Когнитивное развитие дошкольников картотека

    7a2cf2c355509c5a44fa950be69be7c3

    Когнитивное развитие дошкольников картотека

    Когнитивное развитие дошкольников картотека

    Когнитивное развитие дошкольников картотека

    Когнитивное развитие дошкольников картотека

    Жан Пиаже считал, что дети принимают активное участие в учебном процессе, действуя, как маленькие ученые, в процессе проведения экспериментов, наблюдений и познания мира. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания к существующим и адаптируют свои идеи к новой информации.

    Теория когнитивного развития психолога Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии умственного развития:

    Иллюстрация Джошуа Сеонга, Verywell

    Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

    Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

    Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

    Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)

    Как Пиаже разработал теорию?

    Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

    Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум – это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

    Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

    Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект – это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

    Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

    Так просто! Об этом мог подумать только гений!

    Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

    Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

    Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)[ | ]

    В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже, интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта

    ; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены
    подпериод дооперациональных представлений
    (от 2 до 7 лет) и
    подпериод конкретных операций
    (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится
    период формальных операций
    .

    Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года)[ | ]

    От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

    Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

    Читайте так же  Цены на витреоретинальные операции в Московском офтальмологическом центре

    Первая стадия (0—1 мес.)[ | ]

    В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами.

    Вторая стадия (1—4 мес.)[ | ]

    Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции

    ). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией»[1].

    Третья стадия (4—8 мес.)[ | ]

    Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции

    ). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

    Четвёртая стадия (8—12 мес.)[ | ]

    Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

    Пятая стадия (12—18 мес.)[ | ]

    Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

    Шестая стадия (после 18 мес.)[ | ]

    В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.

    Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет)[ | ]

    Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)[ | ]

    Здесь совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Символическая функция — «способность отличать обозначение от обозначаемого и вследствие этого возможность использовать первое для того, чтобы вспомнить второе или указать на него»[2]. В младенчестве ребёнок хотя и может воспринимать сенсорный сигнал как знак события, которое последует за ним, но не способен воспроизвести во внутреннем плане знак не воспринимаемого актуально события, не являющийся конкретной частью этого события.

    Понятия, называемые предпонятиями, на этой стадии образны и конкретны, они не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей, и связываются друг с другом посредством трансдуктивного

    рассуждения.

    Эгоцентризм

    ребёнка выражается в неспособности взглянуть на свою точку зрения со стороны, как на одну из возможных. Ребёнок не способен сделать процесс своего мышления объектом своего мышления, думать о своих мыслях. Он не стремится обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия.

    Для детей в этом возрасте характерна центрация

    (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

    Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования

    (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое.

    Подпериод конкретных операций (7—11 лет)[ | ]

    Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями

    Читайте так же  Электроретинография глаза — в Москве по доступным ценам!

    . Операции — «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов»[3]. Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

    У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками

    . Группировка — форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок — группировка
    классификации
    , или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

    Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7—8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

    Период формальных операций (11—15 лет)[ | ]

    Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным

    , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

    Познание становится гипотетико-дедуктивным

    . Ребёнок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

    Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, то есть между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, то есть между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени

    , или
    формальными операциями
    , тогда как операции внутри предложения — конкретными операциями.

    Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации

    этих переменных.

    Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций[4]. Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.

    Читайте так же  Офтаквикс — аналоги и заменители последнего поколения

    Важные концепции Жана Пиаже

    Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

    Модель

    Модели – это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

    Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

    Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

    Ассимиляция

    Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям.

    Видеть собаку и называть ее “собакой” – это ассимиляция животного в модель “собаки” ребенка.

    Приспособление

    Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление.

    Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

    Уравновешивание

    Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания. Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития. Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой.

    Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

    Перевод статьи: Кендра Черри

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *