Креативность и творчество — в чем их различие статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

    c4d6efbec64c41e579e28b8018a97486

    Креативность и творчество — в чем их различие статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Креативность и творчество – в чем различие

    В современном обществе способность к творчеству ценится, чуть ли не выше других личностных качеств.

    Творчество — это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.

    Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей. В отличии от творчества больше тяготеющего к искусству, эстетике, креативность всецело нацелена на область утилитарного, практического применения. Эти два качества человеческой личности могут проявляться одновременно, но не обязаны быть в купе, и не проистекают одно из другого.

    В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.

    ПОДГОТОВКА — постановка задачи и весь предшествующий опыт (уроки математики или занятия в художественной школе);

    ИНКУБАЦИЯ — отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают, что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;

    ИНСАЙТ — озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации, но так и не достигли просветления»;

    ПРОВЕРКА — длительной этап проверки идей и их отбора.

    Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила, но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей.

    Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Гилфорд П.

    Для меня креативность — это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Лутц И.

    Креативность как качество личности – способность эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью; генерировать новые идеи, выходить за рамки стереотипов, находить новые, оптимальные пути решения поставленных задач, отличаться конструктивным способом мышления, приносящим практическую пользу в различных видах деятельности.

    Стив Джобс пишет: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

    Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще

    Читайте так же  Визотроник аппарат для глаз – что это такое, отзывы, стоимость

    в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.

    Отличие креативности от творчества

    Многие думают, что «творчество» и «креативность» — синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.

    Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее.

    Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею

    управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна. Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента информация, сознание, время и инфраструктура. Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов.

    Подготовила: Ткаченко Г.В.

    Творчество и креативность – компаративный анализ

    Креативность и творчество окружают нас повсюду. Мы живем в такое время, когда каждый хочет быть творческим, креативным, неординарным. Ведь именно креативные личности творят новое: новое знание, новые мелодии, новые стили в искусстве, новые виды социальной организации. Однако лишь немногим из этих творений суждено быть признанными, получить популярность и распространение, то есть стать некими инновациями.

    Но как же понять что такое креативность и как именно это понятие отличается от смежного ему – творчества? Отличаются ли по смыслу понятия «творчества» и «креативности» или они идут в одном синонимическом ряду? Какой смысл вкладывали философы в понимание творчества и как менялись представления о нем?

    Феномен творчества вообще и творческой активности личности в частности волновал умы философов еще со времен античности и до наших дней. Он постоянно привлекал к себе немалое внимание. Культурологические исследования творчества базируются на выявлении в последнем общего стержня, который на фоне различных видов творчества позволяет найти общие позиции, направленные на социальную самореализацию творца как самодостаточной, креативной личности [1].

    Учитывая это, целью данной работы является обоснование мысли того, что творчество и креативность неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.

    Понятие творчества имеет свою достаточно глубокую историю. О нем в свое время много говорили Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Ф. Аквинский и другие выдающиеся философы того времени. Изначально творчество ассоциировалось с гениальностью. Со временем оно начало приобретать социальную ценность.

    Читайте так же  Аллергия глаз – лечение и как проявляется реакция у детей

    Согласно Платону, творчество есть рождение бытья из небытия, возникновение нечто из ничего. В процессе творчества мы создаем новые идеи, ценности, смыслы. Творчество — это процесс оригинальной человеческой деятельности, в результате которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности, возникают новые предметы, способы поведения и общения, новые образы и знания. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений [1].

    Творчество трактуется как явление, которое присутствует в различных формах и уровнях человеческого бытия. Творчество — это способ самовыражения, самореализации человека.

    Вообще, творчество представляет собой высшую форму универсально осязаемой креативности, эта форма имманентно характерна всем уровням иерархии бытия. Вместе с тем современные научные трактовки природы творчества подчеркивают креативные способности человека длявыражение его сущности.

    Сегодня все больше и чаще можно встретиться с таким понятием как «креативность», которое довольно часто отождествляется с «творчеством» и употребляется как синоним последнего. Так можно, например, сказать, что креативный человек — это творческая личность, а креативность — это творческая деятельность? Если да, то в чем же тогда разница между толкованием этих понятий?

    Сейчас все чаще совершаются попытки рассмотреть проблему творчества в контексте идеи «глобальной креативности», в рамках признания онтологического статуса креативных процессов. А, следовательно, мы имеем следующее: понятие «творчество» в современном смысле имеет сравнительно небольшую историю, которая составляет около 200 лет.

    Однако сам термин «творчество» является как бы старшим. Уже в античный период творчество рассматривалось как универсальный феномен человеческого бытия. Ни древние греки, ни римляне не использовался именно это понятие, хотя и пользовались определенными терминами, для обозначения особой деятельности поэта или художника. Римляне же использовали следующие: для творчества «creatio» и творческий — «creator». И только в XIX веке понятие «творческий» вошло в языки искусства и науки для характеристики художника.

    О творческом и креативном мышлении. В чем их отличия?

    Чем отличается креативность от творчества? Дискуссии на эту тему ведуться уже не первое десятилетие. Однако в русскоязычных странах принято понимать это следующим образом: креативность порождает творчество.

    Креативность и творчество — в чем их различие статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Как исследуется креативность?

    На данный момент, изучается то, как креативность и творческий процесс могут рассматриваться с биологической точки зрения. Ведь мысли, как и эмоции, тем или иным образом затрагивают внутренние органы и, в основном, определенные части головного мозга и нервной системы. Так изучаются рождение идей, память, внимание. На данный момент, изучаются биологические процессы, которые запускаются в теле человека во время занятий творчеством.

    Каким бывает творческий процесс?

    Отто Зельц, немецкий психолог, разработал две составляющие творческого процесса: производящая и поддерживающая его. Он утверждал, что в творческом мышлении важно не только знать, с чего начать, но и иметь представление о том, что с этим делать. Мы имеем некую отправную точку: условие задачи и минимальное представление о том, как ее решать. Но креативность заключается не в том, чтобы решить ее и в конце поставить не точку, а нарисовать цветочек. Она состоит в том, чтобы видоизменять исходные данные, выделять проблематику, и все это качественно и эффективно использовать.

    Модель творческого процесса Уоллеса — один из вариантов структурирования творческого процесса. Говорят, что он часто перефразировал других психологов и нейробиологов, но все же принято считать, что именно его идеи стали основой для выделения четких стадий творческого процесса. Итак, при его прохождении, человек: собирает информацию о задаче и приходит к пониманию того, что решить ее он не может; проходит через инкубационный период: не думает о задаче и проблеме ее решения; понимает, в чем дело, получает с небес инсайт; проверяет, насколько решение задачи верное и подходящее.

    Читайте так же  Почему мужчина боится отношений и что с этим делать

    Как можно развить креативность?

    Мозговой штурм — самый известный и простой способ. Он помогает сдвинуться с места тогда, когда казалось бы нет выхода: вы начинаете генерировать идеи и смотреть на задачу под другим углом. В групповом процессе возникает стрессовая ситуация, когда нужно быстро придумывать “новый велосипед”. В таких условиях, креативность развивается довольно быстро.

    Дизайнерам и другим “рисующим” профессиям хорошо помогает морфологический анализ: посмотрите на предмет. Придумайте максимальное количество вариаций, например, его формы: прямоугольный, круглый, зигзагообразный, трапеция и т.д.; выберите другую его характеристику и проделайте с ней то же, что и с предыдущей. Помните — не важно, подходит ли ваше описание предмету. Главное, чтобы идей было много; теперь совмещайте варианты. Даже если, с первого взгляда, характеристики не совместимы; этот симбиоз может стать отличной и прорывной идеей.

    Принципы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) также помогают в развитии креативности. Они гарантируют малые временные затраты, ведь не нужно бесконечно перебирать варианты, как, например, при мозговом штурме. Мы выделили два вас три основных принципа: объективность — основная черта сильных решений; противоречия не помеха для сильных решений; конкретность условий помогают при решении задачи.

    Что эффективнее: индивидуальная или групповая креативность?

    Мозговой штурм ознаменовал начало такого тренда как групповой творческий процесс. Этот способ мышления стал передовым и считался наиболее эффективным. Работа в группе единомышленников способствует более продуктивному генерированию идей. Но в группе много людей, и не у каждого появляется шанс показать себя, сделать вклад в общее дело. Найти общий язык с другими членами группы порой очень сложно. Но бывает такое, когда индивидуальный вклад становится очень высоким из-за того, что участники идеально сработались друг с другом. Как выбрать, по какому принципу работать? Проанализируйте, получается ли вам работать вместе, принимать коллективные решения. Определитесь с форматом работы: что-то лучше делать индивидуально, а в каких-то случаях продуктивнее будет коллективная активность.

    Не важно, работаете вы в коллективе или нет, какую роль имеете. Креативность и творческий подход всегда помогут найти решение, которое порой не будет требовать много времени. А нестандартный подход к задаче и процессу — ключ к уникальным и эффективным вариантам!

    Текст:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *