборот уводят от деятельности.

    Каждая группа предметных эмоций реализует в адрес деятельности и ее сторон, побудительные схемы. Так, положительные эмоции (радость, интерес, злость) приводят студента к активным действиям созидательного характера. Связь этих эмоций с учебно-профессиональной деятельностью направлена на преобразование и совершенствование этой связи. При переживании эмоций радости, интереса и злости студент продуктивно думает, он общается и полон новых планов, готовится к учебным занятиям.

    Предметные эмоции отрицательной модальности (страх, печаль, разочарование)побуждают человека к избеганию активных действий, к бездействию или поиску нецелевых альтернатив. Эти эмоции направлены не на созидание, а скорее на разрушение существующих связей с учебно-профессиональной деятельностью. Побудительные действия, используемые эмоциями данной категории, приводят к поиску новых объектов и связей. При переживании студентами отрицательных эмоций в адрес учебно-профессиональной деятельности происходит уход от нее; деятельность сковывает, угнетает; мышление работает над тем, чтобы уйти от межличностных контактов, остаться в одиночестве, найти более привлекательную деятельность.

    Читайте так же  Дальнозоркость — это плюс или минус

    Нейтральные предметные эмоции (удовольствие, равнодушие) направляют активность человека на сохранение его целостности, приведение его психики в равновесие. Связь эмоции с предметом (деятельностью) в этом случае, не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер. Студент, переживающий в отношении своей учебно-профессиональной деятельности эмоции удовольствия и равнодушия, стремится к некоторой изоляции и сохранению сил. Активность студента под влиянием нейтральных эмоций носит преимущественно хаотичный характер. В определенный период времени такие студенты дисциплинированны и ответственны, в другой – опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях. Такие студенты охотно берутся участвовать в научно-исследовательской деятельности: пишут контрольные, рефераты, курсовые работы, но быстро теряют к ним интерес, часто не доводят свои исследования до логического конца.

    Биологическая целесообразность эмоций.

    Предметы сами по себе не вызывают действия. Их психический образ лишь открывает поле потенциально возможных действий. Они вызывают действие лишь благодаря своей эмоциональной окрашенности. Эмоции

    оценивают значимость для субъекта отражаемого предмета и вызывают соответствующую активность, обеспечивающую достижение цели. Эмоции являются важнейшим элементом образа среды. Они нарушают равнозначность объектов и условий среды, придавая некоторым из них особый смысл и требуют выполнения сними определенных действий.

    Таким образом, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость внешних воздействий и состояний самого организма.

    Предметность эмоций.

    Эмоциональные явления имеют двойственную структуру. Они состоят из отражаемого предметного содержания и субъективного переживания. Отражаемое содержание составляет предмет эмоций. Эмоция придает своему предмету специфическую субъективную окраску. При этом, одно и то же объективное содержание в разных условиях может вызвать разные эмоциональные переживания.

    Предметом эмоционального переживания могут быть и сами эмоции. Например, предметом стыда может быть тщеславное наслаждение, пережитое в прошлом. Человеку может не нравиться его настроение.

    Иногда возникает впечатление об отсутствии предмета переживания. Например, человеку не всегда ясны причины его настроения. Это бывает, когда человек отвергает действительную причину настроения как невозможную из-за несовпадения с его представлениями о себе.

    Данные психиатрической клиники показывают, что могут быть беспредметные эмоции, но они крайне неустойчивы и быстро активируются, то есть находят новый предмет, порождая многочисленные фобии, мании, галлюцинации. Неадекватное опредмечивание эмоции наблюдается также при раздражении мозга человека или животного.

    Свойства эмоций

    Эмоции, прежде всего, характеризуются знаком и бывают положительными и отрицательными.

    Положительные эмоции сигнализируют о благоприятном ходе удовлетворения потребностей. Положительные эмоции вызывают предметы, являющиеся объектами той или иной потребности, условия, способствующие удовлетворению потребности, достижению поставленной цели (удовольствие, радость, энтузиазм).

    Отрицательные эмоции сигнализируют о неудовлетворительном ходе процесса удовлетворения потребностей человека. Они возникают, когда не достигаются поставленные цели, появляются препятствия на пути к поставленной цели и т.д. (гнев, ярость, неудовольствие).

    Эмоции характеризуются также полярностью. Она определяется знаком одновременно возникающих эмоций при воздействии одного стимула. По этому признаку различают однополярные и биполярные эмоции.

    Однополярные

    эмоции характеризуются тем, что один объект вызывает эмоции одного и того же знака (студент, получивший «отлично», радуется, ликует).

    Биполярные

    эмоции характеризуются тем, что человек испытывает эмоции, имеющие разные знаки. Они называются амбивалентными. Эти эмоции вызываются противоположными свойствами объекта.

    Эмоции характеризуются своей длительностью

    : обычно эмоциональные реакции длятся несколько минут, но некоторые из них длятся до нескольких дней и даже недель. Если же тяжелые эмоциональные переживания длятся более 2-2,5 месяцев, то это считается патологией и требует лечения.

    Эмоции характеризуются силой переживания:

    в одних случаях они имеют слабую интенсивность, а в других, наоборот, протекают очень бурно.

    Функции переживаний

    Человеческие чувства и эмоции в ходе филогенетического развития, стали выполнять целый ряд функций, свойственных только для них.

    1. Отражательная функция чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

    Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувства выполняют еще и сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

    2. Побудительная или стимулирующая функция. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

    3. Подкрепляющая функция. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

    4. Переключательная функция эмоций. Она особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

    3. Приспособительная функция эмоций. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

    4. Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34 %).

    В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

    Разновидности эмоциональных явлений

    Чувственный тон.

    Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д.

    Эмоции.

    В узком значении эмоция — это непосредственное, временное переживание, возникающее в какой-либо ситуации. способствующей или препятствующей удовлетворению потребностей субъекта. Эмоции отличаются действенностью. В одних случаях они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими.От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях возникают астенические эмоции, которые характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается.

    Аффекты.

    Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма.

    Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря.

    В развитии аффекта различают три основные стадии.

    1. Подготовительная стадия. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. От сильного напряжения расстраиваются мелкие движения. Индуктивное торможение все более охватывает кору полушарий, что ведет к дезорганизации мышления; возбуждение нарастает в подкорковых узлах. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию и т.д. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Общеизвестно народное средство: если хочешь сдержаться, попробуй посчитать про себя хотя бы до десяти.

    2. Собственно аффект. На этой стадии человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои.

    3. Заключительная стадия. Послеаффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

    Настроения.

    Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

    Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

    Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.

    На настроение влияют весьма различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности, тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.

    Настроение человека в большой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей.

    Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему его человеку. Так, дурное настроение может быть связано с невыполненным обещанием, не написанным, хотя и обещанным письмом, не законченным делом. Хотя человек может не осознавать этого и говорить, что у него «просто», «неизвестно почему» плохое настроение. Все это исподволь гнетет человека, поэтому важно уметь разбираться в своих настроениях, чтобы по возможности устранять объективные причины подобных состояний.

    Стресс.

    Создатель теории стресса Ганс Селье

    определяет его как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству.

    Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляет эмоциональный стресс.

    Эмоциональный стресс вызывается такими стрессорами, как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния.

    У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса

    и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности. У других стресс сопровождается
    падением эффективности деятельности, растерянностью,
    неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки «психологической глухоты» по отношению к другим.

    Стресс мобилизует психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии. Наиболее разрушительным стрессорами являются информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал. Результатом их действия могут быть невротические состояния.

    Фрустрация

    Фрустрация(от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

    Высшие человеческие чувства

    Чувства — психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

    У человека выделяется особый класс высших чувств. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, они подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

    Нравственные чувства

    Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.

    Читайте так же  Что такое плегия: каковы истинные причины и терапия синдрома

    Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно.

    Интеллектуальные чувства

    Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Примерами интеллектуальных чувств являются чувства удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства. Они выступают как своеобразные регуляторы умственной деятельности. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний.

    Эстетические чувства

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

    Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

    Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

    Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

    Страсть

    Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

    Эмоции и личность

    Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга своей эмоциональностью и общей эмоциональной направленностью.

    Эмоциональность личности.

    1. Эмоциональность — это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т. П. Качественные характеристики эмоциональности выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

    К основным компонентам эмоциональности относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.

    Эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители.

    При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность, тревожность .

    Тревожность – это склонность к переживанию тревоги в угрожающей ситуаци, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Она характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. В отличие от страха, предмет которого всегда ясен, тревога не имеет такого предмета. Тревога вызывается неопределенной угрозой.

    К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия – социальные события общение, окружающих людей. Эмоциональная отзывчивость на переживания другогочеловеканазывается эмпатией. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

    Сила эмоций. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными. От силы эмоций зависит энергизация деятельности.

    Эмоциональная устойчивость — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, обеспечечивающие к стабильность деятельности.

    Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора: 1) латентное время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость); 2) сила воздействия, необходимая для вызова эмоциональной реакции (чем больше должна быть сила такого воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость).

    Эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями.

    Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется инертностью эмоций, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;

    Общая характеристика эмоций и чувств

    В психологии не существует одной единственной теории, которая дала бы исчерпывающий ответ на то, что же такое эмоции и чувства человека. Общепринятым считается лишь то, что эмоции(от лат. emoveo — возбуждаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

    Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым (вызывающим эмоции) воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться.

    Эмоции мотивируют и энергизируют человека, вызывая у него стремление или тенденцию совершать те или иные действия. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций.

    И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной системы; 2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии; 3) субъективного переживания.

    Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение; удовольствие — радость; удивление; горе -страдание; гнев — ярость; отвращение — омерзение; презрение -пренебрежение; страх — ужас; стыд — застенчивость; вина — раскаяние.

    Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

    Существуют четыре основных типа мотивации по И. Изарду:

    1. Побуждение — голод, жажда, усталость, боль, секс.

    2. Эмоции — десять фундаментальных вышеперечисленных эмоций.

    3. Аффективно-когнитивные взаимодействие (эмоции сочетаются с мыслью, представлением): эмоция – эмоция (горе-гнев, страх-стыд-вина); эмоция- побуждение (интерес — секс; боль – страх – стыд — гнев); эмоция – аффективно-когнитивные структуры (интерес – интроверсия; удивление – интерес – удовольствие – эгоизм).

    4. Аффективно-когнитивные структуры: интроверсия — экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность; невозмутимость.

    Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

    С.Л. Рубинштейн выделил признаки эмоций:

    1) эмоции выражают состояния субъекта и отношение к объекту;

    2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

    Исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, состоит в том, что с одной стороны, устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

    Чувство, по С.Л. Рубинштейну, — это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

    1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения) или выражение различного органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

    2. Предметные чувства, соответствующие предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

    3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

    Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им. Аффект по С.Л. Рубинштейну — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страстипо С.Л. Рубинштейну — сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

    Настроение — общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

    Другой отечественный психолог А.Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы, как процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

    К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

    Аффекты по А.Н.Леонтьеву – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

    Собственноэмоции,по А.Н.Леонтьеву, — более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер — т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

    Чувства,по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций — это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *