Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    20bb9d7071abe3b9b0d1dfafcc51a268

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

    Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.

    Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.

    Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Возраст: любой

    Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.

    На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

    Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

    Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

    Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

    Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

    Способ: вмешательство физического терапевта — это:

    — специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

    — приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

    — выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

    — техники и приемы правильного перемещения пациентов;

    — подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

    — обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

    Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

    Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

    Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

    Читайте так же  Всё про кокаин: признаки употребления, поведение кокаинщика и влияние на здоровье

    Противопоказания: нет

    Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

    Эрготерапия

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Возраст: любой

    На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

    Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

    Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

    Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

    Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

    Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

    — специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

    — приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

    — приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

    — разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

    — техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

    — использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

    — подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

    Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

    Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

    Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

    Противопоказания: нет

    Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

    Выбор метода лечения в зависимости от стадии поражения

    Длительные наблюдения и исследования показали, что на ранних стадиях разных заболеваний, в том числе ДЦП, когда наибольшее значение имеет повышение мышечного тонуса, а структура мышц еще не нарушена или нарушена не грубо, любой из традиционных методов консервативного лечения или их сочетание может привести к улучшению двигательного развития в той или иной степени, благоприятно воздействуя на кровообращение и обменные процессы. В дальнейшем по мере того, как меняется структура мышц, и часть мышцы превращается в плохо растяжимую рубцовую ткань, появляются стойкие изменения и деформации опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, искривление позвоночника, деформации суставов). В итоге этих процессов происходит постепенное снижение двигательных возможностей пациента, когда консервативные методы лечения становятся малоэффективными или неэффективными, усиливая боли и скованность. И этот факт отмечается пациентами и их родителями, всеми врачами и учеными, занимающимися восстановительным лечением больных с ДЦП.

    Читайте так же  Наследование цвета глаз: от чего зависит окрас

    Традиционно считается, что комплексная консервативная терапия при ДЦП позволяет снизить степень мышечного гипертонуса и предупредить развитие деформаций суставов. Подходы к лечению ДЦП зависят от того, в каких сегментах тела и мышцах, а также в какой степени наиболее выражена спастичность. Однако все понимают, что возможности медикаментозного лечения ДЦП ограничены в связи с развитием нечувствительности к препаратам и возникновением побочных эффектов терапии. Регулярно проводимые курсы реабилитации и ежедневные упорные занятия лечебной гимнастикой хотя и приводят обычно к определенному улучшению движений, но не могут полностью избавить ребенка с тяжелой формой ДЦП от мышечного гипертонуса, а в дальнейшем от развития стойких изменений структуры скелетных мышц и деформаций опорно-двигательного аппарата.

    Включенная в стандарт лечения ДЦП в России с 2004 года методика введения в спастичные мышцы препарата ботулинического токсина А (ботулинотерапия) тоже не является панацеей, так как успешно используется в случае локальной спастичности при умеренном парезе мышцы. До проведения ботулинотерапии кроме тщательного клинического неврологического обследования и определения степени спастичности необходимо электромиографическое (ЭМГ) и ультразвуковое (УЗИ) исследование мышц для выявления нарушения их структуры и функции. Противопоказаниями к применению ботокса является наличие генерализованной спастичности, грубого поражения головного мозга и фиксированных контрактур; изменение структуры мышечного волокна со значительным снижением мышечной активности, наличием выраженного фиброза и атрофии в мышце. Для поддержания эффекта необходимы повторные инъекции ботокса через 3-6 месяцев. В зависимости от возраста и веса пациента, величины и состояния мышц-мишеней рассчитывается суммарная доза препарата, доза в каждую мышцу и точку инъекции, которые нельзя превышать из-за риска развития нежелательных эффектов. По мере того, как возникает на фоне гипертонуса мышц и прогрессирует фиброз, уменьшается эффективность ботулинотерапии.

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Среди пациентов и родителей детей с ДЦП, и даже среди врачей бытует мнение, что нужно использовать нехирургические методы лечения даже при длительном отсутствии эффекта от них, а когда все станет безнадежно плохо, тогда переходить к хирургии как к крайней мере воздействия на проблему.

    Основываясь на многолетнем наблюдении за нашими пациентами, мы ответственно заявляем о возможности эффективного использования малотравматичного хирургического метода лечения ДЦП достаточно рано, в возрасте 3-5 лет, на начальной стадии развития стойких изменений структуры скелетных мышц, до возникновения серьезных деформаций опорно-двигательного аппарата, что позволяет сдвинуть на более старший возраст проведение травматичных стандартных ортопедических операций на мышцах, костях и суставах, и даже позволяет их избежать. Поэтому становится понятным, что улучшить двигательное развитие, увеличить объем движений в суставах, уменьшить скованность и боль, восстановить положительный эффект консервативной реабилитации в период болезни, когда уже произошло изменение структуры мышц, возможно только путем хирургического устранения в них рубцовой ткани.

    Бобат-терапия

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Возраст: любой

    Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

    На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

    Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

    Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

    Читайте так же  «Летающие мошки» и «стеклистые червяки» в глазах, или откуда берутся «битые пиксели» в стекловидном теле

    Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

    Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.

    Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

    — ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

    — фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

    — стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

    В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

    Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

    Противопоказания:

    Эпилепсия в период активных приступов

    Выраженные психические расстройства

    Острые воспаления и лихорадочные состояния

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Метод профессора В.Б. Ульзибата в системе реабилитации пациентов с детским церебральным параличом

    Реабилитация детей и взрослых с ДЦП

    Во многих реабилитационных центрах предлагают только дополнительные методики реабилитации, которые малоэффективны при ДЦП. К ним относятся: массаж, физиотерапия, назначение нейропротекторов и ноотропов.

    В команде реабилитологов должен быть психолог, который сможет объяснить родителям, что человек с ДЦП может жить нормальной жизнью и не нужно опускать руки, что можно помочь молодому человеку с ДЦП приспособиться к жизни с особенностями.

    Известно, что ДЦП невозможно вылечить лекарствами. Лекарства могут помочь для управления определёнными симптомами ДЦП. Главное для таких пациентов это обучение родителей и самих детей: правильно двигаться, быть самостоятельным, общаться и организовать бытовую жизнь.

    Когда пациенту с ДЦП исполняется 18 лет он переходит в систему медицинской помощи взрослым, при этом лечиться и получать реабилитацию у своего детского врача он не может. В России только формируется система помощи взрослым с ДЦП.

    Им также нужны регулярные занятия физкультурой и фитнесом. Некоторым нужно принимать лекарства для снижения мышечного тонуса, заниматься с эрготерапевтом, логопедом и психологом. Изменения в организме пациента с ДЦП продолжаются в среднем и старшем возрасте. Они имеют более высокий риск инсульта, инфаркта, ожирения и остеопороза. Поэтому врачи реабилитологи наблюдают таких пациентов регулярно и занимаются профилактикой распространённых заболеваний.

    Все пациенты с ДЦП хотят обычной жизни, как у всех. Они учатся в школе, институте, устраиваются на работу, женятся, создают семьи и рожают детей. Многое зависит от тяжести заболевания, однако при правильной реабилитации люди с ДЦП могут жить самостоятельно и быть полезными для общества.

    Записаться на консультацию

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *