Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    0b96648794f7d9248b0adc16b4b0bf52

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Что такое мышление

    Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.

    В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.

    Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.

    Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.

    Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.

    Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.

    Опосредованный характер

    Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

    Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Особенности мышления 410 руб.
    • Реферат Особенности мышления 250 руб.
    • Контрольная работа Особенности мышления 240 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

    Виды мышления и способы их развития

    В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание. Согласно ей выделяют следующие типы мышления.

    Наглядно-образное

    Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.

    Например, ребенок видит картинку с мячом, летящим в сторону окна, и может образно представить себе развитие ситуации.

    Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.

    К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом. Вот несколько простых советов:

    1. Ежедневно перед сном в ярких красках вспоминайте весь свой прожитый день. С кем вы встречались сегодня? Во что эти люди были одеты? Каким было оформление зданий, в которые вы заходили? Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
    2. Совершайте необычные манипуляции с образами в вашем сознании. Например, представьте, что медведь и слон поменялись ушами. Или что у кита выросли ноги. Не ограничивайте свою фантазию. Чем более нелепую картину вам удастся мысленно представить, тем сильнее это даст толчок развитию мышления.
    3. Несколько раз в день фокусируйтесь на каких-нибудь предметах и пытайтесь подобрать как можно больше слов, описывающих их.

    Наглядно-действенное

    Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.

    Например, ребенок строит башню из кубиков, лепит из пластилина, собирает конструктор. Или взрослый переставляет мебель, укладывает паркет, пришивает пуговицу к брюкам.

    За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга. Развивать его можно следующими способами:

    • играть в шахматы;
    • собирать пазлы;
    • делать поделки из подручных средств;
    • лепить из глины или пластилина;
    • складывать из бумаги фигурки оригами;
    • строить что-то из конструктора.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Абстрактно-логическое

    Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.

    Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.

    Ребенок учится считать, используя имеющиеся под рукой материальные объекты: пальцы, машинки, яблоки, кубики. Если на этом этапе попытаться объяснить ему, что такое числа, он не поймет. Потом, уже в школе, он сможет производить расчеты без манипуляций, прибегая к помощи только лишь абстрактных понятий.

    Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:

    1. Понятие – простейшая единица мыслительной деятельности. С ее помощью мы называем предмет и переносим его в абстрактный план, причисляя к уже известной нам категории. Делается это на основе его существенных признаков. Пример: мы видим самолет, вычленяем главные признаки (два крыла, хвост) и называем его самолетом на основе сходства с уже знакомыми нам подобными объектами.
    2. Суждение – установление взаимосвязи между несколькими понятиями и формирование на основе этого новых понятий. Пример суждения: “Самолет, машина и поезд – это виды транспорта”.
    3. Умозаключение – формирование новых суждений из уже имеющихся. “Самолет – вид транспорта. Транспорт перевозит людей и грузы. Самолет перевозит людей и грузы”.

    Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.

    Вот несколько простых советов по его развитию:

    • читайте слова и предложения задом наперед;
    • придумывайте противоречивые словосочетания: горький сахар, горячий лед, твердая жидкость;
    • сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
    • попытайтесь создать в голове зрительные образы абстрактных понятий: вдохновения, гармонии, духовности, гипотезы и т. п.

    Творческое

    Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.

    Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:

    1. Каждый день узнавайте что-то новое.
    2. Выполняйте привычные дела необычными способами.
    3. Больше путешествуйте.
    4. Включайте импровизацию в самых обычных жизненных ситуациях.

    Мышление рождается из наблюдения

    Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

    Читайте так же  Ощущение, как будто в глазу что-то мешает. Дискомфорт в глазу, как будто что-то мешает Боль в глазу что то мешает

    — — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

    Мыслительные операции

    Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

    1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
    2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
    3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
    4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
    5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
    6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
    7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
    8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

    Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

    Мышление и интеллект

    Интеллект — совокупность умственных способностей человека

    , обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех
    познавательных функций индивида
    (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности1. В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости

    Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект

    — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.

    В психологии существует понятие структуры интеллекта,

    однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый
    Р. Кеттел
    выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую»
    (fluid),
    и статическую — «кристаллизованную»
    (crystallized).
    Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

    Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

    • способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
    • способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
    • способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
    • объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

    Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.

    К наиболее известным тестам такого вида относятся:

    • тест Стенфорда-Бине

      — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;

    • тест Векслера

      — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;

    • тест Равена

      — невербальный интеллект;

    • тест Айзенка (IQ)

      — определяет общий уровень развития интеллекта.

    Универсальные рекомендации по развитию мышления

    Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.

    Больше читайте

    Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.

    Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Пользуйтесь левой рукой

    Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).

    Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:

    • чистить зубы;
    • открывать дверь ключом;
    • есть ложкой;
    • набирать сообщение в телефоне;
    • краситься.

    Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.

    Ведите дневник

    Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить, систематизировать информацию, выделять главное, отсекать лишнее. Особой ценностью обладают абстрактные рассуждения на отвлеченные темы: о процессах, происходящих в мире, о вашем отношении к ним, об общих философских понятиях.

    По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.

    Общайтесь с теми, кто умнее

    Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.

    Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.

    А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.

    Играйте в интеллектуальные игры

    Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.

    Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.

    Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.

    Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки

    Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Не ищите легких путей

    Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.

    То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.

    Тренируйте память

    Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки. Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание.

    Читайте так же  Глазные капли для диабетиков: способ применения

    В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.

    Самокоучинг. Для думающих людей

    Глава 3. Логические уровни мышления

    Говорят, Альберт Эйнштейн высказал мысль, что проблема решается на уровень выше того, на котором она возникла. Но о каких вообще уровнях идёт речь, Эйнштейн не объяснял.

    Зато очень красивую модель таких логических уровней предложил наш современник Роберт Дилтс. Эта модель получила название Пирамида Дилтса или Пирамида логических уровней.

    Прежде, чем начать описывать модель, я предлагаю Вам взять в разработку одну из Ваших конкретных жизненных задач. На каждом уровне пирамиды я буду предлагать варианты вопросов. Подстраивайте их под свою задачу. Пусть Ваш самокоучинг начинает приносить свои плоды.

    Вспомните, и настройте свои коучинговые интонации… Готовы?

    Итак, В пирамиде Дилтса есть 6 основных уровней.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Первый —

    самый простой уровень —
    окружающий мир
    .

    Большинство желаний, которые загадывают дети и многие взрослые, именно на этом уровне: машины и квартиры, друзья и путешествия, слава и карьера — перед глазами возникают картинки того, как это будет (как мы хотим).

    — Что будет самым лучшим решением Вашей задачи?

    — Что Вы хотите увидеть в результате?

    — Как Вы поймёте, что Ваша цель достигнута на все 100%?

    И если действительное пока не соответствует желаемому, значит, задача решается на следующем уровне! Переходим туда!.

    Мы с Вами, будучи взрослыми, знаем, что чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

    Действия

    — это второй логический уровень мышления.

    Советы, которые люди друг другу дают люди в ситуации проблем, сводятся к действиям: ты пойди туда, спроси об этом, купи или сам сделай…

    Многие думающие люди привыкли сразу формулировать задачу:

    — Что мне надо сделать, чтобы…?

    — Как можно достичь желаемого?

    — Что нужно предусмотреть в моем порядке действий ещё, чтобы сработало наверняка?

    — Какой порядок действий будет самым эффективным?

    Если порядок действий для получения желаемого ясен и приводит к результату, проблема решена.

    Но если действия к результату не приводят, или вовсе не понятно, что делать, или мы знаем, что надо делать, но почему-то не делаем, снова будем искать решение на уровень выше.

    Третий логический уровень — уровень навыков и качеств

    .

    А умеем ли мы делать то, что требуется? А умеем ли мы это делать с тем качеством, чтобы это привело к нужному результату?

    «Иди к учительнице и договорись о пересдаче!» — говорит мама сыну. Ей совершенно понятно, что надо сделать. А он начинает приводить странные отговорки. У него в голове просто нет алгоритма и эмоционального образа, как может быть достигнута такая договоренность. Он не умеет, не видит, как.

    Если мы в своих поисках решения понимаем, что не хватает какого-то навыка или качества, значит перед нами стоит задачка:

    — Какие навыки нам понадобятся для выполнения действий?

    — Как можно развить такое умение? Кто может в этом помочь?

    — Может ли другой человек, обладающий нужным навыком, заменить меня в этой ситуации?

    — Действие может быть разного качества. Какое качество (квалификация, мастерство) мне необходимо для этой задачи?

    — Более высокое качество — в чем оно? В чем существенная разница с тем, как я привык делать раньше?

    — Как я узнаю, что я достаточно научился?

    Если все дело только в том, что мы чего-то не знали или не умели, но мы знаем, как восполнить этот дефицит (интернет нам всем в помощь!!), значит, завтра мы научимся, послезавтра реализуем план, а через пару-тройку дней вершина будет взята, не так ли?

    А вот если навыков вроде бы достаточно, а проблема не решается, значит, решение где-то выше.

    До сих пор все было просто и местами даже скучно.

    Действительно, на первых трёх уровнях все все понимают, но энергии действовать там практически нет. Там работают либо привычки либо «через не хочу». Именно поэтому вокруг так много людей, которые жалуются на свою жизнь, даже ходят на тренинги по началу новой жизни, но ничего не меняют — они не поднимаются на более высокие уровни.

    А мы с Вами отправляемся выше. Там будет труднее, но интереснее и ресурснее.

    Четвёртый уровень пирамиды — уровень убеждений и ценностей.

    Если женщина прекрасно выглядит, умеет одеваться и общаться, очень хочет наладить свою личную жизнь, но при этом убеждена, что все мужчины — изменяют и врут, то она просто не будет применять свои навыки и умения для создания новых отношений. Она не сможет довериться новым отношениям. Но дело не в том, что она не делает чего-то, а в ее убеждении про мужчин.

    Если честный человек убеждён, что большие деньги зарабатываются только нечестным путём, а честность — его базовая ценность, он даже не поставит себе такую цель, согласны?

    Но как не просто бывает осознать свои ограничивающие убеждения и «установить» на их место какие-то другие. Хотя для думающего человека, я верю, это по силам. Итак:

    — Какие мои убеждения сейчас мешают Мне решать мою задачу?

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Упражнения

    А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

    Соединяем несоединимое

    Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

    Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

    Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

    • собака и микрофон;
    • башня и ремень;
    • мост и пуговица;
    • газонокосилка и блоха;
    • Луна и субботник.

    Инструкции

    Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

    Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

    1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
    2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
    3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
    4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
    5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
    6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

    Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

    Два события

    Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

    1. Во дворе жалобно заскулила собака.
    2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

    Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

    Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

    1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
    2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
    3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

    Логические цепочки

    Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

    Читайте так же  Моксифлоксацин: инструкция по применению для глаз

    Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

    1. Оба объекта относятся к живой природе.
    2. И то и другое содержит в себе воду.
    3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
    4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

    Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

    Все наоборот

    Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

    Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

    Контекстное мышление

    Как ни странно, доступно даже обезьяне. Вольфганг Кёллер, немецко-американский психолог, в своей книге «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» описал свой знаменитый эксперимент с обезьяной, бананом и ящиком. Всё вроде бы просто: с потолка свисает банан, обезьяна прыгает, чтобы его достать, но не может. Затем она некоторое время думает, смотрит по сторонам, находит ящик, встает на него и достает банан.

    Что тут важно? Что произошло с обезьяной? Она не стала прыгать дальше – она поняла, что надо делать. У нее сложилась целостная картинка ситуации, она поняла контекст. Люди, не понимающие контекст, продолжают прыгать за своим “бананом”, пока не сдуются.

    И Кёллер сделал свое главное открытие: инсайт – это мгновенное усмотрение структуры. Со стороны кажется, что снизошло озарение, но все сложнее (или проще?): в какой-то момент приходит осознание, что пазл сложился. Другой психолог Макс Вернгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» описал подобные эксперименты с людьми и подтвердил выводы Кёллера. Мышление человека — это мгновенное усмотрение структуры, а не метод проб и ошибок, как считалось ранее.

    Контекстное (холистическое, целостное) мышление даёт нам понимание, что не свойства целого определяются свойствами частей, а свойства частей зависят от свойств целого. Проще говоря, надо понять, что есть целое, тогда мы поймем свойства его частей.

    Поняв это, мы приходим к выводу, что сначала надо уловить структуру, целое, а потом уже смотреть, как поведут себя разные свойства этого целого в этой конкретной структуре. Ведь нам важно понять не отдельные части, а взаимоотношения между ними.

    Еще рекомендуем: Границы ТОС

    Простые вещи мы всегда видим целостными образами. Например, я смотрю на белую собаку и вижу именно белую собаку, а не просто что-то белое. Мы сразу видим образ предмета, а не его отдельные части. С бизнесом, даже небольшим, такой фокус не проходит. Как увидеть бизнес целостно, во всей полноте его контекста? Для мгновенного усмотрения структуры бизнеса сначала стоит пройти этап абстрагирования, потренировать своё мышление видеть структуры, системы, надсистемы и подсистемы. Видеть фрактальность этих систем. И hard, и soft. И многое другое.

    Если всё это перенести на мышление человека, то мы увидим следующую картину: человек с развитым контекстным мышлением реагирует не на отдельные стимулы, а на целостную структуру. И эта реакция обычно уже мудрая, спокойная, проактивная.

    По своему опыту могу сказать, что когда удаётся ухватить суть на уровне контекстного мышления, то понимание возникает сначала невербальное и ощущается оно где-то внутри тебя, не в голове, в области груди. Уже затем приходят слова, описывающие это понимание, но эти слова не всегда точны и не всегда их хватает. Но это и не так уж важно. Появляется ясное понимание, что следует делать, а чего делать не следует – бесполезно, а чаще просто вредно.

    В целях диагностики я всегда обращаю внимание, как описывают бизнес и ситуацию владельцы и руководители. Просматривается ли в их сообщениях попытки дать системную, целостную оценку, или они зациклены на частностях. Описывают контекст, или их мышление фрагментарно? Что их больше волнует – hard или soft, или и то, и другое? Речь о глобальном, или о локальном?

    Затем пробую аккуратные заходы – а себя они включают в систему, которая требует улучшения и развития? Когда я слышу, если грубо выразиться, – “ты ко мне не лезь, иди на производство и помоги там навести порядок” – становится ясно, контекст скорее всего “я – начальник, ты – дурак” и работать не стоит. И совсем другое дело, когда человек хочет искренне и по-настоящему глубоко понять то, чем он занимается. Когда его волнуют суть и смысл его бизнеса, его работы.

    Полезная литература

    Помните первый пункт наших рекомендаций по развитию мышления? Тот, в котором говорилось про чтение. Самое время воплотить его в жизнь. Делюсь с вами тремя моими любимыми книгами по развитию мышления:

    1. “Латеральное мышление. Учебник” Эдвард де Боно. Книга всемирно известного психолога посвящена развитию креативного нестандартного мышления. Автор уверен, что за этим видом мышления будущее. Учитывая, что в школах и институтах творческому мышлению не учат от слова совсем, человек, развивший его до высокого уровня, будет иметь серьезное конкурентное преимущество. В книге вы найдете множество различных упражнений, которые научат вас мыслить нешаблонно и оригинально.
    2. “Мозгоускорители” Ричард Нисбетт. Эта книга научит вас применять методы и приемы из различных наук для того, чтобы более эффективно и продуктивно мыслить. Вы узнаете, почему логические и математические законы применимы не ко всем ситуациям и как избежать распространенных ошибок в построении умозаключений. Книга серьезная и кому-то может показаться сложной, но в этом ее основная ценность.
    3. “Мышление. Системное исследование” Андрей Курпатов. Пожалуй, самая объемная, глубокая и неожиданная книга, посвященная мышлению. Прочитав ее, вы будете знать о мышлении все. В ней нет упражнений и заданий, зато есть очень много информации к осмыслению.

    Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

    В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

    Викиум

    Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    BrainApps

    На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Загадки да-Винчи

    Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Викторина “Что? Где? Когда?”

    Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    В уме

    Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?

    Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *