Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    f15add4aa6d23bfbcbe62e45261f4777

    Показания к применению метода

    Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

    • фобии;
    • необщительность, замкнутость;
    • агрессия к окружающим и животным;
    • непослушание или чрезмерное послушание;
    • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
    • отсталость в речевом развитии;
    • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
    • постоянные стрессы;
    • проблемы с успеваемостью;
    • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

    Использование куклотерапии

    Куклотерапию используют в различных направлениях психотерапии, включая психодраму, игротерапию, сказкотерапию и арт-терапию.

    Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Для куклотерапии характерно несколько функций:

    • Коммуникативная, формирующая эмоциональный контакт детей в коллективе;
    • Релаксационная, снимающая эмоциональное перенапряжение;
    • Воспитательная, корректирующая проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
    • Развивающая, с помощью которой происходит развитие психических процессов (например, память, внимание, моторика, восприятие и др.);
    • Обучающая, способная обогатить информацией об окружающем мире.

    Метод куклотерапии предназначен для работы с различными отклонениями в развитии речи, заиканием, эмоциональной неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, тревожностью и страхом, проблемами в общении, эмоциональными травмами, протестным, оппозиционным поведением.

    Принято выделять индивидуальную и групповую форму куклотерапии.

    Виды и формы игротерапии

    В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

    • для построения отношений;
    • индивидуальная;
    • групповая;
    • отреагирования;
    • примитивная;
    • и др.

    В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

    • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
    • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
    • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
    • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
    • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

    Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Понятие и задачи куклотерапии

    Куклотерапия представляет собой направление арт-терапии, помогающее клиенту прожить эмоции, которые ему не удалось прожить ранее. Арт-терапия включает 3 элемента:

    • Психотерапевта,
    • Клиента,
    • Промежуточный объект, арт-продукт, находящийся между ними.

    Арт-продукт должен быть сотворен самим клиентом на сессиях. Он может быть представлен рисунком, изделием из глины или пластилина, мелодией, инсталляцией, коллажем.

    В рамках куклотерапии третьим элементом выступает кукла. Куклотерапия — это действенное и глубинное направление, поскольку клиент переносит на куклу свои чувства, внутренние состояния и эмоции.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 460 руб.
    • Реферат Куклотерапия как метод психологической коррекции 240 руб.
    • Контрольная работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 190 руб.
    Читайте так же  Атрофия зрительного нерва — что это, причины, симптомы и лечение

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    В состав задач, которые призвана решать куклотерапия, входят:

    • Помощь в реакции на эмоции;
    • Актуализация ресурсов;
    • значительное расширение спектра личностных ролей;
    • Появление возможности проработки темы собственной внешности и образа «Я»;
    • Рост самооценки и уверенности в себе.

    Человек, которого подвергают терапии, может наделять куклу состояниями и возможностями, которые он желает иметь и развивать. При осуществлении взаимодействия с куклой, при ее создании, трансформации, человек может проработать некоторые ограничивающие убеждения, прошлые образы себя, травмирующие состояния.

    Процесс создания и трансформации кукол чем-то может напомнить медитацию, поскольку человек полностью погружается в себя, прислушивается к своему внутреннему миру, передает часть себя в куклу.

    Создавая куклу, человек может сформировать свой собственный идеальный образ, проработав свою внешность. Если кукла не понравится, то ее всегда можно переделать.

    Средства игротерапии

    Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

    Источники:

    1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
    2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
    3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

    Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

    Куклотерапия- игра или лечение? статья (старшая группа) по теме

    Куклотерапия как средство эмоционально- личностного развития дошкольников

    В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

    Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол.

    Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, развитие речи и речевого творчества, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

    Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются:

    — различные отклонения в развитии речи;

    -эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

    — тревожность, страхи;

    — проблемы в общении.

    Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

    Читайте так же  9 любопытных фактов про оптику для глаз и сами глаза

    Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

    • коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
    • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
    • воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
    • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики, речи;
    • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

    Наша работа с куклами, строится по следующим этапам:

    1. Этап настроя;

    На этом этапе важно создать атмосферу доверия, дружественную атмосферу. Важно обратить внимание детей на свое состояние и состояние окружающих. В создании атмосферы могут помочь мотивационные игры.

    1. Погружение в тему (ритуал входа в волшебную страну);

    Детям предлагается отправиться в путешествие. Выполняется ритуал входа в сказочную страну. Детей важно ознакомить с особенностями «страны», в которой они оказались. Для этого подойдет метод беседы, игры и психогимнастические этюды.

    1. Этап индивидуальной разработки темы;

    На этом этапе происходит само создание куклы (если таковая создается)или ознакомление с куклой уже имеющейся (обучение управление куклой, особенностей кукловождения, выполнение заданий и оказание помощи кукле). Дети создают кукол исходя из своего предпочтения и желания.

    1. Театрализация (оживление кукол);

    На этом этапе происходит знакомство с созданной куклой, куклы обретают «голос» и рассказывают свои истории. Можно предложить детям составить коллективный мини- спектакль.

    1. Этап рефлексивного анализа (ритуал выхода из волшебной страны)

    Рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами от проделанной работы.

    1. Создание условий для речевой активности детей в свободной деятельности.

    Использование кукол в свободной и сюжетно- ролевой игре.

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

    «Жила была кукла, похожая на тебя»

    Цель занятия: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для коррекции и развития его личности.

    Задачи:

    Обучающие: освоение навыков кукловождения;

    Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы детей, развитие воображения, памяти, самооценки, развитие речевого творчества и звукопроизносительной стороны речи;

    Воспитальные: освоение навыков партнерства в совместном творческом процессе.

    Материалы: белая бумага формата А4, разноцветные материалы различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, бархатная бумага и т.д.), цветные карандаши, фломастеры, клей, скотч, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.

    Возрастная группа: дети 5-7 лет

    Ход занятия:

    Этап настроя

    Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Поделитесь, пожалуйста, что же хорошего уже произошло с вами за сегодняшний день?

    Упражнение «+1»

    Дети по кругу передают мяч, называют своё имя и рассказывают о событиях сегодняшнего дня.

    Погружение в тему (ритуал входа в волшебную страну)

    Психолог:Спасибо, мне было очень приятно узнать о начале вашего дня. А сейчас, я бы хотела пригласить вас в волшебную страну. Нашим проводником будет ракушка (дети передают и слушают ракушку по кругу).

    Психолог:Вот мы и оказались в волшебной стране, а живут в ней куклы.

    А знаете ли вы, кто управляет куклами? Как его называют?

    Дети: Кукловод.

    Психолог:Мы с вами тоже можем превратиться в кукол и кукловодов. Для этого мы сыграем в игру «Кукловод».

    Игра «Кукловод»

    Детям предлагается разделиться на пары: один ребёнок будет куклой, а другой кукловодом. Кукловод создает куклу: подбирает для неё позу, выражение лица. Кукловодам предлагается представить свою куклу и рассказать о ней (для чего он её создал?В чем её особенность?).

    После кукла оживает и начинает повторять движения за кукловодом.

    Когда первые кукловоды создали своих кукол, дети меняются ролями и игра повторяется.

    По окончанию игры, с детьми обсуждаются вопросы:

    — какая роль вам понравилась больше: кукловода или куклы?

    Читайте так же  Можно ли собаке грибы, авокадо и прочие продукты

    — легко ли было создавать куклу?

    — легко ли было повторять движения за кукловодом?

    — что в игре вам понравилось больше всего?

    Этап индивидуальной разработки темы

    Психолог:Скажите, играете ли вы в куклы? Какие виды кукол вы знаете?

    Дети: дают свои ответы (пальчиковые, перчаточные, куклы- марионетки и т.д.)

    Психолог:Сегодня каждый из вас сможет создать свою куклу из салфеток и фольги.

    Мастерская «Жила – была куклы, похожая на тебя….»

    (автор:Л.Д.Лебедева)

    Психолог:Представьте себе куклу, которую бы вы хотели создать. Кукла может быть сделана из любого материала: из бумаги (цветной или белой), картона, фольги. Она может одеваться на палец, а может стоять самостоятельно. Все решает только ваша фантазия! Используя разнообразные материалы, создайте бумажную или тряпичную куклу, дайте ей имя.

    Когда куклабудет готова, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните, пожалуйста, свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, а также ее ответную реплику.

    Задайте кукле вопрос: «Как тебя зовут теперь?»

    Театрализация (оживление кукол)

    Придумайте историю от лица своей куклы, которую вы хотели бы рассказать другим.Может быть 2 варианта истории: «Жила-былакукла, похожая на тебя, которая хотела бы рассказать… и «Жила -былакукла,похожая на тебя, которая не хотела бы рассказывать о…

    Озаглавьте ваш рассказ.

    Детям предлагается занять места в круге. Куклы по очереди рассказывают и/или показывают свою историю, используя приемы кукольного театра. Остальные куклы могут задавать вопросы.

    Рассказ от имени самодельной куклы — своеобразный аналог нестандартизированного интервью. Куклу расспрашивают деликатно, помогая проявиться собственным человеческим качествам автора. Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невозможно подделать. Нередко самая важная информация передается именно через невербальный канал общения. В итоге у психолога складывается понимание общей ситуации в группе, он узнает о субъективных проблемах участников.

    После знакомства с куклами, можно разделиться на группы (по желанию) и проиграть сценки с куклами.

    Этап рефлексивного анализа (ритуал выхода из волшебной страны)

    Детям предлагается поделиться своими ощущениями от проделанной работы (дети передают мяч по кругу). Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали в работе с образом своего имени и кукольным образом. Если имена некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.

    Психолог:Ребята, мне было очень приятно побывать вместе с вами в волшебной стране. Все вы волшебники! Сегодня вы очень хорошо потрудились и создали необыкновенных кукол. Спасибо вам. Этими куклами мы можем украсить группу, создав выставку.

    А сейчас нам пора выходить из волшебной страны. Ракушка нам в этом поможет (дети передают и слушают ракушку по кругу).

    Создание условий для речевой активности детей в свободной деятельности

    После создания кукол, была создана общая выставка, где дети разместили созданные им творения. Дошкольники могут подойти, подробно рассмотреть детали кукол, обсудить их особенности.

    Так же, дети могут использовать созданные ими куклы в свободной игре и забрать их домой на память.

    Статью подготовил педагог- психолог

    МБДОУ «ЦРР- детский сад №402»

    Шуткова А.А.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *