Коллектив и группа – что это такое и отличия

    ead359ad40d32551cd79c635b318131f

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Признаки коллектива

    Введение

    Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.

    Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макренко сохраняет свою актуальность. Его система стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты.

    Основная часть. Понятие коллектива

    Существует большое количество определений понятия коллектив. Рассмотрим далее некоторые из них.

    Признаки коллектива

    Рассмотрим их:

    1. Общая социально значимая цель.

    2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

    3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

    4. Общий выборный руководящий орган.

    Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

    Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

    Коллектив и личность

    Отношения между личностью и коллективом могут развиваться по трем вариантам: подчинение личности коллективу, подчинение коллектива личности и гармония личности и коллектива. Для каждой модели взаимоотношений характерны свои особенности:

    • Если личность подчиняется коллективу, то это может происходить формально или на практике.
    • В случае подчинение коллектива личности, может меняться вся его структура и социальный опыт, подставлены под сомнение формальные авторитеты и лидеры.
    • Гармония – оптимальный вариант взаимодействия личности и коллектива. Такая модель становится реальной, если каждый участник действительно разделяет убеждения и ценности коллектива. Соблюдает их постоянно, в том числе вне коллектива и наедине с самим собой. Гармонию иногда можно спутать с сосуществованием. Но при сосуществовании коллектив является таковым только формально.

    Нередко в рамках большого коллектива возникают неформальные группы людей, основанные на дружбе, интересах, симпатии. В свою очередь эти группы могут влиять на ценности всего коллектива и даже менять его воспитательные характеристики, превращать как в деструктивную систему, так и в конструктивную, изменять уровень воспитательного потенциала, формировать общественное мнение обо всем коллективе.

    Если микрогруппы пропагандируют позитивные ценности и становятся авторитетными для всего коллектива, то они благоприятно влияют на личностный и социальный рост участников. Однако в противном случае или в условиях противостояния коллектива и микрогрупп личностный рост его участников затрудняется и замедляется.

    Читайте так же  Теперь не стать на свете всех милей? Аллергия на косметику

    Откуда в коллективе берутся неформальные лидеры, возникают симпатии и антипатии? Почему одни люди привлекают внимание других и могут завоевать расположение всего коллектива, а другие становятся изгоями? Американский психолог Д. Моренко ввел понятие социодинамического закона, согласно которому у каждого человека существует врожденное свойство «теле», которое или отталкивает, или притягивает людей.

    Американские психологи Вудкок и Френсис выделили 5 этапов налаживания отношений между участниками коллектива.

    1. Притирка. Личные чувства и истинные желания маскируются. Участники пытаются понять заинтересованность каждого в общем деле, но мало слушают друг друга.
    2. Ближний бой. Участники начинают показывать свою индивидуальность, особенности, претендуют на те или иные роли. Противоречия становятся очевидными, участники стараются уравновесить их.
    3. Совершенствование и эксперименты. Участники мыслят больше в отношении общих целей, нежели личных. Оценивают потенциал коллектива и возможности улучшения его деятельности.
    4. Эффективность. Участники испытывают гордость за участие в коллективе. Методы и способы эффективной деятельности налажены. Трудности преодолеваются творчески.
    5. Зрелость. Конфликты решаются в спокойной обстановке, царит здоровая психологическая атмосфера, цели организации совпадают с целями каждого участника.

    Сам коллектив функционирует по двум законам:

    • сохранение достоинства, положения и социального статуса каждого участника;
    • компенсация недостатков опытом и навыками.

    Воплощаться участниками эти законы могут двумя путями: позитивным (положительное самопроявление, активная работа) и негативным (сплетни, интриги, подхалимство).

    Стадии развития личности в коллективе

    Какие бы силы коллектива не оказывали влияние на развитие личности, проходит оно в 3 этапа:

    1. Адаптация. Освоение норм коллектива, ценности и особенностей поведения его участников (приемы и средства поведения). Характерно стремление «быть как все».
    2. Индивидуализация. Неизбежно возникает противоречие общего и личного. Человек начинает искать приемлемые способы самовыражения.
    3. Интеграция. Противоречие индивидуального и социального обостряется: личность демонстрирует себя, коллектив пытается принять (или не принимает) все особенности (достоинства и недостатки) этого человека.

    Противоречие не всегда успешно разрешается, тогда человек оказывается изолирован, дезадаптирован, изгнан из коллектива. Или же он сам покидает его. Тогда вместо интеграции отмечается стадия дезинтеграции.

    Функции коллектива

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Коллектив выполняет целый ряд функций в отношении личности:

    • удовлетворяет потребность в общении и взаимодействии, групповой принадлежности;
    • дает поддержку и защиту;
    • человек получает признание, то есть самореализуется.

    Кроме того, коллектив позволяет человеку взглянуть иначе на себя, свои ценности и интересы, социальную роль и значимость. От этого стимулируется стремление человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, раскрывается творческий потенциал.

    В каждом коллективе есть своя система социального контроля. Это совокупность способов воздействия на участников коллектива путем убеждений, предписаний, наказаний, запретов и так далее. Становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его лидера или руководителя.

    Признаки коллектива

    Чтобы действительно называться коллективом, собранная группа людей должна иметь несколько основных признаков, которые будут отличать ее от других команд.

    Первым и, пожалуй, самым главным признаком считается наличие общей цели. Здесь имеется в виду, что члены коллектива должны работать сообща, двигаться к единственной цели, всегда обсуждать свои действия, советоваться друг с другом. Эту цель определяют сами участники, сформулировав ее из своих индивидуальных стремлений, а также она может даваться извне.

    И третий признак коллектива затрагивает культурную сторону каждого его участника. Люди, работающие вместе, должны иметь общие понятия о красоте, правилах поведения, нормах морали.

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Определение понятия

    Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:

    • стоящие перед группой людей задачи;
    • те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
    • уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.
    Читайте так же  Как бороться с медлительностью у ребенка?

    Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

    Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.

    Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.

    «Дворцовые перевороты»

    И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

    Классификация коллективов

    Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:

    Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию.

    В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.

    Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера.

    Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп.

    Виды коллектива

    Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.

    Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.

    Существует еще несколько классификаций коллективов.

    По структуре

    1. Функциональные (разделение труда и обязанностей).
    2. Политические (принадлежность к каким-либо группам).
    3. Социально-демографические (разделение по полу, возрасту, статусу).
    4. Социально-психологические (симпатии и антипатии).
    5. Поведенческие (степень активности).
    6. Мотивационные (факторы, побуждающие к активности).

    По статусу

    Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.

    По характеру внутренних связей

    Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.

    По продолжительности жизни

    В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.

    Читайте так же  Глазные капли Тауфон: инструкция по применению, аналоги и показания для использования

    По степени свободы участников

    Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).

    По функциям

    1. Ориентированные на достижение коллективной цели.
    2. Коллективы, деятельность которых направлена на само общение и интересы участников.

    По размеру

    1. Большие коллективы. В них люди мало знают друг о друге, каждый участник выполняет много обязанностей, больше отдаленность от участников, но выше шанс получить совет и очевиднее общие и частные цели. Такие коллективы экономичнее.
    2. Малые коллективы. В них участники хорошо знают друг друга, но выполнение задач усложняется тесными эмоционально насыщенными отношениями. Обычно в малую группу входит от 2 до 5 человек. Ни одного участника нельзя заменить без ущерба и распада для коллектива. Проще всего разрушаются группы из 2-3 человек. В триаде, как правило, один участник становится лишним.

    Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.

    Трудовой коллектив

    В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.

    Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.

    Коллектив и группа – что это такое и отличия

    Стадии формирования команды

    Для создания сплочённого коллектива требуется время. Выделяют пять стадий развития целостной организованной группы.

    Притирка

    Если коллектив новый или обновлённый, вначале его члены как бы «притираются» один к другому. Каждый проявляет свой характер, а его коллеги выделяют для себя его слабые стороны, преимущества. Пытаются вступить контакты, сформировать отношения. На этом этапе важен учёт темпераментов, индивидуальных особенностей. Помощь в построении межличностных отношений в такой период может оказать психолог.

    Возникновение конфликта

    Это считается нормальным явлением. Ведь все люди разные, а сотрудничать – не значит прогибаться друг под друга. При определении точек соприкосновения формируются немногочисленные группы со своими лидерами и аутсайдерами. В конфликтных ситуациях особо важна роль руководителя. Он может грамотно вмешаться в ситуации, не допуская опасных конфронтаций и споров.

    Экспериментальная стадия

    Потенциал работников растёт. Каждый пытается отыскать свою нишу в общем процессе. В это время ещё наблюдаются сбои. Нагрузки могут варьироваться, перераспределяться. Однако общие показатели улучшаются.

    Период творчества

    От простого выполнения должностных обязанностей работники переходят к выработке креативных решений. По степени творческого подхода выделяются лидеры, способные сплотить возле себя коллег. Директор в своей работе может на них опираться, доверять ответственные задания. Ведь лидер способен нести ответственность за действия не только свои, а всей сплотившейся вокруг него мини-группы.

    Время зрелости

    Это этап наибольшей сплочённости сотрудников. Обязанности и ответственность за них хорошо известны каждому. Решение вопросов происходит в конструктивном ключе. Достигнутая согласованность в действиях позволяет решать задачи большой сложности. Результаты становятся ожидаемо высокими.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *