Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    b21ffc6fe8e60ea3ed0d683529c484c0

    08.10.2020 Время на чтение: 6 мин 1415 0

    Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так. Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Что такое кризис 1 года

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

    • частые капризы, причины которых сложно понять;
    • перепады настроения.

    Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

    Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

    Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

    Что происходит с ребенком в 1.5 года?

    Скачок роста в 17-18 месяцев называется «миром систем». Именно к этому моменту малыш вдруг осознает, что он — часть некой системы, общества. Его родители, оказывается, тоже часть этой системы, и каждый из них подчиняется определенным правилам. В этом возрасте начинается формирование совести, норм и ценностей. Так что если вы хотите воспитать добропорядочного человека, самое время начать.

    Вы увидите, что после кризиса 1.5 лет ребенок станет поступать по-новому в привычных ситуациях. Теперь он уже не делает все, что заблагорассудится, как это было при кризисе в 15 месяцев. Он смотрит на других детей и взрослых — как поступают они? Как общаются? Как выполняют те или иные действия? Поэтому важно не упустить момент и окружить малыша приятным общением, хорошими людьми, прививать правильные ценности. В первую очередь, необходимо следить за собственным поведением: помните, что вы всегда будете эталоном для ребенка, главным примером.

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Признаки

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

    • стремление к самостоятельности;
    • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
    • попытки обозначить словом свои потребности;
    • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
    • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

    Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

    Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

    Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни

    Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Не хочу я есть кашу! Хочу банан!

    Родителям обязательно нужно осознать, что их малыш перешел на новую ступень своего развития, а не вести себя с ним как с только что родившимся, не позволяя ему никаких самостоятельных действий.

    Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Хочу то! Купи! Почему нельзя?

    Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице. А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.

    Как проявляется кризис 1 года

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

    • всплеск двигательной активности, непоседливость;
    • неподдельный интерес к опасным предметам;
    • появление требовательных интонаций в голосе;
    • способность к переживанию обиды и разочарования;
    • способность выразить недовольство;
    • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
    • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
    • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
    • ревность по отношению к матери, назойливость;
    • отказ от соблюдения режимных моментов.

    Что делать, чтобы быстрее и легче прожить кризис 1 года?

    Подробней познакомившись с «прелестями» переломного возраста, можно определить действия, которые помогут сгладить его капризные проявления:

    1. Помогать ребенку познавать мир.

    Родителю нужно постараться перевоплотиться из человека, который удовлетворяет потребности ребенка, в помощника для познания нового мира.

    1. Минимизировать запреты, дать больше возможностей для познания нового.

    Важно! Необходимо заранее обезопасить все углы дома, в которые он может попасть. Он хочет побывать во всех досягаемых шкафчиках, нужно дать ему такую возможность

    Читайте полезную статью о безопасности детей дома>>>

    1. Действовать совместно с ребенком.
    Читайте так же  Оказание первой помощи при травмах глаз: как проводится

    Это означает помогать преодолевать ему трудности, помогать и переориентировать в нужном направлении, быть ему социальным ориентиром.

    1. Не пытаться заставить слушаться, лучше отвлечь, пошутить, переиграть.

    В таком возрасте хорошо помогает прием замены. Можно попробовать заменить запретный предмет на равносильный разрешенный.

    Например, требуемый с криком телефон на не менее выразительный предмет — звенящие ложки в кастрюльке.

    1. Помнить, что кризис — это временное явление, не расстраиваться, а оказать малышу помощь, ему так же нелегко в этот период.
    2. Очень важен режим дня, такой постоянный распорядок дисциплинирует, помогает родителям справиться с трудностями и ребенку успокоить свои порывы.

    Подробнее смотрите в интернет-курс по налаживанию сна ребенка Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

    Родителям важно быть последовательными в своих требованиях, нельзя сегодня разрешать то, что вчера было нельзя. Смягчит кризис предоставление определенной самостоятельности. Пусть детские руки будут заняты: под присмотром давать карандаши, кубики, пирамидки.

    Можно сказать, что в возрасте, когда ребенку исполняется один год, он становится на первую ступень становления личности, задача родителей помочь и направить сознание ребенка на познание окружающего мира и себя самого.

    Кризис длится недолго и проходит самостоятельно, но нужно понимать, что в течение этого сложного этапа могут закладываться определенные привычки, негативное или позитивное отношение к каким-либо действиям, процедурам.

    Они могут сохраниться вплоть до школьного возраста, а иногда и на всю жизнь.

    Больше способов справиться со сложным поведением, непослушанием или капризами найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

    Счастливого материнства!

    • Сколько должен спать ребенок в 1 год?
    • Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
    • Безопасность ребенка на улице

    Причины изменений в поведении

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

    • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
    • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
    • скачок в развитии психических функций;
    • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
    • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
    • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
    • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
    • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

    Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

    Что чувствует малыш

    Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.

    Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.

    Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.

    Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.

    Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.

    Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?

    Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.

    В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.

    Признаки наступления кризиса

    1. Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
    2. Ухудшается сон.
    3. Может ухудшиться аппетит.
    4. Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
    5. Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
    6. Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
    7. Хуже реагирует на привычные и любимые игры.

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Длительность кризиса у годовалого ребенка

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

    По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

    Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

    Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.

    Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

    Симптомы кризиса первого года жизни

    Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.

    • Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
    • Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
    • Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
    • Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
    • Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.
    • Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
    • Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
    • Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.
    Читайте так же  В детском саду дети получили ожог глаз из-за кварцевой лампы

    Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот

    Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему. Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно – он хочет общаться

    Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Времени для этого будет достаточно, ведь кризисный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.

    Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.

    Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.

    При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.

    Как легко пережить кризис

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:

    1. Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
    2. Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
    3. Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
    4. Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
    5. Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
    6. Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
    7. Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.

    Кризис: первый год жизни

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Как это ни удивительно, даже у совсем маленьких людей случаются жизненные кризисы, которые меняют их жизнь. В этой статье пойдет речь о переменах в жизни ребенка на рубеже первого и второго года жизни. Обсудим, как он протекает, обратившись к статье Л. С. Выготского «Кризис первого года жизни».

    Психологи отмечают, что кризис связан с тем, что ребенок за первый год жизни уже приспособился к окружающей ситуации, но у него начинают появляться новые возможности, которые рушат его предыдущую картину мира, что вызывает у ребенка массу переживаний и провоцирует кризис, разрешение которого ведет к формированию новых способов взаимодействия ребенка с миром и людьми.

    Конечно, в первую очередь, следует сказать о том, какие именно новообразования провоцируют кризис: способность говорить, ходить и развитие эмоциональной сферы и воли.

    Развитие воли связано с так называемыми «гипобулическими реакциями», которые напоминают припадки. Ребенок падает на пол, начинает бить ножками и ручками. И эти припадки тем сильнее, чем более воспитание ребенка шло по негативному пути. Их цель − заставить взрослого пойти на поводу у желаний ребенка; как известно, дети − великолепные манипуляторы! Кризис − это бунт, это противопоставление себя другим, оппозиция. Именно эти свойства и проявляются в этих припадках.

    Второй аспект − ребенок начинает ходить. Это расширяет его сферу возможностей, усложняет способы взаимодействия с миром и увеличивает самостоятельность маленького человека.

    Наконец, третий момент кризиса первого года жизни − речь. Как известно, ребенок начинает говорить не сразу, у него присутствует период так называемой автономной речи, когда он создает свой собственный язык, понятный только посвященным в него людям: родителям. Например, один ребенок, взглянув на пруд, на котором плавали утки, сказал: «Уа». По-видимому, это означало «пруд» или «уток». Но затем «уа» стало обозначать молоко и сок. То есть оно распространилось на все жидкости. Если же «уа» произнесено в комнате, то это значит, что ребенок хочет играть пуговицами.

    Более того, дети создают язык, в котором существуют сложные синтаксические правила, то есть правила, по которым происходит соединение слов. Например, один ребенок использовал «ф-ф», чтобы обозначить «огонь», «динь» применяется, чтобы сказать о «предмете, который движется». Поэтому «фадинь» обозначало «поезд», а «тпру-динь» − кошку. Это уже пример сильно развитой автономной детской речи.

    Эти иллюстрации выявляют важные моменты детской речи, которые отличают ее от языка взрослого человека. Во-первых, язык ребенка полностью зависит от ситуации − «уа» на улице значит «пруд», а в комнате − «хочу играть с пуговицами». Во-вторых, слова ребенка не могут замещать предметы, которые отсутствуют в восприятии. Ребенок одного года не может сказать «стул», имея в виду тот стул, который он видел в другой комнате.

    Итак, мы сказали, что кризис первого года жизни связан с так называемыми гипобулическими реакциями, когда ребенок падает на пол и начинает бить руками и ногами, что является способом проявления протеста − развивается воля. Кризис также связан с развитием ходьбы и речи. Сначала ребенок использует свою собственную речь − автономную, которая качественно отличается от речи взрослых. И лишь затем ребенок переходит к языку взрослых людей.

    Читайте так же  Глазные капли Катионорм: инструкция по применению, состав и аналоги

    В заключение отметим, что начало и конец автономной детской речи (то есть переход к речи взрослого человека) знаменует начало и конец кризиса первого года жизни.

    Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?

    Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:

    • Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
    • Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
    • Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.

    Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.

    Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.

    Советы доктора Комаровского

    Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

    Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

    1. Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
    2. Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
    3. Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
    4. Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки. Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
    5. Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.

    Мои рекомендации

    Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

    Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

    Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

    Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

    Мои рекомендации родителям

    Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

    • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
    • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
    • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
    • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
    • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
    • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
    • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
    • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

    Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *