Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    2b9b56f861aad7f0d0bf5626d6204246

    Каждый человек стремится достичь определенной цели. Особую роль играет внутреннее желание. Мотивация — это не просто красивое слово, а настоящая работа над собой и над своим духом. Именно постоянный труд, терпение и усидчивость позволяют воплощать самые необычные и дерзкие мечты в реальность. Чтобы понять, с чего следует начинать, человек должен переосмыслить свою жизнь, понять истинные желания и мотивы своих поступков. Что такое мотивация?

    Содержание

    История появления слова и особый подход

    В древние времена слово «мотивация» не использовалось в русской речи. Чаще всего в общении люди пытались объяснить непонятное состояние, побуждающее выполнить ту или иную задачу. Это могло быть желание исполнить важное и опасное задание, которое бы принесло пользу семье и народу, а могло и вовсе склонять к преступной деятельности.

    Что такое мотивация, как она влияет на жизнь человека? Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere», что дословно можно перевести как движение, пробуждение. Его активно стали использовать для передачи собственных настроений только в начале XVIII века. Как ни странно, но знатные люди употребляли это понятие исключительно в устойчивом словосочетании «мотивировать себя», то есть побуждать к действию. Стоит отметить, что мотивация является функцией менеджмента, который довольно популярен на Западе. Ее используют для налаживания связей и управления.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Мотивация — что это такое? В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:

    • мотивация — осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
    • мотивация — проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
    • мотивация — это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
    • мотивация достижения — стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
    • мотивация — способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
    • мотивация — стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.

    Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.

    Подробным изучением мотивации занимались лучшие умы всего мира. Можно выделить работы В.Г. Подмаркова, И.Ф. Беляева, Д.С. МакКлелланда, Дж. Аткинсона. Большинство психологов и философов отразили собранную информацию в теориях и представлениях, которые и сейчас помогают человеку переосмыслить жизнь. Функции мотивации, как правило, направлены на осуществление поставленных задач. Они придают всей системе целостность и стабильность.

    Виды мотивации

    Для каждого из нас слово работа имеет свой особый эмоциональный окрас, поскольку для кого то это любимое дело всей жизни, а для кого то ненавистное место заработка материальных средств, для обеспечения собственной жизнедеятельности, поэтому некоторым работникам необходима мотивация.

    Понятие и виды мотивации

    Мотивация — это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что — то заполучить.

    Потребность — истоки мотивов, нехватка чего либо, для нормальной жизнедеятельности. В наше время принято разделять несколько основных видов мотивации труда:

    • Материальная мотивация.
    • Нематериальная мотивация.

    Каждая из этих категорий делиться ещё на несколько видов.

    Виды нематериальной мотивации:

    • возможность карьерного роста;
    • возможность организации гибкого графика роботы;
    • наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

    Виды материальной мотивации:

    • прямая – премии, сдельная оплата труда, подарки;
    • косвенная – питание на предприятии, льготы при приобретении жилья, льготы на проезд.

    Профессиональный труд призван удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, ведь помимо зарабатывания денег, человек стремится еще и наладить со всеми хорошие взаимоотношения, сформировать о себе хорошее мнение.

    Виды мотивации в психологии

    В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» — это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью.

    Основные виды мотивации:

    Мотивация может быть «от чего либо» — негативная и «к чему»- позитивная. Примером такой мотивации может послужить издавна известный всем приём «кнута и пряника», если ребёнок ослушался родителей, то его мотивация будет « от чего » основанная на негативных эмоциях и переживаниях вызванных возможными наказаниями. В том случае если же он хорошо выполнил данное ему задание, то его мотивация будет «к чему» основанная на его положительных ожиданиях получения вознаграждения за свой труд.

    В зависимости от источника к видам мотивации относятся также:

    • внешняя мотивация — побуждение к действию возникает как результат, каких то событий;
    • внутренняя мотивация – побуждение к действиям возникает не вследствие воздействия внешних факторов, а из за содержания самой деятельности.

    В сфере менеджмента и управления персоналом выделают несколько видов теорий мотивации:

    1. Содержательные теории мотивации.

    Они основываются на внутренних побуждениях человека к деятельности. Именно они наилучшим образом раскрывают взаимосвязь между возникновением потребности и путём её реализации. К таким теориям можно отнести:

    • иерархическая теория А.Маслоу;
    • теория трёх потребностей Д.Макклелланда;
    • теория двух факторов.

    2. Процесуальные теории мотивации.

    В первую очередь направлены на исследование поведения человека в различных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяют мотивации различных внешних факторов. К ним можно отнести:

    • теорию справедливости С. Аамса;
    • теорию ожидания В. Врума;
    • теорию мотивации Портера – Лоуера.

    3. Теории «работника».

    В эту группу входят те теории, которые отображают специфическое виденье профессиональной деятельности каждого работника :

    • теория Джеймса Макгрегора;
    • теория Z.

    Все вышеприведённые теории, так или иначе, доказывают, что мотивация придаёт деятельности человека определённую целенаправленность. Достижение поставленных целей обеспечивает личностное восстановление физического и социального равновесия и делает человека более уверенным в себе и успешным.

    Классификация и возможности побуждения

    Зачем нужна мотивация, каким образом она влияет на человека? На основании общих признаков можно поделить мотивацию на 4 большие группы, которые играют ключевую роль во время всего процесса.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Первая — базовые группы. Классификация мотивации в данном случае будет следующей:

    • материальная (стремление к достатку, роскоши, обеспеченности);
    • трудовая (желание заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или награждения);
    • статусная (побуждение к изменению положения, смене карьеры, переменам в личной жизни);
    • духовная (мысли о достижении внутреннего постоянства, изучение важной детали, которая еще не была описана).

    Отвечают за первичное возникновение желания достичь нужного результата. Сохраняются на протяжении всего процесса, при этом могут изменяться или заменяться. В некоторых случаях могут служить поводом для прекращения мотивирования. Например, когда есть более легкая и доступная альтернатива, которая заставляет отказаться от ранее придуманного плана.

    Вторая группа — способы достижения цели:

    • нормативная (внушение, убеждение, информирование);
    • принудительная (оскорбления, угрозы, запугивание, давление);
    • стимулирующая (предоставление реальных благ и условий, заключение письменного и устного соглашений).

    Влияют на выбор средств, которые будут использованы во время побуждения. В частых случаях комбинируются и используются в определенных ситуациях. Для эффективного действия применяются также и материальные блага. Умение уговорить/надавить на собеседника во многих случаях позволяет добиться положительного результата, однако любой успех необходимо закреплять.

    Третья группа — причины возникновения. Классификация:

    • внутренняя (появляется во время умственного или физического процесса, когда человек решает задачу, формирует мотивы);
    • внешняя (источники влияние извне, например оплата труда или распоряжение).

    Сильная мотивация возможна лишь в том случае, если имеются внутренние и внешние источники. В момент, когда хочется бросить выполнять этапы для достижения цели, человек подсознательно начинает вспоминать о других причинах, которые в дальнейшем побуждают его трудиться еще больше.

    Четвертая группа — направленность на достижение результата:

    • положительная (поощрения, награждения, похвала);
    • отрицательная (взыскания, штрафы, публичное порицание).

    В действительности бывают такие случаи, когда человек стремится достичь одного результата, но в итоге получает совершенно другое. Ошибка кроется в выборе направления мотивации. Общая характеристика мотивации подскажет, как действовать дальше.

    Какие бывают виды мотивации.

    В общем ответ здесь ясен: внутренняя и внешняя, то есть либо тебя мотивируют внешние факторы либо сам пытаешься себя с мотивировать.

    А зачем все это нужно?

    Мы не хотим себя заставлять, потому что это сопряжено с неудобством, дискомфортом, напряжением, в общем с тем что можно назвать страданием, ну а разум всегда стремится избежать страданий. Это факт.

    Мотивация- это как трамплин, через который мы перепрыгиваем свое не хочу, это обезболивающее для страданий.

    Вообще мотивацию придумали для того чтобы эффективно управлять людьми и развивать в них дисциплину, то есть способность подчиняться чужим правилам и командам.

    Основа мотивации — это метод кнута и пряника, который превратился в целую систему. Умение подчиняться другим под воздействием внешней мотивации прокачивают в нас с детского садика и оттачивают в школе, истинная цель образования не сделать нас всесторонне развитыми и всячески реализованными людьми, а воспитать в нас послушного исполнителя. Это нужно обществу, это не хорошо и не плохо, чтобы общество нормально функционировало нужны люди способные подчиняться и соблюдать правила.

    Но для личности эта система имеет ряд побочных эффектов, которые проявляются когда человек пытается начать свой путь, сделать себя совершенней, получить больше чем средний результат и т.д. то есть хочет быть самостоятельным и успешным. Тут то и начинаются проблемы.

    Например, человек ставит перед собою цель, есстественно у него появляется мотивация, в данном случае личная, без воздействия внешних факторов, он приступает к делу, занимается им, а потом спустя некоторое время, он бросает. Потому что иссякла его личная мотивация, он получил толчок и действовал по инерции этого толчка, если дело его мало затратное по времени, то он может успеть.

    Если же дело требует постоянных усилий на протяжении длительного времени, как например изучение иностранного языка, работа над собой, то многие терпят фиаско. Потом проходит пару месяцев, человек вспоминает что должен был это сделать и у него опять загорается мотивация, он начинает заново, а потом бросает. Думаю, знакомая ситуация.

    А что происходит когда человек уходит с работы и пытается начать что-то свое? Ему очень трудно работать на себя, так как нет внешней мотивации, нас научили подчиняться другим, быть частью системы, в вот подчинять себе никто не учил. В результате человек ничего не делает, он не умеет заставлять себя.

    У нас отлично развита реакция на внешнюю мотивацию, а вот самодисциплина нулевая. Нас хорошо учили подчиняться другим или подчинять себе других, но подчиняться самому себе нет, об этом никто и не задумывается, но без этого умения не возможны никакие личные достижения.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Да и общественной системе достаточно чтобы у нас были какие-то средние результаты, в этом принцип образования. Но как правило более качественная и счастливая жизнь по ту сторону барьера средних результатов.

    Виды мотиваций и их отражение в психике

    Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?

    Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.

    Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.

    Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.

    Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.

    Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.

    Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Познавательная мотивация достижения — проявляется в исследовательской деятельности, когда человек с помощью собственных знаний стремится изучить новый объект.

    Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.

    Читайте так же  Хороший детский офтальмолог в Москве

    Классификация методов мотивирования индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучать данную тему с помощью работ американских исследователей в области психосоматики.

    Понятие и виды мотивации были выведены на основании поведения человека, учитывались при этом его индивидуальные качества.

    Что такое мотивация и как она работает

    Мотивация — это система стимулов, которые побуждают человека к определенным действиям. Все то, что заставляет вас работать и достигать собственных целей, можно назвать стимулом.

    Классификация мотивации:

    • Внешняя мотивация. Это внешние факторы, которые побуждают вас работать. Яркий пример: мотивация труда. Хорошие руководители умеют выстраивать систему мотивации таким образом, чтобы работники получали стимулы для того, чтобы усерднее исполнять свои обязанности.

    Еще к внешней мотивации можно относить книги, фильмы и подобные вещи, которые на краткий промежуток времени заставляют вас что-то делать.

    • Внутрення (личная) мотивация. Это внутренние факторы, которые заставляют человека работать. В качестве внутренних мотиваторов могут быть: стремления, цели, желания и т. д. Все то, что внутри вас. Ваши «хотелки», страхи и эмоции тоже можно отнести к разряду внутренней мотивации.

    Внешняя мотивация может заставить человека работать здесь и сейчас. В долгосрочной перспективе такой способ заставляет перегореть и испытывать сложности. Просто потому, что силы не безграничны, и в определенный момент наступает выгорание. Это очень хорошо знакомо фрилансерам, которые в погоне за деньгами здесь и сейчас могут словить «эмоциональный откат», который длится до месяца.

    Внутренняя мотивация — более долгосрочный продукт. Вы сами, без воздействия внешних сил, принимаете решение и действуете. Любое решение, которое вы принимаете и следуете ему самостоятельно, без всяких внешних стимулов, станет долгоиграющим.

    Важно понимать, что если вы что-то делаете под воздействием внешних стимулов, то это ненадолго. Как только стимулов не будет, или они станут обыденностью, пропадет энтузиазм и желание работать.

    Мотивы человеческого стремления к переменам

    Как мотивировать людей и самого себя? Кто-то хочет подняться по карьерной лестнице и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, а кто-то желает найти вторую половинку и устроить уютное гнездышко. Классификация методов мотивации по общей теме, признаку и видам позволила выявить ключевые моменты, влияющие на формирование цели. Основные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия:

    • самоутверждение;
    • идентификация;
    • власть;
    • процессуально-содержательные мотивы;
    • саморазвитие;
    • достижения;
    • аффилиация.

    Каждый мотив играет важную роль и влияет на весь познавательный процесс. Рано или поздно человек получает реальную картинку, которую до этого времени мог лишь хранить в собственном воображении. Но каковы теории и концепции мотивации? Что думают об этом известные психологи и философы?

    Существует 3 основные теории, которые определяют, на каком уровне находится человек. Это содержательные, процессуальные, специфические теории.

    В основе содержательной базы лежат потребности человека. Они позволяют оценить состояние индивида, рассмотреть принцип его работы, проследить за ходом мысли. В такой теории особый уклон делается непосредственно на изучение структуры человеческого желания, его возможности и дальнейшие перспективы. Задача состоит в том, чтобы понять, что именно вызвало в человеке мотивацию, как функционирует данный процесс. Отличные работы на эту тему публиковали величайшие умы всех столетий. Это знаменитая теория иерархии потребностей Маслоу и теория приобретенных потребностей МакКлелланда, рассуждения и формы мотивации Альдерфера, мысли о двух факторах Герцберга.

    Процессуальные теории прежде всего занимаются анализом тех усилий, которые были приложены человеком. Рассматриваются чувства, которые ощущает человек в конкретной ситуации или при выполнении какой-либо задачи. На сегодняшний день насчитывается более 50 интересных теорий, среди которых рассуждения и умозаключения Врума, Адамса, Портера-Уолтера, Локка.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Специфические концепции связаны с восприятием человеком внешнего мира, умением чувствовать и сочувствовать. За основу взята модель работника, который обладает уникальным набором мотивов, потребностей, эмоций.

    Теория постановки целей Эдвина Локка

    Ключевой вопрос теории — каковы цели мотивации, что побуждает ставить их? Автор довольно любопытных работ о действиях человека и о мотивах этих действий — американский психолог и философ Эдвин Локк. Часы упорных исследований привели ученого к весьма интересным мыслям. Психолог тщательно изучал формы и методы мотивации, которые до этого были написаны предшественниками. Собирал информацию о воздействиях внешних условий на цель.

    Каковы этапы мотивации? Как человек ставит перед собой цель? Именно на эти вопросы психолог искал вразумительные ответы, в итоге создал теорию постановки целей. Главная идея заключается в том, что поведение человека зависит от тех задач, которые он себе поставил. Индивиду свойственно переживать, испытывать эмоциональные взлеты и падения. Любое изменение в настроениях непременно отражается на его целях.

    Мотивация и мотивы совершенных действий зависят друг от друга. Выбранный человеком план задач всегда должен привести его к приятному результату. Используя концепцию Э. Локка, руководитель может поднять уровень активности в коллективе. Достаточно знать несколько главных принципов. Самое важное — поставить четкую и достигаемую цель. Не стоит придумывать что-то невообразимо сложное и пытаться как-то воплотить это в жизнь. При этом для достижения результата работникам придется сильно постараться. Как правило, в заданиях средней и высокой сложности люди стремятся показать всеи свои способности, раскрыть, возможно, скрытый потенциал. Дополнительный плюс в данной ситуации — это возможность сблизить людей в коллективе, общая цель позволяет забыть разногласия и начать действовать как сплоченная команда.

    Работники должны быть в курсе всех успехов и продвижения по общему делу. Необоснованная скрытность и недовольство работой могут стать причиной грандиозного краха. При этом приветствуется, если сотрудники начинают активно делиться и внедрять свои идеи. В большинстве случаев именно такие мысли способствуют улучшению качества труда, поскольку появляются благоприятные условия. Кому как не рабочему знать, что ему нужно для успешной профессиональной деятельности? Может, нужно купить новое оборудование на завод или сделать ремонт в офисе? В данном случае большую роль играет повышение мотивации, которое происходит благодаря взаимопониманию коллег.

    Если цели работников и начальства различаются, то следует прийти к общему соглашению. Главная задача руководителя — услышать возмущения людей и по возможности разрешить возникшие споры и разногласия. При этом за качественную работу начальник должен поощрить работника. Это могут быть как материальные средства, так и обычная похвала. Главное — понимать, в какой ситуации использовать положительные санкции по отношению к сотруднику.

    Теория иерархии Маслоу

    Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:

    • человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
    • сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
    • расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
    • человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
    • через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
    • в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
    • сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
    • человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.

    Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.

    По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.

    Виды мотивации и мотивов

    Психологи чаще всего применяют классификацию мотивации, основанную на характере стимулов. По этому принципу выделяют внутреннюю (интринсивную) и внешнюю (экстринсивную) мотивированность. Внутренняя формируется исключительно на основании жизненной позиции (принципов) человека. Внешняя же зависит от обстоятельств, окружающих ситуаций, внешних факторов.

    Обывателям более понятна классификация по характеру ожиданий личности. По этому принципу выделяют два вида мотивации деятельности человека:

    • положительная – выражается в формулировке «если я сделаю это, то получу вознаграждение»;
    • отрицательная – проявляется в форме мышления «если я не сделаю так, я не получу наказания».

    В зависимости от уровня мотива по пирамиде Маслоу психологи выделяют устойчивую и неустойчивую мотивированность. Удовлетворение основных потребностей (голод, жажда и т.д.) носит устойчивый характер, в то время как неустойчивая мотивация требует постоянного подкрепления внешними стимулами. Например, чтобы похудеть или отказаться от употребления алкоголя, человеку необходимы дополнительные аргументы, поскольку если цель не будет достигнута, ничего критически опасного не произойдет.

    Теория ERG Альдерфера

    Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал приемы мотивации, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:

    • желание существовать (обусловлено физиологическими потребностями);
    • наличие связей (большую роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
    • стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, наблюдается усиление мотивации).

    Если же в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер придерживается мнения о том, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации звучит следующим образом: динамичная система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, высшее желание человек сумел осуществить, тогда активируется и усиливается потребность в удовлетворении более низшего уровня задач, и наоборот.

    Для наглядности можно выполнить небольшой эксперимент. Стоит также заполнить пирамиду Маслоу и обратить внимание на верхние и нижние уровни. Если происходит движение снизу вверх, то это будет самоудовлетворение человека. Если же путь лежит сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Для того чтобы вернуться к процессу удовлетворения, необходимо будет лишь выполнить ключевую задачу из нарисованной пирамиды, начиная с конца и поднимаясь наверх.

    Теория МакКлелланда

    Основной механизм мотиваций выстроен на основе понятий, связывающих возможности и способы достижения целей. Известный американский профессор, создатель уникальной методики оценки для апперцептивного теста Дэвид МакКлелланд вывел свою теорию потребностей человека.

    Как замотивировать себя? По мнению выдающегося психолога, можно выделить 3 основных фактора, влияющих на желание достичь поставленной задачи:

    • власть — обусловлена стремлением к самосовершенствованию, обучению, человек тяготеет иметь контроль над другими;
    • успех — ощущается лишь в том случае, когда работа выполнена успешно и получены положительные отзывы;
    • причастность — проявление партисипативных особенностей, которые ярко выражаются в духовной культуре.

    Психология мотивации была тщательно проанализирована ученым. Теория, созданная МакКлелландом, стала причиной того, что западные эксперты вновь обратили внимание на структуру предпринимательства. Был сделан вывод о том, что мотивация для достижения цели в различных ситуациях сильно отличается.

    Так, общество, в котором люди стремятся активно взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к общему делу, подвержено положительным переменам.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Механизм мотивации: люди с высокими потребностями к достижениям сами уверены в собственном успехе, нежели те, кто не ставит перед собой никаких задач. Люди из первой категории более уравновешены, спокойны, активны, они способны выполнить большое количество трудных заданий.

    Что касается мотивации непосредственно всей страны, то государство должно проводить следующую политику:

    • стремиться грамотно использовать трудовые ресурсы;
    • создать условия для личностного роста;
    • установить максимальные стандарты производительности.

    Данные условия позволят народу работать эффективно и быстрее достигать высот.

    Зачем нужна мотивация?

    Когда мы разобрались в том, что такое мотивация, пора понять о ее предназначении. Из примера ясно, что мотивация заставляет людей совершать грандиозные поступки, но… зачем она нужна, если вы не планируете “подвигов” на ближайшие лет 5?

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Да, “подвиги” — это не утренняя зарядка. Только что для вас значит “подвиг”? Это сделать предложение девушке, спасти человека, похудеть на 50 кг или придумать лекарство от рака? Может быть… А может, это значит — выучить 10 новых слов, прочитать книгу или завести привычку на каждый день?

    Мотивация — это не крайняя мера. Это вдохновение, которое сподвигает нас на ежедневные поступки. (не менее важные, чем подвиги!). Мотивация просто необходима, чтобы заводить полезные привычки, самосовершенствоваться, учиться или помогать людям.

    Основная XY-теория МакГрегора

    Автор данной научной книги и подробных размышлений — известный американский психолог Дуглас МакГрегор. Над своей работой ученый трудился несколько лет. Он подробно изучал поведение людей, пытался найти связь между желанием и возможностью. Теория МакГрегора содержит два ключевых аспекта:

    • авторитарное пособие работникам X;
    • демократическое пособие работникам Y.

    Эти теории совершенно различны, каждому присущи определенные модели поведения и мотивы. Так, размышления по поводу X теории предполагают, что изначально все население страны лениво и безвольно. Они пытаются избежать умственного и физического труда, поэтому должны находиться под тщательным руководством более активных и умелых работников. В данном случае можно сделать вывод о том, что побудить человека к действиям можно лишь с помощью поощрений и наград. Например, человек, трудящийся на заводе, совершенно не заинтересован в дальнейшем повышении по карьерной лестнице и улучшении качества работы, ему нравится быть ведомым. Руководителям необходимо создать условия, которые позволили бы работнику проявить все свои таланты, позаботиться о благоприятном месте работы.

    Читайте так же  Почему порвалась линза для глаз и что нужно делать, если это произошло?

    Принципы мотивации по теории Y состоят из представлений о том, что изначально все люди активны и амбициозны. У них развиты способности, они готовы бороться с трудностями, идти до конца. Такие работники могут взять инициативу в свои руки, они понимают, что такое ответственность и самоконтроль. Им не страшно доверить любое дело, поскольку они полностью удовлетворены своими обязанностями и получают от этого удовольствие. Отсюда следует сделать вывод, что среднестатистический работник при наличии благоприятных условий способен мотивировать себя для достижения поставленной цели. Стимулировать работу сотрудников руководителям намного легче, чем в первом случае, ведь работники готовы сами проявлять интерес к выполняемой работе.

    Не стоит забывать, что главное условие челоческого побуждения — это свободное пространство, возможность побыть наедине с самим собой, чтобы лучше понять себя, проанализировать ошибки и принять судьбоносные решения. Теорию XY может применить на себе любой человек, она позволит смотивировать на достижение результата, подскажет верный путь и отобразит возможные исходы.

    Основные факторы, влияющие на мотивацию

    Мотивация – величина непостоянная. Она может меняться в зависимости от множества личностных особенностей, даже от сиюминутного эмоционального состояния.

    Тем не менее, психологи выделяют несколько факторов, влияние которых производит стабильный эффект:

    1. Неожиданность. Неожиданное поощрение – очень сильный стимул для повышения отдачи в дальнейшем.
    2. Объективность. Если человек действительно делает что-либо лучше, чем другие, это стоит подчеркивать.
    3. Работа в команде единомышленников.
    4. Адекватность. Речь идет об оценке достижений.
    5. Элемент творчества. Если поставленная задача предполагает возможность проявить креатив, у многих исполнителей включается сильная внутренняя мотивация.

    Есть факторы, снижающие мотивацию, например, отсутствие вознаграждения и признания. Даже любимая работа может стать каторгой, если работник долгое время не получает никакого положительного подкрепления.

    Современная теория Z Оучи

    Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.

    Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.

    Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.

    Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.

    МОТИВА́ЦИЯ

    МОТИВА́ЦИЯ (от лат. moveo – дви­гать, по­бу­ж­дать), со­во­куп­ность по­бу­ди­тель­ных пси­хич. про­цес­сов, обу­слов­ли­ваю­щая по­ве­де­ние жи­во­го ор­га­низ­ма.

    Пер­вым на­уч. по­ня­ти­ем, объ­яс­няв­шим ис­точ­ни­ки М. жи­вот­ных, ста­ло по­ня­тие ин­стинк­та, по­лу­чив­шее оформ­ле­ние во 2-й пол. 19 в. в ра­бо­тах Ч. Дар­ви­на; в нач. 20 в. оно бы­ло пе­ре­не­се­но так­же на М. че­ло­ве­ка (У. Мак-Ду­галл). Под ин­стинк­том по­ни­мал­ся вро­ж­дён­ный ал­го­ритм по­ве­де­ния в един­ст­ве с его вро­ж­дён­ным ис­точ­ни­ком М. В сер. 20 в. та­кое по­ни­ма­ние М. че­ло­ве­ка бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке (Г. Мюр­рей, А. Мас­лоу); тем не ме­нее дол­гое вре­мя М. не толь­ко жи­вот­ных, но и че­ло­ве­ка про­дол­жа­ла вы­во­дить­ся из био­ло­ги­че­ски обу­слов­лен­ных внутр. им­пуль­сов – вле­че­ний. З. Фрейд, раз­де­лив энер­ге­тич. и со­дер­жа­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки М., пред­ло­жил мо­дель еди­но­го энер­ге­тич. ис­точ­ни­ка – сфе­ры бес­соз­нат. вле­че­ний (ли­би­до), энер­гия ко­то­рых транс­фор­ми­ру­ет­ся в те или иные кон­крет­ные фор­мы по­ве­де­ния. Со­глас­но вы­дви­ну­то­му К. Гольд­штей­ном прин­ци­пу ак­туа­ли­за­ции, ак­тив­ность жи­во­го ор­га­низ­ма по­ро­ж­да­ет­ся стрем­ле­ни­ем осу­ще­ст­вить за­ло­жен­ные в нём по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти.

    С 1940-х гг. для обо­зна­че­ния внутр. ис­точ­ни­ков М. че­ло­ве­ка за­кре­пи­лось по­ня­тие по­треб­но­стей, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись как ди­на­мич. от­но­ше­ния ин­ди­ви­да с ми­ром, при­жиз­нен­но фор­ми­рую­щие­ся на ос­но­ве вро­ж­дён­ных пред­по­сы­лок (Г. Мюр­рей, Э. Фромм, Ж. Нют­тен) и раз­вёр­ты­ваю­щие­ся на трёх уров­нях – те­лес­ном, со­ци­аль­ном и лич­но­ст­ном.

    Ана­лиз М. с точ­ки зре­ния це­лей и цен­но­стей (и пре­ж­де все­го – смыс­ла жиз­ни), оп­ре­де­ляю­щих на­прав­лен­ность по­ступ­ков че­ло­ве­ка и всё его по­ве­де­ние, ха­рак­те­рен для А. Ад­ле­ра и В. Франк­ла, ко­то­рый под­чёр­ки­вал сво­бо­ду че­ло­ве­ка по от­но­ше­нию как к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, так и к собств. по­треб­но­стям. Со­глас­но Франк­лу, в от­ли­чие от вле­че­ний, ко­то­рые воз­дей­ст­ву­ют на че­ло­ве­ка из­нут­ри, смыс­лы и цен­но­сти «при­тя­ги­ва­ют» его.

    Трак­тов­ка мо­ти­вов как внеш­них по от­но­ше­нию к ин­ди­ви­ду сил (сти­му­лов), ста­но­вя­щих­ся по­бу­ди­тель­ны­ми бла­го­да­ря их свя­зи с удов­ле­тво­ре­ни­ем по­треб­но­стей субъ­ек­та, ха­рак­тер­на для кон­цеп­ции под­кре­п­ле­ния в би­хе­вио­риз­ме. Под­кре­п­ле­ние – это зна­чи­мый по­ло­жи­тель­ный или от­ри­ца­тель­ный ре­зуль­тат, к ко­то­ро­му при­во­дит оп­ре­де­лён­ная фор­ма по­ве­де­ния.

    Ина­че роль внеш­них по­бу­ди­тель­ных сил рас­кры­ва­ет­ся в тео­рии К. Ле­ви­на. Внеш­няя сре­да для Ле­ви­на – это пси­хо­ло­гич. «по­ле», соз­да­вае­мое на­пря­же­ни­ем по­треб­но­стей и си­туа­тив­ных «ква­зи­пот­реб­но­стей» (на­ме­ре­ний). Пред­ме­ты, вклю­чён­ные в это по­ле и мо­гу­щие быть свя­зан­ны­ми с реа­ли­за­ци­ей на­ме­ре­ния, об­ре­та­ют спо­соб­ность вы­зы­вать и на­прав­лять дей­ст­вия субъ­ек­та, те­ряя её при окон­чат. реа­ли­за­ции на­ме­ре­ния.

    Раз­рыв внут­рен­них и внеш­них по­бу­ди­тель­ных сил был снят в тео­рии са­мо­де­тер­ми­на­ции амер. пси­хо­ло­гов Э. Де­си и Р. Рай­ана: внеш­няя М. мо­жет по­сте­пен­но ста­но­вить­ся внут­рен­ней, напр., в про­цес­се ус­вое­ния ин­ди­ви­дом цен­ностей со­ци­аль­ных групп и общ­но­стей и вклю­че­ния их в струк­ту­ру лич­но­ст­ной мо­ти­ва­ции.

    По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны центр. пред­ме­том ис­сле­до­ва­ний ста­ли си­туа­ци­он­ные фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния М., по­ве­де­ние пред­ста­ло рав­но­дей­ст­вую­щей внеш­них и внут­рен­них мо­ти­вац. сил, дей­ст­вую­щих в кон­крет­ной си­туа­ции (по­треб­но­стей и лич­но­ст­ных цен­но­стей, внутр. пре­град и воз­мож­но­стей си­туа­ции, имею­щих­ся аль­тер­на­тив и др.). Мно­го­числ. экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния 2-й пол. 20 в. по­ка­за­ли, что в фор­ми­ро­ва­нии М. боль­шую роль иг­ра­ют ког­ни­тив­ные про­цес­сы вос­при­ятия и оцен­ки си­туа­ции, так что М. бу­дет эф­фек­тив­но по­бу­ж­дать дея­тель­ность лишь по­ка субъ­ект убе­ж­дён, что от не­го в дос­та­точ­ной ме­ре за­ви­сит её вы­бор, ход и ре­зуль­тат и что он рас­по­ла­га­ет дос­та­точ­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и сред­ст­ва­ми для её осу­ще­ст­в­ле­ния.

    В тео­рии дея­тель­но­сти А. Н. Ле­он­ть­ева мо­тив трак­ту­ет­ся как «оп­ред­ме­чен­ная» по­треб­ность, т. е. на­прав­лен­ная на кон­крет­ный пред­мет, ко­то­рый по­бу­ж­да­ет к дея­тель­но­сти, ста­но­вясь её смы­сло­вым цен­тром. Сфор­ми­ро­вав­шись в кон­крет­ной си­туа­ции, мо­тив дея­тель­но­сти ре­гу­ли­ру­ет её про­те­ка­ние и плав­ное пре­кра­ще­ние по­сле ис­чер­па­ния по­бу­дит. си­лы или воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции мо­ти­ва. Сам мо­тив, как пра­ви­ло, не осоз­на­ёт­ся; он мо­жет про­яв­лять­ся в фор­ме эмо­цио­наль­ной ок­ра­ски тех или иных объ­ек­тов и яв­ле­ний, пе­ре­жи­ва­ния их лич­но­ст­но­го смыс­ла. Осоз­на­ние дви­жу­щих че­ло­ве­ком мо­ти­вов пред­став­ля­ет со­бой спец. за­да­чу, не­ред­ко оно под­ме­ня­ет­ся мо­ти­ви­ров­кой – ра­цио­наль­ным обос­но­ва­ни­ем, не от­ра­жаю­щим ис­тин­ные по­бу­ж­дения че­ло­ве­ка. Пси­хо­ло­гич. ор­га­ном управ­ле­ния соб­ст­вен­ной М. яв­ля­ет­ся во­ля – спо­соб­ность вли­ять на смысл и по­бу­дит. си­лу мо­ти­ва.

    Со­дер­жа­ние и лич­но­ст­ный смысл мо­ти­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти мо­гут из­ме­нять­ся. Так, со­глас­но Г. Ол­пор­ту, но­вые мо­ти­вы вы­зре­ва­ют внут­ри ста­рых и лишь по­сте­пен­но об­ре­та­ют са­мо­дос­та­точ­ность и уко­ре­ня­ют­ся в струк­ту­ре лич­но­сти в ви­де ус­той­чи­вых по­бу­ж­де­ний. Сход­ные ме­ха­низ­мы ле­жат в ос­но­ве ано­маль­но­го раз­ви­тия М. лич­но­сти (ал­ко­го­лизм, нар­ко­ма­ния, от­кло­няю­щее­ся по­ве­де­ние и др.).

    Экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния и осо­бен­но пси­хо­ди­аг­но­сти­ка М. со­пря­же­ны со зна­чит. труд­но­стя­ми. Так, со­дер­жа­ние мо­ти­вов не мо­жет быть вы­яв­ле­но на ос­нова­нии са­мо­от­чё­та, по­сколь­ку че­ло­век ни­ко­гда не осоз­на­ёт свои по­бу­ж­де­ния с дос­та­точ­ной пол­но­той, для это­го ча­ще все­го ис­поль­зу­ют­ся про­ек­тив­ные тес­ты.

    Проблема снижения стимула

    Отсутствие мотивации знакомо многим людям. Эксперты называют 3 основные причины, которые связаны с потерей желания достичь целей. Тщательно проанализировав их, человек может переосмыслить собственное поведение и найти новые способы решений насущных проблем. Как вернуть мотивацию:

    1. «Тренировка и правильное питание с понедельника». Верит ли сам себе человек, когда говорит о том, что он собирается сесть на диету с понедельника? Конечно, намного проще переложить трудное дело на поздний срок, чем начать именно сейчас. В большинстве случаев такие идеи не воплощаются в жизнь, а затем и вовсе пропадают. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Отличная мотивация для девушек в такой ситуации: «Начну прямо сейчас, а закончу дело намного раньше».
    2. «Хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Человек стремится получить все и сразу, мечтает обладать роскошными сокровищами, иметь великолепную фигуру и любящую семью. Но так ли реально сразу же достичь всего этого? В действительности приходится выбирать, что на данном этапе важнее и полезнее. Но это вовсе не значит, что нет возможности достичь других целей.
    3. «Не могу сделать это, потому что…». Неважно, каким будет ответ, но эту фразу люди слышали миллионы раз. Вместо того, чтобы действительно сделать что-то существенное, человек стремится найти причину, чтобы этого не делать. И, как правило, эти самые причины бывают нелепы и нелогичны.

    Как развить мотивацию и бороться с собственной ленью? Успех не приходит просто так, его нужно планировать. Потеря мотивации — это знак того, что индивид должен пересмотреть свои потребности. Человек должен представлять реальную картину желаемого, ставить конкретные сроки, видеть цель и самостоятельно прокладывать путь к ней.

    Поиск целей и самомотивация

    Что мотивирует людей? Всем известно, что для стимулирования и побуждения должна быть поставлена конкретная цель. Она должна быть ясной и точной, без малейших подвохов. Но часто найти эту самую цель бывает не так просто, а еще сложнее описать и охарактеризовать ее. Как создать мотивацию? Что нужно делать для этого?

    Для того чтобы постараться найти ту самую задачу, понадобится ежедневно выполнять несколько комплексов упражнений, направленных на развитие внутреннего мира индивида, раскрытие его творческого потенциала.

    Психологи рекомендуют ежемесячно проводить обучающие тренинги для сотрудников компании, стараясь привлечь их к определенной цели. Это может быть улучшение качества работы, увеличение количества производимых товаров, повышение квалификации работников. Инструменты мотивации: премии, похвала, отпуск, награждения.

    В школах и детских садах часто проводят интерактивные занятия, направленные на побуждение ребят к успешному выполнению домашней работы, стремлению получать похвалу и хорошие отметки.

    Как сохранить мотивацию? В повседневной жизни человек сам может выполнять комплекс мотивирующих упражнений, достаточно лишь найти свободное время и уютное для размышлений место. Это может быть прекрасный парк с роскошными елями и соснами, а может быть какое-то тихое и спокойное место в самой квартире.

    Есть также и такое понятие, как мотивация достижения — это разновидность побуждения, связанная с желанием добиваться успехов и миновать преграды. Впервые это определение было выведено в 1930-х годах ученым Г. Мюрреем. Сейчас же мотивация достижения ассоциируется с получением каких-либо положительных эмоций. Это может быть успех в школе или повышение на работе, удачная покупка или приезд родственников.

    Развивающие упражнения для детей и взрослых

    Где взять мотивацию? Эти интересные комплексы помогут поставить цель и смотивировать человека на выполнение поставленных задач:

    Первый — идентификация с любимым животным. Ассоциируя себя с вымышленным персонажем или вполне реальным объектом, индивид может быстрее достичь личностного роста. Дело в том, что человек подсознательно берет положительные качества любимого героя, а вместе с тем и появляются новые цели. Животные — сильные и мудрые создания, которые являются главной частью окружающего мира. Отождествляясь с ними, индивид воспитывает в себе осторожность, настойчивость, целеустремленность.

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Итак, для выполнения упражнения необходимо совершить следующие действия:

    • выбрать одного любимого животного, расписать его положительные и отрицательные качества;
    • постараться представить себя воображаемым существом, стараться идти к поставленной цели;
    • чувствовать себя грозным львом или милым кроликом в течение 5 минут, пытаться преодолеть все трудности, с которыми встречается животное на своем пути.

    После этого следует оценить свои чувства и переживания, проанализировать, какие задачи удалось реализовать, а какие оказались слишком трудными.

    Комплекс второй — указать на ошибку и отметить улучшение. Что делать, если пропала мотивация, как вернуть ее? Стоит привести пример из жизни. Часто воспитатели в детских садах и учителя в школах делают замечания ребят по поводу выполнения различных задач. Указывают на ошибки в выполнении контрольной работы, а затем разбирают сложные задания. Зачем это делается? Так более взрослое поколение мотивирует ребят на выполнение тех же задач, но уже с более высоким качеством.

    Упражнение на мотивацию следует выполнять несколько раз в неделю. Для начала стоит представить ситуацию, когда человек находится в шаге от поставленной цели. Ему следует расписать плюсы и минусы данного положения. Как правило, всегда больше недостатков, нежели положительных особенностей. Но это не повод расстраиваться, поскольку следующая попытка окажется лучше прежней:

    • ошибок будет много, но они не будут настолько серьезны;
    • трудностей на пути встретится немало, но важно то, чего человек уже сумел достичь;
    • пусть не все проходит гладко и по плану, но это не повод сдаваться, ведь самое сложное уже позади.

    Как выделять цель и формировать задачи?

    Также нужно разделять цель (результат) и задачу (ситуацию, решение которой приведет к цели). Цель отвечает на вопрос «Что?», задача отвечает на вопрос «Как?». Правильная постановка цели и выбора задач взаимосвязаны. Если индивид их не различает, то вместо достижения глобального результата он фокусируется на мелких задачах, отдаляется от цели.

    Читайте так же  Офтальмодек капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    Задачи нужно распределять по степени значимости:

    • текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
    • ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
    • отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
    • незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.

    У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.

    Ежедневные тренинги для себя и семьи

    Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:

    1. Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
    2. Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
    • не умеет организовывать и контролировать себя;
    • не умеет правильно расставлять приоритеты;
    • не умеет систематически выполнять работу.

    Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:

    1. Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
    2. Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
    3. Что мешает исправить данное положение?

    На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.

    Психологическая мотивация, для чего необходима, как ее достичь

    Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS

    Личная мотивация — кратчайший путь к эффективности

    Порою, мотивация понимается слишком односторонне, а точнее сказать — не полноценно, не во всем ее широком содержании. Мы привыкли слышать о материальной мотивации, ведь вряд ли найдется более убедительный стимул для нашего труда, нежели деньги.

    И с этим не поспоришь, чтобы удовлетворить хотя бы элементарные потребности, в современном мире без денег никак не обойтись. Приземленно, но факт остается фактом! А ведь, покушать и одеться – не все цели, к которым мы стремимся, не правда ли?

    Но, давайте копнем глубже, и посмотрим на другую сторону медали, а именно на существование психологической мотивации. Это та мотивация, которая зависит от личностных ценностей человека, которые активно влияют на нашу деятельность, на способность ставить цели и достигать их, на способность быстро и правильно решать возникающие задачи.

    Чем лучше человек понимает свои истинные качества, тем продуктивней будет его работа, а соответственно и результатом он будет оставаться доволен.

    Вот почему так важно использовать Вашу интуицию и истинные Ваши возникающие желания для определения, чего Вы на самом деле хотите, и какие Ваши настоящие цели.

    Ведь очень часто люди выбирают себе не свои, а чужие ориентиры, даже не догадываясь об этом. Неосознанно ступая по такому пути развития, каждый день мы удивляемся, что путь к их «большой и светлой цели» кажется таким трудным и неинтересным, руки опускаются, и делать ничего не хочется.

    Запомните – именно такие чувства и сигнализируют Вам о том, что Ваша цель – ложная, и ее нужно пересмотреть.

    Другими словами, речь идет о познавательном подходе к мотивации. То есть, поведение человека направляется знанием, его отношением к миру. И то, что мы делаем, в конечном итоге зависит не только от привычных потребностей, но и от нашего переменчивого представления о реальности.

    Сегодня мы хотим одного, а завтра – другого. Поэтому, нужно выставить такую цель, которая будет побуждать Вас буквально подскакивать на месте в радостном предвкушении, и прикладывать все усилия для ее достижения. Только такая цель сможет Вам помочь проложить дорогу к успеху.

    Проблема мотивации человека в этом контексте объясняется следующими эффектами. Один из них возникает в ситуации поведения, которое противоречит собственному отношению человека к чему-либо.

    К примеру, если человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет несогласованность между внутренними мотивами и внешними факторами, а там, сами понимаете – отсутствие эффективного результата.

    Другой эффект возникает, когда при принятии трудного решения оба альтернативных варианта привлекательны для нас, и выбирая одни из них, мы продолжаем сомневаться правильным ли был выбор. Причина этому — не совсем корректная постановка задач, а соответственно, и мотивов в нашем воображении.

    Для того, чтобы у нас были более основательные стимулы к деятельности, и необходима психологическая мотивация. Она может показаться не такой, как Вам кажется на первый взгляд, но, в то же время, может приносить замечательные плоды, если использовать ее правильно.

    Постоянная работа над собой, стремление к правильному пониманию желаемого мотивирует нас на достижение успеха в любом виде нашей деятельности. Поэтому, в работе над собой, необходимо следовать определенным правилам.

    Во-первых, нужно стремиться делать все с максимальной увлеченностью, и минимальным цинизмом. Концентрация внимания на определенных действиях воспитывает в нас активность и стремление к лучшему.

    Во-вторых, когда мы оказываемся на развилке, не стоит искать легких путей. Трудности, которые нам удается преодолеть, приводят в дальнейшем к личному росту и опытности.

    В-третьих, нужно учиться доверять своей интуиции, и следовать своим ценностям. На практике, правильное понимание себя и своих ориентиров как нельзя лучше сказывается на нашей мотивации, а, следовательно, направляет нашу деятельность в действительно необходимое русло.

    Так, за завесой будничного, мы часто забываем разобраться во внутренних причинах нашего поведения, а уж тем более навести там порядок. Поэтому, на пути к успеху и достижению своих целей просто необходимо задействовать психологическую сферу своей жизни, и не боятся «заглядывать в себя».

    Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

    Советы в помощь ипотечникам: как вернуть часть денег назад

    Доверительный фонд – прогрессивное бизнес-движение

    Виды бизнеса, что и как?

    Конкурентное оружие — как его использовать, и что оно даст?

    Закрепление результатов и сохранение мотивации

    Существует 6 основных способов, которые позволяют добиться желаемого. Каждый из них по-своему уникален и используется в связи с конкретными условиями. Самый важный принцип любой мотивации — это делать то, что нравится и приносит пользу. Только такие дела позволяют получить удовлетворение, они подкреплены внутренним стремлением, желанием осуществить задачу любым способом. Вот эти рекомендации:

    1. Сосредоточьтесь на конечном результате. Любое задание требует особого подхода и немалых усилий. Вместо того чтобы акцентировать внимание на трудностях, следует вспомнить о причине, ради которой и будет проделан весь путь.
    2. Думайте только о победе. Следует начать с выполнения легких задач, а затем получать удовольствие от результатов. Это, во-первых, поднимет настроение и поможет обрести уверенность, во-вторых, наполнит человека энергией для выполнения дальнейших действий.
    3. Сделайте любое сложное задание. После того как были успешно пройдены несколько легких задач, следует занять себя более трудным делом. Если откладывать сложную миссию на конец дня, то она плавно переедет на следующий день, неделю, месяц. Так, трудное дело станет практически невыполнимым.
    4. Делайте регулярные перерывы. Когда человек отдохнул и чувствует новый прилив сил, то ему намного проще начать выполнять любую задачу. Вместо того чтобы часами заниматься утомительной работой, следует расслабиться и немного отдохнуть. Это внесет организованности и поможет заниматься любимым делом, не отвлекаясь на посторонние вещи.
    5. Не загружайте себя лишними хлопотами. Многие люди часто загружены целями и задачами, они хотят быстро достичь многого, а в итоге не получают ничего. Стремление быть самым умным, красивым, сильным — это, конечно, хорошо, но не стоит ставить перед собой такие глобальные цели. Следует сконцентрироваться на какой-то одной конкретной задаче.
    6. Награждайте себя за успехи. Часто появляется мотивация достижения, которую необходимо самостоятельно стимулировать. Небольшие призы за каждый верно сделанный шаг стимулируют человека продолжать качественно работать.

    Как повысить мотивацию? Все зависит от человека и его желания, оно должно исходить непосредственно из души. Мотивация человека — это прежде всего усидчивость, терпение, умение трудиться, способность к пониманию своих потребностей, умение контролировать ситуацию. Только те люди, которые обладают хорошей мотивацией, способны самореализоваться в жизни.

    Что такое мотивация

    Мотивация – это побудительная причина, определяющая поведение индивидуума. Данная категория применима как к самым простым физиологическим действиям, так и к сложным трудоемким процедурам.

    Когда речь идет об удовлетворении первичных потребностей человека, суть мотивации сводится к желанию жить в относительном комфорте. Это естественное стремление личности со здоровой психикой.

    Однако жизнь современного человека необычайно многогранна. Карьера, семейная жизнь, дети, родители, учеба, отношения с коллегами – все эти категории требуют от человека ежедневного принятия множества решений. Толчком для выбора и служит мотивация – иногда внутренняя, иногда внешняя.

    Роль мотивации:

    • заряжает энергией на определенные действия;
    • способствует максимально быстрому достижению целей;
    • концентрирует внимание на важном;
    • готовит к исполнению сценарных ожиданий.

    Внутренняя мотивация

    Внутренняя мотивация – это ряд психологических стимулов, важных с точки зрения конкретной личности. Иными словами, это личные желания человека, не имеющие посторонней подоплеки. Под влиянием внутренней мотивации человек делает первые шаги, начинает разговаривать, учится играть и всячески взаимодействовать с окружающим миров. Внутренняя мотивация – первичный аспект развития личности.

    По мере взросления у человека формируется определенный образ мышления. У него выстраивается личная система приоритетов и ценностей. Именно эти категории в дальнейшем станут критериями принятия значимых решений.

    Для кого-то (под влиянием воспитания или яркого впечатления) одним из самых важных жизненных интересов станет работа. Такой человек будет необычайно мотивирован на построение карьерной лестницы, профессиональный рост, освоение новых навыков и т. д.

    Для другого на первом плане личное счастье. Такой человек приложит максимум усилий для поиска второй половины и создания крепкой семьи.

    И в том, и в другом случае конечной целью служит удовлетворение личных желаний и потребностей.

    В качестве примера внутренней мотивации можно привести человека, который боится опоздать на свидание. Влюбленный постарается максимально быстро решить все свои дела (дома или на работе), чтобы выделить время на подготовку к судьбоносной встрече. В этом случае его деятельность будет эффективной из-за внутренней мотивации – его личного желания как можно скорее увидеть любимую.

    Внешняя мотивация

    Внешняя мотивация – стимуляция извне. Такая стимуляция может быть положительной (материальное вознаграждение, похвала, повышение по службе) и отрицательной (страх недовольства коллег и начальства, опасение штрафных санкций и т. д.).

    Внешняя мотивация может проявляться и в личных отношениях. Желание сохранить мир в семье побуждает супругов выполнять нелюбимую домашнюю работу.

    Также в качестве примеров внешней мотивации можно привести такие ситуации:

    • усиленное штудирование сложного предмета с целью получить красный диплом;
    • участие в корпоративных праздниках с целью проявить лояльность;
    • отказ от вредной привычки по настоянию докторов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *