Как развить волевые качества личности — психология

    46df71b311b57a473bfb3958e7467d40

    Что такое воля и чем волевой человек отличается от безвольного? Этим вопросом я заинтересовалась, когда моя младшая сестра стала часто пропускать школьные уроки и перестала посещать спортивную секцию по художественной гимнастике. Она объясняла это нежеланием тратить время попусту.

    Для нее отдых и ничегонеделанье в соцсетях были более привлекательны и полезны, чем учеба и спорт. Сегодня я вам расскажу, что такое волевые качества личности, зачем они нужны и как их развить. Тренировать волю никогда не поздно, но лучше всего это начинать делать в детстве.

    Как развить волевые качества личности — психология

    Воля человека

    Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

    По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

    Психология рассматривает волевые качества личности как совокупность необходимых качеств для достижения поставленных целей. Наиболее ярко воля человека проявляется в:

    • целеустремленности;
    • дисциплинированности;
    • настойчивости;
    • стратегичности.

    Эти качества характера базируются на воле человека, которую психологи рассматривают как некую привычку психики или ее особое состояние.

    Обратите внимание! Силу воли необходимо тренировать, как мускулы тела.

    Однако просто силы воли для достижения поставленных целей еще недостаточно, должен присутствовать еще один компонент — стойкость воли или несгибаемость. Сила воли и стойкость образуют волевую сферу личности, которая и отражает психическое состояние индивидуума.

    В чем проявляется сила воли? Это способность быстро мобилизовать психику для реализации задуманного. Почему именно психику, а не тело? Потому что именно психические усилия играют основную роль: они называются намерением. Если намерение что-то сделать четко сформировано, то тело подчиняется волевому импульсу и послушно исполняет задуманное.

    Если намерение сформировано нечетко (человек не разобрался, нужно ему это делать или не нужно), то тело проявит пассивность либо будет диктовать свои условия. А набор желаний у тела всегда одинаков — отдохнуть, вкусно покушать, поспать. Тело стремится ничего не делать. Побудить его к действию может только стимул — сильная заинтересованность в чем-либо. Это может быть голод, желание привлечь к себе внимание или желание заработать деньги для реализации мечты. Без стимула тело будет пассивным и инертным.

    В чем проявляется слабость воли? Это особенно заметно, когда человек останавливается на полпути или опускает руки при первом же препятствии на пути к цели. Слабая воля тоже тренируется, если родители потакают капризам ребенка и не реагируют на частые перемены в настроении. Если ребенком управляет желание «хочу — не хочу», то воля его не тренируется. Такому ребенку придется очень тяжело в жизни, которая требует закаленной воли и твердого характера.

    Важно! Чтобы воспитать у ребенка силу воли, нужно привить ему навык доводить задуманное до конца и умение преодолевать препятствия на пути к цели. Стремление к успеху — необходимое качество характера человека.

    В чем проявляется стойкость воли? Она проявляется в умении удерживать взятую цель, не сворачивать с выбранного пути и получать удовольствие от достигнутого результата. Именно удовольствие от достигнутого является стимулом для развития стойкости волевых качеств.

    Обратите внимание! Стойкость воли можно сравнить с выносливостью.

    Чаще всего человеку не хватает выносливости, чтобы завершить начатое дело. У него либо интерес пропадает на половине пути, либо терпения не хватает, либо поднимает голову лень. Поэтому выносливость необходимо тренировать, как и силу воли. Сила воли является побуждением к действию, а выносливость отвечает за реализацию задуманного. Есть много легких на подъем людей, но мало кто из них может пройти путь до конца — получить результат.

    Как развить волевые качества личности — психология

    Задачи и особенности функционирования воли

    Воля с позиции психологии представляет собой инструмент, который используется мотивациями высшего порядка. Она необходима для интеллектуального планирования и реализации жизненных целей индивида.

    Воля напрямую участвует в регуляции почти всех базовых психических функций, включая ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Развитие данных процессов от низших к высшим способно указывать на приобретение человеком волевого контроля.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Психологические закономерности формирования воли 490 ₽ Реферат Психологические закономерности формирования воли 220 ₽ Контрольная работа Психологические закономерности формирования воли 190 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    Задача воли состоит в управлении поведением человека, в сознательной саморегуляции его активности. Особенно это касается тех случаев, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

    Основная психологическая функция воли представлена усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Реальный механизм порождения дополнительного побуждения к действию — это сознательное изменение смысла действия человека.

    Читайте так же  Общие характеристики лидера и руководителя

    Чаще всего смысл действия связывают с борьбой мотивов, он может меняться с помощью преднамеренных умственных усилий. Потребность в волевых действиях способна возникать в тех ситуациях, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется определенное препятствие. Волевой акт здесь относится к его преодолению, но предварительно необходимо осознание (осмысление) сути возникшей проблемы.

    Классификация волевых качеств

    Психологи выделяют два типа (подвида) волевых качеств человека:

    1. первичные;
    2. системные.

    Первичные волевые качества даны нам от рождения, системные формируются в процессе социализации личности, то есть в процессе интеграции в общество. Однако первичные волевые качества с возрастом утрачиваются, поэтому их необходимо восстанавливать тренировками.

    Первичные волевые качества — это:

    • энергичность;
    • терпеливость;
    • самообладание;
    • смелость.

    Энергичность хорошо проявляется в маленьких детях. Они всегда на позитиве, им всё интересно и увлекательно: мир вокруг раскрашен ярким цветом. То есть у них всегда есть мотивация к действию — познание окружающего мира. Взрослому человеку необходимо эту мотивацию активировать, специально настраивать себя на положительный итог и мобилизовать внутренние ресурсы (энергию для достижения цели).

    Терпеливость — это умение кропотливо и целеустремленно добиваться намеченного. Маленькие дети иногда демонстрируют чудеса терпеливости, когда занимаются запрещенным родителями делом (разбирают по запчастям игрушки, уничтожают косметику мамы и т. д.). Маленький ребенок обязательно доведет до конца начатое дело — уничтожение маминых кремов и т. д. Взрослому человеку терпеливо довести до конца начатое (при отсутствии видимых результатов) не всегда хочется, но при наличии мощного стимула вполне реально. Однако не следует путать терпеливость с пассивностью: это разные вещи.

    Самообладание проявляется, когда человек продолжает выполнять начатое дело, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства. Самообладание берет под контроль любые эмоции, чтобы они не мешали осуществлению задуманного. А помешать может страх, паника (всё пропало) или апатия (руки опускаются). Волевой человек упрямо продвигается выбранным курсом, уверенный в успехе своего предприятия. Однако самообладание не следует путать с бестолковостью и упёртостью: оно выражается в стабильности эмоционального фона.

    Смелость — это преодоление иррациональных страхов на пути к цели. Почему страхи названы иррациональными? Потому что они воображаемые и надуманные. Их не существует на самом деле, но человек легко может вообразить и придумать любой страх. Помимо иррациональных страхов существуют и вполне реальные — непонимание окружающих, препятствия и осуждение конкурентов, откровенная ложь и даже угроза жизни. Волевой человек умеет побеждать все страхи на выбранном пути и неуклонно продвигается к цели. Однако смелость нельзя путать с сумасбродством, безбашенностью и неоправданным риском.

    Системные волевые качества всегда связаны с моральной составляющей, они вырабатываются под влиянием общества. По этим качествам дают характеристику человеку как социальной единице:

    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • принципиальность;
    • инициативность;
    • решительность;
    • стратегичность;
    • самодостаточность.

    Целеустремленность предполагает умение ставить цель и добиваться ее законными путями. Это очень важное качество характера, позволяющее выживать в социуме и добиваться определенного социального статуса.

    Как развить волевые качества личности — психология

    Настойчивость помогает продвигаться к выбранной цели, не сворачивая с пути и не опуская руки при первой неудаче. Настойчивый человек может посвятить своей избранной цели годы, чтобы впоследствии насладиться достигнутым результатом. Настойчивость хорошо тренируется в спортивных секциях.

    Принципиальность — качество социального человека. Это верность своим взглядам и убеждениям, умение отстаивать собственную точку зрения и не поддаваться на провокации. Принципиальность тесно связана с мировоззренческой позицией человека.

    Инициативность — тоже качество человека социального. Это умение генерировать идеи по преобразованию окружающего мира, проявление неравнодушия к жизни в социуме и желание усовершенствовать социальную жизнь. Инициативность присуща людям с качествами лидера.

    Решительность — качество, необходимое для осуществления поставленной задачи. Решительность тренируется только на практике. Например, многие школьники боятся отвечать у доски — необходима решительность. Также решительность проявляется в умении оперативно принимать решения, не боясь последствий. Однако решительность иногда путают с импульсивностью, которая приносит только вред.

    Импульсивность характеризуется большим эмоциональным накалом, в отличие от решительности. Серьезные решения должны приниматься разумом, а не эмоциями. Также не следует путать решительность с проявлением спешки: это не суетливое поведение, а скорость перехода от решения к действию. Пока нерешительный человек колеблется и раздумывает, решительный достигает цели.

    Стратегичность — тоже качество человека социального. Иными словами, это строгая последовательность действий на выбранном пути и отсутствие хаоса в мыслях. Разумный человек никогда не начнет действовать без четко продуманного плана, а также он предвидит (планирует) результат своих усилий. Например, архитектор сначала видит строение внутренним взором, а потом реализует его в проекте. Однако стратегичность не предполагает косность мышления: планы могут корректироваться изменяющейся обстановкой.

    Самодостаточность предполагает самостоятельность во всех ее проявлениях. Это умение жить согласно собственным убеждениям и принципам. Самодостаточный человек не нуждается в посторонней помощи, он вполне самостоятельно может принимать решения и осуществлять их на практике. Иными словами, это умение действовать автономно и независимо.

    Читайте так же  Можно ли вылечить близорукость у детей и взрослых?

    Волевые свойства личности

    Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

    Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

    Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

    Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

    Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

    Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

    Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

    Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

    Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

    Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

    Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

    В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

    Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

    Методы развития волевых качеств

    Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

    Методы укрепления волевых качеств:

    • посещение спортивной секции;
    • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
    • увеличение сложности процесса;
    • анализ неудач и успеха.

    Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

    Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

    Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

    Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

    Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

    Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

    Формирование воли

    Как развить волевые качества личности — психология

    Воля — это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать — отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими — вы стали волевым человеком.

    В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов.

    Первый этап — противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

    Читайте так же  Глазорол: инструкция по применению для зрения, аналоги и состав препарата

    «Я сам!» — кричит ребенок родителям, отстаивая свое желание сделать по-своему. Это еще не воля, это только неоформленная энергия, которая может превратиться как в волю, так и в упрямство, мстительное противостояние. Какая между ними разница? Волевой человек ориентируется на себя и делает то, что нужно ему, упрямый и мстительный — смотрит на окружающих и действует наперекор окружающим, назло или во зло им.

    Чтобы неоформленная энергия противостояния начинала трансформироваться в волю, неоходим ряд непростых условий. В первую очередь это уважение ребенка к родителям, желание ребенка подражать отцу — и развитость воли у отца, способность отца дать привлекательные образцы волевого поведения. Многие важнейшие элементы волевого поведения к ребенку приходят через запечатление: запечатление сильного, волевого голоса отца, запечатление его решительных жестов и движений, запечатление его сильных выборов и готовности отвечать за свои поступки.

    Если отец мямля, ребенок усваивает поведение мямли. Если отец волевой, но его отношения с ребенком не выстроены, вместо контакта напряженный конфликт, то отцовские требования будут вызывать у ребенка протест, и развитие воли у ребенка будет внутренне конфликтно: его собственная воля будет вызывать у него возражения и протест.

    Так нередко рождаются лидеры движений за тотальную свободу, сторонники свободного воспитания и абстрактного гуманизма, борцы с социумом, подавляющим свободную индивидуальность. Такие люди не будут развивать свою волю, потому что волевое «надо» у них ассоциируется с насилием, подавлением, чем-то удушающим — в противоположность мягкому и доброму «хочу», «нравится». Они не будут вырабатывать волю, они будут искать, как превращать Надо в Хочу, хотя бы — учиться переформулировать Надо в «Я выбираю». Это полезные инструменты, но это — не воля.

    Другим условием формирования воли является уважение к разуму и ориентация на внешнее, объективное: внешние цели, объективные результаты и наблюдаемые признаки, записанные обязательства с реальными показателями достижения результатов. Когда нет обязательств, нет внешних показателей, нет цифр и объективки, себя легко обмануть и объяснить все что угодно: «Я решил, что мне это не нужно», «Это не мое» и просто «В другой раз».

    Только в том случае, если человек признает волю как ценность, ориентируется на разум и внешнее, он может перейти уже к залючительному этапу формирования воли. Содержание этого этапа — противостояние ненужному внутреннему. тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

    У меня есть цель стать здоровым, для этого нужно делать по утрам зарядку, а иногда с утра так хочется еще поваляться… Если я могу поднять себя с кровати — у меня есть воля.

    Какая-то воля есть у всех, как у всех есть мышцы. Другое дело, что они бывают в разном состоянии: у кого-то бодрые и готовые к любой работе, а у кого-то заплывшие жиром, ленивые и сонные. От человека зависит — будут ли его мышцы сильные или не будут, так же и с силой воли: если человек работает над силой воли — будет воля, а если стоит разведя лапи в сторону и ноет о том, что все бы хорошо, вот только Воля у меня слабая — воли не будет.

    Ссылаться на отсутсвие воли, как на невозможность что-то делать — это форма проявления умной лени.

    Примерно с таким же успехом можно оправдывать свою привычку есть руками, а не ложкой, тем, что ложки стоят у раковины, а раковина — в 3-х метрах от стола и поэтому «Не могу есть ложкой, у меня ее нету…» Классно. Встань и возьми — будет. Нет воли — развивай!

    Другое дело, что любое дело лучше делать грамотно. Поэтому посмотрите статью Развитие личности на позитиве.и в целом Как работать над собой.

    Успехов вам!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *