Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    43ada40baf4825ac517021fbf7c34a70

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Как запомнить имена всех знакомых и их телефонные номера? Как запомнить важные даты и ценную информацию? Как запомнить таблицы и формулы? А списки дел и покупок? А лица? Вопросов немало, но вот ответ на них можно дать всего один – применять мнемотехники. Что это такое, с чего начать, какие есть простые варианты и как их легко освоить – обо всем этом мы постараемся рассказать в представленной подборке полезных материалов. Очень рекомендуем прочитать все статьи, ведь они рассчитаны на разные типы информации. Впрочем, даже если вы овладеете какой-то одной мнемотехникой, ваша память серьезно улучшится, и не узнать о других вы просто не позволите себе сами. Проверяйте…

    1

    Мнемотехника. С чего начать?

    Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда. Мнемотехника (мнемоника) – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Из статьи вы узнаете базовые принципы мнемотехники и научитесь запоминать последовательности слов. Читать подробнее…

    2

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для детей (и не только)

    Четырехлетнему ребенку достаточно сложно объяснить, как создать дворец памяти и начать им пользоваться. Он вряд ли захочет учить БЦК и образные коды. Но это не означает, что он не может начать использовать мнемонические приемы. В этой статье мы рассмотрим способы эффективного запоминания, подходящие для самых маленьких (но помощь родителей на первых этапах будет нужна), постараемся сделать запоминание более интересным в глазах ребенка. Но и для себя лично, если вас интересует вопрос улучшения памяти, вы сможете извлечь из данной статьи немало интересного. Читать подробнее…

    3

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

    Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

    Минимальный набор слов. Неумение составлять из слов предложения. Нарушенное произношение определенных звуков. Нарушенное внимание. Нарушенная логика.

    Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

    • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
    • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
    • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

    Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника на занятиях

    Этапы изучения такие:

    • Выразительно прочитайте ребенку стих.
    • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
    • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
    • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
    • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
    • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
    • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

    В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха

    Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь


    Дворец памяти

    Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же мнемонического приема, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объемы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своем воображении. Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или свое рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать. Читать подробнее…

    4

    Приемы мнемотехники для школьников

    Мнемотехника незаменима для школьника, так как помогает запоминать самую разную информацию. Примеры приемов мнемотехники, которые часто используются школьниками: Изучение языков. Запоминание различных правил с помощью ассоциативных рядов и создания интересных историй со словами-исключениями. Использование фонетической схожести слов в разных языках и другое.

    Запоминание дат. Вместо того, чтобы заучивать даты для разных исторических событий, можно использовать цифро-буквенный код и для каждой даты придумывать интересное, нестандартное предложение, которое отложится в памяти.

    Запоминание определений и теоретической информации. Ключевые слова можно шифровать в ассоциативные, смысловые связки. Хорошо для запоминания больших блоков информации подойдет метод римской комнаты.

    Запоминание формул. Можно использовать практически любую понравившуюся методику. Главное формировать необычные образные связки, которые надежно фиксируются в памяти.

    Кроме того, на просторах интернета можно найти множество уже готовых запоминалок практически по каждому школьному предмету. Например, самая известная теорема по геометрии: «Пифагоровы штаны на все стороны равны».

    Мнемотехника: цифры

    У многих людей есть задача научиться запоминать числовую информацию. Цифры окружают нас повсюду: пароли, номера банковских карт, даты рождения, точные статистические сведения, номера телефонов и т.д. После прочтения этой статьи для вас не составит труда запомнить несколько десятков (а после пары недель тренировок – сотен) цифр. Мы рассмотрим несколько техник: БЦД (буквенно-цифровой код) и ЧДП (человек-действие-предмет). На самом деле это простейшие приемы, но даже их освоение способно неплохо облегчить интеллектуальную жизнь. Читать подробнее…

    5

    Мнемотехника: запоминание иностранных слов

    Важность знания иностранного языка в современном мире трудно переоценить. Для того чтобы путешествовать, вы должны знать язык страны, в которую собираетесь, или хотя бы английский, ведь он является международным языком. В Интернете есть множество иноязычных ресурсов, ключ к которым – знание языка. Все чаще при приеме на работу требуют знание одного или даже нескольких иностранных языков. А его изучение способствует образованию новых нейронных связей в мозге. Главную сложность в освоении языка составляет запоминание слов. Данная статья призвана сделать это процесс в разы интереснее и легче. Читать подробнее…

    6

    Что такое мнемотехника?

    Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

    Читайте так же  Зрачковый рефлекс: анатомия, проверка, лечение отклонений

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

    Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

    Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

    Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения.

    Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

    В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

    Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

    По похожему принципу организована следующая фраза: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь». Ту же последовательность дает английский вариант: «Oh Be A Fine Girl, Kiss me», и эта последовательность — классификация звезд в астрономии от горячим к холодным — O,B,A,F,G,K,M.

    Тот же принцип лежит в использовании фразы «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный…

    Запомнив же правило типа «Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка» вам проще будет запомнить порядок планет: «Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон»…

    Бессмыслица же вроде «Артисту Биму Циркуль Дашь — Его Фамилия Же-Аш» — дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.

    Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза «Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ» с учетом написания слов с буквой «ять» в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза «Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух» — содержит и вопрос, и ответ. «Чему равен квадратный корень из 2?» — задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: «1,4142135624» с соответствующим округлением. Можете проверить.

    Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе — Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах «Союз нерушимый» и «Вставай, проклятьем заклейменный» — это квинты.

    Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.

    Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

    Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода — топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки «с нанизыванием» — то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая «Репка». Подберите «реквизит» — репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких «репетиций», убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. «Привязав» эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и «повесив» ротовую полость на дверь комнаты, трахею — «положив» на стол, бронхи — на кровать, а легкие — «повесив» на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.

    Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:

    Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась (ты)

    Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.

    Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы «З» и «О» очевидно похожи на цифры «3» и «0». Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры «3», «8» и «0» с буквами «З», «В» и «О» и подобрав им слово «ЗаВаленО», вы получаете «ключ» к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу «Куликово поле завалено трупами».

    Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру «пароль-отзыв», где «пароль» — изучаемое иностранное слово, а отзыв — найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское «apple» (яблоко) вполне созвучно слову «аппликация, и из пары «АППЛикация» и «яблоко» можно составить фразу «Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком». А итальянское «fagotto» (узел) — очевидное «фагот» — легко запомнится фразой «ФАГОТ связали в УЗЕЛ».

    Читайте так же  Коррекция дальнозоркости с помощью контактных линз

    Реклама

    Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация — так называемая агглютиграмма (склейка).

    • в первом случае — месяцев в году, в которых количество дней — 30;
    • во втором — последовательность правления Рюриковичей (правда, не всех) — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Третий Большое Гнездо, Александр Невский.

    Не правда ли, впечатляет?

    В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и «вкусным» мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям — кто знает, может, вырастите нового Цицерона?

    Вопросы педагогам: Какие мнемонические приемы используют ваши воспитанники на занятиях и в играх? Вводите ли вы новые приемы, или же используете только традиционные фразы?

    Вопросы родителям: Как вы думаете, использование мнемотехники поможет ребенку лучше запоминать правила и даты, или станет лишней, ненужной информацией, увеличивающей и без того большой объем запоминаемой информации?

    Мнемотехника: имена и лица, текст выступления, исторические даты, термины и игральные карты

    Вам знакомо чувство, когда вы совсем недавно познакомились с человеком, но уже не помните, как его зовут? Или когда вы выступаете с речью и вдруг забыли, о чем должны сейчас сказать? Или вы студент и вам приходится сидеть целую ночь за учебниками, чтобы запомнить те или иные даты событий или новую терминологию? После прочтения статьи, справляться с этими проблемами станет гораздо проще. А еще вы научитесь запоминать колоду игральных карт, или даже несколько. Зачем? Да хотя бы для того чтобы поражать друзей своим мастерством игры в «Дурака», коротая вечер в приятной компании. Читать подробнее…

    7

    Списки дел и календарь в голове

    Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…

    8

    Лучшие упражнения мнемотехника для развития памяти взрослым

    Мнемотехника для начинающих (упражнения дома способствуют развитию памяти) будет полезна и взрослым. Специалисты рекомендуют тратить на занятия не менее 15-30 мин. в день. В этом случае результат будет заметен уже через 2-3 недели.

    Кодирование букв цифрами

    Кодирование слов цифрами считают наиболее простым методом запоминания информации. Можно зашифровать не только одну букву, но и сразу целое слово.

    Например:

    • цифра 1 – буква «Р» (от слова «раз»);
    • цифра 2 – буква «Д»;
    • цифра 3 – буква «Т»;
    • цифра 4 – буква «Ч»;
    • цифра 5 – буква «П»;
    • цифра 6 – буква «Ш»;
    • цифра 7 – буква «С»;
    • цифра 8 – буква «В»;
    • цифра – 9 буква «М» (от слова «много», буква «Д» уже присутствует в списке).

    Гласным буквам также придают цифровое значение. Методом кодирования удобно шифровать предложения. Для этого каждому слову присваивают определенную цифру.

    Ассоциации

    Человеческий мозг достаточно сложно устроен. Некоторые люди не способны запомнить сложные название городов или длинные имена. Для этого необходимо мысленно собрать образ и понять, с чем он ассоциируется. Например, нужно запомнить имя «Владлена». Слово разбивают на две части: «Влад» и «Лена».

    На ум сразу приходит фамилия и имя Вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. При встрече с женщиной, носящей это имя, у человека сразу же возникает ассоциация с В. И. Лениным.

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    К ассоциативным техникам можно отнести «метод вешалки»: к цифрам привязывают несколько слов, которые легко запоминаются.

    Например:

    • цифра 1 (существительные): отец, брат, актер, писатель;
    • цифра 2 (глаголы): думать, смотреть, ехать, читать;
    • цифра 3 (фамилии): Петров, Сидоров, Пушкин;
    • цифра 4 (имена): Александр, Владимир, Юрий, Светлана.

    Чтобы вспомнить о необходимости перечитать произведения А. С. Пушкина, то нужно запомнить комбинацию из цифр 2143.

    Рифмы

    Людям, склонным к сочинительству, будет легко запомнить информацию по методу рифмы. Стихи способствуют развитию памяти. Если человеку необходимо запомнить список или короткий текст, то ему нужно сочинить небольшое четверостишие. Это может быть акростих, начинающийся с первых букв ключевых слов.

    Фонетические ассоциации, созвучие

    Метод фонетических ассоциаций помогает запомнить слова на иностранном языке. Человек должен найти созвучное слово и самостоятельно составить с ними словосочетание или короткое предложение. Например, слово «living room». В этом случае важно правильно подобрать ассоциацию: слово «living» похоже на русское слово «ливень».

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Во время дождя появляется желание устроиться в уютной гостиной и наблюдать за непогодой за окном. У человека должны возникнуть ассоциации со словами «гостиная» и «ливень».

    Повторения

    Метод повторения считают наиболее распространенным способом развития памяти. При помощи этой техники со временем можно быстро научиться учить стихи и запоминать объемные литературные произведения. На начальном этапе тренировок нужную информацию повторяют письменно. Для этого ее несколько раз переписывают из источника.

    Заученный текст необходимо пересказывать по памяти ежедневно:

    • первый раз – спустя 20-25 мин. после заучивания;
    • второй раз – спустя 6-7 ч. после заучивания;
    • третий раз – спустя 24 ч.

    Повторение уже заученных ранее стихов способствует улучшению функциональной активности головного мозга.

    Ментальная арифметика

    Технику ментальной арифметики используют родители, желающие развить феноменальную память у своих детей. Метод был изобретен в Японии. С его помощью можно в уме вычитать, складывать, умножать и делить большие числа.

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Примеры дети решают на специальных счетах. Ребенок в процессе тренировки запоминает расположение цифр и комбинацию пальцев. Спустя несколько занятий ребенок научится автоматически переставлять пальцы в нужном направлении. За 24 мес. можно полностью освоить подобную технику.

    Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания

    В этой статье мы поговорим о расширении дворца памяти и запоминании на скорость. Чем больше у вас в голове есть опорных образов, тем больше информации вы можете запомнить. Также это значительно повысит эффективность ваших тренировок. Если вы ограничены 20-30 локациями, вы вряд ли сможете реализовать весь свой потенциал мнемониста. Да и для запоминания больших объемов информации и частых тренировок нужно значительно больше. Говоря проще, здесь как раз и действует правило «чем больше, тем лучше». И в данной статье мы расскажем, как можно создавать опорные образы без особого труда и очень быстро. Читать подробнее…

    Читайте так же  Душевная боль и 7 способов от неё избавиться

    9

    Онлайн-программа «Мнемотехники»

    На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…

    Если вы хотите улучшить свою память, у вас уже есть «велосипед», т.е. мнемотехники. Но фишка в том, что этот «велосипед» вы можете дорабатывать так, как вам хочется, а можете даже изобрести новый, ведь границ здесь попросту нет. Желаем вам удачи и всегда помнить о важном!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
    • Мнемотехника: запоминание иностранных слов
    • Иностранный на раз-два: учим языки быстро и легко!
    • Мнемотехника. С чего начать?
    • Мнемотехника: личный опыт
    • Мнемотехника: цифры
    • Дворец памяти
    • Лучшее за год. Часть вторая
    • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
    • Как создать чертоги разума?

    Ключевые слова:1LLL, 1Мнемотехники

    Как организовать игру?

    Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

    1. информацию кодируют в определенный образ;
    2. затем запоминают эту связь и последовательность;
    3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

    С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

    Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

    • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
    • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
    • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

    Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

    Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

    1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
    2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
    3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
    4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
    5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

    В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

    Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

    Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

    Все равно его не брошу,

    Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

    Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

    Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

    Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

    Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

    Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *