Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» консультация на тему

    587cf3e4c8db66c0c6b4dbe637f0ee1f

    Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» консультация на тему

    Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» консультация на тему

    Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» консультация на тему

    Качества нравственного поведения

    Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.

    Жертвенность

    Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

    • Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
    • Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.

    Справедливость

    Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.

    Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.

    В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.

    Предварительное осознание действий

    Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным. Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.

    Сочувствие

    Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент. Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.

    Благотворительность

    Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.

    Благоговение

    Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений. Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел. Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.

    Качества человека: список

    Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

    • любовь к людям;
    • уважение к окружающим;
    • преданность (верность);
    • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
    • духовность (соединение нравственности и религиозности).

    И моральный блок:

    • чувство долга;
    • ответственность;
    • честь;
    • совесть;
    • стремление к справедливости;
    • достоинство.

    Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

    Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

    Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

    Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

    Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

    Читайте так же  Социализация личности — агенты, механизмы, факторы, виды и этапы социализации личности

    Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

    Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

    Правила нравственного поведения

    Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

    • Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
    • Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

    Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»

    • Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
    • Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
    • Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
    • Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.

    Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.

    О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.

    Содержание

    Появление и закрепление норм морали можно проследить с доисторических времен. Его эталоны и образцы зародились еще в далеком прошлом. Несмотря на то, что первобытный человек действовал, в первую очередь, из эгоистических побуждений, стремясь найти еду, захватить выгодные территории, выжить в нелегких природных условиях, уже тогда очевидным является стремление к социальному сотрудничеству.

    Как результат – зарождение и утверждение гуманистической стратегии поведения, выработанной в результате активного межличностного сотрудничества с членами группы.

    Поведение

    Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

    Ключевой элемент нравственного поведения — поступок.

    Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

    Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

    Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы»:

    • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
    • результат поступка;
    • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
    • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

    Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

    Особенности

    Конечно, на заре зарождения мотивов, определяющих поведение индивида, являлись все же приземленные жизненные и материальные выгоды. Однако сообщество, а вслед за ним и нравы быстро прогрессировали, подталкивая любого из участников к полной адаптации в коллективе, построению долгосрочных гуманистических отношений.

    Моральные нормы поведения закрепляются в сознании людей настолько, что являются уже не вынужденной тактикой выживания, а общепризнанными мотивами человеческого поведения, эмоциональной потребностью. Нормой становится:

    • морально-эмоциональное сочувствие к ближнему;
    • сострадание;
    • готовность всегда прийти на помощь попавшему в беду.

    Человек, духовно и физически поддерживающий участников своего сообщества, и сам мог рассчитывать на такое же отношение, благодаря чему крепли общинные узы, а также повышалась устойчивость группы к различным негативным воздействиям.

    Кто такой – нравственный человек?

    Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.

    Читайте так же  Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

    Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.

    Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.

    Совесть и мораль нужно развивать. Отказ от низменных побуждений, следование высоким идеалам неизменно трансформируют человека.

    Понятие нравственности с объективной точки зрения

    Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

    Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

    Основы нравственности

    Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

    Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» консультация на тему

    • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
    • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
    • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
    • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
    • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.
    Читайте так же  Раствор для контактных линз Avizor Aqua Soft Comfort+ — отзывы

    Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

    Используемые источники:

    • https://vplate.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
    • https://wlooks.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/
    • https://ethicscenter.ru/nravstvennoe-povedenie.html
    • https://sociologicheskaya.academic.ru/875/поведение_нравственное
    • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/nravstvennost-osnova-garmonichnoy-zhizni/

    Кратко о теории развития нравственности

    Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

    Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

    В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

    Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

    1. Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «доморальным». В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
    2. Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
    3. Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.
      При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *