Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    8abbe45f5155596f7b82440e36269944

    Функции самооценки

    В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.

    Регуляторная

    Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.

    Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.

    Защитная

    Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.

    Развивающая

    Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается.

    Отражающая

    Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.

    Эмоциональная

    Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.

    Адаптационная

    Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.

    Прогностическая

    Благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности.

    Корригирующая

    Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.

    Ретроспективная

    Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.

    Мотивирующая

    Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.

    Терминальная

    Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.

    Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

    Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.

    Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.

    Процесс формирования самооценки

    Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка. Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация.

    Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.

    Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.

    Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.

    Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.

    Структура самооценки

    Самооценка мужчины и женщины состоит из нескольких компонентов.

    Когнитивный компонент

    Самооценка в психологии включает когнитивный компонент. Это убеждения человека, его способ ориентироваться в мире, широта суждений, способность выражать мнение о себе. С помощью этого компонента человек отображает то, что знает о себе.

    Эмоциональный компонент

    Этим термином обозначают эмоции, которые человек испытывает к оценочным характеристикам, переживания по этому поводу. Этот компонент отображает отношение личности к себе.

    Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

    Оценивая собственные умения и качества, личность соединяет оба компонента самооценки, отделить их друг от друга невозможно. Индивидуальные знания о себе человек получает во время общения с другими, тогда проявляются эмоции в зависимости от того, сколько это общение значит для личности.

    У каждого человека компоненты формируются по-разному. Психологи утверждают, что они могут быть развиты на:

    1. Высоком уровне. Ребенок составляет мнение о себе по реальными качествам.
    2. Среднем. Для среднего уровня характерна склонность к непоследовательным проявлениям реалистичных самооценок. Человек ориентируется в этом на мнение окружающих, анализирует конкретные факты и ситуации.
    3. Низком. Это состояние сопровождается неадекватной оценкой личности своих способностей.

    Нестабильные параметры самооценки приводят к нарушению самоуправления, ухудшению самоконтроля.

    В возрасте от 5 до 9 лет формируется самооценка. Сначала на нее влияют родители, позже – учителя в школе. Но в дальнейшей жизни, находясь под воздействием социума, стремления к лучшему, происходящих событий, отношения окружающих она может колебаться.

    Это заметно в коммуникативных процессах, человек не может наладить контакт с другими, часто провоцирует конфликты.

    Коррекция самооценки в процессе становления личности

    Возможность измененить свою самооценку в сторону более адекватного отношения к себе волнует многих людей. Особенно это присуще для зрелой личности и уже казалось бы состоявшихся людей. В этот период человек начинает понимать, что неправильная оценка собственных возможностей и сил помешает достичь успеха и негативно отразится на отношениях с окружающими.

    Самооценка поддается даже самостоятельной коррекции. Но в особо запущенных ситуациях все-таки необходима помощь специалиста (психотерапевта или психолога-консультанта). Но проще всего заняться повышением самооценки, чем снижением неадекватно завышенной самооценки. Точнее, существуют условия, при которых самооценка снижается, но, как правило, они неприятны и даже травмируют личность. Если же человек осознает, что у него неадекватно завышенная самооценка, то он может посмотреть на себя критически. Следовательно, не такая уж и завышенная у него самооценка. В любом случае, такой человек уже на верном пути.

    Существует множество советов по коррекции и повышению самооценки. В первую очередь человеку необходимо разобраться, в какой сфере он себя недооценивает. Надо определить то, что больше всего в себе не устраивает или то, чего ему не хватает для роста уважения к себе.

    Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Уровни самооценки

    Классификация выделяет три уровня.

    Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

    Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

    Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:

    1. Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
    2. Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
    3. Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.
    Читайте так же  Как и чем лечить конъюнктивит при грудном вскармливании, чтобы не навредить малышу

    Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.

    Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.

    При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной. Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику. Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.

    Роль самооценки в жизни человека

    Одним из главных вопросов, ответ на который вам следует найти на пути к успеху, звучит так: «О чем вы думаете чаще всего?». Все дело в том, что порой нас могут посещать как позитивные мысли, так и негативные. Как правило, у тех, чьи мысли положительного характера, всегда получают успех, а вот неудачи присутствуют в жизни у людей с пессимистическим настроем. Речь идет о самооценке. Именно она является «управляющей программой» в вашем подсознательном компьютере. Работает она по принципу операционной системы, продолжительное время сохраняя все ваши эмоции, мысли и решения на «жестком диске». Порой зафиксированные впечатления могут влиять на протяжении всей жизни на то, как вы чувствуете, думаете и поступаете.

    Роль самооценки в жизни человека очень велика. Лишь самооценке свойственно предопределять уровень вашей успешности в той или иной сфере жизни. Все действия относительно отношений к внешнему миру, несомненно, имеют связь с тем, какие мысли и чувства у вас внутри. Также самооценка может объяснить влияние того или иного психологического закона на формирование вашей личности.

    Когда самооценка сформировалась, неважно в какой области вашей жизни, то ей со временем начинает подчиняться все то, что вы делаете. Причем заниженная самооценка вряд ли даст вам в полной мере раскрыть ваш потенциал, даже если у вас выдающиеся таланты. Существует три составные самооценки. Как говорит медицина, правильно поставленный диагноз – это уже полпути к выздоровлению. Рассмотрим три компонента, составляющие вашу самооценку, их взаимодействия и методы изменения их наилучшим образом.

    Во-первых, самоидеализация. Это то, каким вы себя представляете, достигши определенных целей. Желания, мечты, надежды, стремления, фантазии – из этого состоит ваш идеал. Также в нем есть добродетели и качества, которые вызывают у вас восхищение, видя их в себе и других людях. В вашем представлении под определение идеала попадает самый лучший человек, имеющий самую лучшую жизнь, и которым вы хотите быть.

    Обычно люди, имеющие счастье и успех, могут точно описать свое идеальное будущее. Они четко представляют то, что уважают, любят и чем восхищаются. То самое можно сказать о добродетелях и качествах, видение которых у таких людей четкое и ясное. Самые успешные люди прекрасно видят то, каким должен быть идеальный человек, его поступки и действия. По закону притяжения мы приближаемся именно к тому образу, который чаще всего вызывает у нас восхищение. Чем четче мы представляем наше идеальное будущее, тем быстрее мы будем двигаться к нему, и тем вероятнее реализуется наш идеал.

    Во-вторых, собственный воображаемый образ или Я-концепция. Когда вы себя представляете популярным, положительным, успешным и продуктивным, то в соответствии с такими представлениями будет формироваться и ваше поведение. Все наши успехи во многом определяются именно нашим поведением. Те результаты, которые мы получаем, укрепляют нашу Я-концепцию как позитивным, так и негативным образом. Да и на основе этих результатов у нас формируется повторение подобных действий в тех или иных ситуациях в будущем. В-третьих, самоуважение. Это эмоциональная или чувственная составляющая вашей личности, либо другими словами, «активная зона» подсознания. Именно уровень самоуважения может определить вашу активность и управлять вашими действиями.

    Читайте так же  Кератоконус — симптомы, причины, диагностика и лечение в Москве

    Любое происходящее вокруг вас или с вами событие, так или иначе, имеет влияние на степень вашего самоуважения. Все они или повышают, или понижают его, укрепляют или разрушают. Каждый сделанный жест или сказанное слово других людей в вашу сторону в любом случае может влиять на ваше самоуважение. А значит, укрепление и поддержка вашего самоуважения могут открыть путь к успешному и счастливому будущему.

    На нашей самооценке основываются законы ожидания, веры, соответствия и притяжения. Именно она определяет все наши мысли и думы. Помимо этого, она является зоной комфорта и именно в ней должны быть найдены корни имеющейся беспомощности. Следовательно, основной вашей задачей должен быть полный контроль развития вашей самооценки. Только вы можете быть руководителем процесса превращения в выдающегося и способного на многие дела человека. Вам следует четко и ясно представлять себе те качества и добродетели, которые вызывают у вас восхищение и которые вы желали бы видеть в себе.

    Приучите себя перед любым каким-то важным делом рисовать в уме образ своего успеха, отвечающего всем тем качествам, которыми вы стремитесь обладать. Старайтесь почаще повторять про себя волшебную аф. Твердите ее до того момента, пока ваше сознание не примет ее и она не станет частью вашей личности. Когда вы научитесь больше себя уважать и ценить, то в скором времени заметите, что начинаете приобретать нужные привычки, помогающие полностью раскрыться вашему потенциалу.

    Copyright © 2013 Бянкин Алексей

    Факторы, влияющие на формирование самооценки

    Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.

    Социальные

    Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.

    Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.

    Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи. Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.

    Личностные

    В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.

    Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.

    Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.

    Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.

    Семейные

    Самооценка формируется в семье.

    Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.

    В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.

    Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.

    Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.

    Лекторий для родителей на тему: «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»

    Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.

    Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.

    Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.

    Читайте так же  Тест на астигматизм в домашних условиях — как проверить

    Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.

    В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.

    Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.

    Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.

    Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.

    Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.

    Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.

    Принципы «самости»

    Самооценка деятельности по принципу «самости» называется еще интериоризацией чужих оценок. Это теория зеркального «Я». Такие сдвиги бывают устойчивыми и вместе с главными самооценками меняются те, которые не были затронуты оценкой социума. При получении завышенной групповой оценки постепенно возрастает уровень притязаний, который выходит за пределы качеств, считающихся положительными.

    Более глобальные метаморфозы под влиянием внешних оценок наблюдаются, если личность думает, что такого мнения о ней все товарищи. Но стоит помнить, что темперамент и чувствительность к чужим мнениям у людей отличаются. Есть люди, которым безразлично мнение других. Но существуют и личности, пытающиеся соответствовать ожиданиям окружающих и перестраивающие себя под их желания. Они болезненно воспринимают негативные суждения о себе.

    Этот показатель определяет степень развития самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своему «Я». Если будут выявлены симптомы низкой уверенности, нужно выяснить, как повысить самооценку. Для этого применяют множество методик, поэтому можно подобрать подходящую для каждого конкретного случая и избавиться от проблемы.

    Исправлять личностные проблемы необходимо, так как впоследствии человек будет ограничивать общение с другими, ограждать себя от эмоций. Он станет одиноким отшельником, что в сочетании с неуверенностью и убеждением в собственной бесполезности превратит жизнь в настоящий ад.

    Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

    Понятие самооценки

    Психологи рассматривают категорию «самооценка» как систему представлений человека о себе самом. Как правило, она формируется на основании сравнения себя с окружающими людьми. Данные представления имеют огромное значение в создании образа собственного «Я» (так называемой Я-концепции).

    Сознательно или неосознанно, любой человек всегда сравнивает себя с другими, оценивая с точки зрения «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оценке подвергаются, в первую очередь важные качества, имеющие значение для общества. Так, для молодых людей дворянского сословия первой четверти прошлого века нормой было рассуждать, кто лучше или хуже танцует мазурку. Для современной молодежи это качество потеряло свое значение, поэтому и не оценивается.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Влияние самооценки на становление личности 420 ₽ Реферат Влияние самооценки на становление личности 250 ₽ Контрольная работа Влияние самооценки на становление личности 240 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Основной самооценки являются социально значимые ценности. Без них человек не способен осознать себя личностью, которая достойна уважения в соответствующем обществе в определенное время.

    Проводить оценку себя можно по-разному. Иногда бывают периоды, когда индивид доволен собой и нравится сам себе, а в другое время определенные поступки могут заставить переживать острое недовольство, а человек начинает заниматься самобичеванием. Самооценка представляет собой часть самосознания личности в виде устойчивого образования. Оно может меняться, но не зависит от отношения к себе в определенной ситуации. Напротив, самооценка способна корректировать данное отношение. Например, если у человека высокое мнение о себе, то он скажет: «Как я мог таким образом поступить, ведь это мне не присуще». Далее он постарается забыть о промахе. У человека с низкой самооценкой внимание будет заостряться на ошибках. Он будет долгое время ругать себя за них, думая о том, что «он по жизни неудачник, который толком не умеет ничего».

    Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *