Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    0f8b3a3d3f473dbad063ecc8e41db69b

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Что это такое и чем отличается от фантазии

    Воображение – это способность человека создавать в голове образы, представления и идеи объектов, основанных на реальности.

    Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.

    Приведу простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.

    А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.

    Узнайте, какую роль играет воображение в запоминании.

    Формы воображения

    Воображение можно разделить на три самых распространенных формы, например:
    Мыслительный эксперимент – познавательный процесс, при помощи которого, к примеру, ученые могли добиваться отражения действий, опережающих реальность; • Фантазии – форма воображения, которая полностью отлична от реальности. Обычно, фантазии мы не можем реализовать в жизни. Так получается в следствии того, что большинства предметов из фантазий нет в реальной жизни; • Сновидения – представляют пассивную преднамеренную форму воображения. В сновидениях мы можем видеть наше эмоциональное отношение к пережитому.

    Это одни из самых основных форм воображения. Их вполне хватает, для понимания того, что такое воображение.

    Для чего нужно воображение

    Многие полагают, что воображение необходимо в первую очередь творческим людям: художникам, композиторам, поэтам. Но это далеко не верно. Воображение является фундаментом креативного мышления. Без него невозможно было бы мечтать, строить планы, ставить цели, наслаждаться красотой. Воображение – это то, что отличает всех нас от животного мира.

    Вот еще ряд преимуществ, говорящих в пользу этой способности:

    • Расширяет границы возможного. Если ставить цели только на основе уже приобретенного опыта, то не получится достигать новых высот и границ.
    • Дарит миру изобретения. Люди мечтали летать как птицы и придумали самолет. Они фантазировали о том, что смогут когда-нибудь беседовать с близкими, которые находятся далеко, и создали телефон. Все окружающие нас вещи, которые кажутся привычными, когда-то были созданы чьим-то воображением.
    • Помогает решать проблемы нестандартно. Вместо того чтобы поступить как обычно, мы можем подключить креатив и найти новый необычный выход из ситуации. Иногда он оказывается гениальным и существенно упрощает жизнь.
    • Приводит к открытиям. К примеру, Альберт Эйнштейн мечтал о таком месте, где было бы возможно остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни. Его размышления привели к созданию общей теории относительности, без которой человечество по-прежнему считало бы время величиной постоянной.
    • Позволяет творить. Именно воображение способствовало созданию вселенной Marvel, знаменитых музыкальных композиций, величественных небоскребов, дизайнерской одежды и т. п. Без чьей-то фантазии в нашем детстве даже не было бы сказок и игр.
    • Дает возможность любоваться красотой мира. Слышали когда-нибудь фразу “Поражает воображение”? Так говорят о глубоком звездном небе, бескрайних горных пейзажах, волнующейся морской глади. Человек, не наделенный творческим воображением, не станет подолгу смотреть, как горит огонь или льется водопад, ведь с практической точки зрения это бессмысленно.

    Ученые утверждают, что воображение помогает создавать новые нейронные связи в головном мозге. За счет этого человек способен оказывать влияние не только на собственные привычки и действия, но и создавать вокруг себя желаемую реальность. Подробнее об этой особенности воображения читайте в статье о том, что такое визуализация.

    Развитие воображения для творчества и рисования

    Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

    Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?

    Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

    • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
    • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
    • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
    • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
    • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
    • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

    Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

    Каким оно бывает

    Существует несколько классификаций. Приведу самые распространенные.

    По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.

    Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности. Оно делится на:

    • Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
    • Продуктивное (или творческое). Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.

    Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи. Оно бывает двух форм:

    • Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать. Сюда относятся случайные мысли, сны, галлюцинации.
    • Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.

    Приемы создания образов воображения

    Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

    1. Комбинирование. Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
    2. Агглютинация. Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
    3. Акцентирование. При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
    4. Заострение. Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
    5. Схематизация. При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
    6. Типизация. В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.
    Читайте так же  Порядок применения Систейн геля при глазных патологиях

    Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

    Приемы для развития воображения у взрослых

    Воображение есть у каждого. Просто у одних оно развито хорошо, а у других, в силу логического склада ума, отодвинуто на второй план, и его нужно “расшевелить”.

    Рассмотрим, что нужно делать, чтобы стимулировать развитие воображения:

    1. Заменить просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи – это вид пассивного отдыха, который не предполагает умственных и творческих усилий. А вот любая созидательная деятельность отлично развивает воображение и заодно делает счастливее. Отнюдь не обязательно быть экспертом в рисовании, лепке или сочинении стихов – творите в свое удовольствие. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
    2. Слушать музыку без слов. Готовые песенные тексты внушают нам чужие мысли. Даже когда мы слушаем песни на незнакомом для нас языке, это все равно ограничивает простор для размышлений. Соберите подборку самых разных мелодий и попробуйте подобрать для них собственные слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, можно также попробовать смотреть фильмы без звука, стараясь понять, о чем идет речь.
    3. Читайте книги разных жанров. В особенности полезна для воображения фантастика, фэнтези.
    4. Заведите дневник. Вы можете записывать туда любые интересные мысли, придумывать истории или просто рассказывать, как прошел ваш день. Писательская деятельность здорово подстегивает воображение и полет мыслей.
    5. Получайте новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
    6. Не стесняйтесь мечтать. Мечты – это не только прерогатива маленьких детей. Взрослым тоже полезно пофантазировать о светлом будущем. Это развеет скуку и разовьет воображение.

    А вот несколько задачек.

    Задача № 1. Представьте в уме треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от основания этого треугольника мысленно проведите линию вправо, еще на 2 метра. Затем проведите точно такую же линию вправо от вершины параллельно первой и соедините их концы между собой. Какая фигура у вас получилась? Только никаких блокнотов! Задействуйте лишь свое воображение.

    Задача № 2. В этом упражнении понадобится самопроверка. Ниже я буду называть слова, а вы должны представить их в голове. Каждому образу вам нужно присвоить балл:

    • если образа нет совсем – 0;
    • если он слабый – 1;
    • хороший образ – 2;
    • очень яркий и отчетливый – 3.

    Итак, слова будут разделены на несколько категорий:

    1. Зрительные образы – автомобиль, воробей, вишня, супермаркет.
    2. Слуховые – лай собаки, школьный звонок с урока, раскаты грома.
    3. Осязательные – кошачья шерсть, ветер, ползущая по руке божья коровка.
    4. Обонятельные – клубника, свежескошенная трава, чеснок, костер.

    Вы можете добавлять любые образы в приведенные категории.

    Перед выполнением следующего упражнения советую почитать о том, что такое ассоциации.

    Задача № 3. Вам нужно подобрать объекты-ассоциации к разным цветам. К примеру, когда вы слышите “фиолетовый”, что приходит на ум? Возможно, это баклажан, машина такого цвета, оттенок радуги и т. п. А оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.

    Задача № 4. Нам помогут друдлы. Это графические головоломки, представляющие собой условные изображения, которые нужно дорисовать до осмысленного предмета. Этим можно заниматься как в одиночку, так и в компании.

    Как может происходить процесс:

    • Каждый игрок по очереди приводит свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии, тот вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
    • Один игрок-ведущий рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Выигрывает тот, у кого будет больше идей.

    Ниже я привела пример того, как выглядят друдлы.

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Как легко развить воображение и визуализацию у взрослых?

    Но сначала второе самое секретное. Воображая, мы оперируем образами. Поэтому за воображение отвечает правое образное полушарие. Кстати, учеными проводились исследования, образная память не имеет границ.

    А следуя словам французского ученого И. Соньера, развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. Теперь становится понятно, почему креативные люди имеют отличную память, отточенное мышление, и так везде ценятся.

    Все дело в работе головного мозга. Считается, что человек, который при решении задач может постоянно и легко «залезать» в свое правое полушарие, обладает исключительными способностями и признаками гения.

    Нужно только научиться оперировать образами.

    Почему детки с рождения являются гениями? Потому что у в детстве оба полушария активны и синхронно работают. У них отличное воображение, сила образов, интуиция.

    Закрепив это у них в детстве, мы подарим им удивительные способности. Если вы хотите узнать, как это все сохранить у детей, то вам сюда: Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (откроется в новом окне).

    А теперь приступим к восстановлению наших способностей.

    Как быстро наполнить себя визуальными образами?

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    1. Как мы узнали, образы очень важны. Необходимо наполнить себя образами.

    Смотрите и запоминайте картины художников и просто много картин, репродукций. Ищите красивые картинки в интернете. Потом попытайтесь воссоздать их по памяти.

    Почему красивые картины?

    А вам не все равно, что есть на завтрак? Вот так и мозгу лучше красивое, приятное. Потому что ничто не проходит бесследно, все фиксируется мозгом и запоминается, если не сознательно, то подсознательно точно.

    Можно ходить в музеи, на выставки. Воображение — это создание нового необычного из того, что есть в памяти, из имеющегося опыта. Поэтому получаем зрительный опыт.

    Оживляем правое полушарие

    2. Обоняние

    Берем любой запах. Пусть это будет гвоздика. Вдохните ее, пропитайтесь ее запахом. Что вы чувствуете, какой это запах? Опишите его. А теперь, что он вам навевает? Просто опишите возникающие образы, возьмите ручку и пишите.

    Читайте так же  Измена жены: 3 способа узнать есть ли у жены любовник

    А запах мороженного, которое вы ели в детстве? Какой он? Чем пахнет, что вы вспоминаете? Вернитесь в прошлое, поиграйте там немного. Что вы тогда хотели?

    3. Осязание

    Тут нужно подготовиться. Найти разные по материалу поверхности. Пусть это будет мягкая игрушка с теплой, мягкой шерстью. Может быть белый мишка?

    Проведите по игрушке рукой, поднесите к лицу, прислонитесь щекой.

    Что вы чувствуете, что это вам напоминает, на что похоже? А какая любимая игрушка в детстве была у вас? Пишите, какие образы вам пришли.

    4. Вкус

    Какое ваше любимое блюдо? Кто вам его приготовил в первый раз? Что это за блюдо? Как оно выглядит? Представьте, что оно лежит перед вами, но пока его нельзя есть.

    Вот еще немного у вас потекли слюнки. Вы уже больше не можете сдерживаться. Съешьте его. Но не нужно так набрасываться. Потихоньку, не спеша. Ведь это ваше любимое блюдо. Что вы чувствуете?

    5. Слух

    Здесь вся музыка вам в помощь. Вы можете включать любимые произведения и уносится на волнах воображения. Что вы видите, что чувствуете? Смотрите и запоминайте, пока звучит музыка. Потом запишите все образы, что вас посетили.

    А в этой статье можно послушать музыку, развивающую головной мозг, дающую расслабление и расширение памяти: Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новой вкладке).

    Простые и полезные действия для активизации воображения

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    6. Чтение

    Вы читали недавно книгу? Это художественная литература? Есть герои? А где происходило конкретное действие? Мысленно вспомните это место, а потом перенесите на бумагу.

    Нарисуйте в своем воображении главного героя. Постарайтесь перенести этот образ на бумагу.

    7. Электронная почта

    Если вы читаете письмо от незнакомого человека в вашей почте. Попробуйте мысленно нарисовать его портрет. Продумайте все тонкости. Какое у него лицо, волосы, глаза, рот, нос.

    А его фигура? Как он сидит, когда пишет? А затем представьте сам процесс написания вам письма.

    8. Вам позвонили?

    Вы ответили на звонок и услышали незнакомый голос. Кто это мужчина или женщина? Какой у этого человека голос? Приятный, нежный, грубый, низкий, высокий? Попытайтесь представить человека в своем воображении.

    9. Увидеть незримое, услышать увиденное

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Очень эффективное упражнение. Включаете звук у кинофильма (можно начать со знакомого) и выключаете картинку. Слушаете и смотрите фильм по памяти.

    Теперь делаем наоборот. Выключаем звук, включаем картинку. У вас идет немое кино. Вы смотрите и догадываетесь, о чем говорят герои.

    Теперь все тоже самое проделываем с незнакомым фильмом.

    10. Придумайте ваше будущее

    Опишите в деталях: что вы хотите иметь, где жить, чем заниматься. Как вы выглядите? Не надо за один раз. Пусть это займет несколько дней. Важно же хорошенько все продумать и представить.

    Только не нужно действительности) Помечтайте как в детстве. Пусть будет, наконец, то, что вы хотите на самом деле.

    А если вам хочется для этого немного присочинить, приукрасить, пусть так и будет. Поздравляю, ваше правое полушарие живо. Дайте ему волю.

    Секретные приемы развития воображения

    11. Связать два несвязуемых предмета

    Например, собаку и утюг.

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Сначала представьте собаку, потом утюг. Поместите их рядом, друг против друга. Что они делаю? Почему они могут быть вместе или не могут? Придумайте новые неожиданные связи и сочетания.

    Вам поможет использование предлогов. Утюг на собаке, утюг под собакой, за собакой, собака в утюге.

    Что из этого получается? Можете сочинить историю?

    12. Увеличение и уменьшение

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Если бы у вас удлинился нос или ноги? Чтобы произошло? До размера дома, представьте себе эту картину. Поживите немного в этом образе. Что хорошего можно сделать, а что не очень будет удобно делать?

    Где бы вы покупали себе одежду? Как бы быстро ходили на работу? Что еще?

    Если бы у вас уменьшился рост. Вы бы стали совсем маленьким, как мышка? Чтобы с вами произошло? А если бы этого никто не заметил? Помните Гулливера? В этой сказке использовался этот же прием.

    Теперь ваша очередь.

    13. Что на что похоже?

    Леонардо да Винчи мог в пятнах на стене увидеть причудливую и нужную ему картину, ситуацию. Сам он называл этот способ смехотворным и тривиальным. Но именно этот способ ведет наш ум к изобретениям.

    Посмотрите на облака. Какие образы они вам напоминают, на что похожи. А теперь посмотрите на всю видимую взглядом часть небесного свода. Что происходит теперь с образами?

    Мы можете выбрать любой объект, не только облака. Главное, чтобы он был не четким, а требовал размышления.

    14. Что спрятано в рисунке?

    Знаменитые детские дорисовывалки. Это когда проставлен зигзаг на бумаге, а вам нужно дорисовать из него целую картину.

    Возьмите карандаш и бумагу. Ставьте точки, крючочки с закрытыми глазами, а потом постарайтесь дорисовать их до понятного сюжета, образа, целой картины.

    Или вот это картинка. Найдете 14 коней?

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Методы и упражнения для детей

    Малыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя. Приведу некоторые рекомендации:

    1. Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
    2. Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
    3. Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
    4. Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
    5. Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.

    Воображение и возраст

    Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:

    • Детство;
    • Переходный возраст;
    • Юность.

    В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.

    В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет знаний об окружающем мире.

    Читайте так же  Гемералопия или куриная слепота: лечение, причины, симптомы

    Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.

    Подросток мыслит по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение опирается на настоящее, но при этом рисует картины будущего. Важной составляющей мышления становятся мечты. Иногда безумные и наивные, но уже рациональные.

    Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.

    Полезные материалы по теме

    В завершение приведу небольшую подборку литературы для тех, кто хочет больше углубиться в тему воображения:

    • Майкл Микалко “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно”
    • Майкл Микалко “Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие”
    • Дэн Роэм “Визуальное мышление”
    • Асоскова Ю., Кинякина О., Захарова Т. “Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция”
    • Кристоф Ниманн “Скетчи по воскресеньям”
    • Эстанислао Бахрах “Гибкий ум”
    • Марк Леви “Гениальность на заказ”
    • Эдвард де Боно “Шесть шляп мышления”
    • Остин Клеон “Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения”
    • Марина Москвина “Учись видеть. Уроки творческих взлетов”
    • Джона Лерер “Вообрази. Как работает креативность”

    Также рекомендую Курс на развитие творческого мышления от платформы Викиум. Он поможет не только развить воображение и внимание, но и научиться создавать и воплощать свои идеи, находить нестандартные решения. Программа состоит из 16 уроков с видео, графическими схемами и заданиями. Стоимость участия – 1 490 рублей.

    Упражнения

    Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

    Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

    Основные упражнения:

    1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
    2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
    3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
    4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
    5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

    Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

    Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.

    Развитие воображения , что это в психологии?

    Очень долго ученые склонялись к мнению, что наука не может предложить способов и техник для обучения воображению.

    Этому свойству психики приписывали самопроизвольность.

    А людей, наделенных воображением, считали исключительными.

    Но со временем люди пришли к противоположному мнению, так как нашли некоторые закономерности в творческих процессах. Психология для создания новых образов предлагает методы:

    • агглютинации,
    • акцентирования,
    • схематизации,
    • типизации.

    Опишем их кратко.

    Агглютинация , объединение каких-либо случайных качеств, свойств и частей в один цельный образ, часто не имеющий никакого отношения к реальному миру.

    Акцентирование , выделение в образе какой-либо части и смещение внимания на эту часть с дальнейшим присвоением ей ведущей роли.

    Типизация , самый сложный прием, при котором в нескольких образах выделяют ключевые, характерные качества, а затем на основе этих качеств создается новый образ.

    Схематизация , намеренное игнорирование или уменьшение различий с целью объединения образов по принципу схожих черт.

    Методы базируются на операциях анализа (деление имеющихся представлений на части) и синтеза (соединение отдельных частей в новые комбинации).

    Т.е. развитие воображения в психологии , это не что иное, как работа с методами анализа и синтеза.

    Лучшее что развивает фантазию — творчество.

    Творчество — лучше игр и упражнений развивает воображение. Посмотрите на известных писателей, актеров, музыкантов и певцов — все они люди с гигантском воображением и потрясающей фантазией. Дома существует сотни творческих занятий которыми можно не только развивать фантазию, но и скрасить время и, даже, получить профессию, давайте перечислим основные занятия:

    • рисование;
    • лепка;
    • вышивка;
    • бисероплетение;
    • пение;

    Ролик как развивать фантазию рисованием.

    Игры для дошкольников

    Для этой возрастной категории используются более сложные приемы, нацеленные на креативность детского воображения и интуиции:

    1. «Волшебная палочка». В какое животное ребенок хотел бы превратиться и почему, если у него была волшебная палочка?
    2. «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем осенний лес, журчащий ручеек, что-то еще, что вызовет приятные образы.
    3. История жизни предмета. Предлагаем рассказать от лица вещи историю ее жизни, например, герани на подоконнике или веника в коридоре.
    4. Три слова. Придумываем три слова и просим ребенка составить фразу, в которой эти слова связаны.
    5. Вкусно – невкусно. Слова могут быть вкусными или не очень, попробуйте слово «конфетка» или «лимон»; старший школьник говорит преподавателю о своих чувствах и впечатлениях, воспоминаниях об этом слове.

    Думаю и вижу

    Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга,ручка,папка. Закрой глаза и представь белое,пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем,смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет,поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

    Упражнение нужно проделать 5 раз,выполняй его спокойно,без усилий.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *